Современные технологии логико-математического развития детей дошкольного возраста"
консультация по математике по теме

консультация ля воспитателей "Современные технологии логико-математического воспитания детей дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovrem.tekhnol.po_matemat-_14.02.14.docx205.72 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\светлана\Desktop\скон. подтверждение\1 074.jpg

Разработка и выбор технологий зависит прежде всего от того,  что подлежит освоению  и в чем будет состоять развитие мыслительной деятельности ребенка. это содержание, освоение которого обеспечивает активность  познавательных действий, распознавание ребенком связей и взаимосвязей предметов и явлений окружающего мира. Это освоение свойств объектов (форма, цвет, размер, масса, емкость, способов оценки дискретных и непрерывных величин через сравнение, сосчитывание и измерение, установление отношений и зависимостей отдельных предметов и групп по разным свойствам, ориентировка в схемах и моделях.

Развитие мыслительной деятельности ребенка определяется развитием у него умений осуществлять деятельность, используя активные поисковые действия, соотносить их с результатом, стремиться к  конечной цели на основе прогнозирования, объективно оценивать результат, сравнивая его с собственной установкой.

Технология математического развития, при реализации которой ребенок стремится к активной деятельности, а  взрослый ожидает от него положительного, своеобразного творческого результата, - проблемно- игровая. В процессе применения данной технологии ребенок не ограничен в самостоятельных поисках практических действий, экспериментировании, общении со взрослыми и сверстниками по ходу развития ситуации, разрешения противоречий и ошибок, проявления радости и ограничений, других интеллектуальных эмоций.

Главными составляющими компонентами проблемно- игровой технологии являются: активный, осознанный поиск ребенком способа достижения результата на основе принятия им цели деятельности и самостоятельного размышления по поводу предстоящих практических действий, ведущих к результату.

Схематически проблемно- игровую технологию, направленную на развитие познавательно- творческих способностей детей в математической деятельности, можно изложить так:

Проблемно- игровая технология

Логические и математические игры

Образовательные ситуации (развивающие, игровые)

Проблемные ситуации, вопросы

Эксперимен-

тирование и исследова-

тельская деятельность

Творческие задачи, вопросы и ситуации

Современные логические и математические игры разнообразны. Цели применения игр следующие: овладение детьми средствами познания –эталонами цвета, формы, эталонами мер, моделями, образами, речью, способами познания- сравнением, обследованием, управлением, счетом, классификацией, сериацией, накопление логико- математического опыта, развития мышления, сообразительности и смекалки.

Условно можно выделить три этапа освоения играми: 1. Игры со взрослыми и сверстниками (совместные), 2. Игры на уровне проявления самостоятельности, 3. Игры со взрослыми и сверстниками на более высоком уровне.

Проблемные ситуации рассматриваются не только как средство активизации мышления, но и как средство овладения поисковыми действиями, умение формулировать собственные мысли о способах поиска и предполагаемом результате.

Структурными компонентами проблемной ситуации являются проблемные вопросы, действия. Включают занимательные задачи, вопросы,  задачи-шутки и другие виды нестандартного математического материала.

Одним из средств технологии, направленных на накопление логико-математического опыта, являются образовательные развивающие ситуации. Для них характерны игровая направленность деятельности, насыщение проблемными  и творческими задачами, наличие ситуаций поиска с элементами экспериментирования, практического исследования, схематизацией.

Е.А. Носовой разработан комплекс игровых развивающих ситуаций с логическими блоками Дьенеша, в котором дети осваивают логические зависимости: выявление и абстрагирование свойств предметов (цвет, форма, размер, толщина), сравнение, классификацию и обобщение, а также логические действия и мыслительные операции.

В образовательных ситуациях дети осваивают средства и способы познания (сенсорные и измерительные эталоны, речь, модели, сравнение, счет и обобщение, измерение, классификация и сериацию), соответствующую терминологию, логические связи, зависимости и умение выражать их в виде простых логических высказываний, умения действовать по указанию педагога, образцу, правилам и алгоритмам, собственному замыслу.

Образовательная ситуация может состоять из завязки-сюжета, определения действующих лиц, последовательности в развитии сюжетной линии, действий схематизации, преобразования и тд.

Какова роль экспериментирования и исследовательской деятельности? Главный путь развития исследовательского поведения ребенка – собственная исследовательская практика. Чаще осуществляется в детском экспериментировании, в процессе которого дети осваивают действия по измерению, комбинированию, преобразованию различных материалов и веществ, принцип сохранения,, знакомятся с приборами (термометр, весы, зеркало, магнит и др.), учатся использовать познавательные книги как источник информации.

В качестве результатов исследовательской деятельности выступают:

-новая информация об исследуемом объекте, его свойствах, качествах, строении, связях с другими объектами (о геометрических формах, величинах, разных способах измерения, значимостях чисел).

-новая информация о новом исследуемом объекте (о простых приборах для измерения длин, об отражении предметов в воде, зеркале, действия магнита).

-знания о способах исследования и его результатах ( о простейших опытах, экспериментах, выдвижении предположений, необходимости вариьирования при выборе способов организации исследования, оценке результата и прогнозе дальнейших исследований).

Какова роль творческих задач, вопросов и ситуаций? Несмотря на многообразие творческих задач, существуют определенные трудности в выборе их для детей. Существует несколько уровней трудности задач. Первый- ребенок может решить задачу самостоятельно. Второй - самостоятельно решить не может, но с помощью наводящих вопросов решает самостоятельно. Третий- не может решить, но может понять ход решения и ответ. Четвертый- не может ни решить, ни понять ход решения, ни понять ответ (Ю.Г. Тамберг). Из этого следует, что нужно предполагать задачи первых трех уровней сложности.

Ребенку дошкольного возраста целесообразно предъявлять творческие задачи, ставить творческие вопросы после того, как необходимые для решения знания уже имеются у ребенка.

Результатом включения в образовательные ситуации творческих задач, вопросов будет развитие у детей творческих способностей, уточнение и углубление представлений о разнообразных свойствах, связях, отношениях и зависимостях, развитие инициативности, самостоятельности, уверенности в своих возможностях, чувства юмора и удовольствия от умственного труда и общения.

Таким образом, современные технологии позволяют разнообразить образовательный процесс, делая его не просто образовательной деятельностью, а  образовательной деятельностью с увлекательными образовательными ситуациями, экспериментированием и опытами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные технологии контроля за развитием детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Современные технологии контроля  за развитием детей дошкольного возраста представляют собой систему мониторинговых, диагностических исследований физических, интеллектуальных и ...

Семинар на тему "Использование современных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста"

Семинар на тему "Использование современных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста"...

«Современные технологии в физическом развитии детей дошкольного возраста»

laquo;Современные технологии в физическом развитии детей дошкольного возраста»В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здоров...

Презентация к статье "Использование современных технологий в физическом развитии детей дошкольного возраста"

В статье раскрываются основные понятия: физическое развитие,  образовательные технологии. Авторы делятся  мыслями о проблемах физического развития детей и возможными «вариантами»...

Статья "Использование современных технологий в физическом развитии детей дошкольного возраста"

В статье раскрываются основные понятия: физическое развитие,  образовательные технологии. Авторы делятся  мыслями о проблемах физического развития детей и возможными «вариантами»...

Всеобуч мастер-класс «Современные технологии в познавательном развитии детей дошкольного возраста» январь 2022

Всеобуч мастер-класс «Современные технологии в познавательном развитии детей дошкольного возраста»Одна из самых актуальных проблем в обучении — развития познавательной активности дош...