Инновационные подходы к организации ПРС в детском саду
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Гоппе Любовь Анатольевна

В данной публикации описаны инновационные подходы к организации предметно-развивающей среды детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon SredaPRS_Goppe.doc168.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА

ДЕТСКИЙ САД №19

МАТЕРИАЛЫ НА КОНКУРС «МЕТОДИСТ НОВАТОР 2010»

«ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К СОЗДАНИЮ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОУ»

Автор:

Гоппе Любовь Анатольевна

Заместитель директора

по воспитательно-образовательной работе

Ишим, 2010

                              Пояснительная записка

Среда, в которой находится ребёнок, во многом определяет темпы и характер его развития и поэтому рассматривается многими педагогами и психологами как фактор развития личности. Идеи Я.А. Коменского, Т. Компонеллы, К.Д. Ушинского, Л.С. Выготского свидетельствуют об этом.

Процессы обновления содержания дошкольного образования не могут быть оторваны от развивающей среды, в которой они должны воплощаться. Именно поэтому педагогам необходимо знать подходы к ее организации. Вопросами создания и организации предметно-игровой среды занимались С.Л.Новоселова, Д.Б.Эльконин, Д. В. Менджерицкая, Р. И. Жуковская, А. П. Усова, В.П. Петровский, В.А. Кларина, Л.М. Смывина и другие.

В последнее время возрастает активная роль педагогики в поиске путей совершенствования среды, как условия формирования личности. Формирование личности является важной задачей педагогики, так как позволяет сформировать у каждого ребенка представления о цели жизни. Выработав образ среды, ребенок начинает сопоставлять его с действительностью, искать или преобразовывать в соответствии со своими представлениями. В дошкольном учреждении обстановка всех помещений служит одной задаче - воспитанию и развитию ребенка в коллективе. Создание такой благоприятной обстановки - большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов. Эта проблема интересна тем, что интерьер создают архитектор, дизайнер и художник, а эстетику интерьера, красоту и порядок в помещении организует и поддерживает воспитатель.

Задача педагогических работников в детском саду состоит в умении моделировать социокультурную, пространственно-предметную развивающую среду, которая бы позволила ребенку проявить, развивать способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе. Моделирование предметной среды создает условия и для взаимодействия, сотрудничества, взаимообучения детей.

Построение предметно-развивающей среды - это внешние условия педагогического процесса, позволяющее организовать самостоятельную деятельность ребенка, направленную на его саморазвитие под наблюдением взрослого.

Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

С целью решение проблемы организации предметно-развивающей среды мы обратились к анализу содержания программы, по которой работает МАДОУ ЦРР.

В программе «Развитие» Л.Венгера существует раздел «Организация предметной среды и позиция воспитателя», в которой определяются условия, благоприятствующие развитию познавательных способностей ребенка-дошкольника. В его первой части - организация предметной среды дошкольного учреждения - перечислены материалы, стимулирующие развитие познавательных способностей детей, и их рациональное размещение в групповых комнатах. Содержание второй части - роль воспитателя как посредника, усилиями которого дети познают мир.

Детский сад два года работает в режиме  городской  экспериментальной площадки по теме «Педагогическая поддержка развития способностей детей дошкольного возраста», поэтому мы решили перестроить предметно-развивающую  среду в соответствии с темой площадки и программой «Развитие».

Педагогическая поддержка развития способностей ребенка-дошкольника (как педагогическая технология) - это создание благоприятных условий, безопасной среды  необходимых для развития и саморазвития детей, раскрытия и реализации их внутренних сил, формирования способности к самостоятельным действиям и свободному выбору. Она направлена на содействие процессам самоопределения, самостроительства и самовыражения личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.

Создание  условий для полноценного качественного развития способностей дошкольника, требуют от воспитателя психолого-педагогических знаний, ответственности в организации данной работы не в ущерб  детям, не имеющим ярко выраженных способностей.

В процессе изучения проблемы построения предметно-развивающей среды в ДОУ  было выявлено противоречие между потребностью дошкольного учреждения в построении инновационной предметно - развивающей среды для осуществления работы с детьми, имеющими ярко выраженные способности и не разработанностью совокупности необходимых для этого условий.

