Коррекционно-развивающая программа по преододению страхов
рабочая программа по коррекционной педагогике по теме

Суслова Людмила Владимировна

Возможности работы с детскими страхами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k-r_programma._strahi.docx348.81 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ детский сад общеразвивающего вида

 с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников

 п. Судоверфь «Солнышко»

Утверждаю                                                                                Программа рассмотрена

Заведующий МОУ детский сад                                              на Совете педагогов

п. Судоверфь «Солнышко»                                                     протокол № ______

М.В. Гришмановская ________                                              «_____» ___________

Коррекционно-развивающая программа

по преодолению страхов

у детей старшего дошкольного возраста

«Смешные страхи»

http://goldenkey.edusite.ru/images/70583939.png

Составила: педагог-психолог Суслова Л.В.

Рыбинский район

Содержание:

I. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

1.2. Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста

 1.3. Цели и задачи  коррекционно-развивающей программы «Смешные        страхи»

1.4. Основные принципы коррекционно-развивающей программы «Смешные страхи»

1.5. Планируемые результаты

II. Содержательный раздел

2.1. Содержание занятий по коррекционно-развивающей  

        программе  «Смешные страхи»

2.2. Тематическое планирование коррекционно-развивающей работы по

       программе «Смешные страхи»

III. Организационный раздел

3.1. Структура коррекционно-развивающих занятий по программе

       «Смешные страхи»

3.2. Методы и техники, используемые в программе «Смешные страхи»

3.3. Результаты влияния коррекционно-развивающей программы

       «Смешные страхи» на преодоление страхов у детей

3.4. Выводы

IV. Приложение

I. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Страх - это эмоция, которая может возникнуть в любом возрастном периоде. Исследования, которые были проведены, подтверждают, что в старшем дошкольном возрасте страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они во многом носят возрастной переходящий характер.

Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувство страха. Беспокойство, тревога, страх - такие же эмоциональные неотъемлемые проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль. Но при чрезмерной податливости к страхам, зависимости от них меняется поведение человека вплоть до «эмоционального паралича». Устойчивые страхи - это страхи, с которыми не может справиться ни ребёнок, ни взрослый, которые приводят к появлению нежелательных черт характера.

В дошкольном возрасте страхи чаще обусловлены эмоциями, а не характером. Однако, если же они болезненно заострены или сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о физической и нервной ослабленности ребёнка, неправильном поведении родителей, конфликтных отношениях в семье.

Для оказания помощи детям в этой ситуации необходимо работать с ближайшим окружением: как только «убираются» внешние фрустраторы, эмоциональное состояние ребенка автоматически нормализуется. Поэтому консультирование родителей является наиболее эффективным, так как направлено на устранение причины, проблемы.

В родительских анкетах на вопрос: “Есть ли у ребенка страхи, связанные с чем-либо?” мамы указывают на…мультфильмы как на один из источников страха. Так же родители жалуются на то, что их дети боятся темноты, привидений, “бабаек”, боятся купаться, оставаться одни в комнате и т. д., поэтому тема преодоления страхов у детей дошкольного возраста актуальна на настоящий момент.

Необходимость введения данной программы обусловлена запросом родителей: “Как помочь детям в преодолении их страхов?” Ведь, если вовремя ребенок не преодолеет свой страх, а взрослые ему не помогут в этом, то этот страх может перерасти в нервно-психические расстройства.

Под влиянием страхов у детей дошкольного возраста может возникнуть состояние эмоционального перенапряжения, которое проявляется различными изменениями в поведении: заторможенность, импульсивность, непредсказуемые действия и др. Наличие устойчивых страхов говорит о том, что ребенок не способен справиться со своими чувствами, не может контролировать их.

Многие страхи в подростковом возрасте являются развитием, раннее предшествующих, страхов и тревог. Поэтому чем раньше начата работа по преодолению и предупреждению страхов, тем больше вероятность их отсутствия в подростковом возрасте.

Исходя из вышесказанного, было принято решение о создании коррекционно-развивающей программы «Смешные страхи».


1.2. Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста

У ребёнка в возрасте 5 – 7 лет идет очень интенсивное развитие центральной и периферической нервной системы, сердечно-сосудистой системы, дыхательного аппарата, опорно-мышечного аппарата, эндокринной системы. С одной стороны, дети делаются сильнее, выносливее, с другой стороны, возникает переутомление и эмоциональное перенапряжение. Противоречивость развития 6-летнего ребенка можно с полной уверенностью сравнить с серьезностью противоречий подросткового возраста.

Что касается психических процессов, то внимание в дошкольном возрасте носит непроизвольный характер, но постепенно оно становиться более устойчивым. Переломный момент в развитии внимания связан с тем, что дети впервые начинают сознательно, управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах. Для этой цели старший дошкольник использует определенные способы, которые он перенимает у взрослых.

Подобные возрастные закономерности отмечаются и в процессе развития памяти. Ребенок лучше запоминает то, что для него представляет наибольший, интерес. Таким образом, объем фиксируемого материала во многом определяется эмоциональным отношением к данному предмету или явлению. В старшем дошкольном возрасте ребенок в состоянии воспроизвести полученные впечатления через достаточно длительный срок. (10, с.254)

Формирование воображения находится в непосредственной зависимости от развития речи ребенка. Воображение в этом возрасте расширяет возможности ребенка во взаимодействии с внешней средой, способствует ее освоению, служит вместе с мышлением средством познания действительности.

Н.Н.Поддьяков показал (20), что в возрасте четырех-шести лет происходит интенсивное формирование и развитие навыков и умений, способствующих изучению детьми внешней среды, анализу свойств предметов и воздействия на них с целью изменения. Данный уровень умственного развития, то есть наглядно-действенное мышление, является как бы подготовительным. Он способствует накоплению фактов, сведений об окружающем мире, созданию основы для формирования представлений и понятий.

Основой первоначальной самооценки является умение сравнивать себя с другими детьми. Как отмечает Г.А.Урунтаева, для шестилеток характерна в основном не дифференцированная завышенная самооценка. К семилетнему возрасту она дифференцируется и несколько снижается. Появляется отсутствующая ранее оценка сравнивания себя с другими сверстниками. Недифференцированность самооценки приводит к тому, что ребенок 5 – 7 лет рассматривает оценку взрослым результатов отдельного действия как оценку своей личности в целом, поэтому использование порицаний и замечаний при обучении детей этого возраста должно быть ограничено. В противном случае у них появляется заниженная самооценка, неверие в свои силы (14).

В этом возрасте дети боятся потеряться и даже просто остаться одни. Появляется страх перед зловещими существами и чудовищами. Этот период характеризуется и школьными страхами, что связано с поступлением в 1 класс. Дети боятся несоответствия образу хорошего ученика. Появляется боязнь физического насилия.

Обобщая наиболее важные достижения психического развития ребенка старшего дошкольного возраста, можно заключить, что в этом возрасте дети отличаются достаточно высоким уровнем умственного развития. В это время у ребёнка формируется определенный объем знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения, опираясь на которые можно побуждать ребенка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать. Тем самым, можно утверждать, что проявлению страхов в той или иной форме у ребёнка-дошкольника способствует его общее психическое развитие.


1.3. Цели и задачи  коррекционно-развивающей программы «Смешные        страхи»

Цель:  создание условий для преодоления страхов у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1.        нейтрализовать страхи и эмоционально-отрицательные переживания у детей старшего дошкольного возраста;

2.        научить детей старшего дошкольного возраста проигрыванию своих переживаний;

3.     формировать у детей старшего дошкольного возраста навыки  

         адекватной психологической защиты.

Критерии эффективности программы:

•        повышение уверенности в себе;

•        снижение тревожности;

•        снижение количества страхов;

•        улучшение взаимоотношений родитель – ребёнок

Этапы работы в рамках реализации программы «Смешные страхи»:

1 этап — диагностический.

 Цель: выявление детей старшего дошкольного возраста, испытывающими страхи.

