Использование нетрадиционных приёмов и техник рисования как условие развития творчества дошкольников
методическая разработка по рисованию (старшая, подготовительная группа) на тему

Сухова Ольга Юрьевна

Формирование  творческой  личности – одна  из  наиболее  важнейших  задач   педагогической  теории  и  практики  на  современном  этапе.  Наиболее  эффективное  средство  для  этого – изобразительная  деятельность  ребёнка  в  детском  саду  и  в  школе. 

О  необходимости  предоставления  детям  возможности  творить  писали  ещё  философы  Древней  Греции.  Аристотель  подчёркивал,  что  занятия  по  рисованию  способствуют  разностороннему  развитию  личности  ребёнка.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_po_izo.docx63.69 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования

Государственное учреждение Ярославской области

«Центр оценки и контроля качества образования»

Использование  нетрадиционных  приёмов  и  техник рисования  как  условие  развития  творчества дошкольников

(методическая разработка)

                                                                Суховой Ольги Юрьевны,

                                                                воспитателя ДОУ п. Судоверфь

                      Рыбинский район

                          Ярославская область

                                                       

                                       Рыбинск 2010

Содержание

Введение.…………………………………………………………………………......3

Глава  I.  Проблема  развития  творчества  в психолого – педагогической      литературе………………………………………………………………………….....5

1.1  Педагоги  и  психологи  о  детском  творчестве.   Возрастные особенности развития творческих способностей……………....................................................5

1.2    Использование  нетрадиционных  техник  и  материалов  рисования

 в  развитии развития детского творчества……………………………………..10

Глава  II.   Методические подходы к организации работы по использованию  нетрадиционных  техник и материалов как условия развития творчества………………………………………….................................................15

2.1.Условия развития творчества у детей старшего дошкольного возраста

 в ДОУ п. Судоверфь « Солнышко»………………………………………….…15

2.2.Анализ серии занятий …………………………………………………….....18

2.3.Обсуждение результатов  работы  по  развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста…………………………………….…24

Заключение………………………………………………………………….………30

Литература……………………………………………………………………….….32

Приложение   ...……………………………………………………………..............34

Введение

Актуальность исследования. Проблема  развития  детского  художественного  творчества  приобретает  всё  большее  значение  в  настоящее  время,  когда  усилия  современных  педагогов  и  психологов  направлены  на  достижение  основной цели современного дошкольного  образования –  формирование  творческой личности ребенка.

Для  успешного  решения  этой  проблемы  большое  значение  имеет  развитие  творческих  способностей,  детской  активности  и  самостоятельности. Творческие  способности – далеко  не  новый  предмет  исследования.   Знакомство  с произведениями  искусства,  занятия  различными  видами  художественной  деятельности  создают  для  развития  творчества  детей  особенно  благоприятные  условия.

Исследования  Н.П.Сакулиной,  Т. С. Комаровой, Б.  Джефферсон  показали  связь  между  восприятием  и  деятельностью,  творчеством  и  развитием  художественных  способностей.

Процесс  детского  творчества  не  очень  развёрнут  во  времени.  Творческий  акт   у дошкольника проходит   «на  одном  дыхании».  Ребёнок  даёт  быстрый  разряд  своим  чувствам  и,  по  мнению  Л. Выготского, «творит  в  один  приём».  И  всё  же,  в  нём  есть  определённые  грани,  и  каждая  из  этих  частей  требует  особого  подхода.

Мы  видим,  что  творчество – необходимая  деятельность  для  дошкольника.  Ребёнок  учится,  развивается,  находит  множество  способов  реализовать  свои  идеи  и  замыслы.  Творчество  ребёнка  проявляется  не  только  в  рисовании,  лепке,  аппликации,  но  и  в  игре,  музыке,  жизни.

  Проблема развития творческих способностей, несомненно, актуальна. К сожалению, на наш взгляд, при  достаточном количестве методических пособий, воспитатели недостаточно используют нетрадиционные техники и материалы для изображения различных предметов и композиций, заменяя их классической тематикой и материалами. Мы уверены, даже небольшая замена привычного материала на нетрадиционный, вызывает всплеск  положительных эмоций и творческих проявлений у детей.  

Поэтому целью работы стало создание серии занятий с использованием нетрадиционных материалов и техник рисования для  развития творчества старших дошкольников.

Задачи:

1.На основе анализа психолого – педагогической и методической литературы определить основные понятия творческой  деятельности, выяснить взгляды педагогов на данную проблему.

2.Рассмотреть разнообразные нетрадиционные приемы и техники и определить их место в тематике изобразительной деятельности.

3.Апробировать  серию занятий с использованием нетрадиционных материалов  и обсудить ее результаты

Объект – процесс развития творчества у старших дошкольников на занятиях изобразительной деятельностью.

Предмет – нетрадиционные приемы и техники рисования как условие развития творчества у старших дошкольников.

Теоретической основой  работы стали исследования  Н.П.Сакулиной, Т.С.Комаровой об особенностях детского творчества;  Р. Г. Казаковой о  нетрадиционных  техниках  рисования  с  детьми  дошкольного  возраста, методические рекомендации М.  Казанцевой  и  Т.  Рогаткиной.

Практическая значимость данной работы заключается в возможности использования теоретических материалов и предложенной серии занятий воспитателями дошкольных учреждений, педагогами дополнительного образования.

Глава I.  Проблема  развития  творчества  в  психолого-педагогической  литературе

  1. Педагоги  и  психологи  о  детском  творчестве.  Возрастные особенности развития творческих способностей

Формирование  творческой  личности – одна  из  наиболее  важнейших  задач   педагогической  теории  и  практики  на  современном  этапе.  Наиболее  эффективное  средство  для  этого – изобразительная  деятельность  ребёнка  в  детском  саду  и  в  школе.  

О  необходимости  предоставления  детям  возможности  творить  писали  ещё  философы  Древней  Греции.  Аристотель  подчёркивал,  что  занятия  по  рисованию  способствуют  разностороннему  развитию  личности  ребёнка.  

Об  этом  писали  выдающиеся  педагоги  прошлого:  Я. А. Коменский,  И. Г. Песталоцци,  Ф. Фребель,  многие  русские  преподаватели,  педагоги  и  психологи.  Работы  специалистов  свидетельствуют,  что  художественно-творческая  деятельность  отвлекает  детей  от  грустных  событий,  снимает  нервное  напряжение,  страх,  обеспечивает  положительное  эмоциональное  состояние.  Поэтому  так  важно  включать  в  педагогический  процесс  детского  сада  и  школы  занятия  изобразительным  искусством[14].

Многие  специалисты,  анализируя  детское  творчество  и  выделяя  его  сходство  с  творческой  деятельностью  взрослого  художника,  отмечали  его  своеобразие  и  огромную  значимость.

Е.А. Флерина  указывала: «Детское  изобразительное  творчество  мы  понимаем  как  сознательное  отражение  ребёнком  окружающей  действительности  в  рисунке,  лепке,  конструировании,  Отражение,  которое  построено  на  работе  воображения,  на  отображении  своих  наблюдений,  а  также  впечатлений,  полученных  им  через  слово,  картину  и  другие  виды  искусства.  Ребёнок  не  пассивно  копирует  окружающее,  а  перерабатывает  его  в  связи  с  накопленным  опытом,  отношением  к  изображаемому» [23, c. 181].

И.Я. Лернер  утверждает,  что  творчеству  можно  учить.  Но  этот  процесс  отличается  от  привычного  обучения [13].

Чем  характеризуется  творческая  деятельность  ребёнка?  Обратимся  к  работе  Б. М. Теплова: «Главное  условие,  которое  надо  обеспечить  в  детском  творчестве, - искренность.  Без  неё  все  другие  достоинства  теряют  значение» [8, c. 27].  Главному  условию  отвечают  те  замыслы,  которые  являются  внутренней потребностью  ребёнка.  Но  систематическая  педагогическая  работа,  по  мнению  учёного,  не  может  строиться  с  расчётом  лишь  на  эту  потребность.  У  многих  ребят  её  не  наблюдается,  хотя  при  организованном  вовлечении  в  художественную  деятельность  эти  дети  обнаруживают  иногда  незаурядные  способности.  Следовательно,  возникает  большая  педагогическая  проблема – найти  такие  стимулы  к  творчеству,  которые  рождали  бы  у  ребёнка  подлинное  желание « сочинять» [8].

