Эссе на тему "Влияние психологического климата в педагогическом коллективе на качество образовательного процесса"
методическая разработка по теме

Кливиткина Вера Николаевна

В эссе мои размышления о роли психологического климата в педагогическом коллективе, о его влиянии на образовательный процесс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе

Влияние психологического климата в педагогическом коллективе на качество образовательной деятельности.

Выполнила: Кливиткина Вера Николаевна,

заместитель заведующей по ВМР

МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида « 8 «Светлячок»

г. Егорьевск

     Социально-экономические преобразования,  идущие в нашем обществе, неизбежно ведут к ломке устоявшихся стереотипов в сознании, деятельности, отношениях и общении людей. Трудности, связанные с ломкой этих стереотипов, нежелание части людей приобретать новые, порождают социальную и психологическую напряженность,  конфликтность, непонимание и другие негативные явления.

     Педагогический коллектив – это не просто организационно-оформленная общность людей, имеющих общественно-полезные и значимые цели, задачи деятельности, органы управления, но и общность, в которой люди могут испытывать друг к другу симпатию или антипатию, сходиться или расходиться во взглядах, вкусах, личных потребностях и интересах. Поэтому результативность работы педагогического коллектива в значительной степени  будет определяться не только объективными данными (возраст, образование, стаж работы), но и психологическим климатом.

     Проблема развития сплоченности педагогического коллектива теоретически актуальна и практически значима. Существует простая истина: успешная совместная работа возможна лишь тогда, когда её участники могут прийти к согласию, найти общий язык. Поэтому в педагогическом коллективе благоприятный психологический климат крайне необходим. Основными слагаемыми психологического климата выступают взаимоотношения педагогов в коллективе, их настроение, удовлетворенность работой.

      Современная жизнь требует от человека любой профессии напряжения всех нравственных и физических сил. Но я считаю, что представители педагогического труда оказываются в наиболее сложной ситуации: они испытывают двойные нагрузки в связи тем, что их труд, даже в самые стабильные времена, отличается высокой эмоциональной загруженностью, моральной ответственностью и стрессонасыщенностью. Педагогическая деятельность  наполнена различными напряженными ситуациями и разнообразными факторами, несущими потенциальную возможность повышенного эмоционального реагирования.  Ведь воспитатель каждый день общается с детьми, их родителями, с коллегами.

     Неблагоприятная психологическая обстановка может установиться в педагогическом коллективе сравнительно просто. А это, в свою очередь, сказывается на отношениях в самом педагогическом коллективе, а также на отношениях педагогов к воспитанникам и их родителям.

       Я считаю, что профессия «воспитатель» предъявляет повышенные требования не только к личностным качествам, но и к уровню физического и психического здоровья. Здоровый и духовно развитый педагог получает удовлетворение от своей работы, обладает высоким уровнем работоспособности, активности, творчества, стремится к совершенствованию.

      Но бывает, что эмоциональная напряженность у педагога достигает критического момента и результатом становится потеря самообладания и самоконтроля. Напряженные ситуации педагогической деятельности вызывают у них неадекватную оценку происходящего, импульсивные действия по отношению к детям, окрики, одергивания, способствуют формированию таких личностных черт, как безынициативность, пассивность, чувство собственной профессиональной непригодности.  Но я считаю, что профессиональный долг обязывает воспитателя всегда принимать взвешенные решения, преодолевать вспышки гнева, отчаяния, раздражительности.

    Успешное воспитание дошкольников напрямую связано с индивидуально-личностными и профессиональными качествами воспитателя, среди которых организованность, повышение самооценки и профессиональной компетенции, нацеленность на результат. Работа с детьми осуществляется не одним педагогом, а во взаимодействии с коллегами. Я думаю, что важную роль в создании благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе принадлежит руководителю. Он должен хорошо  знать своих сотрудников, их слабые и сильные стороны, четы характера, потребности и интересы, вкусы и пристрастия. Руководитель должен развивать умения и навыки гибкого выхода из конфликтных ситуаций, поощрять педагогов к открытости, доброжелательности,  не навязывать друг другу свое мнение, а, выслушивая интересы каждого, приходить к общему, компромиссному решению.

    Важно помнить, что педагогический коллектив объединяет общая цель —развитие, воспитание и обучение детей. Очень хорошо, если этот коллектив сплоченный, и каждая личность, входящая в коллектив осознает общность целей и подчиняется коллективным принципам и целям. И очень важно, если отношения в  коллективе, с детьми строятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности, а в отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика высказывается с добрыми пожеланиями,  существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем его членам. Только  в таком психологическом климате педагоги  будут идти на работу с желанием, будут здоровы, эмоционально благополучны, будут добавиться положительных результатов в  своей работе, будут стремиться к внедрению нового, интересного, современного в работу с детьми.

        А ведь от того, с каким здоровьем, настроением, с какими эмоциями входит воспитатель в группу, зависит успешность, здоровье и настроение воспитанников, а, следовательно, и весь педагогический процесс в ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе Влияние психологического климата в педагогическом коллективе на качество образовательной деятельности.

Социально-экономические преобразования,  идущие в нашем обществе, неизбежно ведут к ломке устоявшихся стереотипов в сознании, деятельности, отношениях и общении людей. Трудности, связанные с ломк...

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ, КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГОВ В ДОУ.

Давно отмечено, что создание благоприятного психологического климата благотворно влияет на работу педагогического коллектива и является одним из  факторов развития творческого потенциала педагого...

Семинар для педагогов "Психологический климат в педагогическом коллективе"

Семинар для педагогов ДОУ, цель которого изучение коллектива, а также его слочение и укрепление....

Семинар для педагогов "Психологический климат в педагогическом коллективе"

Семинар для педагогов ДОУ, цель которого изучение коллектива, а также его слочение и укрепление....

Семинар для педагогов "Психологический климат в педагогическом коллективе"

Семинар для педагогов ДОУ, цель которого изучение коллектива, а также его слочение и укрепление....

эссе на тему "Влияние психологического климата в педагогическом коллективе на качество образовательной деятельности"

Важнейшим условием  развития коллектива, его устойчивости,жизнеспособности  является создание условий для  активной деятельности  участников  педагогического  процесса. П...

Основные идеи по улучшению психологического климата в педагогическом коллективе

Выступление на тему: "Основные идеи по улучшению психологического климата в педагогическом коллективе"...


 

Комментарии

Очень интересная статья. Полностью согласна с высказываниями автора.