Материл из опыта работы "Игра на детских музыкальных инструментах как средство развития музыкальных способностей старших дошкольников"
методическая разработка по сценарий праздника (старшая группа) по теме

панкевич инна сергеевна

Материл о музыке, музыкальных инструментах, композиторах. Построенный на слушание музыки, на играх, загадках, рассказах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon inna_otkrytyy_urok.doc45.5 КБ
Microsoft Office document icon inna_otkrytyy_urok.doc45.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

        МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «СКАЗКА»»

МАТЕРИЛ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Образовательная область: «Музыка»

 

Пояснительная  записка.

Автор конспекта – Панкевич Инна Сергеевна, музыкальный руководитель МБДОУ «Сказка» №151 города Краснодара. Стаж работы 10лет. Квалификационная категория – высшая.

  Данная непосредственно образовательная деятельность проведена в подготовительной группе, в которой воспитывается 24 ребенка: 10 мальчиков и 14 девочек.

  Основные задачи музыкального воспитания в подготовительном дошкольном возрасте: продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера. Способствовать дальнейшему формированию певческого голоса, развитию навыков движения под музыку. Обучать игре на детских музыкальных инструментах. Знакомить с элементарными музыкальными понятиями.

  Вся работа строится с учетом календарно – тематического планирования и плана образовательной нагрузки. Количество непосредственно образовательной деятельности по музыкальному воспитанию в неделю – 2, в месяц – 8 и в год – 72. Комплексная программа: Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Раздел «Музыкальное воспитание» представлен достаточно широко, отражая все направления: слушание, пение, песенное творчество, музыкально-ритмические движения,  развитие танцевально-игрового творчества,  игра на музыкальных инструментах. На занятиях используется разнообразный демонстрационный материал, богатый музыкальный репертуар, живое звучание музыки и голоса.

  Цель занятия. Учить детей чувствовать настроение через восприятие музыки, пение, движение. Развивать творчество в движении, расширять кругозор, воспитывать эстетический вкус.

  Занятие включает слушание, пение, музыкально-ритмические движения и игру на детских музыкальных инструментах. На занятии решаются образовательные,  развивающие и воспитательные задачи.

  В ходе занятия применяются наглядные, игровые, словесные методы обучения, используются приемы демонстрации, показа, объяснения.

  Широкий спектр методов и приемов способствовал тому, что на протяжении всего занятия дети были активны и заинтересованы.

  Программное содержание. Продолжать знакомить детей с музыкой П.И. Чайковского. Познакомить с историей создания музыкального сборника «Детский альбом» и некоторыми музыкальными произведениями из него, научить определять характер и настроение прослушанной музыки. Побуждать детей двигаться в соответствии с характером музыки.

  Атрибуты: цветы, яркие бабочки на нитках, импровизированные круглые клумбы с большими цветами.

  Музыкальные инструменты: треугольники, колокольчики, бубны, деревянные ложки, трещотки, хлопушки.

Ход занятия

Звучит фрагмент  «Вальс цветов»  П.И. Чайковского. Дети входят в зал и рассаживаются.

  Музыкальный руководитель. Дети, кто написал эту удивительную музыку? (Ответы детей.) Да, это музыка Петра Ильича Чайковского, великого русского композитора. Жил он более ста лет назад, но музыка его звучит и сегодня! Об этом и мечтал Петр Ильич.

                                  Он желал бы всеми силами души

                                  Чтобы музыка его распространялась,

                                  Чтоб она баюкала в тиши,

                                  Чтобы с нею вместе улыбались,

                                  Чтоб она печали отвела,

                                  Напоила путника в дороге,

                                  Он хотел, чтоб музыка была

                                  Утешеньем, радостью, подмогой.

                                                                           (С.  Дроздова.)

Ребята давайте возьмем вот эти красивые цветы и исполним  музыкальную композицию под музыку «Вальс цветов» Петра Ильича Чайковского.

        Дети берут цветы и встают в два круга. Звучит музыка П. И. Чайковского «Вальс цветов» из балета « Щелкунчик». Дети исполняют танцевальную импровизацию.

