Социально – педагогический краткосрочный образовательный проект по экологии для родителей и детей (с привлечением детей с ОВЗ) «Дружба с ЛЕСом»
проект (старшая группа) по теме

Салько Елена Николаевна

Проект создан с учетом ФЗ «Об образовании в РФ», Положение «Об обеспечении условий доступности для детей с ОВЗ и других маломобильных граждан», Концепция «Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»,   позволяют решить, как интегрированные задачи из образовательных областей, представленных в основной образовательной программе, так и задачи специфичные, связанные с изучением природы родного края, а также с учётом распоряжения от 2 июня 2016 г. № 1082-р Москва во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 5 января 2016 г. № 7 "О проведении в Российской Федерации Года экологии" (Утвердить прилагаемый план основных мероприятий по проведению в 2017 году в Российской Федерации Года экологии (далее - план).

Содержание проекта включает в себя мероприятия направленные на  сотрудничество  педагога, детей, родителей воспитанников и узких специалистов. Данное взаимодействие направлено на создание образовательного пространства, в котором участники и инициаторы деятельности и творчества, смогут проявить свою социальную активность в решении и обращении внимания общественности на актуальные  задачи по экологическому воспитанию.

Работа с природным материалом включает  в себя возможности сближения ребёнка с природой родного края, воспитания бережного отношения к ней, формирование трудовых навыков, решения задач экологического воспитания, способствует развитию психических процессов, эмоционально – волевой сферы, а также коррекции мелкой моторики.

Проект реализован в сентябре 2016 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc183 КБ

Предварительный просмотр:

Социально – педагогический краткосрочный образовательный проект по экологии для родителей и детей (с привлечением детей с ОВЗ)

«Дружба с ЛЕСом»

Разработчик:

Салько Елена Николаена

2016


Содержание

1.Информационная карта проекта        3

2.        Аннотация проекта        3

3.Проблемно-ориентированный анализ.        4

4.        Краткое описание имеющегося опыта        5

5. Цель и задачи        5

6.        Ожидаемые результаты        6

7. Критерии оценки результатов.        6

8. Этапы реализации проекта        7

9. Приложение ………………………………………………………………....14


1.Информационная карта проекта

Тема

«Дружба с ЛЕСом»

Тип

социально-педагогический, краткосрочный по экологии (далее проект)

Заказчик

Станция юных натуралистов

Разработчик, организатор и руководитель проекта

Салько Елена Николаевна

Исполнители

Рабочая группа

Субъекты проекта

Дети средней группы, воспитатели, узкие специалисты, родители воспитанников, дети с ВОЗ

База реализации

МБДОУ ДС № 15

Срок реализации

Сентябрь, 2016

  1. Аннотация проекта

Проект создан с учетом ФЗ «Об образовании в РФ», Положение «Об обеспечении условий доступности для детей с ОВЗ и других маломобильных граждан», Концепция «Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»,   позволяют решить, как интегрированные задачи из образовательных областей, представленных в основной образовательной программе, так и задачи специфичные, связанные с изучением природы родного края, а также с учётом распоряжения от 2 июня 2016 г. № 1082-р Москва во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 5 января 2016 г. № 7 "О проведении в Российской Федерации Года экологии" (Утвердить прилагаемый план основных мероприятий по проведению в 2017 году в Российской Федерации Года экологии (далее - план).

Содержание проекта включает в себя мероприятия направленные на  сотрудничество  педагога, детей, родителей воспитанников и узких специалистов. Данное взаимодействие направлено на создание образовательного пространства, в котором участники и инициаторы деятельности и творчества, смогут проявить свою социальную активность в решении и обращении внимания общественности на актуальные  задачи по экологическому воспитанию.

Работа с природным материалом включает  в себя возможности сближения ребёнка с природой родного края, воспитания бережного отношения к ней, формирование трудовых навыков, решения задач экологического воспитания, способствует развитию психических процессов, эмоционально – волевой сферы, а также коррекции мелкой моторики.

Проект реализован в сентябре 2016 года.

Актуальность проекта.  

В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребёнка с природой и культурой, трудом и искусством. Сейчас дети всё больше и дальше отдаляются от природы, забывая её красоту и ценность. Работа с природным материалом помогает развивать воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному. Занимаясь конструированием из природного материала, ребёнок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде. Конструирование из природного материала вводит детей в удивительный мир живой природы, как бы со стороны помогает проникнуть в её внутренний, зачастую скрытый от рационального современного человека мир. Это вооружает их: будущий взрослый человек, увидевший в еловой шишке забавного гномика, в сухом сучке зверька или птичку, захочет перенести в свою повседневную жизнь.

