ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ"Уголки родного края"
проект (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Вождаева Татьяна  Владимировна

Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь,

эта любовь переходит в любовь к родной  стране, к ее истории, прошлому и

настоящему, ко всему человечеству

                                                     /  Д. С. Лихачев/

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                               

Введение

        Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь,

эта любовь переходит в любовь к родной  стране, к ее истории, прошлому и

настоящему, ко всему человечеству

                                                     /  Д. С. Лихачев/

        Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Исторически сложилось, так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.

        В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.

        Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами.

        Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким ему людям — матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям и сестрам.

        Развитие любви и привязанности к родному дому в первоначальном значении служит первой ступенью патриотического воспитания детей дошкольного возраста. «Родной дом» — сложное, многогранное понятие. Оно включает отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, включенность в семейные традиции. Первые друзья малыша, детский сад, куда он ходит, улица, на которой стоит его дом, — все это включается в представления ребенка о родном доме, о своей «изначальной» родине.

        Постепенно эти представления расширяются. Родина уже ассоциируется не только с домом и с улицей, но с родным селом (с окружающей природой). Позже приходит осознание причастности к краю и к России, огромной многонациональной стране, гражданином которой предстоит стать ребенку. Поэтому патриотическое воспитание неотъемлемо связано с ознакомлением окружающего нас мира.

  СОДЕРЖАНИЕ                              

Стр.

1.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

4

1.1.

Пояснительная записка

4

1.1.1

Цели и задачи реализации региональной Программы

4-5

1.1.2.

Принципы реализации региональной Программы

5-6

1.1.3

Значимые для разработки и реализации региональной Программы характеристики

6

1.2

Планируемые результаты освоения региональной Программы

6-8

2.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

9

2.1

Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка (в пяти образовательных областях)

9

2.1.1.

Социально-коммуникативное развитие

9

2.1.2.

Познавательное развитие

9-10

2.1.3.

Речевое развитие

10

2.1.4.

Художественно-эстетическое развитие

10

2.1.5.

Физическое развитие

10-11

2.2.

Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников

11-13

2.3.

Особенности образовательной деятельности разных видов  культурных практик п.Добромысловского

13-14

2.4.

Способы и направления поддержки детской инициативы

14-15

2.5.

Проектная деятельность в региональном компоненте

15

2.5.1.

Принципы осуществления проектной деятельности

15

2.5.2.

Формы организации проектной деятельности

15

2.5.3.

Предметно-развивающая среда:

15

2.5.4.

Совместная деятельность педагога с детьми:

15-16

2.5.5.

Совместная работа с родителями

16

2.5.6.

Формы работы с детьми:

16

2.5.7.

Методы реализации программы.

16

2.6.

Наиболее существенные характеристики содержания региональной Программы

16-17

2.7.

Традиции Учреждения по региональному компоненту

18

3

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

18

3.1.

Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания        

18

3.2.

Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

18

3.3.

Тематическое планирование занятий с детьми по нравственно- патриотическому воспитанию, с учетом возрастных особенностей групп

18

Приложение 1. Содержание программы

Приложение 2. Нетрадиционные техники рисования «Волшебный мир красок Красноярского края»

Приложение 3.   Традиции Учреждения по региональному компоненту

Приложение 4.   Програмно-методический материал

Приложение 5. Тематическое планирование занятий с детьми по нравственно- патриотическому воспитанию

  1. Целевой раздел                                                                                                  

1.1. Пояснительная записка

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад – «Лукоморье» расположенное в п. Добромысловском, улица Ленина 13, является звеном муниципальной системы образования Идринского района. Предназначение ДОУ  определяется его местом в муниципальной системе образования: это детский сад - III категории общеразвивающего вида. Обеспечивает право семьи на оказание ей помощи в воспитании и образовании детей дошкольного возраста  и реализации права дошкольника на равные стартовые возможности при поступлении в школу. Деятельность МКДОУ д/с «Лукоморье» осуществляется на основе документов:

  • Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Конвенцией о правах ребенка ООН;
  • «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организациях» (СанПиН 2.4.1.3049 -13);
  •  «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования» (утв. Приказом Минобрнауки России от 17 октября  2013г. № 1155, регистрационный № 30384 от 14 ноября 2014 г. в Минюсте юстиции РФ);
  • Приказом Миноборнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам - образовательным программам дошкольного образования».
  • Комментарием к федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (утв. Приказом Минобрнауки России от 28.02. 2014г. № 08-249).

