Инклюзивное образование в ДОУ.
презентация к уроку на тему

 Рыбалко Татьяна Владимировна

Презентация об основных формах работы по инклюзивному образованию в ДОУ. Организация лекотеки, как вид инклюзивного образования в ДОУ. Лекотека – это такая новая форма дошкольного образования. Само слово лекотека (произошло от шведского слова leco – «игрушка» и греческого theke – «хранилище»..) - это служба психологического сопровождения и специальной педагогической помощи родителям, воспитывающим детей с выраженными нарушениями и проблемами развития (википедия).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psikhologicheskoe_soprovozhdenie_inklyuziya_v_dou.pptx1.18 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психологическое сопровождение инклюзивного образования в ДОУ Педагог – психолог МБОУ СКОШ Т. В. Рыбалко.

Слайд 2

Принципы дошкольного инклюзивного образования Инклюзивное образование строится на следующих принципах : Принцип индивидуального подхода предполагает выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы. Индивидуальные программы развития ребенка построены на диагностике функционального состояния ребенка и предполагают выработку индивидуальной стратегии развития конкретного ребенка. Индивидуальный подход предполагает не только внешнее внимание к нуждам ребенка. но предоставляет самому ребенку возможности реализовывать свою индивидуальность.

Слайд 3

Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка. Важным условием успешности инклюзивного образования является обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка. Реа - лизация этого принципа решает задачу формирования социально ак - тивной личности. Личности, которая является субъектом своего разви - тия и социально значимой деятельности. Когда активность находится целиком на стороне взрослых, которые заботятся о ребенке, считая, что его особенности не позволяют ему реализовывать свои возмож - ности , формируется «выученная беспомощность», феномен, когда ре- бенок ожидает внешней инициативы, сам оставаясь пассивным. То же может произойти с родителями детей с ОВЗ. Родители могут ожидать помощи или активно добиваться льгот от государства, игнорируя соб - ственные возможности для участия в социальной жизни .

Слайд 4

Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников предполагает создание условий для понима - ния и принятия друг друга с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе. Инклюзия – это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность: совместное планирование, проведение общих мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума.

Слайд 5

Принцип междисциплинарного подхода . Разнообразие индивидуальных характеристик детей требует комплексного, междисциплинарного подхода к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения. Специалисты (воспитатель, логопед, социальный педагог, психолог, дефектолог, при участии старшего воспитателя ), работающие в группе, регулярно проводят диагностику детей ив процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и на группу в целом .

Слайд 6

Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания. Включение в инклюзивную группу детей с различными особенностями в развитии предполагает наличие вариативной раз- вивающей среды, т.е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, безбарьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность использования педагогом разнообразных методов и средств работы, как по общей, так и специальной педагогике.

Слайд 7

Принцип партнерского взаимодействия с семьей. Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача специали - ста – установить доверительные партнерские отношения с родителя- ми или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу роди- телей , к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка. Принцип динамического развития образовательной модели дет- ского сада. Модель детского сада может изменяться, включая новые структурные подразделения, специалистов, развивающие методы и средства. (Формулировки принципов опубликованы в сборнике «Инклюзив- ный детский сад». – М., 2009. Прочухаева М.М., Бородин М.В. с. 12 )

Слайд 8

Содержание работы Службы ранней помощи: – проведение психолого-педагогического обследования детей с нарушениями развития (риском нарушения) и их семей; – оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям с нарушениями развития (риском нарушения) и психолого-педагогической поддержки их семьям ; - осуществление работы по адаптации, социализации и интеграции детей с нарушениями развития (риском нарушения); – включение родителей (законных представителей) в процесс воспитания и обучения ребенка; – определение дальнейшего образовательного маршрута ребенка.

Слайд 9

Лекотека Лекотека – это такая новая форма дошкольного образования. Само слово лекотека (произошло от шведского слова leco – «игрушка» и греческого theke – «хранилище »..) - это служба психологического сопровождения и специальной педагогической помощи родителям, воспитывающим детей с выраженными нарушениями и проблемами развития. .

Слайд 10

Лекотеки организуются для детей, которые не могут посещать государственные образовательные учреждения по состоянию здоровья или развития и нуждаются в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Деятельность Лекотеки основана на гуманистическом подходе с использованием игровых методов, арт-терапевтических техник для проведения психопрофилактики , психокоррекции , осуществления психо -логической поддержки развития личности детей.

Слайд 11

Цель: Целью создания Лекотек является обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей от 2 месяцев до 7 лет с нарушениями развития для социализации, формирования предпосылок учебной деятельности, поддержки развития личности детей и оказания психолого-педагогической помощи родителям (законным пред- ставителям ).