  Музыкальный руководитель. Только что в вальсе кружились, будто ожившие розы, гвоздики…Из какого балета эта волшебная музыка? (Ответы детей.)

   Верно. Петр Ильич Чайковский написал три балета: «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик». Отрывки из этих сказочных балетов мы с вами слушали в исполнении симфонического оркестра.

   А теперь прошу внимания! Сейчас я предлагаю вам поиграть в «музыкальную угадайку»! Послушайте загадки о музыкальных инструментах симфонического оркестра.

                                  Зовут его красиво, звонко,

                                  Но не Татьяна и не Марфа

                                  А звуки нежны, струны тонки

                                  Наш инструмент зовется…

Дети. Арфа!

Музыкальный руководитель. В симфоническом оркестре ее голос самый главный,

                               Самый нежный и певучий, коль смычком проводишь плавно

                               Голос трепетный, высокий узнаем мы без ошибки.

                               Назовите-ка, ребята, инструмент волшебный…

Дети. Скрипка!

                               Веселая птичка в орешнике пела,

                               Лесного ручья где-то струйка звенела.

                               А может, в траве колокольчик звенел?

                               А может, не птичка, а ветер свестел?

                               Веселую, звонкую песенку лета

                               Пропела волшебная дудочка…

Дети. Флейта!

Музыкальный руководитель. Смычком по струнам проведу

                               И сразу в сказку попаду.

                               Мне дивный инструмент поможет:

                               Звучать по-разному он может:

                               То нежно, ласково, легко,

                               То низко, сочно, глубоко.

                               Он звуком бархатным поет

                               И сразу за душу берет.

                               Не контрабас и не свирель,

                               Зовут его…

Дети. Виолончель.

Музыкальный руководитель. Последняя загадка самая трудная.

                                Инструмент как пианино,

                                Но гораздо меньше он.

                                Вместо струн внутри пластины,

                                Слышен нежный перезвон,

                                Если клавиш кто коснется.

                                Как же инструмент зовется?

Дети. Челеста!

Музыкальный руководитель. Правильно, молодцы! Мы с вами знаем, что именно Петр Ильич Чайковский впервые в России использовал этот музыкальный инструмент. А привез Петр Ильич Челесту из Франции.

Кстати, композитор Чайковский много путешествовал по разным странам.  Он знал и любил русские песни и всегда старался запомнить или записать полюбившиеся незнакомые народные напевы, услышанные в исполнении простых людей - печника, булочника, крестьянки.

 Давайте попробуем представить, как осеннею порой задумчиво шел по алее Петр Ильич Чайковский. Настроение у него было грустное, печальное, тоскливое. И подумал Петр Ильич: « А не поехать ли мне в деревню, посмотреть, как народ веселится?» Только подумал об этом - и настроение у него сразу переменилось. Быстро собрался и поехал по дороге, припорошенной первым ноябрьским снежком.

   Звучит фрагмент музыкального произведения «Ноябрь» из цикла «Времена года».

Музыкальный руководитель. Приехал композитор в деревню, а там народ как раз на посиделки собрался. Вот только гармонист опаздывает. Ничего, на ложках себе подыграем. Взяли ложки и завели хоровод.

  Дети берут ложки и исполняют хороводную песню «Как у наших у ворот».

Музыкальный руководитель. Сплясали да на лавки сели. А тут и музыканты пришли, поздоровались со всеми, а Петру Ильичу поклонились с особым почтением. Они знали, что он – композитор, который сочиняет красивую музыку. Он к ним еще прошлым летом приезжал, все с блокнотом ходил да русские песни записывал.

  Хорошо летом в деревне, а особенно вечером! Вышли парни да девушки погулять, себя показать!

   Дети встают в круг и исполняют хоровод «Во поле береза стояла».

Музыкальный руководитель. Вдруг комаров налетело видимо – невидимо! И давай люди от комаров отбиваться: по плечам, по бокам, по коленям! (Обращается к детям) Покажите как. (Дети хлопают себя по плечам, по бокам, по коленям.)

Музыкальный руководитель. Быстрей! Быстрей! А тут и музыканты возьми да заиграй!