Выявленное противоречие определило выбор темы: «Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ для детей с ярко выраженными способностями».

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов в создании предметно-развивающей среды в группах способствующей развитию способностей дошкольников вообще и ярко выраженных способностей в частности; рост  социальной и деловой активности педагогов.

В    соответствии   с  целью   были определены задачи:

  1. Изучить состояние проблемы построения предметно-развивающей
    среды в психолого-педагогической литературе.
  2. Разработать критерии и показатели уровней построения предметно-
    развивающей среды в ДОУ.

3. Проанализировать    условия   предметно-развивающей среды в ДОУ

4. Обновить ПРС в группах в соответствии с требованиями для детей с ярко выраженными способностями.

Методологической и теоретической основой являются концепции и теории гуманного образования Ш.А. Амонашвили, В.В. Сериков и др., теории о возрастных, психолого-педагогических и физиологических особенностях детей дошкольного возраста И.Е. Валитова, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др.

В основу проекта была положена концепция построения предметно-развивающей среды В.П. Петровского, В.А. Клариной, Л.М. Смывиной, Н.Я. Михайленко и др.

Для решения поставленных задач  был использован комплекс методов психолого-педагогического исследования: теоретических (изучение и анализ психолого-педагогической литературы), диагностических (наблюдение, беседы с воспитателями, анализ педагогической документации, анкетирование педагогов), педагогический эксперимент.

Научная новизна заключается в следующем:

-        в   теоретическом   обосновании вопросов по созданию условий построения предметно-развивающей среды в ДОУ способствующей развитию способностей дошкольников.

Теоретическая значимость  состоит в теоретическом обосновании вопросов успешного построения предметно-развивающей среды…

Практическая значимость определяется возможностью использования содержащихся теоретических положений и выводов, научно-методических материалов в практике построения предметно-развивающей среды в ДОУ.

Материалы могут быть использованы в методической деятельности,  в практической деятельности педагогов ДОУ, в системе повышения квалификации и переподготовки педагогов ДОУ.

        В методической работе  с педагогическими кадрами  может быть реализована система принципов:

  • Принцип научности. Он предполагает опору в управлении на достижения науки, прежде всего педагогики, психологии, дидактики, менеджмента.
  •   Принцип системности управления. Необходимо охватить управлением весь педагогический коллектив.
  • Принцип регионализации. В условиях децентрализации управления и передачи ряда управленческих полномочий “сверху вниз”, появляется право выбора собственной образовательной стратегии, создание собственной программы развития в соответствии  с региональными, социально-экономическими, демографическими, национальными и культурными особенностями.
  • Принцип горизонтальной координации. Предусматривает полное взаимодействие с основными, дополнительными учреждениями образования города (МОУ СОШ №5, ИГПИ им П.П.Ершова и др.)
  •   Принцип гибкости и вариативности. Требует периодического пересмотра организационной структуры, содержания и технологии в системе методической работы  в соответствии с потребностями и интересами кадров, федеральной и региональной стратегией образования и т.д. Вариативность предусматривает наличие максимального выбора  и разнообразия структур, содержания, форм и технологий в совершенствовании профессиональной компетентности.
  •  Принцип непрерывности и преемственности. Обеспечение непрерывности развития методической и общей культуры, выбор в течение всей своей карьеры видов, темпов и сроков повышения квалификации.      

Среди ведущих факторов, составляющих основу в организации методической работы, выделяются следующие:

  • Социальный заказ на творческую личность педагога нового типа;
  • Личностно-гуманная ориентация образования в условиях непрерывности
  •  Инновационная деятельность в учреждении для осуществления личностно-ориентированного подхода;

Научные и методические источники, используемые при разработки инновации:

В дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления психологического и физического здоровья детей, их полноценного развития. Решение этих задач невозможно без создания современной предметно-развивающей среды. Само это понятие предметно-развивающая среда было введено в лексикон педагогов и дизайнеров в 1988г., когда вышла Концепция дошкольного воспитания, исследования же в этой области были начаты значительно раньше. С выходом типового проекта построения детских садов (1932г.) ставится вопрос о групповом оборудовании, об организации жизненного пространства детей, которое называлось уголками, зонами. Научная разработка предметно-игрового оборудования началось с открытием НИИ дошкольного воспитания в 1960 году. Большой вклад внесли в создание системы развивающих игрушек и дидактических пособий С.Л. Новоселова и Н.Н. Поддьяков (1968г.). К середине 1970-х гг. были разработаны принципы формирования предметной среды: предложена новая педагогическая классификация игрушек, созданы развивающие модульные игровые среды, конструкторы, система развивающих игрушек для детей (Г.Г. Локуциевская, Н.Н. Поддьяков, Л.А. Парамонова, С.Л. Новоселова, Н.Т. Гринявичине, Е.В. Зворыгина и др.). Во второй половине 1980-х гг. была разработана концепция и действующая система «компьютерно-игровой комплекс» (КИК), при научном руководстве Н.Н. Поддьякова, С.Л. Новоселовой, Л.Н. Парамоновой. В 1990-х гг. ставится вопрос об обогащении предметно-развивающей среды (В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова). Особое внимание организации предметно-развивающей среды уделяется в программах «Развитие», «Радуга», «Истоки» и др.

Концепция построения развивающей среды служит ее теоретической основой.

Непременным условием построения среды в ДОУ является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми. Стратегия и тактика построения жилой среды определяется особенностями личностно-ориентированной модели воспитания, отношений взрослого и ребенка.

Цель взрослого - содействовать развитию ребенка как личности. Это предполагает решение следующих задач: обеспечение чувства психической защищенности, доверия ребенка к миру, радости существования; формирование культурных начал личности, индивидуальности. Личностно-ориентированный способ взаимодействия - предоставление ребенку свободы, независимости, большого поля для самостоятельных действий, общения на равных. В этом аспекте особое место занимает развивающая среда (мир природы и людей, предметно-пространственное окружение).

Таким образом, по мнению авторов Концепции, предметно-развивающая среда - организованное жизненное пространство, способное обеспечить социально-культурное становление дошкольника, удовлетворить потребности   актуального   и   ближайшего   творческого   развития   ребенка

По мнению М.Г.Гусевой социально-культурная среда представляет совокупность веских структур и зависимости, через которые реализуются деятельность и ролевое поведение индивида. Образование в этом случае выступает моментом существования социума и его моделью.

Один из основателей педагогики среды СТ. Шацкий рассматривал среду как средство освоения детьми культуры с двух позиций, имея в виду материальную и нематериальную составляющие среды (вслед за Л.Н. Толстым он называет ее «духом школы», эмоциональным подъемом, который настраивает детей на творческий труд).

В педагогических исследованиях чаще встречается понятие «образовательная среда», т.е. упор делается на ее образовательную функцию. Однако и при таком подходе большинство авторов наделяют среду разнообразными функциями.

Для ребенка дошкольного возраста среду можно представить как совокупность нескольких главных функциональных зон: среда семьи, среда дошкольного учреждения, среда социума. Среда, окружающая ребенка в детском саду, семье, социуме может стать средством развития его личности лишь в том случае, если педагог способен организовать такую среду. Для этого ему необходимо знать, что должна включать среда, механизм ее воздействия на личность.

B.C. Мухина отмечала, что ребенок постепенно входит в пространство предметного (рукотворного) мира, образно-звуковых систем, природы социальных отношений людей.

А.А. Остапенко, следуя данной логике, предлагает обобщить этиреальности    и    выделить    основные    элементы,    лежащие    в    основе педагогического процесса.

Вслед за В.И. Слободчиковым, считающим, что объективная реальность и есть среда, которая опосредует становление внутреннего мира, он выделяет следующие составляющие педагогического процесса: предметно-пространственную среду; реальность социального пространства педагогике, которую он называет локальной субкультурой отношений; знаково-символьную реальность.

Эстонский средовед М. Хейдметс, рассматривая среду с точки зрения субъекта, разделял её на индивидуальную и групповую; объекты пространственной среды - на места (территории, помещения) и отдельные вещи; по характеру использования объектов - на постоянные и временные. Для организации среды это достаточно важное структурирование, позволяющее моделировать данный компонент через места деятельности ребенка и отдельные объекты.