Документами локального уровня:

  • Устав утвержден постановлением администрации Идринского раиона от 11марта 2011года №97-п;
  •  Лицензия на право ведения образовательной деятельности № 041491, регистрационный номер 6720-л от 7марта 2012г
  • Решением Педагогического совета о разработке основной общеобразовательной  программы в соответствии с ФГОС ДО (протокол №32 от 20.04.2014г)
  • Приказ о создании творческой группы по разработке общеобразовательной программы в соответствии с ФГОС ДО (приказ № 20/2 от 18.04.2014г)
  • «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией  М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, а также использованы в работе материалы программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой (Мозаика – Синтез 2014г).

        Региональная Программа ДОУ обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3 до 8 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по пяти основным областям (социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие).

  1. Цель и задачи региональной программы                                                                                      ЦЕЛЬ: воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей. Создание в детском саду предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию.

           ЗАДАЧИ:

  • Сформировать у детей представления о семье, доме, детском саде, селе в котором они живут.
  • Формировать духовно-нравственные отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, селу, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.
  • Воспитывать любовь и уважение к своей Родине-России, к своей нации. Толерантного отношения к представителям других национальностей.
  • Воспитывать уважительное отношение к человеку - труженику, результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства, общественным праздникам
  • Формировать представления о Земле и жизни людей на Земле.
  • Воспитывать у детей любовь к природе, желание беречь и защищать ее.

Задачи патриотического воспитания реализуются в течение 3-х лет. Содержание программы систематизировано по тематическим блокам:

  • «Наша дружная семья» (семья. д\сад)
  • «Моя малая Родина» (село, район)
  • «Наш край»
  • «Широка страна моя родна»
  • «Земля - наш общий дом» (см.ПРИЛОЖЕНИЕ№1)

Региональная Программа предусматривает то, что в процессе освоения ребенком содержания тематических блоков осуществляется его социализация в окружающем мире.

  1. Принципы реализации Программы: 

Основным приоритетным направлениями в деятельности нашего образовательного учреждения является познавательное, речевое, физическое, художественно эстетическое направления.

В основе реализации примерной основной образовательной программы лежит культурно-исторический и системно деятельностный подходы к развитию ребенка, являющиеся методологией ФГОС ДО, который предполагает:

  • полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащения (амплификации) детского развития;
  • индивидуализацию дошкольного образования (в том числе одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья);
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержку инициативы детей в различных видах деятельности;
  • партнерство с семьей;
  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • возрастную адекватность (соответствия условий, требований, методов возрасту  и особенностям развития);
  • учёт этнокультурной ситуации развития детей;
  • обеспечение преемственности дошкольного   и  начального общего образования.
  • принцип научной обоснованности образовательного процесса (содержание Программы  соответствует  основным положениям возрастной педагогики и психологии);
  • принцип практической применимости педагогических подходов (содержание Программы имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
  • принцип полноты, необходимости и достаточности содержания (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);
  • принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • принцип комплексно-тематического планирования образовательного процесса;
  • принцип сбалансированности совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов;

принцип адекватности дошкольному возрасту форм взаимодействия с воспитанниками.  

        Подходы к формированию программы обеспечивают: целостность педагогического процесса посредством взаимосвязи и взаимозависимости целей и задач образования, воспитания и развития;

  • системность в отборе и предоставлении образовательного материала, интеграция задач познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития дошкольников и обогащение содержания образования.

        Учитывается:

  • деятельностный подход к организации образования, включение познавательного компонента в разнообразные виды и формы организации детской деятельности;
  • сочетание наглядных и эмоционально-образовательных технологий;
  •  открытость образовательной программы для повторения и уточнения образовательного материала в течение года, месяца, недели, включая работу по взаимодействию с родителями и детьми других возрастных групп;
  • вариативность организационных форм дошкольного образования;
  • решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно   образовательной   деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

  1.  Значимые для разработки и реализации региональной Программы характеристики                                                                                

        Общие сведения о коллективе детей, работников, родителей.                                               Основными участниками реализации программы  являются: дети дошкольного возраста, родители (законные представители), педагоги.                                                                                     В МКДОУ д/с «Лукоморье» функционируют 2 группы:                                                       Младшая разновозрастная группа – от 3-х до 5-и лет;                                                 Старшая разновозрастная группа – от 5-и до 8-и лет;                                                        Режим работы МКДОУ с 8.00 до 17.00, 9 часов, рабочая неделя – 5 дней.                                Кадровый  потенциал:                                                                                Работают специалисты: Медицинская сестра – 1 человек;  Логопед – 1  человек.                Педагогический персонал: воспитатель – 2 человека.                                  Административный персонал:  Заведующая – 1 человек, 1 педагог  1 специалист и заведующая имеют высшее педагогическое образование, что составляет 75%;   1педагог имеет среднее специальное  образование, что составляет 25%.                                                                        Социальными заказчиками деятельности учреждения являются в первую очередь родители воспитанников. Поэтому коллектив ДОУ пытается создать доброжелательную, психологически комфортную атмосферу, в основе которой лежит определенная система взаимодействия с родителями, взаимопонимание и сотрудничество.                                        

        

  1. Планируемые результаты освоения региональной Программы

Планируемые результаты освоения региональной Программы конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам в обязательной части и части формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастных особенностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов (далее –  дети с ограниченными возможностями здоровья).                                                         Результаты освоения Программы представлены по ФГОС ДО в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики (см.Приложение №1) возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.                                                                                 Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение региональной Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.                                                                К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.                        