Диагностический инструментарий:

Тест "Страхи в домиках" (А.И. Захарова и М.А. Панфиловой) (Приложение 1)

Тест " Тревожности" ( Р. Тэмлл, М. Дорки, В. Амен.)

2 этап - информационный.

Цель: информирование родителей и педагогов об имеющихся особенностях эмоциональной сферы дошкольников.

3 этап - практический.

 Цель: коррекция и развитие  нарушений психологического здоровья детей.

4 этап - контрольный.

 Цель: определение эффективности коррекционно-развивающей работы.

Диагностический инструментарий:

Тест "Страхи в домиках" (А.И. Захарова и М.А. Панфиловой) (Приложение 1)

Тест " Тревожности" ( Р. Тэмлл, М. Дорки, В. Амен.)


1.4. Основные принципы коррекционно-развивающей программы      

        «Смешные страхи»

Основные принципы психокоррекционной работы в нашей стране разработаны: Б.Г. Ананьевым, Л.И. Божович, Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым и др.

Принцип единства коррекции и развития. Это значит, что решение о необходимости коррекционной работы принимается только на основе психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка.

Принцип единства возрастного и индивидуального в развитии. Это означает индивидуальный подход к ребенку в контексте его возрастного развития. Коррекционная работа предполагает знание основных закономерностей психического развития, понимание значений последовательных возрастных стадий для формирования личности ребенка. Существуют возрастные ориентиры нормального развития. Под нормальным развитием понимают гармоничное психическое развитие, соответствующее возрасту.

Принцип единства диагностики и коррекции развития. Задачи коррекционной работы могут быть поняты и поставлены только на основе полной диагностики и оценки ближайшего вероятностного прогноза развития, который определяется исходя из зоны ближайшего развития ребенка. Коррекция и развитие взаимообусловлены.

Психологический диагноз производится не только по результатам психологического обследования, но обязательно предполагает соотнесение полученных данных с тем, как выявленные особенности проявляются в жизненных ситуациях. Большое значение при постановке психологического диагноза имеет возрастной анализ полученных данных с учетом зоны ближайшего развития конкретного ребенка.

Деятельностный принцип. Этот принцип определяет выбор средств, путей и способов достижения поставленной цели. Основан на признании того, что именно активная деятельность самого ребенка является движущей силой развития - А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, С.Л. Рубинштейн.

Принцип безусловного принятия ребенка со стороны психолога, педагога.

Принцип демократизма в общении взрослого и ребенка, соблюдение равноправия на фоне общего безусловного принятия.

Принцип поощрения достижений ребенка в плане обретения творческой самостоятельности и продуктивности.

Принцип символического отреагирования детских проблем, вызывающих тревогу и страхи, и превращение их в объект творческой проработки.

Эти принципы гласят, что личность - это целостная психологическая структура, которая формируется в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения. Психологическое развитие и формирование личности ребенка возможны только в общении с взрослыми и происходят, прежде всего, в той деятельности, которая на данном этапе развития является ведущей. В старшем дошкольном возрасте все еще ведущей остается игра. При наличии определенных и строго продуманных условий все здоровые дети обладают способностью к развитию и коррекции тех нарушений, которые не соответствуют норме, в том числе и коррекции страха.


1.5. Планируемые результаты

1. преодоление и/или снижение количества страхов;

2. повышение уверенности в собственных силах;

3. развитие коммуникативных навыков;

4. формирование представлений о собственной ценности;

5. формирование способности успешно реализовать себя во взаимодействии с окружающими людьми;

 6. снижение уровня тревожности;

 7. усиление способности к социальной адаптации и стрессоустойчивости в современных быстроменяющихся условиях.


II. Содержательный раздел

2.1. Содержание коррекционно-развивающей программы  

       «Смешные страхи»

Предлагаемая программа  по преодолению страхов у старших дошкольников предполагает работу на двух уровнях:

1. Работа с ближайшим окружением ребенка (педагоги, родители). Форма работы: анкетирование, индивидуальные и групповые консультации.

2. Работа с детьми (подгрупповые занятия).

Оптимальное количество участников: 5 – 8 человек.

Продолжительность занятий: 25 минут 2 раза в неделю

В программу вошли следующие темы обсуждений:

 «Почему у некоторых людей нет друзей?», «Какие вы знаете эмоциональные состояния? Что такое настроение?», «Страх наказания», «За что меня любит мама, папа, сестра…», «Завершающая беседа».

   Также для развития смелости и уверенности в себе в конце занятий используется упражнение «Повторяй за мной».

Содержание программы

Занятия проводятся в тренинговом режиме. В них используются этюды, сказки, игры-инсценировки, сюжетно-ролевые игры.

I этап

•        знакомство, вхождение в группу,

•        осознание правил поведения в социуме и потребности их выполнения,

•        создание благоприятных условий для активизации детей,

•        формирование эмпатии (умения сопереживать другим)

•        знакомство с различными эмоциональными состояниями через этюды.

II этап

•        создание условий для преодоления страхов у детей;

•        формирование навыков выражения эмоционального настроения;

•        содействие развитию навыков оценки своего поведения и поведения окружающих;

•        совершенствование путей преодоления страхов, выражения чувства страха в рисунке.


2.2. Тематическое планирование коррекционно-развивающей программы  

       «Смешные страхи»

Тематический план

Наименование

тем

Всего

часов

Работа с родителями

Работа с педагогами

1.

 Диагностика уровня и количества страхов

 3,5 ч.

(7 чел. по 30 мин.)

2.

Тема 1. «Я не один»

Просвещение:

 "Мешок со страхами"

 Занятие №1

 Тема. Здравствуйте, это я.

 Цель: повышение позитивного настроя и сплочения детей, эмоциональное и мышечное расслабление.

30 мин.

Тема 2. «Цветное настроение»

Рекомендации воспитателям по работе с тревожными детьми.

Занятие №2

 Тема. Мое имя. 

 Цель: раскрытие своего "Я",

 формирование чувства близости с другими людьми, достижение взаимопонимания и сплочённости .

30 мин.

Занятие №3.

Тема. Не страшно, а смешно!

 Цель: обеспечить пути поиска преодоления страха;

 способствовать развитию эмпатии, умению сопереживать другим.

30 мин.

Консультация:

 "Все о страхах"

 Цель: расширить кругозор родителей по данной проблеме

Тема 3. «Сказочный страх»

Консультация:

 "Детские драки – наши страхи"

Занятие №4.

 Тема. Не боимся паука.

Цель: содействовать развитию навыков оценки своего поведения и поведения окружающих, учить справляться со страхами через рисунки.

30 мин.

Занятие № 5.

 Тема. Почему грустил трусишка.

 Цель: формировать навыки выражения эмоционального настроения

30 мин.

Занятие №6.

 Тема. Смелость города берет. 

 Цель: способствовать развитию смелости, преодолению страхов.

30 мин.

Занятие №7

 Тема: У страха глаза велики.

Цель: создать благоприятные условия для активизации детей, способствовать снятию страха.

30 мин.

Занятие №8.

 Тема. Страх мой – враг мой.

 Цель: создавать условия для преодоления у детей чувства страха.

30 мин.

Тема 4. «Я принимаю решение»

Занятие №9.

Тема: Смелый трусишка.

 Цель: совершенствовать пути преодоления страха.

30 мин.

Занятие №10

Тема:А вкусная была капуста.

Цель: способствовать развитию поиска путей для преодоления чувства страха.

30 мин.

Рекомендации родителям по устранению страхов и тревожности у детей дошкольного возраста.

Консультирование:

 "Методы коррекции страхов"

Тема 5. «Отрицательные эмоции»

Занятие №11

 Тема. Поединок двух страхов.

 Цель: способствовать развитию смелости, преодолению страхов.

30 мин.

Тема 6. «Страшный сон»

Консультация – практикум:

 "Детский невроз»

Консультация – практикум:

 "Детский невроз»

Занятие 12.

