Главные вкладки

    Методическая разработка по теме:
    Программа дополнительного образования "Ожидание чуда"

    Большакова Ольга Николаевна

    Сегодня дополнительное образование детей - единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности.  Дополнительное образование по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, социально востребовано как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка, наиболее открыто и свободно от стандартного подхода: постоянно обновляется его содержание, методы и формы работы с детьми, возможна творческая, авторская позиция педагога.   

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    ozhidanie_chuda.doc157 КБ
    prilozhenie_k_programme_ozhidanie_chudo.rar2.08 МБ

    Предварительный просмотр:

    Программа дополнительного образования  «Ожидание чуда» муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Сказка»

    Рассмотрено на педагогическом совете протокол № 1 от  06. 09. 2010г.

     

    Утверждаю:________/ А.В.Шалагина/

    Приказ № 21/7 от  06 сентября 2010г.

    МДОУ д/с «Сказка»

      ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    «ОЖИДАНИЕ ЧУДА»

    МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКИЙ САД  «СКАЗКА» ОКТЯБРЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

    программа рассчитана на детей в возрасте: 3 -7 лет

                                                                  Автор программы:            

                                                                  Большакова Ольга Николаевна

    с. Боговарово,2010г.

    Содержание:

    1.Пояснительная записка…………………………………………………………………..3

    2. Программа дополнительного образования  

    2.1.Цель программы…………………………………………………………………..6

    2.2.Задачи………………………………………………………………………………6

    2.3.Принципы………………………………………………………………………….6

    2.4.Этапы……………………………………………………………………………….7

    2.5.Содержание программы.........................................................................................9

    2.6. Технология программы………………………………………………………...10

    2.7. Условия для занятий кружков и секций……………………………………..11

    3.Условия реализации программы………………………………………………………12

    3.1.Методическое обеспечение……………………………………………………...12

    3.2.Методы, приёмы и формы  учебно-воспитательного процесса…................12

    3.3.Материально-техническое и дидактическое обеспечение………………….13

    3.4.Организационное обеспечение…………………………………………………13

    3.5.Ожидаемые результаты…………………………………………………………13

    3.6.Оценка и анализ работ………………………………………………………......13

    3.7.Формы подведения итогов……………………………………………………...14

    3.8. Контроль………………………………………………………………………….14

     

    4.Литература………………………………………………………………………………..15

    Приложения


    1.Пояснительная записка

    Детство - пора удивительная и уникальная. В ней всё возможно, всё позволено. Слабый и беззащитный может стать сильным  и   всемогущим, скучное и неинтересное может оказаться весёлым и занимательным. Можно преодолеть все промахи и неудачи, сделать мир ярким, красочным, добрым. Для этого достаточно всего лишь быть просто ребёнком и чтобы рядом был умный, талантливый, добрый взрослый.

     Дошкольное детство - большой ответственный период психического развития ребёнка. По выражению А.Н.Леонтьева, это возраст первоначального становления личности. На протяжении дошкольного периода у ребёнка не только интенсивно развиваются все психические функции, формируются сложные виды деятельности, например игра, общение с взрослыми и сверстниками, но и происходит закладка общего фундамента познавательных способностей и творческой активности.

    Сегодня дополнительное образование детей - единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности. Оно предназначено для свободного выбора и освоения дополнительных образовательных программ независимо от осваиваемой или основной образовательной программы.

    Дополнительное образование в отличие от образовательного процесса, не регламентируется стандартами, а определяется социальным заказом детей, родителей, других социальных институтов. Содержание современного дополнительного образования детей расширяет возможности личностного развития детей за счет расширения образовательного пространства ребенка исходя из его потребностей. Дополнительное образование является и средством мотивации развития личности к познанию и творчеству в процессе широкого разнообразия видов деятельности в различных образовательных областях. Оно характеризуется разнообразием содержательных аспектов деятельности (теоретический, практический, опытнический, исследовательский, прикладной и др.) и форм образовательных объединений (кружок, мастерская, студия, клуб, школа, лаборатория, секция и др.).

    Кроме того, дополнительное образование способствует своевременному самоопределению ребенка, повышению его конкурентоспособности в жизни, созданию условий для формирования каждым ребенком собственных представлений о самом себе и окружающем мире. В дополнительном образовании педагог сам определяет «стандарт» освоения предмета или направления деятельности.

