План работы с родителями по образовательной технологии «Воспитание у старших дошкольников положительного отношения к малым народам Югры - ханты»
методическая разработка на тему

Козицына Светлана Александровна

Воспитание чувства уважения к жизни, традициям и обычаям народов ханты.Развитие интереса к творчеству народа ханты. Обеспечение единства воспитательных воздействий детского сада и семьи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл план работы с родителями31.5 КБ

Предварительный просмотр:

План работы с родителями по образовательной технологии «Воспитание у старших дошкольников

положительного отношения к малым народам Югры - ханты»

         Цель. Воспитание чувства уважения к жизни, традициям и обычаям народов ханты.

                   Развитие интереса к творчеству народа ханты.

                  Обеспечение единства воспитательных воздействий детского сада и семьи.

№ п/п

Форма мероприятия

Тема мероприятия

1.

Анкетирование

«Всей семьёй в музей»

2.

Анкетирование

«С любовью к малой родине - Югре»

3.

Семейная гостиная

 «Сказка под подушкой»

4.

Консультативный пункт

«Югра – мой край родной»

5.

Выпуск семейной газеты

«Моя семья на хантыйском стойбище»

6.

Выставка работ

«Творенья наших рук»


Анкета  «Всей семьёй в музей»

1.Как Вы думаете, нужно ли посещать с ребенком музей. Если да, то зачем?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 2.  Какую цель Вы преследуете, посещая музей?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Чем отличается посещение музея от других семейных  мероприятий?

  ____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

4. Сколько раз Вы были с ребёнком в музее?

_____________________________________________________________________________

5. Ваши пожелания.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!

 Анкетирование «С любовью к малой родине - Югре»

1. Знаете ли Вы, какие народности населяют наш край?

_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________        

2. Посещали ли Вы с ребёнком краеведческий музей города и хантыйское стойбище Югры?

______________________________________________________________________________

3. Интересуетесь ли Вы историей нашего края? В связи с чем?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

4. Проявляет ли Ваш ребёнок интерес к историей нашего края?

_____________________________________________________________________________

5. Что именно больше всего интересует Вашего ребёнка?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.   Знаете ли Вы названия традиционного жилища ханты, предметы быта, домашней утвари? Какие?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Что бы Вы еще хотели узнать о коренных народов Югры?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!

Семейная гостиная

Тема «Сказка под подушкой»

                                     Рассматриваемые вопросы.

  • Сказки детские как наиболее популярный жанр устного народного
    творчества народа ханты.
  • Значение фольклора в литературном образовании дошкольников.
  • Организация выставки  детских сказок для чтения

Проблему литературного образования в дошкольных учреждениях можно решать на основе регионального компонента, т. е. ознакомление детей дошкольного возраста с эпосом нашего региона - Ханты-Мансийского автономного округа. Устное народное творчество ханты  является одним из единственных источников, которые фиксируют события далекого прошлого нашего округа. Обско-угорский фольклор историчен, более архаичен, имеет огромный познавательный запас для литературного образования дошкольников.

Сказки детские отличаются от других по сюжетам, образам, характеру исполнения, функциям. Мир предстаёт в образах зверей, птиц, домашних животных, в образах природных стихий – огня, неба, облаков, ветра, в образах деревьев, растений, даже бытовых предметов (платок, стелька, стружка и др.), все они между собой если не связаны напрямую, то как – то сопряжены. Многие из них умеют действовать по – человечески. Сказка захватывает ребенка своим содержанием, расширяет воображение, фантазию, вместе с тем расширяет его жизненный опыт, дает ему представление о морали, справедливости, необходимости борьбы со злом. Основанная на вымысле, она связана с действительностью.

        При ознакомлении детей с эпосом ХМАО особое внимание должно уделяться восприятию детьми произведений, их слушанию и беседам о прочитанном, рассмотрению иллюстраций. После прочтения сказки, спросите у ребёнка о впечатлении; пусть он постарается пересказать наиболее понравившийся эпизод, даст оценку описанным событиям, героям и их поступкам.