 Тема. Спать пора.

 Цель: формировать навыки поведения, сравнивать с поведением других.

30 мин.

Занятие №13

 Тема. Моя кровать – моя крепость.

 Цели: содействовать развитию умения справляться с чувством страха, способствовать развитию эмпатии, умению сопереживать другим.

30 мин.

Тема 7. «Мой опыт»

Памятка для родителей:

 "Шесть рецептов избавления от гнева"

Занятие 14.

 Тема. Как побороть страх.

 Цель: способствовать развитию смелости, преодолению страхов.

30 мин.

3.

 Контрольная диагностика

3,5 ч.

(7 чел. по 30 мин.)

Сравнение показателей первичной и завершающей диагностики.

Итого

14  час


III. Организационный раздел

3.1. Структура коррекционно-развивающих занятий по программе «Смешные страхи»

Условия проведения занятий:

1. принятие ребёнка таким, какой он есть;

2. нельзя не торопить, не замедлять игровой процесс;

3. учитывается принцип поэтапного погружения и выхода из травмирующей ситуации;

4. начало и конец занятий должны быть ритуальными, чтобы сохранить у ребёнка ощущение целостности и завершённости занятия;

6. игра не комментируется взрослым;

7. в любой игре ребёнку предлагается возможность импровизации.

Структура игрового занятия.

 Ритуал приветствия – 2 минуты.

 Разминка - 3 минуты.

 Коррекционно-развивающий этап - 15 минут.

 Подведение итогов- 3 минуты.

 Ритуал прощания – 2 минуты.   

  

 Перспективный план

Наименование

тем

Всего

часов

Часы

Форма контроля

лекц.

практ.

1.

Диагностика уровня и количества страхов

 3,5 ч. (7 чел. по 30 мин.)

1 час

2,5 часа

Выявление уровня страха на момент первичной диагностики

2.

Тема 1. «Я не один»

30 мин.

8 мин.

22 мин.

Метод наблюдения

Тема 2. «Цветное настроение»

1 час

16 мин.

44 мин.

Метод наблюдения

Тема 3. «Сказочный страх»

2,5 часа

40 мин.

110 мин.

Метод наблюдения

Тема 4. «Я принимаю решение, я действую!»

1 часа

16 мин.

44мин.

Метод наблюдения

Тема 5. «Отрицательные эмоции»

30 мин.

8 мин.

22 мин.

Метод наблюдения

Тема 6. «Страшный сон»

1 час

16 мин.

44 мин.

Метод наблюдения

Тема 7. «Мой опыт»

30 мин.

8 мин.

22 мин.

3.

 Контрольная диагностика

 3,5 ч.

(7 чел. по 30 мин.)

1 час

2,5 часа

Сравнение показателей первичной и завершающей диагностики.

Итого

14  час

3ч. 52 мин.

10ч.08 мин.


3.2. Методы и техники, используемые в коррекционно-развивающей  

       программе «Смешные страхи»

Техники:

Релаксация. Подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своём внутреннем мире, освобождение от излишнего и нервного напряжения.

Концентрация. Сосредоточение на своих зрительных, звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях.

Функциональная музыка. Успокаивающая и восстанавливающая музыка способствует уменьшению эмоциональной напряжённости, переключает внимание.

Игротерапия. Используется для снижения напряженности, мышечных  зажимов, тревожности, повышения уверенности в себе, снижения страхов.

Телесная терапия. Способствует снижению мышечных зажимов,

 напряжения, тревожности.

Арт-терапия. Актуализация страхов, повышение уверенности в себе и своих силах.

Методы: 

  • анализ литературных источников;
  •  продуктивная деятельность дошкольников;
  • наблюдение;
  •  беседа;
  •  опрос;
  •  тестирование;
  •  математический анализ.

Для устранения страхов неожиданного воздействия, замкнутого пространства и одиночества в программу были включены игры «Имя», «Замри», «Прятки», «Жмурки», «Паровозик»

Игры, направленные на умение определять свое настроение при помощи цвета «Цвет моего настроения», «Воздушный шарик»

Для преодоления замешательства и смущения при ответах использованы следующие игры «Кинь мяч, скажи плохое, страшное, неприятное слово», «Кинь мяч, скажи доброе, хорошее, приятное слово», «Тропа индейцев»

Игры, направленные на снятие эмоциональных блоков, активизации процесса принятия решений «Передай по кругу друг другу страшную рожу», «Передай по кругу друг другу что-то приятное», «Лиса и зайцы»

Игры, направленные на преодоление страхов сказочных персонажей и устранение страха нападения «Кощей», «Баба Яга»

Разыгрывание сказок на закрепление умения действовать в непредсказуемых ситуациях 

Игры, направленные, на отреагирование агрессии в игровой форме, обучение умению контролировать свои отрицательные эмоции «Однажды на поляну вышли…», «Путешествие вокруг света», «Волшебный замок», «Осада города»

Игры, направленные на актуализацию страха «Путешествие в волшебную страну» (занятие 10 (30 мин.)).

Игры на коррекцию тревожности, развитие умения действовать в сложных ситуациях«Приближающийся праздник», «Пришел (шла) поздно в детский сад», «Однажды в детском саду…»

Игры на снятие эмоциональных переживаний от кошмарных снов «Мне приснилось», «Я справился»

Игры, направленные на обучение конструктивному решению ситуаций «Веер решений», «Обида на …», «Если бы я был папой (мамой)»

Игра на отработку страха и тревоги «Нарисуй свой страх и озвучь его»

Игры, направленные на обучение безопасному стилю жизни, умению управлять собой в трудных, устрашающих ситуациях «Заблудился в лесу», «Остался один дома», «Потерялся на улице», «Разбили тарелку»

Игры на перенос положительного опыта из группы в реальную жизнь «Наши правила», «Животные»

3.3. Результаты влияния коррекционно-развивающей программы «Смешные страхи» на преодоление      страхов у детей

Для оценки влияния организации групповой коррекционно-развивающей работы на преодоление страхов у детей, проводилось обследование 8 воспитанников старшего дошкольного возраста до начала проведения этой работы, и после ее окончания.

В результате обработки теста Р. Теммл, М. Дорки, Амен  было выявлено следующее: в ситуации Взрослый-Ребенок (В-Р) испытывали высокий уровень тревожности 50% детей, в ситуации Ребенок-Ребенок (Р-Р) высокий уровень тревожности наблюдался у 25% детей, еще 25% детей имеют травматический опыт Типичных Жизненных Ситуаций (ТЖС) (умывание, еда в одиночку, сон в одиночестве).

Данные представлены в таблице 1.

Уровень тревожности у детей старшего дошкольного возраста

Таблица 1

Уровень тревожности

Даниил

Варя

София

Родион

Марина

Тимофей

Ева

Ира

Высокий

ТЖС

В-Р

ТЖС

В-Р

В-Р

В-Р

Р-Р

Р-Р

Средний

В-Р

Р-Р

Р-Р

Р-Р

ТЖС

Р-Р

Р-Р

ТЖС

Низкий

В-Р

ТЖС

Р-Р

ТЖС

Р-Р

ТЖС

ТЖС

В-Р

В основном дети переживают ситуативную тревожность, вызванную стрессовыми ситуациями (укладывание спать, точное выполнение требований взрослых, агрессия со стороны других детей, наказание и др.).

Тревожность так же носит и личностный характер, когда ребенок стабильно сталкивается с расхождениями между своими реальными возможностями и высоким уровнем достижений, которого ждут от него взрослые.

Дети чувствуют себя виноватыми, они беспокойны, боязливы, скованы, робки. Дети дисциплинированы, они делают все, что бы избежать неудач, так ребенок защищается от неблагоприятных воздействий (излишние запреты, гиперопека, одергивания), что усугубляет эмоциональное состояние, закрепляется и перерастает в личностное реагирование.

В методике были предложены ситуации взаимодействия «В-Р» и «Р-Р» и ситуации жизненного опыта, связанные с выполнением КГН.

