Опыт работы Тема: Предметное рисование как средство развития изобразительных умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста. Опыт работы
методическая разработка по рисованию (младшая группа) по теме

Видуто Елена Алексеевна

Материал по 1 - 2 младшей группе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon предметное рисование166.3 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы

Тема: Предметное рисование как средство развития изобразительных умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста.                                          

                                                   

                                                 

                                     МДОУ Центр развития

                                                 Детский сад  № 155 "Светлячок"          

                                                 Воспитатель:

                                                  Видуто Елена Алексеевна

г. Брянск

2010 год.

Содержание:

1. Актуальность темы.                                                          

2. Опыт работы                                                                  

3. Методические рекомендации

4. Диагностика

5. Перспективное планирование

6.Консультация для педагогов: «Предметное рисование как средство развития изобразительных умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста»                                    

7.Родительское собрание на тему: «Как научить ребенка рисовать?» (консультация для родителей)

8. Дидактические игры, пальчиковая гимнастика

9. Конспекты занятий 1,2 младшей группы

10. Литература

  1. Актуальность темы.

Дети дошкольного возраста не могут в полной мере овладеть способами реалистического изображения действительности. Нельзя не учитывать тех трудностей, которые возникают перед ними в решении изобразительных задач, в частности в передаче окраски предмета, в соблюдении правильных пропорций и пр. Естественно, что обучение детей дошкольного возраста должно ограничиваться решением лишь наиболее простых изобразительных задач, таких как предметное рисование. Однако ребенок непрерывно растет и развивается, его способности формируются под воздействием воспитания и обучения, и задача педагога — заботиться о подведении детей к более правдивому отображению действительности.

       Для достижения сходства рисунка с тем, что стремится передать ребенок, в изображении должны быть отражены форма предмета, его величина, строение, цвет, положение в пространстве.

ФОРМА

       Основным свойством, позволяющим установить сходство изображаемых предметов с действительными, является форма. Передачей этого свойства дети овладевают постепенно.

       Требования к точности передачи формы от одной возрастной группы к другой усложняются. Прежде всего, дети учатся изображать предметы округлой и прямоугольной формы. При этом они еще не отличают предметов круглой формы от предметов удлиненно-округлых, овальных, а прямоугольных от квадратных, т. е. они передают форму приблизительно.

       Формообразующие движения в изобразительной деятельности развиваются одновременно и во взаимосвязи со зрительным восприятием. Чем лучше научаются дети контролировать свои движения взглядом, тем отчетливее и точнее они передают форму предметов. Первые изображения упрощены, обобщены. Это определяется слабостью аналитического восприятия, а также ограниченностью движений рук. Детям проще передать предметы, близкие по форме к геометрическим фигурам — кругу, квадрату, прямоугольнику, геометрическим телам — шару, кубу, цилиндру. Так, например, мячик имеет форму шара, яблоко тоже по форме близко к нему, лопатка по форме напоминает прямоугольник. Все это предметы, состоящие из одной части и небольшого количества деталей (черенок у яблока, палочка у флажка). В их оценке может применяться лишь первоначальный критерий — узнавание предмета. Для этого должны наличествовать основные части и приблизительно правильно изображенная форма — округлая, прямоугольная и пр.

       Далее знакомство с формами и умение передавать в рисунке расширяются. Дети приобретают умение различать большее количество форм, а также определять разницу пропорций: рисовать предметы более узкие и широкие, более длинные и короткие. Предметы, которые предлагается изображать детям, значительно отличаются по форме от простых геометрических фигур (круга, квадрата, треугольника), и дети передают это отличие.

ВЕЛИЧИНА

       Одним из важных средств реалистического, выразительного изображения является передача величинных отношений частей в предмете и их частей между собой. Этому дети учатся, начиная со второй младшей группы, различая вначале только большой и маленький. Они рисуют маленькие и большие кружочки, ягодки и яблоки, передавая различия в величине одинаковых по форме частей. В последующих группах это умение все более и более усложняется: от детей уже требуется передача отношений частей по величине, соотношение по величине разных изображений в сюжетах, композициях, в рисунке. Решение этой задачи связано с развитием движений рук ребенка, глазомера, координации движений руки и глаза в процессе создания изображения.