В.М.Межуев отмечает, что совокупность предметов образует непосредственную предметную форму существования культуры. В предмете запечатлеваются усилия, опыт, знания, вкусы, способности и потребности многих поколений, поэтому он становится «человеческим предметом». Именно поэтому в предмете и через предмет человеку дана его подлинная история, его общественная биография. Культурная ценность предмета заключается в том, насколько предмет стал человеческим, насколько в нем представлена и воплощена ценность, выражена определенная человеческая сила и способность.

В изучении механизмов воздействия среды на личность психологи важную роль отводят «социальной ситуации развития». Л.С.Выготский понимает под ней своеобразное, соответствующее возрасту неповторимое отношение между ребенком и окружающим его миром. Роль среды состоит в том, что она « ... по своему преломляет и направляет, и всякое раздражение, действующее извне к человеку, и всякую реакцию, идущую от человека вовне». Он пытался понять связь развития ребенка с воздействиями окружающей    среды,    которые    будут    зависеть    от    того,    в    каких  взаимоотношениях со средой находится сам ребенок, при этом необходимо учитывать изменения в самой среде и в развитии ребенка.

Л.И.Божович среду определяет как особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, обусловливающих и динамику развития, и новые качественные образования. Она замечает, что очень важно понять характер переживания ребенка, включенного в среду, характер его эффективного отношения к среде. Эта позиция Л.И.Божович позволила осуществить поиск организации среды в двух условиях: духовно-пространственном и предметно-пространственном, обеспечивших не только отношение ребенка к среде, но и его активность в ней.

По мнению А.И.Леонтьева, среда - это, прежде всего то, что создано человеком. «Это человеческое творчество, это культура». Психологическая наука стоит на позиции понимания среды как результата и процесса собственного творческого саморазвития личности. В нашем понимании среда выступает не только условием творческого саморазвития личности ребенка, но и показателем профессионального творчества специалиста, так как конструирование ее требует от педагога фантазии и разнообразие способов ее создания.

Наиболее общее понятие среды, как педагогического средства, приводится в работах Ю.С. Мануйлова, разработчика теории средового подхода в воспитании. Он определяет среду «как-то, среди чего пребывает субъект посредством чего формируется образ жизни и что опосредует его развитие и осредняет личность». Из этого можно сделать вывод: среда предоставляет каждому ребенку равные возможности приобрести те или иные качества личности (чему-то научиться).

Предметный компонент среды детей дошкольного возраста подробно описан в работах С.Л. Новоселовой. Автор пишет, что развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и    физического    облика.    Обогащенная    среда    предполагает    единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Основными элементами предметной среды являются архитектурно-ландшафтные и природно-экологические объекты, художественные студии, игровые и спортивные площадки и их оборудование; крупногабаритные, сомасштабные росту ребенка конструкторы (модули); тематические наборы игрушек, пособий; аудиовизуальные и информационные средства воспитания и обучения. Оснащение воспитательно-образовательного процесса того или иного учреждения образования формируется в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста, опыта и уровня развития детей и их деятельности. Разработанная С.Л. Новоселовой концепция предусматривает создание вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды детских садов, в соответствии с критериями. Также ею были разработаны требования к развивающей предметной среде, которые обосновываются тем, что способность к творчеству коренится в интересе ребенка к предметному миру близких ему людей, в ориентировки на новизну, в первичном экспериментировании с игрушками и инструментами, в любознательности, интересе, превышающем своей мотивацией получение унитарного результата.

Обогащение предметных и социальных условий деятельности ребенка ведет к обогащению его сознания и психологического содержания деятельности. Ребенок становится способнее, если имеет возможность постоянно совершенствовать способы своих действий в социопредметной среде.

Психологические основы построения развивающей предметной среды детства зиждется на деятельностно-возрастном системном подходе и современных представлениях о предметном характере деятельности, ее развитии и значении для психического и личностного развития ребенка. С.Л. Новоселова утверждает, что деятельность в своем развитии постоянно меняет психологическое содержание в зависимости от обобщения субъектом своего опыта. Деятельность строит психику. Бездеятельность, отсутствие возможности  чем-то  заняться  ведет  к  ограничению   возможностей,   а  в дальнейшем - к депривации личности. Предметный мир детства - среда развития всех специфических видов деятельности. Развивающая функция предметной среды требует для реализации сочетания традиционных и новых необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным.