    Сегодня дополнительное образование успешно реализуется не только в учреждениях дополнительного образования детей, но и в детском саду. В последние годы деятельность дошкольных учреждений в основном была направлена на разработку и внедрение новых программ, соответствующих индивидуальным возможностям детей и развивающих их интеллектуальный, эмоциональный, действенно - практический потенциал. Поэтому наряду с основными образовательными программами в ДОУ важное место стали занимать программы дополнительного образования дошкольников.

    Дополнительное образование детей дошкольного возраста является актуальным направлением развития дошкольного учреждения, накоплен определенный положительный опыт его организации, ведется системный мониторинг. Оно по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, социально востребовано как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка, наиболее открыто и свободно от стандартного подхода: постоянно обновляется его содержание, методы и формы работы с детьми, возможна творческая, авторская позиция педагога. Повышается его роль в деятельности дошкольных образовательных учреждений всех типов и видов.

    Дополнительное образование детей дошкольного возраста является новым и актуальным направлением развития дошкольного учреждения, и основывается на следующих нормативных документах.

     

    Нормативные основы дополнительного образования

    п/п

    Наименование документа

    11.

    Закон РФ «Об образовании»

    В ред. Федеральных законов от 13.01.1996 г. № 12-ФЗ;от 16.11.1997 г. № 144-ФЗит.д.

    22.

      Национальная доктрина образования в РФ

    Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 г.   №751

    33.

    Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года

    Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001г. № 1756-Р(п. 2)

    44.

    Федеральная программа развития образования, раздел 3, подраздел 2, п. 3 «Дополнительное образование детей»

    Приложение к Федеральному закону от 10.04.2000 г. №51-ФЗ

    55.

    Программа развития воспитания в системе образования России

    Приказ Минобразования РФ от 25.01.2002 г. № 193

    66.

    Положение о лицензировании образовательной деятельности

    Постановление Правительства РФ от 18.10.2000 г. №797

    77.

    Положение о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений

    1 Приказ Минобразования РФ от 22.05.1998 г. Ns 1327; изменении и дополнении от 11.08.2000 1. V .4 И)

    88.

    Требования, предъявляемые к образовательным учреждениям дополнительного образования детей, и критерии их отнесения к соответствующему типу, виду и категории

    Приказ Минобразования РФ от 03.05.2000 г. № 1276

    99.

    Методические рекомендации по государственной аккредитации образовательных учреждений дополнительного образования детей

    Письмо Минобразования РФ от 28.08.2000 г. № 631/ 28-16

    10.

    Методические рекомендации «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»

    Письмо Минобразования РФ от 18.06.2003 г. №28-02-484/16

    111.

    Трудовой кодекс РФ. Часть 4, раздел XII, глава 52 «Особенности регулирования труда педагогических работников», ст. 333, 334.

    Федеральный закон № 197-ФЗ от 30.12.2001 г.

    112.

    Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей

    Постановление Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067; изменения и дополнения от 1.02.2001 г. №79

    113.

    Концепция модернизации дополнительного образования детей в России до 2010 года

    Одобрена Коллегией Министерства образования и науки РФ от 06.10.2004 г.

    114.

    Об утверждении Правил оказания платных услуг в сфере дошкольного и общего образования

    Постановление Правительства РФ № 505 от 5 07 .2001г.


    2. Программа дополнительного образования

    Программа дополнительного образования разработана для детей в возрасте от 3 – 7 лет, направлена на конкретные виды кружковой работы, которые пользуются спросом. По каждому кружку разработана программа, авторами, которых являются руководители кружка.

    2.1.Цель программы:

    Создание  психологического комфорта и условий  для самореализации ребенка. Формирование  художественно – эстетической  культуры воспитанников как неотъемлемой части культуры духовной, развитие потребности и возможности самовыражения в художественной деятельности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение русским национальным культурным наследием, обеспечение и укрепление здоровья детей в условиях ДОУ.

