Проект "Юнный художник".
методическая разработка по рисованию (средняя группа) по теме

Иванова Ирина Михайловна

    Предлогаемый проект позволяет на практике сочетать нескольео видов нетрадиционных художественных техник рисования и подготовить руку дошкольника к письму. В проекте даны конспекты занятий с детьми среднего возраста по ознакомлению с  нетрадиционными художественными техниками рисования с использованием пальчиковых игр, пальчиковых упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon proekt_-yunyy_hudozhnik.zip40.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Степновский детский сад «Колосок».

Проект

«ЮНЫЙ ХУДОЖНИК».

(проект по развитию мелкой моторики руки как подготовки детей  к письму через использование нетрадиционных техник рисования на занятиях  по изобразительной деятельности).

                                             

                                                                           

Предлагаемый проект позволяет

на практике сочетать несколько видов

нетрадиционных художественных техник рисования и

подготовить руку дошкольника.

                                      Воспитатель ИЗО: Иванова Ирина  Михайловна      

                                                                                                                                                                                                         

                                          П.Степной,  2012год 

Цель: Развитие мелкой моторики руки как подготовки детей  к письму через использование нетрадиционных техник рисования на занятиях  по изобразительной деятельности.

Задачи:                     

1.Повысить уровень развития кистевой моторики у детей дошкольного возраста.

2.Сформировать в рисовании координацию зрительно-двигательной системы  ребенка.

3.Научить дошкольников нетрадиционным художественным техникам и пользоваться ими при решении любой изобразительной задачи.

Вопросы темы

1. Методическое обеспечение начальной профориентации.

2. Формирование у дошкольников навыка письма.

3. Знакомство детей с различными нетрадиционными техниками.

Проблема. 

В дошкольных учреждениях при подготовке детей к школе акцентируется внимание на недостаточной подготовки руки к письму. Чтобы подготовить руку к письму, необходим тренинг, с помощью которого создается функциональная база для работы соответствующих анализаторов.

Что необходимо для решения данной проблемы:

1.Дидактический материал для развития «тонких» движений пальцев рук.

2.Разнообразная методическая литература (пальчиковая гимнастика, которая  включает упражнения для массажа и самомассажа рук; пальчиковые игры).

3.Перспективный план по ознакомлению детей с нетрадиционными техниками рисования с использованием в занятиях пальчиковых упражнений, пальчиковых игр.

4. Сотрудничество с воспитателями ДОУ и родителями в работе по данной проблеме.

Срок осуществления проекта: учебный год.

Средняя группа.                          

Деятельность педагога

1.Разработка  методических рекомендаций по формированию навыка письма.

2.Создание примерных конспектов занятий по ознакомлению детей с нетрадиционными техниками рисования (для средней группы).

3.Изучение методической литературы по проблеме.

4.Оформление выставок детских работ по нетрадиционному рисованию с обязательным включением фотографий практической работы дошкольников.

Деятельность детей

Беседы, праздники, занятия, выставки, конкурсы, разрисовывание масок к подвижным играм и театрализованным представлениям с использованием нетрадиционных техник.

Деятельность родителей

Беседы с детьми, помощь в создании альбомов, выставок, театрализованных представлений в группе и в детском саду.

Предполагаемые результаты

1. Изучить методическую литературу по проблеме (Август).

2. Выявить характерные особенности и разработать методические рекомендации по формированию навыка письма (Сентябрь).

3.Создать конспекты занятий по ознакомлению детей с нетрадиционными техниками рисования (Сентябрь).

4.Изготовить необходимые материалы (деревянные палочки, вырезать нужной формы поролон, засушить листья, сшить тряпичные салфетки и др.) для рисования нетрадиционными техниками (Август – сентябрь).

5.Оформить выставки детских работ по нетрадиционному рисованию: «Мы художники» (Октябрь), «Зимушка – зима» (Январь), «Пусть помнит мир спасённый» (Март) с включением фотографий практической работы дошкольников. При этом выставить произведения всех детей, а не тех, кто хорошо владеет навыками изобразительной деятельности.

6.Разработать и оформить альбомы: «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой…»  (Январь), «Милая мама» (Март).

7.Подготовить мультимедийную презентацию и провести городской мастер-класс «Добро пожаловать в страну чудес!» (Апрель).

 Вывод: 

Совершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук дает ребенку возможность овладеть письмом, рисованием. От степени развития моторики руки, овладения детьми нетрадиционными техниками рисования зависит степень успешности обучения ребенка в начальной школе.      

Конспекты занятий

по ознакомлению дошкольников

с нетрадиционными художественными

техниками рисования

с использованием пальчиковых игр,

пальчиковых упражнений

Средняя группа (4 – 5 лет).

Сентябрь.

Интегрированное занятие в средней группе.

Тема: «Царство комнатных растений».

Программное содержание: закрепить знания названий комнатных растений;

продолжать обучать детей описывать растения, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки; развивать речь; поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.

    Познакомить детей с техникой работы с печаткой, показать способ получения отпечатка. Развивать чувство ритма, как изобразительно – выразительное средство, мелкую моторику рук для подготовки дошкольников к письму. Воспитывать чувство прекрасного.

Материал: бальзамин, фикус, игрушка Карлсон, гуашь коричневого, зеленого и синего цвета. Тряпичные салфетки. Печатки, вырезанные из картофеля в виде овала (лист фикуса). Деревянные палочки.

Словарная работа: бальзамин, фикус.

Предварительная работа: загадывание загадок о комнатных растениях. Беседа. Дидактические игры: «Какого растения не стало?», «Цветы». Рассматривание растений в процессе дежурства с выделением типичного и особенного.

Ход занятия:

     Загадки

 «На окошках растут – людям радость несут». ( Цветы)

Без рук, без ног, но двигается,

Дышит, но не говорит,

Питается, а рта нет. (Растение)

     Проблемная ситуация

     Устранение беспорядка в уголке природы, устроенного Карлсоном. Карлсон прилетел в группу и увидел комнатные растения. Он очень удивился, увидев так много комнатных растений. Но как обращаться с ними , он не знает ,а поэтому одни из них он спрятал под стол, другие накрыл колпаком и даже приготовил краски, чтобы раскрасить растения по своему усмотрению.

