Статья (старшая группа) по теме:
Возрастные особенности детей 5 -6 лет

Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
vozrastnye_osobennosti_detey.docx17.31 КБ

Предварительный просмотр:

                  Возрастные особенности детей

                       Старшей группы (5 – 6 лет)

    Вариант 1. Рекомендуем использовать материалы « Те, кто чувствует себя взрослыми» ( 5 – 6 лет).

    Вариант 2. Все больший интерес ребенка пяти лет направлен на сферу взаимоотношений между людьми. Оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравниваются со своими собственными. Под воздействием этих оценок представления детей о «Я» реальном и «Я» идеальном дифференцируются более четко.

         К этому периоду жизни у ребенка накапливается достаточно большой запас знаний, который продолжает пополняться. Ребенок стремится поделиться своими знаниями и впечатлениями с окружающими, сверстниками, что способствует появлению познавательной мотивации в общении. С другой стороны, широкий кругозор ребенка может явиться фактором, который позитивно влияет на его успешность среди сверстников.

         Происходит дальнейшее развитие познавательной сферы личности ребенка – дошкольника. Развитие произвольности и волевых качеств позволяет ребенку целенаправленно преодолевать определенные трудности, специфичные для дошкольника.

         Также развивается соподчинение мотивов ( например, ребенок может отказаться от шумной игры во время отдыха взрослых).

         Появляется интерес к математике, чтению. Основываясь на умении представлять что – либо, ребенок может решать простые геометрические задачи.

         Ребенок уже может запомнить что- либо целенаправленно.

         Кроме коммуникативной функции речи, развивается планирующая, т. е. ребенок учится целенаправленно планировать, логически и последовательно выстраивать свои действия и рассказывать об этом. Развивается самоинструктирование, которое помогает ребенку заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности. Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций, у него появляются устойчивые чувства и отношения. Формируются «высшие чувства»: моральные, интеллектуальные, эстетические.

          К интеллектуальным чувствам можно отнести:

  1. Любопытство
  2. Любознательность
  3.  Чувство юмора
  4. Удивление

К эстетическим чувствам относят:

  1. Чувство прекрасного
  2. Чувство героического
  3. Чувство стыда
  4. Чувство дружбы

На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка развивается притязание на признание, выраженное стремление получить одобрение, похвалу, подтвердить свою значимость.

         Достаточно часто в этом возрасте у детей появляется такая черта, как лживость. Развитию этой черты способствует нарушение детско – родительских отношений, когда близкий человек чрезмерной строгостью или негативным отношением блокирует развитие у ребенка позитивного самоощущения, уверенности в своих силах. И чтобы не потерять доверия взрослого, а часто оградить себя от нападок, ребенок начинает придумывать оправдание своих оплошностей, перекладывать вину на других.

         Нравственное развитие старшего дошкольника напрямую зависит от степени участия в нем взрослого, так как именно в общении со взрослым ребенок узнает, осмысливает и интерпретирует нравственные нормы и правила.

         У ребенка необходимо формировать привычку нравственного поведения. Этому способствует создание проблемных ситуаций и включение детей в них в процессе повседневной жизни, а также личный пример взрослого. Находящегося рядом.

                        Возрастные особенности детей

                           Старшей группы (5 – 6 лет).

         Возраст 5-6 лет является очень важным в развитии познавательной, интеллектуальной и личностной сферы ребенка. Именно в этот период в ребенке закладывается многие личностные аспекты, формируются основные черты характера ребенка, «Я – позиция». Уже сейчас можно понять, каким человек будет в будущем.

         Ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что в этом возрасте ребенок запоминает столько, сколько не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширяется его кругозор. Лучшим способом получения информации является чтение детской  энциклопедии, где четко научно, доступным для ребенка языком описываются любые сведения об окружающем мире. Ребенок получает представления о космосе, древнем мире, человеческом теле, животных и растениях, странах, изобретениях и о многом другом.

         Этот период называют сенситивным (особенно чувствительным) для внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для их развития используется  усложненный игровой материал – палочки Кюизнера, блоки Дьенеша, кубики Никитина, развивающие игры Воскобовича.

         Полезно играть с детьми в словесные игры, так как ребенок различает гласные и согласные звуки, может определить место звука в слове.

         Хорошо развивает мышление и конструктор. Кубики, головоломки, мозаику необходимо выкладывать по картинке, ориентируясь на цвет, форму, величину.

         Развитию элементарных логических представлений способствуют игры и упражнения с использованием различных логических таблиц. Все занятия строятся на видовой, тематической классификации, заставляют работать внимание, зрительное восприятие и мышление ребенка.

   


По теме:
методические разработки, презентации и конспекты занятий в детском саду (ДОУ)

Основные психологические особенности детей 5-6 лет

Основные особенности детей 5-6 лет...

Презентация "Автоматизация в словах, предложениях звука Ц"

Подборка изображений и анимация, в названиях которых присутствует звук Ц"Скачать данную презентацию возможно по ссылке h...

Статья "Осень в гости просим"

"Осень в гости просим". Настоящая осень в самом разгаре: тут и разноцветный листопад, и выглядывающее   и...

Рабочая программа в средней группе

С точки зрения современного развития дошкольная образовательная программа соответствует Федеральным государственным треб...

Сценарий праздника День Матери

Сценарий праздника ко Дню Матери "Мама - солнышко моё" для второй младшей группы содержит веселые конкурсы для мам и баб...

Рабочая программа во 2 младшей группе

Муниципальное бюджетное  образовательное  учреждение  «Первомайский детский сад «Шусам» Батыревского райо...

Рабочая программа в 1 младшей группе

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Первомайский детский сад «Шусам» Батыревского района ЧР обеспечив...

Конспект занятия «Путешествие к динозаврам»

Закрепить знания детей о животных, живших в древности, задолго до появления человека на Земле....

Научим детей любить книгу

Цели данной работы:¨Поддерживать интерес к книге, чтению;¨Учить воспринимать художественное слово и понимать образный яз...

"Я не жадина!"

Как помочь ребенку научиться делиться ...