Главные вкладки

    Проект (старшая группа) по теме:
    Педагогический проект по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников "Мой город"

    Чернявская Наталия Николаевна

    Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. С. Н. Федорова отмечает: «Ребенок с первых лет своей жизни должен всем сердцем, всей душой полюбить свой родной край, свою родину, свою этническую и национальную культуру, испытать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю».

    Для успешности работы с детьми  дошкольного возраста по  ознакомлению  с  городом, где они живут был разработан и внедрён педагогический проект по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников "Мой город". В рамках реализации данного проекта родители и дети приняли участие в выставке сотворчества "Достопримечательности нашего города", организовали путешествие-прогулку (фотоальбом) "Вместе весело шагать по Нижневартовску!".

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Проект «Мой город  – Нижневартовск».

    Актуальность

    Научить ребенка чувствовать красоту родной земли, уважать и гордиться людьми, живущими на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает его с детства — одна из главных задач педагогов, родителей. Культура, природа родного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души. Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма. Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства.

    Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем.

    Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. С. Н. Федорова отмечает: «Ребенок с первых лет своей жизни должен всем сердцем, всей душой полюбить свой родной край, свою родину, свою этническую и национальную культуру, испытать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю»

    Для успешности работы с детьми   по  ознакомлению  с  городом,  где  они  живут,  необходимо применить проектный метод.  Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма.

    Тип проекта: Информационный

    Срок реализации проекта: средней продолжительности - 3 месяца

    По количеству участников: групповой

    Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители (законные представители). 

    Проект интегрируется с образовательными областями «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»

    Цель проекта: Дать детям знания о родном городе Нижневартовске, его истории, развивать познавательные и творческие способности, воспитывать чувство гордости за свою малую родину.

    Задачи:

    ОО «Познавательное развитие»

    • формировать представления о Родине на основе ознакомления с ближайшим окружением;
    • воспитывать добрые чувства, интерес к месту, где живет ребенок;
    • развивать эмоционально-ценностное отношение к родному дому, своей семье, улице, городу;
    • сформировать представления о понятиях «город», «район», «улица», «дом», «достопримечательности».

    ОО «Художественно-эстетическое развитие»

    • формировать и активизировать у детей проявление эстетического
      отношения   к окружающему миру в разнообразных ситуациях;
    • развивать эстетическое восприятие, эмоциональный отклик на проявление красоты в окружающем мире, изображение его в произведениях искусства и собственных творческих работах;
    • воспитывать у детей чувства гордости, восхищения красотой родного города.

    ОО «Речевое развитие»

    • развивать умение игрового общения со сверстниками, желание
      участвовать в совместной коллективной деятельности;
    • стимулировать   речевое творчество детей.

    ОО «Социально-коммуникативное развитие»

    • воспитывать доброжелательное отношение к товарищам, внимательное отношение к родному городу, его красоте;
    • развивать положительную самооценку, уверенность в себе, стремление к
      новым достижениям.

    ОО «Физическое развитие»

    • развитие двигательной активности, формирование физических качеств в подвижных играх, динамических паузах, физкультминутках;
    • формирование основ положительного отношения к своему здоровью.

    Предполагаемые итоги реализации проекта:

    • Знание детьми достопримечательностей, улиц своего микрорайона, их истории;
    • Умение детей ориентироваться в своем микрорайоне;
    • Умение рассказать, о своем доме, улице, памятниках с помощью наглядного материала;
    • Умение передавать в рисунках и в конструктивной деятельности свои впечатления от прогулок и экскурсий по городу;
    • Развитие познавательных способностей, чувства гордости за свой город, желания узнать что-то новое о нем.

    Реализация проекта:

    Подготовительный этап

    1. Выявление проблемы, формулирование цели, задач проекта.
    2. Разработка проекта, подбор литературы (методической, художественной).
    3. Подборка иллюстративного, наглядного, демонстрационного материала о городе Нижневартовске.
    4. Приобретение наборов открыток, фотографий с достопримечательностями родного города;
    5. Сбор и систематизация материала о улицах нашего города, его истории, достопримечательностях.

    Начальный этап

    1. Анализ бесед, диагностические  исследования выявили низкий уровень знаний детей о своем городе.   Перед детьми была поставлена проблема: «Как мы можем больше узнать о нашем городе?».
    2. Опрос родителей о том, как они знакомят детей с родным городом, показал низкий уровень мотивации к данной теме.
    3. Составлен перспективный план мероприятий.
    4. Определены пути поиска информации: книги; компьютер; опыт родителей; посещение музеев, экскурсии по городу.

