Методическое пособие "Дидактические игры для закрепления знаний татарского языка у детей среднего и старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности"
методическая разработка на тему

Гайнутдинова Фирдаус Рашитовна

Методическая разработка представляет собой комплекс дидактических игр, направленных на активизацию в речи детей родного, второго (татарского) языка.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МАДОУ  «Детский сад № 55 комбинированного вида»

Приволжского района города Казани Республики Татарстан

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Дидактические игры для закрепления знаний татарского языка

у детей среднего и старшего дошкольного возраста

в музыкально-игровой деятельности

Музыкальный руководитель

Гайнутдинова

Фирдаус Рашитовна

2015 год

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка …………………………………………………    3

2. Музыкально-дидактические игры …………………………………......    6

3. Рекомендуемая литература……………………………………………..   30

4. Приложения ……………………………………………………………..   31

 


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 «Игра без усилия, игра без активной деятельности –

всегда плохая игра».

А. С. Макаренко

   Игра всегда была и есть - основной вид детской деятельности ребенка дошкольного возраста.  Игровая деятельность – наиболее естественная форма взаимодействия взрослых и детей, и именно в игре личность развивается свободно, стремительно и гармонично. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) одной из основных задач  психолого-педагогической работы по социализации дошкольников также определяет развитие игровой деятельности.

Среди многообразия разного вида игр, знакомых нам в педагогической науке, одно из важных мест занимает дидактическая игра.

   Вопросы использования дидактических игр в детском саду изучались рядом исследователей (В. Н. Аванесова, А. К. Бондаренко, Л. А. Венгер, А. А. Смоленцева, Е. И. Удальцова и др.). Дидактическая игра — это средство обучения и воспитания, воздействующее на эмоциональную, интеллектуальную сферу детей, стимулирующее их деятельность, в процессе которой формируется самостоятельность принятия решений, усваиваются и закрепляются полученные знания, вырабатываются умения и навыки кооперации, а также формируются социально значимые черты личности.

А. В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, справедливо указывал: «Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей».      

   Игра для детей - это способ вырасти и стать большим. В играх дети готовятся к взрослой жизни, у них обогащается жизненный опыт. Любая игра даёт свои результаты, если малыш играет с удовольствием. В игре вырабатывается произвольность поведения. В силу необходимости выполнять правила, дети становятся организованнее, учатся оценивать себя и свои возможности, приобретают знания и определенный социальный опыт. Как совместить приятное с полезным? Какая игра будет одинаково хороша и для ребёнка, и для взрослого?  

   Данная методическая разработка представляет собой комплекс дидактических игр, направленных на активизацию в речи детей родного, второго (татарского) языка.

   Целью данного пособия является формирование у детей среднего и старшего дошкольного возраста интереса к татарскому языку и культуре татарского народа через использование в обучении дошкольников музыкально-дидактических игр.

   Как отмечалось выше,   главной деятельностью   у детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Поэтому изучение языка легче и интереснее для детей проходит именно в игровой форме. Так как очень мало музыкально-дидактических игр (настольных) в изучении татарского языка, то мы обратились именно к этой теме.  В этом и заключается актуальность данной работы.

    В методической разработке большое внимание уделено этнокультурной составляющей, как в части осуществления педагогами речевой работы, так и использования музыкального репертуара. Лексический материал соответствует лексическому минимуму, рекомендованному УМК "Татарча сөйләшәбез" (авторы Зарипова З. М., Кидрячева Р. Г. и др.)

    Важно отметить, что в основе данного пособия лежит пособие "Игры с разрезными картинками. Учебно-дидактический комплект по освоению опыта музыкальной деятельности у детей среднего возраста", которое было составлено авторами Т. А. Переверзевой,  Н. Н. Гладышевой. Все игры  данного пособия были переведены на татарский язык автором настоящего пособия (для удобства пользования педагогами, работающими в татарских ДОО и татарских группах, и носителями татарского языка). В качестве наглядности полностью использован демонстрационный и раздаточный материал к играм из пособия. Составителем данного пособия к играм  был подобран и добавлен музыкальный репертуар татарской музыки (в нотном виде и в формате mp3).

  В пособие входят следующие игры:

1. “Занимательный кубик” (или “Занимательный лототрон” - вариант автора) -               “Кызыклы шакмак” (“Кызыклы лототрон”)

2. “Музыкальный кубик” (или “Музыкальный конверт” - вариант автора)

– “Музыкаль шакмак”

3. “Заяц и медведь” – “Куян һәм аю”

4. “Куда полетела бабочка?” – “Күбәләк кая очты?”

5. “Кошка и котята” – “Песи һәм песи балалары”

6. “Музыкальный кораблик” – “Музыкаль кораб”

7. “Найди котенка” – “Песи баласын таб”

8. “Музыкальный цветок” – “Музыкаль чәчәк”

  Каждая игра содержит свои задачи, дидактическое обеспечение   (демонстрационный и раздаточный материал), методические рекомендации.  В играх раскрыто содержание игровой деятельности, некоторые  из них представлены с усложнениями. Музыкальное сопровождение  представлено в виде приложения (ноты) в конце каждой игры.

  К некоторым играм подобран  дополнительный репертуар, который в тексте отмечен * (звездочкой). Если музыкальное произведение было использовано в предыдущей игре, его название отмечено ** (двумя звездочками). Это  относится к нотному репертуару, который  использует педагог, владеющий музыкальным инструментом. Каждая игра представлена на 2-х языках: русском и татарском.

Важно!

         Для разнообразия и поддержания у детей интереса к изучению татарского языка музыкальный репертуар к играм подобран из разных источников (см. список литературы и дополнительного материала) и записан на диски в формате mp3, который удобен для использования в практической деятельности преподавателями татарского языка, воспитателями при организации игровой деятельности в группе, на прогулке. 

   Были составлены следующие диски: 1 – “Уйный - уйный  ирәнәбез” на татарском языке, 2 – “Играя, мы учим татарский язык” на русском языке, 3  – “Уйнап күңел ачабыз” (хороводы, игры на татарском языке).

 



Предварительный просмотр:

2. МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

1 игра “ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ КУБИК”

(“Занимательный лототрон”)

ЗАДАЧИ:

- развивать у детей эмоционально-образные исполнительские навыки (мимику и пантомиму), мышление, воображение, память, творческие способности (сочетание нескольких движений);

- побуждать выполнять движения, соответствующие характеру музыки, использовать для воплощения образа знакомые выразительные средства;

- закреплять умение читать стихотворения наизусть;

- воспитывать красоту, грациозность, выразительность движений.

ИГРОВАЯ ЗАДАЧА:

- воплотить образ того или иного животного или птицы, используя движения, звукоподражание, мимику, пантомиму, жест.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ:

Лототрон с картинками или кубик, с изображенными на его гранях животными и птицами:

- кошка, собака, лиса, медведь, лошадь, заяц;

- утка, курица, цыпленок, петух, воробей, гусь.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

   Перед началом игры нужно вспомнить с детьми характерные повадки животных и птиц, изображенных на карточках. Если ребенок испытывает затруднения при воплощении образа животного или птицы, взрослому необходимо продемонстрировать образец движения или звукоподражания, или попросить желающих детей показать свой вариант воплощения заданного образа.

СОДЕРЖАНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    С помощью считалки определяется ребенок, который начинает игру. Он выбирает кубик, бросает его и воплощает образ персонажа, который оказался на верхней грани кубика (или картинка из лототрона, которую достал ребенок).  

Задача игрока – показать движение,  характерное для этого животного (птицы), используя звукоподражание, мимику, пантомиму, жест.

   Тот ребенок, который отгадал образ показанного животного или птицы, становится следующим участником игры.

   При необходимости взрослый включает музыкальное сопровождение.

УСЛОЖНЕНИЯ К ИГРЕ

  1. Когда игра освоена детьми достаточно хорошо, педагог может предложить детям спеть выученную ранее песню, рассказать стихотворение, потешку, загадать загадку о том животном или птице, которое ребенок изображал в игре.

  2. Педагог предлагает вспомнить сказки, в которых упоминается это животное или птица.

---------------

* Картинки с изображениями животных и птиц могут находиться в лототроне (могут быть нарисованы на гранях кубика или лежать на столе рисунком вниз).

1 уен “Кызыклы шакмак”

(“Кызыклы лототрон”)

Бурычлар:

- Балаларның  хис–рәвешен (эмоциональ-образын) туры китереп башкару күнегүләрен (мимик һәм пантомима), хәтерен, күзаллау, иҗади сәләтләрен үстерү (катнаш хәрәкәтләр);

- Музыканың үзенчәлекле сыйфатына туры китереп хәрәкәтләнергә теләк уяту, образны тулыландыру өчен таныш тәэсирле алымнар куллану;

- Шигырьне яттан сөйли белүне ныгыту;

- Хәрәкәтләрнең матурлыгын , сан төзелешенең нәфислеген күрсәтә белүне тәрбияләү.

 Уен бурычлары

   Хәрәкәтләр, тавышләрын охшатып әйтеп , мимика, пантомима, ишарәләр кулланып хайван яисә кошның образын тулыландыру;

Әсбаплар һәм җиһазлар (Уенчыклар яисә рәсемнәр):

  • Песи, эт, төлке, аю, ат, куян;
  • үрдәк, тавык, чеби, чыпчык, каз.

Методик тәкъдимнәр

   Уен алдыннан балалар белән рәсемдәге кошларның һәм хайваннарның  аларга гына хас булган үз үзләрен тотышларын искә төшерәләр. Әгәр дә  балалар кош һәм хайванның образын гәүдәләндерерү өчен кыенлык кичерә икән, олылар аларның  хәрәкәт яисә аларга охшаш тавышларының үрнәген күрсәтә, яисә бирелгән образны гәүдәләндерү вариантын  үзләре теләгән балалар күрсәтәләр.

Уен эшчәнлегенең эчтәлеге

   Уенны башлаучы санамыш ярдәмендә билгеләнә. Ул шакмак сайлап ала, аны ташлый һәм аның кырында ясалган персонажны ишарәләп, мимика ярдәме белән, тавышын охшатып, пантомима кулланып гәүдәләндерә. Олылар мөмкинчелек булса уен вакытында музыка җибәрәләр.

Уен өчен катлауландырулар:

Балалар уенны яхшы үзләштергәч, мөгаллим балаларга бала тасвирлаган кош яисә хайван турында элек өйрәнелгән җырны җырларга, шигырь сөйләргә, такмак, табышмак әйтергә тәкъдим итә.

  1.  Мөгаллим бу хайван, я кош турындагы әкиятләрне искә төшерергә куша.
  2. Кошлар һәм хайваннар  шакмакның кырында ясалган рәсемнәр була (я аларның рәсемнәре лототрон барабанында була, я өстәл өстендә рәсемнәрен аска куеп тезеп куела.)

 

Музыкальный (нотный) репертуар - Уеннарга музыкаль репертуар

“Занимательный кубик” (или “Занимательный лототрон”) -

“Кызыклы шакмак” (“Кызыклы лототрон”)

  1.  Аю. Ф. Шәймәрдәнова музыкасы  (2, стр. 48)
  2.  Куян. Ф. Шәймәрдәнова музыкасы (2, стр. 48)
  3.  Төлке җыры. Татар халык көе, Ф. Җәләлетдинова эшкәртүе (1,   стр.144)
  4.  Каз бәбкәсе. Р. Еникеев музыкасы (2, стр. 63 или 7, стр. 152)
  5.  Өй алдында чебиләр. Л. Батыр-Булгари музыкасы (1, стр. 86)
  6.  Кошлар оча.* М. Салихов музыкасы (1, стр. 49)
  7.  Әтәчкәем. И. Шәймәрдәнова музыкасы (2, стр. 27)
  8.  Әтәч.* Җ. Фәйзи музыкасы (1, стр. 20)
  9.  Шаян тавык. Ф. Шәймәрдәнова музыкасы (2, стр.21)
  10.  Атта. Ф. Әхмәтов музыкасы (2, стр. 26)
  11.  Песи. Л. Хисмәтуллина музыкасы (2, стр. 46)
  12. Акбай. Т. Вафина музыкасы (1, стр. 30)
  13. Тукран.* Н. Бакиева, З. Шәйхетдинова музыкасы, Ф. Җәләлетдинова эшкәртүе (1, стр. 31)

2 игра “МУЗЫКАЛЬНЫЙ КУБИК”

(“Музыкальный конверт”)

ЗАДАЧИ:

- продолжать учить детей определять знакомые татарские песни,

- побуждать петь мелодию чисто, смягчать концы фраз, четко произносить слова,  петь выразительно, передавая характер музыки;

- учить образовывать новые слова, форму множественного числа существительных, поощрять словотворчество.

ИГРОВАЯ ЗАДАЧА:

- исполнить знакомую песню, соответствующую изображению картинки.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ (картинки или игрушки):

- воробей, лошадка, паровоз, кукла, дождик, саночки.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

  1. Песни должны быть хорошо знакомы детям.
  2. Если ребенок испытывает затруднения при пении, взрослый или остальные дети помогают игроку: подпевают отдельные фрагменты или поют вместе всю песню.

СОДЕРЖАНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  С помощь считалки определяется ребенок, который начинает игру.

  В соответствии с изображением на кубике он называет песенку.  Если игрок не может определить песню, соответствующую изображению на картинке, педагог может наиграть вступление к этой песне, а потом спеть ее. Дети подпевают отдельные фрагменты или поют вместе с педагогом всю песню.

    Игра может проводиться с одним ребенком, подгруппой или всей группой.

Следующий участник игры выбирается по желанию ребенка.

УСЛОЖНЕНИЯ К ИГРЕ

  1. Педагог предлагает игрокам прочитать наизусть знакомое стихотворение (потешку, считалку), соответствующее по смыслу исполняемой песне.
  2. Детям предлагается назвать одним словом изображение на картинке, взяв за основу это слово, образовать новые слова, например: воробей – воробышек, воробьиха, воробьишка.
  3. Взрослый предлагает детям образовать форму множественного числа существительных в упражнении «Один – много», например: кукла – куклы.

