Карнавал для детей подготовительной группы и родителей "Путешествие в волшебную шахматную страну"
материал (подготовительная группа) на тему

Тарасенко Светлана Владимировна

Шахматы – это логическая игра, которая может заинтересовать интеллектуально развитых людей с математическим складом ума. Игра, основанная на просчитывании ходов, подчиненных правилам игры. Для того чтобы играть и выигрывать в шахматы нужно обладать наблюдательностью, терпением, комбинационным зрением, уметь выстраивать стратегию игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon karnaval_s_uchastiem_detey_roditeley.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

                        Карнавал

«Путешествие в волшебную шахматную страну»

Участники праздника в шахматных костюмах под музыку входят в музыкальный зал. Впереди каждой команды шествует ребенок (король) с шахматным знаменем, на котором изображена эмблема команды и написано ее название.

 Ведущий:

Дорогие ребята, уважаемые гости. Сегодня мы рады приветствовать Вас на шахматном карнавале.

Ребята, Вы познали азы гениальной игры, прикоснулись к чарующему волшебному миру деревянных фигур. Крепко и надолго подружились с игрой мудрецов. И мы надеемся, что Вы пронесете эту любовь  и привязанность через всю жизнь.

Ведущий представляет членов жюри:

И только мудрость шахмат даст ответ

Твоей душе на множество вопросов,

Ведь «игрока» средь шахматистов нет,

А есть боец, художник и философ!

Ведущий представляет команды:

Слово команде «Непобедимые»:

В шахматной учусь я школе,

Строгий тренер мной доволен.

Проиграть я не боюсь,

Все умнее становлюсь.

Я пока и не гроссмейстер, и не чемпион страны,

Но играю каждый день,

Заниматься мне не лень!

Ведущий:

А теперь познакомимся с командой «Мудрецы»:

В шахматной учусь я школе,

Тренирую память, волю.

В дождь, и в ветер, и в мороз

Выхожу я бегать кросс.

Если зря не зазнаваться,

Каждый день тренироваться,

Бегать, прыгать, в шахматы играть –

Сильным шахматистом можно стать!

Все участники карнавала под музыку перестраиваются в 4 звена (белые фигуры, черные фигуры, белые пешки, черные пешки)

«Веселый марш» - музыкальная композиция.

Жюри оценивает выступление 2 команд.

Ведущий:

Начинаем знакомство с нашими шахматными персонажами.

Всякое шахматное сражение разворачивается на  специальном

поле – доске.

Под музыку вносится большая шахматная доска 1600х1600мм

Ребята 1:

Вся в квадратах – белых, черных –

Деревянная доска,

А ряды фигур точеных –

Деревянные войска.

Люди их передвигают,

Коротают вечера,

Дети в шахматы играют –

Гениальная игра!

Ты дружок мой без опаски,

Без смущения вступай,

Словно в мир чудесной сказки,

В черно-белый этот край.

Что…змея, драконы

Вас не ждут здесь??? Не беда

Здесь зато, лихие кони

И пехота хоть куда!

Тут ферзи могучи и слоны отважны

Мчатся поперек и вдоль

И, совсем как в сказке, важный

Восседает тут король.

Здесь герои в каждом войске,

И выходит рать на рать

Хитроумно и геройски

Воевать и побеждать!

Ребята 2:

Я - волшебная доска,

Но без фигур и мне тоска.

Зовите пешек, всех, всех –

В сражениях их ждет успех!

Выходят белые пешки и, маршируя на месте, дружно и слаженно напевают задорную песенку:

1. Мы шахматные пешки,

В бою не любим спешки.

Шагаем лишь вперед,

Назад не знаем ход!

Припев:

За нами «офицеры»,

За нами короли,

Ладьи и «королевы»,

И конные полки!

2. Наискосок упрямо

Мы «бить» имеем право

А коль в конец доски придем,

Фигуру новую берем.

Припев:

Белые пешки уходят.

Ведущий: А какой же песней нас порадуют черные пехотинцы?

  1. Пешка – маленький солдат,

Лишь команды ждет,

Чтоб с квадрата на квадрат

Отправиться вперед

Припев:

На войну, не на парад,

Пешка держит путь,

Ей нельзя пойти назад,

В сторону свернуть.

  1. Чтоб в борьбу вступить скорей,

В рукопашный бой,

Первым ходом можно ей

Сделать шаг двойной.

Припев:

А потом вперед, вперед,

За шажком шажок.

Ну а как же пешка бьет?

Бьет наискосок!

  1. Пешка – маленький солдат,

Лишь команды ждет,

Чтоб с квадрата на квадрат

Отправиться вперед

Припев:

Всю доску пройти должна

Пешка до конца –

Превратится там она

В генерала, не в бойца.

Ребята (пешка):

 

А пешку малою фигурой звать нельзя:

Она лишь в час своей кончины,

Когда удастся ей достичь вершины,

Получит звание «фигуры», хоть ферзя.

Ведущий:

А теперь, дорогие ребята, Вам предстоит отгадать загадку – шутку.

За правильный ответ получаете 3 очка, за неправильный – 0.

Первой отгадывает команда «Непобедимые».

Нарисуйте четырнадцатью пешками (черными и белыми) на доске

Букву «П», выстроив их так, чтобы ни одна пешка соперника не могла уничтожить другую, хотя они и находятся рядом друг с другом.

Ответ:

Белые пешки расположатся так: с2, с4, с6, d7, е7, f6, f4, f2

Черные пешки расположатся так: с3, с5, с7, f7, f5, f3

Ведущий:

Задача-шутка для команды «Мудрецы»:

«Нарисуйте» 16 пешками (белыми и черными) на доске букву «П»,

Выстроив их так, чтобы черные стояли на белом поле, а белые на

черном.

Слово предоставляется ЖЮРИ.

Ведущий:

О своем характере расскажет прямолинейная бесхитростная фигура «Ладья».

Видимо, ладья упряма,

Если ходит только прямо,

Не петляет прыг да скок,

Не шагнет наискосок.

Так от края и до края

Может двигаться она.

Это башня боевая

Неуклюжа, но сильна.

Шаг тяжелый у ладьи,

В бой ее скорей веди!

Ведущий:

Предлагаем загадки для наших гостей, которые болеют за команду

«Непобедимые»:

Стою на самом краю,

Путь откроют – пойду.

Только прямо хожу,

Как зовут – не скажу.

(Ладья)

Загадка для гостей из команды «Мудрецы»:

 Я силой и мощью своей

Лишь по прямым полям

И линиям прокладываю путь.

И горе тем, кто на пути моем

Пытается вздремнуть!

(Ладья)

 Ведущий:

А теперь представится Слон:

Ребята:

Если слон на белом поле

Встал вначале (не забудь!),

Он другой не хочет доли –

Знает только белый путь!

А когда на поле черном

Слон стоит, вступая в бой,

Ходит, правилам покорный,

Черной тропкой слон такой,

До конца игры слоны

Цвету одному верны.

Загадка для детей из команды «Непобедимые»:

Не живет в зверинце,

Не берет гостинцы,

По косой он ходит,

Хоботом он водит

(Слон)

Загадка для детей из команды «Мудрецы»:

Когда мы встанем в строй,

Нас спутает любой,

Но лишь начнется бой,

У каждого путь свой.

(Слоны)

Ведущий:  А сейчас познакомимся с могучей фигурой Ферзь

1 ребята:

Черный ферзь – свой любит цвет,

Для белого - нет цвета белого милей.

Другого правила здесь нет:

Напротив друг друга поставим их смелей,

Ферзь в шахматах, можно сказать, чемпион.

И шаг у ферзя широк.

2 ребята:

Ферзь может ходить и как ладья, и как слон –

И прямо, и наискосок,

Направо, налево, вперед и назад…

А бьет он вдаль и в упор.

И, кажется, будто ферзю тесноват

Доски черно-белой простор.

Ферзь очень опасен вблизи и вдали –

Ты больше вниманья ферзю удели.

Ведущий: Конь очень спешит рассказать о себе

Ребята:

Прыгнет конь. Подковы звяк!

необычен каждый шаг:

Буква «Г» и так и сяк.

Получается зигзаг!

И повадки у лошадки

Необычны и смешны:

Притаится, словно в прядки,

И скакнет из-за спины.

Ведущий:  Задание для команды «Непобедимые»

Между какими фигурами на доске стоит конь?

(Ответ: Конь стоит между ладьей и слоном на полях b1, g1, b8, g8)

Ведущий:  Задание для команды «Мудрецы»

Чем отличается конь от всех остальных фигур?

(Ответ: а) конь ходит по особенному, его ходы напоминают букву «Г»

б) конь перескакивает как через свои фигуры и пешки, так и через чужие)

Ведущий:  Представляется Король

1 ребята:

Король любит гладкий расчищенный путь,

В любую он сторону может шагнуть

Король могуч, но шаг его короткий.

Всего на клеточку он может отойти.

В конце игры он может в бой ввязаться,

А поначалу – боязливо прячется в кусты.

2 ребята:

Зато на чеку королевская рать –

Должна короля она оберегать.

Ведь если б король беззащитный погиб

Фигуры игру продолжить не могли б.

Запомни: король всех главней, всех важней,

Нет в шахматном войске важнее вождей!

