Система методической работы в МБДОУ№15
методическая разработка по теме

Кравченко Любовь Васильевна

Представлена система методической работы в МБДОУ№15

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_metodicheskoy_raboty_v_mbdouno15.docx24.61 КБ

Предварительный просмотр:

Система методической работы в МБДОУ№15

Методическая работа - это целостная, основанная на достижениях науки, передового опыта и анализе затруднений педагогов, система мероприятий, направленная на повышение мастерства каждого педагога, на обобщение и развитие творческого потенциала коллектива, на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития детей.

Целью методической работы в МБДОУ№15 является создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса.

Создание эффективных условий для всестороннего непрерывного развития детей, качества профессионального развития педагогов дошкольного учреждения, взаимодействия с семьей определяет основные задачи методической работы:

1. Обучение и развитие педагогических кадров, управление повышением их квалификации. 2. Выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта педагогов 3. Подготовка методического обеспечения для осуществления образовательного процесса. 4. Координация деятельности МБДОУ и семье в обеспечении всестороннего непрерывного развития воспитанников. 5. Координация деятельности МБДОУ с учреждениями окружающего социума для реализации задач развития воспитанников и МБДОУ в целом. 6. Анализ качества работы с целью создания условий для обеспечения позитивных изменений в развитии личности воспитанников через повышение профессиональной компетентности педагогов.

Подходы к организации методической работы в МБДОУ основаны на: системно-деятельном подходе: понимании целей и задач деятельности ДОУ, его статуса и условий, а также обеспечения целостности образовательного процесса в условиях использования вариативных программ и технологий с учетом влияния на него внешних и внутренних связей; личностно-ориентированном подходе: обеспечении более полного раскрытия возможностей и способностей каждого педагога и ребенка, коллектива в целом, направленности на развитие профессиональных и личностных качеств педагогов на примере старшего воспитателя; дифференцированном подходе: учете уровня профессиональной компетенции и индивидуальных образовательных запросов в построении системы методической работы в ДОУ; подход свободного самоопределения: свободном выборе каждым педагогом образовательных программ и путей самореализации; мотивационно- стимулирующий подход: использовании различных стимулов, вызывающих интерес и мотивы деятельности; коррекционный подход: своевременном устранении выявленных в ходе педагогического мониторинга недостатков и причин, их вызывающих.

Направления методической работы Методический кабинет как центр методической работы. Центром всей методической работы ДОУ является методический кабинет. Ему принадлежит ведущая роль в оказании педагогам помощи в организации образовательного процесса, обеспечении их непрерывного саморазвития, обобщении передового педагогического опыта, повышении компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей. Методический кабинет - это копилка лучших традиций дошкольного учреждения, поэтому задача старшего воспитателя  - сделать накопленный опыт живым, доступным, научить педагогов творчески переносить его в работу с детьми, так организовать работу этого методического центра, чтобы воспитатели чувствовали себя в нем, как в своем рабочем кабинете.

Методический кабинет дошкольного учреждения должен соответствовать таким требованиям как информативность, доступность, эстетичность, содержательность, обеспечение мотивации и активности в развитии. Реализация информационно - аналитической функции управления дошкольным учреждением обуславливает в методическом кабинете формирование информационного банка данных, где определяются источники, содержание, направленность информации.

БАНК ВНЕШНЕЙ ИНФОРМАЦИИ -Нормативно-правовые документы Законодательства Российской Федерации; -Организация методической работы в дошкольном учреждении; -Развитие ребенка в образовательном пространстве дошкольного учреждения; -Организация взаимодействия дошкольного учреждения с семьей и школой; -Информация периодических изданий дошкольного образования; БАНК ВНУТРЕННЕЙ ИНФОРМАЦИИ -Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность МДОУ; -Планирование деятельности МДОУ; -Организация и руководство образовательной деятельности МДОУ; -Контроль и регулирование образовательной деятельности МДОУ;

В методическом кабинете ДОУ постоянно действуют выставки: Аттестация Методэкран.. Подготовка к педсовету. В методическом кабинете также представлены материалы, отражающие мастерство педагогов: материал семинаров-практикумов; план – график повышения квалификации педагогов; план аттестации педагогических кадров; передовой педагогический опыт Таким образом, в рамках выполнения основных задач методической работы методический кабинет является центром сбора педагогической информации, а также творческой лабораторией для педагогов и родителей.

