Статья «Пути, условия и средства приобщения маленького петербуржца к ценностям родного города»
статья на тему

Предлагаю вашему вниманию статью "Пути, условия и средства приобщения маленького петербуржца к ценностям родного города"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_lyubi_svoy_gorod.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

Подготовила статью: Радченко О.А

Тема: «Пути, условия и средства приобщения маленького петербуржца к ценностям родного города.»

        На современном этапе задача патриотического воспитания приобретает особую остроту и актуальность. Одна из важнейших характеристик патриотизма - его социальное содержание. Любовь к родине включает: заботу об интересах и исторических судьбах страны и готовность ради них к самопожертвованию; верность родине, ведущей борьбу с врагами; гордость за социальные и культурные достижения своей страны; сочувствие к страданиям народа и отрицательное отношение к социальным порокам общества; уважение к историческому прошлому родины и унаследованным от него традициям; привязанность к месту жительства (городу, деревне, области, стране в целом).

      Системе образования принадлежит ведущая роль в гражданском становлении подрастающего поколения, воспитании у молодёжи любви к родине, преданности своему отечеству.

      Учреждения дошкольного образования, являясь начальным звеном системы образования в нашей стране, призваны формировать у детей первичные представления об окружающем мире, отношение к действительности, дать возможность им почувствовать себя с самых ранних лет гражданами своего отечества.

       Повышенная требовательность общества к нравственному облику, сознанию и поведению граждан ставит перед педагогической наукой и практикой задачу патриотического воспитания подрастающего поколения.

        Различные аспекты патриотического воспитания исследовались философами, педагогами, психологами (К.Д. Ушинский, А.Н. Радищев, В.Г. Белинский, Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский, Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова и др.).

        В содержательном аспекте патриотизм включает: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к родному языку; заботу об интересах родины; проявление гражданских чувств и сохранение верности родине; гордость за её социальные и культурные достижения; отстаивание её свободы и независимости; уважительное отношение к историческому прошлому и традициям; стремление посвящать свой труд, способности процветанию родины.

      Патриотизм, как нравственное качество, является результатом целенаправленного воспитания, и дошкольное детство - благоприятный период для приобщения ребёнка к национальной культуре. Поэтому очень важно начинать воспитывать настоящего патриота своей Родины именно в этом возрасте, когда ребенок начинает интенсивно развиваться в социальном плане. Этот период по своим психологическим особенностям наиболее благоприятен для формирования патриотизма, так как для детей дошкольного возраста характерны высокая восприимчивость, легкая обучаемость, безграничное доверие взрослым, стремление подражать им, эмоциональная отзывчивость и интерес ко всему окружающему.

   Результаты исследований российских  ученых, практиков (Н.В. Алешина, Н.Ф. Виноградова, А.Д. Жариков, Р.И. Жуковская, Е.А. Казаева, С.А. Козлова, Н.Г. Комратова, Л.Е. Никонова, М. Ю. Новицкая, Э.К. Суслова, Н.Ю. Ясева и др.) указывают на актуальность и необходимость работы по патриотическому воспитанию детей в учреждениях дошкольного образования.

    Для эффективной организации воспитательного процесса, направленного на формирование патриотизма как качества личности, педагогам учреждений дошкольного образования необходимо владеть соответствующей методикой, организационными формами и методами.
     Важнейшей задачей патриотического воспитания является систематическая, целенаправленная деятельность педагога по ознакомлению дошкольников с родной страной.

      Проблему определения содержания работы по патриотическому воспитанию маленького петербуржца многие дошкольные работники пытаются решить с помощью различных программ.

      Для знакомства детей младшего школьного и дошкольного возраста с Санкт – Петербургом создано много авторских краеведческих  программ: Ермолаевой Л.К., Алифановой Г.Т., Вежель Г.С., Смирновой Н.Т. и других авторов. Рассмотрим некоторые авторские программы,  рекомендованные для знакомства с Санкт – Петербургом:

Программа школьного курса “Знакомство с Санкт – Петербургом” – автор Смирнова Н.Т.

