Главные вкладки

    Консультация на тему:
    Консультация для педагогов "ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ"

    Киселева Елена Александровна

    Консультация для педагогов "ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ"

    Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений. Этот метод актуален и очень эффективен, т.к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    proektnaya_deyatelnost_kiseleva.zip106.56 КБ

    Предварительный просмотр:

                     

    «Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный».

    (М. Монтень)

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 13

    Рыбинск

    2013


    Введение

    Воспитатель высшей квалификационной категории: Е.А.Киселева

    2013г.

    152903 г. Рыбинск,

    улица  Кольцова, д. 9. г.

    Web-сайт детского сада:  

    http://dou-13@mail.ru 

    Электронная почта:

     dou13@rybadm.ru

    Телефон: 8(4855) 22-29-24

     

           

    «Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно и притупить его природные творческие способности – «разучить» думать самостоятельно»

                                                      (А. Дистервег)

             Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать, это прописано в ФГТ к основной образовательной программе. Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Как же поправить ситуацию? Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий.

             Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности

    воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений. Этот метод актуален и очень эффективен, т.к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно

    адаптироваться к школе.

           Метод проектов интересен и полезен не только детям, но самим педагогам, т.к. он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый  уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не скучным и чрезмерно назидательным.

           Метод проектов естественно и гармонично вплетается в образовательный процесс детского сада. Исследования показывают, что дошкольники могут успешно выполнять проектную деятельность. При этом наблюдаются отчетливые позитивные изменения в познавательном развитии детей, наблюдается личностный рост дошкольников, который выражается в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ.

          Существенно изменяются межличностные отношения дошкольников, дети приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности.

          Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а

    значит, появится уверенность в своих силах..

     

    Итак, что же такое «ПРОЕКТ»?

    Проект – слово иноязычное, происходит оно от латинского projectus «брошенный вперёд», «выступающий», «бросающийся в глаза».

    “Словаре русского языка” С.И.Ожегова понимается:

    1) разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма, устройства;

    2)  предварительный текст какого-нибудь документа;

    3)  замысел, план;

    4) целенаправленный и детально описанный прообраз будущего объекта или деятельности по его созданию.

    Было выявлено, что понятие “проект” – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.

    Под проектом также понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

    Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Суть “метода проектов” в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий ? проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность. “Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить” – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

    В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой).

    Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически: без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни.

    Проектирование  есть процесс разработки такого рода замысла о желаемом будущем и его фиксации в какой-то внешне выраженной знаковой форме – буквенно-цифровом тексте, графическом изображении, объемном макете, действующей модели и т.д.

    Учебный проект – это форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени.

    Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

    Е. С. Полат

    Основное свойство проектной деятельности:  целевая направленность на нечто оригинальное, новое, беспрецедентное, дотоле не бывшее, ранее неведомое.

    Метод проектов направлен на …

    Развитие критического мышления:

    1. аналитическое
    2. ассоциативное
    3. логическое
    4. системное

    Развитие творческого мышления:

    1. пространственное воображения
    2. самостоятельный перенос знаний
    3. комбинаторные умения
    4. прогностические умения

       

              Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегративного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами  находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же  делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

    История развития метода проектов

    1. Метод проектов как педагогическая идея, технология и практика, переносит нас в первую треть двадцатого века, связывая сегодняшние исследования и эксперименты с той порой. В этом методе отразился подход к образованию американского философа и педагога Дж.Дьюи (1859-1952). Дьюи исходил из того, что роль детства не ограничивается подготовкой к будущей взрослой жизни. Детство само по себе – полноценный период человеческого бытия. А это означает, что образование должно давать не только знания, умения и навыки, способные уже сегодня помочь ребёнку в решении его насущных жизненных проблем. Идеи Дж.Дьюи продолжил У.Х.Килпатрик, который считал, что проектом является любая деятельность, выполняемая «от всего сердца», с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединённых в данный момент общим интересом.
    2. В  России  педагогические идеи Дж.Дьюи первым реализовал на практике с 1905 года С.Т.Шацкий. Метод проектов широко использовался в России до 30-х. годов, но постановлением ЦК ВКПб в 1931 году метод проектов был осуждён, и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьёзных попыток возродить этот метод в школьной практике. В отличие от полного забвения идеи проектов в отечественном образовании все развитые страны продолжали совершенствовать и развивать теорию и практику этого метода.
    3. Сегодня метод проектов используется вновь, но уже в обновлённом виде. Осмысление и применение этого метода в новой социально-культурной ситуации, в свете требований к образованию на современной ступени общественного развития позволяет говорить о проекте как о новой педагогической технологии, которая позволяет эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения.                    

    Под проектом также понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат.

    В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

    Проект - это «пять П»:

    Проблема

    Проектирование (планирование)

    Поиск информации

    Продукт

    Презентация

    Шестое «П» проекта - это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

    Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Суть “метода проектов” в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий ? проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность. “Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить” – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

    Спецификой взаимодействия с использованием метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо “наводить” ребёнка, помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и “втягивать” детей в совместный проект, но при этом не переусердствовать с помощью и опекой.

    В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой).

    Основная функция проектирования – наметить программу, подобрать средства дальнейших целевых действий. 

    Типология проектов

    Проекты классифицируются по разным признакам:

    1. по составу участников;
    2. по целевой установке;
    3. по тематике;
    4. по срокам реализации.                                                           

    Автор – Евдокимова Елена Сергеевна предлагает свой вариант типов проектов, актуальных для дошкольного образования:

    1. По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.

     2. По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и культуру.

     3. По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.

     4. По характеру контактов: осуществляется  внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект)

     5. По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.

     6. По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.

    7.  По тематике

    Состав участников (групповой, подгрупповой, личный, семейный, парный и пр.)

    В практике ДОУ используются следующие типы проектов:

    1. Проекты могут быть: долгосрочные (1,2,3 года), несколько месяцев, 1 месяц, несколько недель, 1 неделя и даже 1 день.

    Исследовательско-творческие: осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна, кулинарной книги и пр.)

    Ролево-игровые: это проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по своему решают поставленные проблемы

    Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её, ориентируясь на социальные интересы: оформление дизайна группы, квартиры, и т.п.

    Творческие: как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки. Дизайна и рубрик газеты, альбома, альманаха и пр.

    Виды презентаций проектов: деловая игра, демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий, инсценировка-диалог литературных или исторических персонажей, игра с залом, научная конференция, доклад, пресс-конференция, путешествие, экскурсия, реклама, ролевая игра, спектакль, соревнование, телепередача и т.д.

    Механизм проектирования

    Воспитатель – организатор детской продуктивной деятельности, источник информации, консультант, эксперт. Он – основной руководитель проекта, при этом – партнер и помощник ребенка в его саморазвитии. Мотивация усиливается благодаря творческому характеру детской деятельности, ребенок знакомится с различными точками зрения, имеет возможность высказать и обосновать свое мнение.

    Воспитатель выступает как организатор детской продуктивной деятельности, он источник информации, консультант, эксперт. Он – основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы. При этом взрослый выступает партнером ребенка и помощником в его саморазвитии.

     Технологии проектирования необходима соответствующая  организация предметно-развивающего пространства группы. В группе помещают документы, книги, различные предметы, энциклопедии, доступные для их понимания. Возможен выход детей в библиотеки, музеи или другие учреждения, если это необходимо для реализации проекта.

     Технология проектирования ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: воспитатель – ребенок, ребенок – ребенок, дети – родители. Возможны совместно-индивидуальные, совместно-взаимодействующие, совместно-исследовательские формы деятельности.

     Одно из достоинств технологии проектирования в том, что каждому ребенку обеспечивается признание важности и необходимости в коллективе. Он видит результаты коллективных усилий группы. Частным, конкретным результатом работы для детей может быть рисунок, аппликация, альбом, сочиненная сказка, подготовленный концерт, спектакль, книга, урожай и др. В ходе реализации проекта у детей развивается самостоятельность, активность, ответственность, чувство доверия друг к другу, интерес к познанию.

    Выделены три этапа в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих.

    Этапы проекта

    Деятельность педагога

    Деятельность детей

    I этап

    1.Формулируется проблема (цель).

    (При постановке цели определяется и продукт проекта).

    2.Вводит в игровую сюжетную ситуацию.

    3.Формулирует задачу (не жестко)

    1.Вхождение в проблему.

    2.Вживание в игровую ситуацию.

    3.принятие задачи.

    4.Дополнение задач проекта.

    II этап

    4.Помогает в решении задачи.

    5.Помогает спланировать деятельность.

    6.Организует деятельность.

    5.Объединение детей в рабочие группы.

    6.Распределение амплуа.

    III этап

    7.Практическая помощь (по необходимости).

    8.Направляет и контролирует осуществление проекта.

    7.Формирование специфических знаний, умений, навыков.

    IY этап

    9.Подготовка к презентации. Презентация.

    8.Продукт деятельности готовят к презентации.

