Система планирования воспитательно-образовательного процесса в ДОУ Система планирования воспитательно-образовательного процесса в ДОУ
учебно-методический материал по теме

Материалы муниципального семинара по планированию образовательного процесса, 2008 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novaya_papka.rar1.87 МБ

Предварительный просмотр:

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ УЧРЕЖДЕНИЯ

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ

Доклад А.И Звягиной к семинару по планированию

Планирование и прогнозирование — основа и важнейшая стадия управленческого цикла на всех уровнях управления.

Применительно к дошкольному учреждению планирование и прогнозирование заключаются в определении зон ближайшего и перспективного развития детского сада в конкретных условиях окружающей среды на основе педагогического анализа. Типовым положением о ДОУ от 1 июля 1995 г. 677 педагогическим коллективам предоставлено право самостоятельно определять направления деятельности своего учреждения, строить модель развития детского сада в соответствии с видовым разнообразием. Любой управленческий цикл начинается с постановки цели и принятия управленческого решения.

Прогнозирование и планирование можно определить как деятельность участников процесса по оптимальному выбору реальных целей, путей их достижения посредством совокупности способов, средств и воздействий, направленных на перевод ДОУ в новое качественное состояние.

Таким образом, планирование – это определение системы мероприятий, предусматривающее порядок, последовательность и сроки их выполнения. Эта система мероприятий направлена на осуществление поставленной цели, четко и конкретно сформулированной, с указанием конечного результата, который можно измерить, сравнить, оценить.

Анализ существующей практики планирования работы дошкольного учреждения выявил определенные недостатки этого вида управленческой деятельности. К ним относятся: высокая плотность планов, неравномерное распределение мероприятий между исполнителями и по срокам, планирование нереальных дел, отсутствие контроля и самоконтроля, несбалансированность мероприятий в управляемой и управляющей подсистемах и др.

В нашем дошкольном учреждении планирование деятельности является компонентом реализуемой в ДОУ технологии управления по результатам К.Ю.Белой, П.И.Третьякова.

Планирование на основе технологии управления по результатам является одним из основных процессов управления и должно на всех уровнях отвечать целому ряду принципиальных требований. Назовем их:

- единство долгосрочного и краткосрочного планирования;

- осуществление принципа сочетания государственных и общественных начал;

- обеспечение комплексного характера прогнозирования и планирования: стабильность и гибкость на основе прогнозов.

Спецификой планирования по К.Ю. Белой является наличие  трех главных условий:

— объективно оценивается уровень работы дошкольного учреждения в момент планирования;

— четко формулируются те результаты, уровень работы, которые к концу планируемого периода должны быть достигнуты;

— выбираются оптимальные пути, средства, методы, которые помогут добиться поставленных целей, а значит, получить планируемый результат.

В процессе реализации планов проходит их уточнение и корректировка в зависимости от объективных условий. Однако число таких поправок можно свести к минимуму, если при формировании программ и планов соблюдать принципы научности, оптимальности, комплексности, перспективности, коллегиальности.

Важное условие реального планирования работы — учет специфических особенностей конкретного педагогического коллектива, конкретного дошкольного учреждения, реальной обстановки и условий, а также индивидуальных особенностей тех, кто будет осуществлять на практике те или иные мероприятия.

При разработке планов важно определить конкретные конечные результаты за истекший учебный год и на их основе строить прогнозы развития учреждения на новый период.

Рассмотрим пути оптимизации процессов прогнозирования и планирования. Прежде всего это:

- оптимальное сочетание самопланирования работы всех подразделений детского сада с планированием его деятельности советами учреждения (Совет Центра, Совет педагогов, Родительский комитет) и местными органами в соответствии с целями и задачами обновления системы образования в условиях новой социокультурной обстановки в стране;

- расширение информационно-аналитической основы прогнозирования и планирования на всех уровнях;

- обучение всех участников педагогического процесса наиболее эффективным методам планирования работы всех звеньев и дошкольного учреждения в целом с учетом достигнутых конкретных результатов.

Для этого можно предложить педагогам и родителям перед разработкой плана высказать свои позиции и предложить варианты решения тех или иных проблем, стоящих перед коллективом ДОУ.

