Методический совет для воспитателей ДОО "Ознакомление с новым Порядком проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность" (по материалам курсов пов. квалиф. ЧИППКРО, вебинара издательства "Учитель" )
методическая разработка (младшая группа) по теме

Давыдова Ирина Алексеевна

Методический совет №2

МДОУ д/с № 7 «Колокольчик»

Дата проведения: 13.11.2014 г.

«Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»

План проведения

1 Нормативно-правовое сопровождение, обеспечивающее проведение процедуры аттестации:

- Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. №273-ФЗ);

- Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (0т 31.05.2011 г. №448н);

- Профессиональный стандарт педагогических работников (от 18.10.2013 г. №544н);

- Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (от 07.04.2014 г. №276);

- Письмо Минобрнауки Челябинской области от 18.07.2014 г. №01/5627

2 Формирование профессиональной компетентности педагога:

- значение компетентностного подхода;

- модель компетентностного педагога

- основа для формирования определенных компетенций

3 Общие положения порядка проведения аттестации педагогических работников

4 Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности:

- процедура аттестации;

- критерии оценивания

5 Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории:

- процедура аттестации;

- основания для установления квалификационной категории (критерии соответствия)

6 Технология оценивания профессиональной компетентности педагогических работников в рамках аттестации на присвоение первой, высшей квалификационной категории:

- динамические показатели успешной профессиональной деятельности воспитателя;

- документация и материалы портфолио педагогического работника;

- структура написания методической разработки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Аттестация пед. работнков.123.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методический совет №2

МДОУ д/с № 7 «Колокольчик»

Дата проведения: 13.11.2014 г.

«Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»

План проведения

1 Нормативно-правовое сопровождение, обеспечивающее проведение процедуры аттестации:

- Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. №273-ФЗ);

- Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (0т 31.05.2011 г. №448н);

- Профессиональный стандарт педагогических работников (от 18.10.2013 г. №544н);

- Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (от 07.04.2014 г. №276);

- Письмо Минобрнауки Челябинской области от 18.07.2014 г. №01/5627

2 Формирование профессиональной компетентности педагога:

- значение компетентностного подхода;

- модель компетентностного педагога

- основа для формирования определенных компетенций

3 Общие положения порядка проведения аттестации педагогических работников

4 Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности:

- процедура аттестации;

- критерии оценивания

5 Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории:

- процедура аттестации;

- основания для установления квалификационной категории (критерии соответствия)

6 Технология оценивания профессиональной компетентности педагогических работников в рамках аттестации на присвоение первой, высшей квалификационной категории:

- динамические показатели успешной профессиональной деятельности воспитателя;

- документация и материалы портфолио педагогического работника;

- структура написания методической разработки.

С 15 июня 2014 года

вступил в силу

НОВЫЙ ПОРЯДОК

ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ,

утвержденный приказом

Минобрнауки РФ № 276

от 7 апреля 2014 года

2 Формирование профессиональной компетентности педагога

Компетенция – комплекс продуктивно приобретенных знаний, умений и навыков, личностных качеств и опыта практической деятельности в профессиональной области.

Компетентность – способность применить компетенцию в произвольной внешней ситуации в профессиональной сфере.

Цель – достижение интегрированного результата – компетентности – через приобретение компетенций.

Компетентность специалиста – способность адаптироваться к произвольным профессиональным условиям и изменениям на профессиональном рынке труда.

Компетентностный подход

Обеспечивает нацеленность критериально-оценочного инструментария на определение профессиональной компетентности педагогических работников наиболее оптимальным образом.

Целесообразное использование положений компетентностного подхода позволяет выявить критерии и уровни качества подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, а также разработать оптимальную содержательно-методическую стратегию дальнейшего развития их профессиональной компетентности.  

Составляющие компетентности педагогического работника

  • профессиональная компетентность
  • информационная компетентность
  • коммуникативная компетентность
  • правовая компетентность

Профессиональная компетентность:

  • качество действий работника, обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач; владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), психолого-педагогической коррекции, методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование; использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися (воспитанниками, детьми), осуществление оценочно-ценностной рефлексии

Информационная компетентность:

  • качество действий работника, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, её адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям, формулировку учебной проблемы различными информационно-коммуникативными способами, квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач, использование автоматизированных рабочих мест учителя в образовательном процессе;  регулярная самостоятельная познавательная деятельность, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности, использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, ведение школьной документации на электронных носителях.

Коммуникативная компетентность:

  • качество действий работника, обеспечивающих эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком; установление контакта с обучающимися  (воспитанниками, детьми) разного возраста, родителями (лицами их замещающими), коллегами по работе;  умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей; умение убеждать, аргументировать свою позицию; владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным  представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации.