   - Ой-ой-ой, Карлсон, что бы ты сейчас мог натворить! Ты разве не знаешь, что так нельзя обращаться с растениями?

   -Ребята, оказывается,  Карлсон думал,  что растения – это игрушки .И с ними можно обращаться, как с игрушками. А вы согласны с ним? Нет? Тогда расскажите Карлсону, зачем у нас в группе столько цветов.

Изучение строения растений

    - Карлсон видит, что цветы у нас разные. И листики у них разные, и некоторые растения даже цветут . А почему?

    - Карлсон, а наши цветы имеют и разные названия.

    - Ребята, а вы знаете, как называются цветы вот на этом подоконнике? А вот на этой полочке?

    Рассказы Карлсону о цветах (сравнение по форме, размеру, окраске листьев). Воспитатель предлагает детям рассказать, какие растения есть у них в группе. Дети называют комнатные растения. Карлсон удивляется, как дети различают растения. Ему кажется, что они все одинаковые. Воспитатель предлагает детям научить Карлсона различать растения и предлагает ему выбрать любое, которое ему больше всего нравится. Карлсон выбирает бальзамин.

   Воспитатель выставляет на столик бальзамин и фикус,    рассказывает, как называется каждое растение, из каких частей состоит. Карлсон спрашивает у детей, зачем растениям корень и почему он его не видит. Дети объясняют. Воспитатель обобщает: фикус и бальзамин похожи тем, что у них,  как и у всех растений, есть корень, стебель, листья, цветы. Предлагает подумать, чем различаются эти растения и как научить Карлсона распознавать фикус и  бальзамин.

Физминутка

                                      Ровным кругом – друг за другом,

                                      Эй, ребята, не зевать!

                Что вам (называют имя ребенка) покажет,

                                       Будем дружно выполнять.

   Дети под музыку двигаются друг за другом. Затем останавливаются и выполняют движения за ребенком, которого назвали.

  Воспитатель сообщает , что они сегодня будут рисовать фикус и не кисточкой, а указательным пальцем, деревянной палочкой и печаткой сделанной из картофеля . Карлсон будет смотреть , как вы аккуратно и красиво будете рисовать свои фикусы .Понравившийся рисунок он возьмет себе на память.

   Далее воспитатель объясняет и показывает, как нетрадиционными техниками можно нарисовать фикус.

   У вас на нижней части листа нарисован контур цветочного горшка. Подушечку указательного пальца опускаю в синюю краску и  ритмическими  движениями пальца делаю отпечатки на листе бумаги внутри контура. Затем обмакиваю палец в коричневую краску и сверху - вниз рисую стебель фикуса. Деревянной палочкой дорисовываю веточки. Теперь беру в помощь печатку. Обмакиваю гладкий срез печатки в зеленую краску и наношу отпечатки на веточки фикуса. Вот какие зеленые, овальные получились листики у растения! Полюбуйтесь!

  Пальчиковая гимнастика.

Аленький цветочек.

У нас в саду расцвел цветок,

(«цветок с закрытыми лепестками»)

Чтоб стал красив он и высок,

( «цветок с открытыми лепестками»)

Раскрыл наутро лепестки,

(пальцы врозь, вместе)

Должны  работать корешки!

(«корни»)

Дети приступают к работе. Воспитатель помогает тем детям, кто затрудняется в выполнении работы. В конце занятия Карлсон хвалит детей и вместе с ними рассматривает нарисованные растения. Выбирает себе понравившуюся работу.

                       

Октябрь.

Интегрированное занятие в средней  группе.

Тема: «Подводный мир живого уголка».

 Программное содержание: уточнить знания условий, необходимых для нормального самочувствия рыбок; учить узнавать и называть золотую рыбку; учить выделять общие для рыб признаки; развивать умение видеть характерные признаки и проводить по ним сравнение; воспитывать желание ухаживать за рыбками.

   Продолжать знакомить детей с техникой печатания ладошкой. Учить рисовать печатками   из пробки. Развивать мелкую моторику руки. Воспитывать уверенность, инициативность в изобразительном творчестве.

 Материал:  аквариум с рыбками, корм. Деревянные палочки, гуашь в мисочках для рисования пальчиками и печатания, печатки из пробки, тряпичные салфетки.

 Словарная работа:  плавник, чешуя, окраска, наросты, свисающие, выпуклые, неповоротливая.

Предварительная работа: загадывание загадок, беседа о рыбах. Дидактические игры: «Хорошо – плохо», «Что потерялось у рябки?». Наблюдение за рыбками во время их кормления. Чтение стихотворений.    
Ход занятия:

   Загадка

«Дом стеклянный, в нем жильцы – все отличные  пловцы».

    Изучение строения рыбок

-У нас в гостях ваш любимый герой сказки. Вы узнали его?

Входит Чебурашка с банкой.

Чебурашка: Я пришел к вам от крокодила Гены, он прислал вам птичку. Вот она.

Воспитатель:  Чебурашка, а ты не ошибся? Дети говорят, что это золотая рыбка. Давайте поможем Чебурашке разобраться, кто же это. Что есть у рыбки? (Туловище.) Чем покрыто тело рыбки? Какой оно формы? А что помогает рыбке двигаться, плавать?

   Золотая рыбка – крупная,  яркая, медленно плавает, не боится человека. Ярко выражены декоративные качества: свисающие, очень большие плавники, яркая окраска,  выпуклые глаза, наросты на голове. Она не может быстро плавать, неповоротлива, плохо видит, слишком заметна, не пуглива.

   - У рыбки есть хвост, хвостовой плавник. А зачем ей хвост? (Он помогает менять направление движения: вверх, вниз, влево, вправо.)

   Беседа «Условия аквариумных рыбок»

   - Какая вода у нас в аквариуме? (Чистая, прозрачная.)

   - Рыбки любят чистую, прозрачную воду. Для этого за ней надо ухаживать. А как? Менять в аквариуме воду. Обратите внимание на то, что в аквариуме имеются растения и у них разные по форме листья. Растения нужны для питания рыбкам, они необходимы и для пополнения кислородного запаса в аквариуме, чтобы рыбки могли жить и дышать. Рыбки в зарослях водорослей любят отдыхать.