Ряд современных авторов, работы которых посвящены управлению дошкольным образованием, определяют следующие задачи планирования как функции управления в дошкольном образовательном учреждении:

1. Обозначение направлений деятельности ДОУ на основе изучения потенциала учреждения и окружающего социума.

2. Определение желаемых результатов работы дошкольного учреждения, на достижение которых направлена планируемая деятельность.

3. Выделение средств (ресурсов) дошкольного учреждения, обеспечивающих достижение поставленных целей.

4. Разработка стандартов осуществляемой деятельности, требований к ее реализации, критериев и показателей оценки результатов.

Для успешного планирования необходимо соблюдать ряд  условий:

1. Определение изначального, «стартового» уровня состояния воспитательно-образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении на момент начала планирования.

Для этого могут понадобиться изучение и анализ как состояния внутренних ресурсов ДОУ, результатов предыдущей деятельности, так и тех внешних условий сложившегося социума, в которых будет протекать последующая деятельность. При этом тщательность педагогического анализа исходного состояния деятельности дошкольного образовательного учреждения окажет прямое влияние на реальность планов, возможность их реализации;

2. Описание ожидаемых результатов деятельности по окончании реализации планов, от конкретности которого зависит степень реализации планов.

При этом необходимо учитывать, что планы реализуются людьми в быстро меняющихся условиях окружающей среды. В связи с этим, скорее всего, полученные результаты деятельности не будут полностью соответствовать запланированным. Поэтому, определяя результаты и осуществляя контроль за их достижением, руководителю необходимо помнить о гибкости (пластичности) плана, возможности его оперативной корректировки;

3. Выбор оптимальных путей и средств. позволяющих достичь запланированных результатов. Определяя содержание плана, то есть мероприятия, участников, ответственных, сроки исполнения, не следует перегружать его большим количеством мероприятий в ограниченные сроки;

4. Включение в процесс планирования педагогов дошкольного образовательного учреждения. Выполнение этого условия способствует:

— повышению у педагогов личной заинтересованности в реализации разработанных планов;

— получению педагогами более широкого представления о деятельности дошкольного образовательного учреждения;

— более глубоким аналитическим основаниям планирования;

— определению рабочих взаимоотношений в коллективе в реализации разработанных планов;

— развитию активности и организаторских способностей педагогов ДОУ и созданию положительного микроклимата.

Результатом осуществления функции планирования является создание системы планов, состоящей из стратегических, тактических и оперативных планов.

Все перечисленные виды планирования присутствуют в дошкольном образовательном учреждении.

Стратегическое планирование охватывает длительный период времени (чаще всего 3—5 лет) и имеет целью определение магистральных направлений развития дошкольного образовательного учреждения исходя из внешних и внутренних условий его деятельности.

Тактическое планирование в дошкольном образовательном учреждении осуществляется на среднесрочный период и реализуется в рамках подготовки годовых планов работы и планов основных подразделений..

На основе тактического плана разрабатывается оперативный план работы сотрудников ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бальная система оценки развития ребенка с общим недоразвитием речи в процессе коррекционного обучения.

Учителя-логопеды всегда заслуженно много внимания уделяют диагностике речевых нарушений. Изучение педагогом индивидуальных особенностей и нарушений должно проводиться в форме пролонгированного наблюде...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО - КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ – МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ – ЛОГОПАТОВ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОЦЕССА.

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад   общеразвивающего вида № 20Муниципального образования Каневской район Краснодарского края...

Технология взаимодействия участников образовательного процесса при организации системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения ООПДО в группах общеразвивающей направленности

Данная Технология  рассматривает аспекты  мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ООП ДО) с позиций...

Инновационные формы работы с родителями детей дошкольного возраста в системе коррекционно-образовательного процесса.

I Вводная часть.   1. Актуальность работы.Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги.Макаренко А. С.В современн...

Инновационные формы работы с родителями детей дошкольного возраста в системе коррекционно-образовательного процесса.

I Вводная часть.   1. Актуальность работы.Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги.Макаренко А. С.В современн...

Методическая разработка "Технология взаимодействия участников образовательного процесса при организации системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения ООПДО"

Описание технологии взаимодействия участников образовательного процесса при организации системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения ООПДА в группах компенсирующей направленн...