этапы работы с детьми по патриотическому воспитанию
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Багирова Венера Ильинична

Я, моя семья, мой дом, улица, ближайшее окружение, детский сад, труд людей в детском саду.

Природа на участке детского сада, в парке.

Фольклор: народные сказки, пословицы, потешки и загадки.

Знакомство с предметами русского народного быта.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon перспективное планирование66 КБ

Предварительный просмотр:

Первый этап работы. Средняя группа.

Примерные темы

Пути достижения цели

Формы, методы закрепления

1

2

3

Я, моя семья, мой дом, улица, ближайшее окружение, детский сад, труд людей в детском саду.

Специально – организованные занятия, беседы в свободное время, экскурсии по детскому саду, наблюдение за трудом сотрудников, целевые прогулки по микрорайону.

Дидактические, словесные игры: «Расскажи мне о себе», «Волшебный стул». Музыкально - познавательное развлечение «Мой дом – моя крепость» (совместно с родителями)

Природа на участке детского сада, в парке.

Наблюдения на прогулке, экскурсии в парк, работа и наблюдения в уголке природы; чтение художественных произведений о природе Е. Чарушина, М. Пришвина, стихов, пословиц, загадок.

Отражение наблюдений в календаре природы, в рисунках; рассматривание иллюстраций, картин, на которых изображена природа края; развлечение «День Земли».

Фольклор: народные сказки, пословицы, потешки и загадки.

Использование их на занятиях (заучивание в совместной деятельности), в режимных моментах; драматизация сказок, кукольный, пальчиковый и настольный театр.

Режиссерские, театрализованные игры по русским народным сказкам: «Теремок», «Зимовье зверей», «Лисичка со скалочкой», «Маша и медведь» и др. Музыкальное развлечение «Бабушкины сказки».

Знакомство с предметами русского народного быта.

Рассматривание экспонатов  музея народного быта (в детском саду, в комнате «Русской избы»). Рассказ воспитателя, беседа с детьми; рассматривание иллюстраций Ю. Васнецова к русским народным сказкам.

Рассматривание и тактильное обследование предметов народного быта; сюжетно- ролевая игра «Мы пришли в музей».

Знакомство с народной музыкой, пение народных песен, частушек. Пляски в хороводе.

Музыкальные занятия, прослушивание народных мелодий в грамзаписи свободное время.

Музыкальные праздники и развлечения, самостоятельная театрализованная деятельность детей.

Знакомство с хантыйским народным костюмом (общим вид).

Рассматривание орнамента, узоров народов Севера, изделий из бересты.

Отражение впечатлений в рисунках, лепке.

Второй этап работы. Старшая группа.

Нижневартовск – его улицы, памятные места.

Специально- организованные занятия, экскурсии с родителями по городу; целевые прогулки по улицам Пионерская, Мусы Джалиля, 60 лет Октября; прогулка к перекрёстку, наблюдение светофором, беседы.

Сюжетно- ролевые игры: «Путешествие по городу», «Строим город»; конструирование из строительного материала; рассматривание иллюстраций, картин, на которых изображены улицы города, различные здания, дома. Развивающие игры: «Пройди до указанного места» (лабиринты, карты –схемы), «Разбитая картинка» (сложи виды Нижневартовска из мозаики).

.

Виды транспорта в городе: водный, железнодорожный,  воздушный, автомобильный.

Занятия, беседы с воспитателем, рассматривание карты города; целевые прогулки, экскурсии, наблюдения.

Отражение впечатлений в рисунках, конструировании, лепке. Сюжетно – ролевая игра: «Путешествуем по городу».

Краеведческие сведения о Нижневартовске (путешествие в историю города).

Рассказ воспитателя на занятиях, посещение с родителями краеведческого музея имени Шувалова, музея Русской избы. Сбор познавательного и краеведческого  материала о городе и крае для организации мини – музея в группе.

Рассматривание иллюстраций в исторических книгах о  городе.

Творческая игра «Мы пришли в музей». Обучающая игра «Я живу в Югре». Развивающая игра «Нижневартовские загадки».Создание альбомов. Отражение впечатлений в самостоятельной творческой и изобразительной деятельности (рисунки, лепка, ручной труд).

Труд родителей (промышленность города Нижневартовска).

Занятия, беседы с воспитателями, посещение мест работы родителей, составление древа трудовых династий.

Творческие игры: «Мы строители», «Нефтяники»; строительные и конструкторские игры; сюжетно –ролевые игры «Салон красоты», «Торговый  центр», «Медицинский центр», «Ателье». Презентация «Увлечения родителей».