       Педагогу следует помнить, что передача двух разных по величине предметов: большого и маленького — удается без особого труда, правда, это касается простых одночастных предметов. Сложнее передать тонкие градации: большой, маленький, еще меньше. Здесь требуется более точное движение и пристальный зрительный контроль за движением руки. Еще труднее передать пропорциональные отношения — насколько один предмет больше другого. Это доступно лишь детям старшего дошкольного возраста. Подбирая соответствующую тематику детских работ и организуя восприятие величинных отношений, воспитатель постепенно вооружает детей умением отражать эти отношения в рисунках.

СОСТОВНЫЕ ЧАСТИ (СТРОЕНИЕ)

       Уже в программе второй младшей группы имеется требование научить детей вычленять составные части предмета и передавать их в рисунке.Таким образом, дети подводятся к передаче строения предмета. Части в предмете могут быть одинаковыми и разными по величине, по форме; они расположены известным образом по отношению друг к другу — одни выше, другие под ними и т. д. Вначале,  надо выбирать для изображения предметы, наиболее простые,  как по общей форме, так и по форме частей, по окраске, по строению, с равномерно расположенными, сходными по форме частями. Относительная простота и сложность предмета для изображения зависят также от характера расположения частей, от строения предмета: части могут быть расположены в простом чередовании, симметрично или в сложном чередовании, несимметрично.

       Чтобы дети могли передать строение предмета из нескольких частей, надо их знакомить с обозначением пространственных отношений — выше, ниже, внизу, слева и т. д.

      Первые изображения цветка, дерева, которые могут дать дети, подчеркнуто симметричны: ветки дерева отходят от ствола вправо и влево на одинаковом расстоянии, у цветка лепестки равномерно расположены вокруг середины, а листья в правильном чередовании — по стеблю. От упрощенной передачи формы и строения предметов дети постепенно переводятся к более точной и полной, к изображению характерных различий предметов по форме и строению.

       Дети дошкольного возраста могут передать форму предмета в рисунке лишь плоско, изображая его с какой-либо одной стороны. Так, у дома рисуется передняя стена и вид крыши спереди; стул, стол рисуются так, как они видны сбоку. Существенным является такой выбор положения предмета по отношению к рисующему, в котором можно его изобразить наиболее полно и правильно без объема, плоско. При таком способе изображения неизбежно допускается некоторая условность в расположении частей. Когда мы смотрим, например, на комнатное растение в горшке, то видим, что одни ветки и листья находятся за другими и частично ими загорожены. При плоскостном изображении загораживание одних частей другими не передается, так как все части изображаются в одной плоскости, а не в пространстве.

ПРОПОРЦИИ

      Без передачи пропорций, т. е. правильного отношения частей в предмете по величине, форме и положению, не может быть правдивого изображения. Определение отношений дается детям дошкольного возраста с большим трудом. Эту способность следует развивать постепенно, с первых шагов обучения изобразительной деятельности.

Передача характерной формы и строения требует выражения пропорциональных отношений и внутри каждой части, и в строении предмета в целом. Такое требование выдвигается в программе для детей после 5 лет. При изображении предметов, состоящих из нескольких частей, необходима более сложная аналитическая работа мысли — сравнение, сопоставление, учет относительной величины частей, установление различия их формы, окраски. Эта способность развивается у детей дошкольного возраста постепенно.

       В отношении формы и строения предметов мы ведем детей от передачи основного, определяющего к передаче деталей, от обобщенного изображения к более расчлененному, к передаче признаков, характеризующих видовые и индивидуальные свойства предметов.

