Конспект непосредственной образовательной деятельности. Тема: «Волшебные листья и ягоды» (хохломская роспись)
план-конспект занятия по рисованию на тему

Задачи:

Образовательная область «Чтение художественной литературы»: продолжать знакомить с хохломским промыслом, используя художественную литературу.

Образовательная область «Познание»: уточнять представление детей о родной стране, расширять знания о видах художественного промысла.

Образовательная область «Художественное творчество»: формировать умение рассматривать хохломские изделия, выделять элементы узора, определять колорит росписи, рисовать основные элементы травного орнамента: «травинки», «капельки», «усики» и «завитки», «ягодки», «листочки», совершенствовать умение рисовать кистью без нанесения предварительного рисунка карандашом.

Образовательная область «Коммуникация»: поощрять использование детьми диалогической речи в решении задач по изобразительной деятельности.

Образовательная область «Труд»: формировать интерес к народным промыслам.

Образовательная область «Социализация»: воспитывать интерес к народной культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon khokhloma.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной

деятельности.

Тема: «Волшебные листья и ягоды»

(хохломская роспись)

Задачи:

Образовательная область «Чтение художественной литературы»: продолжать знакомить с хохломским промыслом, используя художественную литературу.

Образовательная область «Познание»: уточнять представление детей о родной стране, расширять знания о видах художественного промысла.

Образовательная область «Художественное творчество»: формировать умение рассматривать хохломские изделия, выделять элементы узора, определять колорит росписи, рисовать основные элементы травного орнамента: «травинки», «капельки», «усики» и «завитки», «ягодки», «листочки», совершенствовать умение рисовать кистью без нанесения предварительного рисунка карандашом.

Образовательная область «Коммуникация»: поощрять использование детьми диалогической речи в решении задач по изобразительной деятельности.

Образовательная область «Труд»: формировать интерес к народным промыслам.

Образовательная область «Социализация»: воспитывать интерес к народной культуре.

Материал и оборудование: изделия (репродукции изделий) Хохломы, лист бумаги формата А4 жёлтого цвета, гуашь: красного, залёного и чёрного цветов, поролоновая палочка печатка, кисти, баночка для воды.

Ход:

  1. Организационная часть.

Педагог: Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришёл, нам неведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так их расписывал (раскрашивал), что, казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но, сколько не искали, не смогли найти чудо-мастера. Ушёл он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать «золотую» посуду. В каждой избе сверкали «золотом» чашки да ложки. Много «золотой» посуды продавалось на ярмарке в селе Хохлома. Так и родилось название - «золотая хохлома».

А сделать настоящую хохлому совсем не просто.

Сначала мастер вырезает из дерева заготовку будущей чаши. Потом сушит её и покрывает её тонким слоем глины. Похожа теперь чаша на глиняную, потом её пропитывают льняным маслом. А золота для «золотой хохломы» и не требуется! Вместо дорогого золота натирают чашу оловянным или алюминиевым порошком. Чаша блестит, будто серебряная. Потом художник рисует затейливый орнамент. Не кашу варить, а для просушки, для «закваски». И происходит чудо: деревянная чаша становится золотой, с нарядным, красочным рисункам!

Педагог предлагает детям взять в руки хохломские изделия и внимательно рассмотреть их, поближе познакомиться.

Ты разгляди-ка не спеши

Там травка вьется и цветы

Небывалой красоты.

Блестят они, как золотые,

Как будто солнцем залитые.

Все листочки как листочки,

Здесь же каждый золотой.

Красоту такую люди

Называют Хохламской

                               П.Синявский

Педагог: Почему именно «золото» пришлось по душе мастерам? Разве мало других веселых, радующих глаз цветов? (ответы детей).  Золото всегда олицетворяло счастливую, богатую жизнь, довольство, красоту и чистоту. В народе говорили: «Золото не горит, а чудеса творит; живут - золото весят, т.е живут в полном порядке.

Бедна была домашняя деревенская обстановка. Но когда крестьянин собирал свадебный пир, приятно поставить на стол отливавшую золотом, украшенную гроздьями рябины, травяным орнаментом.

2. Практическая работа.

Педагог: Ребята, откуда к нам пришла эта весёлая посуда? Из чего эти изделия сделаны? Почему её называют золотой, как происходит это волшебное превращение?

Ответы детей.

Педагог: Сегодня мы будем учиться кистью писать основные элементы росписи. Какие нам нужны краски по цвету?

Ответы детей.

Педагог демонстрирует элементы росписи на изделиях, показывает технику письма, дети повторяют за педагогом.

«Травинка»- легкий нажим.

«Капелька»- нужно легко прикоснуться кисточкой к бумаге.

«Усик»- пишется тонкой линией без нажима, заворачиваясь в спираль.

«Завиток»-нужно сделать легкий нажим.

«Ягодки»-рябинки печатаем поролоновой палочкой-печаткой, клубнику, крыжовник пишем кисточкой, а когда ягодка подсыхает, «оживляем» её желтым цветом.

«Листики»- листья на стебельке могут располагаться попарно - это узкие листья рябины.

Ребята, а теперь попробуем нарисовать орнамент с «ягодками» и «листочками». Концом тонкой кисточки (кисть держим вертикально к поверхности листа) рисуем ведущую линию слева направо, начиная с нижнего левого угла, и ведем вверх (большой завиток)

Заканчивать линию нужно листиками ягодками. Листики и ягодки находятся как бы на концах линий и словно продолжают завиток. От ведущей линии налево и направо рисуем вспомогательные линии- завитки. Узор дополняется «усиками», «травкой». Затем «оживляем» - раскрашиваем.

В конце занятия подводятся итоги.

Отметить работы за исполнение, оригинальность замысла, усердие и самостоятельность.

Педегог: Скажите, ребята, понравилось вам быть мастерами?

Ответы детей.

Педегог: Давайте устроем выставку- повесим наши рисунки на стенды?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности Тема «Волшебный поход» Старшая группа

Занятие по физкультуре в нетрадиционной форме в старшей группе детского сада в соответствии с ФГТ...

Конспект занятия по изо деятельности в подготовительной группе «Волшебные листья и ягоды» (хохломская роспись)

«Волшебные листья и ягоды» (хохломская роспись) .Программное содержание: Познакомить с росписью на изделиях Хохломы; Учить выделять элементы узора Хохломы (листок, ягодка, травка)...

Конспект занятия по изо деятельности в подготовительной группе «Волшебные листья и ягоды» (хохломская роспись).

Конспект занятия по изо деятельности в подготовительной группе «Волшебные листья и ягоды» (хохломская роспись).Программное содержание: Познакомить с росписью на изделиях Хохломы...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Тема: «Волшебные приключения»

- Учить считать предметы в пределах шести; - учить устанавливать соответствие между числом и количеством предметов; - совершенствовать знания о цифрах 1, 2, 3; - продолжать учить сравнивать предмет...

Конспект непосредственной образовательной деятельности. Тема «Волшебное дерево»

Конспект непосредственной образовательной деятельности "Волшебное дерево" с исползованием техники нетрадиционного рисования....