Наше наследие.

Чтение и рассказывание былин, сказок, легенд. Рассказы для детей, беседы; разучивание стихотворений о  родном  городе. Экскурсия в центральную библиотеку на выставку книг М. К. Анисимковой, Л. Кошиль; рассматривание иллюстраций к произведениям М Анисимковой.

Знакомство с обычаями народов других национальностей.

Русские посиделки, Масленица, Рождество; празднование именин; участие в праздновании Дня города, «Самотлорских ночах». «Артисты из Нижневартовска» (самостоятельная театрализованная деятельность детей). Выставка рисунков, изделий из бересты, бисера.

Леса, реки края. Элементарные географические сведения.

Наблюдения, опыты; труд в природе и уголке природы; рассматривание физической карты области, иллюстраций в книгах о природе Югры. Чтение, заучивание стихов о природе; специально- организованные занятия, КВН «Люби и знай свой край родной».

Экскурсия в краеведческий музей вместе с родителями на экспозицию «Природа родного края». Выставка «Дары осени», поделок из природного материала. Эксперименты, опыты, моделирование, создание ландшафта тайги. Опытническая деятельность «Сравнение ели и сосны». Развлечение «День Земли». Экологические сказки. Слушание музыки Н. Чайковского «Времена года».

Знакомство с бытом, жизнью, обычаями народности ханты.

Специально – организованные занятия; рассматривание и знакомство с орнаментом народов ханты. Создание альбома «Узоры народов Севера». Рассматривание книги «Праздники  народов Севера». Беседа: отражение истории в названиях улиц.

Отражение впечатлений в рисунках, играх. Совместные игры с детьми старшей группы «А» на прогулке (народные игры) .Экскурсия в краеведческий музей на экспозицию «Путешествие в древнюю Югру» (вместе с родителями) .

Третий этап работы. Подготовительная группа.

Дом – колыбель души.

Беседа «Как появились дома». Представление плана квартиры. Конкурс детских рисунков «Безопасный дом». Беседа «Моя родня». Проведение викторины «Что ты знаешь о родителях». Презентация «Увлечения моей семьи». Развлечение с родителями «Пальчики оближешь».

Сюжетно – ролевая игра «Моя семья». Рассматривание фотографий. Составление вместе с родителями генеалогического древа. Оформление альбома «Мои любимые места в городе» (после проведенных выходных вместе с родителями).

История детского сада.

Рассматривание макета детского сада; экскурсии в различные кабинеты; составление плана детского сада и участка. Вечер воспоминаний. Изготовление подарков сотрудникам детского сада. Выставка детских рисунков «С днём рождения, детский сад!».

Сюжетно – ролевые игры «Заботливые люди», «Школа». Оформление поделок сотрудникам детского сада. Фотовыставки «До свиданья, детский сад!». Проведение выпускного бала.

Наша символика.

Специально- организованное занятие «Герб и флаг России». Целевые прогулки к зданию мэрии. Беседа «Говорящие гербы».

Плоскостное моделирование; рассматривание гербов различных городов. Развивающая игра «Узнай по описанию». Составление рассказов о гербе, используя опорную таблицу.

Слушание песни «Самотлорский вальс».

Краткие исторические сведения (путешествие в историю города).

Рассказ воспитателя, знакомство с легендами. Специально – организованное занятие «Прошлое, настоящее и будущее города». Рассматривание фотографий, иллюстраций о городе. Занятие «Город мой любимейший на свете».  

Развивающие игры «Городской лабиринт», «Знатоки Нижневартовска», «Найди отличия», «Нижневартовские загадки». Беседа «Что такое Старый Вартовск?».Занятие «Тайны земли сибирской».

История названий улиц города.

Творческие рассказы детей об улицах «Мира», «Пионерская», «Дружбы народов», «Нефтяников», проспекте Победы и т.д. Рассматривание фотографий; чтение стихов, пение песен о городе. Обучающая игра «Я живу в Нижневартовске».

Создание альбома «Дети о своём городе» (фотографии, рисунки детей). Развивающие игры  «Я живу в Нижневартовске», «Знатоки города Нижневартовска». Акция «Самый лучший город».

Нижневартовск – город нефтяников, трудовой славы.

Занятие  «Природное богатство края – нефть, его значение для России». Беседа с детьми о предприятиях, где работают их родители. Рассматривание фотографий,   продукций  нижневартовских предприятий.  Рассказ воспитателя на тему «Н-Вартовск – город – новодел».  