      Программа создана для начальной и средней  школы, для дошкольников она не годится, так как работа с детьми 6 – 7 – го года жизни очень специфична. Дошкольники не могут осознать исторические события и их последовательность, не могут освоить географические понятия, а многие сведения для них либо формальны, либо недоступны для понимания. В программе определены задачи, годные для любого города.  В конце программы даны: примерный план экскурсий (на каждый месяц), советы, что читать детям вне занятий, контрольные задания для выявления уровня знаний, игры и пособия разработанные для реализации программы, дана рекомендуемая литература.                                      

Имеет методическое обеспечение: альбом «Город мой любимый» – Спб., 1998 и первые здания Петербурга (архитектурная мозайка). Спб., 1999. – написанные Смирновой Н.Т.                                                                                          

    Смирнова Н.Т. создала специальный курс «Знакомство с Санкт – Петербургом» рассчитанный на детей старшего дошкольного возраста. В ней уделяется внимание развитию мышления детей, она содержит в качестве рекомендаций перечень специально разработанных игр и пособий для детей дошкольного возраста. Значительное место в рекомендациях Смирновой Н.Т. занимают прогулки – экскурсии. Автор акцентирует внимание на необходимость решения главной задачи в процессе знакомства дошкольников с Санкт – Петербургом – эмоционально настроить детей на общение с городом, показать его уникальность, неповторимость, а так же обогатить и разнообразить общение детей со своими родителями, так как программа предусматривает их совместную деятельность.

Программа “Чудесный город” – автор Ермолаева Л.К.:

          Программа рассчитана на школьников. Разработана в Санкт – Петербургском педагогическом университете. Назначение курса – пробудить познавательный интерес к городу, восхищение его красотой, способствовать формированию осознанного отношения к памятникам истории и культуры.                                     Несмотря на то, что эта программа создана для детей младшего школьного возраста, она может быть адаптирована для знакомства с городом детей старшего дошкольного возраста.                                                                                                        Эта программа имеет хорошее методическое обеспечение: «Петербургская тетрадь» и «Угадай-ка» (для школьников). Автором создана адаптированная тетрадь: Ермолаева Л.К., Воронина Н.И. “Мой город” (5 – 6 лет) – для знакомства с городом детей старшего дошкольного возраста.

Программа “Взрослеем вместе с городом” – автор Вежель Г.С.:

        Программа представляет собой  4 – х ступенчатую систему образования.                         1-я ступень – дошкольное образование заключается в обеспечении ориентации во внешне видимом Мире через формирование эмоционально – окрашенных понятий (Мой, Моя, Мое - Родное), первичных знаний – умений, а главное – нравственных чувств (мой дом, улица, река – мой город Санкт – Петербург, который строили такие – то зодчие, в котором жили и живут такие – то люди, включая меня самого, моих родственников и предков).
2–я ступень – 1 – 3 классы;    
3–я ступень – 5 – 9 классы                                                                                                           4–я ступень – 10 – 11 классы.
Вся программа строится по основному принципу: во все занятия входит город, и наоборот, город учит всему и вся.
      Г.С. Вежель считает, что  Петербург на исходном этапе постижения должен быть только светлым, “Городом – Садом”. Это – условие формирования положительного отношения ко всему и вся, и к самому себе в том числе.
      Вежель Г.С. предполагает, что  основной формой изучения дошкольниками Петербурга по программе «Взрослеем вместе с городом», должны  являться логические игры. Эта программа привлекает необычностью подачи материала детям, но включение ее в воспитательный процесс затруднено  необходимостью прохождения специальной подготовки на курсах, которые читает сама Г.С.Вежель. Воспитатель должен обладать достаточным опытом и грамотностью для того, чтобы адаптировать эти программы к особенностям детей дошкольного возраста. Данная программа имеет хорошее методическое обеспечение. 

Программа “Первые шаги” – автор Алифанова Г.Т.:

     Программа содержит конкретные задачи и цели работы на год по каждой возрастной группе детского сада, начиная с четвертого года жизни. Подбор материала включает петербургскую тематику во все виды деятельности, что создает удобство для учебного процесса, в конце программы каждого года обучения даны критерии, помогающие воспитателю сориентироваться в том, что ребенок должен усвоить о своем городе. Большое внимание в программе уделено работе с родителями. «Увлеченные родители – значит, влюбленные в свой город дети» - считает  Г.Т. Алифанова.  В конце программы дана рекомендованная литература, в приложении даны конспекты для педагога (занятия – путешествия, их музыкальное сопровождение; живые примеры из практики; КВНы).