2 уен “Музыкаль шакмак”

(“Музыкаль конверт”)

Бурычлар:

- балаларны таныш татар  җырларын танырга өйрәтүне дәвам итү;

- җырны җырлаганда көен чиста итеп, фразаларны иң ахырын нечкәртеп, сүзләрен ачык әйтеп,тәэсирле итеп, музыканың үзенчәлекле  сыйфатын, күрсәтеп җырларга өндәү;

- Яңа сүзләр, исемнең купчелек санлы  формаларын ясарга өйрәтү, сүз иҗатын хуплау.

Уен бурычлары

   Рәсем сүрәтенә туры килгән таныш җырны җырлау.

Әсбаплар һәм җиһазлар (рәсемнәр яисә уенчыклар)

   Чыпчык, ат, паровоз, курчак, яңгыр, чана.

Методик тәкъдимнәр

1. Җырлар балаларга таныш булырга тиеш

2. Бала җырлаганда кыенлык кичерә икән, мөгаллим һәм калган балалар уенчыга булышалар: аерым кисәкләрне җырлашалар яисә җырны бөтенләй җырлашалар.

Уен эшчәнлегенең эчтәлеге

  Санамыш ярдәмендә уенны башлаучы бала билгеләнә. Шакмактагы сүрәткә туры килгән җырны әйтә. Әгәр уенчы сүрәткә туры килгән җырны белмәсә, мөгаллим җырның баш көен уйный, ә соңыннан җырлап бирә. Балалар кушылып җырның кайбер кисәкләрен яисә бөтен җырны  тәрбияче белән бергәләп җырлыйлар.

  Уен бер бала белән, ярты төркем яисә бөтен балалар төркеме белән башкарылырга мөмкин.

Уен өчен  катлауландырулар

  1. Мөгәллим башкарыла торган җырның мәгънәсенә туры килә торган таныш  шигырь, (такмак, санамыш) сөйләргә тәкъдим итә.
  2. Балаларга рәсемдәге сүрәтне бер сүз белән әйтеп, шул сүзне төп итеп кулланып яңа сүзләр ясарга тәкъдим ителә, мәсәлән: “чыпчык – чыпчыккай, чыпчыгым”.
  3. Тәрбияче балаларга исемнең купчелек формаларын “Бер - күп” күнегүендә ясарга тәкъдим итә, мәсәлән “курчак – курчаклар”.

Музыкальный (нотный) репертуар - Уеннарга музыкаль репертуар

“Музыкальный кубик” (“Музыкальный конверт”) - “Музыкаль шакмак” (“Музыкаль конверт”)

  1. Көз килде. Л. Хисмәтуллина музыкасы (1, стр. 13)
  2. Паровоз. М. Зәйнуллина музыкасы (7, стр. 188)
  3. Без яулыклар юабыз.* Ф. Җәләлетдинова эшкәртүе (1, стр. 83)
  4. Чыпчык. Л. Хисмәтуллина музыкасы (1, стр. 84)
  5. Бишек җыры. Ң. Җиганов музыкасы (4, стр. 13)
  6. Атларны быз яратабыз.* Татар халык уен җыры (4, стр. 41)
  7. Кыш бабай белән күмәк җыр. Ф. Шәймәрдәнова музыкасы (4, стр. 145)

3 игра “ЗАЯЦ И МИШКА”

ЗАДАЧИ:

- развивать у детей чувство ритма,

- закреплять умения играть на музыкальных инструментах: четко и медленно ударять в бубен, быстро и ритмично стучать музыкальным молоточком по ладони.

ИГРОВАЯ ЗАДАЧА:

- в соответствии с изображением на карточке играть на музыкальных инструментах.

МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ:

- карточки с изображение медведя и зайца;

- музыкальные инструменты: бубен, молоточек.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

  1. Дети должны быть знакомы с элементарными приемами игры на музыкальных инструментах: бубне и молоточке.
  2. Если игрок неоднократно испытывает затруднения при выполнении ритмического рисунка, взрослому необходимо организовать индивидуальную работу с этим ребенком.

СОДЕРЖАНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Все карточки с изображением зайца и медведя перемешиваются и кладутся на стол рисунком вниз. Дети по очереди берут одну карточку и выполняют ритмический рисунок, играя на музыкальном инструменте – молоточке (заяц) или бубне (медведь).  

3 уен “Куян һәм аю”

Бурычлар:

  • балаларны ритмны тоемлауын  үстерү;
  • музыка коралларында уйный белүләрен ныгыту:  бубенга тиз һәм әкрен итеп бәрү, музыкаль чүкеч белән уч төбенә тиз һәм ритмлап бәрү.

Уен бурычлары

  Карточкадагы сүрәткә туры килгәнне  музыка коралларында уйнау

Әсбаплар һәм җиһазлар:

  • аю һәм куян рәсемнәре белән карточкалар;
  • музыкаль инструментлар: бубен, музыкаль чүкеч.

Методик тәкъдимнәр

1. Балалар музыка коралларында уйнауның иң гади алымнары белән таныш булырга тиеш.

2. Әгәр уенчы берничә тапкыр ритмны үтәлешен күрсәткәндә кыенлык кичерә икән,  бу бала белән аерым  эш оештырырга кирәк

Уен эшчәнлегенең эчтәлеге

  Куян һәм аю сүрәтләнгән карточкалар буташтырылып сүрәте  белән аска таба өстәлгә тезеп куела. Балалар чиратлап бер карточка алалар да кирәкле ритмны музыка коралында үтиләр – чүкеч белән (куян) , бубенда (аю).

Музыкальный (нотный) репертуар - Уеннарга музыкаль репертуар

“Заяц и мишка” - “Куян һәм аю”

1. Аю. Ф. Шәймәрдәнова музыкасы** (2, стр. 48)

2. Куян. Ф. Шәймәрдәнова музыкасы** (2, стр. 48)

4 игра “КУДА ПОЛЕТЕЛА БАБОЧКА?”

ЗАДАЧИ:

- развивать у детей динамический слух;

- обогащать сенсорный опыт, совершенствовать восприятие;

- поддерживать попытки самостоятельно обследовать, сравнивать, подбирать объекты по 1-2 качествам;

- способствовать развитию основ музыкальной культуры.

ИГРОВАЯ ЗАДАЧА:

 - расположить бабочку на планшете в соответствии с динамикой мелодии.

МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ:

- три планшета с изображением лесных полянок, на каждом из которых по диагонали (слева направо и снизу вверх) расположены три цветка (полянка с ромашками, полянка с васильками, полянка с тюльпанами);

- три изображения бабочек;

- металлофон.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

    1. В случае индивидуального или подгруппового проведения игры планшеты с изображением лесных полянок могут располагаться на столе перед игроками. Если же игра проводится с большим количеством детей, то планшеты  могут быть расположены на магнитной доске или мольберте.

    2. Если ребенок неоднократно испытывает затруднения при выполнении задания, взрослому необходимо организовать индивидуальную работу с этим ребенком.

СОДЕРЖАНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Игроки слушают мелодию, определяют, как звучит мелодия.  Ориентируясь на звучание мелодии,  располагают бабочку на нужный цветок. Если ребенок слышит, что музыка звучит громко, то располагает бабочку на нижнем цветке. Если музыка звучит тихо – на верхнем цветке.

УСЛОЖНЕНИЕ К ИГРЕ

    Педагог предлагает игрокам рассмотреть изображения цветов на полянках и изображение бабочек и подобрать к каждому планшету с цветами наиболее похожую на эти цветы бабочку (или контрастную, не подходящую.)