В таблице 2 представлены результаты, которые показывают, в каких ситуациях дети испытывают тревожность:

Типичные ситуации, вызывающие тревогу у дошкольников.

Таблица 2

Ситуац.

Даниил

Варя

София

Родион

Марина

Тимофей

Ева

Ира

В-Р

+

+

+

+

+

+

+

Р-Р

+

ТЖС*

+

+

+

+

+

+

ТЖС – типичные жизненные ситуации

Таким образом, можно судить о неблагополучных отношениях детей со взрослыми и детьми, о нарушенной системе социальных отношений.

Тревожность в общении со взрослыми возникает в ситуациях наказания, частых упреков, игнорирования со стороны взрослых, что влечет неуспешность в деятельности у детей из-за чувства неуверенности, боязни сделать что-то не так, вины за сделанное.

Тревожность в общении со сверстниками возникает в ситуациях агрессии со стороны детей, непринятием ребенка в игру, в совместную деятельность, вследствие чего у него снижается самооценка, возникает чувство ущербности, изолированности, неполноценности.

У детей ситуации тревоги, связанные с игровыми навыками, с организацией игры, с установлением игровых отношений, взаимодействием в игре, непринятием в игру. Дети реагируют на такие ситуации беспокойно, с недовольством, чувством обиды, ревности, злости к сверстникам.

Проанализировав и сравнив результаты диагностического обследования «до» коррекционной работы и «после», была прослежена динамика снижения тревожности у детей по отношению к ряду типичных жизненных ситуаций результаты в таблице 3.

Таблица 3 - Представим результаты сравнительно-сопоставительного анализа

Уровень тревожности

До коррекционной работы

После коррекционной работы

ВУ

8

3

ВСУ

-

2

СУ

-

2

НСУ

-

-

НУ

-

-

Рисунок 1 - Уровень тревожности до и после коррекционной работы

Из результатов видно, что снизился высокий индекс тревожности у 62,5% детей (5 человек). Увеличилось количество детей со средним уровнем тревожности, что является нормой.

Снизилось количество детей, испытывающих тревожность в конкретных типичных жизненных ситуациях, об этом свидетельствуют данные, приведенные в таблице 4 и на рисунке 2.

Количество детей, испытывающих тревожность в различных жизненных ситуациях.

Таблица 4

Ситуация

До коррекционной работы

После коррекционной работы

В-Р

50%

12,5%

Р-Р

62,5%

25%

ТЖС

25%

0%

Результат уровня тревожности по Теммл, Дорки до и после коррекционной работы

По опроснику А.И. Захарова выявлены следующие страхи:

Для детей 5-7 лет характерны такие страхи, как:

страх перед нападением у девочек в 70% ответов и у мальчиков в 90%;

страх умереть испытывают девочки в 100% случаев и мальчики в 50%;

страх смерти родителей у большинства 100% девочек и 60% мальчиков;

страх перед папой и мамой у 90% детей;

страх наказания у 70% девочек и у 100% мальчиков;

страх чудовищ у 50% девочек и у 80% мальчиков;

страх глубины у 90% девочек и 40% мальчиков;

страх перед стихией у 80% девочек и у 60% мальчиков;

страх высоты у 90% девочек и у 40% мальчиков;

страх пожара у 100% девочек и 60% мальчиков;

 боязнь врачей и боли у 80%-100% девочек и у 50%-50% мальчиков;

боязнь крови у 100% девочек и у 20% мальчиков;

боязнь уколов у 90% девочек и у 40% мальчиков;

страх перед неожиданными звуками у 100% девочек и у 60% мальчиков.

Менее выраженные страхи у детей:

страх темноты у 60% девочек и 40% мальчиков;

страх увидеть страшные сны у 70% девочек и 40% мальчиков;

страх замкнутого пространства в 70% у девочек и у 20% мальчиков;

страх войны у 70% девочек и 60% мальчиков;

страх огня у 60% всех детей;

страх больших улиц в 20% случаях у всех детей

Задача: Сравнить средний уровень страха в группе до коррекционной работы, со средним уровнем страха после коррекционной работы.

1 – страх смерти.

2 – смерти родителей.

3 – страх нападения.

4 – страх животных.

5 – страх заразится, заболеть, бабы яги, кощея, темноты.

6 – страх стихии, глубины.

7 – страх чужих людей, врачей.

Анализ полученных результатов показал, что уровень страхов у детей понизился – следовательно, коррекционно-развивающая программа «Смешные страхи» эффективна и может использоваться в работе с детьми старшего дошкольного возраста.


3.4. Выводы

Страх играет немаловажную роль в жизни ребёнка, с одной стороны, он может уберечь от необдуманных и рискованных поступков. С другой – положительные и устойчивые страхи препятствуют развитию личности ребёнка, сковывают творческую энергию, способствуют формированию неуверенности и повышенной тревожности.

Страхи неизбежно сопровождают развитие ребенка и появление различных эмоциональных нарушений, психологических проблем связано с рядом неблагоприятных событий, произошедших в детстве.

Профилактика страхов состоит, прежде всего, в воспитании таких качеств, как оптимизм, уверенность в себе, самостоятельность. Ребенок должен знать то, что ему положено знать по возрасту, о реальных опасностях и угрозах, и относиться к этому адекватно. Существующие способы снижения и контроля страха основываются, прежде всего, на теории научения.

Коррекция страхов осуществляется посредством игротерапии, сказкотерапии, арттерапии, куклотерапии, психоэлевации, индивидуально-групповых занятий, улучшения детско-родительских отношений.

Рисование используют в коррекционных целях. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами.

Важность активной коррекционной работы с детскими страхами обусловлена тем, что сам по себе страх способен оказывать патогенное влияние на развитие различных сфер личности ребёнка.

Рекомендации:

1. С высоко-тревожным ребенком целесообразно заниматься куклотерапией, или ролевыми играми, в которых любимые персонажи ребенка попадают в «страшную» для него историю и успешно справляются с нею. В таких случаях ребенок идентифицируется с персонажем и приобретает адаптивные способы поведения.

2. Целесообразно проводить с ребенком беседы «анализирующие» страх. В этих случаях ребенку объясняется, что представляет пугающий его предмет, как он «устроен», откуда берется. Устранение пробелов восприятия ребенком уменьшает его страх.

3. Целесообразно организовывать игры с манипулированием предметами страха. Для чего ребенку можно купит, например, игрушечную собаку, если он ее боится, позволить ему манипулировать ей, почувствовать превосходство и власть.

4. Ребенок может нарисовать свой страх, а потом уничтожить его тем, или иным образом, при этом воспитатель должен проговаривать: «Смотри – ты его напугал, смотри - он от тебя убежал».

5. Целесообразно играть с детьми в игры: «страх темноты», «страх животных», «страх транспорта», «страх стихии» и т.д. в зависимости от страхов детей.


IV. Приложение

ЗАНЯТИЕ 1.

"ЗДРАВСТВУЙТЕ, ЭТО Я"

Цель: знакомство участников друг с другом, повышение позитивного настроя и сплочения детей, эмоциональное и мышечное расслабление.

Материалы для занятия: магнитофон, спокойная музыка, большой лист бумаги  краски, макеты кочек.

1. Разминка: Упражнение "Росточек под солнцем"

Дети превращаются в маленький росточек ( сворачиваются в клубочек и обхватывают колени руками) всё чаще пригревает солнышко и росточек начинает расти и тянуться к солнышку.

 Все движения выполняются под музыку.

2. Упражнение "Доброе утро…"Дети вместе с психологом сидят в кругу. Всем предлагается поприветствовать друг друга Доброе утро Саша … Оля…и т.д. , которые нужно пропеть .

3. Упражнение "Что я люблю?"

Дети в кругу , каждый говорит по очереди , что он любит из еды, одежды, во что любит играть и т. д.

4. Упражнение "Качели"

Дети в парах. Один из участников становится в позу эмбриона, другой его раскачивает. Далее меняются.

