интегрированное занятие с детьми старшей группы "Волшебный сундучок Сююмбике".
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Шерстнева Ольга Леонидовна

Автор составитель: Шерстнева Ольга Леонидовна, воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ Алексеевский детский сад №3 «Петушок», п.г.т. Алексеевское РТ.

Цели:

Обучающая: создать условия для побуждения детей к речевой активности; закреплять умение понимать слова на татарском языке, обозначающие предметы и их признаки, находить лишнее слово; способствовать развитию умений в игровом задании подбирать предметы, по набору предметов делать умозаключения; 

Развивающая:  обеспечить условия для развития познавательных интересов; уточнить представления о татарском национальном костюме; обеспечить условия для проявления любознательности и эмоционального вовлечения в деятельность.

 Воспитательная: воспитывать доброжелательное отношение между детьми, умение быть внимательными друг к другу;  воспитывать интерес к истории татарского народа и его традициям и легендам; обеспечить условия развития инициативы, самостоятельности и активности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sunduchok_syuyumbike.docx31.74 КБ

Предварительный просмотр:

                  Занятие с детьми старшей группы

                  «Волшебный сундучок Сююмбике».

Автор составитель: Шерстнева Ольга Леонидовна, воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ Алексеевский детский сад №3 «Петушок», п.г.т. Алексеевское РТ.

Тип занятия: интегрированное.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие (в том числе КМД), социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие.

Цели: 

Обучающая: создать условия для побуждения детей к речевой активности; закреплять умение понимать слова на татарском языке, обозначающие предметы и их признаки, находить лишнее слово; способствовать развитию умений в игровом задании подбирать предметы, по набору предметов делать умозаключения; 

Развивающая:  обеспечить условия для развития познавательных интересовуточнить представления о татарском национальном костюме; обеспечить условия для проявления любознательности и эмоционального вовлечения в деятельность.

 Воспитательная: воспитывать доброжелательное отношение между детьми, умение быть внимательными друг к другу;  воспитывать интерес к истории татарского народа и его традициям и легендам; обеспечить условия развития инициативы, самостоятельности и активности детей.

Методические приемы:

игровой (игры, сюрпризные моменты);

словесный (использование художественного слова, беседа);

технический (использование мультимедийного оборудования)

Организация детских видов деятельности:

Игровая (словесная игра, музыкальная игра )

Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками)

Конструктивно-модельная (действия с плоскостными конструкторами и играми  разновидности «Пазлы»)

Музыкальная (исполнение музыкального произведения – вокал, музыкально-ритмические движения)

 

Оборудование:

Для воспитателя: технические средства - мультимедийная установка, ноутбук с флэш-накопителем; женский татарский национальный костюм, свиток из пергаментной бумаги с сургучной печатью, сундучок, 5 пиктограмм со схематическими изображениями (ухо, глаз, тюбетейка, рука, рот); поднос с чак-чаком, конверт с загадкой (загадка авторская).

Для детей: конверты с разноуровневыми заданиями с целью осуществления индивидуально – дифференцированного подхода, детали плоскостного деревянного конструктора (воротики, кирпичики, купола).

Предварительная работа: Беседы о быте, костюмах, обычаях татарского народа; заучивание и исполнение песен на татарском языке; знакомство с татарским орнаментом, его изображение в аппликации и рисовании; чтение татарских сказок, знакомство с легендой о Сююмбике, рассказ о ее жизни, рассматривание портретов разных художников, изобразивших Казанскую царицу; рассматривание открыток и буклетов «Казанский Кремль».

Литература:

1.Девятых Л.И.Белоглазая А.В. Казань- времен связующая нить.

   Казань, изд.Титул, 2000

2. Валеева-Сулейманова Г.Ф. Декоративное искусство Татарстана

   Казань, ФЭН, 1995

4. Суслова С.В.Женские украшения казанских татар.

   Москва, Наука,1980

5. Навицкая М.Ю. Наследие. Патриотическрое воспитание в д/саду.

   Москва, Линка-Пресс, 2003

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Исенмесез, балалар!

-Скажите, какие у вас любимые дела? (Ответы детей: игры с разными игрушками, рассматривание книжек, лепка, рисование, и т.д.)