    Это цель, включающая в себя: обучение, воспитание и развитие: формирование у детей новых понятий и способов действий, системы научных и специальных знаний; формирование духовно-нравственного мировоззрения и системы общечеловеческих ценностей; развитие индивидуальности ребенка, всех сущностных сфер его личности (интеллектуальной, мотивационной, волевой, предметно-практической, эмоциональной и др.).

    2.2. Задачи:

    1. Обеспечить благоприятные условия для удовлетворения потребности детей в творческой активности в различных видах деятельности.
    2. Создать условия для эмоционального благополучия ребёнка в процессе совместной деятельности и общения: ребёнок – ребенок, ребёнок – педагог, ребёнок – родители.
    3. Развивать творческие способности у детей дошкольного возраста через занятия в кружках.
    4. Укреплять здоровье детей дошкольного возраста
    5. Развивать интерес и любовь к художественному слову детей дошкольного возраста через совершенствование разнообразных форм устной речи.
    6. Развивать конструктивное взаимодействие с семьей для обеспечения творческого развития ребёнка- дошкольника.
    7. Удовлетворить потребностей детей в занятиях по интересам.
    8. Разработать содержания дополнительного образования, соответствующего современным требованиям.

    2.3. Принципы:

    Работа по формированию гармонично развитой  творческой личности посредством кружковой работы построена на основе следующих принципов: 

    1. Комфортность: атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ситуации успеха.
    2. Погружение каждого ребенка в творческий процесс: реализация творческих задач достигается путем использова ния в работе активных методов и форм обучения.
    3. Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребенка создание эмоциональной вовлеченности его в творческий процесс, что обеспечивает естественное повышение работоспособности.
    4. Постепенность: переход от совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и сверстников к самостоятельным; от самого простого до заключительного, максимально сложного задания; «открытие новых знаний».
    5. Вариативность: создание условий для самостоятельного выбора ребенком способов работы, типов творческих заданий, материалов, техники и др.
    6. Индивидуальный подход: создание в творческом процессе раскованной, стимулирующей творческую активность ребенка атмосферы. Учитываются индивидуальные психофизиологические особенности каж дого ребенка и группы в целом. В основе лежит комплексное развитие всех психических процессов и свойств личности в процессе совместной (дети - дети, дети - родители, дети - педагог) продуктивно-творческой деятельности, в результате которой ребенок учится вариативно мыслить, запоминать, придумывать новое, решать нестандартные задачи, общаться с разными людьми и многое другое. 
    7. Принцип взаимного сотрудничества и доброжелательности: общение с ребенком строится на доброжелательной и доверительной основе.
    8. Принцип интеграции: интегративный характер всех аспектов развития личности ребёнка дошкольного возраста: общекультурных, социально-нравственных, интеллектуальных.

    2.4. Этапы:

    Всю работу мы условно разделили на этапы: (смотри приложения)

    Этап - подготовительный:

    Основная задача на этом этапе подготовка и организация работы по данной теме. На этом этапе очень важен выбор не только кружка, но и кто будет им руководить. С первых минут педагогу необходимо найти правильную эмоциональную волну общения с детьми. Это должно быть лёгкое, непринуждённое общение, доставляющее взаимное удовольствие детям и взрослым. Большую роль здесь играет педагогическая интуиция, опыт педагога. Он должен безошибочно "чувствовать" уровень сложности задания, будет ли интерес у детей, будет ли его подъем или спад.

    Важно учесть, что организация кружков предполагает добровольное (без психологического принуждения) включение детей в деятельность, поэтому помимо подбора интересного содержания, существует ряд конкретных условий:

    •  организация рабочего пространства, т.е. места за детьми жёстко не закреплены, дети могут свободно перемещаться по комнате, имеют право отказаться от участия на занятиях кружка и т.д.

    •      возможность ребёнка выбора цели из нескольких, т.е. педагог "предлагает" или дети самостоятельно выбирают, кто и чем будет заниматься, по своим силам и интересам.

    • открытый"   временной    конец    занятия,     позволяющий  каждому    ребёнку в любое время закончить работу.

    Этап- моделирование системы работы по данной теме:

    Педагоги ДОУ на этом этапе стремятся достичь конкретных целей при взаимодействии с детьми, используя разнообразные средства, методы и приемы педагогической деятельности.