5. Упражнение "Угадай по голосу"

Один из игроков выходит за двери, остальные должны обнаружить, кто вышел из комнаты, и описать его.

6. Упражнение "Лягушки на болоте"

Дети превращаются в лягушек. На полу выкладываются макеты кочек на разном расстоянии друг от друга, каждый должен попасть на все кочки по порядку.

7. Упражнение "Художники – натуралисты"

Дети рисуют совместный рисунок по теме "Следы невиданных зверей".

ЗАНЯТИЕ 2.

"МОЁ ИМЯ"

Цель: раскрытие своего "Я" Формирование чувства близости с другими людьми, достижение взаимопонимания и сплочённости.

Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомы для рисования.

1. Упражнение "Росточек под солнцем" см. 1 занятие.

2. Упражнение "Узнай по голосу" Дети встают в круг, выбирают водящего. Он встаёт в центр круга и старается узнать детей по голосу.

3. Игра "Моё имя" Психолог задаёт вопросы ; дети по кругу отвечают.

Тебе нравится твоё имя? Хотел бы ты , чтобы тебя звали по-другому? Как?

При затруднении в ответах психолог называет ласкательные производные от имени ребёнка, а тот выбирает понравившееся.

 Психолог говорит : "Известно ли вам ,что имена растут вместе с людьми? Сегодня вы маленькие и имя у вас маленькое. Когда вы подрастёте и имя подрастёт вместе с вами и станет полным, например : Маша – Мария; Дима – Дмитрий . т.д.

4. Игра "Разведчики" Дети выстраиваются змейкой друг за другом. В зале расставляются стулья беспорядочно. Первый в колонне ведёт запутывая, а последний запоминает этот путь и должен будет потом его воспроизвести.

5. Рисование самого себя.

 Психолог предлагает нарисовать себя в трёх зеркалах:

в зелёном- такими какими они представляются себе;

в голубом – какими они хотят быть;

в красном – какими их видят друзья.

6. Упражнение "Доверяющее падение" Дети встают друг против друга и сцепляют руки. Один из детей встаёт на стульчик и падает спиной на сцепленные руки.

7. Упражнение "Горячие ладошки" См. 1 занятие.

ЗАНЯТИЕ 3.

"НЕ СТРАШНО, А СМЕШНО"

Цель: обеспечить пути поиска преодоления страха;

 способствовать развитию эмпатии, умению сопереживать другим

Материалы для занятия: магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомные листы; "пружинки" на отдельных листах.

1. Упражнение "Росточек под солнцем" См. занятие 1.

2. Упражнение "Возьми и передай"

Дети встают в круг , берутся за руки , смотрят друг другу в глаза и мимикой передают радостное настроение, добрую улыбку.

3.Упражнение "Неваляшка"

Дети делятся по три человека. Один из них неваляшка , двое других раскачивают эту неваляшку.

  1. Упражнение "Превращения"

Психолог предлагает детям : нахмуриться как… осенняя туча; рассерженный человек; позлиться как… злая волшебница; два барана на мосту; голодный волк; ребёнок , у которого отняли мяч; испугаться как … заяц, увидевший волка; птенец , упавший из гнезда;

улыбнуться как … кот на солнышке; само солнышко; хитрая лиса;

5. Рисование на тему "Моё настроение" После выполнения рисунков дети рассказывают, какое настроение они изобразили.

6. Упражнение "Закончи предложение" Детям предлагается закончить предложение:

 Взрослые обычно боятся….; дети обычно боятся….; мамы обычно боятся….; папы обычно боятся….

7. Упражнение "Пружинки"

 Детям предлагается обвести как можно точнее уже нарисованные пружинки.

8. Упражнение "Горячие ладошки"

ЗАНЯТИЕ 4.

"НЕ БОИМСЯ ПАУКА"

Цель: содействовать развитию навыков оценки своего поведения и поведения окружающих, учить справляться со страхами через рисунки.

Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомные листы, большой лист бумаги, подушка.

1. Упражнение "Росточек под солнцем" См. 1 занятие.

2. Упражнение "Петушиные бои"

Дети разбиваются на пары – петушки. Они стоя на одной ноге дерутся подушками. При этом они стараются сделать так , что- бы соперник наступил обеими ногами на пол, что означает его проигрыш.

3. Упражнение "Расскажи свой страх"

Психолог рассказывает детям о своих собственных страхах, тем самым показывая, что страх - нормальное человеческое чувство и его не надо стыдиться. Затем дети сами рассказывают что они боялись . когда были маленькими.

4. Рисование на тему "Чего я боялся , когда был маленьким.."Дети рисуют свои страхи, не показывая никому.

5. Упражнение "Чужие рисунки" Детям по очереди показывают рисунки "страхов",только что нарисованных , все вместе придумывают чего боялись эти дети и как им можно помочь.

6. Упражнение "Дом ужасов" Детям предлагается нарисовать обитателей дома ужасов.

 Все страхи и ужасы остаются в кабинете у психолога.

7. Упражнение "Горячие ладошки"


ЗАНЯТИЕ 5.

"ПОЧЕМУ ГРУСТИЛ ТРУСИШКА" 

Цель: формировать навыки выражения эмоционального настроения

Материал к занятию: магнитофон , спокойная музыка; краски, ватман; песочница; мел.

1. Упражнение "Росточек под солнцем" См. 1 занятие.

2. Упражнение "Злые и добрые кошки"

Чертим ручеёк . По обе стороны ручейка находятся злые кошки . Они дразнят друг друга , злятся друг на друга. По команде встают в центр ручейка и превращаются в добрых кошек ласкают друг друга, говорят ласковые слова. Далее анализируем возникшие чувства.

3. Игра "На что похоже моё настроение?"

Дети по кругу при помощи сравнения говорят, на что похоже настроение. Начинает психолог : "Моё настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе".

4. Упражнение "Ласковый мелок"

Дети разбиваются на пары . По очереди рисуют на спине друг другу различные предметы. Тот кому рисуют должен угадать , что нарисовано. Анализируем чувства и ощущения.

5.Упражнение "Угадай, что спрятано в песке?"

Дети разбиваются на пары. Один прячет что – то в песке, другой пытается найти.

6. Рисование на тему "Автопортрет"

Детям предлагается нарисовать себя с тем настроением , с которым они пойдут с занятия.

7. Упражнение "Горячие ладошки"


ЗАНЯТИЕ 6.

"СМЕЛОСТЬ ГОРОДА БЕРЕТ"

Цель: способствовать развитию смелости, преодалению страхов.

Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, краски , альбомные листы, подушка, задорная музыка.

1. Упражнение "Росточек под солнцем" См . 1 занятие.

2. Упражнение "Смелые ребята"

Дети выбирают ведущего – он страшный дракон. Ребёнок становиться на стул и говорит грозным голосом: "Бойтесь, меня бойтесь!"Дети отвечают : "Не боимся мы тебя!"Так повторяется 2-3 раза. От слов детей дракон постепенно уменьшается ( ребёнок спрыгивает со стула), превращается в маленького воробушка. Начинает чирикать ,летать по комнате.

3. Упражнение "Азбука страхов"

Детям предлагается нарисовать различных, страшных героев на отдельных листах и дать им имена . Далее дети рассказывают о том , что нарисовали . Далее каждому ребёнку предлагается превратить страшных героев в смешных, дорисовав их.

4. Упражнение "Страшная сказка по кругу"

Дети и взрослый сочиняют вместе страшную сказку. Они говорят по очереди , по 1-2 предложения каждый. Сказка должна нагромоздить так много страшного , чтобы это страшное превратилось в смешное.

5. Упражнение "На лесной полянке"

Психолог предлагает детям представить , что они попали на залитую солнцем полянку . На неё со всех сторон сбежались и слетелись лесные жители – всевозможные букашки , таракашки

 Звучит музыка , дети превращаются в лесных жителей. Выполняют задания , соответственно каждому персонажу (кузнечику, бабочке, муравью и т. д.)

6. Упражнение "Прогони Бабу – Ягу"

Ребёнка просят представить , что в подушку залезла Баба – Яга , её необходимо прогнать громкими криками . Можно громко стучать по подушке палкой.

    7. Упражнение "Я тебя не боюсь"

Один ребёнок стоит перед психологом, остальные дети начинают его пугать по очереди. Ребёнок громким уверенным голосом говорит : "Я тебя не боюсь!"

8. Упражнение "Горячие ладошки"


ЗАНЯТИЕ 7.

"У СТРАХА ГЛАЗА ВЕЛИКИ"

Цель:  Создать благоприятные условия для активизации детей, способствовать снятию страхов.

Дети встают в круг, берутся за руки и приветствуют друг друга, глядя в глаза и с доброй улыбкой.

Этюд “У страха глаза велики”

Ход упражнения. Психолог вместе с детьми встает в круг (На расстоянии вытянутых рук друг от друга) и предлагает всем представить, что у них большой, огромный страх. (Широко разводит руки в стороны.) “У всех, кто боится, от страха большие глаза”, –  добавляет психолог. (Изображает большие, круглые глаза при помощи рук.) Дети повторяют движения вслед за педагогом. “Но теперь страх уменьшается”, – говорит он и делает вновь руками соответствующие движения, предлагая детям повторить его за ним.

Выполняя с детьми упражнение, психолог подводит их к тому, что страх постепенно уменьшается, а затем совсем исчезает. (Пожимают плечами и в недоумении разводят руками.) В конце упражнения психолог предлагает детям посмотреть друг на друга и убедиться, что ни у кого из них нет больше “больших глаз” и, следовательно, они ничего не боятся, так как страх исчез.

Ролевая игра “У страха глаза велики”

В густом лесу жила-была заячья семья: папа Заяц, мама Зайчиха и (Пусть малыш сам придумает сколько) детей. У всех, конечно, были имена (Какие? Пусть скажyт), но одного зайчишку по имени никто не звал, потому что однажды с ним произошел случай, после которого ему дали прозвище Зайчишка-Трусишка и напрочь позабыли его настоящее имя. А дело было так…

Прыгал Зайчишка по лесу, но не так, как другие – весело, резво, а робко, боязливо. Прыгнет и съежится (Пусть покажет это и куклой, и, как говорят артисты, “в живом плане”). И по сторонам озирается – нет ли чего страшного? Зайчишка-то уродился такой робкий, что даже зайцы удивлялись: и в кого он такой? Что называется, от собственной тени шарахался (Показать посмешнее).

Ну, пока он прыгал по солнечной лужайке, все еще было ничего. Но потом Зайчишка вдруг очутился под большой, раскидистой елкой. Как это получилось, он и сам не понял. Наверное, загляделся на пеструю Бабочку, которая порхала над ним и почему-то норовила сесть ему на ухо. (Бумажную бабочку можно прикрепить к нитке или к проволочке).

– Эй, Бабочка! Ты где? – пискнул Зайчишка. Играть с Бабочкой ему понравилось, это было совсем не страшно. Он сделал еще несколько прыжков, надеясь снова увидеть свою подружку, но вместо нее увидел какое-то чудовище. Оно притаилось под еловыми лапами и грозно темнело, подстерегая добычу. Из пасти чудовища валил пар, глаза зловеще сверкали…больше, правда, Зайчишка не успел ничего заметить, потому что дал стрекоча. Он мчался к своей норе и истошно вопил: “Змей-Горыныч! Змей-Горыныч!” Все звери, конечно, переполошились. (Пусть разные игрушки расспрашивают Зайчишку, что случилось, а он, дрожа от ужаса, все твердит про Змея-Горыныча. Вообще показывать страх надо как можно карикатурнее, но при этом не забывать вслух жалеть Зайчишку).

Ну, звери снарядили целое лесное войско и направились к старой ели. Пришли. Что такое? Где Змей-Горыныч? Где огнедышащий дракон? А никакого Змея нет, лежит под веткой коряга, никого не трогает.

Тут все как расхохочутся!

– Это ж надо! Корягу за Змея-Горыныча принял!

– Да, но ведь я видел! — оправдывался Зайчишка. —Я, честное слово, видел и пасть, и большущие глаза…

А звери еще громче хохочут-заливаются.

–Да это у страха глаза велики! У твоего страха!

С тех пор беднягу и прозвали Зайчишка-Трусишка.

(Постарайтесь, однако, не заканчивать игру на грустной ноте. Скажите, что окружающие иногда делают поспешные выводы. И вообще, каждый может испугаться. Это еще не беда).

Игра-инсценировка “Зайчики и волк”

Цель: научить  детей выражать свое эмоциональное состояние, используя мимику и выразительные движения пальцев рук.

Ход игры. Психолог рассказывает сказку и показывает движения, а дети имитируют их.

В лесу в домике жила зайчиха с зайчатами. Как-то утром зайчата взяли свои барабаны и побежали в лес играть. Прибежали они на поляну и стали громко, на весь лес барабанить.

(Фигура зайца: указательный и средний пальцы выпрямлены и разведены в стороны – уши, остальные пальцы собраны в кулак – туловище. Зайцы барабанят – мизинец и безымянный пальцы согнуты, по очереди ударяют в подушечку большого пальца. Ушки подняты вверх и прижаты друг к другу.)

И надо ж было беде случиться: около тех мест голодный рыскал волк. Услышал он шум и выскочил на полянку.

(Волк – раскрытые ладони обеих рук прижаты друг к другу, пальцы направлены вперед. Большие пальцы подняты вверх и разведены – уши волка. Указательные пальцы согнуты, соединены внешней стороной верхних фаланг – лоб волка. Прямые средние и безымянные пальцы сгруппированы – нос волка. Прижатые друг к другу мизинцы отведены вниз – пасть волка. И все это шевелится: волк поводит ушами, принюхивается, открывает и закрывает пасть.)

Бедные зайчики побросали барабаны и прижались к березе. Их и незаметно, только уши мелко-мелко трепещут от страха. (Дети прижимают зайцев к себе, ушки у зайчат выполняют колебательные движения – трепещут.)

Растерялся волк: “Где же зайчата? Они только что тут были, и вдруг исчезли. (У волка в движении уши, нос, пасть.) Ох, и хитрые, опять провели старого волка! Ну, зайцы, погодите! Найду на вас управу!” Порычал волк и исчез.

Зайчата выскочили, забыли свои страхи и стали смеяться друг над другом. Один говорит: “Ты так испугался волка, что у тебя ушки кланялись до земли!” – “Нет, мои ушки не кланялись, а вот твои приседали до земли!” – ответил второй.

(Эти и последующие движения один из зайцев показывает, а второй с недоверчивыми репликами, как бы машинально, начинает повторять. Но, спохватившись, тут же опровергает “обвинение”. Все движения выполняют уши – поднятые вверх указательный и средний пальцы.)

– Нет, мои ушки не приседали от страха, а вот твои ушки прятались друг за дружку!

– Нет, мои ушки не прятались друг за дружку, а вот твои ушки бегали друг по дружке сверху вниз и снизу вверх!

– Нет, мои ушки не бегали, а твои ушки от страха стучали друг о дружку!

– Нет, мои ушки не стучали друг о дружку, а зато твои ушки, как ножницы, стригли!

– Нет, мои ушки не ножницы, а вот твои ушки падали то вправо, то влево!

– Нет, мои ушки не падали вправо и влево, а зато твои ушки вот такие круги рисовали!

– Да? Не рисовали они такие круги, а вот твои ушки цеплялись друг за дружку!

– А у тебя одно ушко обвивалось вокруг другого.

И так зайчата расшалились, раскричались, что встали на ушки, и испачкали их. Пришли домой, а мама-зайчиха и говорит: “Что такое? Опять ушки грязные. Ну-ка, быстро чистить лапками свои ушки!” Стали зайчата чистить свои ушки (лапки – большой, безымянный пальцы и мизинец). Потом они помыли лапки, и мама пригласила их к столу обедать.

