ознакомление дошкольников с портретной живописью
методическая разработка по рисованию по теме

Геккер Елена Владимировна

методика ознакомления дошкольников с портретной живописью

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл portret.docx23.28 КБ

Предварительный просмотр:

Ознакомление дошкольников

с портретной живописью

Составила

воспитатель

Геккер Е.В.


    Портретная живопись - один из самых трудных и значительных жанров в изобразительном искусстве. Портрет - сложный жанр живописи. Понимание его требует от детей определенного социального опыта, знаний как о самом человеке, его эмоционально-нравственных проявлениях, взаимоотношениях с обществом и выражении этого вербально (в речи) и не вербально (мимика, пантомимика), так и об изобразительном искусстве, его языке, способах создания художественных образов. Поэтому требуется длительная работа с детьми, содержание которой будет включать два направления. Первое - это формирование представлений о человеке, его чувствах и эмоциях, нравственном отношении ко многим явлениям жизни, выражаемое внутренне и внешне. Второе направление - постепенное формирование у детей понимания языка живописного образа портрета. Первое направление будет осуществляться на разных занятиях, в играх, быту, повседневной деятельности. Второе - на занятиях по ознакомлению с портретом и в художественной деятельности.

Знакомство с портретным жанром рекомендуется начинать после занятий, посвященных пейзажу и натюрморту, и перед занятиями, посвященными жанровой и исторической картине. Каждое занятие должно быть посвящено одному портрету, но в начале занятия стоит просмотреть последовательно те портреты, с которыми дети познакомились на предыдущих занятиях.

При ознакомлении с портретом ребенок имеет возможность почувствовать себя то крестьянским мальчиком, заснувшим на природе, то не унывающим, веселым солдатом, то озорной «Стрекозой», то детьми, спешащими на маскарад. Способность поставить себя на место другого, почувствовать его радость, удивление или огорчение, порождает чувство заинтересованности, сопричастности и ответственности. Проживание и переживание многих жизней создает возможность сочувствия и понимания. Познавая другого, ребенок глубже познает и себя; через опыт чувств и отношений других людей учится осознавать, уточнять и корректировать свои эмоции и чувства. Таким образом, у детей формируется и закрепляется умение понимать окружающих людей, проявляя к ним доброжелательность, стремление к общению, взаимодействию, чуткость и заботливость. Благодаря знакомству с портретом, ребенок приобщается к исторической и культурной жизни общества, приобретает знания об известных писателях, художниках, музыкантах, ученых, поэтах, общественных деятелях, своих предках, сословных и национальных отношениях в обществе, о профессиях, быте и облике людей разного времени, их взаимоотношениях, моральных нормах и правилах. Важной задачей эстетического воспитания является поиск эффективных приёмов обучения детей пониманию своеобразия выразительных средств разных видов искусства.

Исследования психологов позволяют установить, что портрет как жанр живописи доступен эстетическому восприятию детей уже с 4 лет. При обсуждении портрета с детьми 4-5 лет особое внимание нужно уделить целостному эмоциональному восприятию портрета, красоте картины в общем, и в деталях, личного отношения ребенка к портретируемому (нравиться ли портрет; хотелось бы поговорить; если не нравиться –то почему) С детьми 6-7 лет, кроме выше перечисленного нужно обсудить отношение автора к своей модели, психологическую и социальную характеристику модели, сравнить этот портрет с рассмотренными раннее картинами (сходство и различия), в том числе рассмотреть и сравнить художественные средства, использованные автором.

Художники не пишут специально портреты для детей, поэтому подбирать их с целью использования в педагогическом процессе достаточно сложно. Принципы  отбора: 

Во-первых, это должны быть произведения высокохудожественные как по содержанию, так и по средствам выразительности.