- А разве плохо полежать на диване, посмотреть в потолок? Хорошо быть ленивым, нелюбознательным? (Ответы детей)

- Хотите на одном занятии переделать много разных дел, показать свои умения, смекалку?

Дети: Да!  

Воспитатель: Только для этого мы должны зарядить друг друга добротой, хорошим настроением.

Психоэмоциональная ситуация «Поздоровайся с соседом»:

- Поздоровайтесь друг с другом ладошками, носиками, ушками, щечками. Молодцы. Садитесь на свои места.

              (звучит  музыка – С. Сайдашев «Моңлы көй»).                          

Воспитатель читает под музыку :  

Сююмбике, прекрасная царица, 
Красой Ивана Грозного пленила.
Решил царь на красавице жениться,
И на Казань пошел военной силой,
Чтобы войну от града отвести,
Она царю велела башню возвести.
И прыгнула с вершины башни той,
Не став Ивана Грозного женой.

-Ребята, о ком эта легенда?  (о царице Сююмбике).

-В этом году отмечается 500 лет со дня рождения Казанской царицы. А что вы знаете о ней?

Дети: Она жила очень давно, ее звали Сююн, а потом стали звать Сююмбике, госпожа, она была настоящей красавицей, была добра с простым народом и за это ее любили бедные люди. В ее честь построена башня в Казанском Кремле.

Воспитатель: Сегодня со мной случилось настоящее чудо. Утром я нашла у себя на столе вот это послание от Сююмбике  (достает свиток бумаги с сургучной печатью). Она пишет, что хочет встретиться с вами. А вы хотите ее увидеть?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда вам нужно выполнить ее задания из волшебного сундучка. Но где же он? Без вашей помощи мне его не найти! Давайте сделаем так: вы будете считать на татарском языке до десяти, а я буду искать сундучок Сююмбике.

(Дети считают, воспитатель на счет ун находит в группе сундучок, все вместе рассматривают его).

Воспитатель: Для того, чтобы сундучок открылся, вы должны сказать доброе, вежливое слово на татарском языке. Мы будем открывать сундучок не один раз, поэтому следите, чтобы вежливые слова не повторялись!

(Дети произносят слово по выбору, сундучок открывается).

Воспитатель: - Ребята, здесь спрятаны разные пиктограммы, Сююмбике зашифровала все задания. Но я думаю, что мы все вместе справимся с этой проблемой. А что такое «пиктограмма»? (дети отвечают, что это знак, символ)

Первая пиктограмма.  – Что на ней изображено? (ухо)

-Кто догадался, что мы должны делать? (слушать). Я буду называть слова на татарском языке, а вы найдете среди них лишнее и объясните свой выбор.

Игровое упражнение с восприятием на слух «Четвертый лишний»:

Аю, куян,, эт, туп (медведь, заяц, собака – животные, а мяч – игрушка)

Сары, беренге, кызыл, яшел (все слова обозначают цвет, а картофель – овощ)

Суган, кабысте, чэй, кишер (лук, капуста, морковь – овощи, а чай – напиток).

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с первым заданием Сююмбике!

- Говорим следующее вежливое слово на татарском языке (сундучок открывается)

- Вторая пиктограмма – изображение глаза. Как вы думаете, что мы должны делать? (смотреть, видеть).

Воспитатель предлагает детям посмотреть на экран. Там изображения различных женских национальных костюмов (русский, украинский, узбекский, татарский и т.д.)

- Ребята, среди этих национальных костюмов Сююмбике спрятала свой наряд и предлагает его вам найти.

(Дети среди множества национальных костюмов выбирают татарский)

- А как вы догадались, что это татарский национальный женский костюм?

(дети рассказывают об особенностях костюма, татарском орнаменте).

- Ребята, вы увидите сейчас на экране элементы разных народных орнаментов, нужно убрать те, которые не относятся к татарскому.

(Элементы других национальных орнаментов – гжель, хохлома, городец –исчезают после того, как на них укажут дети, на экране остаются лишь элементы татарского орнамента).

Воспитатель: Молодцы! Говорим вежливое слово, открываем сундучок.

 Третья пиктограмма – изображение «тюбетейка». Как называется мужской головной убор у татар? (тюбетейка)

- Сююмбике предлагает нам поиграть  в татарскую игру «Тюбетейка». Но только играть мы будем по-новому.