 

4 уен “Күбәләк кая очты?”

Бурычлар:

  • балаларны төрле хәрәкәттәге (динамикадагы) көйләрне аера белүне үстерү;
  • сенсорик тәҗрибәләрен баету, үзләштерүен камилләштерү;
  • бер, ике сыйфат буенча  төрле әйберләрне мөстакыйль тикшерергә,чагыштырырга, сайлап алырга  тырышу ниятләренү булышлык итү;
  • музыка культурасы нигезен үстерүгә булышлык итү.

Уен бурычлары

   Көйнең хәрәкәтенә (динамикасына) карап күбәләкне планшетта урнаштыру.

Әсбаплар һәм җиһазлар:

  • урман аланы сүрәтләнгән өч планшет, һәр планшетның диоганале буенча (сулдан уңга һәм астан өскә таба) өч чәчәк урнашкан (акчәчәк аланы, күкчәчәк аланы, лалә чәчәкләре аланы);
  • өч күбәләк сүрәте;
  • металлофон.

Методик тәкъдимнәр

1. Бер бала аерым  яисә ярты төркем уйнаган очракта урман аланы сүрәтләнгән планшетларны балалар алдына өстәлгә куярга була. Күп балалар уйнаган очракта планшетны магнитлы тактага яисә мольбертка куярга мөмкин.

2. Биремне үтәгәндә бала берничә тапкыр кыенлык кичерсә, олы кешегә бу бала белән аерым эш оештыру зарур.

Уен эшчәнлегенең эчтәлеге

   Уенчылар көйне тыңлыйлар, көйнең ничек яңгыравын билгеләп күбәләкне кирәкле чәчәккә куялар. Бала  каты музыка ишетсә, ул күбәләкне түбәндәге чәчәккә куя, әгәр көй акрын яңгыраса – югары чәчәккә.

Уен өчен  катлауландырулар

   Мөгаллим баллаларга аландагы чәчәк һәм күбәләк сүрәтләрен карарга куша һәм һәр чәчәкле планшетка шул чәчәккә күбрәк охшаган күбәләкне сайларга куша (яисә капма каршы, килешми торганны).

Музыкальный (нотный) репертуар - Уеннарга музыкаль репертуар

“Куда полетела бабочка?” - “Күбәләк кая очты?”

  1. Күбәләк. Р. Еникеев музыкасы (7, стр. 159)
  2. Чәбәк-чәбәк. Р. Гатина, Ф. Батыршына музыкасы (1, стр. 51)
  3. Кәчле-әкрен. Р. Еникеев музыкасы (1, стр. 51)

             

5 игра “КОШКА И КОТЯТА”

ЗАДАЧИ:                                                                                                                                 - упражнять детей в счете до 5, в различении музыки разного характера, в определении ее жанра – колыбельная, плясовая, в узнавании песни по мелодии;

- поддерживать попытки самостоятельно обследовать, сравнивать, группировать, классифицировать объекты по 1-2 качествам, придумывать и рассказывать истории, рассказы, сказки;

- развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки, умение творчески использовать их в самостоятельной двигательной деятельности;

- определять пространственное расположение объектов (справа, слева, рядом, около, между).

ИГРОВАЯ ЗАДАЧА:

- в соответствии с жанром музыки (колыбельная или плясовая) расположить на планшете фигуру спящей кошки или танцующего котенка.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ:

- планшет с изображением деревенского двора,

- изображения спящей кошки,

- изображения танцующих котят.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

  1. Перед игрой можно побеседовать о повадках взрослых кошек и маленьких котят. Попросить рассказать о своих домашних питомцах – кошках.
  2. Чтобы игра была понятна детям, игроки должны быть знакомы с жанрами музыки (колыбельная, плясовая).

СОДЕРЖАНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

   Взрослый предлагает каждому игроку выбрать понравившуюся фигурку танцующего котенка или спящей кошки и «прогуляться» со своим питомцем под музыку по деревенскому двору.

   Если звучит колыбельная мелодия, на прогулку отправляются игроки, которые выбрали изображения спящих кошек. Дети размещают изображения кошек в любой части планшета: под лавкой, на крыше дома и т.д.

(Тоже выполняют игроки, если они выбрали танцующих котят.)

УСЛОЖНЕНИЕ К ИГРЕ

  1. Каждый игрок должен рассказать, где спит его кошка.
  2. В какой части планшета танцует его котенок.
  3. Игроки должны изобразить спящую кошку.
  4. Игроки должны придумать танец каждому котенку.

5 уен “Песи һәм песи балалары”

Бурычлар:

  • балаларны 5-кә кадәр санарга өйрәтү, төрле характерлы музыканы аера белергә, нинди жанрда икәнен  белүләрен -  бишек җыры, бию көе  -  көе буенча җырны тануларын үстерү;
  • бер, ике сыйфат буенча  төрле әйберләрне мөстакыйль тикшерергә, чагыштырырга, төркемләргә классификацияләргә, төрле әкиятләр, хикәяләр, вакыйгалар уйлап чыгарырга, тырышу ниятләренү булышлык итү;
  • хәрәкәтләнү осталыкларын, күнекмәләрен камилләштереп үстерү, аларны  мөстакыйль хәрәкәтләнү эшчәнлегендә иҗади куллану;
  • әйберләрнең урнашкан урыннарын билгеләүне үстерү (уңда, сулда, янәшә, янында, арасында).

Уен бурычлары

   Музыка жанрына карап (бию көе әллә бишек җыры) йоклаган песи яисә биюче песи балаларын планшетта урнаштыру.

Әсбаплар һәм җиһазлар:

  • авыл ишегалды сүрәтләнгән планшет;
  • йоклаучы песи рәсеме;
  • биюче песи балалары рәсеме.

Методик тәкъдимнәр

  1. Уен алдыннан олы песинең һәм песи балаларының үз үзләрен тотышы турында сөйләшү. Үзләренең өендә  тәрбияләнүче песиләр турында сөйләүләрен сорау.
  2. Уен аңлаешлы булсын өчен ,уенчылар музыка жанрлары белән таныш булырга тиеш (бишек җыры, бию көе).

Уен эшчәнлегенең эчтәлеге

   Олы кеше һәрбер уенчыгаүзенә ошаган йоклаучы песи я биюче песи балалары фигураларын сайлап алып авыл ишегалды буйлап йөрергә тәкъдим итә.

   Әгәр бишек җыры яңгыраса, авыл ишегалдында йөрергә йоклаучы песи сайлаган балалар чыга. Балалар үзләренең песи сүрәтләрен планшетның төрле урынына урнаштыралар:  өй түбәсенә, эскәмия астына һ.б. Биюче песи балалары сайлаган балалар да шуны ук башкаралар.

Уен өчен  катлауландырулар

1. Һәр уенчы песиенең кайда йоклаганын сөйләргә тиеш.

2. Аның песи баласы планшетның кайсы ягында бии.

3. Уенчылар йоклаучы песине күрсәтергә тиеш.

4. Уенчылар һәр песи баласына бию уйлап чыгарырга тиеш.

 Музыкальный (нотный) репертуар   -  Уеннарга музыкаль репертуар

 “Кошка и котята”   - “Песи һәм песи балалары”

  1. Бишек җыры. Ң. Җиганов музыкасы** (4, стр. 13)
  2. Бию көе. Р. Сабитов эшкәртүе (6, стр. 18)
  3. Талы-талы. Р. Еникеева эшкәртүе (6, стр. 18)

6 игра “МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОРАБЛИК”

ЗАДАЧИ:

- развивать тембровый и динамический слух детей;

- поддерживать попытки самостоятельно сравнивать, группировать, классифицировать объекты по 1-2 качествам;

- развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки, умение творчески их использовать в самостоятельной двигательной деятельности;

- учить сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство на основе счета;

- определять пространственное расположение объектов (слева, справа, рядом, около, между);

- формировать умение подыгрывать простейшие мелодии на музыкальных инструментах, самостоятельно придумывать небольшую сказку на заданную тему;

- активизировать мышление, внимание, память, воображение.

ИГРОВАЯ ЗАДАЧА:

- определить по звуку музыкальный инструмент и прикрепить к кораблику карточку с изображением этого музыкального инструмента.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ:

- два изображения корабликов с цветными окошками-иллюминаторами;

- круглые цветные карточки, на которых изображены музыкальные инструменты: колокольчик, бубен, погремушка, металлофон;

- ширма, стол, эти же музыкальные инструменты;

- мольберт или магнитная доска.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

  1. Игроки должны быть знакомы со звучанием каждого музыкального инструмента (колокольчик, бубен, ложки, погремушка, металлофон).
  2. Если игра проводится с большим количеством игроков, то изображения корабликов необходимо расположить вертикально на магнитной доске или мольберте.

СОДЕРЖАНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

   Взрослый играет за ширмой на одном из музыкальных инструментов. Дети должны узнать инструмент по звучанию и прикрепить карточку с изображением этого инструмента к окошечку кораблика.

УСЛОЖНЕНИЯ К ИГРЕ

  1. Игрокам предлагается сравнить изображения корабликов и определить, чем они похожи и чем отличаются.
  2. Детям нужно отдельно сосчитать окошечки в каждом ряду кораблика.
  3. Ведущий предлагает игрокам придумать интересную историю: «Куда плывет кораблик», «Кому везет кораблик музыкальные инструменты?»
  4. Задание: сгруппировать карточки с изображением музыкальных инструментов по 1-2 признакам. Например: положить слева на столе инструменты с ручками (ложки, погремушки), справа – без ручек (бубен, колокольчик).

6 уен “Музыкаль кораб”

Бурычлар:

  • балаларның көйнең тембрын һәм динамикасын ишетүен үстерү;
  • бер, ике сыйфат буенча  төрле әйберләрне мөстакыйль тикшерергә,чагыштырырга, төркемләргә, классификацияләргә тырышу ниятләренү булышлык итү;
  • хәрәкәтләнү осталыкларын, күнекмәләрен камилләштереп үстерү, аларны  мөстакыйль хәрәкәтләнү эшчәнлегендә иҗади куллану;
  • күплек кисәкләрен санау нигезендә аларның тигезлеген һәм тигезсезлеген чагыштыруны өйрәтү;
  • әйберләрнең урнашкан урыннарын билгеләүне үстерү (уңда, сулда, янәшә, янында, арасында);
  • гади генә көйләрне, музыка коралларында уйный белүне формалаштыру, бирелгән темага мостакыйль рәвештә зур булмаган әкият уйлап чыгару;
  • фикерләүне, игътибарлылыкны, хәтерләүне,күзаллауны активлаштыру.

Уен бурычлары

   Тавышы буенча музыка коралын билгеләп корабка шул музыка коралы рәсемен беркетеп кую.

     Әсбаплар һәм җиһазлар:

  • төсле тәрәзәле – иллюминаторлы ике корабчык рәсеме;
  • музыка кораллары кыңгырау, бубен, шалтыравык, металлофон сүрәтләнгән түгәрәк төсле карточкалар;
  • пәрдә, өстәл, шул ук музыка кораллары;
  • магнитлы такта яисә мольберт.

Методик тәкъдимнәр

  1. Уйнаучылар һәр музыка коралының тавышының яңгырашы белән таныш булырга тиеш (кыңгырау, бубен, шалтыравык, металлофон).
  2. Әгәр уйнаучыларның саны күп булса, корабчыклар  рәсемнәрен мольбертта яисә магнитлы тактада вертикаль рәвештә урнаштырыла .

Уен эшчәнлегенең эчтәлеге

   Олы кеше пәрдә артында музыка коралларының берсендә уйный. Балалар коралның тавышының яңгыравыннан  танып аның рәсемен корабчыкның тәрәзәсенә беркетергә тиешләр.

Уен өчен  катлауландырулар

  1. Уйнаучыларга корабчык рәсемнәрен чагыштырып нәрсә белән охшаш, нәрсә белән аерылып торуларын билгеләргә тәкъдим ителә.
  2. Балаларга  корабчыкның һәр рәтендәге тәрәзәләрне аерым санарга кирәк.
  3. Алып баручы балаларга корабчык турында кызыклы вакыйга уйларга тәкъдим итә.

“Корабчык кая йөзә?”,  “Корабчык музыка коралларын кемгә алып бара?”

  1. Бирем: музыка кораллары сүрәтләнгән карточкаларны 1-2 билге буенча төркемләү. Мәсәлән: өстәлдә сул якка тоткычлы коралларны куярга (кашыклар, шалтыравык), уң якка – тоткычсызларны (кыңгырау, бубен).

7 игра “Найди котенка”

ЗАДАЧИ:

- развивать динамический слух, навыки пения с инструментальным сопровождением и без него (с помощью взрослого), умение петь мелодию чисто, выразительно, согласованно, передавая характер музыки, смягчать концы фраз, вместе с другими детьми начинать и заканчивать пение;

- совершенствовать мелкую моторику рук, двигательные умения и навыки,

умение придумывать небольшую сказку на заданную тему;

- активизировать мышление, внимание.

ИГРОВАЯ ЗАДАЧА:

- найти спрятанного на игровом поле котенка.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ:

- игровое поле, на котором изображены дом, бревно, колодец, елка, пень, стог сена;

- изображение котенка и матрешки (или куколка в национальном костюме).

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

   Игру лучше проводить за столом, чтобы игрокам было хорошо видно игровое поле и действия водящего.

СОДЕРЖАНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

   Дети по считалке выбирают водящего. Он отворачивается. Дети прячут фигурку котенка за фигуру любого объекта (дом, пень, ель и т.д.) Затем игроки зовут водящего и под русскую народную мелодию (татарскую) поют песенку:

Вот котенок убежал,

Спрятался куда-то.

Как же нам его найти,

Маме-кошке принести?

Ты, матрешка, поспеши

И котенка отыщи!

   Водящий берет матрешку и медленно «водит» ее по дорожке (можно под татарскую мелодию)  на игровом поле. Если матрешка далеко от объекта, за которым спрятался котенок, то дети хлопают в ладоши тихо (музыка звучит тихо), если матрешка приближается к спрятанному котенку – хлопают громче (музыка звучит громко).

   Когда котенок найден водящим, все игроки исполняют импровизированный танец. Право быть ведущим переходит к игроку, который придумал и исполнил самый выразительный танец.

УСЛОЖНЕНИЯ К ИГРЕ

  1. Вместо хлопка в ладоши дети могут исполнять знакомую песню.
  2. Игрокам предлагается придумать и рассказать историю на тему «Что случилось с котенком, которого не нашла матрешка?», «Что увидел, спрятавшийся котенок?», «Почему котенок прячется от матрешки?»

 

7  уен “Песи баласын тап”

Бурычлар:  

  • балаларның көйнең динамикасын ишетә белүләрен, музыка коралына кушылып һәм кушылмыйча, көйне чиста, тәэсирле итеп,  килештереп, музыканың сыйфатын күрсәтеп, фраза ахырларын нечкәртеп ,башка балалар белән җырлый башлап  бергә җырлап бетерү  белүләрен үстерү;
  • кулларның вак моторикасын, хәрәкәтләнү сыйфатын камилләштерү, бирелгән темага зур булмаган әкият уйлап чыгарырга өйрәтү;
  • фикерләүне, игътибарны, хәтерне активлаштыру.

Уен бурычлары

             Уенчыларның  кычкырып җырлаган тавышын ишетеп уен мәйданындагы песи баласын табып алу.  

Әсбаплар һәм җиһазлар        

- өй, бүрәнә, кое, чыршы,  агач төбе, печән кибәнесүрәтләнгән  уен мәйданы;

- песи баласы һәм матрешка  рәсемнәре (яисә халык киемендәге курчак).

Методик тәкъдимнәр

   Уенчыларга уен мәйданы һәм уены алып баручының ни эшләгәне әйбәт күренсен өчен уенны өстәл артында  үткәрү кулаерак.

Уен эшчәнлегенең эчтәлеге

   Санамыш ярдәмендә уенны алып баручы билгеләнә.. Ул арты белән борыла. Балалар песи баласын берәр әйбер (өй, бүрәнә, кое, чыршы,  агач төбе, печән кибәне)  артына яшерәләр. Аннан соң уенчылар алып баручыны   халык көенә (татар, рус) җырлап чакыралар.

Песи, песи, Нечкәбил,

Бала тирбәтергә кил.

Җылы ирдә яшәрсең,

Ап ак күмәч ашарсың,

Тәмле сөтләр эчәрсең,

Ашап туйгач уйнарсың

Песи, песи, пескәем,

Соры синең төскәең,

Йомшак синең йоннарың,

Җылы синең туннарың? (Р. Миңнуллин)

Кая китеп югалдың?

Әй, матрешка, син йөгер

Песине табып китер. (Ф. Латыпова)

   Алып баручы матрешканы алып уен мәйданында (татар көенә) юл буенча әкрен генә “йөртә”. Әгәр матрешка песи качкан әйбердән ерагырак икән, балалар кулларын акрын гына чәбәклиләр (музыка әкрын яңгырый), әгәр матрешка качкан песи янына якынырак килсә – катырак чәбәклиләр (музыка каты яңгырый).

   Алып баручы песине тапкач , бар уенчылар үзләре уйлап тапкан бию башкаралар. Кемнең биюе тәэсирлерәк, матурырак шул алып баручы була.

Уен өчен  катлауландырулар

1.Кул чабу урынына балалар берәр таныш җырны башкарырга мөмкин.

2.Уенчыларга “Матрешка таба алмаган песи ни булган?”, “Ни өчен песи матрешкадан качкан?”, “Качкан песи ниләр күргән?” дигән хикәя уйлап чыгарырга тәкүдим ителә.

Музыкальный (нотный) репертуар - Уеннарга музыкаль репертуар “Найди котёнка”  -  “Песи баласын тап”

1. Әнисә. Л. Шиһабетдинова эшкәртүе (6, стр. 37)        

2. Бию көе. М. Зайнуллина эшкәртүе (6, стр. 37)

3. Йөрибез. Н. Бакиева музыкасы (1, стр. 45)

8 игра “МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЦВЕТОК”

ЗАДАЧИ:

- продолжать развивать у детей интерес к музыке, желание слушать ее;

- закреплять знания о жанрах музыки (песня, танец, марш);

- обогащать музыкальные впечатления, способствовать дальнейшему развитию основ музыкальной культуры, осознанного отношения к музыке;

- формировать навыки культуры слушания музыки (не отвлекаться, слушать произведение до конца);

- высказывать свои впечатления о прослушанном, выполнять движения, отвечающие характеру музыки;

- учить сравнивать части множества;

- совершенствовать мелкую моторику рук, двигательные умения и навыки;

- активизировать мышление, внимание, память.

ИГРОВАЯ ЗАДАЧА:

- узнать по фрагменту музыкальные произведения, выбрать лепестки с картинками, соответствующими этим музыкальным произведениям, составить из нескольких лепестков цветок.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ:

- 10 цветов с лепестками разного цвета: желтого, фиолетового, голубого, зелёного;

- лепестки с изображениями, соответствующими знакомым детям музыкальным произведениям (воробей, лошадка, марширующий мальчик, березка, зайчик и др.).

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

  1. Перед началом игры нужно познакомить детей с ее наполнением: дать возможность рассмотреть лепестки, пояснить, какому музыкальному произведению соответствует каждый лепесток с изображением.
  2. Музыкальные произведения должны быть хорошо знакомы игрокам.

СОДЕРЖАНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

   После того как дети узнают музыкальное произведение и выложат на цветок лепесток с соответствующей картинкой, педагог предлагает игрокам исполнить под прослушанную мелодию импровизированный танец или спеть песенку.

УСЛОЖНЕНИЯ К ИГРЕ

  1. Игрокам предлагается выложить лепестки в четыре ряда по цветам.
  2. Игрокам предлагается сгруппировать лепестки: птицы, животные, предметы, деревья, насекомые. Сосчитать их количество.

 

8 уен “Музыкаль чәчәк”

Бурычлар:

  • балаларда музыкага карата кызыксыну тәрбияләү, музыканы тыңлау теләге уяту;
  • музыка жанрлары (җыр, бию, марш) турында белемнәрен ныгыту;
  • музыкаль тәэсирләрен баету, киләчәктә музыкаль культура нигезен үстерергә ярдәм итү, музыкага аңлаешлы мөнәсәббәт тәрбияләү;
  • музыканы тыңлый белү культурасы сыйфатларын формалаштыру (әсәрне бүленмичә, ахырына кадәр тыңлау);
  • тыңлаганнан алган тәэсирләрне әйтә белү, музыка характерына туры китереп хәрәкәтләнү;
  • күплек кисәкләрен чагыштырырга өйрәтү;
  • кулларның вак моторикасын, хәрәкәтләнү сыйфатын камилләштерү;
  • фикерләүне, игътибарны, хәтерне активлаштыру.

Уен бурычлары

   Музыкаль әсәрнең фрагменты буенча, шул музыка әсәренә туры килгән  рәсемле  таҗ яфракчыкларын сайлап берничә таҗ яфракчыктан дан торган чәчәк төзү.

Әсбаплар һәм җиһазлар:

1. Төрле төстәге (сары, шәмәхә, ачык зәңгәр,яшел ) таҗ яфраклы 10 чәчәк;

2. Балаларга таныш булган музыкаль әсәрләргә туры килгән (чыпчык, ат, марш атлаучы малай, каен, куян  һ.б.) сүрәтле таҗ яфракчыклары.