      Рыбок необходимо правильно кормить. А что едят рыбки? Как вы думаете, где нужно брать корм для рыбок? Да, обитателям аквариума нужен специальный корм. Его продают в зоомагазине. Сами рыбки маленькие, а много ли им требуется корма? Да,  рыбок кормить нужно умеренно. Корма надо брать совсем немного и тщательно перетирать его, чтобы не было комочков. Корм насыпают в специальные кормушки. Рыбки подплывают к кормушке и начинают заглатывать крошечные частички корма (во время беседы и рассказа воспитатель демонстрирует процесс кормления рыбок).

    Давайте дежурные по уголку природы покормят наших рыбок. (Кормление рыбок.)  

    Физминутка «Зарядка»

                       Каждый день мы по утрам делаем зарядку,

Очень нравится нам все делать по порядку:

                              Весело шагать, весело шагать,

                              Руки поднимать,  руки опускать,

                              Приседать и вставать, прыгать и скакать.

  Сегодня рыбок, которые плавают в нашем аквариуме, траву, которая растет, камни , которые   лежат на дне аквариума, мы будем рисовать. Рыбок нарисуем ладошками. Траву - пальчиком и деревянной палочкой. А вот камни нарисуем печатками из пробки.

   Воспитатель показывает и объясняет, как правильно рисовать нетрадиционными способами.

   -Вот какие красивые рыбки живут у меня в аквариуме!

   -А вы хотите, чтобы на вашем листе-аквариуме заплавали такие прекрасные рыбки? Но прежде чем начать работать, пальчики надо размять, чтобы они хорошо рисовали.

    Пальчиковая гимнастика

Рыбки весело резвятся

      В чистой тепленькой воде.

     То сожмутся, разомнутся,

                                               То зароются в песке.

  Голова рыбки – основание  ладони (можно нарисовать фломастером на ладони рыбий нос, глаз и жабры); хвостик – пальчики, они расслаблены и легко извиваются. Отступая назад, разворачиваясь ,позволяем рыбке поплавать по всей группе. Рыбки могут:

   -собираться в стаи;

   -расплываться в стороны;

   -спасаться от большой хищной рыбы.

   Дошкольники приступают к работе. Воспитатель помогает тем детям, которые затрудняются рисовать нетрадиционными художественными техниками.

   В конце занятия дошкольники показывают свои работы Чебурашке и объясняют, как они  рисовали. Чебурашка хвалит детей за интересные работы и обещает прийти еще в гости.

Ноябрь.

Коллективная работа с детьми дошкольного возраста.

Тема: «Покормите птиц зимой!» (рисование снегирей) 

Программное содержание: учить распознавать птиц: воробья, ворону, синицу, снегиря; расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании; воспитывать самочувствие, сопереживание детей по отношению к « братьям нашим меньшим » .

    Совершенствовать умение детей рисовать кусочком поролоновой губки – примакивать  по поверхности листа. Продолжать учить рисовать указательным пальцем, деревянной палочкой. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать интерес к природе, желание помогать зимующим птицам в холодное время года.

 Демонстрационный материал: Грамзапись с голосами птиц. На ватмане нарисовано зимнее дерево с кормушкой для птиц.

Предметные картинки с изображением птиц.

Материал для занятия: поролоновый тампон, гуашь красного и черного цвета, деревянные палочки, тряпичные салфетки.

Словарная работа: воробей, ворона, синица, снегирь, зимующие , перелетные.

Предварительная работа: создание композиции «Пичуги на кормушке». Дидактические упражнения на цветовой модели «Радуга».

 Ход занятия:

   Встреча с Красной Шапочкой

     - К нам пришла Красная Шапочка, и она расскажет о разных птицах.

   Беседа о зимующих птицах

      Красная Шапочка: А каких вы птиц знаете, ребята? (Ответы детей.)

     -Правильно. ( Выставляет карточки синицы, воробья, вороны, снегиря.) Эти птицы зимуют вместе с человеком в городе.

     -Что объединяет этих птиц? Чем они  похожи? (Ответы детей.) Да, у всех птиц есть туловище, голова, лапки, а тело покрыто перьями.

     -Чем они отличаются эти птички друг от друга?

     -Правильно, воробей маленький, ворона большая. И по окраске

Они разные: у снегиря грудка красная, у синицы желтая. Все эти птицы живут рядом с человеком, только снегирь прилетает зимой из леса, так как ему в это время нечем там кормиться. У всех птиц

в холодное время пух под перьями становится гуще. Повадки у всех птиц разные: зимой ворона любит находиться на ветках деревьев, воробьи – на ветках кустов, голуби – на карнизах жилищ. Птички сидят, нахохлившись, прячут свой клюв, лапки, распушают перышки, и так спасаются от мороза. Но им голодно.

     -А чем мы можем помочь птицам зимой? Какой корм можно для них  заготовить? ( Ответы детей.) А куда можно насыпать птичкам корм на улице? Прямо на снег во дворе или на дороге?

     -Да, кормить птиц лучше в их птичьей « столовой». Надо вешать кормушки с пшеном, хлебными корочками, крошками, салом, семечками.        

Физминутка

Ворона на березу села,

( дети, «летая» по группе , останавливаются и приседают. Опускают руки ).

Головою повертела,

( голова вправо – влево),

Для ребяток песню спела

( дети каркают: кар-кар),

И обратно улетела.

( дети «летают» по группе).

    Дети садятся за столы.

     Воспитатель: Послушайте стихотворение «Покормите птиц зимой».

Покормите птиц зимой,

                                              Пусть со всех концов

                                              К нам слетятся, как домой,

                                              Стайкой на крыльцо.

                                              Не богаты их корма!

                                              Горсть зерна нужна.

                                               Горсть зерна –

                                               И не страшна

                                               Будет им зима.

                                                Сколько гибнет их – не счесть,

                                               Видеть тяжело.

                                              А ведь в нашем сердце есть

                                               И для них тепло.

                                              Разве можно забывать!

                                               Улететь могли,

                                               А остались зимовать

                                               Заодно с людьми.

