Опыт работы. " Развитие художественно творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования пластилинографию."
статья по рисованию на тему

Савченко Любовь Николаевна

Опыт работы формировался на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад "Тополек". Работа осуществлялась 2 года, в рамках работы кружка " Пластилиновый мир". 

 Реализация ООП в  ДОУ есть разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, на основе индивидуального подхода к детям и специфических видов деятельности.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл savchenko_l.n._statya_dlya_publikatsii.docx22.15 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику-  пластилинография». "

Савченко Любовь Николаевна, воспитатель МБДОУ

 детский сад"Тополек"Москаленского района

Омской области с.Элита

 E-mail:doutopolek2013@mail. ru

  Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения. Тактильная активность, особенно ярко проявляется  детьми, именно при играх с пластилином, напрямую влияет на формирование фантазии. Таким образом, происходит  закладывание базы для развития интеллекта ребёнка.   Все дети талантливы и  необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни.

Существуют разные способы работы с пластилином. Пластилином можно  и рисовать. Это нетрадиционный способ художественной техники называется «пластилинография». «Графия» — создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Центральным моментом моей работы по развитию художественно-творческих способностей является развитие у детей умения выделять и при помощи особых средств оформлять, воплощать в пластичном материале различные образы окружающего мира.

Цель : Развитие художественно – творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами пластилинографии.

Задачи:

-Развивать ребёнка в художественном и творческом плане.

- Развивать общую ручную умелость, мелкую моторику, а также пространственное мышление и воображение.

-Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, формы, композиции.

-Воспитывать самостоятельность, аккуратность, в работе.

Считаю, что развить способности – это, значит вооружить ребенка способом деятельности, дать ему в руки ключ к развитию творческих способностей, создать условия для выявления и расцвета его одаренности. 

Решая поставленную цель и задачи, использую разнообразные методы и приемы:

Наглядные: Демонстрация наглядных средств. Показ способов действий, способов работы, последовательность ее выполнения- этот прием раскрывает перед детьми задачу предстоящей деятельности, направляет их внимание, память, мышление.

Словесные: беседы, загадки, объяснения, вопросы, художественное слово, пояснение, поощрение. Словесные методы и приемы сочетаются с наглядными, игровыми, практическими.

Практические: В развитии творческих способностей ведущая деятельность детей – художественная. Она состоится при условии овладения детьми общими и самостоятельными способами художественной деятельности и направлена на   получение продукта. Ребенок овладевает опытом только тогда , когда сам участвует в практической деятельности. Словесные методы делают практические методы более результативными.

Специфические методы:

-Метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний направлен на формирование эстетического вкуса. Это происходит в сравнении, любовании различными произведениями искусства, в том числе своими результатами творчества.

Любая деятельность предполагает выбор форм  работы с детьми. Групповая – основная форма работы по развитию творческих способностей у дошкольников старшего возраста. Индивидуально работаю с наиболее одаренными детьми, что позволяет дать им дополнительные знания, умения и навыки; расширить возможности в изобразительной деятельности.

Деятельность с детьми целиком проходит в форме игры. Какой малыш не захочет нарисовать букет маме, зайчику собрать морковку, и т.д.. Тем самым мы воспитываем в детях чувство сострадания, отзывчивость, доброту и ответственность. В течении двух последних лет веду кружок "Пластилиновый мир" . Свою кружковую работу провожу во всех возрастных группах один раз в неделю. Освоение  пластилинографии реализовывала в  трёх этапах:

Первый этап- подготовительный, где создавала условия для ознакомления с новой нетрадиционной техникой. Изучила литературу по данной теме, где узнала: какой бывает пластилин, его разновидности, меры предосторожности в работе с ним, какие нужны инструменты, и как правильно подготовить место для работы.     Особенно много полезного я узнала из серии книг Г. Н. Давыдовой, где имеются разработки по работе с детьми, начиная с раннего возраста до подготовительной группы, а также показаны различные аспекты творчески развивающегося потенциала рисования, лепки, и других видов художественной деятельности. Своими знаниями я поделилась с родителями, проведя несколько консультаций и бесед: «Важные советы по работе с пластилином».  «Как выбрать пластилин, его разновидность.» «Работа с пластилином в домашних условиях. Начала работу с младшего возраста, постепенно усложняя композиции. Знакомила детей с простыми приемами изображения: нажим и размазывание.  Изучала с детьми особенности техники с более простых заданий «рыбка», «бабочка»,  «солнышко», «цветочек». Дети изображали  солнце, снег, бусы для мамы, капли дождя и т.д..

Второй этап- основной, продолжение освоения доступных приемов изображения. На этом этапе значение начинает приобретать цвет пластилина, как средство  передачи признаков изображаемых предметов. Детей знакомлю с приемами лепки: раскатывание круговыми и прямыми движениями, сплющивание, вытягивание, вдавливание, смешиваем цвета для получения более светлого или темного оттенка, осваиваем прием «вливания цвета в цвет», налепом и шариковым способом. Также формирую умения детей не выходить за контур рисунка, размазывать пластилин   по всему рисунку, доводить дело до конца, аккуратно, выполнять свои, работы, выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми, действовать по словесному указанию воспитателя.

Третий этап-  обобщение полученных знаний, умений и навыков, что приводит их в целостную систему. Этот этап использую для комбинирования известных способов деятельности, с новыми. Развиваю у детей чувство композиции. На этом этапе отсутствует показ взрослого, широко применяю  модели, схемы, алгоритмы. Формирую умения самостоятельно решать творческие задачи, умение самостоятельно выбирать рисунок для работы, формирую личностное отношения к результатам своей деятельности. Итогом в подготовительной группе стали работы:  "Новый год в лесу", открытка маме на 8-е марта, "Сирень" (ветка, букет)," Яблоневый цвет", "Яблоки на яблоне","Одуванчики".

Использование приемов и материалов нетрадиционной техники позволяют добиваться следующих результатов: дети увереннее работают с пластилином, в итоге нет одинаковых работ; становятся более внимательными; улучшает речевое развитие детей; формируются положительные навыки коммуникативного общения со сверстниками,  развивается волевое усилие (дети стараются выполнить до конца работу и увидеть свой конечный результат),  развиваются сенсорные способности, композиционные навыки, общая и мелкая моторика.

Список  литературы:

1. Давыдова Г.Н. «Пластилинография» - 1,2.3.4 – М.: Издательство  "Скрипторий 2006".

2. Кард В., Петров С. «Сказки из пластилина» - ЗАО «Валери СПб», 1997 – 160 с.») (Серия «Учить и воспитывать, развлекая)

3.Ткаченко.Т.Б.Сторадуп К.И.Лепим из пластилина.-Ростов-н-Д.Издательство» Феникс» 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования

Ум ребенка – на кончиках его пальцев.В.А. СухомлинскийСпособность к творчеству является специфичной особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоиз...

План работы по теме самообразования «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»

«Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».«Истоки способностей и дарования детей – на ...

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования

Нетрадиционные техники позволяют развивать память и фантазию, повышает интерес к учебным мероприятиям. На занятиях по художественному творчеству, дети должны получать не только знания и навыки, а такж...

План работы по теме самообразования «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»

Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятель...

Проект по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

Нетрадиционные техники рисования — это способы создания нового, оригинального рисунка, это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное — с...

План по самообразованию по теме «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

Детский сад «Тополек» - филиал МБДОУ детского сада «Золотой петушок»План по самообразованию по теме«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возрастачерез нет...

План работы по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

Цель: развитие у детей творческих способностей и формирование интереса к нетрадиционному рисованию.Задачи:Развивать интерес к различным техникам нетрадиционного художественного творчества.Прививать...