Слайд 12

ИГРА - основной метод лекотеки Деятельность Лекотеки связана с использованием вспомогательных средств, обеспечивающих полноценное вовлечение ребенка с особыми нуждами и окружающих его людей в игровую активность для обучения и развития общения в игре. Эти средства должны перекрывать все основные потребности ребенка с особыми нуждами, связанные с организацией его игровой деятельности. Материальная база Лекотеки должна включать как минимум следующие разделы: -

Слайд 13

- специальное оборудование для детей с нарушениями движений; - оборудование для развития общей подвижности; - игрушки для развития ручных навыков; - игрушки для развития тактильного восприятия; - игрушки и средства для развития зрительного восприятия;

Слайд 14

- игрушки для развития слухового восприятия; - игрушки для развития мышления; - игрушки для развития речи и языка; - игрушки для поддержки социально-эмоционального развития; - игрушки для игры с водой; - игрушки для игры с сыпучими материалами; - материалы для изобразительного творчества; - музыкальные игрушки;

Слайд 15

книги для детей; - фонотека; - видеотека; - книги для родителей; - средства для развития невербальной коммуникации; - выставка самодельных игрушек; - специальное оборудование для слепых детей и детей со сложным дефектом.

Слайд 16

Основные формы работы Лекотеки Консультация (К) Консультация – это встреча специалиста Лекотеки с родителями (воспитателями), во время которой реализуется конструктивное сотрудничество специалистов и родителей. Диагностический игровой сеанс (ДИС) Диагностический игровой сеанс представляет собой совместную игру родителей (воспитателей) с ребенком в специально оборудованном зале. Специалист ведет наблюдение за происходящим, в идеале – ДИС фиксируется на видеокассету. Результаты наблюдения фиксируются на формализованных бланках. По результатам ДИС составляется сезонный план сопровождения семьи.

Слайд 17

Терапевтический игровой сеанс (ТИС) Во время терапевтического игрового сеанса (обычно – 40 минут) происходит игровое взаимодействие специалиста с ребенком в присутствии, а иногда – с участием родителей (воспитателей). Перед началом ТИС и после его окончания специалисты коротко (5 минут) беседуют с родителями (воспитателями). После ТИС специалист заполняет протокол. Групповой родительский тренинг (ГРТ) В групповой родительский тренинг участники включаются добровольно. Обычно – это тренинги по общению, игре, ассертивности , арт-методам, специальным техникам, по изготовлению игрушек и другие. В ряде случаев родителям предлагается участвовать в тренинге исходя из результатов ДИС.

Слайд 18

Содержание: В Лекотеке проводятся индивидуальные и групповые занятия, направленные на развитие первичных социальных навыков, развитие моторной , эмоционально-волевой, познавательной, речевой сфер. Содержание занятий определяется в зависимости от рекомендаций, в соответствии с программами обучения детей с различными нарушениями в развитии. Лекотека является одной из первых ступеней социализации ребенка. В последствии ребенок может быть переведенв инклюзивную группу или класс.

Слайд 19

Содержание работы Лекотеки : – реализация образовательной программы, разрабатываемой исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников, принимаемой и реализуемой лекотекой самостоятельно;

Слайд 20

– проведение психопрофилактики , психотерапии и психокоррекции средствами игры у детей от 2 месяцев до 7 лет с нарушениями развития ; – обучение родителей (законных представителей), специалистов государственных образовательных учреждений методам игрового взаимодействия с детьми, имеющими нарушения в развитии;

Слайд 21

– проведение психопрофилактической и психокоррекционной работы с членами семьи ребенка от 2 месяцев до 7 лет с нарушением развития ; – психолого-педагогическое обследование детей от 2 месяцев до 7 лет с нарушениями развития при наличии согласия родителей ( законных представителей); – помощь родителям (законным представителям) в подборе адекватных средств общения с ребенком;

Слайд 22

– подбор индивидуальных техник формирования предпосылок учебной деятельности ребенка; – поддержка инициатив родителей (законных представителей) в организации программ взаимодействия семей.

Слайд 24

Спасибо!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Инклюзивное образование в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

В статье рассматривается  понятие инклюзивного образования в контексте Федеральных Государственных Образовательных Стандартов дошкольного образования . Задачи ФГОС ДО в отношении детей с ограниче...

Публикация статьи в сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции "Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики"

Представляю вашему вниманию статью, написанную в соовторстве с учителем дефектологм Ивановой Е.В., опубликованную в сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции "Инклюзивн...

Презентация опыта работы в третьем этапе Краевого фестиваля лучших инклюзивных практик по теме: « Модель инклюзивного образования в ДОУ» г.Красноярск

Цель - создание целостной, эффективно действующей системы, обеспечивающей оптимальные условия для воспитания и развития детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и детей-ивалидов, напр...

Итоговое задание по курсу «Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС». Проект инклюзивной среды в ДОУ

При инклюзивном подходе каждый ребенок с ОВЗ включен в повседневную жизнь группы, ведь целью инклюзии является организация пространства группы для успешной реализации индивидуальной образовательной пр...

Статьи. Общество. 26 марта 2021, Воронеж. «Раствориться в коллективе». В Воронеже обсудили проблемы инклюзивного образования По инклюзивной модели в регионе обучается более 6 тыс детей.

Инклюзивное образование – это не отдельное специализированное образовательное учреждение, в котором учится ученик с инвалидностью, а широкое социально-культурное пространство – с...

"Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Реализация инклюзивного образования в ДОУ"

Информация посвящена процессу внедрения инклюзивного образования в ДОУ.Раскрыты основные моменты при организации работы с детьми с ОВЗ. Раскрыты основные понятия инклюзивного образования, содержание, ...