Справка по итогам проведения тематического контроля на тему «Организация совместной деятельности по ознакомлению с художественной литературой, обогащение словаря у дошкольников и руководство ею" во всех группах
статья на тему

Потапенко Светлана Валерьевна

Цель контроля:

- изучить организацию совместной деятельности по ознакомлению с художественной литературой, обогащение словаря у дошкольников и руководство ею;

- проверить ежедневное планирование;

- оценить уголок по ознакомлению с художественной литературой;

- предупредить возможные ошибки в речи педагогов  и общении с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon spravka_na_sayt.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Справка
по итогам проведения тематического контроля на тему «Организация совместной деятельности по ознакомлению с художественной литературой, обогащение словаря у дошкольников и руководство ею» во всех группах

Цель контроля:

- изучить организацию совместной деятельности по ознакомлению с художественной литературой, обогащение словаря у дошкольников и руководство ею;

- проверить ежедневное планирование;

- оценить уголок по ознакомлению с художественной литературой;

- предупредить возможные ошибки в речи педагогов  и общении с детьми.

Объект контроля: воспитанники всех возрастных групп детского сада; воспитатели групп.

Сроки контроля: 09.01.2014 – 31.01.2014г.

Основание для проведения контроля: план контрольно-аналитетической деятельности, приказ № 4 от 09.01.2014г.


Тематический контроль включил в себя следующие вопросы:

  • Посещение НОД: чтение художественной литературы и коммуникации (развитие речи), режимные моменты.
  • Наблюдение за общением воспитателя с детьми воспитанников.
  • Изучение планирования воспитательно-образовательной работы с детьми по разделу «Ознакомление с художественной литературой», проверка ежедневных планов.
  • Анализ  устного анкетирования детей «Мои любимые книжки»
  • Анализ предметно-развивающей среды, условий для организации  детской деятельности, направленной на приобщение ребёнка к книге, смотр-конкурс уголков художественного чтения.

        Согласно годовому  плану работы детского сада «Ромашка» на 2013/2014 учебный год с 09.01.2014 – 31.01.2014г был проведен тематический контроль «Организация совместной деятельности по ознакомлению с художественной литературой, обогащение словаря у дошкольников и руководство ею»

        

        Актуальность. Во всем мире интерес к традиционной книге постепенно угасает. Печатные издания, к сожалению, отходят на второй план, уступая место так называемым устройствам для чтения электронных книг. Чтобы прочитать то или иное произведение, сегодня не обязательно бежать в библиотеку – интересующую книгу несложно найти в Интернете. Учитывая это, задачи педагогов и родителей – оказывать помощь детям в правильном выборе источников информации, а также повышать среди подрастающего поколения престиж чтения и статус "читающего человека". В настоящее время перед образовательными учреждениями стоит задача приобщения детей к книге, воспитания интереса к чтению, формирования будущего читателя. Начинать такую работу необходимо с самого раннего возраста, в первом для ребенка "социальном институте" – детском саду. 

 
        1.
В ходе контроля посещено 9 занятий.         Посещение НОД во всех группах позволило сделать вывод об их соответствии современным требованиям к НОД: использовался наглядный материал (игрушки, иллюстрации, предметные картинки), использовались информационные технологии ПК, аудиоколонка и телевизор (показ обучающих видеофильмов, картинок, слайдов и др.), применялись разнообразные приемы обучения (дидактические игры, упражнения, наблюдения, беседы, рассказывания). Используются игры - драматизации.

        Предметно-развивающая среда в группах соответствует возрасту детей, в группах имеются уголки художественного чтения, в наличии которых достаточно художественной литературы, энциклопедий.

Во время самостоятельной деятельности дети проявляют интерес к книгам и рассматриванию иллюстраций.

        Воспитатели постоянно проводят с детьми индивидуальные беседы, рассматривают фотографии, картины, наизусть заучивают стихи.

        Во второй половине дня традиционно раз в неделю в каждой группе проводится «Книжный час», на котором воспитатели читают сказки, рассказы, знакомят детей с художественной литературой, дети приносят из дома свои любимые книжки и демонстрируют их сверстникам.

