«Организация совместной деятельности педагогов с детьми по интеграции образовательных областей»
методическая разработка по теме

Досжанова Татьяна Фёдоровна

 

«Организация совместной деятельности педагогов с детьми

                 по   интеграции образовательных областей»

                                   (Подготовила старший воспитатель Досжанова Т.Ф)

 

          Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении является одной из главных функций управления процессом реализации основной образовательной программы, приоритетами которой  являются совместная деятельность взрослого и детей и самостоятельная деятельность детей.

Совместная деятельность взрослого и детей подразумевает  особую систему их взаимоотношений и взаимодействия. Ее сущностные признаки, наличие партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формы организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей)

Самостоятельная деятельность – явление полностью свободное для ребенка, но не свободное для взрослого, который создает условия для безопасной свободы ребенка, т.е. предметно-развивающую  образовательную среду,  обеспечивающую  выбор каждым ребенком  деятельности по интересам и позволяющую  ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. А также- это  организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная  на решение задач, связанных с интересами  других людей  - это  может быть  эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.

         Самостоятельная деятельность включает в себя такие виды деятельности как игровая, двигательная, продуктивная, познавательно-исследовательская.

        Совместную деятельность разделяют:  

- непосредственно образовательную деятельность, реализуемую  в ходе совместной деятельности взрослого и детей;

- совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в  ходе режимных моментов и направленную на решение образовательных задач;

 - совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на осуществление функций присмотра и  ухода.

         В дошкольном учреждении совместная деятельность педагога и детей планируется с учетом интеграции образовательных областей в процессе организации НОД и процессе режимных моментов.

        Все образовательные области связываются  друг с другом: читая, ребенок познает; познавая, рассказывает о том, что узнал; взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе исследований и обсуждений. Так взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира. Безусловно, в новых условиях возрастет роль взаимосвязи в работе узких специалистов и воспитателей. Например, логопед осуществляет работу над четкостью, выразительностью, чистотой произношения стихов, потешек к праздникам. Музыкальный руководитель  осуществляет  подбор музыкального сопровождения для проведения видов деятельности с детьми, разминок, гимнастик и др.

       Так изменяется способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка - это наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве.

       Ведущими видами совместной  деятельности становятся:  игровая, коммуникативная,  двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др.   Для разных видов детской используются разные  формы работы с детьми.  Например,  для  организации трудовой деятельности используем поручения (в т.ч. подгрупповые), познавательные опыты и задания,  дежурства, и т.д.. Для музыкально-художественной, включаются   слушание, исполнение, музыкально-дидактические и народные игры с музыкальным сопровождением, инсценировки, драматизации и т.д.    

      Ключевым мероприятием является  реализация проектов , осуществляемых в совместной деятельности детей, педагогов  и родителей воспитанников. Родители должны быть активными участниками  образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.  

      Планирование совместной и самостоятельной деятельности осуществляется с опорой на предметно-развивающую среду. Этот факт находит свое отражение в планировании при указании зон, в которых педагог организует деятельность детей (работа в уголке сенсорного, физического, музыкального, трудового воспитания), при описании материалов и оборудования, предлагаемого вниманию детей, атрибутов к сюжетным и другим играм.

      Развитие видов деятельности осуществляется  в совместной деятельности со взрослыми, затем - в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка.

      Практика показывает, что в самостоятельной  деятельности детей, лежит личная заинтересованность (внутренняя мотивация). Мотивом может быть и интерес, и желание помочь кому-либо, и стремление получить похвалу и необходимость удовлетворить какие-то иные свои потребности. В любом случае, внутренняя мотивация вызывает подъем физических сил, всплеск эмоций, активацию мышления. Отсюда делаем вывод, что в ситуации, когда ребенок свободно реализует свои интересы, потребности, проявляет волю, его деятельность имеет мощную мотивацию, эмоционально насыщена и психологически комфортна. Свободная деятельность имеет принципиальное значение для развития самостоятельности, независимости и в конечном итоге, для формирования полноценной личности с высокой самооценкой и самоуважением. Чем полнее ребенок реализовал потребность в самостоятельных действиях, тем сильнее в свое время у него возникает потребностью взаимодействии с другими. Взрослым же следует помнить и принимать тот факт, что в период собственной активности дошкольники крайне отрицательно относятся к любому вмешательству со стороны взрослого.

      Педагоги учреждения  должны стараться оптимально организовать различные виды детской деятельности в режиме дня, обеспечить оптимальное содержание индивидуальных заданий, игр, самостоятельной деятельности, прогулок, экскурсий, чтобы  достичь высоких результатов в воспитании детей.

      

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект совместной деятельности педагога с детьми по образовательной области художественно-эстетическое развитие "Осенняя пора-очей очарование"

конспект направлен на то, чтобы развивать у детей интерес и любовь к музыке, музыкальную отзывчивость на произведение мкзыкального искусства, формированию навыков исполнения танцевальных движений. Рас...

Конспект непосредственно образовательной деятельности педагога с учётом интеграции образовательных областей с детьми подготовительной группы "Две картины, две весны"

Уточнение, расширение и активизация словаря посредством рассматривания картин С. А. Виноградова «Весна» и И.И. Левитана «Март»....

Конспект совместной деятельности педагогов с детьми по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» с использованием элементов «здоровьесберегающей технологии».

Детский праздник к Дню Защитника Отечества с поздравлениями, конкурсами, продуктивной деятельностью совместно с родителями....

Дополнительная форма организации совместной деятельности воспитателя с детьми по образовательной области «Познавательное развитие», раздел «Формирование элементарных математических представлений» Кружковая деятельность «Развивай - ка»

Дополнительная форма организации совместной деятельности воспитателя с детьми по образовательной области «Познавательное развитие», раздел «Формирование элементарных математических п...

Совместная деятельность педагогов с детьми по образовательной области «Речевое развитие» с элементами «Здоровьесберегающей технологии». Тема: театрализованная деятельность по русской народной сказке «Заюшкина избушка».

Цель: вызвать интерес у детей к театрализованной деятельности по сказке " Заюшкина избушка ";создать эмоционально-положительный климат в группе;порадовать детей;развивать умение следить за д...