                                              Приучайте птиц в мороз

                                                К своему окну,

                                               Чтоб без песен не пришлось

                                                Нам встречать весну.              

                                                         ( А.Яшин)

  - О чем это стихотворение, ребята?

  - Да, надо заботиться о птицах, чтобы им было легче перенести холода.

   Педагог сообщает детям, что сегодня они будут рисовать птичек с ярко-красной грудкой – снегирей, которые прилетят в нашу нарисованную «столовую» на дереве.

   Педагог объясняет и показывает, как рисовать снегирей нетрадиционными техниками: возьмем поролон, обмакнем его в красную краску и способом примакивания нарисуем круг – это грудь у снегиря. Указательным пальцем нарисуем черную спинку, крылья, хвост и голову у птицы. Деревянной палочкой дорисуем клюв и лапки.

   Мой  снегирь уже прилетел в птичью « столовую»! А вы хотите, чтобы ваши снегири прилетели к кормушке? ( Да.) Но сначала с пальчиками поиграем.

Пальчиковая гимнастика на напряжение  и  расслабление пальцев.

               Наши пальчики СП

               И соединим ладошки.

               А потом как только можем

                Крепко – накрепко сожмем.

Дети сплетают пальцы, соединяют ладони и стискивают их, как можно сильнее. Потом опускают руки и  слегка трясут ими. Повторяют упражнение несколько раз.

   Дошкольники приступают к работе. Педагог оказывает небольшую помощь тем детям, которые затрудняются в выполнении работы нетрадиционными техниками.

    Вот сколько много снегирей собралось около птичьей «столовой»! Птицы кричат, щебечут! Это они благодарят вас за корм, который находится в кормушке.

    В конце занятия двое детей (по очереди) читают стихотворение поэта Ю.Кушака «Слетайтесь, пичуги!»:

                                                  Где утром к опушке

                                                  Прошел человек,

                                                  Следы заметает

                                                  До вечера снег,

                                                  Но всюду-

                                                  У еле приметной дорожки

                                                  В кормушку насыпаны

                                                  Зерна и крошки.

                                                  Слетайтесь, слетайтесь,

                                                  Лесные пичуги!

                                                  Теперь не страшны вам

                                                  Холодные вьюги,

                                                  В холодные вьюги,

                                                  В холодные вьюги

                                                  Мы помнить и думать

                                                  Должны друг о друге.

- Чем вы рисовали снегирей?

- Понравилось вам такое занятие?

Декабрь.

Интегрированное занятие с детьми среднего дошкольного возраста

Тема: «Семиголовый дракон».

 Программное содержание: активизировать в речи детей эмоционально-оценочную лексику.

    Продолжать знакомить детей с техникой печатания ладошкой. Закрепить умение работать с печаткой сделанной из  моркови. Развивать мелкую моторику руки. Воспитывать самостоятельность, аккуратность.

Демонстрационный материал: иллюстрации к сказкам

с изображением Змея Горыныча, дракона.

Материал для занятия: альбомные листы на каждого

ребенка;  гуашь  зеленого, белого, черного и красного цвета; деревянные палочки, печатки сделанные из моркови, тряпичные салфетки.

 Предварительная работа: рассматривание картинок о драконах, беседа, рамочки Монтессори для изображения голов дракона.

Ход занятия:

  Воспитатель предлагает детям рассмотреть иллюстрации к сказкам, спрашивает: «Что за чудище на картинках?».

   - Это дракон, Змей Горыныч.

   - Он злой или добрый? ( Злой. Он сжигал все на своем пути,

поедал людей, охранял вход в Кощеево царство).

   - А мы с вами сегодня познакомимся с добрым драконом, который никогда никого не обижал. Он дружил со всеми, просто очень любил покушать. Атак как у него было много голов, то

каждая голова мыслила по-своему и у каждой головы  было любимое  блюдо.

    Воспитатель  читает стихотворение В. Берестова «Дракон».

                           В дверь диетической столовой

                               Вошел дракон се  миголовый.

                               Он хором «Здравствуйте!» сказал  

                                И, улыбаясь, заказал:

- Для этой головы – пожалуйста, халвы.

                                - Для этой пасти – прочие сласти.

                                - Для этой головки – перловки.

                                - Для этой глотки – селедки.

                                - Для этой башки – пирожки,

                                - Для этой рожи – тоже.

      - Для этого личика – два сдобных куличика.

                                - Что еще? Лимонада бутылку,

                                Семь конфеток, нож и вилку.

- Как вы думаете, ребята, этот дракон был добрым или злым?                            - Почему его можно назвать вежливым? (Он говорит вежливые слова – «пожалуйста», «здравствуйте»).

   - Сколько голов было у дракона?

 Физминутка

  Сделаем зарядку, разомнемся. Под музыку вы выполняете любое

движение, но как только музыка остановиться, вы останетесь в той позе, которую я покажу на картинке.

  - Сейчас мы с вами попробуем нарисовать дракона с семью головами.

   Воспитатель объясняет и показывает нетрадиционные приемы рисования: туловище дракона рисуем ладошкой. Обмакиваем ладонь в зеленую краску и делаем отпечаток на листе бумаги. Нарисованные пальцы – это шеи дракона. А так как дракон у нас семиголовый, то остальные две шеи дорисовываем указательным пальцем. Берем в руки печатку, обмакиваем ее в зеленую краску и печатаем на шеях дракона семь голов. Рисуем пальцем хвост, лапы, глаза и пасти дракона. Деревянной палочкой подрисовываем зубы.

   Вот какой добрый получился у меня дракон!

   - А вы хотите нарисовать своего семиголового дракона?

   - Но сначала пальчики надо размять.

Гимнастика для пальчиков

Дети садятся на коврик. Пальцы правой руки по очереди «здороваются» с пальцами левой руки, похлопывая подушечками.

                                          «Здравствуй»

                                          Здравствуй, солнце золотое!

                                          Здравствуй, небо голубое!

 Здравствуй, вольный ветерок!

   Здравствуй, маленький дубок!

                                          Мы живем в родном краю,

                                          Всех я вас приветствую!

                                                       (Т. Сикачев.)

   Дошкольники приступают к работе. Воспитатель оказывает небольшую помощь тем детям, которые затрудняются в нетрадиционной технике рисования. В конце занятия воспитатель с детьми рассматривают и обсуждают  получившиеся работы.