Релаксация “Разговор с лесом”

Цель. Упражнение развивает творческую фантазию, умение расслабляться.

Ход упражнения. Психолог сообщает детям о том, что их ожидает необычное путешествие. Вначале им предлагается мысленно перенестись в лес. Дети закрывают глаза, кладут мягкие, расслабленные руки на колени. Психолог называет то, что находится вокруг них в лесу: деревья, кустарники, травы, цветы, птицы, поляна и др. Перечисляет, всевозможный живой и неживой мир леса. Психолог предлагает детям “пообщаться” с лесом: мысленно потрогать листочки, траву, понюхать цветы, воздух, подставить лицо Свежему ветерку и пр. Можно попросить детей прислушаться к лесным звукам. Дети молча (1 – 2 мин.) слушают. Затем психолог предлагает им поделиться своими


ЗАНЯТИЕ 8.

"СТАХ МОЙ – ВРАГ МОЙ"

Цель: создание условия для преодаления у детей чувства страха.

Материалы к занятию: магнитофон , спокойная музыка, шкатулка,  мяч, краски, альбомные листы, начало страшной сказки.

1. Упражнение "Росточек под солнцем" См. 1 занятие.

2. Игра "Сказочная шкатулка"

Психолог сообщает детям , что Фея сказок принесла свою шкатулку – в ней спрятались герои сказок . Далее он говорит : "Вспомните своих любимых сказочных героев и скажите какие они , чем они вам нравятся , как они выглядят. Далее с помощью волшебной полочки все дети превращаются в сказочных героев.

3. Упражнение "Конкурс боюсек"

Дети по кругу передают мяч . Получивший должен назвать тот или иной страх, произнося при этом громко и уверенно "Я….. этого не боюсь!"

4. Игра "Принц и принцесса"

Дети стоят по кругу. В центр ставится стул – это трон . Кто сегодня будет Принцем (Принцессой)? Ребёнок садится по желанию на трон. Остальные оказывают ему знаки внимания, говорят что-то хорошее.

5. Упражнение "Придумай весёлый конец" Психолог читает ребятам начало детской страшной сказки. Необходимо придумать смешное продолжение и окончание.

6. Рисование на тему "Волшебные зеркала" Психолог предлагает нарисовать себя в трёх зеркалах , но не простых , волшебных : в первом- маленьким и испуганным; во-втором – большим и весёлым; в третьем- небоящимся ничего и сильным.

 После задаются вопросы : какой человек симпатичнее? На кого ты сейчас похож? В какое зеркало ты чаще смотришься?

7. Упражнение "Горячие ладошки"


ЗАНЯТИЕ 9

«СМЕЛЫЙ ТРУСИШКА»

Цель: развитие умения передавать своё эмоциональное состояние через художественный образ, совершенствовать пути преодаления страха.

Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, краски, ватман или кусок обоев, макеты кочек,

1. Упражнение "Росточек под солнцем" См. 1 занятие.

2. Упражнение "За что меня любит мама…папа…сестра…и т. д."

Детям предлагается сказать, за что их любят взрослые и за что они любят взрослых.

3. Упражнение "Лягушки на болоте" См. 1 занятие.

4. Упражнение "Неопределённые фигуры"

Психолог на доске рисует различные фигуры, ребята говорят на какие страшные существа они похожи.

5. Игра "Тропинка"

Дети выстраиваются в затылок и идут змейкой по воображаемой тропинке. По команде психолога по команде они преодолевают воображаемые препятствия. "Спокойно идём по тропинке … Вокруг кусты , деревья, зелёная травка… Вдруг на тропинке появились лужи …Одна…Вторая…Третья.. Спокойно идём по тропинке… Перед нами ручей. Через него перекинут мостик. Переходим по мостику , держась за перила. Спокойно идём по тропинке… и т. д..

6. Коллективный рисунок по сочинённой общей истории на тему : "Волшебный лес" Психолог предлагает детям представить тот лес , по которому шли по тропинке . Далее обсуждаем что получилось , что удалось нарисовать вместе.

7. Упражнение "Доверяющее падение" См. 2.занятие

8. Упражнение "Горячие ладошки"


ЗАНЯТИЕ 11

«ПОЕДИНОК ДВУХ СТРАХОВ»

Цель: способствовать развитию смелости, преодолению страхов

1. Упражнение «Мяч в кругу» - преодоление торможения при внезапных обращениях и ответах. Избыток отрицательных оценочных суждений в адрес детей («Ты опять не поймал», «Увалень», «Ничего не можешь», «Бестолочь»).

Ход: бросание мяча друг другу в кругу. Прежде чем кинуть мяч, нужно поймать взгляд другого участника игры и сказать любое пришедшее в голову слово: «На, держи», «поймай, зайчик» и т. д..

2. Игра «Темнота» - снятие страха перед темнотой состоит из пяти этюдов.

- Выбирается ребенок, боящийся темноты. В присутствии других детей в ярко освещенной комнате его сажают посреди комнаты на 5 – 7 минут и ребенок воображает, что он один. Другие дети могут рисовать или играть в какую–либо спокойную игру. Можно организовать с ним разговор: «Видите, Юля сидит одна и ничего не боится»! «А вы не боитесь»?

3. Игра «В темной норе». Ребенок, боящийся темноты, входит за руку с родителем или психологом в темную комнату на 3 -5 минут. Он представляет себя «робким цыпленком», который вошел «в темную нору».

- Второй раз ребенок входит в темную комнату на 3-5 минут, представляя себя «смелым утенком».

- «Ночные звуки». Ребенок отводится на 2 – 3 минуты до того момента, пока не звучит музыка. Со звуком музыки он должен выбежать, имитируя какой – нибудь звук (совы, собаки, курицы, кошки).

4. Упражнение «Веселый цирк» 5 – 10 минут. Каждый ребенок приносит из дома какой-либо цирковой атрибут. Все предметы они оставили в комнате и запомнили места, куда их положили. В следующий момент дети заходят в темную комнату и с началом звучания музыки отыскивают свои предметы, и начинается игра «веселый цирк» (имитируют роли клоуна, жонглера, животного и др.).

5. Задание «Рисование страхов».

Дети приносят из дома очередной нарисованный страх, рассказывают о нем. Затем рисуют себя на листе не боящимся этого страха.


ЗАНЯТИЕ 12.

"СПАТЬ ПОРА"

Цель: снижение психомышечного напряжения, закрепление адекватных форм проявления эмоций, развитие социального доверия

Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка,

1. Упражнение "Росточек под солнцем" См. 1 занятие.

2. Игра "Путаница" Выбирается один водящий. Остальные дети запутываются не расцепляя руки. Водящий должен распутать клубок.

3. Игра "Кораблик"

 Матрос – один из детей, остальные дети – кораблик в бушующем море. Матрос , находящийся на корабле должен перекричать бурю : "Я не боюсь бури, я самый сильный матрос!"

4. Игры на снятие эмоциональных переживаний от кошмарных снов «Мне приснилось», «Я справился»

5. Упражнение "Волшебный сон" Все дети отдыхают и всем снится один и тот же сон, который рассказывает психолог.

6. Рисуем , что увидели во сне .

 Каждый ребёнок вспоминает , что он увидел во сне и рисует эту картинку.

      7. Упражнение "Волшебники"

Один из детей превращается в волшебника. Ему завязывают глаза и предлагают догадаться , кто будет к нему подходить ; он ощупывают кисти рук.

      8. Упражнение "Горячие ладошки"


ЗАНЯТИЕ 13

«МОЯ КРОВАТЬ – МОЯ КРЕПОСТЬ»

Цель: содействовать развитию умения справляться с чувством страха, способствовать развитию эмпатиии, умению сопереживать другим.

1. Страх перед засыпанием и во время сна.