Любая работа с природным материалом: поделки из шишек, орехов или листьев – не только увлекательна, но и познавательна. Природа даёт возможность ребёнку развивать собственные творческие способности, он приобщается к эстетическому восприятию.

Данный проект разработан для педагогов, детей с ОВЗ среднего дошкольного возраста и их родителей. Проект включает в себя ряд мероприятий, направленных на познавательное, художественно - эстетическое, коммуникативное  развитие личности ребёнка с ОВЗ среднего дошкольного возраста, а также на вовлечение родителей воспитанников в совместную образовательную деятельность.

3.Проблемно-ориентированный анализ.

Опрос среди ДОУ для детей с ОВЗ пришла к выводу, что в воспитательной системе дошкольного образования  западает экологическое воспитание непосредственно в новых интересных формах: блицопрос, проблемные ситуации, проведение опытов, практическую работу и поисковую деятельность, игровые приёмы, природоохранные акции.

        О важности приобщения ребенка к природе родного края, где он живет, написано много, поскольку обращение к экологии родного края, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. И делать это следует с дошкольного детства.

Детство - ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях желание не только сохранить богатство, наследие родного края, но и приумножить его.

Проведя анкетирование среди родителей ДОУ для детей с ОВЗ, выявили, что в воспитательной работе образовательного учреждения недостаточное внимание уделяется экологическому воспитанию детей с ОВЗ.

Как показывает опыт работы ДОУ для детей с ОВЗ организация совместной продуктивной  деятельности педагога с детьми и их родителями решает множество воспитательно-образовательных задач, закладывает основы творчества дошкольников. Способствует формированию речевых навыков, влияет на развитие познавательной сферы, а также формирует социально – коммуникативное развитие личности ребёнка, способствует социальной адаптации детей с ОВЗ.

  1. Краткое описание имеющегося опыта

ДОУ  для детей с ОВЗ имеет достаточный опыт и, как отмечено ранее, кадровые, информационно-образовательные, средовые и прочие ресурсы для решения данной проблемы. Также, имеется опыт организации и проведения мероприятий и разработки проектов по экологии «Зимующие птицы – пернатые друзья», «Природа моего родного края», подписаны договоры о сетевом сотрудничестве с образовательными организациями «Станция юных натуралистов» и «Ровесник», решающие задачи экологического воспитания подрастающего поколения.

ДОУ для детей с ОВЗ является организатором муниципальных  культурно-массовых, спортивных, краеведческих мероприятий для жителей города.

ДОУ для детей с ОВЗ имеет педагогический, информационный, образовательный и другие ресурсы для решения поставленных проблем.

Установлены социально – партнёрские отношения с родителями в сфере СМИ и экологической деятельности.

  1. Цель и задачи

Цель проекта: Социализация детей с ОВЗ посредством включения в активные виды деятельности  в процессе экологического воспитания.

Задачи проекта:

  1. Включить участников проекта в социально-ориентированные и исследовательские виды деятельности направленные на решение экологических задач.
  2. Формировать у участников экологического проекта нравственные качества и чувства:

- уважения к лесам Краснодарской полосы;

- художественный вкус и любовь к прекрасному;

- основы экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.

  1.  Публичное признание и поощрение значительного личного вклада участников экологического проекта в проводимых творческих и природоохранных мероприятиях.
  2.  Способствовать обмену информацией, опытом участников и руководителей экологического проекта, общению и самосовершенствованию.
  3. Создать условия для социальной адаптации детей с ОВЗ;
  4. Поддержать и установить социально – партнёрские отношения с родителями воспитанников детей с ОВЗ.

6.        Ожидаемые результаты

  1. Дети с ОВЗ овладеют элементарными приёмами работы посредством природного материала;
  2. Повышение уровня знаний по экологии детей с ОВЗ;

Создание CD-диска (по теме экологического воспитания «Дружба с ЛЕСом»), публикация, информационно-методической базы и публикация материалов по экологии в газете, на сайте «Станции юных натуралистов» г. Краснодар создание сборника рассказов детей о природе Краснодарского края с фотографиями работ; методических рекомендаций.

  1. Пополнение ученического портфолио, портфолио педагогических работников и прочих участников сетевого взаимодействия;
  2. Повышение имиджа ДОУ за счёт включения родителей, детей, педагогов  в совместную образовательную деятельность.

7. Критерии оценки результатов.