Рассказы родителей; рисунки детей на тему «Кем хочу быть, когда вырасту». Сюжетно- ролевая игра «Нефтяники». Беседа «Знаменитые нефтяники». Опытно-эксперименталь- ное занятие «Природные богатства нашего края».

Твои защитники.

Экскурсия к памятнику «Колокол» вместе с родителями. Встречи с героями России. «Рыцарский турнир» (утренник, посвященный Дню Защитника отечества). Составление рассказов детьми и родителями (о службе в армии). Акция «Память». Рассказ воспитателя о мужественной борьбе народов в ВОВ. Экскурсия к памятнику, погибшим в годы ВОВ; возложение цветов. Чтение стихов.

Прослушивание в грамзаписи песен военных лет, рассматривание иллюстраций. Отражение впечатлений в изобразительной деятельности, игре. Развивающая игра «Где находится памятник».

Нас собрал Самотлор.

Рассказ воспитателя о знаменитых людях города: Н. Смирнов,  Л. Кошиль, М. Анисимкова,  Д. Кузоваткин,  Б. Хохряков и т.д. Слушание песни «Самотлорский вальс». Рассматривание книги «Нас собрал Самотлор».

Посещение вместе с родителями музея им. Шувалова, художественных выставок, Драматического театра; кукольного театра «Барабашка» и т.д. Экскурсии в выставочный зал школы Искусив №2 .

Нижневартовск – спортивный.

Экскурсия к стеле «Нижневартовские звёзды». Рассказ воспитателя об Олимпийских чемпионах и спортсменах города. Рассматривание фотографий. Серия занятий  «Я забочусь о своём здоровье».

Проведение Дней Здоровья, эстафеты на воде. Спортивный праздник «Папа, мама  и я – Дружная семья». Участие в губернаторских соревнованиях среди ДОУ. Посещение детей спортивных секций, кружков (теннис, бальные танцы, акробатика, ушу).

Мир малыша ханты.

Рассматривание игрушек детей хантов. Рассказ воспитателя «Уроки матушки – Югры». Разучивание хантыйских подвижных игр. Рассказ воспитателя о праздниках народности ханты. Сравнение цветовой символики вышивок на русских и хантыйских национальных костюмах.

Изготовление хантыйских кукол – акань. Выставка кукол. Изготовление амулета – оберега хантыйского. Игра «Северный магазин». Раскрашивание альбома «Праздники народов Севера». «И в Родине моей узрел я красоту» (изготовление поделок из ткани, бисера).

Места отдыха горожан.

«Бумага, клей и краски – красота как в сказке» (выставка детских работ). Рассматривание иллюстраций, беседы с детьми.  Экскурсии, целевые прогулки. Рассказ воспитателя о природоохранной деятельности вартовчан. Специально – организованное занятие «Берёзы тоже плачут». Знакомство с Красной книгой.  

Совместные субботники с родителями. Развлечение «День Земли». Знакомство с лекарственными растениями нашего края. Труд в уголке природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы работы с детьми по патриотическому воспитанию

Одним из центральных направлений в работе с подрастающим поколением становиться патриотическое воспитание.В детские годы формируются основные качества человека, поэтому важно нвпитать восприимчивую ду...

«Лэпбук – как форма работы с детьми по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста»

Тема о Великой Отечественной войне чрезвычайно актуальна в современном обществе, она способствует объединению, сплочению нашего народа. День Победы близок и понятен детям дошкольного возраста, потому ...

Творческий отчет из опыта работы "Лэпбук – как форма работы с детьми по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста»

В дошкольном учреждении работа с детьми по формированию основ патриотизма, уважения к Родине, ее ценностям начинается с раннего возраста и представляет собой целенаправленную систематическую дея...

Перспективный план работы с детьми по патриотическому воспитанию

Перспективный план работы с детьми по патриотическому воспитанию для старшей разновозрастной группы...

Формы работы с детьми по патриотическому воспитанию

Используя предлагаемые формы и методы патриотического воспитания, необходимо показать детям красоту своего родного города, познакомить с талантом русского народа, научить детей любить свой город,...

«Лэпбук «Великая отечественная война» – как форма работы с детьми по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста»

Тема о Великой Отечественной войне чрезвычайно актуальна в современном обществе, она способствует объединению, сплочению нашего народа. День Победы близок и понятен детям дошкольного возраста, потому ...

Пособие для работников ДО по работе с детьми "Нравственно - патриотическое воспитание"

Работая над данной темой в течение нескольких лет, мною был наработан методический материал, который  будет представлен здесь. В пособие включены: перспективное планирование, разработки конспекто...