Возрастные особенности детей 5 -6 лет
статья (старшая группа) по теме

Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozrastnye_osobennosti_detey.docx17.31 КБ

Предварительный просмотр:

                  Возрастные особенности детей

                       Старшей группы (5 – 6 лет)

    Вариант 1. Рекомендуем использовать материалы « Те, кто чувствует себя взрослыми» ( 5 – 6 лет).

    Вариант 2. Все больший интерес ребенка пяти лет направлен на сферу взаимоотношений между людьми. Оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравниваются со своими собственными. Под воздействием этих оценок представления детей о «Я» реальном и «Я» идеальном дифференцируются более четко.

         К этому периоду жизни у ребенка накапливается достаточно большой запас знаний, который продолжает пополняться. Ребенок стремится поделиться своими знаниями и впечатлениями с окружающими, сверстниками, что способствует появлению познавательной мотивации в общении. С другой стороны, широкий кругозор ребенка может явиться фактором, который позитивно влияет на его успешность среди сверстников.

         Происходит дальнейшее развитие познавательной сферы личности ребенка – дошкольника. Развитие произвольности и волевых качеств позволяет ребенку целенаправленно преодолевать определенные трудности, специфичные для дошкольника.

         Также развивается соподчинение мотивов ( например, ребенок может отказаться от шумной игры во время отдыха взрослых).

         Появляется интерес к математике, чтению. Основываясь на умении представлять что – либо, ребенок может решать простые геометрические задачи.

         Ребенок уже может запомнить что- либо целенаправленно.

         Кроме коммуникативной функции речи, развивается планирующая, т. е. ребенок учится целенаправленно планировать, логически и последовательно выстраивать свои действия и рассказывать об этом. Развивается самоинструктирование, которое помогает ребенку заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности. Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций, у него появляются устойчивые чувства и отношения. Формируются «высшие чувства»: моральные, интеллектуальные, эстетические.

          К интеллектуальным чувствам можно отнести:

  1. Любопытство
  2. Любознательность
  3.  Чувство юмора
  4. Удивление

К эстетическим чувствам относят:

  1. Чувство прекрасного
  2. Чувство героического
  3. Чувство стыда
  4. Чувство дружбы

На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка развивается притязание на признание, выраженное стремление получить одобрение, похвалу, подтвердить свою значимость.

         Достаточно часто в этом возрасте у детей появляется такая черта, как лживость. Развитию этой черты способствует нарушение детско – родительских отношений, когда близкий человек чрезмерной строгостью или негативным отношением блокирует развитие у ребенка позитивного самоощущения, уверенности в своих силах. И чтобы не потерять доверия взрослого, а часто оградить себя от нападок, ребенок начинает придумывать оправдание своих оплошностей, перекладывать вину на других.

         Нравственное развитие старшего дошкольника напрямую зависит от степени участия в нем взрослого, так как именно в общении со взрослым ребенок узнает, осмысливает и интерпретирует нравственные нормы и правила.

         У ребенка необходимо формировать привычку нравственного поведения. Этому способствует создание проблемных ситуаций и включение детей в них в процессе повседневной жизни, а также личный пример взрослого. Находящегося рядом.

                        Возрастные особенности детей

                           Старшей группы (5 – 6 лет).

         Возраст 5-6 лет является очень важным в развитии познавательной, интеллектуальной и личностной сферы ребенка. Именно в этот период в ребенке закладывается многие личностные аспекты, формируются основные черты характера ребенка, «Я – позиция». Уже сейчас можно понять, каким человек будет в будущем.

         Ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что в этом возрасте ребенок запоминает столько, сколько не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширяется его кругозор. Лучшим способом получения информации является чтение детской  энциклопедии, где четко научно, доступным для ребенка языком описываются любые сведения об окружающем мире. Ребенок получает представления о космосе, древнем мире, человеческом теле, животных и растениях, странах, изобретениях и о многом другом.

         Этот период называют сенситивным (особенно чувствительным) для внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для их развития используется  усложненный игровой материал – палочки Кюизнера, блоки Дьенеша, кубики Никитина, развивающие игры Воскобовича.

         Полезно играть с детьми в словесные игры, так как ребенок различает гласные и согласные звуки, может определить место звука в слове.

         Хорошо развивает мышление и конструктор. Кубики, головоломки, мозаику необходимо выкладывать по картинке, ориентируясь на цвет, форму, величину.

         Развитию элементарных логических представлений способствуют игры и упражнения с использованием различных логических таблиц. Все занятия строятся на видовой, тематической классификации, заставляют работать внимание, зрительное восприятие и мышление ребенка.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные особенности детей 3-7 лет. Задачи воспитания и развития на разных возрастных этапах.

В материале отражены наиболее яркие возрастные изменения в социальной, интеллектуальной и физической деятельности дошкольников и исходя из этих изменений выделены основные воспитательные задачи....

Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний.

Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.  Профилактика возрастных заболеваний. Методика проведения зрительной гимнастики. Упражнения со зрительными стимуляторами. У...

Буклеты для родителей "Возрастные особенности детей 3 - 4 лет", "Возрастные особенности детей 4 - 5 лет "

Данные буклеты были подготовлены к родительскому собранию в разновозратной группе....

Консультация для родителей «Возрастные особенности детей 5–6 лет» «Возрастной портрет ребёнка»

Будет учебная деятельность радостной для ребенка или, наоборот, омрачится неудачами, во многом зависит от нас, взрослых, ибо познавательный интерес у ребенка должен быть сформирован в дошкольные годы....

Круглый стол для родителей «Возрастные особенности детей 2-3 лет, особенности физического развития»

Круглый стол для родителей на тему:«Возрастные особенности детей 2-3 лет, особенности физического развития»...

Характеристики особенностей развития детей. Возрастные особенности детей (4-5 лет)

Дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей...

Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний.

Возрастные особенности детей дошкольного возрастас нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний. ...