    Этап    совершенствование творческого самовыражения:

    На этом этапе решаются следующие задачи: развитие и совершенствование специальных качеств и умений, развитие   выразительности   и   артистичности,   развитие   способностей   к   самовыражению,   творчеству, приобретение опыта выступлений на праздниках, концертах, конкурсах, выставках. Детям предоставляется возможность и условия, позволяющие обрести чувство уверенности в себе в своих способностях, повысить самооценку и самостоятельность. Сотрудничество и сотворчество педагогов и детей построено на основе:

    •  Понимания всеми участниками смысла деятельности, её конечного результата;

    • Наличия умного, творческого руководителя, который организует совместную деятельность, умело распределяет обязанности в соответствии с возможностями её участников;

    •  Чёткой постановки конкретных и понятных целей для занятия;

    •  Демонстрирования воспитателем образца (эталона) взаимодействия человека с миром природы, искусства, людей, фольклора, рукотворным миром и т.д.;

    •     Добровольного участия на занятиях кружка;

    • Контакта между участниками занятия в кружке, обеспечивающего обмен действиями и информацией;

    •  Возникновения  и  проявления  в процессе деятельности  межличностных отношений,  характер и окраска которых влияют на достижение конечного результата;

    • Понимания, что взрослый только посредник между ребёнком и миром "большого искусства";

    •      Игрового характера подачи любого материала;

    •    Создания взрослым доступных для детей проблемных ситуаций, постановки творческих задач.

    Чтобы дети с желанием и охотой, без всякого принуждения, творили, считаем, что необходимо наполнить их жизнь яркими, красивыми, радостными, способными естественно активизировать их изнутри впечатлениями и помочь им разнообразно, в доступной им форме себя выразить. Для этого мы окружаем детей красотой, искусством, природой, рассказываем им об удивительном  и великом, способном их восхитить, не оставить равнодушными, даем доступные возрасту средства выражения и непременно все делаем и проживаем вместе. В нашей совместной творческой деятельности нет слабых и сильных, умелых и неумелых  - все мы, как умеем, в едином устремлении, увлеченные самим процессом творчества, рисуем, лепим, играем, помогаем, друг другу, делимся впечатлениями и результатами, радуемся совместным удачам и утешаем друг друга в неудачах.

    Активной  формой   поощрения  детей  на  занятиях  кружка  служит  одобрение  их действий,   внимание   к суждениям, терпение в ожидании результата. Личностно-ориентированный подход к ребенку на занятиях, установка на активизацию его опыта помогает в раскрытии творческого потенциала. В решении проблемы педагоги не навязывают своего мнения детям, а участвуют в совместном поиске истины, выстраивая диалог и подводя   каждого   участника   занятия   к  самостоятельным   действиям,   к  эмоциональному  проживанию информации, к высказыванию своих мыслей.

    Кружковая работа в детском саду дарит нашим воспитанникам много ярких, незабываемых впечатлений. Радостные переживания поднимают жизненный тонус, поддерживают бодрое настроение взрослых и детей. Ребенок начинает ценить красивое, а, чувствуя уважение к себе, как равному, постепенно начинает раскрепощаться, и начинает творить.

    Каждый педагог нашего детского сада считает - любой малыш - это личность с присущим ему характером, потребностями, потенциалом. Мы серьезно следим за здоровьем и физическим развитием детей. В наш детский сад с ласковым название «Сказка» ребятишки идут с удовольствием: каждый  день, проведенный  здесь,   приносит     им   радость.

    2.5. Содержание программы

    Сегодня становится все больше детей с ярким общим интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются очень рано – в 3–4 года.

    Концепция программы дополнительного образования во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Организация работы с детьми строится на основе концепции развития способностей, принятой в отечественной психологии. Психологи выделяют три типа познавательных способностей:

    сенсорные способности к наглядному модели рованию, которые позволяют детям решать не только образные, но и логические задачи (классифицировать объекты, устанавливать математические отношения, выстраивать причинно-следственные связи);

    способности к символическому опосредованию, которые помогают ребенку выразить свое отношение к событиям окружающей жизни, персонажам сказок, человеческим чувствам, а к концу дошкольного возраста дети начинают использовать традици онно принятую символику для выражения своего отношения к самому себе, к жизненным ситуациям;

    способности к преобразованию, которые позволя ют детям создавать новые образы путем преобразо вания имеющихся у них представлений о знакомых, обычных предметах и объектах действительности.

