Консультация-тренинг для воспитателей: Технология создания ситуации успеха ребёнка-дошкольника.
консультация на тему

Елена Юрьевна Васильева

Построение ситуации успеха, как и само воспитание ребенка,  кропотливый труд и просто наша жизнь. От нас зависит многое, но отнюдь не всё. Отдать детям столько душевного тепла, умения и знаний, сколько мы в состоянии, поддержать их и способствовать радостному началу жизни – смысл выбранной нами профессии.Предлагаемый материал предназначен  для консультационной работы старшего воспитателя ДОУ.  Его применение в образовательном процессе и повседневной жизни  может стать новым инструментом в работе воспитателя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация-тренинг для воспитателей и педагогов дополнительного образования.

Создание ситуации успеха.

Успех или неуспех в деятельности определяет ведущие тенденции развития.

Здесь нужно разделить понятия "успех" и "ситуация успеха". Ситуация - это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех - результат подобной ситуации. Ситуация - это то, что способен организовать. Переживание же радости, успеха – нечто более субъективное, скрытое в значительной мере от взгляда со стороны. Наша  задача, как значимых взрослых,  в том и состоит, чтобы дать возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

Успех может быть кратковременным, частым и длительным, сиюминутным, устойчивым, связанным со всей жизнью и деятельностью. Все зависит от того, как ситуация успеха закреплена, продолжается, что лежит в ее основе. Важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха может настолько изменить психологическое самочувствие, что резко меняет ритм и стиль деятельности, взаимоотношений с окружающими. Ситуация успеха может стать  спусковым механизмом дальнейшего движения личности.

Успех - категория не абстрактная. Оптимально соотношение между ожиданиями окружающих, личности и результатами ее деятельности.

Практическое задание: приложение 1.

Инструкция: «Разбейте, пожалуйста, данный круг на 3 сектора соответственно представлениям о природе Ваших личных  успехов. Посмотрите, как бы «со стороны» как соотносятся между собой значимость Ваших ожиданий, ожиданий окружающих и важность достигнутого результата. На что более всего направлено Ваше внимание?

(здесь необходимо дать участникам время для рефлексии).

Можете поделиться с нами своими мыслями?        

Успех – категория очень субъективная. Можно ли утверждать, что Герострат добился успеха? С его точки зрения, видимо, да, ведь он прославился в веках.

Также известен так называемый эффект «горькой конфеты», когда субъект считает награду или похвалу незаслуженной и соответственно не получает удовлетворения от последней.

В тех случаях, когда ожидания личности совпадают или превосходят ожидания окружающих, наиболее значимых для личности, можно говорить об успехе. Может меняться тот круг людей, мнением которых дорожит личность, но суть успеха не меняется.

Практическое задание: «Коллеги, вспомните, пожалуйста, какие чувства мы переживаем, когда находимся в состоянии успеха? (радость, счастье, удовлетворение, эйфорию и т.д.)

С психологической точки зрения успех – это переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому личность стремилась в своей деятельности, либо совпал с ее надеждами, ожиданиями (или, строго говоря, с уровнем притязаний), либо превзошел их. На базе этого состояния могут сформироваться устойчивые чувства удовлетворения, формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения. В том случае, когда успех делается устойчивым, постоянным, может начаться цепная реакция, высвобождающая огромные, скрытые до поры возможности личности, несущая неисчерпаемый заряд человеческой духовной энергии. 

Как мы можем управлять успехом? Какие рычаги этого управления нам доступны?

Ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики. Различается успех и ожидания личности. Можно выделить три вида.

Предвосхищаемый успех. В основе его ожидания могут быть и обоснованные надежды, и упование на какое-то чудо. Чудес, как известно, на свете не бывает. На пустом месте успех родиться не может.

Может повезти, если зоркий взгляд умного, наблюдательного заметит надежду и не даст повода для разочарования: поддержит, подготовит, убедит. Но может случиться и обратное. Это – беда. Это очень серьезно, последствия не совершившегося чуда бывают труднопредсказуемы. Убедившись в том, что их ожидания успеха не сбылись, они готовы винить кого угодно, только не себя.

Констатируемый успех. Фиксирует достижение, радуется ему. Важно, то, что он сделал, отличное настроение, возможность пережить радость признания, ощущение своих возможностей, вера в завтрашний день. И умный взрослый поддержит успех: «Да, это так!»

Обобщающий успех. Ожидание успеха становится постепенно устойчивой потребностью. С одной стороны, это благо. Это – состояние уверенности, защищенности, опоры на самого себя. С другой есть  опасность переоценить свои возможности, успокоиться.