    Продуктивный этап

    Работа с детьми

    Работа с родителями

    1. Рассматривание: альбомов и фотографий о нашем городе, карты города и области,

    2. Просмотр видеофильмов «Мой любимый Нижневартовск»

    3. Рассматривание герба города, рассказ истории его возникновения.

    1. Совместное посещение родителей и детей памятных, красивых мест в городе – фотоотчет «По красивым местам моего города!»;

    2. Экскурсия в музей  культуры и быта «История города, края»;

    3. Домашние задания для родителей и детей (использование интернета в поиске информации).

    4. Участие родителей и детей в составлении  рассказов «Если бы ты стал мэром города, что бы ты изменил».

    5. Помощь родителей в оформлении патриотического уголка в группе «Моя малая Родина - Нижневартовск».

    1. Рассказ «О краеведческом музее».

    2. Цикл бесед с детьми о прошлом и
    настоящем нашего города, о людях, которые прославили наш город.

    3. Беседа: «Природные богатства нашего края. Профессия нефтяник».

    4. Составление рассказов на тему «Если бы ты стал мэром города, что бы ты изменил».

    5. Беседа по вопросу: «Какой памятник является визитной карточкой г. Нижневартовска», расскажи о нем.

    Дидактические игры: «Узнай по описанию»; игровое упражнение  «Самый внимательный горожанин»; «Город – это хорошо и плохо»; «Угадай, куда пришел турист».

    Отгадывание загадок об объектах города.

    Аппликация: «Герб Нижневартовска»

    Рисование сотворчество родители – дети «Памятник «Покорителям Самотлора»».

    Конструирование из мелкого строителя на тему: «Улицы города»

    Слушание песен о Нижневартовске «Туман над городом», «Белый город», «Самотлорская ночь», «Пароходик» и. т. д.

    Рефлексивный этап

    1. Оформление фотовыставки «Мой любимый Нижневартовск»

    2. Организация выставка сотворчества «Достопримечательности нашего Нижневартовска» (поделки, рисунки, фотоколлаж).

    3. Web-квест для родителей, детей, педагогов «Путешествие с Югорской»

    3. Изготовление книги «Если бы я стал мэром города».

    4. Фотоальбом «По красивым местам моего города!».

    5. Показ видеофильма, презентации  о Нижневартовске.

    Вывод: Результатом данной работы является ребенок, осознающий себя гражданином, не только в современном, но и в историческом пространстве страны и города. Он любит свою Малую Родину, свою семью, своих сверстников, хочет сделать жизнь лучше, достойнее и красивее. Является носителем еще оформляющейся, но уже весьма устойчивой системы ценностей. Этапы реализации и презентации проекта были представлены в виде итогового мероприятия «Мы – жители Нижневартовска!» с участием родителей, в ходе которого были решены все задачи, сформулированные на этапе разработки.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия для детей старшего школьного возраста

     «Прогулка по Нижневартовску»

    Воспитатель

    первой квалификационной категории

    Чернявская Н. Н.

    Программное содержание:

    Воспитывать любовь к родному городу Нижневартовску. Обобщать знания детей о своем городе, улицах города; улицах, прилегающих к детскому саду. Углублять знания детей о достопримечательностях города(кинотеатры, театры, памятники, аэропорт, железнодорожный и речной вокзалы). Закреплять знания детей о людях разных профессий, живущих в нашем городе.

    Материал:

    Фотографии видов города Нижневартовска, буквы на магнитах, плакаты с надписью: «Нижневартовск», «Самотлор», контур герба города с дополнительными деталями, обруч, предметы к игре «Кто ты?». Карточки с заданиями.

    Ход занятия:

    Под звуки «Самотлорского вальса» дети входят в зал, украшенный детскими рисунками по теме и встают полукругом.

    Предлагаю детям совершить прогулку по любимому городу- Нижневартовску.

    Обращаю внимание детей на то, что на доске зашифрованное слово. Оно очень известное и знаменитое. Его знает каждый житель нашего города – САМОТЛОР.

    Но прежде чем узнать, что это за слово, вы должны выполнить задания:

    1 задание: «Слушай не скучай, на вопросы отвечай».

    1. Как называется город, в котором вы живете?
    2. Как зовут жителей нашего города?
    3. На какой реке стоит наш город?
    4. Сколько лет нашему городу?(42)
    5. Какая профессия людей считается самой главной в городе?
    6. Что называют «черным золотом»?
    7. Назовите несколько улиц, расположенных рядом с нашим детским садом(открываем букву «с»).

    2 задание: «Посмотри и назови».

    На экране вы увидите разные виды города. Нужно правильно назвать достопримечательности города.

    Внимание на экран -открывается буква «а»).

    3 задание: Какие стихи о родном городе вы знаете? Мы с удовольствием послушаем (открывается буква «м»).

    Физкультминутка:

    «Каждый день по утрам делаем зарядку,

    Очень нравится нам….»

    3 задание:

    Назвать пословицы и поговорки о родном крае.

    Ребята, для каждого из вас Нижневартовск- Родина. Давайте вспомним пословицы и поговорки о родной стороне.

    - Хвали заморье, а сиди дома!

    -Всякому мила родная сторона!

    -Чужая сторона – мачеха, а родная- матушка!

    - На чужой сторонушке и весна не красна.

    -Дома и стены помогают.

    - Чужая сторона- дремучий бор, а родная сторонка- полянка на пригорке.

    - Скучно Афонюшке на чужой сторонушке.

    - Каждому свой край сладок.

    - Своя сторона не бывает холодна.

    Открывается буква «о»- (2 буквы «о»).

    5 задание: «Работа на карточке».

    Уточнить, чем богат наш край?(нефть, рыба, лес, дикоросы, животные и т.д.).

    Обозначить на таблице животных нашего края.

    Открывается буква «т».

    6 задание:  Кто ты?

    Под музыку часть детей бежит вокруг расположенных в обруче предметов. После окончания музыки каждый берет один из предметов и отвечает на вопрос «Кто ты по профессии? Где работаешь? (открывается буква «л»).

    7 задание: Работа на карточке

    У каждого города есть свой флаг и герб. Давайте посмотрим на греб нашего города и объясним значение символов. Предлагаю детям правильно раскрасить цветными карандашами силуэт герба нашего города.

    Открывается буква «р».

    Молодцы ребята! Вы выполнили все задания. Расшифровали слово «Самотлор».

    Уточнить, что обозначает это слово. Чем оно знаменито. Самотлорское нефтяное месторождение прославило Нижневартовск на весь мир.

    Благодаря этому месторождению появился на карте г. Нижневартовск. На память о нашей прогулке по Нижневартовску я хочу подарить вам воздушные шары «С любовью о Нижневартовске».

    Где бы вы ни были, вы всегда будете помнить и любить свой город – Нижневартовск! И с гордостью носить имя- вартовчанин.

    Ребята, а что бы вы хотели пожелать нашему любимому Нижневартовску?

    «Мы хотим, Нижневартовск, тебе пожелать, на югорской земле бурно расцветать!».

    Конспект занятия для детей старшего школьного возраста

     «Город  Нижневартовск - история возникновения»

    Воспитатель

    первой квалификационной категории

    Чернявская Н. Н.

    Программное содержание.

    1. Дать детям знания о том, что такое архитектура.
    2. Расширить и углубить знания детей об истории возникновения города Нижневартовска.
    3. Закрепить знания детей о родном городе: название города, его символика, основные достопримечательности.
    4. Развивать память, внимание, коммуникативную функцию речи.
    5. Воспитывать интерес к истории родного города и края, чувство любви и гордости за свой край и желание сделать его еще красивее.

    Предварительная работа.

    Чтение художественной литературы: рассказ “Как искали тюменскую нефть”, сборник стихотворений Ю. Магутина, стихотворения о нашем крае А. Тарханова, Ю. Шесталова. Заучивание наизусть стихотворения “Родной город” О. Шишковской, отрывок из стихотворения “Моему городу” Г. Вершиненой. Заучивание наизусть пословиц и поговорок о родном крае, пословиц коренных жителей нашего края об оленях. Беседы о родном крае, городе, о труде родителей. Рассматривание иллюстраций о городе, о родном крае. Оформление стенда “Будущее нашего города глазами детей” (рисунки детей).

    Материал к занятию.

    Иллюстрации с видами родного города, герб города, флаг Ханты-Мансийского округа, кукла Марина, мяч, аудиозапись: “Самотлорский вальс” музыка и стихи А.Журавского, карта ХМАО, города Нижневартовска.

    Словарная работа.

    Ханты-Мансийский округ, купцы, пристань, герб, архитектура.

    Ход занятия.

    В: Ребята, к нам в гости приехала из Москвы кукла Арина. Ей очень понравился наш город. Она хочет узнать об истории возникновения нашего города. Чтобы рассказать, как возник наш город, мы поедем в музей. Сядем в автобус (дети садятся на стулья). Ребята, скажите, пожалуйста, в какой стране мы живем?

    Д: Мы живем в России.

    В: Как называется столица России?

    Д: Столица России называется Москва.

    В: А какие города вы еще знаете?

    Д: Петербург, Волгоград, Тюмень…

    В: Чем они отличаются друг от друга?

    Д: Города бывают маленькие и большие, молодые и старые, отличаются зданиями – архитектурными постройками.

    В: Да, ребята, город отличается от другого города прежде всего зданиями. Во всех городах есть такие здания, которых нет в других городах. Или по-другому можно сказать, что в каждом городе своя архитектура. Архитектура – это строительство зданий и других сооружений. Давайте это новое слово скажем все вместе (дети сначала произносят новое слово хором, а потом воспитатель спрашивает нескольких детей индивидуально). А как называется человек, который придумывает различные здания и сооружения?

    Д: Архитектором.

    В: Правильно. Молодцы, ребята! Вот мы приехали в музей. (Дети встают и подходят к стенду). Ребята, как называется город, в котором мы живем?

    Д: Наш город называется Нижневартовск.

    В: К какому округу относится наш город?

    Д: Наш город относится к Ханты-Мансийскому округу.

    В: А почему он так называется?

    Д: Потому что, коренные жители нашего края ханты и манси.

    (Воспитатель предлагает рассмотреть флаг Ханты-Мансийского округа).

    Д: Это флаг нашего округа.

    В: Какие цвета на флаге вы видите? Что они обозначают?

    Д: Зеленый цвет – это значит, что в нашем крае много лесов. А синий цвет – это вода, синий цвет – это цвет мира, веры. Это значит, народ любит свой край, защищает его, верен ему.

    В: Что обозначает рисунок на флаге?

    Д: Это узор коренных жителей нашего края – оленьи рога.

    В: А почему именно оленьи рога нарисованы?

    Д: Потому что вся жизнь коренных жителей нашего края связана с этим животным. Это животное их и одевает, обувает, и кормит.

    В: А что они сами (ханты и манси) говорят об этом животном?

    Д: Есть такие пословицы и поговорки об оленях: “Олень есть – жизнь есть”, “Олени – мое богатство”, “Олени - наши друзья”.

    (Воспитатель предлагает рассмотреть герб города Нижневартовска).

    Д: Это герб нашего города.

    В: Какие рисунки вы видите? И что они обозначают?

    Д: Ель – это, говорит о том, что мы богаты лесами, а рыба – значит, люди занимаются рыболовством. А эти черные капли обозначают, что здесь добывают нефть.

    В: Молодцы, ребята! У нас в городе улицы очень красивые. Давайте поиграем в игру “Назови улицу”. (По ходу игры спрашивать, почему улицу назвали Пионерской, Дружбы Народов, Нефтяников, Ханты – Мансийской).

    В: Молодцы, ребята! Нижневартовск – красивый, молодой город. А всегда ли он был таким?

    Д: Нет.

    (Беседа продолжается сидя).

    В: А что было раньше?

    Д: Много лет тому назад была здесь деревянная пристань и избушка сторожа. Вот однажды вышли на берег Оби два брата – Тихон и Артемий Ламбины. Они поставили здесь свои первые дома.

    В: Да, ребята, сейчас трудно представить, что когда-то там, где мы живем, не было домов и улиц, а шумели дремучие леса и были болота. И вот пришли люди, понравились им эти места, и они здесь поселились. А как вы думаете, что могло привлечь сюда людей? Почему именно здесь они поставили свои первые дома?

    Д: Люди поселились там, где была вода, которая нужна для питья, приготовления пищи. Рядом река Обь, там много рыбы. Люди селились там, где можно было найти еду – это леса. В лесу много дичи, ягод, грибов. Вот поэтому люди выбрали это место.

    В: Работники музея приготовили вам задание. Они хотят узнать, знаете ли вы, чем занимались люди в то время. (Перед детьми листы с рисунками. Дети обводят фломастером подходящие рисунки. Арина смотри, как дети выполнили  задание).

    В: Ребята, значит, чем занимались люди?

    Д: Люди занимались рыболовством, охотой, собирали грибы и ягоды, заготавливали дрова для проходящих пароходов. Сюда приплыли на пароходах купцы (торговцы). И люди сдавали купцам рыбу, ценные меха в обмен на хлеб, соль, мыло.

    В: Да, ребята, вот так образовалось село. А что было дальше?

    Д: А потом приехали геологи искать полезные ископаемые. И нашли нефть.

    В: Правильно, а потом приехали нефтяники, начали добывать нефть. У нефтяников были семьи. Строители для детей построили садики, школы. Люди болели – построили больницы. После работы, чтоб люди отдыхали – построили дома культуры… Так образовался город. А люди каких профессий есть в нашем городе?

    Д: Нефтяники, врачи, учителя…

    В: Вот перед нами открытки с иллюстрациями нашего города. Смотрю и не пойму, открытки перепутаны с иллюстрациями другого города. Ребята, выбирайте только те открытки, где изображен наш город.(Дети выбирают открытки и рассказывают о том, что изображено в открытках: “Дворец Культуры”, “Парк Победы”, “Памятник покорителям Самотлора”…). Молодцы, ребята! А сейчас пора обратно в садик.(Дети садятся на стулья. Включается песня “Самотлорский вальс”). Да, ребята наш город очень красивый. Все, кто в нем жил и живет любили и любят его. Поэты писали о нем стихи, художники запечатлевали его на картинках. А вы знаете стихи о нашем городе? (Дети рассказывают).

    1. Я люблю тебя, мой город,
    Роднее нету ничего.
    Ты так красив и молод,
    Тобой любуюсь я давно.

    2. И мы должны беречь наш город,
    Любить его и сохранять.
    Он жизнь дает нам год за годом,
    А мы поможем ему встать.   
    О. Шишковская.

    Отрывок из стихотворения “Моему городу”

    Прекрасен северный наш город
    Среди тайги, песка, болот,
    По-своему он людям дорог,
    Хоть и полно хлопот, забот.      
    Г. Вершинина.

    В: А какие народные пословицы или поговорки вы знаете о родном крае?

    1. “Каждому свой край сладок”.
    2. “Береги землю родную, как мать любимую”.
    3. “Всякому мила своя сторона”
    4. “На чужой земле и весна не красна”.
    5. “Родина – мать, умей за нее постоять.

    В: Вот и приехали в детский сад. Наш город с каждым днем растет. Строятся другие новые здания. Давайте посмотрим наш стенд “Будущее города глазами детей. (Дети подходят к стенду и рассказывают по своим рисункам, каким хотели бы они увидеть в будущем свой город).

    В: Молодцы, ребята! Кукла Арина говорит, что вы очень много знаете о родном городе. Ей было интересно. Давайте мы ей подарим набор открыток с иллюстрациями нашего города. Арина вернется к своим друзьям и покажет наши открытки.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Инновационный педагогический проект «Развитие нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через ознакомление с родным краем, городом»

    Материал дает возможность педагогам выделить интересные фрагменты и при желании включиться в работу по их переносу в условия своего коллектива, обновляя образовательную практику. Опыт может быть реали...

    Межгрупповой педагогический проект по нравственно-патриотическому развитию детей

    Вид проекта: по содержанию: нравственно-патриотический;по форме организации: межгрупповой детско-родительский;по доминирующей деятельности: смешанный (художественно-эстетическая, игровая, познавательн...

    Детско-родительский проект по нравственно-патриотическому воспитанию " Мой город"

    Детско-родительский проект по нравственно-патриотическому воспитанию   " Мой город"...

    КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «МОЙ ГОРОД» (посвящено 70-летию со Дня Победы)

    Этот материал предоставит  возможность дать детям элементарные представления о родном городе и о родной стране. Воспитывать любовь к своему дому, улице, городу....

    Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста на тему "Мой любимый город Красноармейск"

    Проект "Мой любимый город Красноармейск" проводился в подготовительной к школе группе. В течении недели дети ходили на эксуксии в школу, музей, на швейную фабрику. Свои впечатления отражали в рисунках...

    Педагогический проект по нравственно - патриотическому «Мы будем знать…»

    Цель проекта: формирование у детей нравственно – патриотических чувств. Воспитывать у ребенка чувства любви и привязанности к Родине.Задачи:1.     Привитие детям чувства любви к св...

    Проект по нравственно - патриотическому воспитанию на тему «Путешествие по родному городу»

    Приобщая  детей к знанию истории родного города, мы развиваем личность каждого ребенка....


     

    Комментарии

    Зарьянова Марина Кирилловна

    Хороший проект. Большой объем познавательного материала. Есть что взять на вооружение. Спасибо!