непосредственно - образовательная деятельность по рисованию образовательная область «Художественное творчество» (старший дошкольный возраст)
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) по теме

Тема:  «Народные мастера»  

Форма проведения: игра - путешествие

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_risovaniyu.docx20.61 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по  рисованию

образовательная область «Художественное творчество»

(старший дошкольный возраст)

Тема:  «Народные мастера»  

Форма проведения:

 Образовательная область «Художественное творчество»:

- учить, самостоятельно выбирать колорит росписи в зависимости от основного тона, развивать чувство цвета, творчество, фантазию;

 - совершенствовать навыки росписи, используя характерные для каждого промысла элементы и цветовую гамму;

-развивать у детей умение создавать композицию, гармонично размещать детали на заданной площади.

Образовательная область «Социализация»:

- закрепить у детей знания о народных промыслах: дымковском, городецком, хохломском;

-  воспитывать интерес к русскому декоративно-прикладному искусству;

-продолжать воспитывать в детях любовь к народным традициям, показывая изобразительное искусство нераздельно от народной музыки и устного народного творчества.

Образовательная область «Чтение художественной литературы»:

- закрепить представление о назначении загадок, пословиц; развивать умение

 объяснять  значение пословиц о труде;

Образовательная область «Музыка»:

- развивать ритмический слух, умение чувствовать характер музыки.

Словарная работа: активизация:  городецкая роспись: элементы: «купавки», «ромашки», «розаны»; дымковская роспись: кружочки, черточки, полоски, волнистые линии; хохломская роспись: «травка», плоды ягод, смородина, малина, гроздья рябины, листочки, завиточки;  пословицы о труде; стихи о промыслах. 

Методы и приемы: словесные: словесная инструкция, загадки, пословица, поговорка, рассказ;  наглядные: изделия мастеров народных промыслов, этапы выполнения росписей, предметные картинки; практические: пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз,  этапы изготовления изделий, роспись силуэтов игрушек.

Предварительная работа: беседы по теме: Что ты знаешь о русских народных игрушках?»,  НОД по социальному миру, чтению художественной литературе; рассматривание иллюстраций народных промыслов и беседы по ним,  НОД по рисованию «Дымковские игрушки», лепке : «Филимоновские игрушки»; слушание народной музыки.

Материалы:  силуэты игрушек дымковских, филимоновских; матрешек, вырезанные из белого листа бумаги; образцы росписей дымковских, филимоновских, хохломских изделий; краска – гуашь, кисти, подставки под кисточки, салфетки, стаканчики для воды, палитра, карандаши простые, ватные палочки.

                                              Ход

Воспитатель: (играет русская народная музыка) Проходите в нашу мастерскую.  (воспитатель обращает внимание на изделия мастеров народных промыслов)

                               Что я вижу! Что за диво!

                                Сколько радости вокруг!

                               Правда, дети, тут красиво?

                                Аж захватывает  дух!

Воспитатель:  Проходите, присаживайтесь за столы и посмотрите, что за чудо-мастера прислали нам свои изделия. А что это за мастера, вы догадаетесь, если правильно отгадаете загадки.

                          Игрушки эти не простые,

                          А волшебно расписные:

                          Простой, казалось бы узор,

                         Но отвести, не в силах взор!      

Дети: Это дымковские игрушки.

Воспитатель: Правильно, давайте рассмотрим их. Какие краски использовали мастера?

Дети: красную, зеленую, синюю, желтую, голубую, черную, оранжевую.

Воспитатель: Да,  краски, яркие, праздничные. А какие элементы дымковской росписи вы знаете?

Дети: клеточки, полоски, линии, кружочки, точки, налепы, волнистые линии.

Воспитатель: Правильно. А теперь обратите внимание на эти изделия:

                     Как волшебная жар – птица,

                    Чародейка, мастерица,

                    Золотая Хохлома.

                    Хохломская роспись – алых ягод россыпь.

                   Отголоски лета в зелени травы.

 - Вот она какая, Хохлома. А какие элементы хохломской росписи вы знаете?  И какие краски преобладают в росписи?

 Дети:  Это разные ягоды: гроздья рябины, смородина, малина, травка, цветы, листочки, завитки. Краски: красную, белую, желтую, зеленую., черную.

Воспитатель:  Молодцы, ребята. Но у нас остались еще одни изделия чудо - мастеров.

                 Есть на Волге город древний

                 По названью – Городец.

                Славится на всю Россию своей росписью, творец.

                Распускаются букеты, ярко красками горя.

               Чудо – птицы там порхают, будто в сказку нас зовя.

- Посмотрите на городецкие изделия. Вспомните, какие элементы росписи и краски используют для росписи мастера?

Дети: Элементы: «купавки», «ромашки», «розаны»; краски: красную, черную, голубую, синюю,  зеленую, розовую.

Воспитатель: Да, ребята, русские мастера умели трудиться, и в свою работу они вкладывали все свое умение. Поэтому изделия получались такими красивыми, так радовали всех. Про упорный труд народ сложил пословицы и поговорки:

« Умелец и рукоделец себе и людям радость принесет»

« Красна птица опереньем, а человек – уменьем»

- Пора и нам за дело браться. Выберите, какую игрушку будете расписывать, какую роспись и какие цвета использовать.  Чтобы работа спорилась, посмотрите на доску и вспомните этапы работы.

(воспитатель обращает внимание детей на  этапы выполнения разных видов росписей)

-  Но прежде чем приниматься за работу, давайте разомнемся.

               

                  Пальчиковая гимнастика и гимнастика для глаз:

Аленка – маленка

руки ударяют кулак о кулак,

Шустра, быстра

                  ладошку о ладошку 2 раза

Воды наносила

Сарафан дошила

загибают пальцы на руках,

Носок довязала

                  начиная с большого

Ягод насобирала

Песню допела

Везде поспела

руки ударяют кулак о кулак

В охотку ей дело

                  ладошку о ладошку, 2 раза

                                  Любопытная Варвара

Любопытная Варвара

               дети поднимают и опускают плечи

Смотрит влево

             поворачивают корпус влево

Смотрит вправо

            поворачивают корпус вправо

Смотрит вверх

            поднимают голову вверх

Смотрит вниз

               опускают голову

Чуть присела на карниз,

            выполняют полуприседания

А с него свалилась вниз!

         закрыть глаза руками

                                                                           

- Присаживайтесь и можно за дело браться.

-  А народная музыка создаст вам праздничное настроение и поможет лучше, интереснее расписать игрушку.

(Воспитатель по необходимости помогает словесной инструкцией, подсказом)

Воспитатель:  Молодцы, ребята, проявили себя настоящими мастерами – художниками, расписали замечательные игрушки. После того, как они подсохнут, мы организуем выставку наших изделий. Мы сегодня много нового, интересного узнали о народных промыслах, и вы показали свои знания и умения. Наша Родина – Россия богата талантами. Наверняка из вас вырастут хорошие мастера. И неважно, где  вы будете трудиться, когда станете взрослыми, главное чтобы вы вкладывали в свой труд душу, старание и умение.