    Особенно ярко это представлено в изобразительной деятельности, когда дошкольники рисуют необычных сказочных животных и растения. Поэтому данная программа  даёт возможность для дифференцированного и вариативного образования, позволяющих ребенку самостоятельно выбирать путь освоения того вида деятельности, который в данный момент наиболее для него интересен, т.е. реализуются индивидуальный и личностно-ориентированный подходы.

    Приоритетным является обеспечение бесплатности и равного доступа детей к дополнительному образованию. Содержание программы базируется на детских интересах и запросах родителей и реализуется по следующим направлениям:

    1. Художественно - эстетическая направленность – кружки «Мукасол»,  «Волшебный мир оригами», «Волшебные бисеринки», «Веселы пластилин», «Сказка в гостях  у ребят», вокальный ансамбль «Соловушки»

    2. Интеллектуально-познавательная направленность – кружки «Светёлушка», «В гостях у сказки», опытническая деятельность «Прикоснись к природе сердцем»

    3. Физкультурно-оздоровительная направленность – кружки «Пальчиковая гимнастика», спортивная секция «Оздоровительная гимнастика».

    Структурной особенностью программы является блочно - тематическое планирование. Каждый блок представлен работой определенных кружков. Планируя работу кружка, педагог может выбирать для каждой темы различные формы  работы, учитывая оснащенность и специфику творческой деятельности.

    Все темы занятий кружков, входящие в программу, подобраны по принципу нарастания сложности дидактического материала и твор ческих заданий, что дает возможность ребенку распределять свои силы равномерно и получить желаемый результат. Возможно внесение изменений в содержательную часть программы на последующие годы реализации, с учетом интересов детей, пожеланий родителей.

    2.6. Технология программы

    Численный состав объединений определяется в соответствии с психолого-педагогической целесообразностью вида деятельности; расписание занятий составляется с учетом интересов и возможностей детей в режиме дня в вечернее время; продолжительность занятий устанавливается исходя из образовательных задач, психофизической целесообразности, санитарно-гигиенических норм.

    Особенности организации детей определены направленностью, функциями дополнительных образовательных планов.

     Это различные кружки с объединением детей определенного и смешанного возраста, разного численного состава.

    Кружок — объединение группы лиц с общими интересами для постоянных совместных занятий, решения предметно-практических задач, направленных на формирование знаний, умений и навыков по конкретному профилю деятельности.

    Секция — объединение детей и подростков по интересам, в котором приоритетны следующие педагогические задачи: организация досуга детей, физическое развитие и развитие физических качеств, коммуникативных умений. Отличительной особенностью секции можно считать наличие своей символики и атрибутики, коллективной творческой деятельности, об щение членов.

    Организуя работу в рамках дополнительного образования, педагоги учитывают:

    - интересы детей к выбору кружка, секции, досуговых мероприятий;

     - добровольность выбора их детьми;

    - возрастные особенности детей;

    - решение воспитательных и образовательных задач в единстве с основной программой детского сада;

    - ведущий вид деятельности, и выстраивание на его основе содержания дополнительного образования;

    - создание комфортной обстановки, способствующей развитию свободной творческой личности;

    - нормы нагрузки на ребенка.

    Занятия могут проводиться в групповой комнате или в специально оборудованном помещении детского сада. Формы работы должны быть подвижными, разнообразными и меняться в зависимости от поставленных задач.

    Кружковая работа проводятся с подгруппой детей (8-10 человек) среднего, старшего дошкольного возраста (с 4 до 7 лет). Длительность работы – 20 - 30 минут, в вечернее время. Занятия в кружке комплексные, интегрированные, не дублируют ни одно из занятий общей программы. Они являются надпрограммными и закладывают основу успешной деятельности в любой области, в процессе систематических занятий, постепенно, с постоянной сменой задач, материала и т.д. Такой подход дает возможность заинтересовать ребенка и создать мотивацию к продолжению занятий.

    На занятиях в кружках менее жесткая система развития творческих способностей каждого ребенка, запуск механизмов саморазвития для дальнейшей самореализации в выбранной области.

