«Художественно-эстетическое развитие дошкольников в процессе ознакомления с детской литературой» Музыкально-творческий проект по ознакомлению с произведениями Александра Сергеевича Пушкина «Там, на неведомых дорожках…»
проект (подготовительная группа) по теме

Ганиева Земфира Рафаильевна

     В соответствии с ФГОС ДОУ художественно-эстетическое развитие у детей предполагает - ценностно-смысловое восприятие, понимание произведений искусства, восприятиедетской художественной литературы, реализацию самостоятельной творческой деятельности, что позволяет утверждать о наличии заложенных в нем больших творческих возможностей. Актуальной задачей является популяризация чтения художественного слова через музыкально-творческие способности, способствующие повышению общей культуры подрастающего поколения.Это и определило область нашего поиска.

    Искусство – одно из мощных средств воспитания чувств и эмоций у дошкольников. Необходимо учить детей понимать и любить произведения литературы, живописи, музыки, учить понимать художественные средства, с помощью которых художник создает образ. В литературе – это выразительные средства языка, в изобразительном искусстве - линии и краски, в музыке – звуки, в танце – движения. Когда мы знакомим дошкольников с видом творческой деятельности, это положительно влияет на освоение им другой, обогащает опыт, вызывает более глубокие чувства и эмоции. И одним из самых ярких творцов художественных образов, доступных пониманию детей является А. С. Пушкин. Напевность, ритмичность, лаконичность, выразительность, музыкальность его стихов всегда находит отклик в душе, как взрослого, так и ребенка.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Центр развития ребенка - детский сад №14 «Родничок»»

г. Лениногорска муниципального образования

«Лениногорский муниципальный район»

Республики Татарстан

«Художественно-эстетическое развитие дошкольников в процессе ознакомления с детской литературой»

Музыкально-творческий проект по ознакомлению с произведениями

Александра Сергеевича Пушкина

«Там, на неведомых дорожках…»

Ганиева Земфира Рафаильевна,

музыкальный руководитель

г. Лениногорск, 2016уч.г.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

1.Актуальность проекта…………………………………………………………..3

2.Цель и задачи проекта…………………………………………………………..4

          2.1. Цель проекта…………………………………………………………..4

2.2. Задачи проекта………………………………………………………...4

3. Целевая группа проекта………………………………………………………..4

4. Проектное решение………………………………………………………….....4

4.1. Объект проекта………………………………………………………...4

4.2. Предмет проекта……………………………………………………....4

4.3. Ресурсное обеспечение………………………………………………..5

5. Жизненный цикл и этапы реализации проекта……………………………….6

          5.1. Тип проекта…………………………………………………………....6

        5.2. Сроки реализации проекта……………………………………………6

        5.3. Этапы реализации проекта……………………………………………6

5.4. Методы обучения……………………………………………………...6

5.5. Программируемый проект мероприятий…………………………….7

6. Планируемые образовательные результаты………………………………....8

7. Бюджет проекта…………………………………………………………….......9

8. Риски реализации проекта и пути их преодоления…………………………..9

Заключение……………………………………………………………………......9

Список использованной литературы……………………………...……………10

Приложение 1………………………………………………………………….....11

Введение

В преддверии 217 годовщины со дня рождения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, нам хотелось рассказать и показать подрастающему поколению о величайшем гении России. Мир пушкинской поэзии — это светлый, добрый, радостный мир любви, дружбы и созидания. Сказки, написанные русским поэтом для детей, одно из мощных средств воспитания чувств, фантазии и формирование умения переносить образы сказочных героев на лист бумаги.

Любовь к искусству и к литературе связана с любовью человека и должна занимать важное место в жизни ребенка. Именно поэтому 2015 год объявлен годом Литературы. По России в настоящее время идет литературный марафон на тему «Война и мир» Л.Н. Толстого. Приобщение к книге и художественного слова – одно из основных задач дошкольного воспитания в целом.

  1. Актуальность проблемы

В соответствии с ФГОС ДОУ художественно-эстетическое развитие у детей предполагает - ценностно-смысловое восприятие, понимание произведений искусства, восприятие детской художественной литературы, реализацию самостоятельной творческой деятельности, что позволяет утверждать о наличии заложенных в нем больших творческих возможностей. Актуальной задачей является популяризация чтения художественного слова через музыкально-творческие способности, способствующие повышению общей культуры подрастающего поколения. Это и определило область нашего поиска.

Искусство – одно из мощных средств воспитания чувств и эмоций у дошкольников. Необходимо учить детей понимать и любить произведения литературы, живописи, музыки, учить понимать художественные средства, с помощью которых художник создает образ. В литературе – это выразительные средства языка, в изобразительном искусстве - линии и краски, в музыке – звуки, в танце – движения. Когда мы знакомим дошкольников с видом творческой деятельности, это положительно влияет на освоение им другой, обогащает опыт, вызывает более глубокие чувства и эмоции. И одним из самых ярких творцов художественных образов, доступных пониманию детей является А. С. Пушкин. Напевность, ритмичность, лаконичность, выразительность, музыкальность его стихов всегда находит отклик в душе, как взрослого, так и ребенка.

  1. Цель и задачи проекта

2.1.Цель проекта:

Разработка и реализация мероприятия в рамках художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста через знакомство с творчеством А.С. Пушкина.

2.2.Задачи проекта:

  1. Познакомить детей с культурой русского народа через усвоение художественного языка и художественных образов сказок А. С. Пушкина.
  2. Развивать творческую самостоятельность в создании сказочных образов, используя детские песни и танцы.
  3. Воспитывать культуру речи, умение слушать и рассуждать, применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний.

  1. Целевая группа проекта

Дети подготовительной к школе группы, родители.

  1. Проектное решение

4.1. Объект проекта: музыкальное воспитание детей дошкольного возраста

4.2. Предмет проекта: формирование художественно-эстетического  развития посредством творчества А.С. Пушкина.

Идея проекта отражает формирование культуры речи у дошкольников, их музыкальных способностей на основе использования сказочных образов и коммуникативных навыков чтения художественной литературы.

4.3. Ресурсное обеспечение:

  • ИКТ - экран
  • Комплект мультимедийных презентаций
  • Компьютер
  • Фотоаппарат
  • Микшерный пульт с усилителями звука
  • Микрофон (2 шт.)
  • Фортепиано
  • Музыкальные инструменты
  • Костюмы для мальчиков и девочек -

- Кот ученый,

- Настенька,

- царевна-Лебедь,

- Звездочет,

- богатыри (6 шт),

- рыбки (3 шт.).

  • Гимнастические ленты (2 шт.)
  • Костюм персонажа А.С. Пушкина

  1. Жизненный цикл и этапы реализации проекта

5.1.Тип проекта: средней продолжительности

5.2.Сроки реализации проекта: с 01.10.2015 по 08.12.2015

5.3.Этапы реализации проекта:

п/п

Название этапа

Сроки реализации

Место проведения

Ответственные

1

Подготовительный

01.10.2015 по 23.10.2015

Музыкальный зал, группа

музыкальный руководитель, воспитатели подготовительной группы «Солнышко»

2

Основной, организационно-практический

02.11.2015 по 27.11.2015

Музыкальный зал, группа, кабинет учитель-логопеда

музыкальный руководитель, учитель-логопед, воспитатели

3

Заключительный

08.12.2015

Музыкальный зал

музыкальный руководитель, учитель-логопед, воспитатели

5.4.Методы обучения: наглядный, словесный, практический

5.5. Программируемый проект мероприятий:

Комплекс мер

Место проведения

Срок проведения

Ответственный

Этап 1

1

Подобрать литературу по сказкам А.С.Пушкина (иллюстрации, репродукции картин, рисунки, фотографии)

Группа

1

01.10.2015 по 23.10.2015

Воспитатели, учитель-логопед

2

Подготовить материал для родителей по ознакомлению с творчеством поэта.

 Группа

Воспитатели

3

Подобрать песни, танцы и музыку игре на муз. инструментах.

Музыкальный зал

Музыкальный руководитель

4

Подобрать аудио и видеоматериалы по сказкам А. Пушкина (мультфильмы, диски с аудиозаписями сказок, ролики, презентации).

Музыкальный зал

Музыкальный руководитель

5

Изготовить костюмы для мальчиков и девочек (кот ученый, Настенька, царевна-Лебедь, Звездочет, богатыри (6 шт.), рыбки (3 шт.)).

Группа

Воспитатели и родители

Этап 2

7

ОД Разучивание индивидуальных танцев–

- «Корабельщики»,

- «Белочка»,

- «Русские богатыри»,

- «Царевна-Лебедь»,

- «Золотая рыбка»,

- «Шамаханская царица»;

Танцевальная композиция «Светит месяц»

Музыкальный зал

02.11.2015 по 27.11.2015

13.03.2015

Музыкальный руководитель

8

ОД Разучивание с детьми отрывки из стихотворений-- «У Лукоморья…»,

- «Сказка о рыбаке и рыбке»,

- «Сказка о золотом петушке»,

- «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»,

- «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

Группа, кабинет учителя - логопеда

Воспитатели групп, учитель-логопед

9

ОД Разучивание и знакомство с правилами музыкальнойигры«Плетень»

