непосредственно - образовательная деятельность по рисованию образовательная область «Художественное творчество» (старший дошкольный возраст)
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) по теме
Тема: «Народные мастера»
Форма проведения: игра - путешествие
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_po_risovaniyu.docx | 20.61 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД по рисованию
образовательная область «Художественное творчество»
(старший дошкольный возраст)
Тема: «Народные мастера»
Форма проведения:
Образовательная область «Художественное творчество»:
- учить, самостоятельно выбирать колорит росписи в зависимости от основного тона, развивать чувство цвета, творчество, фантазию;
- совершенствовать навыки росписи, используя характерные для каждого промысла элементы и цветовую гамму;
-развивать у детей умение создавать композицию, гармонично размещать детали на заданной площади.
Образовательная область «Социализация»:
- закрепить у детей знания о народных промыслах: дымковском, городецком, хохломском;
- воспитывать интерес к русскому декоративно-прикладному искусству;
-продолжать воспитывать в детях любовь к народным традициям, показывая изобразительное искусство нераздельно от народной музыки и устного народного творчества.
Образовательная область «Чтение художественной литературы»:
- закрепить представление о назначении загадок, пословиц; развивать умение
объяснять значение пословиц о труде;
Образовательная область «Музыка»:
- развивать ритмический слух, умение чувствовать характер музыки.
Словарная работа: активизация: городецкая роспись: элементы: «купавки», «ромашки», «розаны»; дымковская роспись: кружочки, черточки, полоски, волнистые линии; хохломская роспись: «травка», плоды ягод, смородина, малина, гроздья рябины, листочки, завиточки; пословицы о труде; стихи о промыслах.
Методы и приемы: словесные: словесная инструкция, загадки, пословица, поговорка, рассказ; наглядные: изделия мастеров народных промыслов, этапы выполнения росписей, предметные картинки; практические: пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, этапы изготовления изделий, роспись силуэтов игрушек.
Предварительная работа: беседы по теме: Что ты знаешь о русских народных игрушках?», НОД по социальному миру, чтению художественной литературе; рассматривание иллюстраций народных промыслов и беседы по ним, НОД по рисованию «Дымковские игрушки», лепке : «Филимоновские игрушки»; слушание народной музыки.
Материалы: силуэты игрушек дымковских, филимоновских; матрешек, вырезанные из белого листа бумаги; образцы росписей дымковских, филимоновских, хохломских изделий; краска – гуашь, кисти, подставки под кисточки, салфетки, стаканчики для воды, палитра, карандаши простые, ватные палочки.
Ход
Воспитатель: (играет русская народная музыка) Проходите в нашу мастерскую. (воспитатель обращает внимание на изделия мастеров народных промыслов)
Что я вижу! Что за диво!
Сколько радости вокруг!
Правда, дети, тут красиво?
Аж захватывает дух!
Воспитатель: Проходите, присаживайтесь за столы и посмотрите, что за чудо-мастера прислали нам свои изделия. А что это за мастера, вы догадаетесь, если правильно отгадаете загадки.
Игрушки эти не простые,
А волшебно расписные:
Простой, казалось бы узор,
Но отвести, не в силах взор!
Дети: Это дымковские игрушки.
Воспитатель: Правильно, давайте рассмотрим их. Какие краски использовали мастера?
Дети: красную, зеленую, синюю, желтую, голубую, черную, оранжевую.
Воспитатель: Да, краски, яркие, праздничные. А какие элементы дымковской росписи вы знаете?
Дети: клеточки, полоски, линии, кружочки, точки, налепы, волнистые линии.
Воспитатель: Правильно. А теперь обратите внимание на эти изделия:
Как волшебная жар – птица,
Чародейка, мастерица,
Золотая Хохлома.
Хохломская роспись – алых ягод россыпь.
Отголоски лета в зелени травы.
- Вот она какая, Хохлома. А какие элементы хохломской росписи вы знаете? И какие краски преобладают в росписи?
Дети: Это разные ягоды: гроздья рябины, смородина, малина, травка, цветы, листочки, завитки. Краски: красную, белую, желтую, зеленую., черную.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Но у нас остались еще одни изделия чудо - мастеров.
Есть на Волге город древний
По названью – Городец.
Славится на всю Россию своей росписью, творец.
Распускаются букеты, ярко красками горя.
Чудо – птицы там порхают, будто в сказку нас зовя.
- Посмотрите на городецкие изделия. Вспомните, какие элементы росписи и краски используют для росписи мастера?
Дети: Элементы: «купавки», «ромашки», «розаны»; краски: красную, черную, голубую, синюю, зеленую, розовую.
Воспитатель: Да, ребята, русские мастера умели трудиться, и в свою работу они вкладывали все свое умение. Поэтому изделия получались такими красивыми, так радовали всех. Про упорный труд народ сложил пословицы и поговорки:
« Умелец и рукоделец себе и людям радость принесет»
« Красна птица опереньем, а человек – уменьем»
- Пора и нам за дело браться. Выберите, какую игрушку будете расписывать, какую роспись и какие цвета использовать. Чтобы работа спорилась, посмотрите на доску и вспомните этапы работы.
(воспитатель обращает внимание детей на этапы выполнения разных видов росписей)
- Но прежде чем приниматься за работу, давайте разомнемся.
Пальчиковая гимнастика и гимнастика для глаз:
Аленка – маленка | руки ударяют кулак о кулак, |
Шустра, быстра | ладошку о ладошку 2 раза |
Воды наносила | |
Сарафан дошила | загибают пальцы на руках, |
Носок довязала | начиная с большого |
Ягод насобирала | |
Песню допела | |
Везде поспела | руки ударяют кулак о кулак |
В охотку ей дело | ладошку о ладошку, 2 раза |
Любопытная Варвара
Любопытная Варвара | дети поднимают и опускают плечи |
Смотрит влево | поворачивают корпус влево |
Смотрит вправо | поворачивают корпус вправо |
Смотрит вверх | поднимают голову вверх |
Смотрит вниз | опускают голову |
Чуть присела на карниз, | выполняют полуприседания |
А с него свалилась вниз! | закрыть глаза руками |
- Присаживайтесь и можно за дело браться.
- А народная музыка создаст вам праздничное настроение и поможет лучше, интереснее расписать игрушку.
(Воспитатель по необходимости помогает словесной инструкцией, подсказом)
Воспитатель: Молодцы, ребята, проявили себя настоящими мастерами – художниками, расписали замечательные игрушки. После того, как они подсохнут, мы организуем выставку наших изделий. Мы сегодня много нового, интересного узнали о народных промыслах, и вы показали свои знания и умения. Наша Родина – Россия богата талантами. Наверняка из вас вырастут хорошие мастера. И неважно, где вы будете трудиться, когда станете взрослыми, главное чтобы вы вкладывали в свой труд душу, старание и умение.