"Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей и культурой города Санкт-Петербурга"
статья (подготовительная группа) по теме

Куликова Елена Прокофьевна

Статья о системе работы с детьми и родителями по петербурговедению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 83 детский сад комбинированного вида Центрального района Санкт-Петербурга

"Ознакомление детей

старшего дошкольного возраста с  историей и культурой города Санкт-Петербурга"

Автор:

воспитатель логопедической группы

Куликова Е. П.

Санкт-Петербург

2014 год

ВВЕДЕНИЕ

       Нашим детям посчастливилось родиться в одном из красивейших городов мира, богатом своей историей и культурой. - Санкт-Петербурге. Наше дошкольное образовательное учреждение находится в красивом историческом месте города на улице Малая Садовая. Вокруг детского сада находятся музеи, театры, парки и сады. Само учреждение находится в красивых домах, построенных в прошлом веке улиц Малой Садовой, Садовой и Итальянской.

      Санкт-Петербург был основан, как культурная столица России - ..."окно в Европу", - возложена культурная миссия объединения культурно-исторических знаний нескольких цивилизаций (религий). Смешение нескольких религиозных воззрений (знаний) наложило свой отпечаток на облик города.

      Поэтому знакомство с культурным наследием города даст возможность прикоснуться ребёнку к мировой культуре и культуре России, как жизненного пространства. Наш город многонационален. Детский сад посещают дети граждан ближнего и дальнего зарубежья, дети мигрантов.

      В дошкольном детстве происходит становление личности ребёнка. В этот период происходит закладывается интерес, любовь и уважение к своему городу, как к малой Родине. Понимание Родины у ребёнка связано с конкретными представлениями о том, что близко, дорого.

      Дети, родившиеся в Санкт-Петербурге, с детства видят великолепие родного города. Эта красота становится для них обыденной. Дети приезжих, работающих у нас в стране родителей, чаще не понимают истории, культуры и красоты города.

      Нам педагогам надо помочь понять детям культурно исторические истоки нашего города, нашей страны. Помочь приезжим семьям стать частью нашей истории.

       Поэтому я столкнулась с проблемой необходимости разработать систему взаимодействия с детьми и их родителями по ознакомлению детей с историей и культурой нашего города.

       

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСТОРИЕЙ И КУЛЬТУРОЙ ГОРОДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

      Моя система работы по ознакомлению детей с историей и культурой родного города имеет следующую цель -

 - Воспитывать у детей интерес к истории и культуре родного города.

 - Формировать такие нравственные качества, как:

- гордость за город, в котором они проживают,

- уважение к труду создателей и к труду создающих город,

- уважение к гражданам проживающим в городе.

 - Развивать умение ориентироваться в городе.

 - Развивать у детей через культурно-историческое окружение города творческие способности детей и навыки из познавательной деятельности.

     

      Поэтому я выделила задачи в работе -

 - Формировать у детей интерес к общественной деятельности города.

 - Расширять знания детей о городе.

 - Познакомить детей с историей и архитектурой города.

 - Развивать умение детей описывать объекты города, свои впечатления.

 - Познакомить детей с этикетом города - культурой поведения в общественных местах.

 - Воспитывать в детях "петербуржца".

СИСТЕМА РАБОТЫ

      Работая с детьми уже много лет, я заметила, что взаимодействие необходимо не только с ребёнком, но и с его родителями.  Иногда мне самой не хватало знаний в некоторых вопросах. Поэтому я наметила пути реализации моей цели -

  1. Повысить свою компетенцию в вопросах касающихся изучения культуры и истории Санкт-Петербурга, через чтение специальной литературы и материалов сайтов социальной сети Интернет.
  2. Постараться сплотить семьи детей разных культурных групп, через специально организованную совместную деятельность.
  3. Создать, специально организованную, развивающую среду в группе.
  4. Создать детские игровые проекты.

 

      Изучая и отбирая материал для работы, я много интересного узнала об истории города, освежила и дополнила свои знания. Пока отбирала материал поняла, что город наш многогранен - многонационален и люди исторически живут и взаимодействуют между собою. Я поняла, что "россиянин" это не просто русский, светловолосый, светлокожий, а множество людей уживающихся друг с другом, сохраняя свои традиции, несущие свою культуру, - синтез народов проживающих в Российском государстве.

      В отборе материала для взаимодействия с семьями детей я учитывала:

 - национальность представителей семьи,

 - их интересы,

 - отношение к представителям других национальностей;

в этом мне помогло анкетирование, личные беседы с родителями, записки с вопросами от родителей по вопросу, о том, что бы они хотели узнать о городе, сделать.

      Были организованы родительские собрания, организована работа "Гостиной на Итальянской", где происходили встречи семей организованные по темам, выявленным из анкет и записок. Очень действенными оказались совместные походы в музеи "Этнографии народов" и "Русский музей", в кукольный театр имени Домени.