ЦВЕТ

      Цвет, в особенности сильный, интенсивный, возбуждает положительные чувства детей, радует их. Но многие дети без специального побуждения не используют цветового разнообразия материалов: они могут весь рисунок выполнить карандашом или краской одного цвета. По предложению взрослого они охотно берут карандаш другого цвета, однако вновь взятым карандашом могут рисовать до конца, не меняя его. Лишь постепенно под воздействием педагога дети начинают замечать цветовое богатство окружающего их мира, у них появляется желание передать это в рисунке.

      Начиная со второй младшей группы, в программе ставится задача учить детей передавать цвет как признак предмета. В первую очередь это цвет природных предметов и явлений, имеющий относительное постоянство. Так, рисуя елочку, дети 3 лет используют зеленую краску. Цвет характеризует елку, отличает ее от всех лиственных деревьев зимой. Изображая зимнюю картинку, дети передают белый цвет снега, вылепленных из него комочков, снеговика.

      Но множество других предметов не имеет одного характерного для них цвета: таковы дома, машины, корабли. Цветы, бабочки, птицы могут быть разнообразной расцветки. Только постепенно дети знакомятся с различными видами растений и животных и узнают их характерную окраску. Рисунки и аппликации детей подготовительной к школе группы уже не только радостны и ярки по цвету, но и реалистичны: по расцветке угадывается в них березка, тюльпан, василек, синичка, снегирь. Цвет используется и как средство выразительности.

       Уже начиная с 3 лет, дети знакомятся с некоторыми оттенками цвета: синий — голубой, красный — розовый. Постепенно эти знания расширяются, дети узнают большое количество оттенков. В подготовительной группе детей учат самих составлять оттенки цвета и получать новые цвета, смешивая краски.

       Дети узнают также, что цвет предметов может изменяться в зависимости от изменения условий: незрелая ягода зеленая, а зрелая — красная; весенняя листва светло-зеленая, летняя - густо-зеленая; осенью листья на одних деревьях желтеют, на других краснеют, а у некоторых, как у клена, приобретают все оттенки: от светло-желтого до темно-красного; небо изменяет цвет в зависимости от погоды, при заходе солнца, так же меняется цвет воды в озере, в реке, в море. Человек по своему желанию меняет цвет предметов, которые он создает: заново покрасили дом или забор, сделали ремонт в помещении детского сада, постелили ковровую дорожку другого цвета. Дети отмечают все эти изменения в окружающей обстановке.

Так постепенно обогащаются цветовые представления детей, и это находит отражение в их изобразительной деятельности. Успешное овладение изобразительной деятельностью требует не только знания форм и цветов, но и соотнесения их с общепринятыми эталонами формы (геометрические фигуры) и цвета (цветовой спектр). Дети, не умея отличить квадрат от треугольника и назвать их, не могут определить форму предмета и назвать ее. Не зная названий цветов и оттенков, не умея различать их, дети не могут определить и цвет предмета, его окраску.

    Для обучения изобразительной деятельности должна использоваться правильная и разнообразная методика.


2. Опыт работы.

В работе по обучению детей 1-2 младших групп предметному рисованию мы руководствуемся программой «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М.А Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.

Целью данной работы является обучение детей младшего дошкольного возраста предметному рисованию, как средству развития изобразительных умений и навыков.

Основные задачи:

1. Учить передавать в рисунке красоту окружающих предметов и природы.

2.Учить детей правильно держать карандаш, фломастер, кисть, не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы. Добиваться свободного движения руки с карандашом и кистью во время рисования; учить набирать краску на кисть: аккуратно обмакивать ее всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю каплю о край баночки легким прикосновением ворса, хорошо промывать кисть, прежде чем набрать краску другого цвета; приучать осушать кисть о тряпку или салфетку.

3. Учить различать и называть цвета и оттенки;

4.Учить детей рисовать простые предметы; подводить к изображению предметов разной формы (круг, овал, квадрат, прямоугольник).

   

По данной работе в начале учебного года, в первой младшей группой, мной, воспитателем Видуто Еленой Алексеевной, была проведена диагностика по рисованию. Проведя диагностику, получила следующие данные:

91%  - не справляются

9% - справляются с помощью взрослого

0% - справляются в полной мере

   

   Исходя из этого, ставлю следующие задачи на учебный год:

  1. Учить различать и называть  основные цвета.
  2. Учить различать предметы по форме и величине.
  3. Продолжать учить проводить прямые линии.
  4. Учить детей рисовать предметы округлой формы.
  5. Учить дорисовывать части готового изображения.
  6. Побуждать детей задумываться над тем, что они нарисовали, обращать внимание детей на получившиеся линии и конфигурации.
  7. Учить правильно пользоваться карандашом, кисточкой и красками.

Для осуществления данных задач, составила перспективный план на год.

   

На конец учебного года диагностика показала следующие данные;

   

0%  - не справляются

78% - справляются с помощью взрослого

22% - справляются в полной мере

Исходя из этого, следует отметить рост детей за год. Поставленные задачи в полной мере были решены.

В начале учебного года, во второй младшей группе, мной, воспитателем Видуто Еленой Алексеевной, была проведена очередная диагностика по рисованию. Проведя диагностику, получила следующие данные:

88%  - не справляются

22% - справляются с помощью взрослого

0% - справляются в полной мере

   Исходя из этого, ставлю следующие задачи на учебный год:

1.Учить различать и называть  основные цвета и оттенки; выбирать цвета реальной окраски предмета.

2.Совершенствовать навыки работы карандашом и кистью.

3. Учить детей рисовать предметы округлой, прямоугольной, квадратной, треугольной формы.

4.Учить формообразующим движениям для изображения округлой, прямоугольной, квадратной, треугольной формы.

5.Учить рисовать простые предметы и подводить к изображению сложных предметов.

6. Учить дорисовывать части готового изображения, дополнять рисунок деталями; развивать творчество.

7. Совершенствовать навыки работы с карандашом, кисточкой и красками.

Для осуществления данных задач, составила перспективный план на год.

К концу второго полугодия диагностический срез показал следующие результаты:

0%  - не справляются

61% - справляются с помощью взрослого

39% - справляются в полной мере


3.Методические рекомендации

Первая младшая группа

  1. На первом этапе важно правильно научить малыша пользоваться карандашом или кистью. Наиболее эффективный прием — пассивные движения, когда ребенок действует не самостоятельно, а с помощью: педагог вкладывает в пальцы малыша карандаш и производит рисовальные движения вместе с рукой ребенка.
  2. Мышцы ребенка еще очень слабы, особенно мышцы-разгибате ли. Вот почему очень скоро после начала занятия многие дети начи нают склоняться ниже над столом. Педагог должен поправить позу. И не только на этом занятии, но и на последующих он следит, чтобы дети сохраняли за столом правильную позу.
  3. В ходе занятия воспитатель следит за движениями руки и исправ ляет тех детей, кто держит карандаш неправильно. Не следует ограничиваться словесными замечаниями, а показать правильное положение практически. В процессе занятия надо чаще обращать внимание на то, как дети держат карандаш, и поправлять при необходимости, чтобы не закреплялись неправильные навыки.
  4. Если кто-то из малышей не привык к режиму детского сада и какое-то время отказывается выполнять задание, воспитатель к этому относится спокойно, никого не упрекая.
  5. Чтобы заинтересовать детей занятием, чтобы развить координацию руки, обучить их правильно наносить определенные линии на бумагу, воспитатель может пронести игру: в воздухе с помощью карандаша наносятся  линии. Сперва более простые (дугообразные, взад - перед,) затем более сложные (вращение на одном месте — клубки). Изобразительные движения педагог проговаривает равно мерно: «Туда-сюда», «Вверх-вниз», «Дым идет, дым идет!» и т. д. Такой прием дает возможность детям связывать образ предмета с изобразительным движением. Если игра проводится весело, дети по своей инициативе охотно возьмутся за карандаши. Они не только будут повторять движения, но и запомнят словесные определения штрихов: «Дым валит», «Дождь капает», «Снег идет», «Огонек горит».
  6.  Для того чтобы заинтересовать ребенка, вызвать желание заниматься, педагогу необходимо проявить чуткое, внимательное отношение, вовремя подбодрить.
  7. Цвет бумаги зависит от содержания задания. Так, нарисовать (карандашами или красками) яркое солнышко, светящее в окошко, дети смогут интереснее и выразительнее, если дать им бумагу (око шечки) серого или синего цвета. На этом фоне солнышко (оранже вое пятно) будет ярче светить.
  8. Для большего эмоционального воздействия можно прочесть знакомое детям четверостишие:

Смотрит солнышко в окошко, светит в нашу комнатку. Мы захлопаем в ладошки: Очень рады солнышку.

И словесно сопровождать показ изображения:

Нарисуем желтый круг. Много палочек вокруг — Это солнышко сияет...

  1. Чтобы активизировать детей, целесообразно перед занятием попросить ребенка подойти к мольберту и показать, как он будет рисовать солнышко, листочки (этот прием можно повторить несколько раз).
  2.  Эффективно так же проводить занятия в сотворчестве педагога с детьми. Воспитатель рисует, например, на большом листе елочку или дом, а дети затем «зажигают» на ее ветках и в окнах дома яркие огоньки (рисуют мазками оранжевого, желтого цветов и т. д.). В конце занятия можно предложить детям, скажем, рас смотреть, какие яркие огоньки зажглись. Такие занятия целесообразно проводить с небольшой группой (5—6 детей).
  3.  В течение года воспитатель предлагает детям рисовать по соб ственному желанию. Он обращает внимание на случайно полученные изображения, отмечает выразительность этих рисунков. В детских рисунках напрасно искать сходство с отдельными предметами окружающей действительности. Только постепенно, когда дети начинают произвольно повторять случайно полученное изображе ние, можно спросить у малыша, что нарисовано, предложить ему изобразить что-либо новое.
  4.  С детьми 2,5 лет можно проводить отдельные занятия по типу игры «Угадай, что нарисовано». Детям дают для рассматривания рисунки, и они рассказывают, что нарисовано (солнышко, домик, флажки и т. д.). Если дети затрудняются, воспитатель сам от мечает наиболее характерные рисунки. Например: «Нарисована вы сокая густая травка», «Цветочки большие и маленькие растут на полянке» и т. д.
  5.   Просмотр всех рисунков в конце занятия воспитывает у детей интерес к результатам сверст ников, собственной деятельности, умение всматриваться в работы, отмечать разнообразие, яркость, сходство изображенного с предме том.

Вторая младшая группа.