Методик тәкъдимнәр

  1. Уен башланыр алдыннан балаларны аның эчлеге белән таныштыру: таҗ яфракчыкларын карау, һәр таҗ яфракчыгындагы сүрәт кайсы музыкаль әсәргә туры килгәннен аңлату.
  2. Музыкаль әсәрләр уенчыларга бик яхшы  таныш булырга тиеш.

Уен эшчәнлегенең эчтәлеге

   Балалар музыкаль әсәрне танып чәчәккә сүрәте туры килгә таҗ яфракчыгын куйганнан  соң, мөгаллим уйнаучыларга тыңлаган көйгә  үзләре уйлап чыгарган биюне биергә  яисә җыр җырларга тәкъдим итә.

Уен өчен  катлауландырулар

  1. Уенчыларга таҗ яфракчыларын дүрт рәткә төсләре буенча тезеп куярга тәкъдим ителә.
  2. Уенчыларга таҗ яфракчыкларын төркемләргә тәкъдим ителә: кошлар, хайваннар, предметлар, агачлар, бөҗәкләр. Күпме икәннәрен санау.

Музыкальный (нотный) репертуар - Уеннарга музыкаль репертуар

                  “Музыкальный цветок”** -   (“Музыкаль чәчәк”)**

  1. Балалар биюе. З. Гыйбадуллин музыкасы (1, стр. 65)
  2. Яулык кемнең кулында. Т. Вафина музыкасы (1, стр. 65)
  3. Шаян кыз. Н. Җиһанов музыкасы (4, стр. 69)
  4. Чума үрдәк, чума каз. Р. Еникеева эшкәртүе (4, стр. 68)
  5. Марш. М. Яруллин музыкасы (2, стр. 62)
  6. Мин – чикерткә. Л. Батыр-Булгари музыкасы (4, стр. 60)
  7. Яфрак бәйрәме. Р. Еникеевой музыкасы (7, стр.19)
  8. Уңышны җиеп ал. А. Филиппенко музыкасы (7, стр. 50)
  9. Кыш бабай белән күмәк җыр. Ф. Шәймәрдәнова музыкасы (4, стр. 145)

 



Предварительный просмотр:

3. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Методическая литература

  1. Күрсәт әле, ускәнем. Вот как мы умеем / авт.-төз.: З.Г.Ибрагимова, Г.Р.Гилязетдинова, Ф.З.Залялетдинова. – Казан: Мәгәриф, 2010.
  2. Чәбәк-чәбәк итә ул. Ладушки. / авт.-төз.: З.Г.Ибрагимова, Г.Р.Гилязетдинова, Ф.З.Залялетдинова. – Казан: Мәгәриф, 2007.
  3. Игры с разрезными картинками. Учебно-дидактический комплект по освоению опыта музыкальной деятельности / авторы-составители Т. А. Переверзева, Н. Н. Гладышева. – Волгоград: изд-во Учитель.
  4. Музыка дәресләре өчен хрестоматия. – Казан: Мәгәриф, 2008.
  5. Музыка татарских композиторов в детском саду. И.Саитова. – Казань, 2004.
  6.  Шома бас (Танцуй веселей): Методическое пособие с аудио-приложением по обучению детей дошкольного возраста татарским танцевальным движениям. З.Г.Ибрагимова. Казань: Наследие нашего народа, 2012.
  7. Әйлән-бәйлән: балалар бакчасында музыка (зурлар төркеме): мәктәпкәчә белемм бирү учреңдениеләре өчен хрестоматия / (төз.-авт.: З. Г. Ибраһимова, Г. Р. Гыйләҗетдинова, Ф. Җ. Җәләлетдинова, Ә. К. Гыйбадуллина). – Казан: Татар. кит. нәшр., 2014.

Аудио-диски

  1. Бакча балалары өчен биюләр. Шома бас. Автор: З.Ибрагимова. – Казань: Компания «АКСУ», 2011.
  2. Балалар бакчасында әдәп-әхлак тэрбиясе. Методик әсбап өчеен аудио-кушымта. Авторы-составители: К.Закирова, Р.Кадырова. – Казань: Компания «АКСУ», 2013.
  3. Туган телдә сөйләшәбез. Методик кулланма өчен аудио-кушымта (2-3 яшь). Авторы-составители: Ф.Хазрятова, З.Шарафутдинова, И.Хабибуллина, А.Хадиева. – Казань: Компания “АКСУ” 2012.
  4. Туган телдә сөйләшәбез. Методик кулланма өчен аудио-кушымта (3-4 яшь). Авторы-составители: Ф.Хазрятова, З.Шарафутдинова, И.Хабибуллина, А.Хадиева. – Казань: Компания “АКСУ” 2012.
  5. Туган телдә сөйләшәбез. Методик кулланма өчен аудио-кушымта (4-5 яшь). Авторы-составители: Ф.Хазрятова, З.Шарафутдинова, И.Хабибуллина, А.Хадиева. – Казань: Компания “АКСУ” 2013.

 

4. ПРИЛОЖЕНИЯ

1 диск – “Уйный-уйный ирәнәбез” (на татарском языке)

1 уен “Кызыклы шакмак”

(“Кызыклы лототрон”)

  1. Песи. Р. Хәрис сүзләре, Р. Ахиәрова музыкасы.
  2. Маэмай. М. Җәлил сүзләре, Ф. Яруллин музыкасы.
  3. Куяннар белән төлке уены. Р. Касымов музыкасы.
  4. Аю бии.
  5. Колын. Ә. Бикчәнтәева сүзләре, Ә. Бакиров музыкасы.
  6. Куяннар һәм төлке уены. В. Вәлиева сүзләре һәм музыкасы.
  7. Без - үрдәкләр. Л. Батыр-Булгари музыкасы.
  8. Шаян тавык. Ф. Шаймарданова музыкасы.
  9. Чебиләр зарядкасы. М. Фәйзуллина сүзсәре, Л. Хәйретдинова музыкасы.
  10. Әтәч. М. Җәлил сүзләре, Җ. Фәйзи музыкасы.
  11. Чыпчык. М. Әндерҗанова сүзләре һәм музыкасы.

2 уен “Музыкаль шакмак”

(“Музыкаль конверт”)

  1. Чыпчык. М. Әндерҗанова сүзләре һәм музыкасы.
  2. Колын. Ә. Бикчәнтәева сүзләре, Ә. Бакиров музыкасы.
  3. Паровоз. Р. Ахиярова музыкасы.
  4. Йокла, курчак. Г. Таһирова сүзләре, М. Мозаффаров музыкасы.
  5. Янгыр. Татар халык уен җыры.
  6. Туп. Р. Сәрвәров музыкасы.
  7. Мин шофёр. А. Минһаҗев сүзләре, Ә. Һадиева музыкасы.
  8. Светофор. Х. Әхмәтшин сүзләре, Р. Сәрвәров музыкасы.
  9. Без яулыклар юабыз. С. Сабиров сүзләре һәм музыкасы.

3 уен “Куян һәм аю”

  1. Куян балалары җыры. Р. Корбан сүзләре, И. Сафин музыкасы.
  2. Аю бии.

4 уен “Күбәләк кая очты?”