По мнению С.Л. Новоселовой, предметная среда включает ряд базисных компонентов, необходимых для физического, эстетического, познавательного и социального развития детей. К ним относятся природная среда и объекты, культурные ландшафты (парк, сад), физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровая среда, детская библиотека, игротека и видеотека, дизайн-студия, музыкально-театральная среда, предметно-развивающая среда занятий, компьютерно-игровой комплекс и др. Данные компоненты обеспечивают разнообразие детской деятельности по интересам, что создает возможность не только коллективной,   но   и   индивидуальной   деятельности   (среда   уединения) Мощный обогащающий фактор детского развития - социокультурное окружение и его предметные среды. Каждый ребенок в своем развитии испытывает несомненное влияние семьи, ее быта, культурных предпочтений, формы занятости старших и содержания семейных досугов. Детский сад как образовательный центр всегда несет в себе не только заряд "запрограммированной" культуры, но и испытывает влияние культурной ауры микрорайона, села, города, по-разному обогащающих жизнь детей, их опыт деятельности и переживаний. Все эти среды: семейный дом, детский сад, школа, микрорайон, город (село), природные и парковые ландшафты - могут стать источником обогащения опыта детской деятельности, психики, личности.

Социализирующую роль среды отмечает в своей концепции социального развития С.А. Козлова: «социальный портрет окружения» (библиотека,  школа,  кинотеатр  и  др.)  обеспечивает условие  социально-деятельности. Необходимо помнить, что каждая ведущая деятельность возникает в жизни ребенка до того, как она станет ведущей. Подбор предметов, пособий должен способствовать формированию новых видов деятельности. Среда должна являться средством реализации творческих гипотез. Развивающая предметная среда раскрывает свои возможности ребенку благодаря общению с взрослым в ней. Освоение среды ребенком, ее активное познание, изучение зависит от подготовленности, компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтересованного отношения к детям. Ребенок и взрослый действую вместе, и им должно быть удобно в их предметной среде. Функциональный комфорт предметной среды обеспечивает их психофизическое благополучие.

В нашем исследовании мы будем использовать подход С.Л. Новоселовой, согласно которому развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, обладающая признаками неисчерпаемости, информативностью и удовлетворяющая потребность ребенка в новизне, преобразовании, экспериментировании.

ПЛАН  МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ

по теме «Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды для детей, имеющих ярко выраженные способности»

мероприятие

тема

ответственный

сроки

Совет педагогов

Стратегия развития МАДОУ ЦРР в современных условиях

Т.В.Турунцева

сентябрь

Малое  совещание

Комплектование студий, секций

Л.А.Гоппе

сентябрь

Консультация

ПРС для детей имеющих ярко выраженные способности

Л.А.Гоппе

сентябрь

Семинар

Изучение нормативных документов, и психолого-педагогической литературы по проблеме.

Л.А.Гоппе

сентябрь

Малое  совещание

Дополнительные услуги: расписание, план работы

Л.А.Гоппе

октябрь

Семинар

Теоретические аспекты построение ПРС в ДОУ

Л.А.Гоппе

октябрь

Консультация

Методические рекомендации  по планированию и организации ПРС в группе

Л.А.Гоппе

октябрь

Экспресс-семинар

Анализ состояния развивающей среды в группе

воспитатели

октябрь

Тестирование педагогов

Нетрадиционные подходы к организации ПРС

Л.А.Гоппе

октябрь

Консультация

Планирование ПРС по экологическому развитию, обучению и воспитанию детей (развитие познавательных способностей)

Л.А.Гоппе

ноябрь

Памятка

Рекомендации по обновлению ПРС

Л.А.Гоппе

ноябрь

Площадка успешности

Конкурс-презентация «ПРС моей группы»

Л.А.Гоппе

ноябрь

Сайт-форум

Требования и условия построения ПРС в ДОУ

Л.А.Гоппе

декабрь

Информационный бюллетень для родителей

«Учимся, играя»

Л.А.Гоппе

январь

Педагогический час

Изменение позиций педагогов с ПРС в своей группе

Л.А.Гоппе

январь

Практикум

Игры для развития умственных способностей детей

А.Н.Малышкина

февраль

Мастер класс

Опыт работы по созданию ПРС в группе «Светлячок»

Л.А.Гоппе

В.А.Гаврилова

февраль

Мастер класс

Опыт работы по созданию ПРС в группе «Дружная семейка»

Л.А.Гоппе

А.Н.Малышкина

март

Совет педагогов

«Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды»

Л.А.Гоппе

май

Малое  совещание

Создание ПРС для детей, имеющих

ярко выраженные способности:

проблемы и перспективы

Л.А.Гоппе

май

Ярмарка педагогических идей

Дизайн проект  предметно-развивающей среды для детей с ярко выраженными способностями

воспитатели

июнь

         Сравнительная характеристика предметно-развивающей среды

Из схемы видно, что в предметно-развивающей среде произошли заметные изменения в ее построении. После сравнительной характеристики, можно сделать вывод о том, что, при соблюдении условий построения предметно-развивающей среды, она стала соответствовать высокому уровню развития способностей у детей дошкольного возраста, а создали ее педагоги после целенаправленной методической работы.

Актуальность данной проблемы обусловлена социальным заказом для построения предметно-развивающей среды дошкольного учреждения, а также возможность ее моделирования в условиях современного детского сада.

В нашем дизайн проекте был использован подход С.Л. Новоселовой, согласно которому развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, обладающая признаками неисчерпаемости, информативностью и удовлетворяющая потребность ребенка в новизне, преобразовании, экспериментировании.

Рассмотренные требования к построению предметно-развивающей среды представляют собой специфику ее содержания, а их выполнение позволяет:

  • способствовать познанию ребенком ценности своего «Я» (физического, эмоционального, когнитивного, коммуникативного, идеального, реального, возможного, будущего);
  • создать  условия  для  социально-эмоционального  благополучия  и
    адаптации ребенка в социуме взрослых и сверстников;
  • воспитывать потребность и готовность войти в мир людей, культуры,
    знаний;
  • инициировать   творческие   проявления   ребенка   в    совместном
    социальном действии

Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам к числу важных условий построения предметно-развивающей среды отнести следующие:

  • реализация принципов построения предметно-развивающей среды;
  • построение предметно-развивающей среды должно осуществляться
    поэтапно;
  • активная преобразовательно-творческая роль воспитателя в создании среды;
  • включение родителей и детей с создание новой среды;

Таким образом, можно сделать вывод что целенаправленная, планомерная, методическая работа с воспитателями повысила уровень профессионального мастерства, что проявилось в преобразовании ПРС с использованием новых подходов и инновационных введений в организацию ПРС, способствующей развитию способностей дошкольников вообще, и ярко выраженных способностей дошкольников в частности, проявив свою социальную и деловую активность в процессе работы по теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный подход к организации предметно-развивающей среды детского сада.

ФГТ- условия изменения предметно-развивающей среды детского сада. В данной презентации рассматриваются центры развивающей активности детей....

Мастер-класс: «Инновационные подходы в организации опытно — экспериментальной деятельности детей в детском саду»

Мастер-класс: «Инновационные подходы в организации опытно — экспериментальной деятельности детей в детском саду»Расскажи – и я забуду,покажи – и я запомню,дай попроб...

Методическая разработка для инструкторов по физической культуре и воспитателей детских садов «Инновационные подходы в организации спортивных игр и соревнований для дошкольников в условиях ДОО»

Методическая разработка для инструкторов по физической культуре и воспитателей детских садов поможет  применить современные образовательные технологии при решении задач по формированию у дет...

Мастер-класс: «Инновационные подходы в организации опытно — экспериментальной деятельности детей в детском саду»

Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что...

«Инновационные подходы в организации опытно — экспериментальной деятельности детей в детском саду».

Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе,...

Использование конструктора «ТИКО», как метод инновационного подхода в организации воспитательной деятельности в детском саду

Использование конструктора ТИКО, как ииновационный метод организации воспитательной деятельности в детском саду....


 

Комментарии

Спасибо.