Правовая компетентность:

  • качество действий работника, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных  нормативных правовых документов органов власти для решения соответствующих профессиональных задач.

Модель компетентностного педагога (П.И. Третьяков)

1 Самообразовательные, исследовательские компетенции:

- нахождение необходимой образовательной информации;

- постановка целей, планирование, организация процесса своего образования.

2 Организационно-коммуникативные компетенции:

- организация собственной деятельности, связанной с решением каких-либо задач;

- эффективное распределение своего времени и времени участников ОП;

- использование косвенного влияния на участников ОП (примеры поступков из худож. литературы, из жизни и тд.);

- стимулирование к развитию.

3 Конструктивно-проектировочные компетенции:

-коллективная рефлексия (обсуждения)

4 Социально-личностные компетенции:

- умение самовыражать себя и свои личностные качества.

5 Адаптивные компетенции:

- использование новой информации для обновления деятельности.

Компетенция – способность учиться на всем протяжении жизни (личностные и профессиональные)

3 Общие положения порядка проведения аттестации педагогических работников

                                      Федеральный закон «Об образовании в РФ» (гл.5. ст.49)

Аттестация педагогических работников проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и по желанию педагогических работников … в целях установления квалификационной категории (часть 1, статья 49).

Цель аттестации – подтверждение соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и по желанию педагогических работников (за исключением педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава) в целях установления квалификационной категории (Приказ Министерства образования и науки РФ от 07 апреля 2014 г. № 276 «Об утверждении Порядка аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»).

Задачи аттестации:

- стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личностного профессионального и личностного роста;

- определение необходимости повышения квалификации педагогических работников;

- повышение эффективности и качества педагогического труда;

- выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;

Основные принципы аттестации

  • коллегиальность,
  • гласность,
  • открытость,
  • недопустимость дискриминации при проведении аттестации,
  • объективное отношение к педагогическим работникам

Виды аттестации

ОБЯЗАТЕЛЬНО

Каждые 5 лет

ПО ЖЕЛАНИЮ

С целью подтверждения соответствия занимаемой должности

С целью установления соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным категориям

4 Аттестация педагогических работников в целях подтверждения

соответствия занимаемой должности:

Организация аттестации на соответствие занимаемой должности:

1 этап: подготовка работодателем представлений на аттестуемых педагогов;

2 этап:  издание приказа в ОУ;

3 этап: определение  графика проведения аттестации;

4 этап: проведение квалификационных испытаний;

5 этап:  проведение   аттестации;

6 этап: оформление протокола в день проведения;

7 этап: выдача выписок  из протокола (не позднее 2 рабочих дней);

8 этап: работодатель знакомит с выпиской в течение 3 – х рабочих дней (передает протокол для хранения в личном деле работника).

Квалификационные испытания:

Проводятся аттестационной комиссией  по графику.

Ведущая форма испытаний – тестирование

в присутствии комиссии.

Альтернативные формы:

- решение педагогических ситуаций;

- составление конспекта урока (занятия);

- проведение открытых мероприятий (видео просмотр)

Методика оценки квалификации педагогических работников

Квалификация- совокупность 6 основных компетентностей

  • Компетентность в области личностных качеств.
  • Компетентность   в   постановке   целей   и   задач.
  • Компетентность в мотивировании обучающихся.
  • Компетентность в разработке программы деятельности

              и принятии педагогических решений.

  • Компетентность     в     обеспечении     информационной

основы педагогической деятельности.

  • Компетентность в организации педагогической деятельности.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

на педагогического работника должно содержать следующие сведения:

  • фамилию, имя и отчество (при наличии);
  • наименование должности на дату проведения аттестации;
  • дату заключения по этой должности трудового договора;
  • уровень образования и (или) квалификации по специальности или направлению подготовки;
  • информацию о получении дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности;
  • результаты предыдущих аттестаций (в случае их проведения);
  • мотивированную всестороннюю и объективную оценку профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональной деятельности педагогического работника по выполнению трудовых обязанностей, возложенных на него трудовым договором.

По результатам аттестации принимается одно из решений:

Соответствует 
занимаемой должности (указывается должность работника)

  Не соответствует 
занимаемой должности (указывается должность работника)

5 Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории:

Проводится по заявлению педагогических работников  до истечения срока  имеющейся квалификационной категории.

      Досрочная аттестация  разрешается через 2 года после предыдущей аттестации.

Процедура аттестации: экспертная оценка.