Ход: объединяется одним игровым сюжетом. Родители укладывают спать беспокойного ребенка, которому ночью являются различные чудовища, представленные остальными участниками игры. «Спящий» дает отпор, чудовища уходят на пенсию, а пришедшие утром родители застают не плачущего, а жизнерадостного ребенка, одержавшего победу над силами зла.

2.«Рисуем веселый страх».

Каждый ребенок всем рассказывает свои ощущения, почему его страх повеселел.


ЗАНЯТИЕ 14.

"КАК ПОБОРОТЬ СТРАХ"

Цель: освобождение от отрицательных эмоций, развитие социального доверия, повышение уверенности в своих силах.

Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, фотографии детей, краски альбомные листы.

1. Упражнение "Росточек под солнцем"

2. Упражнение "Неоконченные предложения" Детям предлагается предложения , которые нужно закончить.

 "Я люблю…", "Меня любят…", "Я не боюсь…", "Я верю..""В меня верят…", "Обо мне заботятся…"

3. Игра "Баба- Яга"

 По считалке выбирается Баба- Яга. В центре комнаты рисуем круг. Баба- Яга берёт веточку- помело и становится в круг. Дети бегают вокруг Бабы- Яги и дразнят её. "Баба-Яга , костяная нога . С печки упала, ногу сломала . Пошла в огород, испугала весь народ. Побежала в баньку испугала зайку!"Баба-Яга выпрыгивает из круга и старается коснуться ребят помелом.

      4. Игра "Комплименты"

Стоя в кругу , все берутся за руки. Глядя в глаза соседа , ребёнок говорит : "Мне нравится в тебе…."Принимающий кивает головой и отвечает: "Спасибо , мне очень приятно!"Упражнение продолжается по кругу. Далее обсуждаем чувства , которые испытали дети при выполнении данного задания.

      5. Упражнение "В лучах солнышка"

Психолог рисует солнышко, в лучах которой находятся фотографии детей. По сигналу психолога дети по очереди называют понравившиеся качества данного ребёнка , которые он показал на занятиях.

6. Упражнение "Солнце в ладошке" Психолог зачитывает стихотворение, затем дети рисуют и дарят подарки ( рисунки) друг другу.

 Солнце в ладошке, тень на дорожке,

 Крик петушиный, мурлыканье кошки,

 Птица на ветке, цветок у тропинки,

 Пчела на цветке , муравей на травинке,

 И рядышком - жук , весь покрытый загаром.-

 И всё это - мне , и всё это- даром !

 Вот так – ни за что ! Лишь бы жил я и жил,

 Любил этот мир и другим сохранил….

7. Упражнение "Горячие ладошки"


Методика «Страхи в домиках» М.А. Панфиловой. 

Модифицированная беседа о страхах А.И. Захарова предполагает выявление  и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.). Прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, каким конкретно страхам они подвержены. Выяснить весь спектр страхов, можно специальным опросом при условии эмоционального контакта с ребенком, доверительных отношений и отсутствия конфликта. О страхах следует расспрашивать кому-нибудь из знакомых взрослых или специалистов при совместной игре или дружеской беседе. В последующем самим родителям уточнить, чего именно, и насколько боится ребенок.

Беседа представляется как условие для избавления от страхов посредством их проигрывания и рисования. Начать спрашивать о страхах по предлагаемому списку имеет смысл у детей не раньше 3 лет, вопросы должны быть доступными для понимания в этом возрасте. Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа «да» - «нет» или «боюсь» - «не боюсь». Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок, следует только время от времени. Тем самым избегается наводка страхов, их непроизвольное внушение. При стереотипном отрицании всех страхов просят давать развернутые ответы типа «не боюсь темноты», а не «нет» или «да». Взрослый, задающий вопросы, сидит рядом, а не напротив ребенка, не забывая его периодически подбадривать и хвалить за то, что он говорит все как есть. Лучше, чтобы взрослый перечислял страхи по памяти, только иногда заглядывая в список, а не зачитывая его.

Совокупные ответы ребенка объединяются в несколько групп по видам страхов, которые были сформулированы А. И. Захаровым. Если ребенок в трех случаях из четырех-пяти дает утвердительный ответ, то этот вид страха диагностируется как имеющийся в наличии. Проведение этой методики является достаточно простым и не требующим специальной подготовки.

Ребенку предлагается нарисовать два дома — красный и черный (возможен вариант предъявления ребенку листа с уже нарисованными домами). В эти дома, либо самостоятельно (если это младшие школьники и более старшие дети), либо с помощью экспериментатора (если это дошкольники) детям предлагается расселить страхи: в красный дом — «нестрашные», в черный — «страшные страхи». После выполнения задания ребенку предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ — выбросить или потерять. Автор предполагает, что данный акт успокаивает актуализированные страхи. Анализ полученных результатов заключается в том, что экспериментатор подсчитывает страхи в черном доме и сравнивает их с возрастными нормами. А.И. Захаров предлагает  возрастные нормы страхов и их распределение (по полу и возрасту). Из 29 страхов, выделенных автором, у детей наблюдаются от 6 до 15. У городских детей возможное количество страхов доходит до 15.

По инструкции в  красный и черный дом надо расселить 29 страхов. В черном будут жить страшные страхи, а в красном — нестрашные. Взрослый перечисляет страхи и записывает их номера внутри дома.

Ты боишься:

1) когда остаешься один;

2) нападения бандитов;

3) заболеть, заразиться;  

4) умереть;

5) того, что умрут твои родители;

6) каких-то людей;

7) потерять маму или папу;

8) того, что они тебя накажут;

9) Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовищ      10) опоздать в детский сад, школу;

11) перед тем как заснуть;

12) страшных снов;

13) темноты;

14) волка, медведя, собак, пауков, змей (страх животных);

15) машин, поездов, самолетов (страх транспорта);

16) бури, урагана, грозы, наводнения, землетрясения (страх стихии);

17) когда очень высоко (страх высоты);

18) когда очень глубоко (страх глубины);

19) оставаться в маленькой, тесной комнате, помещении, в туалете (страх замкнутого пространства);

20) воды;

21) огня;

22) пожара;

23) войны;

24) больших площадей;

25) врачей (кроме зубных);

26) крови;

27) уколов;

28) боли;

29) неожиданных, резких звуков (когда внезапно что-то упадет, стукнет).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая программа по преодолению страхов у детей 5–7 лет

Предлагаемая программа  по устранению и преодолению страхов старших дошкольников предполагает работу на двух уровнях: 1. Работа с ближайшим окружением ребенка (педагоги, родители). 2....

Коррекционно-развивающая модифицированная программа по предупреждению и преодолению агрессивного поведения у дошкольников среднего и старшего возраста в условиях дошкольного учреждения.

Содержание 1.     Пояснительная записка1.1   Актуальность проблемы детской агрессивности.1.2   Понятие «агрессивного поведения»1.3   Специф...

Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая образовательная программа «На пороге школы»

Сроки  реализации  дополнительной  образовательной программы: программа реализуется в течение 1 года. Формы и режим занятий: программа реализуется в групповой и индивидуальной форм...

Конспект коррекционно-развивающего занятия «Лесная школа. Смешные страхи»

Мотивация к учёбе считается одним из важных показателей психологической готовности ребёнка к школе, своеобразной гарантией его успешной адаптации и принятия нового статуса ученика. Исследования психол...

Дополнительная коррекционно-развивающая авторская программа «Играем, развиваемся, общаемся»

В рабочей программе определены цели и задачи коррекции проявлений социальной дезадаптации дошкольников с РАС, основные направления развития игровых навыков, условия и методы работы с ребенком дошкольн...

Коррекционно-развивающая образовательная программа по подготовке детей к обучению грамоте "Звуковая мозаика"

КОРРЕКЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ  РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ...

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЕ

Построена  построена в форме развивающих занятий с учетом:- возрастных и личностных особенностей детей;-психологических требований к организации и содержанию развивающей работы в ДОУ...