  (Напевая мелодию («Камаринской», музыкальный руководитель продолжает себя хлопать по коленям, плечам и т.д. Дети выполняют то же.) Ух! (Останавливаются.) Вот и пляска получилась – «Камаринская»!  Однако «Камаринская» и по сей день звучит да людей веселит! Да и Петр Ильич Чайковский ее нотами записал и поместил в сборник музыкальных пьес для детей, который называется…

Дети.  «Детский альбом»!

Музыкальный руководитель. Хотите послушать эту плясовую?

Дети. Да!

Музыкальный руководитель. Тогда я буду играть, а вы плясать. На то она и плясовая.

     Звучит «Камаринская», дети пляшут.

Музыкальный руководитель. Молодцы, что движения меняли со сменой музыки! А сколько раз мелодия повторялась, заметили?

  Дети дают разные ответы.

Музыкальный руководитель. Надо это уточнить с помощью волшебных музыкальных бабочек!

 В зале по диагонали располагают четыре импровизированные клумбы. Около каждой клумбы встает ребенок, который держит в руках бабочку на нитке.

Музыкальный руководитель. По очереди, в соответствии со сменой музыки наши бабочки будут летать над клумбами и опускаться на цветок с последним звуком музыкального отрывка. (Определяет вместе с детьми какую клумбу считать первой.)

  Итак, бабочки к танцу готовы! А вы, ребята, внимательно слушайте и внимательно наблюдайте.

 Звучит «Камаринская».

Музыкальный руководитель. Так сколько же раз мелодия повторялась?

Дети. Четыре!

Музыкальный руководитель. Правильно! Я предлагаю сыграть «Камаринскую» всем вместе!

    Музыкальный руководитель предлагает детям выбрать музыкальные инструменты для музицирования. Дети исполняют «Камаринскую».

Музыкальный руководитель. Какая радостная, праздничная музыка!

                    Пусть музыка всегда живет,

                    И радость всюду побеждает!

                    Пусть сердце русское поет!

                    Чайковского повсюду знают!

                                           (С.  Дроздова.)



Предварительный просмотр:

        МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «СКАЗКА»»

МАТЕРИЛ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Образовательная область: «Музыка»

 

Пояснительная  записка.

Автор конспекта – Панкевич Инна Сергеевна, музыкальный руководитель МБДОУ «Сказка» №151 города Краснодара. Стаж работы 10лет. Квалификационная категория – высшая.

  Данная непосредственно образовательная деятельность проведена в подготовительной группе, в которой воспитывается 24 ребенка: 10 мальчиков и 14 девочек.

  Основные задачи музыкального воспитания в подготовительном дошкольном возрасте: продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера. Способствовать дальнейшему формированию певческого голоса, развитию навыков движения под музыку. Обучать игре на детских музыкальных инструментах. Знакомить с элементарными музыкальными понятиями.

  Вся работа строится с учетом календарно – тематического планирования и плана образовательной нагрузки. Количество непосредственно образовательной деятельности по музыкальному воспитанию в неделю – 2, в месяц – 8 и в год – 72. Комплексная программа: Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Раздел «Музыкальное воспитание» представлен достаточно широко, отражая все направления: слушание, пение, песенное творчество, музыкально-ритмические движения,  развитие танцевально-игрового творчества,  игра на музыкальных инструментах. На занятиях используется разнообразный демонстрационный материал, богатый музыкальный репертуар, живое звучание музыки и голоса.

  Цель занятия. Учить детей чувствовать настроение через восприятие музыки, пение, движение. Развивать творчество в движении, расширять кругозор, воспитывать эстетический вкус.

  Занятие включает слушание, пение, музыкально-ритмические движения и игру на детских музыкальных инструментах. На занятии решаются образовательные,  развивающие и воспитательные задачи.

  В ходе занятия применяются наглядные, игровые, словесные методы обучения, используются приемы демонстрации, показа, объяснения.

  Широкий спектр методов и приемов способствовал тому, что на протяжении всего занятия дети были активны и заинтересованы.

  Программное содержание. Продолжать знакомить детей с музыкой П.И. Чайковского. Познакомить с историей создания музыкального сборника «Детский альбом» и некоторыми музыкальными произведениями из него, научить определять характер и настроение прослушанной музыки. Побуждать детей двигаться в соответствии с характером музыки.