Слово предоставляется ЖЮРИ.

Ведущий:  

А сейчас, устав изрядно,

Оба войска захотят поразмяться.

Покажут сноровку свою наглядно:

В смекалке и бее будут состязаться.

Команды «Непобедимые» (белые) и «Мудрецы» (черные) готовятся к проведению «шахматной эстафеты»: дети строятся в две шеренги.

Ребята:

Белый отряд, черный отряд –

Друг против друга два войска стоят.

Строгий порядок в отряде одном,

Точно такой же  - в отряде другом.

В каждом отряде – ты сам погляди –

Оба угла занимают ладьи.

Рядом с ладьями кони видны,

Рядом с конями встали слоны.

Кто ж посредине?

Ребята:

Ферзь с королем –

Самые главные в войске своем.

А перед всеми – ладьей и конем,

Перед слоном, королем и ферзем –

Пешки-малышки стали стеной,

Им начинать этот сказочный бой.

Условия проведения шахматной эстафеты: у каждого ребенка по 1 шахматной фигуре, которую он изображает своим костюмом.

По сигналу ведущего дети поочередно подбегают, ставят фигуры (пешки) на свои места и бегом возвращаются в свою команду, салят очередного играющего по руке, затем встают сзади своего товарища.

Побеждает команда, быстрее и правильнее расставившая все фигуры и пешки, и совершившая меньше ошибок при осаливании.

Ведущий:  

Вот наши участники и поразмялись перед решающим и ответственным поединком.

За столон располагаются игроки, занявшие 1-2-3 место в шахматном турнире, принимают участие и родители.

 Ребята:

Но прежде чем грянет бой, я напомню вам, что же такое шахматная партия:

Партия – запомнить ты готов? –

Из отдельных состоит ходов.

Что такое ход? Сейчас узнаем.

Вот фигурку мы передвигаем

С одного квадрата на другой –

Совершаем ход очередной.

А потом противника фигура

Выносится на поле, будто бы скульптура,

Не дает твоей фигуре встать

Как тут быть? С доски фигуру снять,

На освободившийся квадратик

Встанет твоей армии солдатик.

Не стесняйся, делай ход такой,

Ведь игра напоминает бой.

Тот, кто белым войском управляет,

Первым ходом битву начинает

А подряд два хода можно? Нет!

Нужно ждать противника ответ.

Так за ходом ход идет сраженье,

Наступленье и отступленье.

Игроки же видят цель одну:

Шахматную выиграть войну!

Дети и родители играют в шахматы.

С остальными детьми ведущий проводит игру «расставь фигуру правильно!». Ведущий называет расположение фигуры или пешки, а дети раскладывают их по гигантской шахматной доске.

а) белые – «Непобедимые»

Cf1, Kg3, d4

Kpc8, KpE8

б) черные – «Мудрецы»

Cc4, Kc3, La1, f5

Kpc8, KpE8

- ведущий дает оценку состоявшегося поединка;

- жюри оценивает команды;

- главный судья оглашает общие результаты;

- награждение победителей

 

Ведущий:

Вот и подошел к концу наш шахматный праздник – карнавал.

Поучительная восточная мудрость:

«Есть шахматисты, играющие слабо и не знающие это – они невежды, избегайте их. Есть шахматисты, играющие сильно и знающие это – они мудрецы – следуйте им!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое занятие по подготовке детей к обучению грамоте (для детей подготовительной группы и их родителей) «Волшебный букет»

Занятие предполагет участие родителей, построено в игровой форме и содержит упражнения и игры, направленные на подведение итогов за год  подготовки детей к обучению грамоте....

Сценарий новогоднего утренника "Разноцветный карнавал" для детей подготовительной группы

Сценарий новогоднего утренника "Разноцветный карнавал" для детей подготовительной группы, с участием Феи, Бабы Яги и Бармалея....

Сценарий утренника "Новогодний карнавал" для детей подготовительной группы

Сценарий утренника "Новогодний карнавал" для детей подготовительной группы...

Сценарий "Осенний карнавал" для детей подготовительной группы

Танец-вход, модный показ, танец с зонтами, "Разноцветный хоровод", песня - инсценировка, сценка "Федорин огород", мини-сценка - сюрприз....

«Дед Мороз против диких гитар». Новогодний карнавал для детей подготовительной группы

Очень насыщенный и яркий новогодний праздник! На нём не будут скучать ни дети, ни взрослые. Ребята "окунутся" в новогоднюю сказку и встретятся там с разными героями....

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию Для детей подготовительной группы (6-7лет) «Путешествие в шахматное королевство»

Тема: «Путешествие в шахматное королевство»Цель: закрепить и систематизировать знания детей о шахматной доске, шахматных фигурах....