Информирование педагогов о новых требованиях, предъявляемых к работе, и последних достижениях науки и практики. Своевременное информирование педагогов о новых разработках в психолого-педагогической науке и передовой практике, методическом обеспечении в системе дошкольного образования является важным условием высокой результативности воспитательно-образовательного процесса. Повышение информированности педагогов способствует установке единой педагогической стратегии развития ДОУ, которая обсуждается, утверждается и реализуется через основной орган управления – педагогический совет и служит основным ресурсом развития коллектива в ДОУ Обзор видов информации и форм методической работы представлен в схеме :

Виды информации Формы методической работы - нормативно-правовые документы - современные программы, технологии, методики - современные тенденции развития дошк. образования - содержание, формы, критерии оценки деятельности и т. д. - самостоятельная работа с материалами метод кабинета - педагогический совет - семинары (проблемные, практикумы) - консультирование, обследование, лекции - информация на стенде, -самообразование, , -работа твор. группы, - обучение на КПК и т. д.

Обучение и развитие педагогических кадров, повышение их квалификации. Задачу обучения и развития педагогов следует признать основополагающей в управлении методической работой. При этом традиционная система информирования и обучения педагогов не всегда дает ощутимые результаты, т.к. она ориентирована на коллектив в целом. Поэтому модель организации и содержания развития педагогов, повышение их квалификации должна строится дифференцированно, чтобы были задействованы внутренние факторы и механизмы самого педагога, способствующие личностные и профессионально- нравственному развитию. Важнейшим условием, обеспечивающим дифференцированный подход в работе с пед.кадрами, является анализ кадрового обеспечения

Наиболее эффективными являются следующие формы повышения профессионального уровня: курсовая подготовка; участие в работе творческих групп, клубов; участие в методических объединениях. Зам. зав. по воспитательной и методической работе организует и контролирует работу педагогов по самообразованию, относящуюся к активным формам повышения квалификации, и помогает выбрать тему, приоритеты в формах и средствах, спрогнозировать результат.

Выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта. Передовой опыт представляет собой высокое мастерство педагога и является движущей силой улучшения воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, решает определенные цели с наименьшей затратой времени, с применением оптимальных форм и методов работы, способствует достижению более качественных результатов. ПО – результат творческого поиска педагогов, где сливается воедино творческое, новаторское и в тоже время традиционное начало.

Самообразование. На первом этапе осуществляется предварительное детальное и всестороннее изучение опыта педагога. Только совокупность использования различных методов исследования опыта (наблюдение и анализ образовательного процесса, беседы с воспитателем и детьми, анализ педагогической документации, проведение экспериментальной работы) позволит объективно оценить и рекомендовать его как передовой. На втором этапе ППО обобщается, т.е. описывается. Существует алгоритм описания ППО комплексом ИПМ (информационно- педагогический модуль: сообщение, запись пед.информации). Третьим этапом является распространение и внедрение ППО. В рамках МДОУ этому способствуют такие формы работы как педагогические чтения, открытые просмотры, взаимопосещения, выставки и т.д.

Подготовка методического обеспечения для осуществления педагогического процесса Одним из стержневых условий жизнедеятельности дошкольного учреждения является методическое обеспечение методического процесса. Программно-методический комплекс дошкольного учреждения отбирается с учетом ориентации на государственные требования, нормативно-правовой статус дошкольного учреждения (вид, приоритетное направление), особенности и законы психического развития детей, специфику педагогического и детского коллективов, определяющих возможность и целесообразность каждой программы и технологии. Через орган самоуправления ДОУ - педсовет для осуществления образовательного процесса утверждается программа, наиболее способствующая условиям отбора методического обеспечения. Таким образом, воспитательно-образовательный процесс во всех группах ДОУ осуществляется по комплексной программе, которая соотносится с социальным заказом и видом ДОУ. Методическое сопровождение программы подбирается с учетом соответствия Временным требованиям к содержанию методам воспитания и обучения детей дошкольного возраста, основного и дополнительного образования, осуществляемого в ДОУ, единства концептуальных основ комплексной и парциальных программ, а также методик и технологий, их реализующих.