        В течение дня работа по развитию диалогической и монологической речи планируется во всех видах деятельности: на прогулках, в беседах. Дети при этом обогащают свой словарный запас. Воспитателям необходимо проводить работу по развитию артикуляционного аппарата, обогащать словарный запас детей синонимами, антонимами, сравнениями.

  
2. Изучение ЗУН детей во время НОД


        НОД, проведённые во всех группах детского сада, показали, что речь большинства детей соответствует уровню программных требований.  Следует отметить, что значительно повысился уровень связной речи в старшей и подготовительной группах по сравнению с началом учебного года.         Дошкольники этих групп имеют достаточный активный словарь, который позволяет им свободно пользоваться лексикой родного языка, вступать в диалог со сверстниками и взрослыми.

        Средний уровень речевого развития у детей средней группы. Не все дети умеют внимательно слушать произведения, не всегда активны в речевом диалоге, не умеют отвечать на вопросы воспитателя полным ответом. Чаще всего «да» или «нет», так как воспитатели средней группы задают односложные вопросы детям!

       Речевые умения малышей в младшей группе соответствуют требованиям программы. Несмотря на адаптационные трудности, дети многому научились, что было хорошо заметно на занятиях. Большинство детей умеют слушать воспитателя, понимают его речь, эмоционально реагируют на побуждения педагога выполнить подражательные действия, характерные для того или иного персонажа сказки или потешки. Некоторые  малыши уже умеют употреблять в речи простые предложения, отвечая на вопросы воспитателя.
          Таким образом, наблюдения за дошкольниками в процессе занятий, анализ их речевой активности и правильности употребления лексико-грамматических структур, индивидуальные беседы с детьми свидетельствуют о том, что речь детей дошкольных групп соответствует норме, за исключением её фонетической стороны (ЗКР, интонационной выразительности речи). Такой результат является показателем системы работы с дошкольниками.  С целью повышения качества работы по речевому развитию ребёнка стоит обратить внимание на следующие требования: - в средней, а затем и в старших группах обращается внимание не только на обогащение активного и пассивного словаря детей, построение грамматически правильного высказывания, но и на развитие образной речи дошкольников. Дети должны научиться употреблять в речи эпитеты, метафоры и др. средства художественно-речевой выразительности. Этому поможет детская книга, дидактическая игра, живое общение взрослого и ребёнка.

3. Изучение планирования воспитательно-образовательной работы с детьми по разделу «Ознакомление с художественной литературой» 

        Изучение перспективных планов работы с родителями во всех возрастных группах показало, что воспитателями всех групп работа запланирована, темы актуальны, формы проведения разнообразны.
          Анализ календарного и перспективного планирования по теме позволил сделать вывод. Воспитатели понимают значимость детской художественной литературы во всестороннем развитии ребёнка. Организуется ежедневное чтение разнообразных художественных произведений с последующей беседой, драматизацией сказок, коротких рассказов в рамках традиции «Театральной пятницы». В связи с этим педагоги планируют художественно-речевую деятельность с детьми в организации разных режимных моментов, но не систематически. Используются стихи, загадки во время наблюдений на прогулке. 
        В младших группах потешки, весёлые песенки помогают при создании положительного эмоционального настроя во время проведения культурно-гигиенических процедур, приёма пищи, укладывания в постель, одевании на прогулку. 
        Однако, всем воспитателям следует обратить внимание на систему планирования. К сожалению, воспитатели от случая к случаю планируют индивидуальную работу с детьми по данному направлению. Кроме того не продумывают при планировании другие формы работы с дошкольниками по приобщению их к чтению художественной литературы (например, викторины, вечера загадок, беседы по творчеству детских писателей). При планировании воспитатели не соблюдают «закон взаимосвязи» НОД, предшествующей и последующей работы с детьми. Так же стоит воспитателям обратить внимание при планировании художественной литературы на каждый день: необходимо подбирать литературные произведения в соответствии с возрастной группой; использовать для чтения разнообразные жанры. 



