Приобщение к народной культуре детей младшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства.
статья по рисованию на тему

 Александра Андреевна Широкова

Вопрос приобщения детей к народному искусству остается актуальным и в наше время. На сегодняшний день очень важно, чтобы дети не только создавали произведения народного искусства, но и знали о его происхождении , о развитии народных промыслов. В данной статье я описываю свою  работу с уклоном художественно-эстетического воспитания детей младшего возраста с опорой  на народные традиции декоративно-прикладного искусства. Ценность народного искусства определяется прежде всего естесственным и ненасильственным воздействием на чувства ребенка и в силу этого является доступно детям с разным уровнем развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon novaya_statya.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приобщение к народной культуре детей младшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства

ГБДОУ детский сад № 39 комбинированного вида

Колпинского района г. Санкт-Петербурга

Воспитатель 2 кв. категории Швецова Александра Андреевна

Произведения народных мастеров являются для нас источником эстетического наслаждения. Они способны раскрыть глубину художественной одарённости русского народа, бесконечную многогранность его творчества, богатство вкуса, тонкое понимание художественных свойств разнообразных материалов, неисчерпаемую фантазию замыслов.

         В наше время русское народное искусство получило всеобщее признание. Оно широко пропагандируется, на его традициях создаётся новое народное искусство, которое отвечает потребностям нашей жизни, новым эстетическим идеалам.

         Такого уникального множества видов народного искусства, каким располагает наша страна, нет ни в одной стране мира. Правительство пристально следит за развитием народных промыслов. Об этом свидетельствуют различные документы и постановления. В постановлении правительства «О народных художественных промыслах» сказано, что народное искусство является неотъемлемой частью культуры, активно влияет на формирование художественных вкусов. В Концепции дошкольного воспитания, как и в общеобразовательной и профессиональной   школе подчёркивается: «Важнейшая задача – значительное улучшение художественного образования и эстетического воспитания. Необходимо развивать чувство прекрасного, формировать эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы».

Известные исследователи народного искусства Т.С. Комарова, В.М.Василенко, В.С.Воронов, А.В.Бакушинский не раз отмечали в своих трудах родственность мироощущения в творчестве народных мастеров и детей основы, которой они в особом ритме, любви к узорчатости орнамента. Ценность народного искусства определяется еще и тем, что его воздействие на чувства ребенка носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд.

Считается, что народное творчество обладает душой ребёнка, поэтому оно так близко и понятно детям. Вопрос приобщения детей к народному искусству постоянно привлекает к себе внимание педагогов и исследователей детского изобразительного творчества. Проблемам раннего приобщения детей к народному искусству посвящены исследования Н.П.Сакулиной, Е.А.Флёриной и специалистов дошкольного воспитания НИИ, Академии педагогических наук РФ.

На сегодняшний день очень важно, чтобы дети не только создавали произведения народного искусства, но и знали о происхождении этого искусства, об истории развития народных промыслов. Это и  побудило меня начать работу с уклоном художественно-эстетического воспитания детей младшего возраста, опираясь на народные традиции декоративно-прикладного искусства.

Актуальность данной темы побудила меня провести работу по выявлению уровня развития детей в данном направлении. Так, наблюдение за детьми своей группы (младшей) в продуктивной деятельности показало, что дети проявляют низкий интерес к предметам декоративно-прикладного искусства; низкий уровень знаний о характерных особенностях видов декоративной живописи; у детей отмечаются слабые навыки в создании выразительных узоров, отсутствует чувство формы, ритма.

Для реализации поставленной цели возникла необходимость выбора программы и я столкнулась с тем, что задача по приобщению детей к народной культуре через ознакомление с декоративно-прикладным искусством ставится уже в младшем возрасте, но вот методы, приемы и технологии работы не представлены, а  поэтому зачастую народные игрушки в группе используются в качестве предметов интерьера и выступают лишь иллюстрацией для работы детей по образцу. Поэтому я постаралась спроектировать такую педагогическую технологию, которая бы позволяла наиболее доступными средствами знакомить детей младшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством на всех уровнях (восприятие – исполнительство – творчество).

Исходя из этого, в группе были созданы оптимальные условия для приобщения младших дошкольников к народной культуре средствами декоративно-прикладного искусства, где художественное воспитание на примерах народного искусства являлось как бы фоном общевоспитательной задачи. Кроме того, в группе создан музей «Русская изба», где представлены как изделия мастеров, так и предметы, изготовленные воспитателями, родителями и детьми, альбомы, иллюстрации, книги, предметы старинной утвари и быта.

Мною разработана поэтапная технология ознакомления детей младшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством, как средством приобщения к народной культуре. Технология позволяет формировать обобщенные знания и умения (понимание детьми характерных особенностей изделий народных промыслов, освоение характерных элементов), умение создавать выразительные узоры, развивать чувства формы, цвета и композиции; осуществлять взаимосвязь народного декоративно-прикладного искусства с устным фольклором и повышать педагогическую компетентность родителей по данной теме.

