Проект «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»
проект по рисованию (младшая группа) по теме

Самодин Анастасия Николаевна

  Воспитатели Самодин Анастасия Николаевна, 

                         Новикова Елена Анатольевна. 

                         МАДОУ "Сказка",  г. Когалым

Пояснительная записка

 

«Раздвиньте свои границы! Я всегда делаю то, чего я не умею, чтобы этому научиться.»

                                                                                                                                (Пабло Пикассо)

                                                                                           испанский художник и скульптор (1881—1973)

 

 

В начале учебного года, после проведения педагогического мониторинга, наше внимание привлек процесс самостоятельного рисования детей, что и стало «толчком» при выборе темы проекта.

Ведь, у детей младшего дошкольного возраста еще не сформированы графические навыки и умения, что мешает им выражать в рисунках задуманное, поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И, вследствие этого, у многих детей исчезает желание рисовать.

Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом.

Ведь не стоит забывать, что во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому во время работы важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами стало разнообразие материалов и техник, которые мы использовали.

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно - продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное.

В процессе всех видов изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации) ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное - создавая изображение, ребенок приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем, в процессе работы он осмысливает новые качества предметов, овладевает изонавыками, умениями, учится осознанно их использовать.

Свобода творческого выражения дошкольника определяется не только образными представлениями и желанием передать их в рисунке, но и тем, как он владеет средствами изображения. Усвоение детьми в процессе обучения различных вариантов изображения, технических приемов будет способствовать их творческому развитию.

Применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании; материалах, их свойствах, способов действий с ними.

Нетрадиционная техника не позволяет копировать образец, что дает ещё больший толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности.

Ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.

А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.

 

Тема проекта: «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста».

Тип проекта: групповой (работа с детьми и их родителями);

 Вид проекта: творческий.

Сроки реализации проекта: октябрь 2016г. – апрель 2017г.

Участники проекта: Новикова Елена Анатольевна, Самодин Анастасия Николаевна – воспитатели, дети – второй младшей группы, родители воспитанников.

Целевая группа: дети дошкольного возраста от 3 до 4 лет.

Цель проекта: Развитие интереса и творческих способностей у детей дошкольного возраста к художественной деятельности с помощью нетрадиционных техник рисования.

Задачи проекта:

• Познакомить детей младшего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности.

• Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами.

• Побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования (рисование пальчиками и ладошкой и т. д.) .

• Привлечь внимание родителей к образовательному процессу и содействовать знакомству с нетрадиционными техниками рисования; стимулировать совместное творчество с детьми.

• Способствовать развитию навыков взаимодействия со взрослым и доброжелательных отношений со сверстниками;

•  Развитие воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления, концентрации внимания;

• Развитие мелкой моторики пальцев рук, тактильной чувствительности, познавательно-коммуникативных навыков, обогащение и активизация словаря.

• Расширение и обогащение художественного опыта;

• Формирование коммуникативных навыков, поддержание у детей самостоятельности;

• Развитие эмоциональной сферы ребенка.

 

Новизна проекта заключается в совместном использование традиционных и нетрадиционных техник рисования, разнообразии материалов.

 

Этапы реализации проекта

1.Подготовительный (информационно-накопительный)

Подготовка к работе педагога:

-анализ методической литературы;

-подготовка необходимого оборудование и материала для дальнейшей работы с детьми;

-подборка иллюстраций по теме;

-разработка перспективно-тематического плана работы с детьми, конспектов.

 

Реализация проекта осуществляется в совместной деятельности педагога и детей в ходе режимных моментов. Занятия проводятся во второй половине дня на протяжении 10-15 минут, что никак не повлияло на программное содержание «Художественно-эстетического развития» согласно рабочей программы для детей второй младшей группы.

В реализуемом проекте используется сюрпризный момент, сюжетная линия и введение персонажа, что обеспечивает устойчивую мотивацию детей для работы и усиливает их интерес к процессу рисования. Главный персонаж – Матрена-искусница, которая познакомила детей с материалом для их дальнейшей работы и подарила волшебный сундучок. Ребята постепенно доставали из сундука предметы, изучая новые техники рисования, используя этот материал. Отношения, что складываются между педагогом и детьми на протяжении всего проекта, можно назвать партнерскими. Именно позиция «на равных» делает детей более ответственными и самостоятельными. Совместно с педагогом дети изучали новый материал для работы, делились предположениями и догадками как его использовать

Очень важно, до начала работы с красками, напомнить детям с правила поведения:

- работать следует неспеша и аккуратно, чтобы не испачкаться;

- по окончанию работы кисточку следует вымыть, и вытереть об салфетку;

- не следует брызгаться водой и красками;

- после окончания занятий обязательно вымыть руки с мылом.

 

 Ожидаемые результаты.

Для детей:

-овладению дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами

-использование воспитанниками нетрадиционных форм рисования в свободной художественной деятельности;

-проявление активного интереса к художественной деятельности;

-разнообразить художественный опыт родителей для совместного использования с детьми в домашних условиях;

-установление дружеских отношений между детьми.

Проектная деятельность развивает не только способности детей, но и помогает педагогу развиваться как творческой личности.

Ожидаемый результат для педагога:

-внедрение новых форм работы;

-повышение теоретического и профессионального уровня через овладение метода проекта в работе с детьми;

-установление тесных взаимоотношений с родителями своих воспитанников.

Практический этап

                                                        Перспективный план работы

Месяц

Название занятия

Задачи

Материал

Октябрь

«Гостья рукодельница»

Познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования; Развивать интерес к рисованию с помощью различных материалов.

Формировать социально-коммуникативные навыки при пользовании красками.

Сундук с художественными материалами с помощью которых дети будут знакомиться с нетрадиционными техниками рисования.

Ноябрь

 

Техники тычка (ватными палочками)

 

«Осеннее дерево»

Познакомить детей с рисованием ватной палочкой (техника тычка); Развивать творческое воображение; Формировать умение передавать свои наблюдения в рисунке.

Уточнить знания детей о сезонных изменениях в природе.

Тонированный лист бумаги с изображением дерева, краска- желтая, красная, ватные палочки.

«Ягодки»

Формировать умение детей рисовать на ветке ягодки (пальчиками); Воспитывать аккуратность при работе с красками; Развивать чувство композиции.

Тонированный лист бумаги с изображением кустика, краски, ватные палочки.

Декабрь

 

Кляксография

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисование пальчиками

 

 

 

«Клякса»

Познакомить с изобразительной техникой – раздувание;

Развивать цветовосприятие, воображение, творческие способности;

Воспитывать желание создавать интересные, оригинальные рисунки.

Развитие сильного ротового выдоха; обучение умению дуть через трубочку; активизация губных мышц

Краски, бумага, трубочка для коктейля, кисти, непроливайки.

«Новогодняя гирлянда»

Развивать интерес к рисованию;

Познакомить с техникой рисования пальчиками;

Воспитывать аккуратность при работе с красками.

Развивать тактильную чувствительность.

Бумага с изображением волнистой линии, краски, салфетки, кисти, непроливайки.

Январь

 

Рисование пальчиками

 

«Воздушные шарики»

Совершенствовать умение рисовать пальчиком; Развивать художественное Восприятие, чувство композиции и цветовосприятие.

Бумага с изображением велосипеда, краски, салфетки, кисти, непроливайки.

 

Февраль

 

 

 

Томпонирование (поролоновый тампон).

 

«Облака, белокрылые лошадки..»

Познакомить детей с новой техникой;

Упражнять детей в рисовании поролоновым тампоном;

Развивать чувство композиции, творческое воображениее.

Губки, тонированные листы бумаги, палитра с белой краской, салфетки.

«Цыпленок»

Закрепить умение детей рисовать поролоновым тампоном;

Формировать умение создавать художественный образ цыпленка   с помощью техники томпонирования;

Продолжать формировать умение детей правильно пользоваться кистью, дополняя рисунок деталями.

Губки, тонированные листы бумаги с изображением травы, палитра с желтой краской, салфетки, кисточки, краски, непроливайки.

Март

 

Рисование ладошкой

 

 

 

 

 

 

Использование печатки

 

 

«Аленький цветочек»

 

Формировать умение делать отпечатки ладони;

Воспитывать аккуратность при работе с красками;

Развивать творческое воображение.

Формировать умение правильно пользоваться кисточкой.