Целевые ориентиры образования раннем возрасте:                                                Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними;        эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;                                        использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания;                                                 стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;                                владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;                        стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;                        проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;        проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;                                                                                                                у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

        

        Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:                        Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.                                                        Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.                Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.                                                                                                Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.                                                                                                Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.                                                                                                        Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.                                                                                        Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.                        Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.                                                Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.                                                                                                У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.                                Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.                Проявляет ответственность за начатое дело.                                                        Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.        Открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания; положительно относится к обучению в школе.                                        Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде.        Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т. д.).                                                                                Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.                                                                                        Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.                                                                                                Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.                                                        Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.                                                                                        

                

  1. Содержательный раздел

        2.1.Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка (в пяти образовательных областях)

         Содержание Программы  обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.
  1. Социально-коммуникативное развитие.                                                         Основная цель: Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности                                                                                         Задачи в федеральном государственном образовательном стандарте: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
  • развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
  • становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
  • развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
  • формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
  • формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

2.2.2. Познавательное развитие.  Специфика познавательного и  речевого развития определяется включением в процесс образования детей дошкольного возраста региональных факторов, имеющих историческое, географическое, природно-экологическое, этническое, культурное своеобразие. При формировании экологических представлений используются разнообразные формы взаимодействия с детьми с учетом их возраста, интересов, а также активного участия родителей дошкольников.                                                         

Цель: развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей, которые можно подразделить на сенсорные, интеллектуально-познавательные   и интеллектуально-творческие.

 Задачи познавательного развития в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

  • формирование познавательных действий, становление сознания;
  • развитие воображения и творческой активности;

формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.                                                                                         Главная черта экологического образования - непосредственный и разнообразный контакт ребенка с объектами природы, живое общение с растениями и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними.                                                         Формирование у детей способности понимать единство окружающего мира включает народные традиции и праздники, наблюдения за животными и растениями родного края, проведение игр в природных условиях, экспериментальная деятельность, развитие нестандартного мышления (включение во взаимодействие в режиме проекта).

        

  1. Развитие речи.                                                                                         Цель: Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.                                                          Задачи речевого развития: владение речью как средством общения и культуры;

обогащение активного словаря;

  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.                                                                                                 Успешное решение задач речевого развития дошкольников зависит от многих условий

(речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т.п.), которые должны и могут быть учтены в процессе образовательной работы, целенаправленного развития речевых способностей.

  1. Художественно-эстетическое развитие.                                                 Основная цель: развитие предпосылок ценностно - смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.                         Задачи художественно - эстетического развития в ФГОС ДО.        
  • Становление эстетического отношения к окружающему миру
  • Формирование элементарных представлений о видах искусства
  • Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора
  • Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений
  • Реализация самостоятельной творческой деятельности детей
  • Эффективные методы по формированию у детей эстетических чувств, отношений, суждений, оценок, практических действий                                                                                При решении задач развития ребенка в изобразительной деятельности основной акцент сделан на развитии творчества ребенка, создание им художественно-выразительных образов через нетрадиционные техники рисования «Волшебный мир красок Красноярского края».        Определена тематика занятий с учетом имеющихся условий, взаимосвязи с другими видами деятельности, общественно-значимыми событиями в жизни группы, МКДОУ, поселка, района, региона, страны. Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие местности предопределяет отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет выпускникам ДОУ адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в здоровом образе жизни, рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды.

  1. Физическое развитие.                                                                                 Цель: Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия

Задачи: приобретение опыта в следующих видах деятельности детей

  • двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;
  • способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;
  • становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
  • становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

  1. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации региональной Программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

Различные образовательные области Программы интегрируются с другими направлениями развития по формам взаимодействия с детьми. В зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей в образовательной деятельности используются индивидуальная и коллективная работа, групповая, подгрупповая, в парах.         Во всех образовательных областях широко используются различные формы и методы.

Направления развития и образования детей (далее - образовательные области):

Формы работы

Младший дошкольный возраст

Старший дошкольный возраст

Социально-коммуникативное

  • Игровое упражнение
  • Индивидуальная игра
  • Совместная с воспитателем игра
  • Совместная со сверстниками игра (парная, в малой группе)
  • Игра
  • Чтение
  • Беседа
  • Наблюдение
  • Рассматривание
  • Чтение
  • Педагогическая ситуация
  • Праздник
  • Экскурсия
  • Ситуация морального выбора
  • Поручение
  • Дежурство.
  • Индивидуальная игра.
  • Совместная с воспитателем игра.
  • Совместная со сверстниками игра
  • Игра
  • Чтение
  • Беседа
  • Наблюдение
  • Педагогическая ситуация.
  • Экскурсия
  • Ситуация морального выбора.
  • Проектная деятельность Интегративная деятельность
  • Праздник
  • Совместные действия
  • Рассматривание.
  • Проектная деятельность
  • Просмотр и анализ мультфильмов,
  • видеофильмов, телепередач.
  • Экспериментирование
  • Поручение и задание
  • Дежурство.
  • Совместная деятельность
  • взрослого и детей тематического
  • характера
  • Проектная деятельность

Познавательное развитие

  • Рассматривание
  • Наблюдение
  • Игра-экспериментирование.
  • Исследовательская
  • деятельность
  • Конструирование.
  • Развивающая игра
  • Экскурсия
  • Ситуативный разговор
  • Рассказ
  • Интегративная деятельность
  • Беседа
  • Проблемная ситуация
  • Создание коллекций
  • Проектная деятельность
  • Исследовательская деятельность.
  • Конструирование
  • Экспериментирование
  • Развивающая игра
  • Наблюдение
  • Проблемная ситуация
  • Рассказ
  • Беседа
  • Интегративная  деятельность
  • Экскурсии
  • Коллекционирование
  • Моделирование
  • Реализация проекта
  • Игры с правилами

Речевое развитие

  • Рассматривание
  • Игровая ситуация
  • Дидактическая  игра
  • Ситуация общения.
  • Беседа (в том числе в процессе наблюдения за объектами природы, трудом взрослых).
  • Интегративная деятельность
  • Хороводная игра с пением
  • Игра-драматизация
  • Чтение
  • Обсуждение
  • Рассказ
  • Игра

  • Чтение.
  • Беседа
  • Рассматривание
  • Решение проблемных ситуаций.
  • Разговор с детьми
  • Игра
  • Проектная деятельность
  • Создание коллекций
  • Интегративная деятельность
  • Обсуждение.
  • Рассказ.
  • Инсценирование
  • Ситуативный разговор с детьми
  • Сочинение загадок
  • Проблемная ситуация
  • Использование

    различных видов театра

Художественное –эстетическое

развитие

  • Рассматривание эстетически

привлекательных предметов

  • Игра
  • Организация выставок

Изготовление украшений

  • Слушание соответствующей

возрасту народной,

классической, детской музыки

  • Экспериментирование со

Звуками

  • Музыкально-дидактическая игра
  • Разучивание музыкальных игр и танцев
  • Совместное пение

  • Изготовление украшений для группового помещения к праздникам, предметов для игры, сувениров, предметов для познавательно-исследовательской деятельности.
  • Создание макетов, коллекций и их

    оформление

  • Рассматривание эстетически

     привлекательных предметов

  • Игра
  • Организация выставок
  • Слушание соответствующей

возрасту народной, классической, детской музыки

  • Музыкально- дидактическая игра
  • Беседа интегративного характера, элементарного музыковедческого содержания)
  • Интегративная деятельность
  • Совместное и индивидуальное

                 музыкальное  исполнение

  • Музыкальное упражнение.
  • Попевка. Распевка
  • Двигательный, пластический

танцевальный этюд

  • Танец
  • Творческое задание
  • Концерт- импровизация
  • Музыкальная  сюжетная игра

Физическое развитие

  • Игровая беседа с элементами
  • движений
  • Игра
  • Утренняя гимнастика
  • Интегративная деятельность
  • Упражнения
  • Экспериментирование
  • Ситуативный разговор
  • Беседа
  • Рассказ
  • Чтение
  • Проблемная ситуация

  • Физкультурное занятие
  • Утренняя гимнастика
  • Игра
  • Беседа
  • Рассказ
  • Чтение
  • Рассматривание.
  • Интегративная
  • деятельность
  • Контрольно-
  • диагностическая
  • деятельность
  • Спортивные и
  • физкультурные досуги
  • Спортивные состязания
  • Совместная деятельность
  • взрослого и детей
  • тематического характера
  • Проектная деятельность
  • Проблемная ситуация

2.3.        Особенности образовательной деятельности разных видов  культурных практик п.Добромысловского.                                                                         Региональные особенности, связанные с климатическими и экологическими особенностями учитываются при организации режима жизни, системы физического воспитания дошкольников. Это отражается при отборе дополнительного содержания образования в области

познавательного, речевого развития (природа родного края, его история и пр.) и художественно- эстетического развития (национальная народная и профессиональная авторская культура и пр.); выборе и чтении художественных произведений авторов, писателей Красноярского края.