    Проанализировав перечисленные выше краеведческие программы, мы пришли к выводу, что краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

     Ориентируясь на рекомендации: Ермолаевой Л.К., Вежель Г.С., Смирновой Н.Т., Алифановой Г.Т.  – целью краеведческой работы можно определить воспитание положительного эмоционального отношения к городу у петербуржца-дошкольника:

1. Главное – воспитание в ребенке основ петербургской культуры;
2.Эмоциональное  знакомство с городом (в детском саду мы начнем эту работу, а школа и дальнейшая жизнь продолжит).

        Для успешной работы в этом направлении необходимо создать определенные условия. Условия  – обстоятельства, от которых что – либо зависит или обстановка, в которой происходит что – либо.

       Проводя исследование в данном направлении и познакомившись с опубликованными в периодической печати практическим опытом  воспитателей России, мы предположили, что формирование ценностного отношения дошкольников к родному городу может быть эффективным, если в образовательном учреждении будут созданы следующие педагогические условия:

1. Сотрудники детского сада должны понимать значимость целенаправленного патриотического воспитания дошкольников, для формирования их личности и осознавать актуальность этой работы, начиная с младшего дошкольного возраста;

2. В группе детского сада будет создана соответствующая обогащенная развивающая среда для знакомства с родным городом; 

3. В детском саду будет разработана программа системной работы по знакомству детей с родным городом и воспитанию ценностного отношения к нему на протяжении всего периода воспитания ребенка в детском саду; будет организовано педагогическое взаимодействие с родителями по приобщению детей к ценностям Санкт – Петербургской культуры.

 Важное место, в детском саду, отводится работе с родителями. С помощью родителей дети  начинают знакомиться  с «ближним» городом,  его достопримечательностями.     

  С младшими дошкольниками, как советуют Александрова Е.Ю. и Гордеева Е.П., надо начинать знакомство с городом с наблюдения близлежащих улиц (улицы длинны, на них много домов, у каждого дома номер). Взрослые могут обращать внимание детей на празднично украшенные улицы, проспекты (флаги, цветные огоньки, гирлянды). Воспитатель должен, по мнению этих авторов,  объяснить детям, что они тоже – маленькие петербуржцы, поэтому должны делать все, чтобы наш город был чистым и нарядным: бросать фантики от конфет и мороженого в контейнер для мусора, не ломать веточки и не рвать цветы. Надо рассказывать о большом, красивом родном городе: чтобы дети смогли удивиться большим и маленьким домам, постройкам разных конструкций, различных стилей архитектуры.

 Со средней группы воспитатель может проводить занятия по ознакомлению с главными достопримечательностями города, основная цель которых: вызвать у детей чувство восхищения красотой города; подчеркнуть, что все вокруг сделано руками человека очень давно, но народ помнит имена тех мастеров, кто созидал, ваял, творил. С этого возраста возможно  начинать чтение художественной литературы об исторических событиях, о народном героизме.

     Большое значение имеют беседы с детьми: где они побывали и что знают о городе. Важно показать детям  родной город как город – красавец (зеленый город), город – труженик.

     В старшей группе, по мнению многих краеведов,  становится актуальной задача знакомства детей с историей родного города. Необходимо закреплять знания детей о родном районе, познакомить с профессиями и предприятиями, на которых работают родители. В этом возрасте необходимо использовать такие формы работы, как беседы об увиденном, наблюдаемом; рассматривание иллюстраций о тех достопримечательностях города, где побывали с родителями; организовывать элементарный совместный труд по уходу за районом города; закреплять  в играх и изобразительной деятельности полученную  информацию; проводить консультативную работу с родителями детей.

     В подготовительной группе важно поддерживать интерес детей к жизни наших предков, обогащать их новыми знаниями об исторических событиях и конкретных личностях; объяснить назначение герба города и познакомить с гимном Санкт – Петербурга. Приобщить детей к неистощимым богатствам русской литературы.