  1.  Бала белән күбәләк. Г. Тукай сүзләре, З. Хәбибуллин музыкасы.

5 уен “Песи һәм песи балалары”

1. Татар халык бию кие.

  1. Татар халык бию кие.
  2. Йокла, курчак. Г. Таһирова сүзләре, М. Мозаффаров музыкасы.
  3. Марш. С. Сайдашев музыкасы.

7  уен “Песи баласын тап”

  1. Татар халык көе.

8 уен “Музыкаль чәчәк”

     1.  Чыпчык. М. Әндерҗанова сүзләре һәм музыкасы.

  1. Колын. Ә. Бикчәнтәева сүзләре, Ә. Бакиров музыкасы.
  2. Улыбка. Музыка . В. Шаинского.
  3. Ак каен. З. Ярмәки сүзләре, татар халык көе.
  4. Ак куян.

2 диск – “Играя, мы учим татарский язык”

1 игра “Занимательный кубик”

  1. Воробей. Музыка В. Герчик, слова А. Чельцова.
  2. Два весёлых гуся. Русская народная песня.
  3. Два петуха. Музыка С. Разоренова.
  4. Зайка. Русская народная мелодия в обр. Л. Лобачева, слова Т. Бабаджан.
  5. Зайчики. Музыка Т. Тиличеевой.
  6. Зайчики и лисичка. Музыка Г. Финаровского, слова В. Антоновой.
  7. Котя, котенька, коток. Русская народная песня в обр. А. Метлова.
  8. Кошка. Музыка Ан. Александрова, слова Н. Френкель.
  9. Курочка. Музыка Н. Любарского.
  10. Лошадка. Музыка М. Симанского.
  11. Медведь. Музыка В. Ребикова.
  12. Петушок. Русская народная прибаутка в обработке М. Красева.
  13. Серенькая кошечка. Музыка В. Витлина, слова Н. Найденовой.
  14. Собачка. Музыка М. Раухвергера, слова М. Комиссаровой.
  15. Танец утят. Французская народная мелодия в переложение Г. Фиртича.
  16. Цыплята. Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной.

2 игра “Музыкальный кубик”

  1. Веселый поезд. Музыка З. Компанейца, слова М. Чарной.
  2. Воробей. Музыка В. Герчик, слова А. Чельцова.
  3. Дождик. Музыка Н. Любарского.
  4. Зима. Музыка В. Карасевой, слова Н. Френкель.
  5. Колыбельная зайчонка. Музыка В. Карасевой, слова Н. Френкель.
  6. Лошадка Зорька. Музыка Т. Ломовой, слова М. Ивенсон.
  7. Паровоз. Музыка Г. Эрнесакса, слова С. Эрнесакс, русский текст В. Татаринова.
  8. Саночки. Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной.

4 игра “Куда полетела бабочка?”

  1. Возвращайся, бабочка. Л. Батыр-Булгари.

5 игра “Кошка и котята”

1.  Ах ты, береза. Русская народная песня.

  1. Барыня. Русская плясовая.
  2. Из-под дуба. Русская плясовая.
  3. Колыбельная (фрагмент). Музыка С. Левидова.
  4. Колыбельная. Музыка С. Разоренова.
  5. Колыбельная. Музыка Т. Назаровой.
  6. Пойду ль я, выйду ль я. Русская народная песня в обработке Е. Тиличеевой.
  7. Полянка. Русская народная мелодия.

7 игра “Найди котенка”

  1. Полянка. Русская народная мелодия.
  2. Светит месяц. Русская народная мелодия.

8 игра “Музыкальный цветок”

1. Ах ты, береза. Русская народная песня.

2. Березка. Музыка Р. Рустамова, слова А. Метлиной.

  1. Воробей. Музыка В. Герчик, слова А. Чельцова.
  2. Жыл-был у бабушки серенький козлик. Русская народная песня.
  3. Зайчик. Музыка М. Старокадомского, слова М. Клоковой.
  4. Кузнечик. Музыка В. Шаинского, слова Н. Носова.
  5. Лошадка Зорька. Музыка Т. Ломовой, слова М. Ивенсон.
  6. Марш. Музыка Е. Тиличеевой.
  7. Новая кукла. Музыка П. Чайковского.
  8. Огородная-хороводная. Музыка Б. Можжевелова, слова А. Пассовой.
  9. Пляска с платочка. Русская народная плясовая.
  10. Саночки. Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной.
  11. Улыбка. Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцсковского.
  12.  Дед Мороз. Музыка В. Герчик, слова Е. Немировского.

3 диск - “Уйнап күңел ачабыз”

(хороводы, игры на татарском языке)

  1. Без үрдәкләр.
  2. Без урманга барабыз.
  3. Безнен бакча.
  4. Безнен дусларыбыз.
  5. Бәтиләр.
  6. Әйлән-бәйлән.
  7. Зәнгәр чәчәк.
  8. Кайда безнең кулларыбыз?
  9. Карусель.
  10. Кәрия-Зәкәрия.
  11. Кошлар килде.
  12. Куяннар.
  13. Күңелле сәяхәт.
  14. Күрсәт әлә.
  15. Матур уен.
  16. Нәниләргә физкультура.
  17. Түгәрәкле уйнаганда.
  18. Түгәрәк уен.
  19. Чума үрдәк, чума каз.
  20. Шалтыравык белән уен.
  21. Эйлән-бәйлән.

итературы и т.п.

Фото

ФФот


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: "Творческая деятельность по английскому языку в рамках НОД детей среднего и старшего дошкольного возраста"

Все дети любят творить. Кто-то любит рисовать, кто-то лепить, а кто-то конструировать. Творчество - сама суть детства, оно помогает развивать ребенка. Любовь детей к видам искусства можно использовать...

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности

Материалы статьи в своей работе могут использовать музыкальные руководители и воспитатели ДОУ...

Проектная работа "Дидактические игры для закрепления знаний татарского языка у детей среднего и старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности"

Проект раскрывает содержание методической разработки по использованию музыкально-дидактических игр для формирования у детей среднего и старшего дошкольного возраста интереса к татарскому языку и культ...

Методическое обеспечение рабочей программы. Комплекс русских народных игр для детей среднего и старшего дошкольного возраста

Русские народные игры – это игры, которыми развлекался русский народ в старину. Для большинства русских игр характерны простота, общедоступность, широкая распространённость среди других народов....

Фронтальный контроль по теме: «Организация работы по развитию творческих способностей детей среднего и старшего дошкольного возраста, в продуктивных видах деятельности, в МБДОУ №1 «Русалочка» п. Гигант»

Фронтальный контроль по теме: «Организация работы по развитию творческих способностей детей среднего и старшего дошкольного возраста, в продуктивных  видах деятельности, в МБДОУ №1 «Р...

Музыкально – игровая программа ко Дню защиты детей «Лето, солнце, дружба – вот что детям нужно!» для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Сценарий разработан для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Данный материал будет полезен педагогам и родителям дошкольников для организации и проведения мероприятия на свежем во...

«Выражение песенного творчества у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности. Использование в работе музыкального руководителя ДОУ вокальных импровизаций на основе игровых и творческих заданий»

Проблема процесса  развития  ребенка в творчестве  музыкального  воспитания  имеет обширный спектр научно-практических решений, так как процесс творчества связан с переживания...