Психолого-педагогические  наблюдения  за  процессом  детского  художественного  творчества  показывают,  что  создание  изображения  ребёнок,  как  правило,  сопровождает  речью.  Маленькие  художники  называют  воспроизводимые  предметы,  объясняют  поступки  изображаемых  персонажей,  описывают  свои  действия.  

Т. С.  Комарова  писала, что  для  изобразительной  деятельности  необходимо  развивать:  эстетическое  восприятие,  образное  мышление,  воображение,  владение  способами  деятельности,  эмоциональное  отношение  к  объектам  эстетического  характера. Всё  это  составляет  базу  каждого  вида  художественной  деятельности  и  развития  творческих  способностей  у  детей  дошкольного  возраста  [14].

Р. Г. Казакова  проанализировала  влияние  различных  художественных  техник  на  особенности  развития  детского  изобразительного  творчества,  экспериментально  проверила  их  эффективность  для  создания  выразительных  образов,  т. е. для  проявления  и  развития  детской  одарённости  в  рисовании  [9].  

Представленные материалы  свидетельствуют  об  очень  напряжённых  исканиях  в  педагогике,  о  многих  принципиальных  разногласиях  в  трактовке  детского  художественного  творчества  и  путей  его  развития.  Всё  это  говорит  о  большой  актуальности  проблемы,  несмотря  на  то,  что  над  ней  работают  уже  несколько  десятков  лет.

Понятия «творчество», «творческие способности». Возрастные особенности развития творческих способностей

Творчество – целенаправленная  деятельность  человека.  Художественное  творчество  так  же  целенаправленно.  Художественное  творчество  создаёт  ценности  особого  порядка,  и  в  силу  его  специфического  сложного  характера  может  возникать  иногда  мысль  о  его  бессознательности [23].

Но «бессознательное  творчество» - это  гармонический  подъём  психических  процессов:  ощущений,  восприятий,  памяти,  это  слияние  мыслей,  чувств  и  действий  в  одном  эффективно  богатом  волевом  процессе.

В  самом  общем  виде  определение  творческих  способностей  выглядит  следующим  образом.  Творческие  способности – это  индивидуальные  особенности  качества  человека,  которые  определяют  успешность  выполнения  им  творческой  деятельности  различного  рода.

В. А.  Сухомлинский  писал: «Истоки  творческих  способностей  и  дарования  детей  на  кончиках  пальцев,  образно  говоря,  идут  тончайшие  ручейки,  которые  питают  источник  творческой  мысли.  Чем  больше  уверенности  и  изобретательности  в  движениях  детской  руки,  тем  тоньше  взаимодействие  с  орудием  труда,  чем  сложнее  движение,  необходимое  для  этого  взаимодействия,  тем  глубже  входит  взаимодействие  руки  с  природой,  с  общественным  трудом  в  духовную  жизнь  ребёнка.  Другими  словами:  чем  больше  мастерства  в  детской  руке,  тем  умнее  ребёнок»  [22,  с.258].

Особое  значение  для  развития  способностей  детей  в  изобразительной  деятельности  имеет  формирование  перцептивных  действий  ребёнка,  прежде  всего  восприятия  предметов  и  явлений  окружающего  мира.  Исследования  педагогов  и  психологов (Б. Г.  Ананьев,  Л. А. Венгер,  Т. С. Комарова,  Т. В. Лаврентьева,  Э. Г. Пилюгина,  Н. П.  Сакулина,  Е. А. Флерина  и др.)  убедительно  доказывают,  что  детское  восприятие  индивидуально.  

 Особенности  подхода  ребёнка  к  изобразительному  творчеству  определяются  и  тем,  какому  содержанию  он  отдаёт  предпочтение,  какие  предметы  стремится  отразить  в  рисунках,  лепке,  аппликации.  Такие  различия,  как  правило,  проявляются  достаточно  отчётливо  уже  к  пяти  годам,  когда  дети  овладевают  основными  формообразующими  движениями,  что  в  свою  очередь  позволяет  им  свободно  выбирать  тему.  Некоторые  дети  с  большим  удовольствием  изображают  отдельные  предметы.  При  этом  они  достаточно  точно  передают  в  рисунке  не  только  основную  форму  предмета,  но  и  его  строение,  отличительные  особенности,  характерные  детали [19].  

По-разному  относятся  дети  и  к  передаче  в  рисунке  цвета.  Одни  проявляют  к  нему  большой  интерес,  используют  цвет  не  только  как  признак  предмета,  но  и  как  средство  украшения  рисунка.  Однако  ребёнок  не  рождается  фантазёром.  Каждый  педагог  знает:  способность  детей  сочинять,  придумывать,  рисовать  требует  систематического  и  целенаправленного  развития.  Способность  ребёнка  сочинять,  придумывать  основывается  на  развитии  воображения,  то есть по Б.М.Теплову «создании  новых  образов  на  материале  прошлых  восприятий»[3].

Следовательно,  для проявления творческих способностей в процессе  изобразительной  деятельности  необходимо  развивать  у детей:                                                                                                                                                                                                     1.  Эстетическое  восприятие. Учить  их  видеть  эстетические  свойства  предметов,  разнообразие  и  красоту  форм,  сочетание  цветов  и  оттенков.                                        2.  Образное  мышление.  Характеризуя  мышление  ребёнка,  психологи  выделяют  стадии:  наглядно-образное,  наглядно-действенное,  логическое.                                       3.  Воображение,  без  которого  невозможна  ни  одна  художественно-творческая  деятельность, и  которое  развивается  на  основе  комбинирования воспринимаемых образов.                                                                                                                      

 4.  Владение  способами  деятельности.  Только  овладев  способами  деятельности,  ребёнок  чувствует  себя  свободным  и  независимым  в  творческих  проявлениях.  

5.  Эмоциональное  отношение  к  объектам  эстетического  характера (искусство,  жизнь,  природа).  Эмоциональное  отношение  к  художественной  деятельности – это  важнейший  фактор  формирования  у  детей  творческих  способностей  и  эстетического  воспитания  вообще  [17].

Видимо,  этим  объясняется  феномен,  неоднократно  подтверждённый  жизнью:  творческие  способности  проявляются  в  комплексе.  Человек,  пишущий  стихи  и  рассказы,  порой  прекрасно  рисует,  музицирует.  Доказательство  тому – творчество  А. С. Грибоедова,  А. С. Пушкина,  М. Ю. Лермонтова,  Ф. М. Достоевского,  Р. Стивенсона,  В. Шекспира.  Феномен  интегрированного  развития,  проявления  творческих  способностей  объясняется  ещё  возможностью  передавать  образы  объектов  и  явлений  действительности  в  разных  видах  искусства.  

Так  как  элемент  творчества  может  присутствовать  в  любом  виде  человеческой  деятельности,  то  справедливо  говорить  не  только  о  художественных  творческих  способностях,  но  и  о  технических  творческих  способностях,  о  математических  творческих  способностях  и  т.  д.

Особенности  творческих  проявлений  дошкольников  в  разных  возрастных  периодах.  Наблюдая  за  рисованием  детей  3 – 4  лет,  когда  они  только  что  овладели  первоначальной  формой  изображения,  мы  видим,  что  процесс  этот  может  принимать  различный  характер.  

Одни  дети  сосредотачивают  всё  внимание  на  изображении  отдельных  предметов,  их  расположении  в  соседстве  друг  с  другом.  Другие  же  в  первую  очередь  интересуются  выражением  в  рисунке  связного  содержания.

Таким  образом,  и  в  первом,  и  во  втором  типе  рисования  имеются  свои  преимущества.  Одни  дети  быстрее  овладевают  отчётливым  изображением,  понятным  для  окружающих.  Другие  активно  используют  рисование  для  того,  чтобы  выразить  связное  содержание,  у  них  интенсивно  работает  воображение.  Ребёнок  проявляет  свою  индивидуальность  в  своих  творческих  работах,  созданных  при  помощи  воображения,  фантазии.

Дети  5 – 6  лет  чаще  рисуют  на  тему  окружающей  жизни,  больше  всего   опираются  на  впечатления,  которые  они  получили  путём  личного  участия  в  этих  событиях.  Такого  рода  рисование  можно  назвать  рисованием  по  памяти,  и  здесь  работает  воображение  и  проявляется  творчество  ребёнка.  Например:  рисуя  пейзаж,  каждый  ребёнок  видит  его  по - своему  и  поэтому  практический  все  работы  будут  разными.  В  этом  проявляются  особенности  творчества  у  детей  5 – 6  года  жизни.

У  детей  6 -7  года  жизни   уже  возникают  чувства  и  мысли,  которые  мы  можем  назвать «мыслью»  произведения.  У  них  более  бурно  проявляется  фантазия,  они  уже  могут  создать  иллюстрацию  к  прочитанному  воспитателем  произведению.  В  рисунке  могут  выразить  своё  настроение,  настроение  своих  родных  и  знакомых   [12].

Творческие  способности  ребёнка  не  могут  развиваться  сами  собой  без  помощи  педагога.  Поэтому  педагог  должен  заинтересовать  ребёнка.  Существуют традиционные способы и приемы изображения, а также  нетрадиционные  техники и материалы для  рисования. Необычные для изобразительной деятельности и знакомые по другим областям жизни материалы, интересные техники, создающие оригинальные изображения, разнообразят жизнь маленького ребенка, превращая ее в  увлекательную сказку и захватывающее приключение. Здесь  проявляются  фантазия ребенка, пробуждается воображение, способности  самостоятельно мыслить и творить, и главное, детские работы становятся более содержательными, а художественные образы оригинальными и выразительными.

1.2. Использование нетрадиционных техник  и  материалов  рисования   для развития  детского  творчества

 

Процесс  воспитания  и  обучения  ребёнка – это  взгляд  человечества  в будущее.  Мы  живём  в  стремительно  меняющемся  мире,  в  эпоху  информации,  и  уже  не  представляем  нашу  жизнь  без  компьютеров,  спутникового  телевидения,  мобильной  связи,  Интернета  и  т. п.  Человеку  приходится  сталкиваться  с  массой  творческих  задач.  И  это  касается  не  только  профессиональной  или  научной  деятельности,  но  и  бытовой  жизни.

Как  научить  детей  полноценно  жить  в  динамичном,  быстро  изменяющемся  мире?  Педагоги  уже  заметили,  что  стало  куда  труднее  формировать  мнение  ребёнка,  влиять  на  его  мировоззрение.  Налицо  парадокс:  мы  должны  учить  детей  жить  в  мире,  которого  не  знаем  сами, - в  мире  будущего.

В  российском  образовательном  процессе,  существует  направление,  называемое  ТРИЗ - педагогикой.   В  её  основе  лежит  воспитательная  система,  построенная  на  теории  развития  творческой  личности (ТРТЛ).

 Впервые свой вариант задач нового типа для дошкольников и некоторые  нетрадиционные приемы, техники и материалы назвала А.М.Страунинг в начале 90 – х годов 20 века. Она предложила задания на развитие творчества ребенка не только в изобразительной, но и в речевой деятельности.

В  изобразительном  искусстве  под  техникой (от  греческого  technike – искусная  и  techne – искусство,  мастерство)  понимается  совокупность  специальных  навыков,  способов  и  приемов  посредством  которых  используется  художественное  произведение.  Понятию  техники  в  узком  смысле  слова  обычно  соответствует  прямой,  непосредственный  результат  работы  художника  специальным  материалом  и  инструментами (отсюда  техника  масляной  живописи,  акварели,  гуаши,  темперы  и  пр.),  умение  использовать  художественные  возможности  этого  материала;  в  более  широком  значении  это  понятие  охватывает  и  соответствующие  элементы  изобразительного  характера – передачу  вещественности  предметов.  Таким  образом,  под  техникой  рисунка  следует  понимать:  владение  материалами  и  инструментами,  способы  их  использования  для  целей  изображения  и  художественного  выражения  [15].  

Изобразительная  деятельность  в  детском  саду  включает  в  себя  не  только  традиционные  техники  и  приемы  рисования,  но  и  нетрадиционные.  Опыт  работы  свидетельствует:  рисование  необычными  материалами  и  оригинальными  техниками  позволяют  детям  ощутить  незабываемые  положительные  эмоции.  Эмоции,  как  известно, - это  процесс,  и  результат  практической  деятельности,  прежде  всего  художественного  творчества.  Взрослым  необходимо  развить  в  ребёнке  чувство  красоты.  Именно  от  этого  зависит,  какой – богатой  или  бедной – будет  его  духовная  жизнь.

Чтобы  привить  любовь  к  изобразительному  искусству,  вызвать  интерес  к  рисованию,  начиная  с  младшего  возраста,  можно  использовать  нетрадиционные  способы  изображения.  Такое  нетрадиционное  рисование  доставляет  детям  множество  положительных  эмоций,  раскрывает  возможность  использования  хорошо  знакомых  им  предметов  в  качестве  художественных  материалов,  удивляет  своей  непредсказуемостью [7].  

Давайте  рассмотрим  некоторые  нетрадиционные  приёмы  рисования. М.  Казанцева  говорит,  что  в работе  необходимо  использовать  художественные  техники,  которые  можно  рассматривать,  как  упражнения,  развивающие  зрительно – моторную  координацию,  точность  движений  рук.  И  в  этой  ситуации  на  помощь  педагогу  приходят  нетрадиционные  техники  изобразительной  деятельности [10].  

 «Пальцевая  живопись».  Дети  делают  отпечатки  пальцев,  обмакивая  их  в  краску.  Этот  приём  можно  предлагать  самым  маленьким,  так как во  время  рисования  кистью  или  карандашом  в  силу  несовершенства  мускулатуры    рук  малышам  трудно  воплотить  в  работе  свои  замыслы.  Для  детей  постарше  можно  дать  усложнение:  рисование  сразу  несколькими  цветами;  нанесение  отпечатков  ладонью,  боковой  поверхностью  пальца  или  ладони  и  т. д., например, на таких занятиях как: «Цветочная поляна», «Путешествие на морское дно».

«Рисование  по  воску». Этот  приём  помогает  вызвать  интерес  к  рисованию  у  самых  начинающих,  а  заодно – их  рука «учится»  маховым  движениям  кисти,  развивается  координация,  глазомер.  Можно применить такие темы как «Зимний лес», « В лесу родилась ёлочка», «Летняя ночь».  

«Кляксография». Такая  работа  развлекает  детей,  будит  их  фантазию,  творческую  направленность.  На  чистый  лист  бумаги  тушью  или  чернилами  капают  кляксу.  Ребёнок,  держа  лист  на  весу,  слегка  покачивает  его  в  разные  стороны,  стараясь  придать  растекающейся  кляксе  наиболее  интересную  форму. Кистью  или  фломастером  можно  дорисовать  недостающие  детали.  Можно    придумать  фантастический  сюжет.  Например,  космический  пейзаж  с  инопланетянами,  сказочный  зоопарк  или  что-то  ещё – детская  фантазия  не  знает  границ,  если  суметь  её  пробудить.

«Монотипия».  При  рисовании  симметричных  предметов (дерево,  ваза,  бабочка)  предварительно  складывают  лист  бумаги  пополам.  Затем  рисуют  лишь  половину  предмета или также ставят кляксу,  используя  жидкие  краски.  Затем – складывают  лист  по  сгибу,  проглаживают,  разворачивают  и – любуются  сказочной  игрой  цветов, форм, красок. В ходе такой работы развивается  фантазия, пространственное  воображение,  стремление  к  самостоятельному  творчеству,  совершенствуется  понятие  о  симметрии.

«Рисование  солью». Соль  обладает  не  только  интересными  декоративными  возможностями,  но  и  весьма  удобна  в  обращении.  Предварительно  надо  сделать  на  бумаге  набросок.  Смочить  его  водой  с  помощью  кисти,  посыпать  солью,  подождать,  пока  она  вберёт  в  себя  воду,  лишнюю  соль  ссыпать  куда-нибудь.  Когда  всё  подсохнет,  нарисовать  недостающие  элементы  и  раскрасить.  Солью  хорошо  рисовать  стрекоз,  дым,  снег,  птичек,  медуз,  бабочек.

«Шишкой,  маком,  колосочком» – мы  рисуем  на  листочке. Это такой же способ  рисования,  как  и   печатание,  различными  предметами (пробочкой,  поролоновым  тампоном,  обратной  стороной  карандаша,  ладошкой). Выбор  подходящего  материала  предпочтительнее  оставить  за  ребёнком,  дав  ему  возможность  последовательно  испытать  предложенные  формы  на  черновом  листе  бумаги.

Мы  рассмотрели  лишь  часть доступных для дошкольника нетрадиционных  приёмов и материалов   для  рисования.  Научившись  выражать  свои  чувства  на  бумаге,  ребёнок  начинает  лучше  понимать  чувства  других,  учится  преодолевать  робость,  страх  перед  тем,  что  ничего  не  получится. Способности к творчеству, самовыражению делают жизнь ребенка  более насыщенной и  увлекательной.

Выводы  по    главе:

Анализ психолого – педагогической  и методической литературы показывает,  что  важными  условиями  успешного  развития  детского  художественного  творчества являются разнообразие  и  вариативность  форм, тематики и содержания работы с  детьми.    Несомненным условием развития творчества является использование нетрадиционных техник  и  приёмов   рисования. Они  у  ребёнка  фантазию, инициативу, формируют  увлечённость,  ответственность, самостоятельность  в   разработке сюжета композиции рефлексию, помогают концентрации внимания. Решение  творческих  задач  увлекает  дошкольника: ему  приходиться  искать  всевозможные  решения,  изобретать,  придумывать, находить новое применение имеющимся знаниям.

Творчество -  необходимая для  дошкольника деятельность. По мнению исследователей, детское  творчество  способствует    развитию  личности ребенка. Личность, способная мыслить нестандартно,  свободно, по – новому, примет достойное участие в прогрессивном развитии общества. Думать о формировании такой личности, способствовать ее становлению и развитию должны педагоги  дошкольных учреждений и, конечно, родители.

Глава  II. Методические подходы к организации работы по использованию нетрадиционных  техник и материалов для развития творчества дошкольников

2.1. Особенности организации работы по развитию творчества в условиях дошкольного учреждения  пос. Судоверфь

                                                                                                                                           

В дошкольном учреждении  пос. Судоверфь созданы все условия для развития творчества детей.  В старшей  группе находится  уголок рисования, где дети могут посмотреть наглядные пособия (рисунки, выполненные нетрадиционными техниками и приёмами рисования), а так же самостоятельно попробовать себя в рисовании нетрадиционными техниками. В уголке  находятся материалы для рисования разными техниками (восковые мелки, витражные краски, акварель, губки,  жёсткие кисти, палитра, гуашь и т. д.).

Регулярное  столкновение  с  творческими,  исследовательскими  задачами,  в  том  числе  такими,  на  которые  пока  никто  не  знает  ответа,  так  же  необходимо  формирующемуся  уму,  как  витамины – растущему  организму. С  самого  раннего  детства  можно  научить  ребёнка  системно  думать,  решать  задачи  творческого  характера,  придумывать  сказки,  стихи  и  многое  другое.

Предлагая  детям  творческие  задания, мы опираемся  на принципы, предлагаемые  А. А. Гин:

  Принцип  свободного  выбора - В  любом  обучающем  или  управляющем  действии   мы предоставляем ребенку право  выбора, например  на занятии «Мои любимые животные», «Мои любимые и нелюбимые сказочные герои» использовать различные техники рисования, а так же выбирать, кого он будет рисовать.

Принцип  открытости – Мы  предоставляем  ребёнку  возможность работать с  открытыми  задачами (не  имеющими  единственного  правильного  решения).  В  условия  творческого  задания  у детей закладываются  разные  варианты  решения. Например, на занятии «Моё любимое дерево осенью» дети выбирают сами цветовую палитру, техники изображения листвы и стволов деревьев, а так же расположение изображений на поверхности листа.

  Принцип  деятельности - В любое  творческое  задание  мы включаем  практическую  деятельность детей.  

  Принцип  обратной  связи -   Воспитатель  может  регулярно  контролировать  процесс  освоения  детьми  мыслительных  операций (мы задаём детям наводящие вопросы, даём советы по использованию различных техник рисования),  так  как  в  новых  творческих  заданиях  есть  элементы  предыдущих.

  Принцип  идеальности.  Творческие  задания  могут не предполагать использования  специального  оборудования  и  могут  быть  частью  любого  занятия,  что  позволяет  максимально  использовать  возможности,  знания  и  интересы  детей.  

В рамках собственной педагогической деятельности  мы  предлагаем  детям следующую последовательность нетрадиционных приемов и техник, которая, на наш взгляд, будет целенаправленно развивать их творческие способности.

Наиболее доступный   приём  нетрадиционной  техники - это  рисование  пальчиками  и  ладошкой.   Темы  занятий  могут  быть  разные: «Подводное  царство»,  где  дети  рисуют пальчиками   рыб,  водоросли; «Летний  луг»,  дети  рисуют  разные  цветы; «Маленькая  страна»,  где  дети  изображают  жителей  этой  страны -   жучков,  паучков,  гусениц,  бабочек,  муравьёв.  Дети продумывают не только форму предмета, но соотносят ее с формой фаланг или частей ладошек, тем самым развивается наглядно - образное мышление, зрительная память, что составляет основу творческой способности.

Следующая  техника - это «Тычок  жёсткой,  полусухой  кистью».  Темы  занятий: «Моё  любимое  животное»,  где  дети  рисуют  котят,  медвежат,  собак  и  т. д.  «Ёлочка  зимой»,  дети  рисуют  ёлочку  и  тычками  кистью изображают  снег  на  ёлке  и  под  ёлкой.  Дети  продумывают  не  только  форму,  но  и  средства  выразительности,  они  получают  имитацию  фактурности  пушистой  или  колючей  поверхности,  тем  самым  развивается  наглядно – образное  мышление,  цветовосприятие,  зрительная  память,  что  составляет  основу  творческих  способностей.

Далее  следует  несколько  техник  рисования – это  «Оттиск  поролоном, пенопластом,  оттиск  печатками  из  резинки,  оттиск  смятой  бумагой».  Темы  занятий  предлагаем разные,  в  зависимости  от времени  года «Осенний  лес», «Зимний  лес», «Я  люблю  пушистое,  я  люблю  колючее».  Этими  техниками  дети изображают деревья,  кусты,  цветы,  разных  животных, продумывают  форму  предметов.  У  них  развивается  чувство  композиции,  цветовосприятие,  воображение,  наглядно – образное  мышление.

Далее  предлагаем детям  «Монотипию  предметную».  В этой  технике  мы изображаем  симметричные  предметы.  Темы  занятий: «Лес,  отражающийся  в  воде», « Бабочка»,  где дети  продумывают  композицию,  у  них  развивается  наглядно – образное  мышление,  воображение,  цветовосприятие.

 «Кляксография – обычная,  с  трубочкой,  с  ниточкой». Тематика: «Животные,  которых  я  придумал  сам»,  рассматривая  кляксы,  дети  придумывают,  на  какое  животное  они  похожи,  и  дорисовывают  их.  «Необычные  цветы» - дети  выдуванием  из  трубочки  рисуют  ветки,  а  ниточкой  изображают  головки  цветов.  У  детей  развивается  воображение,  наглядно – образное  мышление,  ориентация  на  плоскости  листа,  цветовосприятие.

 «Отпечатки  листьев»,  эту  технику  мы  используем  при  рисовании  в  теме «Деревья  летом», где  дети  печатаньем  листьев  изображают  кроны  деревьев  и  кустарников.  «Перелётные  птицы» - оттиском  печатания  из  листьев  дети  изображают  тельце  птиц,  крылья,  хвост,  а  голову,  ножки  дорисовывают  обычными  способами  рисования.  

Более сложной для детей, требующей изобразительных навыков является техника «Восковые  мелки + акварель».  Темы  занятий, предлагаемых детям-  «Портрет», «Натюрморт»,  «Пейзаж»,  а  также  изображения птиц,  животных,  домов,  транспорта и  т. д.,  Восковыми  мелками  дети  изображают  основные  деталь,  а  акварелью    наносят  фон  уже  готового  рисунка.  У  детей  развиваются  наглядно – образное  мышление,  воображение,  цветовосприятие,  чувство  композиции, закрепляются навыки изображения различных предметов.

 «Свеча +акварель»,  эту  технику  мы предлагаем использовать  при  рисовании  природы «Зимний  лес», «Осенний  лес», «Звёздное  небо». Дети  могут  сначала  нарисовать  свечой  сам  рисунок,  а  затем  закрасить  весь  лист  акварелью,  рисунок  свечой  останется  белым.  Также  дети  могут  натереть    затонированный  лист  свечой  и  рисовать уже  непосредственно  по  свече.  

Техника «Чёрно – белый  граттаж» требует от ребенка довольно сложной подготовительной работы и определенных умений не только изобразительного характера.  Темы  занятий  разнообразны - «Портрет», «Пейзаж», «Подводный  мир», «Мои  любимые  цветы»  и  т. д.  Дети  натирают  лист  плотной  бумаги  свечой,  за  тем  закрашивают  весь  лист  гуашью  смешанной  с  жидким  мылом.  После  высыхания они процарапывают  сам  рисунок,  далее  дорисовывают  недостающие  детали  гуашью.  У  детей    чувство  композиции,  чувство  ритма, закрепляются многие изобразительные умения, что  составляет  основу  творческих  способностей. Ребёнок  находит  множество  решений одной задачи, а это уже яркое проявление творчества в дошкольном возрасте.  

Для обучения  дошкольников нетрадиционным  приёмам  рисования и развития творчества  мы используем разнообразные методы и приемы, которые рассмотрим далее и проанализируем собственную педагогическую деятельность.

2.2.  Анализ педагогической деятельности

Проведение серии занятий  с использованием нетрадиционных техник и приемов была организовано в  подготовительной  группе  ДОУ пос. Судоверфь  с  октября  2009 года  по  май  2010 года. Для создания серии занятий мы использовали методические рекомендации Р. Г.  Казаковой и  М.  Казанцевой,  отобрали  ряд предложенных ими занятий, адаптировав содержание в соответствии с возможностями наших детей, дополнили  серию  авторской тематикой,  продумали  различные  формы  работы (приложение  1).

Работа  организовывалась  с  детьми  в разных формах:  занятие 1  раз    в 2 недели  с подруппой  детей,  индивидуальная  работа  с  детьми, кружковая работа 1 раз в неделю в  вечернее  время,  игры. Проводились выставки детских работ и экскурсии на мини-выставки, беседы, а также давались консультации родителям. Мы отметим лишь некоторые более продуктивные и интересные занятия:

Тема:  Моё  любимое  дерево  осенью.

 Цель  занятия:  продолжать знакомство  детей  с  жанром  изобразительного  искусства – пейзажем;  учить  созданию  различных  образов  деревьев,  кустов,  трав  с  помощью  предложенных  техник.

  Занятие  проводилось  со  всей  группой  детей.  Мы  провели  беседу  об  осени, выяснили, какие  бывают  деревья  в  сентябре,  октябре  и  ноябре.  Дети  вспоминали,  какие осенние  изменения   они  наблюдали.  Мы прочитали  детям  стихотворение  З.  Федоровской «Осень» (приложение 2).  Определили,  какая  листва  бывает   у  деревьев  в  разные осенние месяцы.   Рассмотрели  репродукции с  осенними пейзажами.  

Были  выбраны  нетрадиционные  техники  рисования:  оттиск  печатками,  набрызг  с использованием трафарета,  монотипия.  Мы предложили упражнение с творческим заданием. Дети  сами  выбирали,  какое  дерево, и  какой  месяц  осени  они  будут  рисовать, и в какой технике, так как эти техники  уже  знакомы  детям. Илья В. использовал в своем рисунке смешанные техники, объяснив,  что  ему  очень  интересно  рисовать  не  одним,  а  несколькими  приёмами  рисования. Илье очень  понравилось  работать в технике  «монотипия»,  он    сложил  рисунок  пополам  и  получил  осенний  лес,  который  отражается  в  воде.  Он  один  из  группы  сделал  именно  такой  рисунок и назвал его: «Лес, отражающийся  в озере». Рисунок получился продуктивный и оригинальный. Законченные  рисунки  мы  раскладывали  на  полу  для  просмотра.  Дети  рассматривали, анализировали  рисунки  и  давали  им  название,  объясняли,  что  использование  многообразие  техник  и  красок   делают  их  работы  более  выразительными,  чем-то  похожими  или  не  похожими  на  другие  картины  осени. Затем из работ детей была сделана выставка для родителей, которая привлекла  их внимание. После    занятия  мы  провели  консультацию для  родителей,  где  наглядно  показали,  какие  техники  рисования  они  могут  использовать  дома,   занимаясь  с  детьми.  Показали  эскизы, образцы  с  элементами  техник  рисования,  объяснили,  что  можно  ими  изображать.  Родители остались довольны работами детей.  Интересовались, с какого возраста и какие техники применяются? Просили провести «Мастер класс» с родителями. Что мы с удовольствием и сделали. По стихотворению К.И Чуковского « Закаляка» мы провели «мастер класс» с родителями детей старшей группы. Где родители сами пробовали рисовать разными техниками. « Мастер класс» прошёл замечательно, родители получили большое удовольствие от рисования.

Следующее    занятие  называлось:  «Я  люблю  пушистое,  я  люблю  колючее». Целью  этого  занятия  для  нас  являлось:  воспитание  бережного  отношения  к  животным и эстетического восприятия  через    изображение их  в  различных  художественных  техниках;  упражнение  в  выразительной  передаче  фактуры,  цвета,  характера  животного,  зверя (приложение  2).  

Для  этого  занятия  мы  использовали  техники  нетрадиционного  рисования:  тычок  жёсткой  кистью,  оттиск  скомканной  бумагой,  поролоном. Мы использовали частичный показ способов изображения, демонстрировали образцы, выполненные в разных техниках, чтобы показать выразительные  возможности  данной  техники.

Детям  понравилось  экспериментировать  с  этими  техниками,  каждый  ребёнок  мог  нарисовать,  то  животное,  которое  ему  понравилось  больше.  Тычками  жёсткой  кистью  дети  рисовали  не  только  ёжика,   но  и  придумывали  своих  сказочных  животных.  Оригинальность проявили: Федя А.  нарисовал    сказочного  дракона,  а  Алина К.  лесное  невиданное  животное,  которое  придумала  сама.  Оттисками    скомканной  бумаги  дети изображали      ёжей  и  цыплят.  Поролоном  дети  рисовали  пушистых,  котят,  медвежат,  а  также  использовали  эти  техники  для  создания  фона  рисунка.  Рисовали  траву,  тучки,  солнце.   Дети  проявляли  свои  знания,  интересы.    Предложенное   творческое   задание  в  рисунках детей         имело много разнообразных решений.  При  этом  у  детей  развивалось  чувство  композиции,  бережное  отношения  к  животным,  цветовосприятие,  фантазия.

Дети  остались  довольны  своими  рисунками.  Они  рассматривали  свои  работы,  сравнивали  кто,  что  нарисовал,  объясняли,  какие  техники  использовали.  Алина К. сказала, что рисовать поролоном ей очень интересно. Получается легко, а главное быстро придумала персонажа сказки. С  детьми, Андреем Ф., Аней Г. и Сашей Д.,  которые  не  справились  с  заданием  на  занятии,  была  проведена  индивидуальная  работа  в  вечернее  время. Мы  помогли  детям  довести  работу  до  конца,  ещё  раз  объясняя  и  показывая  техники,  которыми  пользовались  дети  на  занятии.  Некоторые рисунки были очень качественными и оригинальными.  

Следующее  занятие «Мой  портрет» .

Основные задачи: Закрепить  умение  рисовать  портрет  человека, используя имеющийся арсенал нетрадиционных умений в новых условиях. Учить  отображать  в  рисунке     своё  настроение,  особенности  внешности (причёска  и  др.).  Развивать воображение,   чувство  композиции, самостоятельность.

На  этом  занятии  мы  предложили  детям  нарисовать  свой  портрет  нетрадиционными  техниками  (чёрно – белый  граттаж,  восковые  мелки + акварель,  акварельные  мелки).  Дети  восприняли  это  немного  настороженно,  Федя А.  очень  переживал,  что  у  него  может  плохо  получиться,  но  мы  успокоили  его,  что  если  ему  будет  нужна  помощь,  мы  ему  поможем.  Мы  показали  детям  репродукции  портретов,  спрашивали детей о чувствах, которые у них вызывают портреты,  прочитали  стихотворение «Портрет» (приложение2).

В  начале  занятия  дети  внимательно  рассмотрели  своё  отражение  в  зеркале,  определили,  какие  у  них  лица – радостные,  грустные,  весёлые,  серьёзные, поговорили о строении и пропорциях лица.  Затем  мы  продемонстрировали  приёмы  работы  в  разных  техниках, и  дети  сами  выбрали  технику,  какой  будут  работать. Алеся Д.  рисовала  восковыми  мелками   и  акварельными  красками.  Алеся  использовала  восковые  мелки,  как  контуры  овала  лица,   носа,  глаз  губ,  а  акварелью  тонировала  лицо,  раскрашивала  губы,  глаза,  рисовала  волосы.  Она  объяснила  свой  выбор  тем,  что  ей  легко  рисовать,  краска  не  растекается,  и  портрет  получился  аккуратным.  

Федя А.  выбрал  технику «чёрно – белый  граттаж»,  сначала  он  сам  затонировал  лист  картона,  а  когда  тон  высох,  процарапал  овал  лица,  глаза,  губы,  а  чтобы  изображение  получилось  ярким,  добавил  акварель.   Федя  хорошо  справился  с  заданием,  портрет  получился  довольно  интересным,  ярким,  чётким и довольно оригинальным.  После  окончания  занятия,  мы  с  детьми  провели  небольшую  игру:  «Узнай,  кто  нарисовал?»  и «Найди  сходство?».  Детям  понравилось  занятие,  они  радостно  обсуждали  свои  работы,  каждый  ребёнок  объяснил,  почему  он  выбрал  ту  или  иную  технику.  Лучшие  портреты  мы  оформили  на  выставку  детских  рисунков.        

Ещё интересное  занятие «Я  в  подводном  мире»

Задачи: Совершенствовать  умение  работать в  нетрадиционной  изобразительной   технике  -  восковые  мелки + акварель,  отпечатки  ладонью.  Учить  превращать  отпечатки  ладоней   в   рыб  и   медуз,   водоросли.  Развивать  воображение,  чувство    композиции.

Перед  тем,  как  приступить  к  рисованию  подводного  мира,  мы  с  детьми  совершили  небольшую  «экскурсию»  в  подводный  мир.  Рассмотрели  иллюстрации  разнообразных  рыб,  водорослей,  морских  звёзд,  медуз,  посмотрели  видеоматериалы  о  подводном  мире.  Дети  фантазировали,  что  они бы смогли увидеть, опустившись  под  воду.  Дети  рассмотрели  эскизы  рисунков  и  выбрали  техники,  какими  они  будут  работать. Дети с воодушевлением и энергией взялись за дело. Мы оказывали консультационную помощь, давали советы, предлагали картинки с изображением рыб. Никита Б.  рисовал  водоросли  техникой «Кляксография»,  объяснив,  что  водоросли  получаются,  необычные,  как  настоящие,  а  рыб  и  медуз  рисовал,  обведя  кисть  руки,  для  чешуек  рыбок  он  использовал  рисование  пальчиками,  глазки  рисовал  ватной  палочкой.  Оксана К.  выбрала  технику «цветной  граттаж»,  объяснив,  что  эта  техника  ей  нравится  больше  всего,  а  рыбки,  медузы  и  водоросли  получаются  как  в  настоящем  аквариуме.  Оксана   нарисовала и морских  коньков,  при  этом  пользовалась  техникой  рисования  ребром  ладони.

 Рисунки  детей  получились  красочными,  дети  использовали  большую  гамму  цветов,  проявляли  хорошую  фантазию.  Это  занятие  показало  нам,  что  фантазия  детей  безгранична. Каждый  ребёнок  пользовался   нетрадиционными  техниками  более уверенно,  чем  это  было  на  первых  занятиях.  Многие  дети  уже  свободно  владеют  некоторыми  техниками,  самостоятельно  выбирают  сюжет,  используют  большую  палитру  цветов, что говорит о продуктивности наших занятий.  Анализируя   свои  работы, дети четко называют   техники, могут объяснить свой выбор.

Очень увлекательное  занятие  «Звёздное  небо». 

Задачи:  Учить  создавать  образ  звёздного  неба,  используя  смешивание  красок,  набрызг  и  печать  по  трафарету.  Развивать  цветовосприятие.  Упражнять  в  творческом переосмыслении знакомых образов и создании собственного выразительного образа с  помощью  данных  техник.

Перед  началом  нашего  занятия  мы  с  детьми  провели  беседу  о  звёздах,  спросили,  где  же  находятся  звёзды.  Прочитали  детям  рассказ  В.  Бороздина «Звездолётчики».  Вспомнили,  что  в  апреле  есть  праздник,  посвященный  Дню  космонавтики. Рассмотрели  иллюстрации  и  фотографии  звёздного  неба.  Мы  предложили  детям нарисовать звёздное  небо.  Дети  с  радостью  восприняли  наше  предложение.  Мы  приготовили  для  рисования  трафареты  звёзд  разных  размеров.  Никита Б.  затонировал  лист  тёмно – синей  гуашью,  а  когда  он  высох,  сделал  набрызг  жёлтой  и  красной  гуашью.  После  чего  с  помощью  обычной  кисти  он  нарисовал  звёзды. Саша Д.  сделал  небо  синего  цвета,  с  помощью набрызга  изобразил  звёзды,  а так же он  нарисовал  планету  с  помощью  пальчиковой  живописи.  Объяснив  это  тем,  что  он  нечаянно  поставил  кляксу,  и  чтобы  не  испортить  свой  рисунок  решил  сделать  из  неё  планету солнечной системы.  Рисунок получился качественным и оригинальным. Так  с  помощью  фантазии  и  нетрадиционных  техник  ребёнок  исправил  и  дополнил  свой  рисунок.  

Мы  видели,  что  дети  не  теряются,  и,  оказавшись  в  затруднительном  положении,  с  достоинством  из  него  выходили,  проявляя  свою  фантазию  и  изобретательность,  что  и составляет  основу  творческих  способностей.

В  конце  данной серии занятий,  мы  организовали  выставку  лучших  работ  детей  на  тему «Фантазируй  вместе  с  нами!».  На  выставке   были  представлены  работы  детей,  выполненные  разными  нетрадиционными  техниками,  где  дети  показали  свои  умения,  которые  они  приобрели  в  процессе  нашей  работы.

Следует отметить не только эмоциональный подъем детей на каждом занятий, рост инициативы и самостоятельности, стремление создать не только оригинальный, отличный от других образ, но, главное, сделать его выразительным и художественным, насколько это возможно. Даже не имея пока фактического подкрепления результатов данной работы мы видим заметное повышение уровня творчества у  многих дошкольников. Необходимо подтвердить наши предположения  в ходе диагностического обследования.

  1.  Обсуждение результатов  серии занятий по  развитию  творчества у детей старшего дошкольного возраста

Первичная  диагностика  была  организована  в  октябре  2009  года  индивидуально  с  каждым  ребёнком, повторная - в мае  2010 года.

В   работе принимали  участие 10  человек из старшей  группы – все дети одинакового возраста -  5- 6 лет. Эти  дети  постоянно  посещают  дошкольное  учреждение,  практически  не  болеют.

Нами  было  проведено  исследование  по  выявлению  уровня  развития  творчества  у детей старшей группы  по методике    Т. С.  Комаровой.