     Эта весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно во всех группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному городу, к своей стране.

     Наибольшую трудность у воспитателей, как показали исследования Солнцевой О.В., Виноградовой Н.В., Сакавичене О.В., Жуковской Р.И., Радиной Е.И. и других, вызывает работа по ознакомлению дошкольников с историей города, его достопримечательностями. Чтобы детям было интересно, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний.

     Успешное развитие дошкольников при знакомстве с родным городом, как убедительно доказал многочисленный опыт воспитателей, станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально – практическим путем, то есть через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту. 

      Таким образом мы определили, что   при организации краеведческой работы воспитатель имеет возможность использовать самые разнообразные средства способствующие формированию у детей ценностного отношения к культуре и традициям Санкт – Петербурга. Такими средствами могут являться:

  1.  Непосредственно-образовательная деятельность в детском саду;
  2.  Игровая деятельность;
  3.  Дидактические игры;
  4.  Сюжетно – ролевые игры;
  5.  Строительно – конструктивные игры;
  6.   Игры – драматизации;
  7.   Подвижные игры;
  8.  Трудовая деятельность:
  9.  Участие детей в благоустройстве группы и участка детского сада;
  10.   Изготовление сувениров петербургской тематики;
  11.  Художественно – творческая деятельность детей:

- рисование родного города, его символов…

- конструирование архитектурных памятников;

  1.  Сочинение рассказов, стихов о памятных местах города;
  2.  Участие детей в музыкально – литературных праздниках и развлечениях;
  3. Разучивание с детьми стихов и песен о городе и др.

      Дошкольный возраст – период становления основных видов деятельности. Поэтому включение детей в познавательно – коммуникативную, художественно – творческую, игровую деятельности будет направлено на совместное со взрослым «разгадывание», «прочувствование» и осмысление духовного содержания предметов культуры и искусства, на вооружение детей умениями самостоятельно находить и читать приметы «культурной индивидуальности» города в его архитектурно – скульптурном облике.

     Все эти методы и приемы, помогут вызвать у детей интерес и желание узнавать свой город, продолжать знакомиться ближе и увидеть все своими глазами. Естественно, некоторые методы и приемы, требуют доработки и корректировки, но главное, чтобы не потерялись в будущей взрослой жизни детские таланты, доброта, щедрость сердца, состояние радости и открытий, чтобы детство было ярким началом жизненного пути. Мы видим, что знакомство с  Санкт–Петербургом, с его историей, культурой и архитектурой – это тот стержень, на который нанизываются получение знаний, формирование навыков и умений через разные виды деятельности.

      Прививая детям любовь к городу, Смирнова Н.Т. советует использовать разные методы: экскурсии, целевые прогулки, рассказ воспитателя, занятия – путешествия, вечера досуга, тематические выставки…    

  Занятия – путешествия – это виртуальное путешествие во времени, в пространстве…, но с элементами игровой деятельности, иначе детям будет не интересно. Игровые моменты вызывают большую заинтересованность у детей для более точного и понятного объяснения чего–то нового, для активизации умственной деятельности.  Так же для проведения такого путешествия необходим наглядный материал: настенный экран, подборы слайдов, интерактивная доска и проектор. Желательно иметь в группе  большой подбор книг о Петербурге; альбомы с иллюстрациями и  наборы открыток, которые  должны быть крупными и цветными. Обязательно в группе детского сада должен быть музыкальный центр – ведь каждое занятие необходимо сопровождать специально подобранной музыкой, шумами.

     Экскурсии – удивительная форма взаимодействия с детьми. Это именно «взаимодействие», а не работа. Экскурсии обогащают детей новыми знаниями о родном городе, способствуют воспитанию у них чувства гордости за свой город.

       Целевые прогулки. Как советуют современные авторы-методисты, с малышами целесообразно совершать прогулки в парикмахерскую («там подстригают папу»), на почту («здесь мама оплачивает квартиру»), с детьми постарше – в  центр города - главная улица города,  – река, на берегах которой построен  город…

    Праздники – это всегда радость! Важно суметь превратить подготовку к празднику в игру: выполненные руками детей рисунки, аппликации и  приготовления театрализованных атрибутов; выученные стихотворения и песни, предвкушение встречи с неожиданными гостями поднимает настроение.

