Конспект комплексного занятия по рисованию и ознакомлению с окружающим миром. Тема: "Рыбки в аквариуме" (пластилинография)
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) по теме

Морозова Татьяна Владимировна

Тема: "Рыбки в аквариуме" (для детей средней и старшей группы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rybki_v_akvariume.docx25.72 КБ

Предварительный просмотр:

         КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РИСОВАНИЮ

               И ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

Для детей средней и старшей группы (разновозрастная группа)

                               ТЕМА: «РЫБКИ В АКВАРИУМЕ» (пластилинография)

Выполнила: Морозова Татьяна Владимировна

Воспитатель  МКДОУ детский сад №3 «Искорка».

С. Дединово.

Непосредственно образовательная деятельность – рисование.

Образовательные области: Познание. Коммуникация. Художественное творчество. Музыка.

Цель занятия (средняя группа):

Закрепить представление детей об аквариуме как месте обитания рыб (в аквариуме чистая вода, песок, камни, есть растения, улитки). Определить его месторасположение (необходимость света).

Цель занятия (старшая группа):

Закрепить знание о том, что рыбы бывают разные по величине, окраске, форме тела, строению плавников и т.д. Учить детей выделять признаки различия и сходства между рыбами. Путём сравнения подвести детей к выводу о том, чем похожи все рыбы: местом обитания, кожными покровами, наличием плавников.

Цель занятия (для всех подгрупп).

Уточнить и расширить знания детей о подводном мире, о многообразии его обитателей.

Учить создавать выразительный и интересный сюжет в полуобъёме, используя нетрадиционную технику исполнения работы – рисование пластилином.

Совершенствовать технические и изобразительные навыки, умения. Использовать в работе различный по содержанию и структуре бросовый материал.

Развивать детское творчество при создании и реализации замысла, как источник, доставляющий радость ребёнку и всем окружающим людям.

Материал для занятия: (старшая группа)

- картон синего или голубого цвета,

- набор пластилина,

- арбузные семечки,

- футляры от таблеток,

- бусинки чёрного цвета,

- ракушки, фасоль,

- простой карандаш,

- стека,

- салфетка для рук.

Материал для занятия: (средняя группа)

- картон синего или голубого цвета с заранее вылепленным дном и нарисованными простым карандашом контурами рыб и водорослей (сделано на предыдущем занятии),

- набор пластилина,

- арбузные семечки,

- ракушки,

- стека,

- салфетки для рук.

Предварительная работа: (средняя группа)

«Знакомство с аквариумом» (ознакомление с окружающим)

«Наблюдение за рыбкой» (ознакомление с окружающим)

«Разные рыбки» (лепка)

«Рыбка» (аппликация из бумаги)

«Мои любимые рыбки» (восковые мелки и акварель)

Предварительная работа: (старшая группа)

«Наблюдение за живородящими рыбками и их мальками» (ознакомление с окружающим)

«Разноцветные рыбки» (аппликация из бумаги)

«Рыбка» (техника оригами)

«Тайна подводного царства» (рисование по сырой бумаге)

Ход  занятия

Организационная часть

По боковой стороне стены стоят два стола, на них лежат разрезанные картинки рыб на каждого ребёнка. На стене висит нарисованный аквариум с рыбками. В углу стоит сундучок.

– Ребятки, а вы видели, какой у нас тут сундучок стоит? Его достали со дна реки, он хоть и старенький, но необычный, он сказочный.

 - Послушайте, а из нашего сундучка со сказками кто-то стучится!

 - Давайте посмотрим, кто же сегодня к нам в гости из сказки пришёл?

Открываем сундучок и достаём оттуда дедушку и золотую рыбку (игрушки).

- Ребятки, как вы думаете из какой сказки эти персонажи?

Дети. Из «Сказки о рыбаке и рыбке».

- Ребятки, а какую рыбку поймал дедушка?

Дети. Золотую.

-А дедушка у меня  спрашивает, хотели бы вы поймать свою рыбку?

Дети. Да.

- Ну что ж тогда давайте подойдём к столам и попробуем из наших картинок составить свою рыбку, непохожую на другие.

В то время как дети собирают картинки, звучит спокойная мелодичная музыка, шум прибоя, крики чаек.

- Посмотрите, ребятки, какие у вас красивые, яркие получились рыбки!

- А кто знает, где рыбы обитают?

Дети. В море, в океане, в реке, в озере, в аквариуме.

- Правильно ребятки, так же как и мы не можем жить без воздуха, так и рыбы не могут жить без воды, это их дом.

Далее предлагаем детям сесть на стульчики напротив нарисованного аквариума.

- Посмотрите на наш нарисованный аквариум – это целый подводный мир.

- Ребятки, скажите, а чем покрыто дно аквариума?

Дети.   Дно аквариума покрыто песком.

- А что ещё вы видите на дне аквариума?

Дети. Водоросли, камни, ракушки, улитки.

- А для чего нужны водоросли в аквариуме?

Дети. Водорослями рыбы питаются и ещё водоросли выделяют кислород, которым рыбы дышат.

- А как вы думаете, где лучше поставить аквариум, на свету или в теньке?

Дети.  Аквариум должен быть хорошо освещён, свет нужен для роста подводных растений.

- Вот послушайте, стихотворение, про дом для рыбок.

Есть прозрачный чудо - дом,

Днём и ночью рыбы в нём

Вместо воздуха – вода,

Рыбам без неё нельзя.

Там ракушки и улитки,

А растения как нитки,

Из песка они растут,

Водорослями их зовут.

Рыбки плавают по кругу,

Улыбаются друг другу.

Смотрят рыбы сквозь стекло,

Им уютно и тепло.

Ведь аквариум морской

Для рыбёшек -  дом родной.

- Ребятки, а в нашем аквариуме все рыбки одинаковые?

Дети. Нет.

- А чем они отличаются?

Дети. Они отличаются формой тела и цветом.

- Правильно, молодцы!

- А давайте вспомним название знакомых нам рыбок.

Дети. Вуалехвост, телескоп, меченосец, золотая рыбка, гуппии.

- Чем отличаются золотая рыбка и меченосец?

Дети. У золотой рыбки тело овальное, хвост крупный и свисает вниз, она красного цвета с жёлтыми пятнами, а меченосец имеет вытянутое тело и хвост у него в виде меча. Меченосец красного цвета, а хвост тёмный.

- А что общего имеют все рыбы?

Дети. У рыб есть голова, туловище, хвост и плавники.

- А чем покрыто тело рыб?

Дети. Тело рыб покрыто чешуёй.

- А зачем она им?

Дети. Она защищает тело рыбы от повреждений.

- Правильно, когда рыба проплывает по дну, она может пораниться об острые камни, а чешуя защищает тело рыбки.

- А вы хотели бы прямо сейчас оказаться на речке или озере и поплавать?

Физкультурная пауза

 Мы плывём по тёплой речке,                Плавательные движения руками.

Тихо плещется вода.

В небе тучки, как овечки,                        Потягивания – руки вверх и в стороны

Разбежались кто куда.    

Мы из речки вылезаем,                            Ходьба на месте.

Чтоб обсохнуть, погуляем.

А теперь глубокий вдох,                          Дети садятся за столы

И садимся на песок.

Практическая часть

П. Сегодня, дети, мы с вами сделаем панно с водными обитателями. Всю композицию, раскрасим при помощи разноцветного пластилина и в ходе работы, будем использовать разный материал для оформления подводного мира, который вы видите у себя на столах. Но прежде чем приступить к работе, давай те вспомним, что нам нужно прежде всего сделать.

                      Этапы выполнения работы

Составляем композицию будущего рисунка. Нам необходимо нарисовать простым карандашом контур всех объектов картинки: силуэты рыб – овальное туловище, треугольные плавники и хвост, наметить линией зону дна в водоёме внизу картона и от этой линии вверх нарисовать веточки водорослей.

Оформление глаз у рыб. Напомнить детям старшей группы, что им для оформления глаза понадобиться футляр от таблетки, который нужно будет приложить к тому месту, где будет глаз у рыбки. Далее взять бусинку и положить её под этот футлярчик. Из пластилина скатать колбаску, обернуть её вокруг футляра, размять пластилин вокруг него, чтобы закрепить глаз рыбы.

Оформление туловища у рыбы. Далее заполняем всё туловище рыбки пластилином, который вам понравился, размазывая его тонким слоем до границ нарисованного контура. Дети средней группы сразу приступают к оформлению туловища, заполняют туловище рыбки пластилином и только потом прикладывают бусинки вместо глаз.  Пластилином другого цвета оформляем хвост и плавники, выделяем рот у рыбы. Стекой нарисуем полоски на плавниках и хвосте рыбы, определим линией границу головы.

Для того, чтобы оформить туловище рыбки чешуйками, нужно выложить арбузные семечки плотно друг к другу рядами по туловищу рыбы, начиная от хвоста, заострённой стороной в направлении головы.

- Что мы будем делать после того, как рыбки будут готовы?

5. Оформление дна «водоёма» (Водоём и водоросли делаем заранее, на предыдущем занятии). Берём жёлтый или коричневый пластилин. Размазать его тонким слоем внизу картона, где будет дно у водоёма. Слегка вдавливаем в «песок» ракушки.

6. Изображение водорослей. Раскатываем тонкие колбаски из зелёного пластилина, выкладываем ими водоросли, слегка прижимаем к картону, чем тоньше будут колбаски, тем изящнее получатся подводные растения.

После того как дети вместе с воспитателем вспомнят все этапы выполнения работы, включаем спокойную музыку и дети приступают к выполнению композиции.

Физкультурная пауза.

Над волнами чайки кружат,                     Дети машут руками словно крыльями         Полетим над ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем – мы с тобою!

Мы теперь плывём по морю                    Дети делают плавательные движения  

 И резвимся на просторе.                           руками      

Веселее загребай

И дельфинов догоняй.

                                                     

Заключительная часть.

Педагог даёт положительную оценку работам в целом и отмечает детей, которые проявили творчество, дополнили содержание работы изображением улиток, морских звёзд и т.п.

       Звучит музыка и в зал входит дедушка.

- Ой, ребятки, посмотрите, а это наш дедушка из сундучка!

Дедушка. Здравствуйте ребятки! Какие вы все молодцы, каких красивых рыбок сделали и больших, и маленьких, какие они у вас все яркие, разноцветные. А сейчас давайте положим ваши работы на стол. Посмотрите, какое у вас получилось большое море, и как  много в нём рыбы. Вам нравится? Молодцы ребятки, хорошо поработали, а за это я вам подарю книгу с морскими обитателями, которую вы все вместе посмотрите в группе.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комбинированного занятия по ФЭМП и ознакомлению с окружающим миром на тему: Число 5. Порядковый счет до 5 на основе лексической темы «Домашние птицы».

Особенности формирования математических представлений  у дошкольников с ограниченными  возможностями здоровья  в процессе игровой деятельности.Конспект  комбинированного заня...

Конспект интегрированного занятия "Развитие речи через ознакомление с окружающим миром" "В гостях у Ириски"

Одна из основных задач занятий по развитию речи через ознакомление с окружающим миром-создание условий для получения ребенком целостного представления о мире,возможностей для максимального творческого...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе ознакомление с окружающим миром и конструирование на тему: "День Космонавтики"

Это интегрированное занятие для детей старшей группы детского сада. Цель занятия: расширить представления детей о космических полетах,  закрепить знания детей о том, что первым космонавтом был Юр...

Конспект комплексной организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и рисованию во 2 мл. гр.

Конспект комплексной организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и рисованию во 2 мл. гр....

Конспект комплексного занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим, обеспечением безопасности жизнедеятельности по теме «Добрый и злой огонь»

·        Дать представление о роли огня в жизни человека;·        Уточнить знания детей о правилах пожарной безопасности, о первич...

Занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром. Тема. «Рыбки»

.Формировать словарь по теме. Учить пользоваться облегченными словами. Учить понимать вопросы, отвечать на них.2.Развивать артикуляционный аппарат.3.Продолжать обогащать опыт детей при действии с пред...