Конспект НОД по декоративному рисованию в подготовительной к школе группе «Знакомство с жостовской росписью. Рисование каймы»
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему

Хирная Юлия Алексеевна

(За основу взято Грибовская с.107)

 

Программное содержание:

Познакомить детей с жостовской росписью, ее основным мотивом — букет на черном фоне, композиционным решением, колоритом. Учить видеть многослойность росписи, выделять кайму, ее варианты. Учить детей рисовать варианты каймы на полосе, тонкой кистью прямые линии, завитки и т.п. Развивать чувство ритма. Воспитывать любовь к народному декоративно-прикладному искусству.

Оборудование:

Наглядное: Жостовские подносы, иллюстрации с ними.

Раздаточное: полоски черного цвета 5x20 см, гуашь желтая или золотая.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 067_zhostovo.docx23.27 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект 67

Конспект непосредственно образовательной деятельности в группе общеразвивающей направленности воспитанников седьмого года жизни

по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

Вид: продуктивная деятельность (Рисование декоративное, приобщение к искусству)

Тема: «Знакомство с жостовской росписью. Рисование каймы»

(За основу взято Грибовская с.107)

Программное содержание:

Познакомить детей с жостовской росписью, ее основным мотивом — букет на черном фоне, композиционным решением, колоритом. Учить видеть многослойность росписи, выделять кайму, ее варианты. Учить детей рисовать варианты каймы на полосе, тонкой кистью прямые линии, завитки и т.п. Развивать чувство ритма. Воспитывать любовь к народному декоративно-прикладному искусству.

Оборудование:

Наглядное: Жостовские подносы, иллюстрации с ними.

Раздаточное: полоски черного цвета 5x20 см, гуашь желтая или золотая.

Ход НОД.

Вводная часть.

Выставка жостовских подносов.

Воспитатель знакомит с новым видом народного искусства - жостовской росписью.

Рассказ воспитателя

Сначала лаковые подносы делали на Урале, в Нижнем Тагиле. Позднее, в XIX веке, подносы стали изготовлять в Подмосковье, в селе Жостово. Сначала делают заготовки из жести разной формы (круглые, квадратные, прямоугольные, с неровными краями, их называют гитарные). Долго подготавливают для росписи. Мастера все цветы рисуют по нескольку раз, сначала они светлые, намечается рисунок, потом накладывается один слой, второй, и так много раз, пока не получится настоящий цветок. Мастера рисуют цветы, букеты, гирлянды, натюрморты и т.д. Затем подносы покрывают лаком, чтобы они блестели. А букет как бы лежит на подносе.

Педагог читает детям стихотворение «Жостовский поднос» Натальи Матвеевой:

Поднос из Жостова – великое творенье.

Не каждый знает путь его изготовленья.

Оттачивалось то нелёгкое уменье

Из века в век, из поколенья в поколенье.

Листу железа мастер для начала

Задуманную форму придавал.

И чтоб готовая поверхность засияла,

Её он черным лаком заливал.

Чтоб на подносе рисовать потом,

Он подмалёвку начинал.

И строил форму, и объём,

И цветовую гамму намечал.

И вот уже на черном, гладком поле

Прекрасные букеты расцвели.

И тоненькие, гибкие травинки

Со всех сторон цветочки оплели.

Борта подноса по краям

Орнамент мелкий украшает.

И под конец отделанный поднос

Умелец ярким глянцем покрывает

Педагог предлагает рассмотреть подносы и ответить на вопросы.

  • Какие изделия вы видите?
  • Что вы чувствуете, когда видите эти изделия?
  • Что делает их красивыми?
  • Какие элементы больше всего выделяются?
  • Для чего нужно это изделие?
  • Из чего оно сделано? Из каких материалов?
  • Какие цвета присутствуют в росписи? Красиво ли сочетание цветов? Какие цвета (оттенки) самые главные?
  • Какие элементы повторяются в росписи?
  • Какие элементы в росписи главные? Почему?
  • На какую геометрическую форму похожи элементы росписи?
  • Где чаще можно увидеть это изделие?

Ребята, по краям подносов нарисована кайма. На маленьких подносах тонкая золотая линия. На больших подносах рисунок каймы бывает очень сложным.

Рассматривание разных подносов.

— На что похожа кайма? (Капельки, дужки, завитки, волнистые линии и т.п.).

— Как можно изобразить эти элементы?

Веселой змейкой вьется Тонкая кайма.

Капельками, дужками Украшена она.

Воспитатель предлагает нарисовать кайму на полоске бумаги Воспитатель показывает рисование сложных узоров для каймы, называет их: капельки, облачко и т.д.

Физминутка «Алые цветы»

Наши алые цветки                                Медленное разгибание паль-

распускают лепестки.                         цев из кулачков.

Ветерок чуть ДЫШИТ,                        Покачивание кистями рук

лепестки колышет.                                 вправо-влево.

Наши алые цветки                                Медленное сжимание паль-

закрывают лепестки,                         цев в кулачки.

Головой качают, ТИХО засыпают...        Покачивание кулачков вперед-назад.

Основная часть.

Дети рисуют. Воспитатель помогает конкретными советами, вопросами, пояснениями. Воспитатель напоминает, если потребуется, об аккуратности,  о технических приемах рисования Заключительная часть.

Организуется выставка работ детей. Педагог с детьми рассматривает все узоры.

- Ребята, понравилась ли вам эта роспись?

- Что бы вы в ней изменили?

Выбрать самые необычные варианты каймы.

Вы послушайте, ребята

 Вам частушки буду петь

 На изделия такие

 Ох, любо дорого смотреть.

В подмосковной-то деревне

 Под названьем Жостово

 Удалые мастера

 Ох, занимались росписью.

Белоснежные ромашки

 На подносы нанесли

 Розы, маки, незабудки

 Ох, тут же рядом расцвели.

Рукодельным подмастерьям

 Было некогда скучать

 Лучше не было веселья

 Ох, чем подносы рисовать.

Те подносы выставлялись

 Аж за тридевять земель

 Ими долго любовались

 Ох, Монреаль, Нью-Йорк, Брюссель.

Это дело продолжают

 Мастера и в наши дни

 В поле черное сажают

 Ох, распрекрасные цветы.