    Программа предполагает широкое использование иллюстративного, демонстрационного материала; использование методических пособий, дидактических игр, инсценировок, сочинений, поделок и работ детей, педагогов, родителей для создания тематических выставок, театральных представлений, являющихся мотивацией детского творчества и итогом работы педагога. (Кроме того, детские работы, спектакли, сочинялки - это не только творчество ребенка, но и зрительная информация для родителей и украшение интерьера.) 

    Программа предполагает систематическую работу кружков, проводимых 1 раз в неделю.

    Программа может быть использована как в системе дошкольного образования (кружковая, клубная работа), так и в учреждениях дополнительного образования. 

    2.7. Условия для занятий кружков и секций

    1. Проходят в оборудованном помещении.

    2. Подбор традиционного и нетрадиционного материала и инструментов для творческой деятельности детей.

    3. Систематизация литературно-художественного материала: стихи, загадки, пословицы, поговорки — с целью акти визации деятельности детей, расширения представлений об окружающем.

    4. Изготовление атрибутов к разным видам театров, игр для подготовки руки к работе, расслабления, укрепления мелких мышц руки.

    5. Составление фонотеки — подбор классических произве дений, детского репертуара для музыкального фона, сопро вождающего творческую деятельность детей, (хороводы, пе сенный репертуар в соответствии с разработанными темами).

    6. Подбор развивающих, релаксационных, подвижных игр для работы кружков и секций.

    7. Непрерывность, т.е. последовательность цепи учебных задач на протяжении всего процесса овладения творческими умениями и навыками.

    В проведении кружковой работы используются разнообразные методы и приемы работы с дошкольниками: детям предоставляется больше свободы и самостоятельной творческой инициативы при доброжелательном и компетентном участии взрослых. Такие методы как игровые, исследовательские, творческие задания, экспериментирование помогают детям творчески реализовываться.

    Отслеживание результатов дополнительного образования детей проводится по следующим показателям:

    - результативность работы кружка, секции по уровням развития ребенка;

    - участие в выставках творческих работ;

    - создание банка достижений каждого кружка.

    Результат будет качественным, если он соответствует поставленным целям, содержанию, формам организации деятельности и обеспечен необходимым оборудованием и пособиями.

    Опыт показывает, что дети, занимающиеся в кружках, в дальнейшем хорошо учатся в школе, успешно продолжают обучение в системе дополнительного образования, художественных, музыкальных, спортивных школах.

    Таким образом, данная программа может занять более прочное место в воспитательно-образовательном процессе ДОУ. Она позволяет решать многие проблемы эффективного развития ребенка, т. к. сориентирована на его индивидуальные особенности  и позволяет определить перспективы его личностного развития.

     Эта программа может оказать помощь педагогам и руководителям ДОУ в организации дополнительного образования в учреждении.

    3.Условия реализации программы        

    3.1.Методическое обеспечение

    1. Наличие утвержденной программы.
    2. Методические разработки по модулям программы.
    3. Наглядные пособия, образцы изделий.
    4. Специальная литература (журналы, книги, пособия, справочная литература).
    5. Диагностический инструментарий.

    Руководители кружков пользуются учебным материалом методических пособий (используемая литература указана в приложениях).  Учебный план рассчитан на 1 год обучения. Учебный план модифицированного курса занятий рассчитан на 3 года обучения. Занятия  проводятся не более 1 раза в неделю для детей вторых младших и средних групп и 2 занятия для детей старших и подготовительных групп во второй половине дня. Продолжительность занятия для детей индивидуален: 2-3года 8-10минут, 4-5 лет  - 15 - 20 минут, для детей 5-7 лет 35 минут. Занятия проходят в виде игры. На занятиях, где  дети работают с колющими и режущими предметами необходимо строгое соблюдение правил техники безопасности.  

    Образовательный   процесс  по  кружковому направлению осуществляется в соответствии с образовательной программой ДОУ. Курс занятий рассчитан на 8 месяцев (с сентября по апрель). Тема занятий, методы и приемы решения задач, выбор практического материала корректируются, варьируются в зависимости от способностей детей, их интересов и желаний, времени года, выбора темы и т.д. 

    3.2. Методы, приёмы и формы  учебно-воспитательного процесса:

    Объяснительно-иллюстративный метод в программе используется при сообщении учебного материала для обеспечения его успешного восприятия. Он раскрывается с помощью таких приемов, как беседа, рассказ, работа с иллюстрациями, демонстрация опыта.

    Репродуктивный метод - формирование навыков и умений использования и применения полученных знаний. Суть метода состоит в многократном повторении способа деятельности по заданию педагога.

    Частично-поисковый или эвристический. Основное назначение метода - постепенная подготовка обучаемых к самостоятельной постановке и решению проблем.

    Немаловажными в работе с детьми являются используемые методы воспитания - методы стимулирования и мотивации: создание ситуации успеха помогает ребенку снять чувство неуверенности, боязни приступить к сложному заданию. Метод поощрения, выражение положительной оценки деятельности ребенка, включает в себя как материальное поощрение (в форме призов) так и моральное (словесное поощрение, вручение грамот, дипломов).

    Используемые методы способствуют обеспечению высокого качества учебно-воспитательного процесса и эффективному освоению учащимися знаний и навыков, развитию творческих способностей.

    При планировании образовательного процесса предусматриваются различные формы обучения:

    1. практические занятия (направлены на отработку умений выполнения различных видов деятельности).
    2. творческая мастерская (по изготовлению художественных изделий)
    3. экскурсии
    4. конкурсы
    5. выставки
    6. концерты

    3.3.Материально-техническое и дидактическое обеспечение.

    1. Кабинет (хорошо освещенный), музыкальный (спортивный) зал. Помещения для проведения занятий  должны отвечать санитарным нормам.  
    2. Учебное оборудование (комплект мебели).
    3. Наглядные пособия (образцы изделий).
    4. Дидактический материал (рисунки, схемы, эскизы, раздаточный материал, альбомы)
    5. Подборка информационной и справочной литературы.
    6. Материалы для работы (индивидуально для каждого кружка).
    7. Иллюстрации, образцы работ, схемы (техника заполнения фигур), стихи, загадки.

    3.4.Организационное обеспечение

    1. Необходимый контингент воспитанников.
    2. Привлечение к работе специалистов (музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, старшего воспитателя).
    3. Соответствующее требованиям расписание занятий.
    4. Родительская помощь.
    5. Связь со школой, Домом Культуры, с Домом творчества.

    3.5.Ожидаемые результаты:

    1. Разработка эффективной комплексной системы формирования здоровья детей дошкольного возраста, улучшение физического развития.
    1. Развитие творческих способностей детей.
    2. Положительно – эмоционального состояния ребенка на занятиях.
    3. Научить понимать и любить русскую народную культуру.
    4. Овладение  артистическими качествами, раскрытие творческого потенциала детей.
    5. Создать предпосылки для дальнейшего совершенствования музыкального воспитания детей.
    6. Овладение техникой изготовления изделий.
    7. Обогащение активного и пассивного словаря детей.

    3.6.Оценка и анализ работ:

    Оценка и анализ работы кружка за определенное время (год) помогает педагогу выявить положительные и отрицательные результаты в работе, оценить себя и возможности детей.

    Итогом усвоения учебной программы является серия коллективных работ по теме, которые будут представлены на выставке, а также выступления детей как внутри детского сада, так и на районных мероприятиях. При оценке и анализе работ учитывается возраст ребенка, его способности, достижения за конкретный промежуток времени.

    Показатели сформированности умений:

    1. Полнота - овладение всеми поэтапными действиями одного процесса.

    2. Осознанность - насколько задание понятно и насколько продуманно оно выполняется.

    3. Свернутость и автоматизм - в процессе овладения деятельностью некоторые действия могут выполняться на уровне подсознания.

    4. Быстрота - скорость выполнения работы.

    5. Обобщенность - способность переносить свои умения на другие задания. Полученные данные обрабатываются для получения полной и точной оценки работы педагога и детей.

    При отборе детских работ на выставку учитываются:

    1. Оригинальность сюжета, коллекции, цветового решения, разработанность деталей.

    2. Самостоятельность выполнения работы.

    3. Высокая степень воображения.

    4. Аккуратность выполнения работы.