Данная технология включает в себя три этапа:

  • Знакомство детей с разными видами декоративно-прикладного искусства.
  • Обучение детей декоративному рисованию.
  • Формирование детского декоративного творчества.

Реализация каждого этапа представленной технологии решает определенные образовательные задачи, которые несут в себе усложнение и основываются на знаниях, умениях детей полученных на предшествующем этапе. При этом используются разнообразные формы, методы и приемы.

Особое внимание уделяю использованию нетрадиционных способов и приемов рисования на занятиях по декоративному рисованию с детьми младшего дошкольного возраста (рисование ватными палочками, пальчиками, печатками, оттиск печатками из моркови и картофеля, ластика и др.) Это дает большой толчок к развитию и поддержанию интереса к декоративному рисованию, а также развитию творческой активности детей.

Знания, полученные в процессе занятий с предметами народного творчества, дети переносят и применяют не только в заданиях творческого характера (типа, «Укрась кокошник», «Юбки барынь» и т.д.), игровых упражнениях («Составь узор», «Придумай элемент»), но и в самостоятельной деятельности. В свободное от занятий время, многие дети с увлечением изготавливают для своих игр различные предметы – посуду, декоративные пластины для украшения стен. Это развивает инициативу, у детей появляется желание внести в игру или быт предмет собственного изготовления, доставить другим радость, а затем и придумать игру с этими предметами.

Организуя работу по знакомству детей с народным творчеством, я стараюсь действовать в тесном контакте с родителями моих воспитанников, потому без взаимных усилий было бы очень трудно, ведь именно родители – первые учителя и воспитатели, и сила их воздействия на детей велика. С целью повышения педагогической просвещенности родителей о роли декоративно-прикладного искусства в воспитании и развитии детей мною были  запланированы и проведены не только собрания и наглядная агитация, но и консультации-практикумы, мастер-классы по изготовлению игрушек нетрадиционными способами, выставки изделий народного творчества, выставка семейных работ «Все на ярмарку», семейный досуг «Капустник», фольклорные праздники, совместные изготовления поделок и игрушек. В результате такой работы родители стали приобщаться к художественному воспитанию детей – старались бывать в музеях и в выставочных залах.

Работы детей стали украшать интерьеры квартир, что побуждает детей к творческой деятельности, укрепляет контакты с родителями. Родители стали охотнее выступать на собраниях и даже с обменом опыта семейного воспитания по данному вопросу.

С целью определения эффективности работы по представленной технологией мною был разработан педагогический мониторинг оценки уровня представлений детей младшего дошкольного возраста о народном декоративно-прикладном искусстве. Показатели и критерии к мониторингу были выделены на основе методических рекомендаций Грибовской А.А., Комаровой Т.С.и Аверьяновой А.П.

Наблюдения за детьми в течение года показали, что работа по ознакомлению детей с народным творчеством не прошла даром и показала положительную динамику.

Конечно, не всем приёмам работы с разными материалами, не со всеми видами народного искусства мы имеем возможность научить ребёнка дошкольного возраста, но главное не в этом. Важно, чтобы они полюбили русское народное искусство, научились наблюдать, умели использовать элементы народного творчества в самостоятельной художественной деятельности.

Таким образом, из всего выше изложенного можно сделать вывод, что проделанная работа помогла сформировать у воспитанников устойчивый интерес к произведениям народного творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект эстетического содержания «Развитие художественного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства» (гжельская, хохломская росписи)

Творческий проект эстетического содержания с детьми старшего дошкольного возраста, направленный на развитие художественного творчества средствами ДПИ. Цель данного проекта: формирование у детей ...

Проект «Развитие художественного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства».

Тема проекта:  «Развитие художественного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства».Проект разработан: Алексеенко Галина Михайловна, воспитательП...

Проект «Формирование творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства"

Развитие творческих способностей  детей требует обновления содержания образовательной деятельности, поиска новых подходов. Актуализируется проблема  создания дополнительных условий для адапт...

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства

Представлена статья по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие"...

Творческая работа на тему: «Развитие художественного творчества детей среднего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства (Ознакомительное занятие по рисованию на тему «Филимоновская игрушка»)»

Важное место в современном  воспитании детей принадлежит художественно-эстетическому развитию.Творчество в детстве , несет в себе огромную роль в развитии и ребенка . Через творчество, ребенок зн...

Проект "Приобщение детей младшего дошкольного возраста к декоративно-прикладному искусству Урала"

Проект "Приобщение детей младшего дошкольного возраста к декоративно-прикладному искусству Урала"...