      Ознакомление детей с городом я спланировала таким образом -

  1. Знакомство с детским садом, его помещениями, местом расположения.
  2. Улицей, где находится детский сад, улицами окружающими ДОУ.
  3. История возникновения города.
  4. Архитектура города.
  5. Реки, садово-парковый ансамбль города.
  6. Люди живущие в городе.

      Опираясь на выше сказанное, я разработала долгосрочный проект по ознакомлению детей с историей и культурой города Санкт-Петербурга.

      Организовывая развивающую среду группы, я опиралась на то, что она должна помогать достичь образовательно-воспитательные задачи. В группе оформлены стены видами города. В группе организован уголок "Петербурговедения". Это удобное и эстетически оформленное место, где дети имеют возможность в уютной обстановке общаться с материалами, рассматривать иллюстрации, журналы и альбомы. Также я интегрировала материал по петербурговедению в другие развивающие уголки -

 - уголок изобразительного творчества - раскраски, обводки, штриховки;

 - уголок конструирование - настольный деревянный конструктор и "Лего" со схемами построек и сборок объектов города.

 - уголок физического развития - разработаны в стихотворной форме, с опорой на схемы, комплекс утренней гимнастики, гимнастики после сна, подвижных игр.

 - уголок развивающих игр разработаны настольно-печатные игры.

      Совместно с детьми я придумала сюжетно-ролевые игры. Дети очень помогли мне в этом. Предварительно мы проходили определённую тему и после этого закрепляли её в игре. Я предлагала подумать вместе, как можно поиграть в архитекторов, в знаменитых людей, в Царский бал и т. д. Дети с удовольствием начинали придумывать, как можно играть, что для этого понадобится. В группе совместно с родителями был организован уголок "ряженья". Одежда очень помогала детям перевоплотиться, принять на себя образ. Это их раскрепощало, способствовало проявлению творчества, проявлению положительных эмоций.

      Родители группы постепенно втянулись в работу группы, помогали подобрать литературу для детей и взрослых, шили костюмы для игр, приняли участие во внутригрупповом конкурсе "Великий город Санкт-Петербург". Принесли и подарили свои творческие работы - картину и макеты архитектуры.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Организовав работу по Петербурговедению, я отметила, что у детей появился интерес к городу, как к объекту познания. Они стали ориентироваться в нём, стали понимать карту города. Город стал объектом разговоров детей в повседневной жизни.

      Считаю, сто поставленная мною цель в работе достигнута, так как в результате проведённой работы -

 - появились эстетические суждения детей о городе, отражающие средства художественной выразительности архитектурной среды,

 - у детей появилась субъективная оценка города, выражаемая словосочетанием "моё любимое место", которое теперь относится не только к городу в целом, но и к архитектурным ансамблям, с которыми я их знакомила,

 - они научились, любить, понимать, беречь и гордиться своим городом.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Алифанова Г. Т. Первые шаги. Программа воспитания юного петербуржца. - СПб., 2000
  2. Анциферов Н. П. Душа Петербурга. - 1990.
  3. Добринская Л. Там, у Невы наш первый сад. - СПб., Лицей. 1992.
  4. Рыбалова Н. Ознакомление с родным городом, как средство ратриатического воспитания. Дошкольное образование - 2003, № 6.
  5. Ермолаева Е. К., Воронина А. Н. Мой город. СПб., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ Совместной деятельности воспитателей, детей старшего дошкольного возраста и родителей «Наш любимый Санкт-Петербург»

Расширять представления детей о родном городе. Формировать социальную и личную мотивацию детей старшего возраста. Изучение истории города через судьбы знаменитых петербуржцев.На примере подвига ленинг...

Сценарий праздника ко дню города для детей старшего возраста "Я люблю свой город - Санкт-Петербург!"

Уважаемые коллеги, предлагаю вам сценарий праздника ко дню города Санкт-Петербурга для детей старшего возраста. К детям в гости приходит взрослый персонаж - Художник, поэтому игры и задания по ходу пр...

Конспект тематического досуга по правилам дорожного движения с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Кронтик на улицах Санкт-Петербурга»

Продолжать знакомить детей  с правилами дорожного движения и учить практически применять их в различных ситуациях....

«Роль изучения истории и культуры города Санкт-Петербурга в воспитании детей старшего дошкольного возраста»

Очень важно знакомить детей с их малой родиной – городом Санкт-Петербургом – в дошкольном возрасте....

Роль изучения истории и культуры города Санкт-Петербурга в воспитании детей 7-го года жизни

Санкт-Петербург является одним из красивейших городов мира, богатым своей культурой и историей. Очень важно знакомить детей с их малой родиной – городом Санкт-Петербургом – в дошкольном во...

Консультация для родителей: " Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой города Санкт - Петербург"

Санкт-ПетербургОн царя Петра творенье,Город славы, город-сад.Кораблей заморских флаги,Вдоль Невы дворцов парад.    (В. Степанов) На протяжении истории имя нашего города менялось несколь...