Количественно-качественная оценка результатов проходит по следующим показателям:

 Качественная оценка:

Удовлетворенность участников сетевого взаимодействия используемыми формами работы

Не менее 85%

Удовлетворенность системой сетевого взаимодействия и работой Сетевого Центра

Не менее 85%

Количественная оценка:

Количество разработанных мероприятий по краеведению

Не менее 4 в год

Количество публикаций и методических материалов по краеведению.

Не менее 1 в год

Количество участников мероприятий по краеведению в условиях сетевого взаимодействия муниципального, краевого уровня

Не менее 20 ч/г

Увеличение количества педагогов (в том числе сетевых партнеров), владеющих современными формами организации работы по краеведению

Не менее 20%

Положительные отзывы на мероприятия по краеведению в условиях сетевого взаимодействия муниципального, краевого уровня.

Не менее 5 в год

8. Этапы реализации проекта

  1. Подготовительный этап

– постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;– подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т.п.);

- определение рабочей группы, реализующей проект;

– подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, тематические альбомы; организация развивающей среды в группе;

- Разработка Положений, поиск сетевых партнеров, подписание договоров и прочие организационно-нормативные действия.

- Анкетирование родителей;

-Взаимодействие с родителями на дискуссионной площадке: «Экология и дети» по вопросам экологического воспитания детей с ОВЗ в ДОУ;

- Организация творческих мастерских для родителей «Умелые руки не знают скуки» с целью знакомства с приёмами работы с природным материалом;

  1. Основной этап

- Проведение мероприятий согласно плана проекта, ориентирующих на актуальные экологические проблемы (проведение НОД, СОД с родителями, литературного вечера по темам: «Краснодарский лес полон сказок и чудес», «Загадочные места Краснодара», смотр-конкурс «Музеи Краснодарского леса» и др.);

- Создание Творческой Галереи в ДОУ и на муниципальном уровне («Станция юных натуралистов»),  публикация в средствах СМИ;

- Организация и проведение мероприятия в форме мастерской «Лесная чудесница»;

  1. Заключительный этап

Подведение итогов через:

- Проведение детско-родительской презентации «Краснодарский лесной зверёк» (показ готовых продуктов, изготовленных совместно с детьми и  родителями);

- Анализ результатов педагогической диагностики по формированию интегративного качества любознательный, активный.

- Обобщение итогов и оформление отчетной документации, информационно-методической базы по результатам проекта.


  1. Перспективный план на сентябрь 2017 учебный год.

Дата

Тема

Содержание занятия

Участники

Ответственные

Пон.

«Видео – письмо от старших друзей»

Игровая технология Су – Джок терапия с шишками

Просмотр видео – презентации «Путешествие по Краснодару»;

Магнитная доска, карта – маршрут, письмо, наглядно- дидактическое пособие «Расскажите детям о лесных жителях»;фотографии «Краснодарского леса», музыкальное сопровождение «Голоса леса», листы и бумаги на каждого ребёнка, «Лесные правила».

Ручной массаж кистей и пальцев рук, массаж стоп; игровой  самомассаж еловыми шишками с элементами пальчиковой гимнастики; катание шишки по телу;

Дети с ОВЗ средней группы, воспитатель

Методист, воспитатель, муз.работник,  логопед.

вторник

Квест-игра «Следопыты:  «Найди лесной подарок»

 Ориентация детей по групповому помещению, опираясь на условные знаки. Нахождение детьми «Даров леса» (природный лесной материал) как и было задумано вначале.

Дети с ОВЗ средней и подготовительной группы; воспитатель

Воспитатель.

Игры с шишками «Умелые ручки» (по технологии Су - Джок терапии);

Планирование предстоящей деятельности каждого ребёнка с ОВЗ используя методику «Лестницы успеха» (вариант 2)

Ручной массаж кистей и пальцев рук, массаж стоп; игровой  самомассаж еловыми шишками с элементами пальчиковой гимнастики; катание шишки по телу;

Определение проблемы, цели, способов решения, выбор помощников (привлечение взрослых), предполагаемый результат; оценка самого себя.

Дети средней группы с ЗПР, логопед

Дети средней группы с ЗПР, воспитатель

Логопед

Воспитатель

среда

Работа в творческой мастерской «Лесная Чудесница» (с привлечением родителей)

  1. Определение выбора поделки; игровое проектирование деятельности; 2. Родители берут на себя роль «мастеров».

Дети, воспитатель

Родители, муз. Рук, воспитатель, методист

четверг

Литературный вечер

«Краснодарский лесной зверёк»

Презентация готовой продукции (поделки) через сказку, придуманную детьми вместе с родителями. Запись на диктофон сказок «Дружба с ЛЕСом». Создание коллективной книги.