(Дети  встают в  круг, под  музыку выполняют  движения татарского танца и передают друг другу тюбетейку. Тот,  на  ком  музыка остановилась, не танцует, а говорит слово на татарском языке и переводит это слово на русский).

Воспитатель: Ну вот и поиграли, и немного отдохнули. Говорим следующее доброе слово, открываем сундучок.

Четвертая пиктограмма – изображение руки.  

Воспитатель: Сююмбике хочет проверить умелые ли у вас ручки.  У  вас на столах лежат конверты. У кого кызыл конверт – собирают пазлы из пяти частей, у кого яшел конверт– из восьми частей. Те ребята, у которых нет конвертов, будут работать с плоскостным конструктором и по наличию деталей определенной формы должны догадаться, какое изображение получится. Подумайте и соберите из деталей конструктора изображение объекта. Открою вам секрет – у всех должно получиться изображение одного и того же объекта. Если вы справитесь с заданием, этот объект появится на экране.

(Дети работают, получается изображение Башни Сююмбике, оно появляется на экране).

Воспитатель: - Почему у этой башни такое название, я прочитала вам в стихотворении в начале нашего занятия. Но это всего лишь легенда. Кто из вас знает, что такое легенда?

Дети: Сказание, рассказ о каком - то событии. Легенда может быть придумана кем - то, выдумана.

Воспитатель: Да. И мы очень рады, что рассказ про несчастье с нашей царицей – это всего лишь легенда! Приближается время встречи с Сююмбике, давайте откроем сундучок в последний раз.

(Дети говорят очередное доброе слово на татарском языке, сундучок открывается).

Пятая пиктограмма – изображение рта. Для чего нам нужен рот?

Дети: Рот нужен, чтобы разговаривать, улыбаться, кушать, (другие ответы – размышления).

Воспитатель: Я предлагаю вам спеть красивую татарскую песню, Сююмбике услышит ее, и поторопится к нам.

(Дети встают полукругом,  исполняют песню на татарском языке

                                  «Бу өй матур, бу өй зур…»)

В группу заходит Сююмбике в красивом национальном наряде, с подносом, покрытым татарским полотенцем.

Сююмбике: - Исенмесез, балалар! Вы выполнили все задания из моего сундучка и я рада встретиться с вами! Какое задание показалось вам трудным? А самым легким? За что бы вы смогли себя сегодня похвалить? И я удивилась, как много вы знаете и умеете. Я принесла вам вкусный подарок. Отгадаете, про что я говорю?

Ароматен он и сладок, лучше всяких шоколадок.                                                Можно с чаем кушать, можно просто так,                                                          Все вы догадались? Это же … (чак-чак).

-Угощайтесь, балалар! А я возвращаюсь в свою легенду! Сау булыгыз!

(Дети угощаются, Сююмбике уходит).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие с детьми старшей группы Тема: « С огнём нельзя играть».

Конспект занятия по пожарной безопасности. Обучение детей  правилам поведения в экстримальных ситуациях....

Интегрированное занятие с детьми старшей группы «Форт Боярд»

Выявить уровень развития детей, формировать «актёрские» способности (выражение эмоций в мимике, жестах, интонации), развивать чувства взаимопомощи, поддержки....

Экскурсия «В гости к деревьям». Интегрированное занятие с детьми старшей группы

Проводится со старшими дошкольниками. (весной в маи)Цель: Познакомить с разными породами деревьев, их взаимосвязью с окружающей средой (почвой, водой, солнцем) ; воспитывать бережное отношение к...

Интегрированное занятие с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром «Золотая рыбка»

ТЕМА: « Золотая рыбка» Цель: Создать условия для изготовления детьми сувенира «Золотая рыбка» используя такое свойство бумаги, как пластичность Задачи:              ...

Интегрированное занятие с детьми старшей группы на тему: «Красавица осень»

Цель:  провести беседу на тему осень; учить детей отвечать на вопросы по теме; научить видеть прекрасное в окружающем времени года; подготовить почву для решения проблемной ситуации – как же можн...

Конспекты интегрированных занятий с детьми старшего дошкольног возраста

В занятиях использованы нетрадиционные педагогические технологии,такие как:мнемотехника,мукосол,икт...