5. Анализ развивающей среды прошел в форме смотра-конкурса «Уголок  художественного чтения»

Фото:

1место  - Уголок художественного чтения в средней группе

2 место – Уголок художественного чтения в старшей группе

3 место – Уголок художественного чтения в подготовительной группе

4 место  - Уголок художественного чтения в младшей группе


6. Анализ устного анкетирования детей «Мои любимые книжки»

В анкетировании опрошено 52  ребенка с 3 групп (без младшей группы)

Вопрос

Да

Нет

Любят книжки

100%

0%

Любят книжки смотреть

70%

30%

Любят когда читают

82%

18%

Много ли у тебя книжек дома?

45%

55%

Кто читает чаще мама или папа?

Мама – 82%

Папа – 18%

Когда читают?

Перед сном, вечером – 78%

Днем – 22%

Есть ли любимая книжка дома?

45%

55%

Запоминаешь ли ты сказки, рассказы которые тебе читают?

45%

55%

А можешь ли ты рассказать какую-нибудь сказку, рассказ?

18%

82%

А можешь ли ты рассказать стих?

70%

30%

7. Выводы и рекомендации

  •  Считать работу воспитателей по развитию речи детей посредством художественной литературы на необходимом уровне.
    -  Продолжить работу по годовой задачи в тесном сотрудничестве с родителями: во всех группах организовать взаимодействие с родителями по созданию своими руками тематических альбомов; творческих книг с содержанием сказок, стихов, загадок, рассказов собственного сочинения и иллюстраций; поделок по сказкам, сделанные совместно с родителями и детьми.  
  • Объявить родителям благотворительную акцию «Книга в подарок детскому саду» (март – май)
  • Во всех возрастных группах тематику занятий по художественной литературе систематически отображать в уголке книги.
  • Во всех группах продолжать традицию «Книжкины именины».
  • Спланировать и провести в марте 2014г. «Неделя книги», во время недели провести викторины, литературные игры, путешествия по страницам книг и другое. План недели сдать до 1.03.14г.
  • Планировать индивидуальную работу с детьми по данному направлению (постоянно).
  • Продумывать при планировании другие формы работы с дошкольниками по приобщению их к чтению художественной литературы (например, викторины, вечера загадок, беседы по творчеству детских писателей). 
  • При планировании воспитателям соблюдать «закон взаимосвязи» НОД, предшествующей и последующей работы с детьми (постоянно).
  • Воспитателям обратить внимание при планировании художественной литературы на каждый день: необходимо подбирать литературные произведения в соответствии с возрастной группой.
  • Продолжать развивать артистические способности детей, привлекая их к участию в театрализованной деятельности.
  • Продолжать учить детей умению связно, последовательно рассказывать и пересказывать, отвечать на вопрос полным ответом, общаться между собой и со взрослыми.
  • Проводить работу по развитию артикуляционного аппарата, обогащать словарный запас детей синонимами, антонимами, эпитетами, сравнениями.
  • Воспитателям младшей группы (Бочкарева Е.В. и Куликова М.А.) ежедневные планы на каждый день должны быть постоянно в группе и написаны на неделю вперед,  следить за своей речью не оставлять детей без присмотра.
  • Воспитателям средней группы (Семилетовой Г.Д. и Чеботовой М.В.) постоянно следить за дисциплиной и посадкой детей во время НОД,  мотивировать детей на правильное и хорошее поведение,  хвалить тех, кто вел себя дисциплинированно,  как на занятиях, так и в течение всего дня, задавать вопросы конкретному ребенку, дожидаться ответов детей,  учить отвечать полным ответом и следить за своей речью, не оставлять детей без присмотра.
  • Воспитателю старшей группы (Тарасова И.В.) постоянно следить за дисциплиной и посадкой детей во время НОД,  учить детей  отвечать полным ответом.
  • Воспитателям подготовительной группы (Якк. Е.В. и Осинцева Н.С.)  совершенствовать сознательную дисциплину во время НОД и  в течение всего дня, учить детей последовательному  пересказу, использовать для чтения разнообразные жанры, продолжать работать по предшкольной подготовке.

Старший воспитатель:                                                        Потапенко С.В.

Со справкой ознакомлены: