Конспект интегрированного занятия: "Русская матрёшка" /старшая группа/
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

Баклушина Людмила Михайловна

Посрдством обогащения знаний детей о возникновении матрёшки, развивать у детей особенности  росписи русских матрёшек, 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение                    «Детский сад № 12»                                                                                Конспект интегрированного занятия в старшей группе:«Русская матрёшка»       Составила  воспитатель: Баклушина Л.М.                                                         Цель: Приобщать детей к национально-культурным традициям посредством углубления и расширения знаний о матрёшке – символе русского народного искусства.                                                                 Задачи: 1.Обобщить и закрепить у детей знания об истории возникновения, видах и особенностях росписи русской деревянной куклы.                           2. Завершить с детьми изготовление плоскостной игрушки – матрёшки, активно и творчески  используя в работе ранее усвоенные способы и приёмы изображения.                                                                                          3. Воспитывать у детей художественный и эстетический  вкус.                                                                  Предварительная работа: Беседы о творчестве русских народных мастеров; рассматривание иллюстраций с изображением разных видом матрёшки: Семёновской; Полхов – Майданской; Сергиево – Посадской /Загорской/; Воронежской; рассматривание элементов росписи; изготовление заготовок плоскостных игрушек – матрёшек.                                                                                   Ход занятия.                                                                                                                  – Ребята, я предлагаю вам отправиться на экскурсию в магазин сувениров и посмотреть, какие сувениры там продаются. Сегодня  я  буду вашим экскурсоводом. Итак, в путь!                                                                                            1- й ребёнок: Магазин « Матрёшечка»! Не беда, что крошечный,                          Сувениров  много здесь – каждому по вкусу есть!                                                           - Какой красивый магазин! Ребята, какие сувениры здесь есть?                                    2- й ребёнок: Хоть матрёшки небольшие, они очень славные!                                    Все цветами расписные. А одна – заглавная!                                                                   3-й  ребёнок: Эти куклы все с сюрпризом.  Посмотрите-ка внутри:                              У матрёшек – невеличек живут младшие сестрички!                                                    - Матрёшка – удивительная игрушка. Ребята, как вы думаете, почему  деревянную куклу назвали  «Матрёшкой»?                                                                     - Одни историки утверждают, что это имя произошло от распространённого на Руси женского имени Маша, другие – что это название ведёт начало от другого женского имени – Матрёна. Есть загадка:              «Кто я такая? У меня два отца и ни одной матери!»                                                        - Токарь - игрушечник Василий Звёздочкин  выточил первую матрёшку, а художник Сергей Малютин расписал. Первая матрёшка состояла из 8 кукол, изображающих девочек и мальчиков и держала в руках петуха.                     Из каких пород деревьев делают матрёшек? Делают матрёшек из берёзы,      

липы, лиственницы, срубленных весной. Древесину для работы мастера берут самую качественную, без сучков и трещин, выдерживают в течение  2 -3 лет, затем на станках вытачивают матрёшек.                                                           Матрёшка является символом России, но своей красотой она покорила весь мир. Туристы увозят с собой домой Матрёшек, как память о нашей стране.             – Ребята, как в России появилась матрёшка?                                                                - Матрёшке уже более 100 лет. Есть много версий, как родилась матрёшка.         Русские мастера переодели матрёшку в русский сарафан с передником, на голову повязали платок, нарисовали глазки, щёчки, и назвали Матрёшкой.             *Пальчиковая гимнастика: «Мы весёлые матрёшки»                                                       - Мы весёлые матрёшки – ладушки, ладушки!                                                               На ногах у нас сапожки – ладушки, ладушки!                                      Дети              В сарафанах наших пёстрых – ладушки, ладушки!                        выполняют     Мы похожи, словно, сёстры – ладушки, ладушки!                          движения   Мы весёлые матрёшки – ладушки, ладушки!                                    по тексту          Хороши у нас одёжки – ладушки, ладушки!                                                                 Кружимся мы и танцуем – ладушки, ладушки!                                                             Хоровод водить мы будем – ладушки, ладушки!                                                                 - Ребята, в разных местностях были свои особенности костюма, отсюда и разное название Матрёшек.                                                                                         *Сергиево – Посадская /или Загорская/ Матрёшка.                                                       1- й ребёнок: Я – Загорская Матрёшка – Всех на свете краше!                                    Мне художниками дан - яркий русский сарафан!                                                                           Знаменит платочек мой, разноцветною каймой!                                                                 - В городе Сергиеве Посаде Московской области есть центр по изготовлению матрёшек, отсюда и название Матрёшки – Сергиево – Посадская или Загорская по названию близ лежащего села – Загорск. Матрёшки из Сергиева Посада имеют приземистую форму: «верх» плавно переходит в утолщённую нижнюю часть. Эти матрёшки всегда в сарафанах рубахи – с вышивкой. Платки Матрёшек украшает роспись. Фартук рисуют не всегда. Расписывают Матрёшек яркими гуашевыми красками, покрывают лаком. В руках Матрёшки – какой-либо предмет: корзинка, букет цветов, хлеб и соль, самовар и прочее.                                                             2- й ребёнок:* Семёновская игрушка:                                                                                - Из города Семёнова я в гости к вам пришла,                                                           Букет цветов садовых в подарок принесла.                                                                    Город Семёнов Нижегородской области, как и Сергиев Посад, считается одним из основных центров по росписи Матрёшек. Матрёшки из Семёнова имеют большую стройность, «верх» резко переходит в утолщённый «низ».

При росписи Матрёшек мастера используют 3 цвета: красный, жёлтый и синий. Основой  композиции в росписи Семёновской матрёшки считается фартук, на котором изображён пышный букет цветов, который несколько ассиметричен, смещён вправо. Расписывают Семёновских матрёшек анилиновыми красками, затем лакируют. Семёновская матрёшка отличается своей вместительностью – в неё вкладывают до 15 – 18 кукол. Именно в Семёнове была выточена самая большая 72-х метровая Матрёшка, высота которой была  1 метр, а диаметр – 0,5 метра.                                   * Физкультминутка: / выполнение движений по тексту/                                                                                                            - Мы матрёшки – расписные крошки, у нас розовые  щёчки.                                         Мы   матрёшки – расписные крошки, у нас чистые ладошки.                                        Мы матрёшки – расписные крошки, у нас модные причёски.                                       Мы матрёшки – расписные крошки, у нас пёстрые платочки.                                       Мы матрёшки – расписные крошки, у нас красные сапожки.                          3-й ребёнок:* Полхов – Майданская матрёшка:                                                   - Я Матрёшка из Майдана, могу стать звездой экрана.                                                Украшен мой наряд цветами, с сияющими лепестками,                                                   И ягодами разными: спелыми и красными.                                                                     Форма Полхов -  Майданской матрёшки более вытянутая. У этих матрёшек нет платка с завязанными концами, сарафана и  фартука. Вместо этого – условный овал на двухцветном поле. На голове полушалок с цветами. При росписи матрёшек чаще используют малиново-красный, зелёный и чёрный цвета.                                                                                                                             4-й ребёнок: *Воронежская матрёшка:                                                                             - Рубаха, чёрная понева, яркий ситцевый платок.                                                          Это кукла из Воронежа! Смело скажет вам знаток.                                                       Воронежская кукла появилась в конце 60-х годов прошлого века. «Мамой» Воронежской матрёшки  стала Елена Матвеевна. Мастерскую она вместе с мужем Владиславом организовала прямо в квартире на кухне. По форме матрёшка напоминает пасхальное яйцо, что символизирует жизнь, бесконечность рода человеческого. Яйцеобразная форма получилась случайно, однажды она увидела бракованную матрёшку слишком округлой формы и вверху  немного с сучком. На голове яркий ситцевый платок с цветами. Белая рубаха с вышивкой, часто ромбом, который символизирует солнце. Чёрная понева /юбка/ с красными лилиями, образующими клетки – символизирует чернозём и зелёные наделы. В костюме присутствует три цвета: белый, чёрный и красный. В настоящее время всё большее распространение получает авторская матрёшка, когда художники одновременно комбинируют в одной матрёшке элементы разных видов матрёшек. Используются декоративные мотивы росписи: палеха, хохломы.

5-й ребёнок: - Ох, и русские матрёшки, хороши, не рассказать!                              Очень  любят с ними дети  в нашем садике играть!                                                       - Ребятки, давайте пройдём в мастерскую. Именно в мастерских художники украшают свои сувениры росписью. Посмотрите, мастера оставили свои работы незаконченными. Давайте поможем им закончить работу над сувенирами. Будьте аккуратны и помните, что в любом деле лучшие помощники – тишина и терпение.                                                                           – А сейчас, мастера, за работу всем пора!                                                                     Мастера, скорей за дело: украшай матрёшек смело!                                                                 / дети украшают матрёшек узорами и размещают на полках магазина/.                                                                                   *Дидактическая игра: «Собери матрёшку» /дети собирают из частей матрёшек и определяют,  к какому виду  они относятся/.                                                                           *Подведение итогов.                                                                                                         – Ребята, вам понравилось изготавливать плоскостных кукол – матрёшек?                                                                       - Что интересного вы узнали о матрёшке?                                                                          - Сувениром  какой страны является Матрёшка?                                                          - Зато, что вы помогли мастерам украшать матрёшек, они угощают вас сладкими призами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия "Русская берёза"

Конспект интегрированного занятия по познанию и художественному творчеству....

Конспект интегрированного занятия "Русский сувенир"

Конспект интегрированного занятия по народному декоративно - прикладному искусству...

конспект интегрированного занятия "Русская изба"

Интегрируется с областями: коммуникация, социализация, здоровье, физическая культура, музыка, художественное творчество, безопасность...

Конспект интегрированного занятия "Русские народные сказки"

Закрепить знания народных сказок, создавать радостное настроение, вызывать у детей положительные эмоции...

Конспект интегрированного занятия «Русская матрёшка»

Конспект занятия по декоративно прикладному творчеству в средней группе...

Конспект интегрированного занятия "Русский колокольчик"

Цель  занятия: ознакомление детей с предметами русской старины, формирование представления о колокольных звонах....

интегрированное занятие "Русский народный костюм" старшая группа

в рамках проведения недели "Народы  Крыма", мною был состален конспект "Русский народный костюм"...