    9.Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

    Реализация технологии проектирования в практике работы ДОУ начинается с ориентации на актуальную проблему культурного саморазвития дошкольника, знакомства с циклами проектирования. Процесс проектирования состоит из нескольких этапов.

    Первый этап – определение цели.

    На первом этапе педагог формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию после чего формулирует задачи.

    Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта. Последний пункт очень важен, поскольку одной из важных задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи в мире вокруг.

    Второй этап- разработка проекта

    На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач.  Дети объединяются в рабочие группы и происходит распределение ролей.

    Третий этап- выполнение проекта

    Воспитатель по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта. У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.

    Четвертый этап-подведение итогов

    Педагог готовит презентацию по деятельности конкретного проекта и проводит её. Дети активно помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности.

    Паутинка к планированию

    Познание

    (ведущая деятельность –познавательно -исследовательская) указать формы

    Чтение художественной литературы

    (ведущая деятельность – чтение) указать формы

    Коммуникация

    (ведущая деятельность – коммуникативная) указать формы

    Социализация

    (ведущая деятельность – игровая) указать формы

    Трудовая

    (ведущая деятельность – трудовая) указать формы

    Безопасность

    (интеграция разных видов деятельности) указать формы

    Здоровье

    (интеграция разных видов деятельности) указать формы

    Физическая культура

    (ведущая деятельность – двигательная) указать формы

    Художественное творчество

    (ведущая деятельность – продуктивная) указать формы

    Музыка

    (ведущая деятельность – музыкально-художественная) указать формы

    Формы взаимодействия с семьёй и социальными партнёрами   указать формы

    Режимные моменты

    (интеграция разных видов деятельности) указать формы

    Последовательность работы педагога над проектом:

    1. педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка;
    2. вовлекает дошкольников в решение проблемы;
    3. намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);
    4. обсуждает план с семьями на родительском собрании;
    5. обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;
    6. вместе с детьми и родителями составляет план ? схему проведения проекта;
    7. собирает информацию, материал;
    8. проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта),
    9. даёт домашние задания родителям и детям;
    10. поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);
    11. организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг), составляет книгу, альбом совместно с детьми;
    12. подводит итоги (выступает на педсовете, обобщает опыт работы).

    Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.

    Литература:

    1. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ; от теории к практике. Приложение к журналу “Управление ДОУ” Сфера.2010 г.
    2. Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. Санкт-Петербург. Детство-Пресс. 2011 г.
    3. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. Журнал “Управление дошкольным образовательным учреждением” №4. 2004 г.
    4. http://900igr.net/prezentatsii/doshkolnoe-obrazovanie/Proektnaja-dejatelnost-v-DOU/Proektnaja-dejatelnost-v-DOU.html
    5. http://festival.1september.ru/articles/534164/
    6. http://festival.1september.ru/articles/603930/
    7. http://www.rescent-szndvb.ru/metobed/dou/tekhnologija_proektnoj_dejatelnosti_v_dou.pdf
    8. http://900igr.net/prezentatsii/doshkolnoe-obrazovanie/DOU.html
    9. http://ds82.ru/doshkolnik/3202-.html
    10. http://nsportal.ru/detskii-sad/upravlenie-dou/metodicheskoe-soprovozhdenie-vnedreniya-metoda-proektov-v-praktiku-raboty

    ДЛЯ ЗАМЕТОК

    _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________                                                                          

            


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты занятий (детский сад)

    Консультация для педагогов "Проектный метод в деятельности ДОУ"

     План1.     Введение2.     Вариативность использования интегрированного мет...

    Консультация для педагогов "Проектный метод в деятельности ДОУ"

     План1.     Введение2.     Вариативность использования интегрированного мет...

    Консультация для педагогов: " Проектный метод в деятельности ДОУ"

     С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё...

    Консультация для педагогов:Проектный метод в работе с детьми дошкольного возраста

    Метод проектов как педагогическая идея, технология и практика появился в середине двадцатого века. В этом методе отразил...

    Консультация для воспитателей ДОУ "Проектный метод как важная составляющая педагогических технологий, использующихся в ДОУ. "

    Консультация для воспитателей ДОУ. Из истории возникновения проектов, классификация проектов, виды проектов, этапы работ...

    Консультация для воспитателей "Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников"

    В консультации рассказывается о истории и понятии метода проектов, о технологии проектирования. Дан план тематического п...

    Консультация для педагогов на тему: «Роль педагога в организации театрализованной деятельности».

       В организации театрализованной деятельности в ДОУ особая роль принадлежит педагогу, использующему различные...