Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию в старшей группе "Необыкновенные птицы - пингвины"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendacii.rar389.87 КБ

Предварительный просмотр:

     . Воспитатель МБДОУ №15 «Светлячок» Морозова Лена Викторовна. Город Коломна, Московская область.

         «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».  В. А. Сухомлинский.

         На протяжении 4 лет, я работаю над проектом «Интегрированный подход к развитию познавательных и  творческих способностей детей», который плавно «перерос» в программу дополнительного образования детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет «Веселые мастерилки», по развитию художественно - творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования.

         Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая  деятельность. И я не раз убедилась в этом, рисуя с детьми и старшего дошкольного возраста и младшего дошкольного возраста.

         Я хочу поделиться некоторым наработанным материалом, который может кому-нибудь пригодится.   
         Детишки, с которыми я работаю, пока малыши. Не просто малыши, а маленькие исследователи, которые с каждым днём открывают для себя незнакомый окружающий мир. Мы любим всё красивое, ведь "Красота - спасёт мир", мы любим всё яркое, мы любим цветы, мы любим розовый цвет. Мы, любим - заниматься, играть, танцевать, и, конечно же, рисовать!  А раз мои малыши, всё любят красивое, я стараюсь одеваться со вкусом, и детей к этому приучать, особенно девочек, постаралась оформить работы эстетично в группе (из бисера, фольги, клейкой цветной бумаги).  И я считаю, что эстетический вкус детей, развивается изо дня в день. 
         А рисовать, мы любим не только стандартно, как принято в детском саду, но и рисовать нетрадиционными способами. Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.      Нетрадиционные способы рисования, соответствует методике "свободных ассоциаций", нестандартные подходы к организации занятия, вызывают у детей желание рисовать, дети становятся более раскованными, раскрепощёнными, уверенными, что их работа лучше всех. У них развивается фантазия, творческое воображение, мышление, любознательность, одарённость, продуктивность, потенциал и интуиция. 
         Следует помнить, что творческие способности, следует необходимо целенаправленно, последовательно развивать, иначе они просто угаснут.  

Творческий процесс завлекает детей, а малышей особенно! Когда на занятиях, я вижу глаза детей, которые блестят от восторга, слышу их смех, вижу, как дети рисуют, нарушая все запреты стандартного рисования, то я в восторге!  Когда - то видный педагог Е.А. Флерина писала: «Взяв кисть из банки с красной краской, нельзя её класть в другую краску, прорисовав её, её нужно положить обратно и взять кисть из другой банки, или же промыть кисть водой и вытереть, нельзя мазать стол, руки, лицо и т.п.» А я возражаю, нужно мазать, и не только пальчики, но и ладошки, носик, ступни, и тогда, наши рисунки оживут и петухи закукарекают, и ножки побегут по дорожке, и листья зашелестят на ветру, и медузы на дне океана затеют игру.  

         Я воспользовалась опытом работы своих коллег в области обучения детей рисованию. Ведь это никем не запрещается и не возбраняется. А позже переработала его, внесла свои коррективы.      Исходя из возможностей нашего дошкольного учреждения и особенностей развития наших детей, сделала свои наработки и хочу предложить вашему вниманию развернутые конспекты двух занятий по изобразительной деятельности в нетрадиционной технике рисования.

                                                   КОНСПЕКТ

ОТКРЫТОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮС ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ И РИСОВАНИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

 «НЕОБЫЧНЫЕ ПТИЦЫ – ПИНГВИНЫ», ПРОВЕДЕННОГО НА ГМО ВОСПИТАТЕЛЕЙ. Воспитатель МБДОУ №15 «Светлячок» Морозова Лена Викторовна. Город Коломна, Московская область.

         Программное содержание:

-познакомить детей с пингвинами и средой их обитания;

-расширять представление об окружающем мире;

-закреплять умение рисовать методом тычка;

-развивать познавательный интерес и творческие способности детей.

         Материал: магнитофон, телевизор, кассета с видеофильмом «Пингвины», музыкальный диск с записью инструментальной музыки, альбомный лист, жесткая кисть, гуашь: белая, черная, красная, стакан-непроливайка, иллюстрации с изображением пингвинов, мольберт, салфетка.

                                      ХОД ЗАНЯТИЯ:

   1. Приветствие:

             Здравствуй, солнце золотое,

             Здравствуй, небо голубое!

             Здравствуй, вольный ветерок,

             Здравствуй, маленький дружок!

             Мы живем в одном краю –

             Я вас всех приветствую!

   2. Целевая установка:

- Ребята, сегодня мы узнаем много интересного о необычных птицах.

   Послушайте загадку.

             Вразвалочку идет, как моряк.

             Белый галстук, черный фрак.

             В Антарктиде среди льдин

             Проводит дни свои …(пингвин)

-Покажите, как это они ходят «вразвалочку»?

-Мы с вами отправимся в холодный край, в Антарктиду.

-А, как вы думаете, где находится Антарктида?

-Давайте найдем ее на глобусе.

   3. Рассматривание глобуса. Беседа с детьми.

-Как вы думаете, что отмечено на глобусе зеленым цветом?

(земля, материки).

-А голубым цветом? (моря, океаны, реки, озера).

-А что же белым цветом отмечено на глобусе? (снег, льды).

-А как вы думаете, где находится Антарктида?

-Чем она отличается от других материков?

   4. Сюрпризный момент «перемещение в Антарктиду».

-А вы хотите побывать в Антарктиде?

Сейчас мы перенесемся с вами в Антарктиду. Садитесь поудобнее, приготовьтесь.

(Дети садятся на пол в кучку, воспитатель накрывает их волшебным снежным покрывалом, звучит музыка).

   Дети: Волшебное покрывало над нами расправь,

             И в Антарктиду нас отправь!

- Где же мы очутились?

Это какая-то неведомая земля. Оказывается, что и здесь есть жизнь.

- А кто здесь живет?

   5. Встреча с пингвиненком.

- смотрите, кто это нас встречает? Давайте с ним поздороваемся. Пингвины – птицы древние. Они живут в Антарктиде. Около Антарктиды, со стороны Африки, есть маленький островок. Он самый скалистый, покрыт льдами. Вокруг в холодном океане плавают льдины. Всюду крутые скалы, только в одном месте берег низкий – это пингвиний пляж. Зимой здесь бывает очень холодно -80 С.

   6. Рассматривание иллюстраций. Беседа с детьми об условиях жизни в Антарктиде.

- Ребята, а как вы думаете. Люди здесь живут?

- А почему?

- А бывают здесь люди? Кто это может быть? (ученые).

- Как они сюда добираются?

- Благодаря этим отважным людям, мы узнали очень много  интересного о животном мире Антарктиды.

- А теперь давайте посмотрим фильм об этих необычных птицах.

   7. Просмотр видеофильма «Пингвины».

   8. Физминутка «Пингвинята».

             Бело-черные пингвины

             Далеко видны на льдинах.

             Вот они шагают дружно,

             Для порядка это нужно.

             Оттопырили ладошки

             И попрыгали немножко.

             Крылья вверх чуть приподняли

             И быстрее побежали.

   9. Беседа с детьми по содержанию фильма. Составление рассказа по схемам.

- Пингвины звери или птицы?

- Как выглядят пингвины?

- Где находятся птенцы после рождения?

- Пингвины умеют летать?

- Чем они питаются?

- Как они высиживают яйца?

- Где воспитываются птенцы?

- Как пингвины оберегают своих птенцов в непогоду?

- Как узнают пингвины своих птенцов?

- Где они живут?

- Чем же эти птицы необычны? (не летают).

   10. Чтение стихотворения Г. Утробиной Пингвины».

- Ребята, Анечка знает стихотворение про пингвинов.

             Там, где есть снега и льдины,

             Весело живут пингвины.

             В одеяньях бело-черных,

             Неуклюже, но проворно,

             Как смешные человечки

             С льдин на льдину, как с крылечка,

             Скачут весело и живо.

             Видеть это – просто диво!

             Их походочку вразвалку

             Кто не видел – тех нам жалко.

             Развеселая картина –

             Наблюдать на льду пингвинов!

   11. Возвращение в детский сад.

 Ребята, слышите, снова зазвучала волшебная музыка. Нам пора возвращаться в детский сад. Пингвиненку так понравились вы и стихотворение, что он решил отправиться вместе с нами.

- возьмем его с собой в детский сад?

(Дети садятся. Воспитатель накрывает их волшебным снежным покрывалом).

             Волшебное покрывало

             Над нами расправь.

             Обратно домой

             Нас отправь.

- Вот и оказались мы с вами в детском саду.

-Где же мы с вами побывали?

- Кого мы там увидели?

   12. Целевая установка на рисование.

- Ребята, пингвиненок прилетел вместе с нами. Но, смотрите что-то он загрустил. Наверно ему одиноко без друзей. Давайте нарисуем их. Садитесь на свои места.

   13. Рисование методом тычка.

- Давайте вспомним с вами, как надо рисовать пингвина.

- Голова у него какая? (круглая).

- Тело у него какое? (овальное).

- Крылья какие? (как листочки).

- Лапки какие? (как у гусей или уток).

- А теперь сядьте правильно, расправьте спинки, ножки поставьте ровно, чтобы было удобно рисовать.

- А теперь давайте вспомним, как надо работать с кисточкой.

             Кисточку возьмем вот так:

             Это трудно? Нет, пустяк.

             Вверх – вниз, вправо – влево

             Гордо словно королева,

             Кисточка пошла тычком,

             Застучала «каблучком».

             А потом по кругу ходит,

             Как девица в хороводе.

             Вы устали? Отдохнем

             И опять стучать начнем.

             Мы рисуем: раз, раз…

             Все получится у нас.

(Звучит музыка. Дети самостоятельно рисуют на альбомном листе. В начале дети закрашивают легкими тычками белым цветом туловище, снег и льдины).

   14. Пальчиковая гимнастика.

             Рисовали снежный ком

             Крылья сделаем потом.

             Вместо глаз –

             Угольки нашлись у нас.

             Пингвиненок как живой:

             И с хвостом, и с головой.

             Ты за крылья не тяни –

             Черно-белые они!

(После паузы, дети рисуют легкими тычками черным цветом остальные части туловища. Тонкой кистью рисуют глаза, клюв, лапы).

   15. Подведение итогов. Анализ детских работ.

(рисунки развешиваются на мольберте).

- Давайте посмотрим, какие рисунки получились у вас. _ Какой пингвиненок получился у Ани, Даши?

(задумчивый, забавный, веселый)

- Ребята, посмотрите, как понравились ваши рисунки пингвиненку. Давайте подарим ему еще нашу веселую песенку.

   16. Исполнение песни М. Протасовой «Пингвины».

   17. Сюрпризный момент.

- За нашу песенку, пингвиненок решил сделать нам подарок. Из Антарктиды он привез сладкие снежки и решил всех угостить ими, перед тем как уехать к себе домой. А еще он хочет угостить и наших гостей за то, что они были такими добрыми и внимательными зрителями.

(Ребята поблагодарили пингвиненка, попрощались и ушли в группу).

ЛИТЕРАТУРА

Беда Г.В. «Основы изобразительной грамоты» - М.: Просвещение, 1981г.

Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М.: Просвещение, 1988г.

Гусарова Н.Н. «Техника изонити для дошкольников» - СПб.: Детство Пресс, 2000г.

Давыдова М.А. «Музыкальное воспитание в детском саду» - Москва «Вако» 2006г.

«Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников» под ред. Венгера Л.А. – М.: просвещение, 1978г.

«Живопись. Уроки изобразительного искусства» сост. Шитов Л., Ларионов В.Н. – М.: Просвещение, 1955г.

«Изобразительное искусство в школе» под ред. Колокольникова В.В. – М.: Просвещение, 1975г.

Изманов А.С. «Юным любителям кисти и резца» - М.: Просвещение, 1975г.

Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста» - М.: Творческий центр СФЕРА, 2004г.

Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. «Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. Красота. Радость. Творчество» - М.: Педагогическое общество России, 2000г.

Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду» - М.: Педагогика, 1990г.

Косминская В.Б., Халезова Н.Б. «Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей» - М.: Просвещение, 1981г.

Кузина В.С. «Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах» - М.: Просвещение, 1984г.

«Мир детства: Младший школьник» сост. Захарова А.В., Слободчиков В.И. – М.: Педагогика, 1981г.

Мухина В.С. «Психология дошкольника» М.: Педагогика, 1975г.

Пантелеев Г.Н., Максимов Ю.В., Пантелеева Л.В. «Декоративное искусство детям» - М.: Просвещение, 1976г.

Пилюгина Э.Г. «Занятия по сенсорному воспитанию» - М.: Просвещение, 1983г.

Полуянов Ю.А. «Дети рисуют» - М.: Педагогика, 1988г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром (экология), рисованию и музыке. Тема: «Удивительное рядом с нами» (Еж обыкновенный).

На занятии уточняются знания детей о жизни ежей в природе, об особенностях внешнего  вида и поведения, об особенностях питания, передвижения, защиты. Художественное слово вызывает эмоциональный о...

конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию "Караван пустыни"

Цель нашего занятия - научить детей отражать в рисунке представление о пустыне и ее обитателях .Достигали цели путем решения следующих задач:вызвать интерес к рисованию каравана верблюдов на бумаге; у...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию в средней группе. Тема: «Рыжая сестрица - хитрая лисица"

( Образовательные области : ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ, ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ)...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию в средней группе «Насекомые»

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию в средней группе «Насекомые»...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию. «Дымковская лошадка».

дымковские игрушки (для демонстрации);бумажные силуэты лошадки;гуашь, ватные палочки.Предварительная работа: беседы о дымковской игрушке, об особенностях узора, цветосочетании рассматривание изделий д...