Детские сказки призваны развивать поэтический слух детей, воспитывать художественный вкус, обогащать чувственный опыт ребенка.

Устное народное творчество ханты  несет познавательное знание, способствует возникновению молодого поколения и подготовке их к жизни. Вместе с тем оно является своего рода развлечением в часы отдыха. В фольклоре ханты отражены попытки понять, осмыслить окружающий их мир. Ценность фольклора народов состоит еще в том, что он является едва ли не единственным источником, фиксировавшим события далекого прошлого. Хантыйский фольклор более органичен, историчен, более дифференцирован по жанрам, у него богаче мифологический пласт.

Таким образом, фольклор обских угров отражает мировоззрение народа, его образ жизни, сохраняет и передает детям традиции, обычаи народа. В то же время сказки народов ханты  формируют у детей общечеловеческие ценности: добро, справедливость, честность, трудолюбие и другие, необходимые для жизни в обществе.

Фольклор обских угров изучали такие исследователи как Е.М. Мелетинский, Е. Шмидт, Е.И. Ромбандеева, Е.С. Новик, Д.В. Горо-денко. Рассматривая и изучая хантыйские сказки, ученые пришли к выводу, что в сказке максимально воплощается идея единства обучения и воспитания. В сказках содержится богатый познавательный материал: обычаи, быт, традиции, географические и исторические знания.

У ханты и манси много детских сказок и стишков - диалогов. Это короткие рассказы почти исключительно о животных. Среди них очень распространенный у разных народов мотив о лисе, крадущей пишу. Хантыйский текст выглядит более традиционным, в нем отражены реалии охотничье-рыболовецкого быта. Другие сказки повествуют о различных событиях в жизни зверей и их взаимоотношениях. Благодаря форме изложения подобные тексты легко запоминались детьми.

В своих исследованиях Е.И. Ромбандеева отмечает, что ханты обладают богатейшим устным народным творчеством. Среди произведений фольклора имеются такие, как:

- мифические сказания - это народное мировоззрение о возникновении земли и жизни на земле (о людях, о животных, о растительном мире);

- сущность мифа - рассказ о прошлом;

- призывные песни, посвященные духам-предкам, заклинания;

- героические песни, сказания - это исторически обрядовые произведения;

часть их относится к обрядовым произведениям, другие складываются, как воспоминания о прошлом предков;

- песни, посвященные воспеванию медведя, сильному зверю, хозяину леса;

сатирические, юмористические песни, которые исполняются только на медвежьем празднике;

- лирические песни;

- в песнях о себе, о других и об окружающем мире, в песнях судьбы люди излагают свои мысли, желания, надежды, прославляют ум и волю, иногда осмеивают слабости, лень, поют о любви. Такие песни широко не оглашаются;

- сказки, они сочинены прозой и посвящены самой различной тематике жизни. В них отражена вся жизнь народа со всеми ее радостями и горестями, мудростями и оплошностями, умением вести борьбу с суровой окружающей природой. В них отражена также вся прошлая жизнь народа; это могут быть пересказы о героических делах предков или обучение людей мудрости на охоте, о нравах людей, обычаях и обрядах, о животном мире;

- детские сказки, особого рода произведения, знакомящие детей с действительностью окружающего мира, с взаимосвязью явлений природы на простых примерах. Они несут нравоучительный характер;

- множество загадок, в которых отражен весь окружающий мир; загадки о животных, рыбах, растениях, земле, человеке и его духовном мире;

- пословицы и поговорки;

- нравоучения и запреты, сводимые в итоге к сохранению здоровья человека, охране окружающей среды.

Сказки - наиболее популярный жанр устного народного творчества обских угров. Этот вид фольклора у коренных жителей Севера называется по-хантыйски моньсь.. Если в фольклористике одним из критериев выделения сказки служит обычно наличие элементов фантастики, вымысла, то хантыйские и мансийские рассказывают о событиях якобы имевших место в действительности.

Большинство сказок посвящено животным, которые в сказках нередко наделяются человеческими качествами, вступают в контакты с людьми, помогают им. Помощниками людей чаще всего выступают выдра и бобр. Особой хитростью и умом наделена лиса.

