Комплексное занятие по декоративно-прикладному искусству "Русская народная игрушка"
план-конспект занятия по рисованию (средняя группа) на тему

Разанова Нина Сергеевна

Рисование дымковской игрушки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkaya_narodnaya_igrushka.docx24.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Колобок»

Комплексное итоговое занятие

по  декоративно-прикладному искусству

Специалист по изодеятельности

Разанова Н.С.

2010 год

Тема: Русская народная игрушка.

Задачи

  1. Обобщить знания детей о народных игрушках – дымковской, филимоновской и самой популярной деревянной игрушке – матрёшке (характерные особенности росписи, колорит, основные элементы узора, сходства и различия).
  2. Продолжать учить создавать выразительные узоры на силуэтах из бумаги, используя освоенные декоративные элементы: волнистые линии (всем ворсом кисти), точки (концом кисти), отрабатывать плавное, непрерывное движение руки.
  3. Продолжать знакомить с современными художественными материалами: флюоресцентная гуашь, разноцветные гель-блёстки.
  4. Способствовать накоплению сенсорного опыта детей и обогащению чувственных впечатлений в процессе зрительного и осязательного восприятия.
  5. Развивать умение сознавать увиденное: способность мыслить, рассуждать, анализировать и делать выводы.
  6. Обогащать речь детей эмоционально окрашенной лексикой, эстетическими терминами.
  7. Развивать фантазию, чувство ритма, цветовое восприятие, творческую активность.
  8. Воспитывать любовь, уважение и интерес к народной культуре.
  9. Способствовать воспитанию чувства гордости и удовлетворения результатами своего труда, стремлению выполнить свою работу как можно лучше.

Методические приёмы

Игровой элемент – приход в гости музыкальной игрушки – петушка.

Показ рисования волнистой линии в воздухе поочерёдно каждой рукой, а затем двумя руками одновременно, с проговариванием слов: «По морям по волнам, нынче здесь, завтра там…» в разном темпе.

Обследование волнистых линий  из шершавого материала руками и рисование их в движении цветными мелками.

Использование эвристического метода («эврика» – открытие). Узнавание пунктирного изображения предмета на мольберте.

Рассматривание изделий народных промыслов, беседа о них, используя вопросы, рассказ, потешки, стихи.

Предшествующая работа

Разучивание стихов, потешек о народных игрушках. Рисование гребешка и бородки на силуэте петушка. Рассматривание иллюстраций, образцов декоративно-прикладного искусства.

Словарная работа.

Народные умельцы, предметы искусства, обжиг в печи, праздник Свистунья, дымка, барышня, скоморох.

Прилагательные – причудливые, забавные, добродушные, глиняные, деревянные, праздничные, необычные, шумные.

Названия оттенков основных цветов: лимонный, светло-зелёный, малиновый.

Материал

Матрёшки дымковские и филимоновские игрушки

Иллюстрации

Набор гуашевых красок флюоресцентных цветов

Гель-блестки

Силуэты петушков из белой акварельной бумаги

Кисть  №1

Прозрачные стаканчики с водой

Бумажные салфетки

Д\и “Укрась силуэт игрушки узором” - характерными элементами и цветосочетаниями, чтобы дети увидели декоративные элементы вне связи с формой изделия.

Записи русских народных мелодий.

 

Ход занятия

Организация.  Педагог предлагает детям поздороваться с гостями и обращает внимание на мольберт с точечным или пунктирным изображением петушка.

Вступительная беседа. Использование игрового приёма.

- Дети, догадайтесь, кто к нам сегодня придёт на занятие.

Воспитатель достаёт из-за ширмы музыкальную игрушку петушка.

- Ребята, посмотрите, что он с собой принёс. (матрёшки, дымковские и филимоновские игрушки)

-  Как их можно назвать одним словом? (народные игрушки)

-  Почему их так называют? Кто делает такие игрушки? (народные умельцы, мастера)

-  Зачем народные мастера их делали? Да видно, такая уж душа у нашего народа, что не только работать горазд и вкладывать всё старание, умение, но и веселиться умеет. А что за веселье без игрушек, без забав? А ещё русский народ богат любовью своей – к родной земле, к детям своим. Вот для них, для детишек, и придумывали народные мастера всякие игрушки и забавы.

- Расскажите стихи и потешки про народные игрушки. (последнее стихотворение про село Дымково)

-  Почему игрушки называют дымковскими? Из чего и как их делают?

-  Какие краски используют дымковские художники? (красную, зелёную, оранжевую, жёлтую, синюю, голубую, чёрную)

-  Правильно. Иногда мастер дополняет роспись золотыми вкраплениями.

-  Какими узорами расписывают дымковские игрушки? (клеточки, кружочки, колечки, усики, волнистые и прямые линии, точки, листочки)

Петушок предлагает детям поиграть в игру «Укрась игрушку узором». Дети украшают силуэт дымковской барышни вырезанными из цветного картона элементами росписи.

-  Что можно сказать про эти игрушки? Какие они? (яркие, нарядные,  разноцветные, красивые, глиняные)

-  Что вы скажете про филимоновские свистульки? Какие они? (Они имеют вытянутое туловище, маленькую головку и очень короткие ноги, которые придают всем устойчивость, они необычные, смешные, добродушные, выразительные, шумные)

-  А уж как свистеть-свирестеть умеют! (ребёнок свистит в филимоновскую свистульку)

-  Какие краски использовали филимоновские художники? (жёлтую, красную, малиновую, зелёную, иногда фиолетовую)

-  Какими узорами расписаны эти игрушки? (полосками, ёлочками, солнышками, звёздочками, точками, цветками) Дети называют элементы и украшают ими силуэт филимоновского оленя.

