Опыт работы по преемственности дошкольного и начального образования
статья на тему

Савкина Светлана Владимировна

О преемственности дошкольного образования и начального школьного образования много говорят в последнее время. Поднимаются вопросы  отсутствия единых программ воспитания и обучения, несогласованность требований детского сада и школы, несовершенства диагностики при переходе детей из детского сада в школу и т.д. 

А что же предусматривает преемственность

·        с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, которая отвечает требованиям школьного обучения,

·        с другой – опору школы на знания, умения, навыки, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx26.62 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы по преемственности дошкольного
и начального образования

Старший воспитатель

детского сада

ГБОУ ЦО №1429

Савкина С.В.

О преемственности дошкольного образования и начального школьного образования много говорят в последнее время. Поднимаются вопросы  отсутствия единых программ воспитания и обучения, несогласованность требований детского сада и школы, несовершенства диагностики при переходе детей из детского сада в школу и т.д. 

А что же предусматривает преемственность ‒

  • с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, которая отвечает требованиям школьного обучения,
  • с другой – опору школы на знания, умения, навыки, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся. 

Одним из факторов, обеспечивающих эффективность образования, является непрерывность и преемственность в обучении. Таким образом, преемственность предполагает разработку и принятие единой системы целей и содержания образования на всем протяжении обучения от детского сада до окончания школы. 

В сентябре 2012 года произошло объединение ГБОУ Центра образования №1429 и Детского сада №1808, что позволило создать для детей новую, эмоционально насыщенную образовательную среду, способствующую  социализации, адаптации и развития детей от 1 до 17 лет. Появилась реальная возможность выстраивания индивидуальной воспитательно-образовательной траектории ребенка с раннего возраста до окончания школы.

С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования стало актуальным не только обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования, но и преемственности психолого-педагогического, логопедического и дефектологического сопровождения образовательной деятельности в детском саду и начальной школе.

Одной из ключевых проблем системы дошкольного воспитания является взаимодействие с семьей. Однако в современных условиях основные институты социализации ребенка ‒ семья, детский сад, школа ‒ часто действуют автономно друг от друга. Таким образом, в настоящее время проблема взаимодействия семьи, дошкольного образовательного учреждения и школы является одной из наиболее острых, требует качественного анализа для устранения тех проблемных зон, которые препятствуют выполнению задач полноценного развития и воспитания ребенка.

Объединение детского сада и школы в единую структуру позволит:

  • Обучать содержательному общению родителей с детьми не только в раннем и дошкольном возрасте, но и младшем школьном и подростковом возрасте. Улучшить качество психолого-педагогического просвещения родителей.
  • Обеспечить ребенку плавный переход от воспитания в семье к воспитанию в детском саду и в школе. Преемственность в работе школы и детского сада обеспечивает более успешную адаптацию ребенка к условиям дошкольного учреждения и при переходе их в начальную школу. Такая форма работы способствует тому, что бы более эффективно отслеживать особенности развития, воспитания и обучения, а также развить таланты и способности каждого ребенка путем интеграции работы всех специалистов работающих с ним. (Создать психолого-педагогическое сопровождение ребенка на всех этапах его развития, что способствует созданию эмоционального благополучия, всестороннему развитию и ранней социализации детей).
  • Повысить качество воспитательно-образовательного процесса увеличив количество специалистов, работающих с детьми.
  • Расширить материальную базу за счет объединения двух учреждений.

В настоящее время педагогами разрабатывается программа преемственности дошкольного и начального школьного образования, которая будет включать в себя единую  нормативно-правовую базу, регламентирующую деятельность учреждения в вопросах преемственности, план работы методических объединений по преемственности, систему сопровождения ребенка в период адаптации к школе, интеграцию работы специалистов.

Программа позволит выстроить индивидуальный воспитательно-образовательный маршрут ребенка на разных возрастных этапах:

1 этап. Поступление ребенка в дошкольное учреждение.

  • Медицинское обследование.
  • Адаптационный период при поступлении в детский сад (от 2 недель до 6 месяцев).
  • Педагогическая и психологическая диагностика.

2 этап. Воспитательно-образовательная деятельность с детьми в детском саду.

Педагогическая деятельность:

  • Занятия с детьми по программе дошкольного образования с использованием современных технологий.
  • Взаимосвязь с социумом (муз. школа, худ. школа, музеи и др.)
  • Праздники, развлечения.

Психологическое сопровождение ребенка:

  • Сопровождение адаптации ребенка к условиям ДОУ.
  • Сопровождение детей группы риска.
  • Коррекционно-развивающие занятия.
  • Наблюдение. Диагностика дошкольной зрелости.

Методическая работа:

  • Проведение открытых уроков и занятий.
  • Применение новых технологий по воспитанию и обучению детей.
  • Создание педагогических условий построения преемственной  предметно-развивающей образовательной среды.
  • Ведение диагностических карт и индивидуальных карт развития каждого ребенка, с целью отслеживания развития детей.
  • Выявление проблем (дезадаптации, школьной незрелости первоклассников в школе).
  • Проведение общих  методических объединений, собраний, педагогических советов по вопросам воспитания и обучения детей.

3 этап. Переход дошкольника в школу.

  • Передача пакета документов выпускников в школу.
  • Отслеживание адаптации детей в первом классе.
  • Оказание психологической и педагогической помощи детям и родителям.
  • Проведение общих, классных родительских собраний, консультирование, беседы, рекомендации, психологические тренинги.

На всех этапах мы видим тесное взаимодействие таких специалистов как, медицинская сестра, педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели, педагоги дополнительного образования, учителя, родители, администрация.

В течение года было проведено несколько совместных мероприятий, такие как:

  • Выступление агитбригады учащихся «Зебра» в рамках программы по ПДД.
  • Экскурсии в библиотеку ЦО, музей боевой славы ЦО.
  • Спортивный праздник«Детский сад – территория здоровья».
  • Фольклорный праздник «Встреча Масленицы».
  • Посещение спектаклей, концертов, планетария, организуемых в ЦО.

Воспитатели детского сада неоднократно посещали открытые уроки учителей начальных классов, а учителя, в свою очередь, открытые занятия воспитателей.

В результате таких контактов педагогов детских садов и школ достигается их взаимопонимание. Воспитатели яснее осознают требования школы, задачи подготовки детей к учебе и успешнее их решают. Учителя, в свою очередь, глубже вникают в задачи, содержание и методы работы детского сада, что помогает им установить преемственность в методах воспитательного воздействия.

За весь год, наши дети много узнали о школе, подружились с учениками, узнали многих педагогов. С легкостью ориентируются в здании школы. С удовольствием туда идут. И мы надеемся, что вся работа, проведенная нами, сложится в систему и поможет нашим выпускникам легко адаптироваться и хорошо учиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

"Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества".                                ...

План работы творческой лаборатории учителей первой ступени обучения МБОУ «Федоровская СОШ №1» и МБДОУ детский сад общеразвивающего вида «Умка» по теме «Эффективные модели организации работы по преемственности дошкольного и начального общего образования

Преемственность– это последовательная передача чего-либо от одного к другому.Это переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм...

Сообщение из опыта работы " Преемственность дошкольного и начального образования"

Сообщение из опыта работы " Преемственность дошкольного и начального  образования"....

Опыт работы "Преемственность дошкольного и начального образования".

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием является в настоящее время актуальной. Преемственность позволяет понять особенности и возможности плавного перехода от одной ступени ...

Статья опыт работы ДОУ "Преемственность дошкольного и начального образовательного учреждения»

Преемственность - непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода.Задача ФГОС ДО – учить детей самостоятельно учиться.Деятел...