Конспект НОД в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (Ознакомление с искусством) Тема: «Полхов-Майдан»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

Хирная Юлия Алексеевна

Конспект предполагает знакомство детей с Полхов-Майданской росписью на занятиях по ознакомлению с искусством

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polhov_zpr.docx26.8 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей  группе  компенсирующей направленности для детей с ЗПР

по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

(Ознакомление с искусством)

Тема: «Полхов-Майдан»

Цель: Познакомить детей с Полхов-Майданскими изделиями..

Программное содержание: 

Образовательные: Дать детям представление о Полхов-Майданской росписи. Закрепить знания о цветовой палитре росписи.

Коррекционно-развивающие: Развивать мышление, память, эстетический вкус, внимание, коммуникативную функцию речи детей.

Воспитательные: Воспитывать интерес к народному искусству.

Оборудование:

Наглядный: Презентации о Полхов-Майданской росписи и «Четвертый лишний», д/и «Найди матрешку»

Раздаточный: -.

Ход занятия

Педагог: Ребята, к нам сегодня пришла в гости матрешка. Пришла она к нам с юга Нижегородской области из села Полхов-Майдан, один из самых известных центров росписи по дереву. (Дети рассматривают матрешку)

Педагог открывает матрешку, а в ней письмо.

П.: Ой, а что это такое? Какое-то послание. (читает)

Тарарушки, тарарушки – это русские игрушки,

Очень славные да нарядные,

Да забавные, ненаглядные.

П.: ребята, так  что такое ТАРАРУШКИ? (игрушки)

П.: Правильно. Приедут взрослые с ярмарки, с базара, привезут домой вороха товара. Ну, а ребятишкам – девчонкам и мальчишкам – свистульки да игрушки – весёлые тарарушки. Ребята, я предлагаю Вам посмореть презентацию, где показаны изделия села Полхов-Майдан издавна славилось своими расписными деревянными изделиями – посудой и другими бытовыми предметами, а позже и игрушками, которые здесь, как в старину называют «тарарушками». Это название расписных деревянных игрушек произошло от слова “тарарай” – шутник, сказочник. И точно – тарарушки сказочные, и весёлые.

Слайд 1

Подари дочурке липовый свисток,

Безделицу, игрушечку, пичужку,

Пусть она садится на порог

 и вызывает дождик.

Слайд 2

Свищет липовая птичка,

Птичка-невеличка.

На боках орнамент ярок-

Это Полхова подарок.

Слайд 3

Самый лучший и надёжный

Друг четвероногий.

Запрягай и повезёт по любой дороге.

Хоть зелёный петушок, зато красный гребешок.

Хорошо как ты поёшь,

Только спать нам не даёшь.  

Слайд 4

Полезай-ка в кузовок

Расписной грибок.

Положим в копилочку

Медную копеечку.

Слайд 5

Мы на ярмарке бывали

И подарки выбирали.

Принесли вам сундучок –

Позолоченный бочок.

Слайд 6

Мыла яркую посуду –

Разлетелись брызги всюду.

Брызги вытру – не беда.

Ох, посуда хороша!

Беседа педагога с детьми:

  • Что вы чувствуете, когда  видите эти изделия? (тепло, нравятся)
  • Что делает их красивыми? (узор)
  • Какие элементы больше всего выделяются? (цветы, листочки, плоды, ветки, букеты, птицы )
  • Для чего нужны эти изделия? (посуда и детские игрушки)
  • Из чего они сделаны? Из каких материалов? (из дерева)
  • Какие цвета присутствуют в росписи? Красиво ли сочетание цветов? Какие цвета (оттенки) самые главные? (синий, красный, зеленый, желтый, черный) Молодцы. Изображения цветов, ягод, листьев и т. д. заключаются в чёткий чёрный контур наводки.
  • Какие элементы повторяются в росписи? (плотно покрывающий изделие узор, состоящий из всевозможных ягодок, цветочков, листиков, веточек и розанов)

Слайд 7

После того, как дерево срубили и содрали с него кору, его оставляют на улице сушиться. Сушат примерно год. И в дождь, и в снег древесина остаётся на улице. После просушки мастер заносит поленья к себе в мастерскую. Чаще всего мастерская - небольшая пристройка к дому со станком у одной стены, окном напротив самого станка и заготовками под будущие игрушки в углу и под верстаком. Непосредственно перед вытачиванием изделия мастер выравнивает полено и закругляет его с одного конца. Что ещё интересно, рядом со станком у мастера стоит ведро с водой, в которое он и окунёт чурбачок перед тем, как вставить его в станок. Это чтобы дерево лучше подходило к станку.

С наибольшей охотой мастера используют липу, осину и берёзу, так как их древесина более мягкая и податливая, чем все остальные. Используя долото, резец и трубочку (так полхов-майданские резчики называют инструмент, придающий изделию более плавные формы) мастер вытачивает игрушку из деревянной чурки. После того, как мастер снял выточенную игрушку или посудину со станка, он отдаёт её красильщице.

Слайд 8

Перед работой, изделия прогревают на печке примерно двенадцать часов. Затем смазывают картофельным клейстером, дают высохнуть и опять крахмалят. Окрахмаленное дерево становится светлым, гладким, краски хорошо ложатся. Через два часа мастерица наводит чёрной тушью контур рисунка. И достаёт яркие анилиновые краски. Сначала кладёт желтую, потом – светло-розовую, потом алую, красную, голубую зелёную, фиолетовую… После нанесения рисунка краскам дают высохнуть, а затем покрывают лаком. Помимо практического значения лаковое покрытие имеет ещё одну функцию – придаёт дополнительную яркость цвету. И всё. Игрушка-тарарушка готова.

Физминутка.  

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Раз, два – спит цветок.

Три  - раскрыли лепесток.

Четыре  – проснулись,

Дружно к солнцу потянулись.

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Детям на слайде предлагают найти изображение, которое не подходит к трём остальным.

Дидактическая игра «Найди матрешку»

Педагог показывает детям полхов-майданскую матрешку и описывает ее: Голова у игрушки чуть приплюснута, у плеч крутой изгиб. Такая форма придает матрешке задорный, удалой вид. У неё нет таких конкретных деталей, как руки, платок, сарафан, кофта. Еще обратите внимание на роспись. Платок на матрешке ярко-красный, юбка — фиолетовая. На голове, по центру платка, голубой трилистник, с желтой сердцевиной, а прямо из-под него — жгучие, кольцами, кудри. Лицо обрамляют “кудри” - подлинная деталь старинного местного наряда. Женщины убирали волосы под кокошник, девицы – под ленты, а вокруг лица в головной убор втыкали “кудри” - чёрные, завитые штопором, пёрышки селезня. Эту интересную бытовую деталь и сохранили мастера в росписи матрешки. Лицо у матрешки слегка скуластое, с нежным румянцем. Глаза чуть сощурены и хитро так посматривают. Самое яркое пятно — ее фартук. Расцвел на нем чудо-букет.

Педагог обращает внимание детей на мольберт и предлагает им найти полхов-майданских матрешек. Ребята играют в игру «Найди матрешку».

П.: Ребята, скажите, с какой росписью вы сегодня познакомились?

Дети: Полхов – Майданской.

П.: Вам понравилась роспись?

Дети: ответы

П.: А что вам запомнилось на занятии?

Дети дают оценку своей деятельности.

Воспитатель: А в заключение мне хочется сказать, что наверное очень приятно иметь дома такую посуду. Играть свистулькой, любоваться и играть красивой матрешкой. И тогда всегда в душе будет радость и хорошее настроение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно – образовательной деятельности в группе общеразвивающей направленности воспитанников седьмого года жизни по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Легоконструирование "ЖИВОТНЫЕ ЖАРКИХ СТРАН"

Программное содержание: Способствовать развитию познавательной активности средствами конструктивной деятельности с помощью конструкторов нового поколения. Способствовать обучению детей создавать...

Календарно - тематическое планирование в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением интеллекта Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие» (лепка)

Неделя,месяц.I этап обучения(старшая группа)II этап обучения(подготовительная группа)1 неделясентябряТема: «Наши любимые игрушки» Побеседовать о школе, Дне Знаний; выя...

Календарно - тематическое планирование в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением интеллекта Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие» (аппликация)

Неделя,месяц.I этап обучения(старшая группа)II этап обучения(подготовительная группа)1 неделясентябряТема: «Натюрморт из фруктов»(яблоко, груша, виноград на тарелке)(монито...