Проект "Декоративно-прикладное искусство. Филимоновская игрушка"
проект по рисованию (старшая группа) на тему

Савина Екатерина Александровна

Вид проекта: творчески – информационный

Продолжительность: краткосрочный

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатель, родители.

Срок реализации: три недели

Актуальность проекта: В условиях современного общества, главными  приоритетами в воспитании ребенка являются  его раннее развитие и обучение для обеспечения успешности и процветания во взрослой  самостоятельной жизни. А такие категории, как нравственность, патриотизм и  духовность занимают далеко не первые места.
Недаром говорится: «Дети – наше будущее». И каким оно будет, зависит от нас взрослых: родителей, педагогов, общества в целом. Необходимо создавать такие условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму. Так как привычки и ценности, заложенные в детстве, станут духовно-нравственным фундаментом для принятия жизненно важных решений в будущем.
Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы  сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям.
Духовный, творческий патриотизм надо прививать с детства и тогда это станет неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Необходимо организовывать такие мероприятия, которые формируют у дошкольников систему знаний о русской народной культуре, закладывают основы патриотизма, любовь к малой родине, людям труда разных профессий. В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и в первую очередь народная игрушка.  «В народной игрушке народ отдает ребенку свою любовь и ласку, свою веселость и смех, свои думы и знания, свое умение – в этом большая сила ее влияния на ребенка. Через народную игрушку кто-то совсем близкий и ласковый говорит с ребенком правдиво, мудро» Е.А. Флерина. В основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой недостаточно раскрыты условия формирования творческого воображения у детей. Поэтому необходима практическая разработка условий, оптимизирующих процесс развития художественных способностей и творческого воображения у детей.

Цель:

Формирование патриотических чувств у детей в процессе ознакомления с декоративно – прикладным искусством – филимоновской игрушкой, как вид народного творчества.

Задачи:

Образовательные:

•     Познакомить детей с декоративно – прикладным искусством – филимоновской игрушкой;

·        Познакомить с этапами изготовления Филимоновской игрушки;

•     Формировать умение использовать элементы филимоновской росписи.

Развивающие:

•     Развивать чувство цвета, композиционные умения;

•     Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.

Воспитательные:

•     Воспитывать любовь к народному творчеству;

•     Воспитывать уважение к работе народных мастеров;

•     Воспитывать эстетические и этические чувства;

•     Воспитывать любознательность.

 

Этапы проведения проекта:

Подготовительный этап.

•     Сбор информации и подготовка методической литературы по теме проекта.

•     Оформление серии выставок для детей по русским народным промыслам.

•     Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.

•     Составление перспективного плана работы над проектом.

•     Консультация для родителей (папка-передвижка) на тему: «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»; «Художественно – эстетическое воспитание детей в семье».

Основной этап – познавательный, практический.

•     Проведение тематических занятий.

•     Изготовление  народных игрушек, поделок, рисунков.

•     Проведение занятий, бесед (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных) на тему: «Из истории филимоновской игрушки».

•     Экскурсия в виртуальный музей народных промыслов в сети интернет.

•     Чтение сказок, былин и литературных произведений о декаративно – прикладном искусстве.

•     Заучивание стихов, поговорок, пословиц, загадок.

 

Заключительный этап

•     Выставка «Мы народные умельцы».

•     Презентация проекта родителям.

 

Виды деятельности. Пути реализации.

 

Игровая деятельность

•     Дидактические игры: «Обведи и раскрась», «Собери целое», «Продолжи рисунок».

Ознакомление с окружающим

•     Беседы: «Народные игрушки», «Путешествие к мастерам Филимоновской игрушки».

Развитие речи

•     Активизировать словарь: завиток, тычок, элемент, филимоновская игрушка, ярмарка, коробейник.

Художественная литература

•     Чтение стихов: М. Г. Смирнова «Красная девица»; Л. Гулыга «Пёстрый хоровод»; чтение потешек об игрушках, пословиц и поговорок о труде.

•      Заучивание стихов.

•      Загадывание загадок.

ФЭМП

•     Ориентировка на листе бумаги (рисование, аппликация).

•      Умение складывать из частей целое, дидактическая игра «Собери целое».

Изобразительная деятельность

•      Раскрашивание плоскостных силуэтов красками: «Волшебные лошадки», «Сказочные птицы».

•     Лепка: «лошадка», «козлик», «Барыня, няня, водоноска».

 

Планируемые результаты проекта:

•     Сформировать представления о социо-культурных ценностях нашего народа, о народно-прикладном искусстве. Дети научатся создавать игрушку своими руками и расписывать ее народными узорами;

•     Выставка филимоновской игрушки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Филимоновская игрушка47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №162»

Паспорт проекта

для детей подготовительной группы

«Декоративно – прикладное искусство. Филимоновская игрушка»

Подготовила: воспитатель

Жукова Е.А.

Сухиничи, 2016

Вид проекта: творчески – информационный

Продолжительность: краткосрочный

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатель, родители.

Срок реализации: три недели

Актуальность проекта: В условиях современного общества, главными  приоритетами в воспитании ребенка являются  его раннее развитие и обучение для обеспечения успешности и процветания во взрослой  самостоятельной жизни. А такие категории, как нравственность, патриотизм и  духовность занимают далеко не первые места.
Недаром говорится: «Дети – наше будущее». И каким оно будет, зависит от нас взрослых: родителей, педагогов, общества в целом. Необходимо создавать такие условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму. Так как привычки и ценности, заложенные в детстве, станут духовно-нравственным фундаментом для принятия жизненно важных решений в будущем.
Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы  сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям.
Духовный, творческий патриотизм надо прививать с детства и тогда это станет неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Необходимо организовывать такие мероприятия, которые формируют у дошкольников систему знаний о русской народной культуре, закладывают основы патриотизма, любовь к малой родине, людям труда разных профессий. В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и в первую очередь народная игрушка.  «В народной игрушке народ отдает ребенку свою любовь и ласку, свою веселость и смех, свои думы и знания, свое умение – в этом большая сила ее влияния на ребенка. Через народную игрушку кто-то совсем близкий и ласковый говорит с ребенком правдиво, мудро» Е.А. Флерина. В основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой недостаточно раскрыты условия формирования творческого воображения у детей. Поэтому необходима практическая разработка условий, оптимизирующих процесс развития художественных способностей и творческого воображения у детей.

Цель:

Формирование патриотических чувств у детей в процессе ознакомления с декоративно – прикладным искусством – филимоновской игрушкой, как вид народного творчества.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить детей с декоративно – прикладным искусством – филимоновской игрушкой;
  • Познакомить с этапами изготовления Филимоновской игрушки;
  • Формировать умение использовать элементы филимоновской росписи.

Развивающие:

  • Развивать чувство цвета, композиционные умения;
  • Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к народному творчеству;
  • Воспитывать уважение к работе народных мастеров;
  • Воспитывать эстетические и этические чувства;
  • Воспитывать любознательность. 

Этапы проведения проекта:

Подготовительный этап.

  • Сбор информации и подготовка методической литературы по теме проекта.
  • Оформление серии выставок для детей по русским народным промыслам.
  • Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.
  • Составление перспективного плана работы над проектом.
  • Консультация для родителей (папка-передвижка) на тему: «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»; «Художественно – эстетическое воспитание детей в семье».

Основной этап – познавательный, практический.

  • Проведение тематических занятий.
  • Изготовление  народных игрушек, поделок, рисунков.
  • Проведение занятий, бесед (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных) на тему: «Из истории филимоновской игрушки».
  • Экскурсия в виртуальный музей народных промыслов в сети интернет.
  • Чтение сказок, былин и литературных произведений о декаративно – прикладном искусстве.
  • Заучивание стихов, поговорок, пословиц, загадок.

Заключительный этап 

  • Выставка «Мы народные умельцы».
  • Презентация проекта родителям.

Виды деятельности. Пути реализации.

Игровая деятельность

  • Дидактические игры: «Обведи и раскрась», «Собери целое», «Продолжи рисунок».

Ознакомление с окружающим

  • Беседы: «Народные игрушки», «Путешествие к мастерам Филимоновской игрушки».

Развитие речи

  • Активизировать словарь: завиток, тычок, элемент, филимоновская игрушка, ярмарка, коробейник.

Художественная литература 

  • Чтение стихов: М. Г. Смирнова «Красная девица»; Л. Гулыга «Пёстрый хоровод»; чтение потешек об игрушках, пословиц и поговорок о труде.
  •  Заучивание стихов.
  •  Загадывание загадок.

ФЭМП

  • Ориентировка на листе бумаги (рисование, аппликация).
  •  Умение складывать из частей целое, дидактическая игра «Собери целое».

Изобразительная деятельность

  •  Раскрашивание плоскостных силуэтов красками: «Волшебные лошадки», «Сказочные птицы».
  • Лепка: «лошадка», «козлик», «Барыня, няня, водоноска».

Планируемые результаты проекта:

  • Сформировать представления о социо-культурных ценностях нашего народа, о народно-прикладном искусстве. Дети научатся создавать игрушку своими руками и расписывать ее народными узорами;
  • Выставка филимоновской игрушки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками на неделю в средней группе. «Народно-прикладное искусство- Дымка. Филимоновская игрушка».

В данном материале представлены 7 образовательных областей: "Познание", "Коммуникация", "Художественное творчество", "Физическая культура", "Социализация", "Чтение художественной литературы", "Труд". ...

презентация Знакомство детей дошкольного возраста с художественно-прикладным искусством Филимоновская игрушка

старейший народный русский художественный промысел, сформировавшийся в Одоевском районе Тульской области. Свое название получил от деревни Филимоново. Впервые упоминается в древних летописях XVI века....

Творческая работа на тему: «Развитие художественного творчества детей среднего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства (Ознакомительное занятие по рисованию на тему «Филимоновская игрушка»)»

Важное место в современном  воспитании детей принадлежит художественно-эстетическому развитию.Творчество в детстве , несет в себе огромную роль в развитии и ребенка . Через творчество, ребенок зн...

Консультации для родителей «Филимоновская игрушка — жемчужина народного искусства»

Сколько восторга способна подарить филимоновская игрушка-свистулька даже маленькому ребенку! Свистеть можно на все лады. А это так здорово поднимает настроение! Простая интересная забава, называемая м...

Методическая разработка итогового занятия по ознакомлению с изделиями декоративно-прикладного искусства на тему: «Роспись силуэтов Филимоновской игрушки» для старшей группы.

Методическая разработка итогового занятия по ознакомлению с изделиями декоративно-прикладного исскуства на тему: "Роспись силуэтов Филимоновской игрушки"....

Презентация на тему "Знакомство детей с народно- прикладным искусством. Филимоновская игрушка"

Цель презентации познакомить детей с народно-прикладжным искусством, Филимоновской игрушкой....