        Климатические условия связаны с крайней неустойчивостью и быстрой изменчивостью погоды, повышенной влажностью, большим количеством осадков, преобладанием ветров западных направлений. В связи с этим, при планировании образовательного процесса предусмотрены вариативные режимы дня: на теплый и холодный периоды времени года, благоприятные и неблагоприятные погодные условия.                                                Детский сад расположен в одном из наиболее интересных, экологически благоприятных мест Идринского района, на юго-западе края, в верховьях правых притоков Енесея, Сисима, Сыды. Рядом с южным склоном хребта Кортуз. В пригорье Саян много интересных скал: Трехскалка, Птичий базар, Россыпи, гора Часовня. По легенде, на ее вершине когда-то стояла небольшая церковь, куда не ленились подниматься прихожане.  Рядом с ДОУ находится лесной массив, ФАП, школа, поселенческая библиотека, сельский клуб. Экологические особенности местности позволяют вести углубленную работу экологической направленности.                         В ДОУ созданы условия,  для благоприятного пребывания воспитанников в климатических условиях региона. Исходя из этого, в образовательный процесс ДОУ включены мероприятия, направленные на  оздоровление детей и предупреждение утомляемости: Дни здоровья, закаливающие и оздоравливающие  мероприятия.                 

        Национальные особенности                                                                 Воспитание воспитанников  ведется на русском языке. Образование  носит светский характер.         Содержание дошкольного образования в ДОУ включает в себя вопросы истории и культуры родного  края, природного, социального и рукотворного пространства. Поселка Добромысловского и Красноярского края.                                                                        Культурное  воспитание  дошкольников строится на основе изучения русских национальных традиций и традиций Красноярского края. Национально-культурные особенности развития характеризуются местоположением дошкольного учреждения на территории Российской Федерации. Данная особенность учитывается в чтении  художественных произведений русского и  славянских  народов, населяющих Россию, край.         В процесс воспитания дошкольников ДОУ включены:                                                 знакомство  с народными играми, народными  художественными промыслами и традициями России;                                                                                                приобщение к музыке, устному народному творчеству, художественной литературе коренного населения России;                                                                                        изучение исторических этапов развития Красноярского края.

        

        Организационные особенности

        Эффективность образовательного процесса обусловлена активностью обеих сторон взаимодействия (педагога и ребенка), с вовлечением в образовательный процесс родителей воспитанников (лиц их заменяющих). Основной акцент взаимодействия направлен на реализацию технологии сотрудничества (педагог – ребенок – родитель) и создание предметно-развивающей среды в группах ДОУ для организации самостоятельной деятельности детей.         ДОУ работает в условиях 9 часового пребывания, в режиме 5-дневной рабочей недели.

В учреждении существует видовое разнообразие групп по  возрасту воспитанников. Функционируют  группы общеразвивающей направленности.                                 

                                                                                                        

2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы                                        Региональная программа   обеспечивает  полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям. Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:                                                                                                        1) гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;                2) обеспечивает эмоциональное благополучие детей;                                                3) способствует профессиональному развитию педагогических работников;                        4) создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;                5) обеспечивает открытость дошкольного образования;                                                6) создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

        2.5. Проектная деятельность в региональном компоненте.                                        Реализация задач вариативной части программы по теме «Уголки родного края» реализуются через метод проектов.

Предпосылки использования метода проектов:

  • имеется потребность педагогов в проектной деятельности;
  • используется основная общеобразовательная программа по дошкольному образованию
  • программы, инновационные технологии;
  • осуществление интеграции базисного и дополнительного образования, создание единого

образовательного пространства;

  • вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс;
  • обновление предметно - развивающей среды в детском саду;
  • осуществление взаимодействия с социумом.

        

2.5.1. Принципы осуществления проектной деятельности:

  • принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
  • поставленные цели и задачи (только на необходимом и достаточном материале);
  • обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
  • учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными

возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями

  • образовательных областей;
  • учет комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса;
  • обеспечение совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности

детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при

проведении режимных моментов образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

2.5.2. Формы организации проектной деятельности.

Организованные формы обучения

  • образовательная деятельность по познавательному и речевому развитию;
  • образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию;
  • образовательная деятельность по физическому развитию

Самостоятельная свободная деятельность детей

  • Игровая деятельность
  • Художественное творчество детей

Средства реализации программы:

  • Специально организованное обучение
  • Расширение образовательного пространства в социуме

2.5.3. Предметно-развивающая среда:

  • создание мини-музея;
  • сбор фотоматериалов;
  • методические материалы;
  • видеотека.

2.5.4. Совместная деятельность педагога с детьми:

  • экскурсии, наблюдения;
  • чтение художественной литературы;
  • рассматривание иллюстраций;
  • игры;
  • праздники, развлечения;
  • детское художественное творчество;
  • реализация детских проектов;
  • викторины;
  • акция.

        2.5.5. Совместная работа с родителями: привлечение родителей к организации  конкурсов, концертов, семейных праздников, прогулок, экскурсий, театрализованной постановкой к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.                                                                                                   

        2.5.6. Формы работы с детьми:

  • специально организованные занятия;
  • реализация проектов;
  • акции;
  • проведение праздника;
  • КВН, викторины, конкурсы;
  • выставки детского творчества.

 2.5.7. Методы реализации программы.

Практические:

  • создание развивающей среды;
  • экскурсии и наблюдения;
  • создание мини-музеев в ДОУ;
  • оформление уголков в группах для нравственно-познавательного развития;
  • реализация проектов.

Словесные:

  • беседы;
  • чтение художественной литературы;
  • заучивание стихотворений;
  • дидактические игры;
  • сюжетно-ролевые игры;
  • подвижные игры;
  • наблюдения.

Наглядные:

  • выставки, конкурсы;
  • сбор фотоматериалов;
  • рассматривание иллюстраций;
  • ознакомление с художественными образами искусства;
  • информационные стенды.
  • личный пример взрослых;

2.6. Наиболее существенные характеристики содержания региональной Программы        Приоритетным направлением в детском саду является воспитание у дошкольников любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину. Представление о Родине начинается у детей с картинки, слышимой ребенком музыки, окружающей его природы, жизни знакомых улиц. Год от года оно расширяется, обогащается, совершенствуется.                 Большое значения для формирования, расширения и углубления представлений о родном крае, патриотических чувств, воспитания любви к родному краю имеет применение в учебно-воспитательном процессе местного краеведческого материала. Дошкольников полезно знакомить с успехами родного им края, так как сведения краеведческого характера более близки и понятны им и вызывают у них познавательный интерес.                 История Красноярского края, как многонационального региона, сложна и многообразна, она вбирает в себя историю деревень и городов, прилегающих к ним территорий, тем самым, вооружая их знаниями по истории родного края, где общие закономерности развития общества проявляются в конкретных условиях.                 Использование краеведческого материала в учебно-воспитательном процессе в дошкольном учреждении, несомненно, играет большую роль в формировании исторического сознания детей. Для ознакомления с историей и культурой Красноярского края педагоги используют методические материалы, представленные поселенческой сельской библиотекой  по краеведению и экологическому воспитанию, а так же используются современные средства ТСО, летописи сторожил п.Добромысловского (ПРИЛОЖЕНИЕ №2)                 Задача воспитателя при ознакомлении детей с историей родного края – показать сложность, противоречивость, неоднозначность исторического пути родной им земли.                 Важно также выделить все лучшие и передовое в историческом прошлом края и использовать эти знания при анализе сегодняшних реалий.                 Богатейшие материалы по истории нашего края собранные краеведами, археологами и писателями позволяют прославить социально- экономическое, политическое и культурное становление малой родины.                         Целью образовательного процесса в дошкольных учреждениях должно стать создание таких условий для воспитания и образования, при которых духовное нравственное, эстетическое, патриотическое развитие дошкольников осуществлялось бы не только в процессе освоения базисного плана знаний, но и через приобщение к региональному компоненту. Предполагается, что благодаря обращению к особенностям культуры и быта, дети осознают свою принадлежность к культурно-природной среде, поймут меру своей ответственности за ее сохранение и приумножение.                         В каждом городе, селе есть свои особенности исторического развития, специфические черты культуры и природы, составляющие тот феномен, который формирует в каждом человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства.                 Необходимость развития интересов дошкольников в этой области связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его лучших людях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родине.

        Компоненты духовно-нравственного и патриотического воспитания детей на примере истории быта и культуры малой родины: п.Добромысловского активно включаются во все виды деятельности с детьми и взрослыми; в непрерывную непосредственно образовательную деятельность.                 Национально-региональный компонент реализуется в основной инвариантной части попяти  направлениям:                         1. Физкультурно-оздоровительная работа на воздухе;                         2. Познавательное развитие детей с национальным культурным наследием России;         3. Речевое развитие дошкольников.

        4.Художественно – эстетическое развитие.

        5.Социально-коммуникативное развитие.

        Содержание работы по ознакомлению с историей и культурой Красноярского края:                 - проводятся в образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром;        - в  художественно – эстетическом развитии (нетрадиционные техники рисования по рабочей программе воспитателей «Волшебный мир красок Красноярского края»)(см.ПРИЛОЖЕНИЕ №2);                        - в совместной деятельности педагога с детьми по всем основным направлениям развития ребенка;                         - в самостоятельной деятельности ребенка;                         - в совместной деятельности с родителями воспитанников;                         - в работе с социумом.

2.7. Традиции Учреждения по региональному компоненту(см.ПРИЛОЖЕНИЕ №3)

III.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

        3.1. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания                                                                                                                В ДОУ имеется необходимое программно-методическое обеспечение, позволяющее реализовать региональную программу. Перечень регионального программно-методического материала   представлен (см.ПРИЛОЖЕНИЕ № 4).

3.2.Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

Дошкольное учреждение имеет свои традиции:                                                        - подготовку к  мероприятию осуществляют  социальные партнеры (поселенческая библиотека) на каждый тематический блок;                                                                 - стало ежегодной традицией проведение фольклорного праздника внутри ДОУ «Покров Батюшка», «Рождественские колядки», «Масленица.  Дети вместе с родителями  готовят традиционные костюмы жителей Сибири, водят хороводы с песнями Сибиряков;                                - в зимнее время года устраиваем «Зимние забавы Сибиряков»;                                         - традиционным стало  проведение Спартакиады для детей внутри детского сада с использованием игр народов Красноярского края;                                                         - разыгрывают театрализованные представления «Сказки нашего края» М.В.Красноженова.

Данная часть  программы разработана самостоятельно участниками образовательных отношений Программы (пункт 2.9.Стандарта).

3.3. Тематическое планирование занятий с детьми по нравственно- патриотическому воспитанию, с учетом возрастных особенностей групп (см.ПРИЛОЕНИЕ№5)



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4


Перечень регионального программно-методического материала                                                                                                                                                                                                                                 Дидактические и наглядные пособия:

  • Современные средства ТСО (видеоматериалы, презентации, ролики)
  • Развитие речи. Окружающий мир /Дидактический материал к занятиям со старшими дошкольниками. О.В.Епифанова. Волгоград 2007год;
  • Развитие речи. Окружающий мир /Дидактический материал к занятиям  с подготовительной группой. О.В.Епифанова. Волгоград 2007год;

Репродукции картин:

  • Картинки с различными видами войск и Защитников Отечества;
  • Рисунки Красноярского края. Н.Устинов, 1982год;
  • Иллюстрированная история Красноярья (XVI - начало XXвека).Красноярск, 2012год.
  • Художники земли Красноярской. Красноярск, 2007год;
  • Художники Красноярского края. Москва 1991год;

Фотоальбомы:

  • «Наши односельчане в годы Великой Отечественной войны» составитель С.Н.Слободчиков, 1975год;
  • «Хранительницы духовного наследия» составитель Р.Г.Шахматова, 2005год;
  • «Война в судьбе моей семьи» авторы жители поселка Добромысловского, 2007год;
  • «Летопись. О Добромысловской школе» составитель М.Н.Губина, 2005год;
  • «Добромысловские умельцы» составитель Р.Г.Шахматова, 2010год;

Художественная литература;

  • «Золотые сказы Енисея» Алексей и Екатерина Малышевы.Красноярск, 2007год;
  • «Были и сказки Заповедного леса» Е. Крутовская.Красноярск, 2009год;
  • «В тайге у Енисея» В.Астафьев. Москва, 1982год;
  • «Васюткино озеро»В.Астафьев.Москва,2014год;
  • «Далекая и близкая сказка»/рассказы /. Красноярск, 2008год;
  • «Сказки нашего края» М.В.Красноженова. Красноярск, 2013год;
  • «Кружка березового сока». Б.Петров. Красноярск, 1973год;
  • «Сибирь, которую я видел» М.А.джиев. Москва, 1985год;
  • «За столетия до Ермака». Е.Каргалов. Москва, 1987год;
  • Поэты Сибири. Москва, 1970год;

Используемая литература:

  • Рассказы сторожил поселка Добромысловка. Автор Р.Г.Шахматова, 2015год;
  • «Себя не мыслю без России и Добромысловки  моей». Е. Коконов. П.Добромысловский, 2006год;
  • «Памяти павших». Книга памяти павших Красноярского края. Афганистан 1979-1989г. Красноярск, 2014год;
  • «Книга памяти Красноярского края». Том№3. Красноярск, 1995год;
  • «Летопись села Добромысловского». Автор Р.Г.Шахматова. Добромысловка, 2006год;
  • Пособие. Данные Идринского района. Идринское, 2011год;
  • В.И.Замышляев, В.Г.Убиенных, В.М.Ковальчук. «Сибирь в песнях 3-х столетий»// Красноярск, 2014год;        
  • Пособие «Заповедники и заказники Красноярского края»;
  • Грамзаписи и аудиозаписи с песнями военных лет;
  • Этно-атлас Красноярского края;
  • Карты, атлас Красноярского края;
  • Реки Красноярского края. Л.М.Корытный. Красноярск, 1991год;
  • Символика Красноярского края и района Идринского, глобус и т.д.;
  • Пособие. «Край причудливых скал». Красноярский столбы //Красноярск, 1988год;
  • Пособие. Столбы. А.Л.Яровский 1889-1977.Красноярск, 2008год;
  • Енисейский энциклопедический словарь. Н.И.Дроздов.Красноярск, 1998год;
  • Пособие. «Красноярский край» Ю.Авдюков. Красноярск, 1992год;
  • «Красная книга Красноярского края». Красноярск, 2004год;
  • «Путешествие по Красноярскому краю» Н.Сапожникова, Е.Лалетина. Исторический курс//Красноярск, 2013год;
  • Энциклопедия Красноярского края. ЮГ. Л.Н.Ермолаева. Москва, 2008год;
  • Красноярский край ХХвек. Наша история. Красноярск, 2001год;
  • Тайны музейных кладовых. Красноярский краевой краеведческий музей, 2013год;
  • Енисейская летопись/хронологический перечень важнейших дат и событий из истории Приенисейского края 1207-1837гг/ В.Я.Шанин. Красноярск, 2007год;

Методическая литература:

  • Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика – Синтез, 2005;
  • Евтушенко С., Веселова Л. Воспитание большого гражданина России. // Дошкольное воспитание 2007 №6, с.118-121;
  • Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание 2006 №2, с.3-8.;
  • Т.А.Третьякова, С.Б.Суровцева, О.В.Кирьянова. Окружающий мир, развитие речи// Комплексные занятия для детей 6 - 7лет. Волгоград  2010.

                                                                        



Предварительный просмотр:

Анкета для родителей по вопросам гражданско-патриотического воспитания детей

Уважаемые родители!

Учитывая то, что одним из приоритетных направлений деятельности дошкольного образовательного учреждения, которое посещает ваш ребенок, является гражданско-патриотическое воспитание, просим вас ответить на вопросы анкеты для дальнейшего планирования и успешной организации педагогами данной работы.

1. Ф.И.О. ребенка _________________________________________________________________ .

2. В какую группу ходит ваш ребенок? ________________________________________________

3. Ведете ли вы беседы с ребенком на нравственно-патриотические темы? __________________

4. Читаете ли вы с ним художественные произведения о войне? Укажите, какие именно произведения _____________________________________________________________________

5. Смотрите ли вы с ребенком фильмы военно-патриотической тематики? ___________________

6. Знакомите ли вы ребенка с песнями военных лет? _____________________________________

7. Есть ли в вашей семье ветераны Великой Отечественной войны, военнослужащие, участники боевых действий в горячих точках? ___________________________________________________

8. Считаете ли вы необходимым организацию в дошкольном образовательном учреждении образовательной деятельности, различных мероприятий на военно-патриотическую тематику? __________________________________________________________________________________

9. Готовы ли вы принимать участие в данных мероприятиях и оказывать помощь в их организации педагогам дошкольного образовательного учреждения? _______________________

9. Есть ли у вас возможность принять участие в оформлении групповых уголков военно-патриотической тематики и презентовать (или временно предоставить) для экспозиции соответствующие атрибуты (фотографии, пилотки, фляжки, значки, медали и другие предметы)? _______________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по краеведению "Любимые уголки родного края"

Итоговое занятие с презентацией посвящено экологическим объектам Калининградской области: Куршская коса, 800-летний дуб в г. Ладушкин, дерево гингко около входа в Калининградский зоопарк и др....

Конспект КВН с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Уголки родного края»

АНО ДО «Планета детства «Лада»ДС № 99 «Капелька»г.о. Тольятти       Конспект  КВН с детьмиподготовительной к школе группына тему: «Уголки родного края»...

Программа "Мой родной край"

ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ «МОЙ РОДНОЙ КРАЙ»Образовательная область: Социально-коммуникативное  развитиеСрок реализации: 1 годВозраст детей:...

Программа «Природа родного края»

Ознакомление с природой родного края – растительным и животным миром Бурятии.Формирование основ экологической культуры у детей....

Обогащение предметно пространственной среды в ДОУ. Создание уголка Родного края или мини музей «Народные промыслы"

Обогащение предметно пространственной среды в ДОУ. Создание уголка Родного края или мини музей «Народные промыслы"Цель: знакомить детей с народными прмыслами (гжель, городец, хохлома, ...

"Любимые уголки родного края"

Конкурсная работа на "Воспитатель года" Конспект занятия по краеведению....

Образовательная программа «Просторы родного края»

Образовательная программа «Просторы родного края» (далее – Программа) ориентирована на детей дошкольного возраста (средняя, старшая и подготовительная к школе группы) и предназначена...