Во-вторых, художественный образ портрета по содержанию и по форме изображения должен быть доступен пониманию детей, близок уровню их эмоциональных переживаний. Следует подбирать портреты с ярко представленной экспрессией эмоциональных состояний, показанной через взаимосвязь мимики лица, жестов, позы.

В-третьих, следует подбирать портреты разнообразные по типу, средствам и манере изображения.

Этапы работы:

На первом этапе работы с детьми  дошкольного возраста  необходимо познакомить их с портретом как жанром живописи, показав его отличие от  других жанров (натюрморт, пейзаж). Дети рассматривают портрет - лицо с ярко выраженной экспрессией (например, смеется, радуется, удивляется). Затем для рассмотрения может быть предложен погрудный портрет, где наряду с эмоциональным состоянием, выраженным на лице (мимика), представлены руки в каком-либо движении, жесте.

На следующем этапе могут быть отобраны портреты, где представлена взаимосвязь выражения лица, жесты рук, позы и где одежда подчеркивает социальную роль человека. Более сложным этапом будет ознакомление детей с портретом, где окружающая среда привносит определенное дополнение к образу, способствует более глубокому пониманию его идеи.

Своеобразные отличительные особенности портретов заключается в том, что портрет должен убедительно и правдиво передавать внешний облик изображаемого человека, выражать черты характера человека и его душевное состояние, определяемое замыслом художника, в портрете отражаются общие типические черты целой группы людей эпохи, к которой принадлежит портретируемый.

Несмотря на то, что жанр портрета является сложным для восприятия детьми дошкольного возраста, работа по ознакомлению с русской жанровой живописью в детском саду показала, что дошкольники проявляют интерес к портретам людей, пытаются понять переданное художником настроение по мимике лица, рукам

Занятия по ознакомлению дошкольников с портретной живописью строятся несколько иначе, чем с жанровой и пейзажной, как по структуре, так и по методам их проведения. Это обусловлено особенностью портретного жанра.

Чтобы научить понимать и чувствовать произведения портретной живописи, необходимо помочь детям освоить особенности изобразительного языка данного жанра. ... при условии систематических встреч с произведениями портретной живописи и организованных бесед.

Беседы о портретной живописи строились на основе трех групп вопросов:

Вопросы, побуждающие детей к целостному восприятию, раскрывающие содержательную сторону картины: «Кто изображен? Что можете рассказать о нем (о ней)? Кого (что) заметили первым в картине? Что еще изображено? Что эти предметы (фон) рассказали о человеке?». При рассматривании портрета можно ставить вопросы, выходящие за рамки его содержания: «О чем думает девочка? Где она была? Что будет делать?». Такие вопросы дополняют сюжетную линию, помогают понять эмоциональное состояние человека, развивают фантазию ребенка.

Вопросы, позволяющие понять эмоциональное состояние, настроение, чувства изображенного человека: «Что рассказало лицо человека? Почему художник изобразил его таким? О чем говорят глаза? Какую «тайну» в человеке раскрыла рука, одежда, деталь?».

Вопросы, помогающие детям выделить средства выразительности (цвет, колорит, композиция: движение, поза, расположение, фон, деталь, светотень и т.д.): «Почему такой тон картины? Почему одна часть лица светлая, а другая темная? Почему художник изобразил в такой позе человека?».

Ставя вопросы, воспитатель раскрывает перед детьми тесную связь между содержанием и средствами выразительности: приглушенные, темные тона – в картинах с грустным содержанием, яркие, насыщенные – в радостных, цветовые контрасты используются для выделения главного. В ходе беседы широко использовались пояснения, сравнения, прием акцентирования деталей, метод адекватных эмоций, метод оживления эмоций с помощью литературных и песенных образов, прием «вхождения» в картину, метод музыкального сопровождения, игровые приемы. 

Пояснение широко применяется в ходе первых бесед для уточнения представлений детей.

Сравнение. Данный прием способствует развитию мыслительных действий: анализа, синтеза, умозаключения. Сравнивая разные по настроению произведения,...обращали внимание на зависимость средств выразительности от содержания общего настроения картины.