Для выяснения знаний детей использовалась беседа    о  нетрадиционных  приёмах  рисования.  Детям  были  заданы  вопросы,  какие  нетрадиционные  приёмы  рисования  им  знакомы.  Дети показали разную осведомленность в этом вопросе (приложение 3).  Некоторые  дети  знают  приёмы  рисования  рукой,  пальцами  и  тычками  кусочком  смятой  бумаги,  тычками  полусухой  жёсткой  кистью,  монотипию,  печатание  печатками,  оттиск  поролоном  и  пенопластом, но эти знания неустойчивы, довольно бессистемны, некоторые дети вообще затруднялись в ответах.

Далее мы практическим путем определяли уровень развития творчества по методике Т.С.Комаровой.

Цель:  Определение  уровня  развития  творчества  у  детей.  

Методика  проведения:  детям было  предложено  задание  на  дорисовывание  шести  кругов. Выдавался  стандартный  альбомный  лист  бумаги  с  нарисованными  на  нём  в  два  ряда (по  три  в  каждом)  кругами  одинаковой  величины.  Им предлагалось  рассмотреть  нарисованные  круги,  подумать,  что  это  могут  быть  за  предметы,  дорисовать  и  раскрасить.

Материалы:  альбомные  листы  формата  А4,  восковые  мелки,  цветные  карандаши.

Инструкция:  рассмотреть  нарисованные  круги,  подумать,  что  это  могут  быть  за  предметы,  дорисовать  и  раскрасить,  чтобы  получилось  понятно  и  красиво.

Критерии:

Продуктивность –  

3   балла  -   если оформили  в  образы  5 – 6  кругов;                                    

2 балла - оформили  в  образы  3 – 4  круга;                                                                                                           1   балл   - оформили  в  образы   1 – 2  круга.

Оригинальность – 

3  балла – если дети наделяли  предмет  оригинальным  образным  содержанием,  преимущественно  без  повторов (например,  яблоко  или  мордочки  зверей),  и  использовали  5 – 6  кругов.

 2  балла – если дети  наделяли  образным  значением  3 – 4  круга  и  допускали   буквальное  повторение (например,  мордочка)  или  оформляли  круги  очень  простыми  предметами (шарик,  мяч  и т. д.).

1  балл  - если  дети не  смогли  наделить  образным  решением  все  круги,  задание  выполнили  не  до  конца  и  небрежно,  использовали  всего    1 – 2  круга.

 Качество -     

3  балла – если дети использовали  разнообразную  цветовую  гамму,  тщательно  выполняли  изображения,  были  дорисованы  все  характерные  детали,  было  использовано   5 – 6  кругов;

2  балла – если дети использовали  ограниченную  цветовую  гамму,  ограничивались  лишь  передачей  общей  формы,   использовали   3 – 4  круга

1  балл  - если  дети не  справились  с  заданием,  т. е.  было  использовано  1 -2  цвета,  рисунки  были  сделаны  небрежно,  не  понятно,  что  изображено  на  рисунке,  использовано  1 – 2  круга. 

Оценка  результатов:  задание  оценивалось  по  пяти  уровням:

высокий  уровень  -              9  баллов

уровень  выше  среднего -   7 – 8  баллов

средний  уровень -                5 – 6  баллов

уровень  ниже  среднего –   3 – 4  балла

низкий  уровень –                 0 – 2  балла.

В  таблице  1 (приложение  3) мы  отмечали  уровни  выполнения  заданий  детьми  старшей  группы.  

Результаты первичной диагностики оказались следующими:    из  10  человек  (20 %) -  двое Алеся Д.  и  Таня  П. по  всем  критериям  получили  по  7  баллов,  и  имеют уровень развития творчества выше  среднего.  Пятеро (50 %) детей  получили  от  5  до  6  баллов,  и  имеют  средний  уровень развития творчества.  Трое (30%)  детей  не  до  конца  справились  с  заданием,  получили  3  балла  и  имеют уровень развития творчества  ниже  среднего.  

Делая   качественный  анализ  по  критериям,  мы выяснили:

По критерию  «Продуктивность» - двое  детей (20%) Алеся Д.  и  Таня П.  справились  с  заданием,  оформили  в  образы  5 – 6  кругов, имеют высокие показатели по этому критерию. Шестеро  детей (60%)  заполнили 3 – 4 круга и демонстрируют средние показатели по этому критерию. И  двое  детей (20%):  Оксана К.  и  Андрей Ф.  не  справились  с  заданием,  было  оформлено  всего  два  круга, что дало нам низкие показатели по этому критерию. Средний  показатель по этому критерию – 2 балла,  это    средний  уровень  развития  продуктивности  как показателя творчества у детей.  

До проведения занятий: по критерию «Оригинальность» показатели следующие -  семеро  детей (70%) справились  с  заданием  и  получили  2  балла,  это  средний  уровень;  трое (30%)  не  до  конца  справились,  были  частые  повторы  в  изображении  и  поэтому  получили  по  1  баллу.  В  целом  был  выявлен  уровень  оригинальности - ниже  среднего  - 1.7  балла.

До проведения серии занятий: по критерию «Качество» -  пятеро  детей (50%) аккуратно  оформляли  и  закрашивали  круги,  но  использовали  не  достаточную   цветовую  гамму,  поэтому  мы  поставили  им  средний  балл 2;  пятеро  детей (50%) не  очень  аккуратно  оформляли  свои  круги,  закрашивали  не  до  конца,  использовали  один,  два  цвета,  поэтому  мы  поставили  им  1  балл.  В  целом  нами  был  выявлен  общий уровень  развития критерия «Качество» у детей – ниже  среднего - 1.5.

После проведения серии занятий - мы наблюдаем следующие изменения: количественный  анализ  диагностики  показывает,  что  из  10  человек  обследуемой  группы (10 %) -  Алеся Д. по  всем  критериям  получила  высшее  количество  баллов  9,  и  имеет  высокий  уровень.  Пятеро (50 %) детей  Таня,  Федя,  Алина,  Илья,  Аня  получили  от  7  до  8  баллов,  и  имеют   уровень  выше  среднего.  Четверо (40%)  детей  Андрей,  Никита,  Оксана,  Саша  не  до  конца  справились  с  заданием,  получили  от  5  до  6   баллов  и  имеют  средний   уровень.

Обобщив  и  проанализировав  данные  проведённой  первичной   диагностики,  мы  выявили  следующее,  до проведения серии занятий:

-   у  большинства  детей  не  достаточно развито  воображение;

-  не  все   дети  используют  разнообразие  цветовой  гаммы;

-  не  все  дети  продемонстрировали умение активизировать   представления в образы,  соотнося  их  с  поставленной  задачей;

-  большинство  детей  не  могут  аккуратно  закрашивать  изображения.

Полученные  данные  свидетельствовали  о  необходимости  проведения  целенаправленной  работы  по  развитию  творческих  способностей и  воображения. Нами была составлена серия и организована работа в течение всего учебного года. Проведение серии занятий  способствовали позитивным изменениям в развитии творчества.

Сравнивая результаты после проведения серии занятий, мы видим:

  • высокий  уровень  увеличился с  0%  до  10%, этот уровень показал 1 один ребенок,
  • уровень  выше  среднего увеличился  с  20%  до  50%, его   продемонстрировали 5 детей.  
  • Средний  уровень  уменьшился  с  50%  до   40%.  
  • Уровень  ниже  среднего  уменьшился  с  30%  до  0%,  низкого  уровня  не  выявлено 0% (приложение 4).  

Диагностическое исследование после проведения серии занятий.  В  таблице  2 (приложение  3) также приведены средние показатели по всем критериям

Критерий «Продуктивность»-  шестеро  детей  (60%) Алеся Д.,  Таня П.,  Алина К..  Федя А.  Илья В.  Аня Г.  справились  с  заданием,  оформили  в  образы  все  6  кругов,  получив  при  этом  3  балла. Это высокий показатель по этому критерию.  Четверо  детей (40%)  не  до  конца оформили  свои  круги,  получили  по  2  балла. Это средний показатель. В  целом,  повторно выявлен  уровень  продуктивности  2.6  балла,  что  выше  среднего. Мы видим несомненное положительное изменение в показателях, так как ранее он составил  2  балла.