  1. На занятиях рисованием воспитатель обучает детей способам графического изображения, начиная с простейших линий. Необходимые представления формируют во время наблюдений предметов, имеющих определенные очертания (округлые, прямоугольные), т. е. применяет информационно-рецептивный метод.
  2. Особенно полезны перед занятием действия с формой предмета: дети обводят форму рукой, играют с мячами, шарами, ощущают их очертания. Такое обследование предмета создает более полное представление о нем.
  3. При первом изображении предмета той или иной формы дети должны обследовать предмет движением руки по контуру и показать это движение в воздухе. «Вот какой кругленький шарик»,— комментирует воспитатель и про водит рукой в воздухе вместе со всеми детьми, следя одновременно за тем, чтобы малыши производили движение верно.
  4. Затем с по мощью воспитателя дети осваивают формообразующее движение, необходимое для изображения предмета на доске. Сначала действие демонстрирует сам воспитатель, затем по одному вызывает несколь ких детей.
  5. Следующий этап — дети с карандашом или кистью в руке делают нужное движение в воздухе. Так образуется представление о движении, необходимое для того, чтобы нарисовать данный пред мет. При последующем изображении предметов такой же формы дети припоминают, как надо действовать рукой. Педагог вызывает к доске одного-двух детей и комментирует и уточняет их действия.
  6. Прямой показ способа изображения применяют только в том случае, когда данная форма встречается впервые. Во всех остальных случаях педагог опирается на опыт детей.
  7.  Бывает, что некоторые малыши и после обследования и показа способа изображения не решаются приступить к выполнению задания. Задача педагога — подбодрить их, напомнить последовательность действий, допол нительно обследовать предмет или показать способ изображения.
  8. Цвет предмета дети постигают в процессе наблюдений и в спе циальных дидактических играх. Цвета называет воспитатель и предлагает детям повторять названия, находить такие же по цвету предметы, называть цвета своей одежды и т. п.
  9. Если цель одного из занятий — изображение деревьев, цветов, животных,— воспитатель организует целенаправленное наблюдение на прогулке.
  10. Чтобы привлечь внимание малышей, заинтересовать их, воспитатель использует на занятии загадки, стихотворения, потешки. Художественное слово используется и в процессе занятия, и при просмотре работ.
  11.  Для обогащения детей впечатлениями,  представлениями воспитатель показывает им картинки.  
  12.  В течение года дошкольники освоили разнообразные навыки и умения, формообразующие движения, которые дают им возможность самостоятельно в элементарном виде переда вать в рисунке разнообразные предметы. Проявление самостоятель ности педагог не только поощряет, но и привлекает к нему внима ние всей группы.
  13.  Чтобы сформировать у дошкольников сознательное отношение к навыкам работы карандашом или кистью, воспитатель как можно чаще просит их показать, как правильно их держать. Перед занятием воспитатель предлагает несколько раз произвести движение рукой с карандашом, кистью в воздухе или на листе бумаги. Этот прием используется и для проверки освоения показанного ранее способа действия. Воспитатель, объясняя задание, говорит: «По кажите, как вы будете рисовать линии сверху вниз, чтобы получи лись ленточки». Или: «Как вы будете прикладывать кисть к бума ге, чтобы получились листочки?»
  14.  В отдельных случаях непосредственный показ приема у доски недостаточен. Если ребенок после одного зрительного восприятия не выполняет необходимое движение, можно прибегнуть к показу на бумаге его рукой. Движение воспринимается не только зритель но, но и кинестетически (рукой). Слова воспитателя, сопровожда ющие показ, помогают осознать способ действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: "ФОРМИРОВАНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО РИСОВАНИЮ В УСЛОВИЯХ ФГОС"

Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.Н.К. Крупская писала: «Очень рано ребенок начинает та...

Формирование изобразительных умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста на занятиях по рисованию

   Важно не упустить возможности, которые открываются в раннем возрасте, необходимо развивать способности ребенка образно воспринимать мир, придумывать новые сюжеты....

Формирование изобразительных умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста на занятиях по рисованию

   Важно не упустить возможности, которые открываются в раннем возрасте, необходимо развивать способности ребенка образно воспринимать мир, придумывать новые сюжеты....

Опыт работы "Дизайн как средство развития изобразительного творчества и творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе образовательной деятельности"

Опыт работы "Дизайн как средство развития изобразительного творчества и творческого воображения детей  старшего дошкольного возраста в процессе образовательной деятельности"...

ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

На сегодняшний день анализ показателей здоровья, физического и двигательного развития детей старшего дошкольного возраста свидетельствует о тревожных тенденциях. Данные которые представляют следующие ...

«Техника декупаж как средство формирования навыков художественного труда у детей старшего дошкольного возраста». Опыт работы

Декупаж – достаточно новая и интересная техника. Техника декупажа является одним из видов аппликации. Основной и доступный материал для декупажа являются однослойные и трехслойные бумажные салфе...

«Формирование экологических представлений о птицах родного края в разных видах деятельности у детей младшего дошкольного возраста» (опыт работы)

laquo;Формирование экологических представлений о птицах родного края в разных видах деятельности у детей младшего дошкольного возраста» (опыт работы)...