Акцентирование деталей. Суть: при восприятии портрета все изображение закрывается листом бумаги, остаются только глаза,...или какая-то иная деталь. Это помогает подчеркнуть выразительность важной части портрета, сосредоточить внимание именно на ней, помочь детям установить взаимосвязь между частью и целым. Вопросы, заданные детям, помогают раскрыть смысл картин.

 Метод адекватных эмоций направлен на то, чтобы вызвать у детец чувства, настроение, соответствующие состоянию изображенного на картине человека.

Используя прием «вхождения» в картину,  детям предлагается представить себя на месте изображенного на портрете человека. Это оживляет восприятие, будит воображение, вызывает чувства сопереживания, сопричастности.

Метод музыкального сопровождения. При рассматривании портрета часто звучит музыка, характер которой соответствует содержанию и настроению картины. Это облегчает процесс восприятия, делает его более глубоким. Музыка может предварять восприятие портрета или быть фоном для рассказа воспитателя и детей об изображенном человеке.

Игровые приемы помогают вызвать интерес к произведению, сосредоточить внимание детей на необходимой для восприятия части портрета («Загадай что-либо о руке (глазах, одежде и т.д.), а мы отгадаем»; «Определи, к какому портрету подходит эта музыка»; «Придумай свое название портрету»; «Передай в движении положение руки (головы и т.д.) изображенного на картине человека.)

Итоговая беседа по рассматриванию портрета носит разнообразный характер. Она может включать рассказ воспитателя о его отношении к портрету, чтение соответствующих стихотворений, исполнение песен, высказывание детьми своего мнения о картине, о возникших в связи с этим мыслях и чувствах.

Благодаря знакомству с портретом, ребенок приобщается к исторической и культурной жизни общества, приобретает знания об известных писателях, художниках, музыкантах, ученых, поэтах, общественных деятелях, своих предках, сословных и национальных отношениях в обществе, о профессиях, быте и облике людей разного времени, их взаимоотношениях, мораль ных нормах и правилах.

Таким образом, портретный жанр  живописи раскрывает  мир  чувств и жизнь людей. Это чрезвычайно важно для познания детьми эмоциональной сферы  людей и человеческих отношений. В процессе ознакомления с портретом у детей постепенно формируется эстетическая оценка человека, образ которого передан художником, графиком, скульптором. Поэтому в дошкольном возрасте необходимо максимально использовать огромные возможности изобразительного искусства, которое воздействует на внутренний мир ребенка, расширяет его эмоциональный опыт, учит понимать эстетическое богатство жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление дошкольников с портретной живописью

В статье раскрываются теоретические аспекты вопроса, дается характеристика восприятия портрета детьми разного возраста, приводятся конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с портретной живописью...

Ознакомление дошкольников с портретной живописью

материал для педагогов и родителей дошкольников с примерами бесед и занятий по ознакомлению с портретной живописью...

НОД "Ознакомление детей с портретной живописью, рисование автопортрета"

НОД "Ознакомление детей с портретной живописью,  рисование автопортрета"...

«Ознакомление дошкольников с портретной живописью»

                                                  ...

«Ознакомление дошкольников с портретной живописью»

Конспект ООД на тему: "Ознакомление детей дошкльников с портретной живописью"...

Ознакомление дошкольников с портретной живописью через репродукцию картины В. Серова «Мика Морозов»

Конспект занятия по ознакомлению старших дошкольников с одним из видов жанровой живописи:портрет. В данном конспекте в простой и доступной форме педагог знакомит детей с картиной В.Серова "Мика М...

Ознакомление дошкольников с портретной живописью через репродукцию картины В.М. Васнецова «Аленушка»

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с жанровой живописью на занятиях по развитию речи на примере репродукции картины художника В.М. Васнецова "Аленушка" ...