"ЗИМА "Музыкальная художественно-эстетическая гостиная (для родителей и детей подготовительных групп)
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Прокопова Елена Львовна

Изображение природы в искусстве

                           Составили: Прокопова Е.Л., воспитатель изодеятельности

                                       Мандрик И.Л., Саитгалина В.М., муз. руководители

Ведущая Прокопова Елена Львовна

v Цель: Знакомство с искусством, как изначальным источником познания мира и человека.

Задачи:

Познакомить с видами искусства, применяемыми в художественно - эстетическом воспитании и развитии дошкольников:

v Изобразительное искусство (и изобразительная деятельность),

v Музыкальное искусство (и музыкальная деятельность),

v  Литература (как звучащее слово).

Показать:

v Познавательный потенциал: взаимодействие с миром искусства доставляет чувство наслаждения, радости;

v Эстетический потенциал: развитие способности видеть красоту в себе и вокруг, стремление к его созданию через взаимодействие с искусством, собственное творчество.

v Художественное восприятие: развитие воображения, развитие навыков общения по поводу искусства, способности мыслить в области искусства; развитие творческого опыта детей.

v Развитие умений сопоставлять различные художественные произведения разных видов, чувствовать их общие связи, находить общее и особенное.

v Развитие способности импровизировать в собственной творческой деятельности.

v Включить детей и родителей в творческий процесс

Для детей:

Цель: Эмоционально-эстетическое развитие дошкольников. Создание ситуации успеха для каждого.

-  Предоставить возможность всесторонне реализовывать индивидуальность каждого воспитанника.

- Создать предпосылки для развития способности принимать решения и делать осознанный выбор, действовать самостоятельно.

v Формировать представления о добре, красоте, духовных ценностях через образы искусства: музыку, живопись, литературу;

v продолжать знакомить с музыкальным искусством, искусством слова, искусством живописи, посредством отражение в них времени года «зима»;

v целенаправленно развивать творческие способности детей, развивать потребности в творчестве и общении с искусством;

v закреплять умение играть на музыкальных инструментах в оркестре: бубен, погремушка, набор  ударных  инструментов;

v развивать творческое воображение, мелкую мускулатуру рук, художественный вкус, художественно-творческие способности, через отражение увиденного и услышанного в искусстве,

v Воспитывать активное включение детей в разнообразную художественно-творческую деятельность.  

Словарная работа:  сонет, заточенье, художники-живописцы, затишье гумен,пейзажная живопись, волшебница зима, заточенье, художники-живописцы, затишье, передний план, дальний план, деревья-великаны, модного паркета, околдован, клоками, серебристый, мохнатый, махровый, молочный, воздушный, тяжелый, искристый, дремучий, глухой, волшебный, таинственный, сказочный, величественный, чародейка, гостья, красавица.

Оборудование:

v Магнитофон, музыкальный центр;

v фонограмма для танцев;

v инструменты для оркестра;

v Иллюстрации с изображением зимних пейзажей;

v Бумага, восковые мелки, столы для рисования;

v Столы, мольберты, магниты, зажимы.

Репродукции картин:

Для рассматривания:

И.И. Шишкин «Зима», К.Ф. Юон «Зима»

Музыкальное сопровождение:

v   Чайковский П.И. «Времена года» «Зима»,

«У камелька»

v   Вивальди А. «Времена года» «Зима»

v   Танец «Снеговики со снежинками»

v   Песня о зиме

v   Песня-игра «Как на тоненький ледок…»

v   Танец «Русский народный»

Литературное сопровождение

Сонет «Зима» перевод В. Рабея

М.Яснов «Пейзаж»,

И.Суриков «Белый снег» (отрывок)  «Здравствуй лес»

И. Трутнева «Четыре художника» (отрывок)

Предварительная работа:

v   Рассматривание репродукций и иллюстраций о временах года;

v   Заучивание стихотворений, посвященных времени года - зима;

v   Слушание отрывков из пьес о временах года композиторов: Э.Грига, П.Чайковского, А. Вивальди, И.Гайдна, Глазунова

Словарная работа:  пейзажная живопись, волшебница зима, заточенье, художники-живописцы, затишье, передний план, дальний план, деревья-великаны, модного паркета, околдован, клоками, серебристый, мохнатый, махровый, молочный, воздушный, тяжелый, искристый, дремучий, глухой, волшебный, таинственный, сказочный, величественный, чародейка, гостья, красавица.

 

Ход мероприятия

Ведущая: Уважаемые гости, дорогие ребята, часто ли мы говорим о прекрасном. Мы очень надеемся, что наша встреча, поможет нам раскрыть роль искусства в жизни общества, сформировать эстетический вкус, развивать умение понимать и ценить искусство.

Наша сегодняшняя встреча посвящена искусству, отражающему красоту природы. Многие поэты, композиторы, художники-живописцы изображали в своих произведениях времена года.

В.           А сейчас послушайте, как картину зимы в стихах написала Е. Трутнева « Четыре художника»  (отрывок)

Четверо художников

Столько же картин.

Белой краской выкрасил

Все подряд один.

Лес и поле белые,

Белые луга

У осин заснеженных

Ветки как роса

Танец снеговиков со снежинками исполнят дети группы №12

В  .         С     каждым, кто попадает в царство Природы, случается чудо – его сердце открывается на встречу Прекрасному, впускает в себя Красоту, которую он видит и слышит. Она остается с ним навсегда! Природа прекрасна в любое время года: летом, осенью, зимой, весной. Я приглашаю продолжить наше путешествие.

          Сегодня мы с вами встретимся с пейзажами зимы.

 

           Послушайте стихотворение  М.Яснова «Пейзаж»:

(ребенок группы №11)

Если видишь на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака.

Если снежная равнина,

Или поле и шалаш,

Обязательно картина

Называется пейзаж.

(Хайбулин Тимур группа №12)

Здравствуй, лес, зимний лес,

Полон сказок и чудес.

Ты о чем молчишь зимой,

Темной ночью морозной?

Что ты шепчешь на заре,

В снеге весь как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь, какая птица?

Все открой не утаи:

Ты же видишь – мы свои.

      

В.           Ребята, свое отношение к зиме поэты, и писатели выражают через слово. Художники используют цвет, линию, форму. Композиторы с помощью звуков рассказывают о своих чувствах.

           А сейчас давайте вместе с Викторией Пацер полюбуемся картиной замечательного русского художника И.И.Шишкина. «Зима».

(Рассматривание репродукции картины «Зима».) (под легкую мелодию все  рассматривают картину).

В.П.   И.И.Шишкин «Зима».        

Ø   Эту околдованную снегами и морозами картину природы написал русский художник Иван Иванович Шишкин, который очень любил родную природу.

Ø  «Великолепный вид зимней природы.

Ø  Сучья и стволы, кусты и деревья опушились блестящим инеем, по которому скользят солнечные лучи, осыпая все холодным блеском алмазных огней.

Ø  Воздух мягок. В лесу торжественно, светло, тихо.

Ø  День как бы дремлет. Стаи снегирей сидят, нахохлившись, на засыпанных снегом деревьях.

Ø  Небо над головой очень светлое, почти белое, а к горизонту оно темнеет и цвет его напоминает свинец… Это снеговые тучи.

Ø  В лесу становится сумрачней и тише, и вот - вот пойдет густой снег. Вся земля покрыта  сияющим, белым, мягким снегом.  Лишь синеют на нем глубокие следы.

Ø  Воздух морозный и тонкий, иголочками кажется, колет щеки.

Ø  Деревья покрыты белыми шапками, будто вросли в снег.

Ø  Зима – волшебница. Она очаровывает природу, украшает её невидимыми нарядами. Ни одно время года так не волшебно. Это жизнь сна, время необычно белой и тихой природы».

 

(Титов Дима группа №12 прочтет стихотворение И. Сурикова «Зима»)

Белый снег пушистый в воздухе кружится

И на землю тихо падает, ложится,

И под утро снегом поле забелело,

Точно пеленою все его одело.

 

Темный лес, что шапкой принакрылся чудной

И заснул под нею крепко, непробудно…

Божьи дни коротки, солнце светит мало,

Вот пришли морозцы - и зима настала.

 

Труженик – крестьянин вытащил санишки,

Снеговые горы строят ребятишки!

Уж давно крестьянин ждал зимы и стужи.

И избу соломой он укрыл снаружи.

 

Чтобы в избу ветер не проник сквозь щели,

Не надули бы снега вьюги и метели.

Он теперь покоен – все кругом укрыто

И ему не страшен злой мороз, сердитый.

 

В.    Великий поэт  А.С. Пушкин воспевал в своих стихах зимние забавы людей.

Опрятней модного паркета

Блистает речка, льдом одета

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет лед.

 

А вот ещё одна картина русского художника К.Ф.Юона. «Волшебница зима», она созвучна со стихотворением А.С.Пушкина.

(Бойко Даша группа №10 поможет нам увидеть красоту зимы на данной картине)

   Б.Д.    К.Ф. Юон «Волшебница зима»   

Посмотрите это картина К.Ф. Юона «Волшебница зима»

Ø  «В русской природе зима особенно нравилась художнику, а в этой картине он показал её чародейкой и волшебницей.

Ø  Пришла взмахнула одним рукавом – все укутала теплой периной из мягкого снега.

Ø  Взмахнула другим – украсила, принарядила деревья, развесила свои узоры по веткам, по кустам.

Ø  Заморозила речку и пригласила людей полюбоваться своей работой.

Ø  На речке одни мальчишки коньками дружно режут лед, другие бегают с санками.

Ø  Кто-то верхом на лошади, а кто-то просто стоит и смотрит. Но всем радостно – и людям, и собакам, и лошадям.

Ø  На среднем плане картины – деревья великаны. Они величаво и гордо стоят посреди деревни.

Ø  Зима укрыла их светло-фиолетовым снежком, посыпала своим серебром. Как кружево, вырисовываются их ветки на фоне серовато-голубого неба. Кажется, они пришли сюда из сказочного леса. Стоят, утопая в мягких сугробах, красуются среди этого царства снега.

Ø  Преувеличив размеры деревьев, художник убеждает нас, что зима – волшебница.

Ø  Обилие снега придает величие русской природе. Все кругом становится необыкновенным и сказочным.

Ø  Вот почему картина называется «Волшебница зима».

Ø  Чувства торжества и восторга вызывает у нас эта картина. Мы очарованы зимней сказкой. Глядишь на деревья-великаны, серо-розовое небо, веселых людей и радуешься русской зиме».

В.   Сейчас прозвучит песня в исполнении воспитанников группы №10

 «Как на тоненький ледок…»

Я предлагаю вам послушать мелодии о зиме великого композитора Антонио Вивальди и его сонет «Зима» в переводе В.Робея.

            Сонет «Зима»  (перевод В.Рабея.  (Прокопова Е.Л.)

Морозной гладью стелется дорога

И человек, озябшими ногами

Протаптывая путь, стуча зубами,

Бежит, чтобы согреться хоть немного

Как счастлив тот, кого теплом и светом

Родной очаг укрыл от зимней стужи…

 

Пусть снег и ветер злятся там снаружи

Ходить по льду опасно, но в этом

Для юности забава: осторожно

Идут по кромке скользкой, ненадежной:

Неудержавшись падают с размаха

На тонкий лед – и прочь бегут от страха,

 

Клубятся вихрем снежные покровы,

Как будто вырвались из заточенья,

Бушуют ветры, встреченные в сражении

Друг против друга ринуться готовы

Тяжка зима, но радости мгновенья

                         Порой смягчает лик её суровый.

 Наше зимнее путешествие подходит к концу, и я предлагаю вам оставить память о нашей встрече.

Давайте вместе с мамами отправимся в нашу сказочную художественную мастерскую  и станем юными художниками-пейзажистами. Вы можете нарисовать зиму такой, какая больше всего вам нравится, и запомнилась своими сказочными сюрпризами. Помогать вам  будут мелодии великих композиторов П.И.Чайковского и А.Вивальди о зимней вьюге и стуже

           (Свои рисунки юные художники помещают на мольберты)

Во время вывешивания рисунков колокольчик весело позванивает  - и зовет нас в обратный путь. (Слушание колокольчика).

В. Так повелось с давних пор, колядки плавно переходили в святки, на протяжении всех святочных дней люди ходили в гости, веселились, одаривали подарками

(Дети группы №10 порадуют нас русским народным танцем)

На прощание приглашаем всем вместе, потанцевать.

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по художественно- эстетическому развитию на тему «Белочка» для детей подготовительной группы

НОД по художественно- эстетическому развитию по  теме "Дикие животные" ,рисование белочки....

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (изобразительная деятельность (рисование)) для детей подготовительной группы «Витражи для Золотой рыбки». Тематическая неделя «Обитатели морей и океанов».

Конспект НОД по рисованию рассчитан для детей 6 -7 лет по теме «Обитатели морей и океанов». Ребята познакомятся с произведениями изобразительного декоративного искусства «Витраж&raqu...

Программа дополнительного образования детей по художественно-эстетическому развитию Кружок «Волшебная нить» (техника изонить) подготовительная группа - второй год обучения

Изонить привлекает простотой исполнения и эффективностью готовых работ. Для занятия изонитью не требуется больших затрат.Данный вид искусства развивает фантазию и художественный вкус....

Конспект организации совместной образовательной деятельности детей и педагога по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» с использованием здоровьесберегающих технологий для подготовительной группы «Зимушка – Зима»

Конспект организации совместной образовательной деятельности детей и педагога по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» с использованием здоровьесберегающих технолог...