Краски, кисточка, бумага, салфетки, непроливайка.

 

«Варежка»

Развивать координацию движений рук, мелкую моторику;

Воспитывать эмоциональную отзывчивость, чувство соопереживания;

Формировать умение пользоваться печатками для изображения форм на рисунке.

Варежка, самодельные печати-звездочки, палитра с белой краской, салфетки.

Апрель

 

Использование печатки

«Весна пришла»

 

Совершенствовать умение пользоваться печатями;

Развивать творческое воображение, чувство композиции, мелкую моторику;

Продолжать формировать умение изображать на бумаге собственные наблюдения;

Бумага с изображением дерева, самодельные печати, палитра с зеленой краской, салфетки.

«Весна пришла» (продолжение)

Закрепить умение рисовать ватными палочками, работать аккуратно с красками;

Формировать творческие способности детей.

Развивать координацию движений рук и пальцев.

Бумага с изображением дерева, ватные палочки, краски, салфетки.


Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых. Поэтому в проекте делаем акцент на совместную работу с родителями. Важно вовремя раскрыть перед родителями способности каждого ребёнка и дать соответствующие рекомендации, которые помогают им развить творческие способности своих детей. Для родителей были проведены мастер-классы по рисованию ватными палочками, губками, и мастер-класс, с использованием соли и муки. По окончанию проекта была организована выставка совместных работ родителей и детей с использованием наиболее понравившейся техники рисования.

 Детей очень привлекают нетрадиционные материалы, чем они разнообразнее, тем интереснее с ними работать… Поэтому ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволило не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствовало развитию творческого воображения.

В настоящее время ребята овладели многими нетрадиционными техниками (рисование пальчиками, рисование ладошками, оттиски пробкой, печатками, рисование ватными палочками, губками, кляксография), у них сформировался четкий интерес к изобразительному искусству, что проявляется в самостоятельной деятельности, а родители стали проявлять более активный интерес к образовательному процессу и совместным работам с детьми. А самое главное- детские работы стали более интересными, разнообразными, что соответствует основной цели проекта.

 

 Дети - это наше будущее! Важно помнить, что детские годы являются очень важными. То так, как они пройдут, зависит от родителей и педагогов. Именно мы должны помочь малышам развиваться активными, самостоятельными и творческими личностями.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_netraditsionnye_tehniki_risovaniya.pptx2.27 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

«Раздвиньте свои границы! Я всегда делаю то, чего я не умею, чтобы этому научиться» Пабло Пикассо

Слайд 3

Задачи: • Познакомить детей младшего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности. • Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами. • Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования; стимулировать их совместное творчество с детьми.

Слайд 4

«Гостья - рукодельница»

Слайд 5

«Осеннее дерево» Техники тычка (ватными палочками)

Слайд 6

«Ягодки» Техники тычка (ватными палочками)

Слайд 7

«Клякса» ( к ляксография )

Слайд 8

«Новогодняя гирлянда» Рисование пальчиками

Слайд 9

«Воздушные шарики»

Слайд 10

«Облака, белокрылые лошадки..»

Слайд 11

«Цыпленок» Рисование поролоновым тампоном

Слайд 12

«Аленький цветочек»

Слайд 13

«Варежка» использование печатей

Слайд 14

«Весна пришла»

Слайд 15

Мастер-класс «Сбережем лес вместе»

Слайд 16

Мастер-класс «Зимнее дерево»

Слайд 17

Мастер-класс «Одуванчик»

Слайд 18

Совместная деятельность родителей и детей в домашних условиях

Слайд 21

Выставка работ с использованием нетрадиционных техник рисования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста

В истории педагогики проблема творчества всегда была актуальной во всех видах деятельности, в том числе и  изобразительной. Многие психологи и педагоги считали, что  детскую изобразите...

Методическая разработка по рисованию по теме: Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.

В данной разработке рассказывается о нетрадиционных техниках рисования, которые полезны и интересны для детей дошкольного возраста....

Методическая разработка: «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»

Ознакомление детей с жанрами живописи, с приемами рисования в традиционной и нетрадиционной форме на занятиях в течение учебного года и вне занятий.Младший и средний возраст....

«Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста».

…Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника, иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своем труде.Огюст Роден...

«Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Изобразительная...