Сказки о богатырях занимают значительное место в фольклоре ханты. Изучением сказок о богатырях занимался Е.М. Меле-тинский. Основная тема сказок о богатырях - это военные походы с целью сватовства или кровной мести, сражение с другими богатырями, сражение с мифологическими существами и духами .

Легенды и придания, сказания устного народного творчества в своей основе отражает то или иное событие, они созданы народами ханты и манси на основе тех реальных событий, фактов, которые нередко являются  единственном источником знаний о прошлом народов, лишенного зафиксированной истории и летописной традиции.

Все виды устного народного творчества имели познавательное значение и способствовали возникновению молодого поколения и подготовке их к жизни. Вместе с тем они являются развлечением в часы отдыха. В устном народном творчестве народов ханты отражены попытки понять, осмыслить окружающий их мир. Ценность фольклора бессмысленного народа состоит еще в том, что он является едва ли не единственным источником, фиксировавшим события далекого прошлого.

Самой значительной частью фольклора ханты  является героический эпос северных народов. Изучением героического эпоса занимался мадьярский ученый Ф. Манукачи. Былины, героические сказания были посвящены исключительно военным походам хантыйских богатырей и князей, прославлению выдающихся качеств народных героев (отрывок). Центральными моментами былин являются битвы, из которых богатыри выходят победителями. Изображение этих сцен в былинах ярко и красочно.

Консультативный пункт

Тема. «Югра – мой родной край»

                                                                               Наш округ – седой богатырь

                                                                               Свой дух возродил величаво

                                                                               Опора России – Урал и Сибирь

                                                                               Гордимся Югрою по праву!

                                   Рассматриваемые вопросы.

  1. Наш автономный округ.
  2. Историческое прошлое нашего края.
  3. Роль нашего округа в жизни современной России.
  4. Играйте в народные подвижные игры!

Россия очень большая, богатая, многонациональная страна. Родной край детей находится внутри России и называется Ханты–Мансийский автономный округ. Коренными  жителями округа являются народы ханты и манси.

 Ханты-Мансийский автономный округ расположен в центральной части Западно-Сибирской равнины. Основную часть территории округа занимает заболоченная тайга с большим количеством рек и озер. По территории округа с юга на север протекают две крупнейшие реки России – Обь и Иртыш.

Именно географическая среда накладывает глубокий отпечаток на общее развитие народностей, издревле населяющих эти места. Физическая выносливость, развитость внешних органов чувств, хорошая память, рассудительность, острым ум, любознательность, честность, общительность – вот качества, которыми обладают коренные жители Ханты-Мансийского автономного округа – ханты. У этих народностей испокон веков  вырабатывался свой, самобытный нравственный уклад, своя духовная культура.  И это культурное наследие Югорских народов является неотъемлемой частью нашей народной педагогики, которая являет собой совокупность позитивных знаний о природе родного края, повадках животных и птиц, ориентации в повседневных  бытовых ситуациях, нравственно-эстетических нормах поведения передаваемых от старших поколений младшим в процессе воспитания.

Известно, что знание прошлого помогает лучше осознать настоящее. Исторический опыт показал, что полный отрыв от традиционной деятельности ведет к культурной деградации целого поколения или его большинства. Именно народы Севера – хранители огромного многовекового опыта гармоничного сосуществования с Природой, и этот опыт должен стать достоянием человека.

Изучение, обобщение и внедрение лучших народных традиций, обычаев имеют большое научно-познавательное и образовательно-воспитательное значение, поэтому начинать формировать знания о родном крае необходимо уже с дошкольного возраста.

Ханты-мансийский автономный округ играет большую роль в жизни современной России. В таежных лесах обитает пушной зверь и лесная птица; в реках и озерах плавает много ценной рыбы. На протяжении веков основными занятиями ханты и манси были рыбный и охотничий промыслы. Поэтому необходимо формировать у дошкольников представления о многообразии животного и растительного мира родного края, о коренных жителях нашего края, о значении растительного и животного мира в жизни и культуре народов Севера; дать представления о полезных ископаемых нашего края, а также обобщить знания детей о своем городе, его истории, достопримечательностях и людях, которые живут и трудятся в нем.