   

Январь.

Интегрированное занятие с детьми среднего дошкольного возраста

Тема: «Морская свинка».

Программное содержание: познакомить детей с новым животным – морской свинкой. Знать существенные признаки ее внешнего вида. Воспитывать интерес и любовь к животным, желание наблюдать и ухаживать за ними.

   Продолжать учить дошкольников способу примакивания пальцев

рук к поверхности листа бумаги; получения отпечатка. Совершенствовать мелкую моторику рук. Воспитывать уверенность в своих умениях. Демонстрационный материал: морская свинка – натура.

Раздаточный материал: гуашь  в мисочках черного, белого, коричневого и красного цвета. Печатки, вырезанные из картофеля в виде яблока. Тряпичные салфетки, деревянные палочки.

Предварительная работа: беседа о животных уголка природы, рассматривание с детьми иллюстраций, дидактическая игра: «Зверье мое».

Ход занятия

  Педагог предлагает детям сидеть тихо, чтобы не спугнуть

животное, которое сейчас она принесет. Затем вносит морскую свинку и пускает ее на стол.

   - Знаете ли вы, как называется животное?

   Это животное – морская свинка.

   - Почему ее назвали морской? (предложения детей)

   Первоначальной родиной ее были жаркие страны за морем,

поэтому ее назвали морской свинкой.

  И в море не купаются,

 И нет у них щетинки,

И все же называются

        Они – морские …(свинки)

Давайте рассмотрим этого зверька.

   - Какой формы мордочка?

   - Какого цвета глаза?

   - Какой формы глаза?

   - На что они похожи? (на бусинки)

   - Какой формы уши?

  Живые движения смешные ужимки морской свинки очень забавны. Она - то моется и чистится, как кролик, то резвится, то прыгает козленком, а когда голодна или сердита – хрюкает и визжит, как маленький поросенок.

  Расскажите мне, какой формы туловище у свинки?

 - Какой длины лапки?

 - Чем покрыто тело свинки?

 - Какого цвета шерсть?

 - Какая шерсть у свинки, мягкая или нет? (гладкая, жесткая)

 - Как свинка передвигается? (быстро бегает)

  Свинка питается сеном, картофелем, морковью, капустой, репой, яблоками. Летом ей дают траву, одуванчики, салат.

  Мы с вами рассмотрели морскую свинку, много узнали о ней. Она

будет жить у нас в уголке природы. Вы будете за ней ухаживать.

Физминутка

Ровным кругом – друг за другом,

                                      Эй, ребята, не зевать!

           Что вам (назвать имя ребенка) покажет,

                                      Будем дружно выполнять.

  Дети под музыку двигаются друг за другом. Затем останавливаются и выполняют движения за ребенком, которого

назвал педагог.

  Педагог приглашает ребят пройти к столам. Сообщает, что сегодня они будут рисовать морскую свинку, которая питается  яблоком. 

  Перед вами на листе бумаги нарисован контур зверька. А так как

шерсть у нашей свинки двух цветов: белая и коричневая, то сначала

указательным пальцем, внутри контура, буду рисовать коричневые пятна на ее теле.

  Обмакну подушечку указательного пальца в коричневую краску

и рисую пятна на голове и задней части туловища свинки: приложила пальчик к листу бумаги – убрала, приложила – убрала и

т.д. Также рисую белые пятна на туловище зверька. Теперь рисую

пальчиком черные глазки и носик.

  Яблоко, которым будет питаться свинка, рисую печаткой сделанной из картофеля: обмакиваю печатку в красную краску и гладким срезом прикладываю ее к листу бумаги. Получился круглый отпечаток. Палочкой дорисую коричневую веточку у яблока. Вот как красиво у меня получилось!    

   - А вы хотите нарисовать эту замечательную морскую свинку?

  Но сначала с пальчиками поиграем.

  Пальчиковая гимнастика

В гости к пальчику большому

                                         Приходили прямо к дому

                                         Указательный и средний,

                                         Безымянный и последний –

                                         Сам мизинчик – малышок

                                         Постучался на порог.

                                         Вместе пальчики – друзья,

                                         Друг без друга нам нельзя!

  Ладони поставлены вертикально, постукивают пальцы друг о друга. Дети произносят: тук-тук-тук. Пальцы переплетаются

и сжимаются между собой.

  Дошкольники приступают к работе. Педагог оказывает помощь

тем детям, которые затрудняются в выполнении работы нетрадиционными техниками. В конце занятия задает вопросы:

  - Кого рисовали?

  - Чем рисовали?

  - Как рисовали?  

 

Февраль.

Коллективная работа с детьми среднего дошкольного возраста

Тема: «Заснеженный лес»

Программное содержание: учить детей эмоционально воспринимать и осознавать образное содержание поэтического текста. После чтения произведения учить детей отвечать на вопросы, связанные с содержанием. Закрепить знания о зимних явлениях. Развивать образность речи детей.

   Продолжать учить дошкольников рисовать поролономым

тампоном, подушечкой указательного пальца, деревянной палочкой, развивать мелкую моторику руки дошкольника. Воспитывать интерес к природе, желание отражать в рисунке эстетические эмоции и полученные представления.

Словарная работа : снегопад, метель, пурга, вьюга, снежная крупа, сугроб, застонали, засвистели, замели.

Предварительная работа: наблюдение за снегом, рассматривание снежинок, игры со снегом. Беседа о лесе, рассматривание иллюстраций с изображением хвойного леса в зимнее время года. Д/и «Деревья». Чтение стихотворения Н.И.Артюховой «Белый дед». Заучивание стихотворений о зиме,

отгадывание загадок. Прослушивание музыкальных произведений

П.И.Чайковского, А.Вивальди.

 Материал: аудиозапись музыкальных произведений П.И.Чайковского, А.Вивальди.

   Плоскостное нарисованное изображение зимнего фона; поролон,

деревянные палочки; гуашь белого, коричневого и  зеленого цвета;

тряпичные салфетки.

Ход занятия:

1.   (Дети стоят полукругом).

   -Что есть у зимы такого, что нет у другого времени года?

(Снега)

   - Как снег можно назвать по другому?

(Снежок, снежинка, снежная крупа и т.д.).

   - Когда лежит много снега, это называется…

(Сугроб)

   - Когда падает много снега, это …

(Снегопад)

  - А если ветер снег метет, это называется…

(Метель, пурга, вьюга)

  - Что может снег?

(Сыпаться, падать, таять, кружиться, танцевать)

   Покажите пальчиком в воздухе, как снег кружится, как снег

падает, как снег сыплется.

2.    (Дети садятся на стулья).

 Послушайте стихотворение «Белый дед».

(воспитатель зачитывает стихотворение)

   - Это сказочное стихотворение? (да)

   - Почему вы так думаете?

   - О чем в стихотворении рассказывается?

   - Что сделали с природой вьюги и метели?

(побуждать говорить детей словами из текста)

   

   - Можно ли их

назвать помощниками Деда Мороза?

   - Каким стало все вокруг от снега?

   - Как еще можно сказать? Каким все стало?

(Белое, снежное, нарядное, зимнее, красивое, блестящее)

Физминутка

 Дети ложатся на ковер и закрывают глаза. Педагог: «Представьте, что вы в зимнем лесу. Кругом лежат сугробы…». Включается грамзапись «Звуки леса» (1-2 мин.). Затем детям предлагается рассказать, что они представили, о чем думали?

   - Ребята, а давайте с вами нарисуем сугробы?

   А рисовать мы их будем поролоном. Сейчас я вам напомню, как

надо правильно держать поролон и рисовать им. (Показ).

Но прежде, чем вы начнете рисовать сугробы, пальчики надо размять – поиграть с ними.

Пальчиковая гимнастика

                     Раз- два- три- четыре- пять

                     Вышли пальчики гулять.

                                     Раз- два- три- четыре- пять

                                     В домик спрятались опять.

     Поочередно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке. Получился кулачок.

3.   (Дети рисуют поролоном сугробы – коллективно, стоя около рабочего места).

  - Вспомните, что не побелело в стихотворении?

(Елочка и сосна).

  - Давайте пальчиком нарисуем лес из елочек и сосен!

(Мальчики рисуют сосны, а девочки – елочки).

  - Молодцы! А сейчас нарисуйте такой снег, о котором я расскажу:

  1. Снежок порхает, кружится.

     На улице бело…

(дети пальцем рисуют редкий снег)

  1. Сыплет, сыплет снег охапками,

На дворе зима…  

(дошкольники пальцем рисуют снег гуще)

  1. Падает снежинка – легкая звезда.

     А за ней вторая, третья – без конца...

( дети палочками рисуют снежинки).

- Какая красивая получилась картина заснеженной зимы!

     Ребенок наизусть читает стихотворение И.Сурикова «Зима».

       Белый снег пушистый

       В воздухе кружится

       И на землю тихо

       Падает, ложится.

                                           И под утро снегом

                                           Поле забелело,

                                           Точно пеленою

                                           Все его одело.

                                                                        Темный лес, что шапкой

                                                                        Принакрылся чудной

                                                                        И заснул под нею

                                                                        Крепко, непробудно…

Итог занятия:

     - Что вы сегодня рисовали?

- Чем рисовали?                   

Март.

Интегрированное занятие с детьми среднего дошкольного возраста

Тема: «Гуси – лебеди»

Программное содержание: учить дошкольников понимать образное содержание и идею сказки, отвечать на вопросы педагога.

   Учить детей получать оттиск смятой бумагой. Совершенствовать

технику печатания ладошкой. Развивать мелкую моторику руки дошкольника. Воспитывать художественный вкус.  

Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Гуси – лебеди». Беседа по содержанию сказки. Лепка:

«Жили у бабуси два веселых гуся». Рассматривание иллюстраций:

«Птичий двор».

Материал для занятия: пластиковая коробочка в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью зеленого цвета. Деревянные палочки; смятая бумага; тряпичные салфетки; гуашь белого, красного и черного цвета. Плотная бумага серого цвета на каждого ребенка.

Демонстрационный материал: нарисованные на картоне

и вырезанные: избушка, ели, Баба – Яга.

 Ход занятия:

На столе избушка на курьих ножках, Баба-Яга, ели.

    Ребята, давайте поговорим о сказках.

   - Что такое сказка?

   - Какие сказки о птицах вы знаете?

   В сказочных историях не только с птицами случаются разные необыкновенные события. В волшебных сказках встречаются волшебные существа: Баба – Яга и всякие лесные чудовища.

   Помните, я вам читала сказку «Гуси – лебеди»?                                          

   - О ком рассказывается в этой сказке?

   - Как вы думаете, почему сказка называется «Гуси – лебеди?»

   - Кто они такие? (слуги, помощники Бабы – Яги).

   - Вспомните, кого девочка просила о помощи сначала, кого потом?

  - Как вы думаете, почему ни печка,  ни яблонька, ни речка не помогли девочке вначале?

  - Расскажите, что произошло в избушке Бабы – Яги?

  - Расскажите, как окончилась сказка?

  - Вы беспокоились о девочке? Почему?

  - Как бы вы назвали эту сказку по-своему?

  - Кто в этой сказке главный герой – девочка или гуси-лебеди?

  - Кого бы вы назвали хорошим героем сказки? Почему?

  - Кто в сказке злые герои? ( Баба-Яга, гуси-лебеди).

 Физминутка 

                             Ровным кругом – друг за другом,

                             Эй, ребята, не зевать!

                             Что вам (назвать имя ребенка) покажет,

                             Будем дружно выполнять.

   Дети под музыку двигаются друг за другом. Затем останавливаются и выполняют движения за ребенком, которого назвал педагог.

  (Педагог собирает дошкольников около столов).

  Я знаю, вы бы хотели нарисовать сказку «Гуси-лебеди», но рисовать мы будем сегодня только гусей-лебедей. А рисовать вы их будете ладошкой. Посмотрите, как я нарисую этих птиц: «Опускаю

в мисочку с белой гуашью всю ладонь и делаю отпечаток внутренней стороной ладони на бумаге. Пальцы при этом плотно прижаты друг к другу, большой палец смотрит строго вверх. Опускаю эту ладонь еще раз в белую гуашь и делаю еще один

отпечаток. Вот какие гуси-лебеди у меня получились! Когда отпечатки ладоней на бумаге высохнут, необходимо довести их до нужного образа – дорисовать деревянной палочкой глаза, клюв, а

указательным пальцем  - лапы гусей. Траву, по которой будут

ходить гуси-лебеди, рисуем смятой бумагой». Педагог показывает

и объясняет способ получения изображения травы: «Прижимаю смятую бумагу к штемпельной подушке с зеленой краской и наношу оттиск на бумагу».

   Но прежде чем вы приступите рисовать гусей-лебедей, пальчики надо размять.

Пальчиковая гимнастика

  Давайте изобразим гусей-лебедей: сделаем из ладоней клювик,

будем «открывать» ладошку и говорить: «га-га-га!».

  Дошкольники приступают к работе. По окончании работы педагог задает вопросы:

  - Кого вы рисовали?

  - Как рисовали?

  - Чем рисовали?

  - Понравилось вам такое необычное занятие?

Апрель.

Коллективная работа с детьми среднего дошкольного возраста

Тема: «Уж верба вся пушистая раскинулась кругом».

Программное содержание: вызвать у детей радостное ощущение от прихода весны, теплого ясного солнышка, цветения вербы. Учить изображать характерные особенности кустарника – вербы с ее пушистыми сережками, создавая в пейзаже образ, весеннего пробуждения в природе; использовать цвет как средство передачи весеннего настроения.

   Закрепить нетрадиционные техники рисования «Оттиск ладошкой», «Оттиск смятой бумагой»,  «Пальчиковая живопись». Продолжать развивать творческие способности, воображение.  Воспитывать любознательность, интерес к отражению своих впечатлений об окружающем мире.

Предварительная работа: наблюдение за весенними изменениями в природе: таяние снега, голубое небо, легкие и пушистые облака и т.д. Рассматривание куста-вербы (строение, цветы). Чтение стихотворений о вербе, весне О.Белявской, А.Фета, А.Плещеева.

Материал для занятия: гуашь разного цвета, смятая бумага, тряпичные салфетки;  плоскостное нарисованное изображение весеннего фона. Аудиозапись музыкальных произведений П.И.Чайковского, А. Вивальди.

Демонстрационный материал: букет из вербы, картина с изображением весенней поляны.

Словарная работа: пробуждение, коченеют, трепетом, проталины, пейзаж, гомоном.

Ход занятия:

   Дети сидят полукругом на ковре. Перед дошкольниками закрытая картина и букет из вербы.

  Педагог загадывает дошкольникам загадку:

                                      Тает снежок,

                                           Ожил лужок

                                           День прибывает –

                                            Когда это бывает?

                                                               (Весной).

  Вот и кончилась долгая, холодная зима. Наступила радостное для всех время – весна.

  В северной природе, после долгой зимы, пробуждение наступает медленно. Снег долго лежит на полях, коченеют на ветру деревья.

И вдруг все наполняется легким трепетом жизни, радостным гомоном птиц.

  Вот и вы на прогулке видели, что весна уже чувствуется в природе. Кругом тает снег, появились проталины, лужи. Птички повеселели. Вы слышали, как громко и весело чирикают воробьи.

С крыш свисают и капают сосульки.

  - А какое весной небо?

   Правильно. Небо ясное, голубое, чистое. Солнце светит ярче, лучи его теплые, ласковые. И все вокруг радуется этому. Деревья

и кусты тоже радуются весне, пробуждаясь от зимнего сна. А

некоторые кусты уже и цветочками покрылись. Вот посмотрите на этот букет из вербы. Педагог открывает букет из вербы. Цветы

у нее необыкновенные, они как маленькие пушистые зайчики.

  «Белые овечки, бегают по свечки» - это загадка о вербе.

                                    Уж верба вся пушистая

                                     Раскинулась кругом;

                                     Опять весна душистая

                                     Повеяло крылом.

                                     Станицей тучки носятся

                                     Теплом озарены …

                                                                                    А.Фет.

  Так нам рассказывают поэты, писатели о вербе, о весне. Как красиво, нежно обращаются они к ней. И мы рады приходу весны!

Чтобы встретится с весной, нашей вербочкой, давайте-ка мы

«отправимся» в сказочный лес, да и посмотрим, как весна там

похозяйничала.

Физминутка

 Хотя на улице уже весна, но еще прохладно. Оденемся потеплее .

Дети движениями имитируют одевание на прогулку по лесу.

  - Готовы? Сейчас я произнесу волшебные слова. Закрывайте глаза!

«По щучьему веленью ,по моему хотенью, пусть все мы очутимся в весеннем сказочном лесу». Педагог открывает картину, где нарисована весенняя поляна. Дети открывают глаза

и под мелодичную музыку рассматривают пейзаж 1-2мин.

   Ребята, посмотрите на эту большую поляну и расскажите о ней.

  - Какая она? (красивая, кругом лежит снег).

  - А много снега на этой поляне?

  - Какой снег? (рыхлый)

  - Каким цветом? ( белый, голубой, синий, серый).

   Да, в некоторых местах он действительно стал серым, темным, рыхлым.

  - А, что это там растет далеко, далеко за поляной? (деревья).    

   Правильно – это лес. В лес весна приходит позже, чем в город.

Если в городе уже появились проталины, лужи, то в лесу на полях

снег только начинает таять.

   Вот сегодня мы и постараемся нарисовать картину про весну, про пушистую вербочку. Рисовать ее мы будем ладошкой, а как рисовать – вы уже умеете! Ребенок показывает и объясняет,

как рисовать куст вербы.

 Педагог: верба – это куст. Он ниже, чем дерево. У куста из земли растет сразу несколько стволов. Они тонкие. От тонких стволов идут более тонкие веточки. На них то и сидят пушистые комочки – цветы. Ствол у вербы – коричневый, а цветы – белые или серые. Цветы мы нарисуем путем примакивания пальчика к тонким веточкам вербы. Вот так. Куст вербу можно нарисовать в луже или в сугробе.        