Дети, родители, воспитатель

Воспитатель, логопед

пятница

 «Карта леса»

Создание коллажа с применением разнообразных  способов и приёмов работы.

Дети, воспитатель

Воспитатель

понедельник

 «Музей леса»

 

 На базе группы, ДОУ (трансляция опыта среди детей с ОВЗ младшего возраста),  «Станции юных натуралистов»

Воспитатель, родители

Воспитатель

вторник

 «Экологическая сказка», «Лесной мастер»

Награждение, вручение сертификатов детям с ОВЗ и родителям по номинациям.

Дети с ОВЗ, родители, педагоги

воспитатель


10. Устойчивость проекта

- Жизнеспособность данного проекта подтверждается результатами анализа, направленного на изучение состояния проектного взаимодействия в условиях муниципалитета, по результатам которого была подтверждена актуальность проектного взаимодействия по экологическому воспитанию..

- реальность проекта подтверждается реальными сроками реализации и имеющимися возможностями для достижения положительных результатов.

- перспективность проекта подтверждается его ориентацией на будущее, так как он обеспечивает возможность его воспроизведения в других образовательных организациях.

11. Распространение результатов

Распространение педагогического опыта будет осуществляться, как в период реализации проекта, так и на этапе подведения итогов посредством:

- публикации  материалов в СМИ.

- информация на сайтах сетевых партнеров «Станция юных натуралистов».

- в методических пособиях и рекомендациях.

- мероприятия для педагогов города на сайте Информационно – методического центра.

- отчеты на итоговом педагогическом совете и родительском собрании.


Приложение 1

Техника «Лестница успеха»

Для ребёнка очень важно положительное оценивание его деятельности, а также, позитивный финал.  Ситуацию успеха можно создать с помощью «Лестницы успеха» (Н.М. Крылова).

Описание методики (вариант 1): после каждой деятельности ребёнок поднимается на 1 ступеньку вверх по лестнице (если он хорошо работал, отвечал, не мешал товарищам).  Когда ребёнок дошёл до последней ступеньки, то на ней рисуется звёздочка.  По окончанию проекта считается количество звёзд и выявляется победитель.

Вариант 2:

Педагог вместе с детьми подходят к «Лесенке успеха», обсуждают, анализируют деятельность, каждый ребёнок должен озвучить свой результат, построить предложение. Например: какая проблема перед ним стоит (нет лесного зверя), какую цель перед собой поставит (смастерить лису, медведя, волка, белку и т.д.), какими способами и материалами при этом будет пользоваться (шишки, семечки, веточки, камушки, пластилин, клей, ножницы и т.д), кто из взрослых сможет  помочь (родители, педагоги..), какой результат получится и как ребёнок оценит свою работу( какие трудности возникли, всё ли получилось, как и было запланировано вначале деятельности). Каждый этап прорисовывается в виде «Лестницы Успеха».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование педагогических технологий в проекте развития социально-нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста "Уроки Доброты"

Дошкольное детство – это важный период в жизни ребёнка, когда формируются ощущения  собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающе...

Социально – педагогический краткосрочный образовательный проект по экологии для родителей и детей (с привлечением детей с ОВЗ) «Дружба с ЛЕСом». Алисова Ирина Вячеславовна

Проект создан с учетом ФЗ «Об образовании в РФ», Положение «Об обеспечении условий доступности для детей с ОВЗ и других маломобильных граждан», Концепция «Федерального го...

Краткосрочный образовательный проект "Моя родословная" для детей старшего дошкольного возраста.

        Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают дошкольные образовательные учреждения развивать познавательный интерес, любов...

Природоохранный социально-образовательный проект «Эколята - дошколята» (долгосрочный проект для детей дошкольного возраст 2-3лет)

План работы организации «Эколята – дошколята» на 2019-2020 уч.гпервой младшей группы «Ладушки»Взаимодействие с родителямиВсероссийская акция«Россия – тер...

Социально-педагогический краткосрочный проект «Изучаем правила дорожного движения» для детей старшей группы

Жизнь и здоровье человека является наивысшей ценностью. Наше государство берет на себя ответственность за защиту, охрану и обеспечение безопасности жизнедеятельности человека. Одной из составляющих об...

СОВРЕМЕННЫЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ С ОВЗ, ДЕТЕЙ ИНВАЛИДОВ.

Аннотация: в статье раскрываются современные подходы работы дошкольного отделения в вопросах партнерского взаимодействия педагогов и родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоров...