"Мелодии Шира" (методическая разработка НОД)
методическая разработка (подготовительная группа)

Сметанкина Тамара Васильевна

В процессе ООД дети поют на двух языках, слушают старинную легенду, угадывают музыкальные инструменты, играют в народные игры, т. е.  в разных видах творческой активности закрепляют знания о культуре своего родного края. Использование современных педагогических технологий (в т.ч. ИКТ) создают условия для социальной ситуации развития детей в соответствие с ФГОС ДО. К ООД  были сделаны две презентации: "Край родной" и "Легенда о Шира".  Фонограмма песни "Край родной" размещена в разделе АУДИО:

На сайте ОTDELDO_19_ИННОВАЦИИ В ДОО https://sites.google.com/site/otdeldo19innovacii/iz-pokolenia-v-pokolenie/2-1 размещён материал к НОД в видео формате: 

"Легенда о Шира" https://drive.google.com/file/d/1Dk62q5ZzsnzO7wrMf5YFflnDIxXQt_cI/view

"Край родной" https://drive.google.com/file/d/1Dk62q5ZzsnzO7wrMf5YFflnDIxXQt_cI/view

                                                     

                Смотреть диплом                  Слушать                       На главную страницу   

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект ООД

Музыкальное занятие в подготовительной к школе группе

на тему: «Мелодии Шира»

Сметанкина Тамара Васильевна,

музыкальный руководитель

МБДОУ детский сад № 9 «Малыш»

село Шира, Республика Хакасия

с. Шира, 2017 год

Музыкальное занятие в подготовительной к школе группе

на тему: «Мелодии Шира»

Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе музыкально-творческой активности «Мелодии Шира».

Задачи: 

1. Создать условия для ознакомления детей с музыкальным произведением «Мелодии Шира» хакасского композитора

 С. П. Кадышева (художественно-эстетическое развитие);

2. Создать условия для ознакомления детей с «Легендой о Шира» (познавательное развитие);

3. Создать условия для стимулирования речевой активности (речевое развитие);

4. Способствовать формированию певческих, музыкально-ритмических навыков, развитию эмоциональной отзывчивости на музыку (художественно-эстетическое развитие);

5. Создать условия для взаимодействия детей друг с другом в различных видах деятельности (социально-коммуникативное развитие);

6. Создать условия для проявления детьми инициативы и самостоятельности  (познавательное развитие).

Организация детских видов деятельности: общение ребёнка со взрослым, общение ребёнка со сверстниками, различные формы музыкальной активности (восприятие, пение, музыкально-ритмические движения, беседа о музыке).

Методы и приемы: проблемно-поисковый, практический, наглядный, словесный, игровой.

Технологии: Игровая технология (сюжетная форма проведения ООД). Социоигровые технологии (коллективная игра, пение в подгруппах).  Личностно-ориентированные технологии (технология сотрудничества). Технология проблемного обучения, ТРИЗ, ИКТ.

Материалы и оборудование: Аудио файлы с хакасскими народными мелодиями, музыка С. П. Кадышева, фонограмма песни «Край родной» Е. Гомоновой; Презентация к песне «Край родной», «Легенда о Шира», карточки с хакасскими музыкальными инструментами (чатхан, бубен); цветные платки для игры, портрет композитора, баян.

Предварительная работа: Знакомство и первоначальное разучивание песен «Край родной» (Е. Гомоновой), «Аба» (Н. Катаевой). Знакомство с хакасскими музыкальными инструментами,  народными играми, традициями хакасского народа, введение в речевую практику слов на хакасском языке - музыкальное приветствие «Изеннер, палалар» (Здравствуйте, ребята). Рисование на тему «Край родной сегодня и завтра», «Кем я хочу стать», «Моя Родина – Россия». Реализация 1 и 2 этапа краткосрочного проекта «Откуда взялось название нашего села?».

Этапы образовательной деятельности

Организация

 рабочего

пространства

Деятельность взрослого

Деятельность детей

Психолого-педагогические условия/

Условия социальной ситуации развития

Вводная часть

организационный и мотивационный этапы

Цель: создание условий для обеспечения мотивации и принятия детьми цели своей деятельности.

 

Звучит хакасская мелодия

карточка с музыкальным инструментом, портрет композитора

- Какая мелодия звучит, как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?

- Сейчас звучит замечательный инструмент, а вы хотите сами отгадать, что это за инструмент? Проводит игру «Да-нетка» (ТРИЗ)

- Этот инструмент поможет нам узнать, откуда же появилось название нашего села…

- Вы помните наш прошлый разговор? Кто-то узнал сам и расскажет?

- А хотите, я расскажу вам легенду о том, как появилось название озера и нашего села?