Мир дуален по своей природе: холод-жара, черное – белое. И если в нашей жизни присутствует успех, следовательно, нам предстоит столкнуться с таким явлением  как…(ожидание «подсказки» от участников) неуспех.

 Ясно одно: неуспех (собственный, разумеется) любить нельзя, радость он не приносит, но уважать его следует. Здесь очень уместна и полезна возможность прочувствовать радость от ошибки: возможные словесные маркеры «Ура, ошибка! Есть к чему стремиться! Есть повод поучиться!»

Неуспех  всегда возможен, он даже неизбежен, без него успех теряет свою радостную сущность. Лишь глубина неуспеха помогает нередко человеку вообще постичь всю глубину успеха.

Трудно переоценить стимулирующую роль неуспеха в целом ряде ситуаций. Иногда успех может разложить личность, неуспех – формировать его лучшие качества. Одно без другого не существует, точнее, не должно существовать. Главный вопрос в принятии случившегося неуспеха. Мудрость в том и состоит, чтобы радость успеха не порождала чрезмерное благодушие, а страх возможного поражения не парализовал волю. 

Успех всегда имеет две стороны. Одна – сугубо индивидуальное переживание радости, личностное, субъективное. Другая – коллективная оценка достижений личности, отношение окружающих к успеху члена коллектива, группы. Связь этих сторон несомненна и органична.

Радость успеха может носить сугубо личный, даже интимный характер, если он может радоваться своим достижениям, «про себя», не считаясь с мнением окружающих. Радость, разделенная с другими, становится не одной, а многими радостями. В этом смысле слово «разделенная» правильно было бы заменить на «умноженная». Точно так же и неуспех, разделенный с кем-то, становится чем-то иным.

Практическое задание: «Как вы думаете, что значит «поделиться радостью»?

Самый оптимальный вариант: радость одного становится радостью других.

А теперь перейдём собственно к созданию ситуации успеха. К технологии этого процесса.

С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.

Выделяют несколько основных типов ситуации успеха: неожиданная радость, общая радость, радость познания.

Технологически создание любого типа ситуации успеха состоит из последовательности следующих операций: снятие страха, авансирование успешного результата, скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности, внесение мотива, персональная исключительность, мобилизация активности или педагогическое внушение,  высокая оценка детали.

Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять у них агрессию, преодолеть  изолированность и пассивность.

Если взрослые, обладающие большим авторитетом у детей, мало поощряют их за успехи и больше наказывают за неудачи, то в итоге формируется и закрепляется мотив избегания неудачи, который отнюдь не является стимулом к достижению успехов. Если, напротив, внимание со стороны взрослого и большая часть стимулов ребенка приходится на успехи, то складывается мотив достижения успехов.

Выяснив, чем успех является для ребенка, перейдем к рассмотрению типов ситуаций успеха.

Выделяют несколько основных типов ситуаций успехов:

1.      Неожиданная радость.

2.      Общая радость.

3.      Радость познания.

Неожиданная радость – это чувство удовлетворения оттого, что результаты деятельности превзошли ожидания.

Рассмотрим некоторые приемы “неожиданной” радости:

  • прием “Лестница”.

Речь идет о ситуациях, когда педагог ведет воспитанника поступательно вверх, поднимаясь с ним по ступеням знаний, психологического самоопределения, обретения веры в себя и окружающих.

  • прием “Даю шанс”.

Подготовленные педагогические ситуации, при которых ребенок получает возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности. Подобные ситуации можно и не готовить специально, но воспитательный дар проявится в том, что педагог этот момент не упустит, правильно его оценит, сумеет его материализовать.

Следующий тип ситуации успеха это общая радость.

Общая радость состоит в том, что бы ребёнок достиг нужной для себя реакции коллектива. Она может быть подготовленной преподавателем или спонтанной, заметной или незаметной. Общей радостью считают только те реакции коллектива, которые дают возможность ребенку почувствовать себя удовлетворенным, стимулируют его усилия. Общая радость – это, прежде всего, эмоциональный отклик окружающих на успех члена своего коллектива.

Раскроем приемы, с помощью которых можно создать ситуацию успеха, вызывающую общую радость.

  • прием “Следуй за нами”.

Смысл состоит в том, чтобы разбудить дремлющую мысль ребенка, дать ему возможность обрести радость признания в себе интеллектуальных сил. Реакция окружающих будет служить для него одновременно и сигналом пробуждения, и стимулом познания, и результатом усилий.

  • прием “Эмоциональный всплеск” или “Ты так высоко взлетел”.

Главная роль отведена воспитателю. Колоссальный интеллектуальный потенциал скрывается в каждом ребёнке, если найти способ воспламенить этот заряд, высвободить его энергию, превратить в цепную реакцию, где пропитанное горячим чувством слово рождает усилие, усилия рождают мысль, а мысль расщепляется на знание и ответное чувство признательности. В конечном итоге формируется вера в себя, вера в успех.

  • прием “Заражение” или “Где это видано, где это слыхано”.

В педагогике заражение может быть очень эффективным средством оздоровления атмосферы коллектива, источником успеха и общей радостью. Педагогическое заражение построено на точном расчете, в котором главное – выбор гносионосителя, то есть мощного источника интеллектуального заражения. “Заразить” коллектив интеллектуальной радостью можно в том случае, если успех отдельного  воспитатанника станет стимулом для успеха других, перерастет в успех многих, а осознание этого успеха вызовет радость всех.

Механизм “заражения” построен на передаче настроения от одной микрогруппы к другой. Общая радость не представляет собой однородного целого, она всегда отражает сумму успехов нескольких микрогрупп детей. Ее осознание, переживание определяется ролью этих микрогрупп. Главное в том, чтобы в достижениях окружающие видели результаты своего труда, а сам ребенок понимал, что его радость – это радость поддержки, радость состояния “своего среди своих”.

Последним типом ситуации успеха является радость познания.

Образование может доставлять радость не столько от познания нового, сколько от других факторов. Радость познания по своей сути альтруистична. Познание опирается на самообразование, на самопознание. Радость познания не может вырасти на пустом месте, не может родиться без серьезных причин. Ее главное условие – общение.

Практическое задание «Профессиональное поведение»: приложение 2

Выращивание познавательного интереса и есть предмет заботы преподавателя, формирующего радость познания.

  • прием “Эврика”

   Суть состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя задание, неожиданно для себя пришел к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, открывший перспективу познания. Заслуга воспитателя  будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное “открытие”, но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение.

  • прием “Линия горизонта”.

Однажды открыв для себя увлекательность поиска, погружения в мир неведомого, ребёнок  может уже постоянно стремиться к поиску, не считаясь с трудностями, неудачами. У него будет формироваться уважительное отношение к возможностям человеческого разума.

Практическое задание: «Коллеги, предлагаю Вам на несколько минут  представить себя малышами. Как известно, все дети очень любят рисовать, и у них это  очень хорошо получается.  Давайте возьмём краски, маркеры и нарисуем логотип нашего с Вами детского сада! Уверена, что у Вас это получится, и мы все сможем полюбоваться нашим любимым «Корабликом»!  (на флипчате закреплён образец, материалы  на столе, время рисования не ограничивается, ведущий в процессе работы  словесно поддерживает участников).

Технологически создание любого типа ситуации успеха состоит из последовательности следующих операций: 

Практическое задание: Этапы построения ситуации успеха

1.Снятие страха. Атмосфера доброжелательности на протяжении всего занятия: (приведите примеры, пожалуйста, атрибутов доброжелательности)

Варианты ответов: улыбка, добрый взгляд, внимание друг к другу, интерес к каждому, приветливость, расположенность, мягкие жесты и т.п.

2.Авансирование детей перед тем, как они приступят к реализации поставленной задачи.

Авансировать успех – значит объявить о положительном результате до того как они получены,  указать на достоинства ребенка. Эта операция увеличивает меру уверенности в себе ребенка, повышает активность и его свободу.

Варианты: физическая сила, четкость мышления, оригинальность восприятия, хорошая память, находчивость и т.д. 

3.Высокая мотивация.

Вопросы:  Во имя чего? Ради кого? Ради чего? Зачем? Кому будет хорошо от этого?

  1. Скрытая инструкция предстоящей деятельности

Вопросы: Какова может быть реальная помощь в продвижении к успеху, посылаемая субъекту для инициирования мыслительного образа предстоящей деятельности и пути ее выполнения (намёки, пожелания)

  1. Персональная исключительность

Отметить важность усилий ребенка в предстоящей и совершаемой деятельности

  1. Краткое экспрессивное воздействие для мобилизации активности,

Педагогическое внушение, собранное в яркий фокус.  

Примеры подобных высказываний: «Приступаем! За дело! И т.п.»

 

  1. Педагогическая поддержка в процессе выполнения работы

Варианты:  краткие реплики, телесный контакт (но не поглаживания по голове!) мимические жесты.

  1. Оценивание действий с акцентом на детали

Важно: оценка не производится в целом, она не произносится «сверху», она ставит акцент на деталях выполненной работы.

Вопрос: Коллеги, можете ли Вы припомнить этапы в Вашем рисовании логотипа детского сада? (снятие тревоги о результате, авансирование успеха: «все умеют рисовать, все учились этому в педагогическом училище» и т.п.,  «приступаем!, за дело!», поддержка словом, акцент на детали в похвале и оценке)

И в заключение предлагаю Вам

Правила управления успехом в образовательной деятельности.

  1. Оценивайте не детей, а их деятельность, поступки.
  2. Необоснованная похвала, гипертрофированные комплименты снижают ощущение успеха. Нужно уметь: видеть реальные изменения, достоинства и реальные сдвиги в поведении детей, вовремя поддержать детей.
  3. Успех педагога начинается с признания его детьми. Авторитет, личность педагога, его разнообразные интересы и достоинства являются залогом успеха его воспитанников.
  4. Психологический климат, обстановка жизнерадостности, организация деятельности воспитанников на занятии, разумное сочетание репродуктивных и творческих методов.
  5. Способность педагога удивлять детей.
  6. Педагог должен любить детей и уметь это делать. Нельзя, выказывая чувство восторга от общения с одними детьми, заставлять страдать других.
  7. Педагог должен знать личные особенности каждого ребенка и группу детей в целом, чтобы научиться помогать и поддерживать каждого.
  8. Начало занятия – это  момент, от которого в значительной степени зависит успех занятия в целом.
  9. Не забывайте о  рефлексии деятельности.
  10.  Если после занятия у воспитанника не осталось вопросов, которые он бы хотел бы обсудить,  скорее всего занятие оставило детей равнодушными.

Построение ситуации успеха, как и само воспитание ребенка,  кропотливый труд и просто наша жизнь. От нас зависит многое, но отнюдь не всё. Отдать детям столько душевного тепла, умения и знаний, сколько мы в состоянии, поддержать их и способствовать радостному началу жизни – смысл выбранной нами профессии.

Приложение 1.

Успех.

ожидания личности – ожидания окружающих – результат деятельности

Успех для меня – это

  1. Мои ожидания ________%
  2. Ожидания окружающих ______%
  3. Результат деятельности_______%

Приложение 2.

Профессиональное поведение.

Пожалуйста, вычеркните в предложенном списке те варианты поведения, которые не пригодятся Вам в профессиональной деятельности.

  1. Останавливаем внимание на негативном.
  2. Улыбка, добрый взгляд.
  3. Интерес к каждому воспитаннику, великодушие по отношению к любому.
  4. Даёт прозвища («плохой, ленивый, торопыга»  и т.п.)
  5. Сравнение одного ребенка с другим.
  6. Отмечает  исключительность.
  7. Аргументирует надобность действий.
  8. Учит алгоритму действий.
  9. Оценка действий успеха с акцентом на детали.
  10. Педагог много говорит за детей.
  11. Высказывает недовольство воспитанником, группой.
  12. Вера в способности ребенка.
  13. Предупреждение и угрозы при выполнении требований.
  14. Сравнивает ребенка с самим собой.
  15. Заочная похвала родителей ребенка.
  16. Побуждение к выполнению конкретных действий.
  17. Намёки, пожелания способов и форм деятельности.
  18. Побуждение к выполнению конкретных действий.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитателям о создании ситуации успеха

материал для воспитателей...

Технология создания ситуации успеха, как стимул личностного развития ребенка

Успех - это достижение значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом." Успех окрыляет ребенка, способствует выработке у него инициативы, увенности в св...

Технология создания ситуации успеха у дошкольников в работе учителя-логопеда

Я расскрываю основы "Ситуации успеха" методики Белкина А.С., а так же применения ее в своей работе с дошкольниками в рамках коррекционно-образовательного процесса....

Технология создание ситуации поддержки успеха деятельности дошкольников.

Успех имеет огромное значение в жизни людей. И мы педагоги знаем как это важно для воспитанников – создать ситуацию успеха. ...

«Технология создания ситуации успеха как основа проектной деятельности»

Успех имеет огромное значение в жизни людей. И мы педагоги знаем, как это важно для воспитанников – создать ситуацию успеха.Успех должен быть доступен каждому ребенку. Если ребенку удастся добит...

Технология создание ситуации поддержки успеха деятельности дошкольников

Технология создание ситуации поддержки успеха деятельности дошкольников...