  Атрибуты: цветы, яркие бабочки на нитках, импровизированные круглые клумбы с большими цветами.

  Музыкальные инструменты: треугольники, колокольчики, бубны, деревянные ложки, трещотки, хлопушки.

Ход занятия

Звучит фрагмент  «Вальс цветов»  П.И. Чайковского. Дети входят в зал и рассаживаются.

  Музыкальный руководитель. Дети, кто написал эту удивительную музыку? (Ответы детей.) Да, это музыка Петра Ильича Чайковского, великого русского композитора. Жил он более ста лет назад, но музыка его звучит и сегодня! Об этом и мечтал Петр Ильич.

                                  Он желал бы всеми силами души

                                  Чтобы музыка его распространялась,

                                  Чтоб она баюкала в тиши,

                                  Чтобы с нею вместе улыбались,

                                  Чтоб она печали отвела,

                                  Напоила путника в дороге,

                                  Он хотел, чтоб музыка была

                                  Утешеньем, радостью, подмогой.

                                                                           (С.  Дроздова.)

Ребята давайте возьмем вот эти красивые цветы и исполним  музыкальную композицию под музыку «Вальс цветов» Петра Ильича Чайковского.

        Дети берут цветы и встают в два круга. Звучит музыка П. И. Чайковского «Вальс цветов» из балета « Щелкунчик». Дети исполняют танцевальную импровизацию.

  Музыкальный руководитель. Только что в вальсе кружились, будто ожившие розы, гвоздики…Из какого балета эта волшебная музыка? (Ответы детей.)

   Верно. Петр Ильич Чайковский написал три балета: «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик». Отрывки из этих сказочных балетов мы с вами слушали в исполнении симфонического оркестра.

   А теперь прошу внимания! Сейчас я предлагаю вам поиграть в «музыкальную угадайку»! Послушайте загадки о музыкальных инструментах симфонического оркестра.

                                  Зовут его красиво, звонко,

                                  Но не Татьяна и не Марфа

                                  А звуки нежны, струны тонки

                                  Наш инструмент зовется…

Дети. Арфа!

Музыкальный руководитель. В симфоническом оркестре ее голос самый главный,

                               Самый нежный и певучий, коль смычком проводишь плавно

                               Голос трепетный, высокий узнаем мы без ошибки.

                               Назовите-ка, ребята, инструмент волшебный…

Дети. Скрипка!

                               Веселая птичка в орешнике пела,

                               Лесного ручья где-то струйка звенела.

                               А может, в траве колокольчик звенел?

                               А может, не птичка, а ветер свестел?

                               Веселую, звонкую песенку лета

                               Пропела волшебная дудочка…

Дети. Флейта!

Музыкальный руководитель. Смычком по струнам проведу

                               И сразу в сказку попаду.

                               Мне дивный инструмент поможет:

                               Звучать по-разному он может:

                               То нежно, ласково, легко,

                               То низко, сочно, глубоко.

                               Он звуком бархатным поет

                               И сразу за душу берет.

                               Не контрабас и не свирель,

                               Зовут его…

Дети. Виолончель.

Музыкальный руководитель. Последняя загадка самая трудная.

                                Инструмент как пианино,

                                Но гораздо меньше он.

                                Вместо струн внутри пластины,

                                Слышен нежный перезвон,

                                Если клавиш кто коснется.

                                Как же инструмент зовется?

Дети. Челеста!

Музыкальный руководитель. Правильно, молодцы! Мы с вами знаем, что именно Петр Ильич Чайковский впервые в России использовал этот музыкальный инструмент. А привез Петр Ильич Челесту из Франции.

Кстати, композитор Чайковский много путешествовал по разным странам.  Он знал и любил русские песни и всегда старался запомнить или записать полюбившиеся незнакомые народные напевы, услышанные в исполнении простых людей - печника, булочника, крестьянки.

 Давайте попробуем представить, как осеннею порой задумчиво шел по алее Петр Ильич Чайковский. Настроение у него было грустное, печальное, тоскливое. И подумал Петр Ильич: « А не поехать ли мне в деревню, посмотреть, как народ веселится?» Только подумал об этом - и настроение у него сразу переменилось. Быстро собрался и поехал по дороге, припорошенной первым ноябрьским снежком.

   Звучит фрагмент музыкального произведения «Ноябрь» из цикла «Времена года».

Музыкальный руководитель. Приехал композитор в деревню, а там народ как раз на посиделки собрался. Вот только гармонист опаздывает. Ничего, на ложках себе подыграем. Взяли ложки и завели хоровод.

  Дети берут ложки и исполняют хороводную песню «Как у наших у ворот».

Музыкальный руководитель. Сплясали да на лавки сели. А тут и музыканты пришли, поздоровались со всеми, а Петру Ильичу поклонились с особым почтением. Они знали, что он – композитор, который сочиняет красивую музыку. Он к ним еще прошлым летом приезжал, все с блокнотом ходил да русские песни записывал.

  Хорошо летом в деревне, а особенно вечером! Вышли парни да девушки погулять, себя показать!

   Дети встают в круг и исполняют хоровод «Во поле береза стояла».

Музыкальный руководитель. Вдруг комаров налетело видимо – невидимо! И давай люди от комаров отбиваться: по плечам, по бокам, по коленям! (Обращается к детям) Покажите как. (Дети хлопают себя по плечам, по бокам, по коленям.)

Музыкальный руководитель. Быстрей! Быстрей! А тут и музыканты возьми да заиграй!

  (Напевая мелодию («Камаринской», музыкальный руководитель продолжает себя хлопать по коленям, плечам и т.д. Дети выполняют то же.) Ух! (Останавливаются.) Вот и пляска получилась – «Камаринская»!  Однако «Камаринская» и по сей день звучит да людей веселит! Да и Петр Ильич Чайковский ее нотами записал и поместил в сборник музыкальных пьес для детей, который называется…

Дети.  «Детский альбом»!

Музыкальный руководитель. Хотите послушать эту плясовую?

Дети. Да!

Музыкальный руководитель. Тогда я буду играть, а вы плясать. На то она и плясовая.

     Звучит «Камаринская», дети пляшут.

Музыкальный руководитель. Молодцы, что движения меняли со сменой музыки! А сколько раз мелодия повторялась, заметили?

  Дети дают разные ответы.

Музыкальный руководитель. Надо это уточнить с помощью волшебных музыкальных бабочек!

 В зале по диагонали располагают четыре импровизированные клумбы. Около каждой клумбы встает ребенок, который держит в руках бабочку на нитке.

Музыкальный руководитель. По очереди, в соответствии со сменой музыки наши бабочки будут летать над клумбами и опускаться на цветок с последним звуком музыкального отрывка. (Определяет вместе с детьми какую клумбу считать первой.)

  Итак, бабочки к танцу готовы! А вы, ребята, внимательно слушайте и внимательно наблюдайте.

 Звучит «Камаринская».

Музыкальный руководитель. Так сколько же раз мелодия повторялась?

Дети. Четыре!

Музыкальный руководитель. Правильно! Я предлагаю сыграть «Камаринскую» всем вместе!

    Музыкальный руководитель предлагает детям выбрать музыкальные инструменты для музицирования. Дети исполняют «Камаринскую».

Музыкальный руководитель. Какая радостная, праздничная музыка!

                    Пусть музыка всегда живет,

                    И радость всюду побеждает!

                    Пусть сердце русское поет!

                    Чайковского повсюду знают!

                                           (С.  Дроздова.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Игра на детских музыкальных инструментах как средство развития музыкальных способностей детей».

Консультация для родителей о значении игры на детских музыкальных инструментах для развития творческих способностей детей....

ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет поддержку детской инициативы в различных видах детской деятельности.В процессе музыкального воспитания детей дош...

«Игра на детских музыкальных инструментах как ресурс развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»

Музыка является одним из средств художественного, нравственного и эстетического воспитания детей. Сила музыкального воздействия на человека неоспорима. Воспринимая музыку, ребёнок глубже чувствует и о...

«ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

laquo;ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»...

ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ...

Игра на детских музыкальных инструментах как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Значение и роль игры на детских музыкальных инструментах для развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста...