Классификация творческих способностей
консультация по рисованию по теме

Крюкова Елена Александровна

Классификация творческих способностей по А.И.Луку

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassifikatsiya_tvorcheskikh_sposobnostey_po_a.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

КЛАССИФИКАЦИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПО А.И.ЛУКУ

1. Зоркость в поисках. В потоке внешних раздражителей человек обычно воспринимает лишь то, что укладывается в его «координационную сетку» уже имеющихся знаний и представлений, остальное бессознательно отбрасывает. На это влияют привычные структурные «клише», установки, чувства, конформность. Способность увидеть то, что не укладывается в рамки ранее усвоенного, -  нечто большее, чем просто наблюдательность.

2. Способность кодирования информации нервной системой. Мозг облекает любую мысль в ту или иную форму; разные люди обладают неодинаковой способностью пользоваться кодами. Врожденные особенности мозга и условия развития в первые годы жизни предопределяют преимущественную склонность к испытанию тех или иных кодов информации. Способ кодирования накладывает печать на форму внешнего выражения результатов, а если смотреть шире – на выбор содержательной области мышления.

3. Способность к свертыванию мыслительных операций заключается в том, что длинная цепь рассуждений, понятий заменяется одной  обобщающей операцией, тем самым мышление переходит на более высокий уровень абстрагирования, использования все более емких в информационном отношении символов.

4. Способность к переносу. Это способность применить навык, приобретенный при решении одной задачи, к решению другой, способность к выработке обобщенных стратегий.

5. Боковое мышление. Способность увидеть путь к решению, используя постороннюю информацию.

6. Цельность восприятия. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя ее. В процессе творческой работы необходимо оторваться от логического рассмотрения фактов, чтобы попытаться вписать их в более широкие картины.

7. Готовность памяти. Способность вспомнить о свойствах объекта и соотнести эти знания с задачей. Имеется в виду скоростной момент извлечения информации из памяти.

8. Сближение понятий. Легкость ассоциирования и отдаленность ассоциируемых понятий «смысловые расстояния» между ними.

9. Гибкость мышления. Быстрый и легкий переход от одного класса явлений к другому, далекому от первого по содержанию. «Смысловые расстояния» - переменная величина, на которую влияет функциональная фиксированность человека; способность к преодолению фиксированности – одно из проявлений гибкости мышления.

10. Гибкость интеллекта. Способность вовремя отказаться от скомпрометированной гипотезы.

11. Способность к оценочным действиям. Способность к оценке, выбору одной из многих альтернатив до ее проверки.

12. Способность к «сцеплению». Объединение воспринимаемых раздражителей, быстрое соотнесение новых сведений с прежним личным опытом.

13. Легкость генерирования идей. Чем больше идей порождает человек, тем больше шансов, что среди них будут идеи хорошие.

14. Беглость речи. Легкость формулирования необходима, чтобы облечь новую идею в слова. При этом важна осмысленность.

15. Способность к доведению до конца. Это не просто настойчивость, собранность и волевой настрой, а способность к доработке деталей, к совершенствованию первоначального замысла.

Американский психолог Л.Кохен предлагает рассматривать как характеристики творческой деятельности не творческие способности, а творческая деятельность выражается в репертуре творческого поведения. Л.Кохен выделяет следующие семь уровней творческого поведения:

1) научение чему-то новому;

2) открытие нового для себя;

3)проявление талантов;

4) развитие умения решать проблемные ситуации;

5) Открытие нового в области деятельности;

7) творчество через полное переструктурирование области деятельности.

Классифицируя творческое поведение, Д.Лефбридж выделяет такие его характеристики:

Когнитивные особенности

Аффективные особенности

1. Беглость (количество)  выдвижения ряда подходящих идей

2. Гибкость, разнообразие классов, идей, подходов

3. Оригинальность (новизна), необычные решения, реакции

4. Совершенствование (разработка, добавление), детализирование, развитие основной концепции, идеи

1. Рискованность (смелость), устойчивость к неопределенности, высказывание и отстаивание идей

2. Комплексность – привлечение различных тем, поиск альтернативных действий, их организация

3. Любознательность

4. Воображение, фантазия

Своеобразные подходы к изучению личностных предпосылок творчества содержатся в работах таких отечественных ученых, как В.С. Библер, Д.Б. Богоявленская, А.Я.Пономарев и др. Так, В.С. Библер в качестве основной предпосылки творчества выделяет диалогичность процесса мышления. Д.Б.Богоявленская вводит изучение детерминации интеллектуальной активности человека в социальный контекст, А.Я. Пономарев – психологические проблемы творчества в контекст анализа процессов взаимодействия и развития.

Как видим, в качестве сущностного критерия процесса творчества выступают как критерии новизны и оригинальности, так и собственно  психологические критерии внутренних, субъективных изменений, роста личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско-родительский творческий проект «Волшебный фантик» (развитие познавательных и творческих способностей детей).

Детско-родительский творческий проект«Волшебный фантик»Развитие познавательных и творческих способностей детей Вид проекта:  групповой, познавательно-творческий.Продолжительность:...

Детско-родительский творческий проект «Сказки Пушкина» (развитие нравственно-эстетических чувств, познавательных и творческих способностей детей).

Детско-родительский творческий проект«Сказки Пушкина»  Развитие нравственно-эстетических чувств,  познавательных и творческих способностей детей Вид проекта:  групповой, позн...

Виды деятельности, способствующие развитию творческого потенциала в старшем дошкольном возрасте и развитие творческих способностей на занятиях физкультурой

Психическое и физическое развитие ребёнка находятся в большой взаимосвязи от двигательной активности, которая является источником не только познания окружающего мира, но психического и физического раз...

"Совершенствование коммуникативных способностей детей 2 - 3 лет через развитие творческих способностей"

Данная презентация показывает важность подвижных, театрализованных, речевых совместных игр воспитателей с детьми...

Презентация "Развитие творческих способностей по формированию элементарных математических способностей у детей дошкольного возраста"

Целью педагогической деятельности является максимальное развитие элементарных математических представлений путем применения различных форм и методов занимательного материала. Цель ...

«Лэпбук» как средство развития коммуникативных и познавательных способностей детей дошкольного возраста, а также развития их творческих способностей в условиях ФГОС

Данная статья рассказывает о создании и значении «лэпбука» в работе с детьми старшего дошкольного возраста, направленной на развитие познавательных и коммуникативных способностей детей, ра...

Программа воспитателя ДОУ развития творческих способностей для дифференциации и индивидуализации развитию способностей воспитанников

Дошкольное детство - это период, когда происходит общее развитие ребенка и закладывается фундамент этого развития. Большое значение имеют поддержка и развитие качеств, специфических для дошкольного во...