Презентация на тему: : «Формирование изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста в декоративном рисовании по мотивам дымковской росписи».
презентация к занятию по рисованию (старшая группа) на тему

Фомина Елена Владимировна

Презентация к дипломной работе на тему: : «Формирование изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста в декоративном рисовании по мотивам дымковской росписи».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_dymka.pptx1.71 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста в декоративном рисовании по мотивам Дымковской игрушки Выполнила студентка курса переподготовки Фомина Е.В. Научный руководитель - Судакова М.И., преподаватель методики развития детского изобразительного творчества

Слайд 2

Актуальность исследования З накомство детей с различными видами народного декоративно-прикладного искусства на занятиях по декоративному рисованию поможет научить их воспринимать прекрасное и доброе, познакомит с народными традициями, заложит основы эстетического и нравственного воспитания, воспитания гражданина. О рганизация занятий по декоративному рисованию дымковской игрушки дает возможность детям почувствовать себя в роли художника-декоратора, отразить в своей работе эстетическое видение и чувствование окружающего мира.

Слайд 3

Объект исследования : рисование детей дошкольного возраста Предмет исследования : формирование изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста в декоративном рисовании по мотивам Дымковской игрушки Цель исследования : изучить формы работы по обучению детей старшего дошкольного возраста декоративному рисованию по мотивам дымковской игрушки Задачи исследования : Изучить декоративно-прикладное искусство как часть изобразительного искусства. Проанализировать декоративное рисование как вид изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Провести диагностику умений и навыков по декоративному рисованию. Апробировать на практике занятия по рисованию по мотивам Дымковской игрушки и на основе результатов подготовить рекомендации по дальнейшей работе с данными детьми.

Слайд 4

Методы исследования : теоретический анализ психологической, педагогической и методической литературы; наблюдения за деятельностью детей; беседа-консультация родителей по прикладному искусству; занятия ; фотосъемка; анализ детских работ. Структура работы Работа состоит из введения, 3 глав (2 теоретических и 1 практической), заключения, списка литературы (состоит из 25 источников), приложения. Количество страниц работы составляет 4 3 страницы.

Слайд 5

Основное содержание работы Декоративно-прикладное искусство играет большую роль в жизни общества, так как оказывает на него всесторонне воздействие, является важным средством воспитания, формирования всесторонне развитой, гармоничной личности. Декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью социальной культуры. Эмоциональность, поэтическая образность его близки, понятны и дороги людям. Как всякое большое искусство оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному. И основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь и культуру нашего народа, благотворно влияет на формирование человека будущего, а художественные произведения, созданные мастерами, всегда отражают любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир. Дымковская игрушка отличается предельной простой и ясной пластической формой, обобщенностью силуэта, яркой орнаментальной росписью по белому фону. В образах краснощеких барынь, кормилиц, лихих всадников, сценах чаепития, ярмарочных гуляний, веселых каруселях продолжают жить вековые традиции дымковского искусства, бережно сохраняется архаика древних образцов. Дымковская вятская игрушка давно стала народной скульптурой. Особая красочность и нарядность ее дополняется ромбиками сусального золота, которые присущи только ей. Дымковская игрушка отличается пластической формой.

Слайд 6

Различные виды художественной деятельности, основа которых - народное творчество - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей детей. Народное декоративно-прикладное искусство помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Народное искусство способствует художественному воспитанию детей, так как в его основе заложены все специфические закономерности декоративного искусства - симметрия и ритм. В результате проводимых занятий по декоративному рисованию, рассматривания иллюстраций, изделий дымковских мастеров, бесед, дидактических игр, чтения стихов об этой игрушке, наблюдений в природе, работы с родителями у детей может появиться устойчивый интерес к дымковской игрушке, дети научатся хорошо ориентироваться на листе бумаги, усвоят цвета данной росписи, станут лучше владеть кистью, рука будет более «твердой», они смогут назвать все элементы дымковской росписи. Все это будет способствовать развитию их художественных и интеллектуальных способностей. Занятия, проведенные о «дымке», дидактические игры по данному виду росписи дадут возможность детям узнать приемы рисования и научат составлять узоры на различных формах. Разумеется, уважение к искусству своего народа надо воспитывать терпеливо и тактично, не забывая о личности ребенка, его взглядах, интересах, желаниях.

Слайд 7

Практическое исследование по обучению детей старшего дошкольного возраста декоративному рисованию по мотивам Дымковской игрушки. Исследование проводилась на базе Государственного Бюджетного Образовательного Учреждения детский сад №1427 СЗАО г. Москвы с февраля по май 2014 года. Было проведено наблюдение за детьми старшего дошкольного возраста на занятиях по рисованию. В результате этого была определена экспериментальная группа в количестве 6 детей старшего дошкольного возраста. Задачи исследования способствовать развитию изобразительных умений, обеспечивающих активную продуктивную изобразительную деятельность, включить в занятия выставки работ детей. Методы исследования наблюдения за деятельностью детей на занятиях, беседы, анализ детских работ, диагностика первоначального уровня умений, анкетирование родителей.

Слайд 8

Практическое исследование «Элементы дымковских узоров». Программное содержание: Познакомить детей с дымковской росписью. Учить выделять ее яркий, нарядный колорит. Развивать чувство ритма, цвета, композиции при составлении узора на полосе, квадрате, круге. Упражнять в рисовании элементов дымковской росписи: кругов безотрывными линиями всем ворсом кисти, колец одним круговым движением, в рисовании точек, черточек концом кисти. Развивать интерес к изучению народных промыслов, изделий народных мастеров. Материалы: альбомный лист белого цвета, краска гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки. Анализ: дети работали старательно, сосредоточенно рисовали элементы росписи. Атмосфера на занятии была доброжелательной, было много положительных эмоций у детей при выполнении работы.

Слайд 9

Дымковские лошадки Программное содержание: Уточнить представления детей о специфике дымковской игрушки: из чего, как, кем сделана; как украшена (оформлена); какая по характеру (веселая, праздничная). Учить детей расписывать силуэты дымковских игрушек по мотивам народных декоративных узоров. Учить рисовать основные элементы узора, круги безотрывными линиями всем ворсом кисти, кольца одним круговым движением, точки, черточки концом кисти. Закреплять приемы рисования красками. Продолжать формировать умение рассматривать свои работы, оценивать их. Материалы: Силуэты лошадки, краска гуашь разного цвета, баночки с водой, салфетки. Анализ: дети охотно согласились расписать лошадку. Все рисовали самостоятельно, увлеченно, проявляя воображение и творчество. Маша А. не совсем справилась с техникой рисования; хорошо передали ритмичность в рисунке Ваня Н., Алеша Ш.

Слайд 10

Дымковские олешки Программное содержание: Учить детей расписывать силуэты игрушек по мотивам дымковских народных декоративных узоров. Упражнять в рисовании элементов дымковского узора. Учить самостоятельно выбирать цвета для узора. Закреплять приемы рисования красками. Продолжать формировать умение рассматривать свои работы, оценивать их. Материалы: Силуэты оленей, краска гуашь разного цвета, баночки с водой, салфетки. Анализ: детям понравилось расписывать олешка. В ходе выполнения работы дети использовали элементы дымковской росписи, стараясь располагать их ритмично, особенно это удалось Ване Н., Юле Г., Леша Ш., Саша Л., не совсем справилась Андрея Г., композиция узора всеми детьми соблюдена.

Слайд 11

Дымковские индюки «Узор для дымковского индюка». Программное содержание: Учить детей расписывать силуэт игрушки по мотивам дымковского орнамента, выделяя детали узора (колечки, круги, точки, линии). Упражнять в рисовании элементов дымковского узора. Учить выделять элементы украшения хвоста петуха, закрепляя умение составлять симметричный узор, оформляя середину и кайму. Упражнять в рисовании всем ворсом кисти и ее концом. Учить самостоятельно выбирать цвета узора. Вызывать положительный эмоциональный отклик, чувство восхищения произведениями народных мастеров. Материалы: Силуэты петухов, краски гуашь разного цвета, баночки с водой, кисти, салфетки. Анализ: дети охотно согласились расписать узорами петуха. Все старались правильно передать колорит и элементы росписи. Юля Г., не очень хорошо справилась с техникой рисования; очень красивый петух получился у Вани Н.

Слайд 12

Дымковские барышни «Украшение дымковской барышни». Программное содержание: Учить равномерно, слитными линиями вертикальными и горизонтальными покрывать лист, в образовавшихся клетках украшать элементами декоративной росписи кругами, пятнами, точками, и штрихами по мотивам дымковской игрушки. Закреплять умение композиционно правильно располагать узор, использовать цвета характерные для дымковской росписи. Материалы: Половина альбомного листа белого цвета, краска гуашь разного цвета, кисти, баночки с водой, салфетки, фигурки дымковских барышень. Анализ: использование колорита росписи практически у всех детей правильное, все работали увлеченно, стремясь красиво и аккуратно украсить юбку. Красиво подобрали цвета Ваня Н. и Маша А., не справился с техникой рисования и элементами Андрей Г. В результате проведённой практической работы, проводя анализ каждого занятия, мы пришли к следующим выводам: у детей формируется эстетическое восприятие и оценка Дымковской игрушки, появляется желание рисовать элементы росписи вне занятий, в уголке ИЗО растет уровень в овладении техникой декоративного рисования, развивается творчество в композиции узора и его цветовом решении.

Слайд 13

Дидактические игры Дымковские картинки

Слайд 14

Дымковское домино

Слайд 15

Парные картинки

Слайд 16

Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. М., 1925 Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста. - М.: ТЦ «Учитель», 2001 г. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: ACT, Астрель, Хранитель, 2008г. Гаврилова В.В., Артемьева Л.А. Декоративное рисование с детьми 5-7 лет. Рекомендации, планирование, конспекты занятий. - Волгоград: Учитель, 2010г. Галигузова Л.Н., Мещерякова СЮ. Актуальные проблемы в сфере образования детей раннего возраста. - Журнал «Психологическая наука и образование», №3, 2010г. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М.: ACT, 2010 г. Грибовская А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации: конспекты занятий. - М.: Скрипторий, 2008г. Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности - М.: Просвещение, 1995. Губанова Н. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. -М.: Мозайка-Синтез, 2009 г. Деронина Т. Использование дымковской игрушки в работе с детьми // Дошкольное воспитание. - 1990. -№12. Деронова Т.Н., Якобсок С.Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. - М.: Просвещение, 1992, . Дзюба П.П. Дидактическая копилка воспитателя детского сада. - Р/н/Д.: Феникс, 2008 г. Дьяченко Л.М. Воображение дошкольника. - М.: Знание, 1986. Золотой фонд педагогики: В. А. Сухомлинский о воспитании. - М.: Школьная Пресса, 2003 г. Доронова Т.Н. Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования. - М.: обруч, 2010 г. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И. Рисование с детьми дошкольного возраста. -М.: Сфера, 2009 г. Коробицына Т.А., Кочкина Н.А. Организация занятий с детьми дошкольного возраста. - Архангельск: АО ИППК РО, 2010 г. Ландерс К. Первые три года жизни: обзор международных программ раннего возраста // Материалы международной конференции «Социализация детей дошкольного возраста». Ханты-Мансийск, 2008г. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. - СПб.: Питер, 2009г. Логинова В.И., Бабаева Т.И., Ноткина Н.А. и др. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду. - СПб., Детство- ПРЕСС, 2004г. Лыкова И.А Изобразительная деятельность в детском саду планирование, конспекты, методические рекомендации.- Москва., Сфера, 2010г. Материалы круглого стола «Деятельность органов управления образованием по организации, содержанию и методическому обеспечению образования детей старшего дошкольного возраста», Москва, Московский городской психолого-педагогический университет, 2009г. Потемкина А.В. Как научить декоративному рисованию ребенка. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2009г. Практическая психология образования / под редакцией И.В. Дубровиной - СПб.: Питер, 2008г. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий / под ред. О.С. Ушаковой. - М.: Сфера, 2008г. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.: Просвещение, 1973г. Смирнова Е.О. Детская психология. - М.: Владос, 2008г. Хомякова Е.Е. Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста. - СПб.: Детство-пресс, 2009г. Список литературы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к родительскому собранию на тему "Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста".

Общение является одним из основных условий развития ребёнка, важнейшим компонентом формирования его личности, ведущим видом человеческой деятельности, направленным на познание и оценку самого себ...

Проект «Развитие навыков изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в декоративном рисовании посредством различных видов деятельности»

Приобщение к русской национальной культуре через знакомства с традициями и обычаями русского народа ( апрель 2017)...

План по самообразованию Тема:«Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную игру»

Актуальность Раннее детство – период интенсивного физического и психического развития. Именно в этом возрасте умственное и нравственное развитие ребѐнка особенно зависит от его физического ...

Программно - методический материал: «ФОРМИРОВАНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДЕКОРАТИВНОМ РИСОВАНИИ ПО МОТИВАМ ДЫМКОВСКОЙ РОСПИСИ"

laquo;ФОРМИРОВАНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДЕКОРАТИВНОМ РИСОВАНИИ ПО МОТИВАМ ДЫМКОВСКОЙ РОСПИСИ"...

Консультация Тема:« Формирование коммуникационных умений у детей старшего дошкольного возраста через театральную деятельность»

Консультация Тема:« Формирование коммуникационных умений у детей старшего дошкольного возраста через театральную деятельность» Необходимость раннего формирования положительного опыта общения детей и р...

Проект «Русская матрешка» По формированию изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с разными видами матрешек, и их сравнения.

Изобразительная деятельность - это одна из любимых деятельностей детей дошкольного возраста, в которой заложен огромный развивающий и воспитывающий потенциал. Потребность в рисовании заложена у детей ...