Такие знания по данной теме сформируют у детей умение ориентироваться в окружающем мире, будут воспитываться нравственные качества и правила поведения в природной и социальной среде.

Родители являются важными участниками воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, и,  как никто другой, должны помогать педагогам формировать первые представления о коренных жителях округа, об их жизни и быте.

Отец и мать – это зеркало, в которое смотрится растущий человек – их ребенок, и очень важно, чтобы он обязательно находил в нем отражение лучших человеческих качеств.

Ежедневно (а не только в дни отдыха) выделяйте хотя бы немного времени для занятий и игр с ребенком, бесед с ним.

Играйте с ребенком в подвижные игры («Прятки в снегу», «Заячьи прыжки», «Игра с кольцом», «Деревянная нога», «Оленья упряжка», «Броски аркана» и др.), рассказывайте ему сказки («Хлебушко» «Сын земли»), рассказы, легенды, предания («Как появились комары»). При чтении художественной литературы детям, подчеркивайте, что герои – трудолюбивые, честные, смелые, добрые.

Знакомьте детей с культурой ханты непосредственно во время посещения музеев, художественных выставок, совместных просмотров телепередач, слушания аудиозаписей, во время вашего совместного отдыха с детьми. Рассматривайте иллюстрации и картины, обращайте внимание ребенка на окружающую природу.

Вот пример подвижной игры « Заячьи прыжки»

Игра проводится в любое время года: летом – на песке, зимой – на мягком снегу. Дистанция для прыжков произвольная и определяется перед каждыми прыжками по договоренности между участвующими.

Цель. Способствовать развитию силы ног, прыгучести, координации движений, ловкости.

Перед игрой определяют дистанцию, в начале которой проводится стартовая линия, а в конце – линия финиша или кладется любой предмет, до которого надо допрыгать. Все участники становятся у стартовой линии, принимая исходное положение – стоя ноги врозь. По команде старшего все участники начинают выполнять «заячьи прыжки», стараясь как можно быстрее и без ошибок преодолеть всю дистанцию. Кто сделает это первым, тот становится победителем.

Сами же «заячьи прыжки» выполняются так: от линии старта игрок отталкивается двумя ногами и приземляется на одну любую ногу, затем, оттолкнувшись ею, приземляется опять на две ноги. Если участник нарушает чередование положения ног во время исполнения «заячьих прыжков», то он выбывает из игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы с родителями по духовно-нравственному воспитанию. Старшая группа

Перспективный план работы с родителями старшей группы по духовно-нравственному воспитанию детей на социокультурном опыте (разработано на методологических основах программы для дошкольно...

Тема опыта: «Воспитание у старших дошкольников познавательного интереса к малой родине в процессе реализации проекта с региональным компонентом»

Тема опыта:  «Воспитание у старших дошкольников познавательного интереса к  малой родине в процессе реализации проекта  с региональным компонентом»Автор опыта: Чупрова Наталья Александр...

Организация работы в «Экологической гостиной» по воспитанию у старших дошкольников положительного отношения к природе

В «Экологической гостиной» были проведены консультации с родителями, на которых объяснилась важность экологического воспитания у дошкольников, а также проходила организованная образователь...

Организация работы в «Экологической гостиной» по воспитанию у старших дошкольников положительного отношения к природе

В «Экологической гостиной» были проведены консультации с родителями, на которых объяснилась важность экологического воспитания у дошкольников, а также проходила организованная образователь...

План работы. Тема: «Использование современных образовательных технологий в условиях перехода на новые образовательные стандарты»

Тема:  «Использование современных образовательных технологий в условиях перехода на новые образовательные стандарты» Цель деятельности: создание условий для регулярного осуществл...

Воспитание у старших дошкольников патриотических чувств к малой родине через ознакомление с профессиями родного края

В статье раскрываются особенности воспитания у старших дошкольников  патриотических чувств к малой родине через ознакомление с профессиями родного края...