    При рассматривании картин великих мастеров (Коровин К.А., Саврасов А.К., Васнецов В.М. и др.), воспитатель так же воспитывает в ребенке любовь к своей семье, к природе, к своему городу, к своей Родине.

     В группе целесообразно иметь альбомы, которые создаются родителями вместе с детьми  («Мой город», «Где мы были») и записывать  рассказы детей о полученных впечатлениях.

    Эти, и многие другие приемы работы позволят познакомить детей с родным городом, сделать его эмоционально значимым для ребенка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Конечно, начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование - чувство любви к своему Отечеству.


Список использованной литературы:

1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольника. - М.: ЦГЛ 2014 .

2.Алифанова Г.Т.  Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет. Пособие для воспитателей и родителей. – СПб.:Паритет, 2008.

3.Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П. Система патриотического воспитания в ДОУ. – Волгоград «Учитель», 2007.

4.Вежель Г.С. Взрослеем вместе с городом; Общие положения программы дошкольно-школьного образования. - СПб., 1995.

5. Гладкова Ю. Метод проектов в руководстве работой по нравственно-патриотическому воспитанию // Ребенок в детском саду. - 2008. - №2.

6.Ермолаева Л.К., Лебедева И.М. Чудесный город. – СПб.: Норинт, 1996.

7.Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край.- М., 2013.

8. Зеленова Н.Г. Мы живём в России. - М.: Скрипторий, 2007.

9. Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? - М.: ТЦ Сфера, 2014 .

10 . Комратова, Н., Грибова Л. О гражданском воспитании дошкольников//Дошкольное воспитание.- 2005.- № 10.

 11.Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций /Учеб. Пособие. -М., 1998.

12. Маханёва М.Д. Нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста - М.:АРКТИ, 2014 г.

13. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание. - М.:Линка - Пресс, 2013.

14.Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: Методические рекомендации. Маханева М. Д. http://www.portal-slovo.ru

 15. Никонова, Л.Е. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.- Минск.: Народная асвета, 2011

16. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. №795 о Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.gfs.ru, свободный.

17.Проблемы дошкольного образования на современном этапе: Выпуск 5. / Сост. О.В. Дыбина, О.А. Еник. – Тольятти: ТГУ, 2007.

18. Смирнова Н.Т. Знакомство с Санкт-Петербургом. – СПб., 1997.

19. Система патриотического воспитания в ДОУ / Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П., Постникова М. П.- Волгоград,  2007.

20.Цеева Л.Х., Петрова Н.В. Дошкольная педагогика. - Майкоп, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Народный фольклор как средство приобщения детей к общечеловеческим ценностям»

Статья для воспитателей детских садов и родителей, приобщение детей к русскому народному фольклору....

Русский народный фольклор как средство приобщения детей к общечеловеческим ценностям

На данный момент одной из наиболее значимых задач, стоящих перед современным обществом, является развитие общечеловеческих ценностей.  Проблема общечеловеческих ценностей является одной из самых ...

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к культурно-историческим ценностям родного края в рамках региональной программы «Крымский веночек»

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения всегда занимала центральное место в социальном заказе общества. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном ...

Доклад на тему: Нравственно-патреотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к культурно-историческим ценностям родного края в рамках региональной программы "Крымский веночек"

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения всегда занимала центральное место в социальном заказе общества.Глубокие социально-экономиче...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к культурно историческим ценностям родного края

Я узнал, что у меня есть огромная родня:И тропинка, и лесок, в поле - каждый колосок,Речка, небо надо мною - это все мое, родное!»В. ОрловТема нравственности и патриотизма, пожалуй, одна из...

Педагогический проект на тему: «Наш любимый город - Обнинск». Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе знакомства с культурными ценностями родного города Обнинска и Калужского края.

В проекте представлена система работы по организации с детьми старшего дошкольного возраста духовно-нравственного, патриотического воспитания, культурного и творческого развития, на основе знакомства ...