    5. Грамотность при выполнении работы, соблюдение всех технологий.

    3.7.Формы подведения итогов:

    1. оформление выставочного стенда в ДОУ;
    2. участие в областных и региональных выставках и конкурсах;
    3. выступление на родительских собраниях.

             3.8. Контроль

    Педагогический контроль знаний, умений и навыков учащихся осуществляется в несколько этапов и предусматривает несколько уровней.

    Промежуточный контроль.

    1. Тестовый   контроль,   представляющий   собой   проверку   репродуктивного   уровня   усвоения теоретических знаний с использованием карточек-заданий по темам изучаемого курса.
    2. Фронтальная и индивидуальная беседа.
    3. Выполнение дифференцированных практических заданий различных уровней сложности.
    4. Решение ситуационных задач направленное на проверку умений использовать приобретенные знания на практике.
    5. Игровые формы контроля.
    6. Промежуточный контроль предусматривает участие в конкурсах и  выставках декоративно- прикладного творчества разного уровня.

            Итоговый контроль

    Итоговый контроль проводится по сумме показателей за всё время обучения  по дополнительной программе, а также предусматривает выполнение комплексной работы, включающей изготовление изделия по единой предложенной схеме и творческой  работы.

    Конечным результатом выполнения программы предполагается участие в выставках, смотрах и конкурсах различных уровней.


    4.Литература 

    1. Агалова И. Поделки к праздникам. М.: изд. – Лада, 2009. – 235с.
    2. Аполозова Л.М. Бисероплетение. – М.,Просвещение, 1997. -261с.
    3. Базулина Л.В. Бисер. М.: 2000. 327с.
    4. Барсукова Л.С. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. – изд. – М.: Просвещение, 1985. – 104с.
    5. Бекина С.И. Праздники и развлечения в детском саду. - изд. - М.: Просвещение, 1982. – 320с.
    6. Берлина Н.А.  Игрушечки. - М.: 2000.- 214с.
    7. Божко Л. Бисер. – М., 2000.
    8. Буренина А.И. Ритмика
    9. Венгер ЛюА. Сенсорная культура ребенка. – изд. – М.: Просвещение, 1987. – 143с.
    10. Ветлугина Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1984. – 199с.
    11. Долженко Г.И. 100 оригами. - Ярославль. Академия развития: 2000.- 207с.
    12. Долженко Г.И. Сто поделок из бумаги. - Ярославль. Академия развития: 2000.- 207с.
    13. Дошкольное воспитание №8/1990г. №11/2009. №7/2002г. № 8/1990г.
    14. Дыбина О.В. Неизведанное рядом.
    15. Здоровье дошкольника №1/2008, №2/2008, №4/2008, №5/2008, №6/2008
    16. Инструктор по физкультуре №1/2009.
    17. Кареманенко Т.Н. Кукольный театр дошкольникам. – изд.- М.: Просвещение, 1973.– 223с.
    18. Кобина И.И. Работа с бумагой. М.: Просвещение, 1999. – 209с.
    19. Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. М.: Просвещение,1991. – 257с.
    20. Кудрявцев В.П., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления. 2000.
    21. Куликова Л.Г. Цветы из бисера. – М.: Издательский дом, 2001
    22. Куприянава Л.Л. Русский фольклор
    23. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд.- М.: Просвещение, 1998. – 203с.
    24. Музыкальная жизнь №1 - №12
    25. Музыкальная палитра №1 - №12
    26. Музыкальный руководитель №1 - №12
    27. Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги. - Ярославль. Академия развития: 2000.- 207с
    28. Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги. Ярославль: Академия развития, 1998.
    29. Науменко Г. Жаворонки
    30. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. – изд. – Просвещение, 1989. – 158с.
    31. Рытов Д.А. У нашего двора нет веселья конца.
    32. Сказка в жизни ребенка.
    33. Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения. Под ред. Филипповой С.О.
    34. Суворова Г.И. Танцевальная ритмика.
    35. Ткаченко Т.Б. Сказочный мир бисера. Плетение на проволоке. – Ростов – на – Дону 2004.  
    36. Федорова В.И. Забавные поделки. – изд. – ЗАО Мой мир, 2008. – 248с.
    37. Щетинин М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей. 2007.