Результативность воспитательно-образовательного процесса в МБДОУ зависит и от создания условий для его реализации. Это обуславливает следующую направленность методической работы: 1. Организация развивающей предметной среды в МБДОУ, соответствующей содержанию программы, интересам и потребностям детей разного возраста: разработка методических рекомендаций по организации предметно-развивающей среды МБДОУ; обеспечение подбора игрушек, игр, пособий для работы с детьми по программе с учетом современных требований; активизация педагогов в разработке атрибутов и методических пособий; 2. соотнесение содержания воспитательно-образовательного процесса с выбранной программой и Временными (примерными) требованиями к содержанию и методам воспитания и обучения детей дошкольного возраста: формирование банка данных о выполнении программы, ее отдельных разделов; анализ выполнения Временных требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемых в ДОУ; анализ исполнений решений педсоветов, медико-педагогических совещаний; 3. обновление содержания методического обеспечения (технологий, методик) в соответствии с современными требованиями; 4. разработка режима дня, сетки занятий, график работы педагогов, залов ,кабинетов, для каждой возрастной группы; 5. отслеживание баланса двигательной и интеллектуальной, организованной и самостоятельной деятельности воспитанников.

Структура, формы и методы методической работы. Методы методической работы - это упорядоченные способы деятельности по достижению целей. Форма - это внутренняя организация содержания, конструкция отрезков, циклов методического процесса, отражающая систему его компонентов и устойчивых связей. По формам методическая работа делится на групповые и индивидуальные. К групповым формам относятся: участие педагогов в методических объединениях района, МБДОУ; организация теоретических и научно – практических конференций; педсоветы. К индивидуальным относятся индивидуальные консультации, беседы, наставничество, взаимопосещения, самообразование. Необходимо учиться искусству беседы, её универсальный характер основывается на том, что в любой беседе участники должны искусно приспособиться друг к другу независимо от того, о чем идет речь.

Для того чтобы сделать правильный выбор для своего коллектива форм и методов, необходимо руководствоваться: целями и задачами МБДОУ; количественным и качественным составом коллектива; сравнительной эффективностью форм и методов работы; особенностями образовательного процесса; материальными, морально-психологическими условиями в коллективе; реальными возможностями; передовым опытом и научными рекомендациями. Наиболее эффективными формами организации методической работы являются: педсовет. семинары, семинары-практикумы открытые просмотры эффективны. медико-педагогические совещания. консультации. работа творческой группы.

Внешнее повышение квалификации происходит: за счет посещения курсов повышения квалификации ; обучение в учебных заведениях; участие в работе методических объединений района. Внутреннее повышение квалификации происходит за счет разнообразных форм методической работы с педагогами в МБДОУ: участие в работе совета педагогов; обучение на семинарах и семинарах-практикумах; консультирование и др.

В методической работе особое место отводится принципу индивидуально-дифференцированного подхода к педагогической деятельности воспитателей и специалистов. В современных условиях методическая работа с кадрами должна строится на диагностической основе, с учетом запросов каждого педагога. Осуществление индивидуально-ориентированной методической работы позволяет развивать творчество и инициативу педагогического коллектива путем включения каждого в активную профессиональную деятельность. В сфере методической работы представлен комплекс взаимосвязанных форм сотрудничества педагогического коллектива с родителями.

Планирование методической работы. Планирование осуществляется на аналитической основе: анализ внешней среды МБДОУ (учета требований социального заказа, нормативно-правовых документов федерального, районного, городского уровней); анализ состояния МБДОУ№15 (уровня здоровья, развития детей, степени овладения ими образовательной программы; уровня профессиональной компетентности коллектива, особенностей и потребностей родителей, школы; четкого выделения факторов, влияющих на них); цели деятельности и необходимые средства их реализации определяются, исходя из результатов анализа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система методической работы в МБДОУ№15

Представлена система методической работы в МБДОУ№15...

Методическая разработка «Система методической работы по сопровождению профессионально-личностного роста педагога в условиях введения ФГОС ДО в МАДОУ «ЦРР – д/сад № 116» г.Сыктывкара»

В данной работе подробно описана Модель методической службы и основные направления проектирования методической работы в МАДОУ «ЦРР – д/сад № 116» г.Сыктывкара. Также описаны функции и структура методи...

Опыт работы по теме "Система методической работы по повышению ИКТ компетентности педагогов МБДОУ "

В сообщении представлена актуальность, цель и задачи, этапы работы с педагогами и формы работы, результативность...

Система методической работы в МБДОУ №37 «Колокольчик», направленная на повышение профессиональной компетентности педагогов.

Система методической работы в МБДОУ №37 «Колокольчик», направленная на повышение профессиональной компетентности педагогов....

Активные формы методической работы в МБДОУ детский сад «Булжамуур». методическая копилка старшего воспитателя

           Методическая работа в ДОУ – важное условие повышения качества педагогического процесса....