-  Какие части игрушек украшены самыми яркими и красивыми узорами? (юбки у барышень, шея у животных, хвост у индюка, петуха)

-  Какое настроение создают у вас эти игрушки? (радостное, праздничное, весёлое)

-  Ребята, посмотрите, что-то наш петушок загрустил. Он тоже хотел бы иметь яркий и пышный хвост с красивыми узорами.

Постановка цели

-  Давайте придумаем, как украсить хвост нашему петушку. (Дети высказывают свои предложения и выкладывают узор на силуэте петушка д/и «Укрась игрушку узором»)

Педагог предлагает «нарисовать» в воздухе волнистую линию поочерёдно каждой рукой, затем двумя руками одновременно с проговариванием слов «По морям по волнам, нынче здесь, завтра там…». Дети обследуют рукой в движении волнистую линию из шершавого материала и садятся за столы. Пальчиковая гимнастика

-  А теперь мы сделаем разминку для наших пальчиков.

Руки требуют заботы,                                  поглаживают ладони

Ведь у них полно работы.                             стучат кулачками                                                                                     

Трудно целый день играть                            сжимают и разжимают кулачки

И лепить, и рисовать.                                    « лепят» ладонями и «рисуют» круги в     воздухе                                 двумя руками одновременно.

Закрепление

Воспитатель напоминает детям о правилах рисования.

-  Как надо правильно держать кисть?

-  С какой краски будем начинать рисовать? (с самой светлой)

-  Что будет делать рука-помощница? (держать листок)

- Волнистые линии можно рисовать любыми красками всем ворсом, а точки – новой краской с разноцветными блёстками концом кисти. После каждого цвета необходимо тщательно промывать кисть.

-  А матрёшки-подружки будут смотреть, как вы будете рисовать. Нужно постараться, чтобы ваша работа получилась, как можно лучше.(воспитатель ставит на каждый круглый стол по матрёшке)

Самостоятельная работа

Воспитатель следит за работой детей. Даёт нужные советы. Напоминает о правильной посадке.

Гимнастика для глаз. Растирание ладоней и наполнение глаз энергией.

Физминутка

Я – красавец-петух                        взмахи рук, как крыльями

Создан для парада!

Перья-пух! Перья-пух!                  повороты туловища, руки на поясе

Гребешок? Что надо!

Глазки-щёлки.                                прищуривают глаза и смотрят друг на друга

Очи зорки.                                             широко открывают глаза, смотрят др. на др.

Голосок соловушки!                       поглаживают пальцами шею

Полюбуйтесь! Полюбуйтесь          «пружинка», хлопки в ладоши

На цветные пёрышки!

К концу занятия педагог обращает внимание на то, чтобы рабочее место каждого ребёнка было в порядке: «Кончил дело – гуляй смело!»

-  Какие замечательные петушки у вас получились! Пусть они погуляют на зеленом лугу, а мы на них полюбуемся.

Дети размещают своих петушков на творческой коллективной работе «Наш лужок».

-  Смотрите, какие красивые петушки у вас получились! Весёлые, с разноцветными хвостами!

-  Давайте погуляем вместе с нашими петушками и вспомним русскую народную потешку.

Наши уточки с утра –                         ходьба врассыпную, изображая курочек

Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!                  движения пальцами рук              

Наши гуси у пруда –                           ходьба накорточках

Га-га-га! Га-га-га!                               вытягивают шеи

Наши уточки в окно!                            держат сложенные руки перед собой

Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!

А как Петя-петушок                             машут руками, как крыльями

Ранним утром поутру

Нам споёт ку-ка-ке-ку!

Итог

-  Мы сегодня продолжали знакомиться с народными промыслами, и  вы показали свои знания – молодцы! Но я хочу, чтобы вы навсегда запомнили, что великая наша Родина – Россия и что она богата талантами.

-  Петушок тоже хочет вас похвалить и подарить вам волшебные картинки для ваших красок и карандашей, и вот эти замечательные медали за вашу прилежность и трудолюбие.

Дети благодарят петушка и педагога, и прощаются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование интегрированных занятий по декоративно-прикладному искусству, устному народному творчеству и народной музыке

Консультация к педсовету раскрывает механизмы интеграции, обосновывает различия между интегрированныой и комплексной непосредственно-образовательной деятельностью. Даются рекомендации по поланированию...

Знакомство с предметами декоративно- прикладного искусства НОД "Наша игрушка- руская матрёшка"

Познакомить детей с предметами декоративно-прикладного искусства с русской матрёшкой. Рассмотреть росписи семёнолвской матрёшки, дымковской/ загорской, филимоновской игрушкой.дать понять из чего сдела...

Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству народного промысла – «Хохлома» для подготовительной группы

Тема занятия: «В гостях у Хохломы»Цель:- Расширение представления детей об изделиях народного декоративно-прикладного искусства (хохлома).- Совершенствование умения при составлении декорат...

Групповой проект "Художественно-эстетическое восприятие декоративно-прикладного искусства России" (Дымковская игрушка) средняя группа

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно-прикладного искусства и с народными традициями. Недостаточно формируются условия приобщения детей к народному твор...

Интегрированное занятие по декоративно-прикладному искусству в средней группе "Дымковская игрушка".

                             Цель: 1. Закрепить знания о дымковских игрушках.       2. З...

Программа по декоративно - прикладному искусству "Дымковская глиняная игрушка"

Программа по декоративно - прикладному искусству "Дымковская глиняная игрушка"...