Критерий «Оригинальность»: -  двое  детей (20%) Алеся Д.  и  Илья В.  справились  с  заданием  и  получили  по  3    балла. У  этих  детей  почти  не  было  повторений,  работы  были  оригинальными. Мы  выявили  у  них  высокий  уровень;  восемь  детей (80%)  неплохо  справились  с  заданием, проявляли оригинальность, но были  небольшие  повторы.  У  некоторых  детей  нечётко  выражены    элементы  в  изображениях,  поэтому  эти  дети  получили  по  2  балла,  что  составляет  средний  уровень.  В  целом  был  выявлен  уровень  оригинальности – выше  среднего  2.2  балла, по сравнению с предыдущей диагностикой – 1,7  балла.

По критерию «Качество»:  четверо  детей  (40%) Алеся, Федя, Алина, Таня  аккуратно  оформляли  и  закрашивали  круги,  использовали   большую  цветовую  гамму,  - получили высокий  балл 3;  пятеро  детей (50%)  использовали  не много  цветов,  есть  небольшие  ошибки  в  закрашивании,  но  в  целом  работы  неплохие,   поэтому  мы  поставили  детям  2  балла,  что  соответствует  среднему  уровню.  Один  ребёнок  имеет  уровень  ниже  среднего,  т. к.  не  смог  справиться  с  заданием  полностью. В  целом  нами  был  выявлен  уровень  качества –  выше  среднего  2.3  балла, а ранее  было  выявлено  1,5  балла (приложение  4).    

Организованное  обучение  под  руководством  педагога способствовало  повышению  уровня  развития  творчества у  детей  старшего  дошкольного  возраста.  Дети  имеют достаточное  представление  о  нетрадиционных  техниках  рисования  и  свободно  ими  пользуются,  могут   самостоятельно выбирать  сюжет,  применяя богатую цветовую   гамму,  хорошо  ориентируются  на  плоскости  листа,  соблюдают  пропорции,  умеют  анализировать  и  оценивать  свои  работы,  спокойно  воспринимают  критику  своих  сверстников. Исходя  из  полученных  данных,  можно  с  уверенностью  сказать,  что  общий  уровень  развития  творческих  способностей  обследуемой  группы  детей  по  результатам  контрольной  диагностики  является  выше  результатов  констатирующего  эксперимента, что является подтверждением нашего предположения о том, что использование нетрадиционных техник и приемов рисованием может стать эффективным условием для развития творчества у дошкольников

Заключение

Наверное,  все  педагоги  знают,  как  важно  на  занятиях  изобразительной  деятельности, чтобы детям  было  интересно,  чтобы  их  лица  излучали  радость,  а  глаза  горели  восторгом. Тогда изобразительная деятельность будет по-настоящему продуктивной и даст пищу не только для рук, но и для ума. Опыт  показывает,  что  одно  из  наиболее  важных  условий  успешного  развития  детского  художественного  творчества – разнообразие  и  вариативность  техник и приемов работы  с  детьми  на  занятиях.

Мы  рассмотрели возможности  развития  творчества дошкольников  на  основе  использования  нетрадиционных  приёмов и техник   рисования.  И  с  уверенностью  можем  сказать,  что    разнообразие  техник  и  приёмов  в  нетрадиционном  рисовании действительно  формируют  у ребенка много  разных  качеств.  Это  и  фантазия,  и  самостоятельность  в  разработке сюжета какой-либо  композиции,  а  также  увлечённость  деятельностью, умение нестандартно мыслить, используя имеющиеся знаний в новых условиях.

В процессе разработки данной темы мы решили следующие задачи:  

1.  Проанализировали  психолого – педагогическую  и  методическую  литературу,  и  определили  основные  понятия  творческой  деятельности,  а  так  же  выяснили  взгляды  педагогов  на  данную  проблему.  

2.     Рассмотрели  разнообразные  приёмы  и  техники,  

3.    Составили  и  апробировали  серию  занятий  с  использованием  нетрадиционных  материалов и техник для  развития  творчества  у  дошкольников.  

Таким  образом,  результаты  нашего  исследования  показывают,  что

  • использование  серии занятий с нетрадиционными материалами и техниками  
  •  тщательный отбор  тематики и содержания обучения,
  •  использование эффективных приемов обучения позволяют стимулировать процесс развития творчества у детей старшего дошкольного возраста.

Результаты  подтверждают,  что использование нетрадиционных техник и приемов рисования может являться эффективным условием развития творчества у детей. И это проблема решаема в условиях дошкольного учреждения.

Значит,  поставленные задачи решены, цель достигнута.        

Данные теоретические материалы и практические наработки могут быть использованы педагогами дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования для организации целенаправленной работы по развитию творчества у  детей посредством использования нетрадиционных техник и приемов рисования.

Список литературы

  1.   Белобрыкина  О.    Почему  ТРИЗ  буксует  в  детских  садах. // Дошкольное  воспитание // -  1997 г. № 2. -  с. 2.
  2.  Белобрыкина  О. Возможности  ТРИЗ  в  организации  детского  досуга. // Дошкольное  воспитание//  - 1998 г. № 3.  -  с. 45.
  3.   Богат   В.   Некоторые   практические   вопросы  ТРИЗ.   // Дошкольное  воспитание//  -  1998 г. № 1 -  с. 59.
  4.  Борисова  Е.    Развиваем  творческие  способности. // Дошкольное    воспитание//  -  2002 г. № 2 -  с.2.
  5. Ветлугина, Н. А.  Художественное  творчество  и  ребёнок. - М.:  Педагогика,  1992 г. - 287с.
  6. Гин  А. А.  Приёмы  педагогической  техники. -  М.: Педагогика, 2007
  7. Ильина  А.    Рисование  нетрадиционными  способами.  // Дошкольное  воспитание//  - 2004 г. № 2. -  с. 48.
  8. Игнатьев  Е. И.  Психология  изобразительной  деятельности  детей. - М.:  П., 2001 г. – 35с
  9. Казакова  Р. Г.   Рисование  с  детьми  дошкольного  возраста. М.:  Творческий  Центр  Сфера,  2007 г.
  10.  Казанцева  М.   Опускаем  пальцы  в  краску.   //  Обруч//  -  2007 г. № 5. -  с.  20.
  11.  Комарова  Т. С.   Диагностика  изодеятельности  детей  6 – 7  лет.  //Обруч»  - 2007 г. № 1. -  с. 24.
  12.  Комарова  Т. С.    Изобразительная  деятельность  в  детском  саду.  - М.:  Мозаика-синтез.  2006 г. – 174с.  
  13. Комарова  Т. С.  Детское  художественное  творчество.  - М.:  Мозаика-синтез.  2005 г. - 117с.
  14.  Комарова  Т. С.  Изобразительное  творчество  дошкольников  в  детском  саду. -  М.: « Педагогика»,   2008 г. - 118 с.
  15.  Комарова  Т. С.  Обучение  детей  технике  рисования. - М.:  АО «Столетие»,  2004 г. - 140с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для старших дошкольников "Дошкольникам о дорожных знаках"

Обучающая презентация для детей старшего дошкольного возраста по реализации и освоению области "Безопасность"...

Социально – личностное развитие дошкольника в воспитательно – образовательном пространстве посредством профориентационной работы с младшими дошкольниками, воспитатель Тихонова Людмила Аркадьевна

В данной методической разработке исследуется педагогический аспект проведения профориентационной работы в период начального детства. Профориентация рассматр...

Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.

Практический материал по воспитанию культуры поведения  дошкольников. Представлен  в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо

Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1.   «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...

Перспективное планирование по теме «Что может герб нам рассказать» /Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию дошкольников.

В документе представлено перспективное планирование по патриотическому воспитанию дошкольников для старшей и подготовительной группы....

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

информация для родителей "Речевая компетентность дошкольников", "Художественно-эстетическое воспитание дошкольников старшего дошкольного возраста","Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников"речи

материал для оформления информационных стендов на тему: "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников", "Речевая компетентность дошкольников", "Худ...