   Белые облака и серые проталины -  рисуем смятой бумагой вот

так: прижимаю смятую бумагу к штемпельной подушке с белой краской и наношу оттиск на верхнюю часть бумаги. Какие легкие, пушистые получились облака! Так же рисую серые проталины на нижней части бумаги, только смятую бумагу я меняю.

Пальчиковая гимнастика

                            Пара ножниц есть у нас,            

                                 Пригодятся нам не раз.

                                 Кто из нас такой отважный,

                                 Что разрежет лист бумажный?

   Дети сжимают оба кулачка, вытягивают указательные и средние пальцы, как бы образуя две пары ножниц. Затем начинают «резать» ими воображаемую бумагу. Повторяют четверостишие несколько раз.

 Дошкольники приступают к работе. Педагог договаривается с детьми, кто будет рисовать кусты вербы, кто облака, кто проталины… Педагог напоминает, что сейчас весна, значит надо использовать в рисовании теплые, радостные тона – желтоватые, зеленоватые, голубоватые.

   Дети рисуют под спокойную музыку. В течении всего занятия,

педагог советует, помогает, поощряет ребят.

   Когда весенний лес будет нарисован, проводится анализ детской работы (рассматривание верб, проталин, облаков).

   Эта картина, которую вы нарисовали, называется – пейзаж. Вы хорошо поработали! Стали настоящими художниками!   

Май.

Интегрированное занятие с детьми среднего дошкольного возраста.

Тема: «Веселые воробьи».

Программное содержание: закреплять знание детей о строении птиц.

    Продолжать дошкольников учить сочетать в рисунке сразу несколько способов нетрадиционного рисования: «Оттиск смятой бумагой», «Печатания ладошкой», «Пальчиковая живопись». Учить  радоваться полученному результату. Развивать мелкую мускулатуру ребенка. Воспитывать отзывчивость и доброту, желание отражать в рисунке эстетические эмоции и полученные представления.

Демонстрационный материал: картинки с изображением птиц.

Раздаточный материал: гуашь коричневого, черного, зеленого цвета; смятая бумага; тряпичные салфетки; деревянные палочки.

Предварительная работа: чтение стихотворений, пение песен о птицах; наблюдение за птицами во время прогулки.

Ход занятия:

Педагог читает стихотворение-загадку:

    Маленький мальчишка,                            По дворам шныряет,

    В сером армячишке                                   Крохи собирает.  

   - О какой птице идет речь в этом стихотворении-загадке? ( О воробье).

На доске (фланелеграфе) иллюстрации из серии «Городские птицы».

  - Кто это? (Дети перечисляют…)

  - Где живут эти птицы? ( В городе).

  - Как мы их назовем? (Городские).

Найдите среди птиц воробья. Посмотрите на него и расскажите:

  - Какой воробей? (Маленький, шустрый, коричневый и т.д.)

  - Как мы его ласково назовем? (Воробышек, воробьишко и т.д.)

  - Лапки у воробья,  какие? (Маленькие, малюсенькие).

  - Голова, какая? ( Маленькая, малюсенькая).     

 - Клюв, какой? ( Маленький клювик).

 - А глаза, какие? (Глазки маленькие-бусинки).

 - Какой хвост? (Малюсенький хвостик).

 - Как чирикает воробей? (Чик-чирик).

Физминутка

  Сейчас сделаем зарядку, разомнемся. Вы под музыку выполняете любое движение, но как только музыка остановится, остаетесь в той позе, которую я покажу на картинке.

  - Отдохнули?

  - Как называют детенышей воробья? (Воробьята).

  - Как называется дом у воробья? (Гнездо).

  - Когда строят гнездо птицы? ( Весной).

  - Зачем птице нужно гнездо? (Откладывают там яйца- будет потомство).  

  - Из чего строят гнезда?

  Молодцы, ребята! Давайте нашему воробью нарисуем друзей- воробьев. Мы ведь с вами уже умеем рисовать птиц!(Рассадить

детей за столы по 2-3человека).  

  В поддоне у вас – коричневая краска.

  - Как вы думаете, почему коричневая? (Воробей коричневый).

  Опускаю ладошку в поддон с коричневой краской, поднимаю  ладошку и аккуратно стряхиваю лишнюю краску (можно в поддон положить поролон, тогда лишней краски на руках не будет). Прикладываю ладошку к листу бумаги. Другой рукой легонько прижимаю мою «коричневую» ладошку. Прижала ладонь – убрала.

  - На что похож отпечаток ладони? (На туловище).  

   Правильно, голову и глаза у воробья - нарисую подушечкой указательного пальца. Обмакну пальчик в коричневую краску и  рисую маленькую, круглую головку. Обмакну пальчик в черную краску и сделаю отпечаток на голове воробья. Палочкой дорисую черные лапки.  

  - А что я еще забыла нарисовать? (Клюв).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы с детьми по теме «Ознакомление детей с творчеством художников»

Перспективный план работы с детьми по теме «Ознакомление детей с творчеством художников» ...

Конспект открытого занятия "Ходит осень по дорожкам". "Вот художник, так художник, смело в руки краски взял, осень нам нарисовал!.."

Конспект открытого занятия На тему«Ходит осень по дорожке»  Провела:воспитатель 1-ой мл. группыЗубкова Алла Гаяровна.Задачи:1.     дать элементарные представления о ...

Развлечение к недели юных художников На тему: «В гости к художнику»

Образовательная область: Познавательное развитие.Цель: Вызвать   интерес, эмоциональный отклик к изобразительному искусству.Обучающие задачи:Учить детей различать и называть цвета. Учить отг...

Мастер класс для воспитателей «техника рисования человека» с детьми 4 - 7лет «Каждый ребенок — художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста». Пабло Пикассо

Мастер класс  для воспитателей «техника рисования человека»  с  детьми 4 - 7лет«Каждый ребенок — художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста».Пабло ...

Конспект интегрированного музыкального занятия в подготовительной группе «Осень Петербурга в картинах художников из Русского музея и Эрмитажа, в картинах современных петербуржских художников» с использованием интерактивной доски.

Музыкальный руководитель Долгова А. Н.ГБДОУ детский сад №69 Приморский район город Санкт-ПетербургаИнтеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»; «Речевое развитие&r...