Выступление на педсовете на тему"Экономическое воспитание дошкольников на примере сказочных героев ."
методическая разработка (старшая группа) по теме

 

Любая сказка (народная, авторская) «обучает» и «воспитывает», т.е. несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал.

 

У сказки множество функций:

• сказка помогает реализовать эмоциональные и познавательные потребности ребенка

• расширяет круг представлений о мире, человеческих отношениях, позволяет выделить существенное, характерное в объекте (будь то предмет или нравственное качество), знакомит с лексическими особенностями народного и литературного языка;

• способствует развитию в ребенке понимания внутреннего мира людей;

• пробуждает фантазию, творческую активность, новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям;

• помогает формировать внутреннюю психическую активность ребенка, умение мысленно действовать в воображаемой ситуации, умение предвидеть последствия предполагаемых действий, устанавливать причинно-следственные связи во взаимоотно­шениях между людьми;

• помогает преодолеть негативные стороны формирующейся личности и т.д.

 

 

Как показывает практика, использование сказки в педагогическом процессе многопланово: в целях речевого развития дошкольников (О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш, Л.М. Гуревич, О.Н. Сом- коваи др.), математического развития (Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.Л. Новикова, Л.Н. Вахрушева и др.), экологического образования (Н.А. Рыжова, Е.Н. Синицына, Р.Ю. Посылкииа и др.).

         Работы О.И. Меньшиковой, Т.Л. Поповой, Л.В. Кнышовой, И.М. Котюсовой, Р.С. Лукьяновой и др. доказывают целесообразность применения сказки в экономическом воспитании детей.

        Сегодня каждый из нас понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Поэтому экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике – в настоящее время актуально и востребовано особенно остро. Нами были изучены специальные исследования (Л.М. Клариной, А.Д. Шатовой, Е.А. Курак, Л.И. Галкиной и др.), которые раскрывают возможности детей в освоении экономической сферы жизни людей. Малыш очень рано включается в экономическую жизнь семьи, сталкивается с деньгами, рекламой, ходит с родителями в магазин, участвует в процессах купли-продажи, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне. Как справедливо отмечает С.А. Козлова, информация о социальной действительности затрагивает не только ум, но и душу ребенка, оказывает огромное воздействие на его формирующуюся личность.

       Экономика и дошкольник, на первый взгляд, кажутся понятиями абсолютно не совместимыми. Но современный ребёнок уже с первых лет своей жизни попадает в экономическую среду, наполненную экономическими понятиями и процессами. Различные профессии, покупка и продажа товаров, реклама по телевизору, разговоры родителей о бюджете семьи – это далеко не полный перечень того, с чем постоянно сталкивается дошкольник. Современная жизнь весьма непредсказуема, но в тоже время очень интересна. Именно поэтому сложные экономические процессы так привлекают малышей, и первые элементарные экономические знания они получают самостоятельно, на житейском уровне: из беседы с друзьями, просмотра телевизора, из наблюдения за поведением взрослых.

        Современный дошкольник – это будущий школьник, затем студент и, конечно же, работник. Именно поэтому знания, умения и навыки, сформировавшиеся в дошкольном возрасте, станут фундаментом для будущей успешной экономической деятельности. Поэтому столь важным является организация работы с детьми по формированию экономической опытности.

     Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует сказка. «Сказка для ребенка – такое же серьезное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности» (Джанни Родари).

      Овладение детьми экономическими знаниями осуществлялось в процессе чтения художественной литературы (рассказы с экономическим содержанием, народный фольклор: пословицы, поговорки, сказки). Слушая разные произведения, ребёнок запоминает экономические термины, устанавливает простейшие экономические связи, сочувствует положительному герою, осуждает зло и т.д. Значительное место мною отводилось сказке. Сказка – это особый литературный жанр, и у неё огромные дидактические возможности. Народные сказки отличаются экономической насыщенностью, накопленной народом на протяжении веков, и используются для воспитания таких экономических качеств личности, как трудолюбие, бережливость, расчётливость, практичность и др.

     Выделено несколько групп сказок, ориентированных на освоение экономических понятий:

 сказки, раскрывающие потребности (в производстве и потреблении товаров, в их сбыте, распределении) и возможности их удовлетворения;

 сказки, отражающие труд людей;

 сказки, показывающие быт, традиции, особенности ведения домашнего хозяйства;

 сказки, знакомящие с понятиями «деньги», «доходы», «расходы» и т.д.;

 сказки, помогающие понять значение таких «экономических» качеств личности, как экономность, предприимчивость, расчетливость, практичность и др.

    В каждой сказке посредством дидактического структурирования выделяются основные экономические категории, социально-нравственные качества.

    Возможности применения сказок экономического содержания в педагогическом процессе образовательного учреждения чрезвычайно широки: на занятиях (математика, развитие речи, экология и др.), в совместной деятельности взрослых и детей (сюжетно-дидактические игры, экскурсии и др.), в свободной деятельности самих детей (игры-драматизации по сюжетам сказочных произведений, изготовление аксессуаров для игр и др.).

       Сказка является эффективным средством формирования у старших дошкольников экономической компетентности, первоначальных экономических знаний и умений, развития предпосылок экономического мышления, воспитания личностных качеств, эмоционального развития детей. Экономическое содержание осваивается не только со стороны его технологии, но, прежде всего, оно развивает системный взгляд на мир, формирует новую социо-культурную позицию ребенка.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете на тему"Экономическое воспитание дошкольников на примере сказочных героев ."

Выступление на педсовете на тему"Экономическое воспитание дошкольников на примере сказочных героев ."...

Выступление на педсовете на тему:" Экологическое воспитание детей дошкольного возраста с учётом ФГОС"

quot;Экологическое воспитание детей дошкольного возраста с учётом ФГОС"...

Выступление на методическом объединение педагогов на тему: «Экономическое воспитание дошкольников»

Финансовая грамотность – это качество человека, которое формируется с самого маленького возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управля...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ НА ТЕМУ Экологическое воспитание в разновозрастной группе

laquo;Земля наш – общий дом!»Приоритетным направлением воспитания современного человека является соединение его с природой, примирение его с ней, причём на основе более глубокого её позна...