Музыкальный зал

Музыкальный руководитель

10

ОД Разучивание песни «В гостях у сказки»

Музыкальный зал

Музыкальный руководитель

11

ОД Исполнение ритмической пульсации на детских музыкально- инструментах «Во саду ли в огороде»

Музыкальный зал

Музыкальный руководитель

Этап 3

12

Путешествие по сказкам А.С. Пушкина «Там, на ведомых дорожках…»

Музыкальный зал

08.12.2015

Музыкальный руководитель, воспитатели группы,

учитель-логопед

  1. Планируемые образовательные результаты
  1. Пробуждение у детей интереса к русской литературе и творчеству А. С. Пушкина.
  2. Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков, совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи.
  3. Привлечение к совместной работе родителей, детей и воспитателей.
  4. Самостоятельная художественно-эстетическая, театрализованная, изобразительная и познавательно-творческая деятельность детей.
  1. Бюджет проекта

Статья

Источник  финансирования

Объем  собственных средств (руб.)

Объем запрашиваемых средств (руб.)

Поощрение детей (фрукты)

МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №14 «Родничок»» г.Лениногорска

В соответствии  с

10 дневным меню утвержденным заведующей МБДОО «ЦРР-д/с №14» детей в данный день

По количеству детей

Всего:

24 шт.

24 шт.

  1. Риски реализации проекта и пути их преодоления

1

2

3

Риски

Условия возникновения

Пути преодоления

Организационные

Простудные заболевания детей

Перенос даты проведения

Заключение

Реализация данного проекта способствует сплочению детско-взрослого коллектива дошкольного учреждения. Данный материал оказал благоприятное влияние на всех участников проекта. Так, перемены в детях отметили и родители, и педагоги:

- сформирован устойчивый интерес к творчеству и сказкам А.С. Пушкина;

- наблюдается позитивное отношение к художественной литературе.

Реализация музыкально-творческого проекта «Там, на неведомых дорожках…» способствует обогащению лексического и словарного запаса детей, приобщению к духовности и нравственности. Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект: как развить интерес у детей к художественной литературе, одновременно развивая художественно-эстетическую, познавательную, двигательную и музыкальную культуру ребёнка, на наш взгляд – решена.

Список использованной литературы:

  1. Комарова Т.С. Детское творчество. –М.: Мозаика – Синтез,2010.
  2. Николаева С.А.,  Арзамасцева И.Н. «Детская литература» - учебное пособие – И.Ц. «Академия», Москва,1997.
  3. Сыпченко Е.А., «Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ», - Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2012.
  4. Ушаков О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой», ТЦ «Сфера», Москва,2002.
  5. Пушкин А.С. Сказки, ООО «Омега-пресс», М., 2008.

(«У Лукоморья…», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»,«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом петушке»).


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового интегрированного занятия по ознакомлению с художественной литературой и лепкой на тему: «Александр Сергеевич Пушкин – биография»

Создать эмоционально - положительное настроение у детей; активизировать литературную память дошкольников; обогатить представления о жизни и творчестве А. С.Пушкина...

Особенности работы педагогического коллективва по художественно-эстетическому направлению развития дошкольников

В статье представлены основные виды органиации детской деятельности по художесственно- эстетическому развитию, работа педагогов дополнительного образования по изодеятельности, ритмике и в компьютерном...

Инновационная педагогическая технология в художественно – эстетическом направлении развития дошкольников.

Развитие и совершенствование личности ребенка невозможно представить без реализации ее эстетических и творческих потребностей. Этим целям созвучна природа творческого развития в системе эстетического ...

Проект «Великие люди нашего города. Александр Сергеевич Пушкин»

Задачи проекта:Коррекционно-образовательные:1. Формировать представления детей о социокультурных ценностях нашего народа.2. Расширять представление детей о жизни и творчестве А.С Пушкина.3. Продолжать...

Игровой спортивно развлекательный квест «Там на неведомых дорожках». По мотивам сказок Александра Сергеевича Пушкина.

Игровой спортивно развлекательный квест «Там на неведомых дорожках».По мотивам сказок Александра Сергеевича Пушкина.Возраст детей: Средний возраст (5-7лет)Образовательная(-ые) область(-и) ...

Творческий отчет «Формирование художественно – эстетической культуры старших дошкольников в процессе декоративно – прикладной деятельности»

Получить в детстве начало - эстетического воспитания – значит, на всю жизнь приобрести чувство прекрасного,умение понимать и ценить произведения искусства,приобщаться к художественному твор...