Дети подходят притопами к стульчикам, садятся

Дети отвечают

Задают вопросы, отгадывают название инструмента, о котором идёт речь, отгадывают чатхан.

Вспоминают разговор о «Легенде о Шира»

Рассказ детей, о том, что узнали с родителями на эту тему (мини-презентации проекта)

Ответы детей

Создание условий для совместной деятельности.

Условия для выражения детьми своего мнения.  

Условия для развития речевой активности, активизация мыслительной деятельности через использование ТРИЗ

Условие для возникновения познавательного интереса к истории своего края

Основная часть -

Цель: создание условий для организации музыкальных форм активности

Презентация «Легенда о Шира» под музыку С. П. Кадышева

музыкальный инструмент -

баян

Презентация песни  «Край родной»

музыкальный инструмент -

баян

большие цветные платки для игры (4 штуки), фонограмма для игры

Сейчас зазвучит чатхан. Послушайте произведение хакасского композитора С. П. Кадышева, которую он назвал «Мелодии Шира». Я расскажу вам легенду, а музыка будет помогать….

Понравилась легенда? А какая была музыка? Она подходила по своему

характеру, настроению к этой истории?

Отгадайте, что я играю?

Распевка на хакасском языке: трезвучие по полутонам вверх

Играю вступление к песне «Край родной»

- Кто помнит, что я обещала в прошлый раз приготовить в этой песне? (звучит отрывок)

- Давайте, послушаем, что у меня получилось…

Предлагаю поделиться на подгруппы,  кому в какой тональности удобнее петь

(включает презентацию)

- Давайте договоримся, сколько времени нужно, чтобы закончить  рисунки, заполнить пустые слайды презентации к песне? Когда работа будет закончена, я распечатаю альбом для самостоятельного пения в группе.

- Какую песню играю? На каком языке мы её поём? Покажите движения, чтобы все поняли, о чём песня?

Кто хочет выступить, спеть эту песню для ребят?

- В какую хакасскую народную игру давно не играли?

Как можно распределиться на игру?

Распределились по группам? Начинаем!

слушают музыку, легенду, смотрят презентацию

Высказывают своё мнение, делятся впечатлением.

Слушают, отвечают

Пропевают по подгруппам:  «Изеннер, палалар»

Ответы детей о транспонировании мелодии

Слушают новый вариант фонограммы, высказывают своё мнение

Поют в выбранной тональности песню

ответы детей, определение сроков

Отвечают, поют песню на хакасском языке с движениями по тексту песню про медведя

сольно исполняют песню по желанию

Предположения детей

Предлагают разные способы деления по подгруппам, играют

Условия для ознакомления детей с музыкальным произведением «Мелодии Шира»

Создание условий для развития эмоциональной отзывчивости на музыку

Условия для закрепления знания приветствия на хакасском языке и формирование певческих навыков

Создание условий для поисковой активности, развития музыкальной памяти, ладового слуха

Условия для выражения детьми своего мнения.  

Условия для бережного отношения к детскому голосу.

Создание условия для проявления детьми инициативы и самостоятельности  

Условия для развития самостоятельности и творческой активности

Условия для самостоятельного выбора ребенком партнеров.

Условия для развития внимания.

Заключительная часть рефлексивно-оценочный этап

Цель: создание условий для структурирования знаний, рефлексии

- Как думаете, о чём говорится в этой хакасской поговорке: «Хорошего коня по шагу узнают, а хорошего человека по работе видят».

Как вы думаете, про нас можно так сказать? Что нового сегодня узнали?

Понравилась легенда о Шира? А музыка?

О чём ещё хотели бы узнать?

Дают свои варианты

Дети вспоминают, что делали на занятии, что понравилось, что было интереснее всего

Условия для выражения детьми своего мнения, рефлексии

       

   Источники

1.        ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. — с.

  1. Приложение к программе «Из поколения в поколение»/ С. И. Лалетина, С. П. Ломкина, Т. Н. Когоякова, Н. В. Павловская – Абакан, редакционно-издательский отдел ГОУ ДПО ХРИПК и ПРО «РОСА», 2007. – 68 с.
  2. Моя Хакасия. Книга для чтения по программе «Культура, литература и история родного края». Пособие для учащихся 1-2 классов Абакан. 2001.
  3. Н.В. Катаева, О. А. Токояков, О. Н. Кышпанакова. Колокольчики. Сборник песен, танцев и игр для детей младшего школьного возраста. На хакасском и русском языках. Абакан. 1994.
  4. http://img-1.photosight.ru/57c/3770823_large.jpeg  солнце встало
  5. http://mk-london.co.uk/sites/default/files/uchenie_razrabotali_programu_raspoznavaniya_golosov_ptiz.jpg  соловей
  6. http://media1.fanparty.ru/fanclubs/russia/gallery/937675_russia.jpg  -=лебедь
  7. http://www.geocaching.su/photos/areas/11004.jpg  кружева музей
  8. http://test.travel.vesti.ru/pictures/mbig/132/38.jpg - кружевница
  9. http://vdp.mycdn.me/getImage?id=50356488850&idx=4&thumbType=37  гармонист
  10. http://mp3word.ru/img.php?aHR0cHM6Ly9pLnl0aW1nLmNvbS92aS9tOHBPSm5lREs5ay9tYXhyZXNkZWZhdWx0LmpwZw==.jpg  р.н.п.
  11. http://ic.pics.livejournal.com/bloshgg/26603803/29058/29058_900.jpg  Бабкина Н.
  12. http://fs00.infourok.ru/images/doc/242/228139/2/img20.jpg  колядки
  13. http://nsportal.ru/audio/dlya-postanovok-kompoziciy-prezentaciy/2015/04/pesnya-kray-rodnoy-e-gomonova
  14. С. П. Кадышев «Мелодии Шира» - музыка из архива автора разработки
  15. фотографии оформления музыкального зала из личного архива автора разработки.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Край родной» песня Елены Гомоновой Сметанкина Тамара Васильевна, Музыкальный руководитель МБДОУ детский сад № 9 «Малыш» с. Шира, Хакасия

Слайд 2

Солнечным светом залитый край родной

Слайд 3

Где наклонились ракиты

Слайд 4

над рекой

Слайд 5

Где соловьиные трели так нежны

Слайд 6

И песни, песни, русские песни слышны

Слайд 7

И песни, песни, русские песни слышны

Слайд 9

Что нам осталось в наследство?

Слайд 10

Красота

Слайд 11

Выткали руки кудесниц кружева

Слайд 12

Из деревенских окошек

Слайд 13

Смотрит на нас старина

Слайд 14

И песня, песня, русская песня слышна

Слайд 15

И песня, песня, русская песня слышна

Слайд 17

Мы пронесём в нашем сердце сквозь года

Слайд 18

? Верность любимой Отчизне навсегда

Слайд 19

Станет сильнее, чем прежде наша родная страна! ( Позже здесь будут размещены рисунки детей)

Слайд 20

И песня, песня, будет повсюду слышна

Слайд 21

И русская песня будет повсюду слышна!

Слайд 23

Источники: http://nsportal.ru/audio/dlya-postanovok-kompoziciy-prezentaciy/2015/04/pesnya-kray-rodnoy-e-gomonova http://img-1.photosight.ru/57c/3770823_large.jpeg солнце встало http://mk-london.co.uk/sites/default/files/uchenie_razrabotali_programu_raspoznavaniya_golosov_ptiz.jpg соловей http://media1.fanparty.ru/fanclubs/russia/gallery/937675_russia.jpg -=лебедь http://www.geocaching.su/photos/areas/11004.jpg кружева музей http://test.travel.vesti.ru/pictures/mbig/132/38.jpg - кружевница http://vdp.mycdn.me/getImage?id=50356488850&idx=4&thumbType=37 гармонист http://mp3word.ru/img.php?aHR0cHM6Ly9pLnl0aW1nLmNvbS92aS9tOHBPSm5lREs5ay9tYXhyZXNkZWZhdWx0LmpwZw==.jpg р.н.п. http://ic.pics.livejournal.com/bloshgg/26603803/29058/29058_900.jpg Бабкина Н. http://fs00.infourok.ru/images/doc/242/228139/2/img20.jpg колядки Фотографии музыкального зала из личного архива автора



Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа – концерт с детьми старшего дошкольного возраста. Тема занятия: « Мелодии путешествий».

На занятии дети знакомятся с П.И.Чайковским, его произведениями из "Детского альбома"...

"Мелодия"

Рекомендации для родителей по музыкальному воспитанию дошкольника....

Развлечение "Как расколдовали принцессу Мелодию"

Это сказочный сюжет, ка кощей бессмертный похитил принцессу Мелодию. Ребятам нужно было выполнить задание, чтобы ее спасти....

Песня ученых (на мелодию "Песня первоклассника (То ли еще будет)

Эту песню можно использовать для проведения мероприятий, посвященных Году науки....

Консультация для родителей "Мелодии для самых маленьких"

Нужно ли учить ребенка музыке? Сегодня специалисты рекомендуют начинать приобщать малыша к музыке задолго до того, как он сможет дотянуться до клавиш рояля...

Разработка. Угадай мелодию

Очень простая разработка занятия, можно использовать как повторение и закрепление учебного материала....

Мультимедийная разработка ОД "Мелодии колыбельных песен народов России"

Мультимедийная разработка ОД "Мелодии колыбельных песен народов России" в рамках работы по приобщению детей дошкольного возраста к культуре народов многонациональной России....