Установление квалификационных категорий

  • ранее установленные педагогическим работникам категории сохраняются в течение срока на который они были установлены;
  • педагогическому работнику может быть присвоена первая или высшая квалификационная категория;
  • срок действия квалификационной категории составляет 5 лет и продлению не подлежит;
  • аттестация педагогического работника осуществляется по его желанию;
  • основанием для аттестации является личное заявление.

                                     Новые требования для установления первой категории:

- стабильные положительные результаты освоения обучающимися образовательных программ;

- выявления развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности;

- личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания,

- транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности,

- активного участия в работе методических объединений педагогических работников

Новые требования для установления высшей категории:

- наличие  первой категории;

- участие воспитанников во всероссийских олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;

- транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности;

- активное распространение  инновационного опыта,

по повышению  качества обучения и воспитания.

6 Технология оценивания профессиональной компетентности педагогических работников в рамках аттестации на присвоение первой, высшей квалификационной категории:

6.1 Динамические показатели успешной профессиональной деятельности воспитателя

"Стабильные (в динамике) положительные результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией (название ОУ)". Данный раздел не заполняется  педагогическими работниками ДОУ.

   Данный раздел может содержать аналитические справки, подтверждающие наличие результата педагогической деятельности, полученного по итогам проведенных мониторинговых исследований качества педагогической деятельности образовательной организацией в которой работает аттестуемый.

Аналитические справки заверяются руководителем

"Стабильные (в динамике) положительные результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662" "Об осуществлении мониторинга системы образования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 33, ст. 4378). Данный раздел не заполняется  педагогическими работниками ДОУ.

Раздел заполняется только при наличии информации об итогах  мониторинга. 

«Результаты выявления развития (для высшей -  выявления и развития) у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности

- Выявление и развитие способностей обучающихся

Раздел может содержать сведения о применении способов выявления и применение способов развития способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, которые применялись аттестуемым в межаттестационный период.

-  Участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях.

Раздел может содержать документы, подтверждающие наличие у аттестуемого подготовленных им  победителей, призеров, лауреатов, участников научных (интеллектуальных) конкурсов, конференций, форумов, а также победителей, призеров, лауреатов, участников творческой деятельности.

Копии документов должны быть заверены подписью руководителя и печатью

«Личный вклад аттестуемого в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания":

       Совершенствование методов обучения и воспитания и продуктивного использования новых образовательных технологий"

  • Документы данного раздела могут содержать тексты авторских программ, элективных курсов, модулей, блоков к рабочим программам, практических, наглядных, электронных пособий для обучающихся (воспитанников) заверенные руководителем с указанием номера приказа или решения педагогического совета, разработки классных часов, проектов, программ работы с родителями и др.
  • В разделе могут быть отражены результаты участия аттестуемого в экспериментальной и (или) инновационной деятельности.
  • Возможно предоставление копий документов:
  • - о наградах, полученных в межаттестационный период в направлении образования разного уровня по итогам профессиональной деятельности;
  • - о наличии государственных наград в направлении образования (не зависимо от срока награждения).
  • - по итогам профессиональных конкурсов.
  • Документы данного раздела могут содержать аналитический материал о результатах применения инновационных методик и технологий, форм и приемов обучения и воспитания, применяемых в межаттестационный период (название методик, технологий) и продуктивного их использования,

"Транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активного участия в работе методических объединений педагогических работников организации".

  • Раздел может содержать видео, конспекты учебных занятий с использованием инновационных методик и технологий,  конспекты открытых занятий (с указанием даты и места проведения), форм и приемов обучения и воспитания, применяемых в межаттестационный период, аналитические справки или выписки из приказов о проведении исследований качества результативности.
  • Документы данного раздела могут содержать:
  •  тексты выступлений на педагогических советах, педагогических семинарах, методических объединений  образовательной организации (с аналитической справкой/выпиской из приказов, протоколов и визой руководителя о реализации);
  • копии титульных листов сборников и текстов публикаций методических материалов из опыта работы (авторских программ, разработок, статей), наличие печатных изданий, видеоуроков или вн.занятий (аналитическая справка - подтверждение, что проведено в рамках реализации утвержденных ОУ планов и программ на год).
  • видео (с указанием даты), конспекты и разработки проведенных в межаттестационный период открытых учебных, учебно-тренировочных, воспитательных, методических и др. мероприятий (в зависимости от должности аттестуемого), с подписью руководителя.

 "Карта результативности по итогам проведения анализа профессиональной деятельности педагогического работника экспертами экспертных групп в соответствии с графиком проведения аттестации и экспертные заключения".

  • Раздел содержит оригинал заполненной "карты результативности" педагогической деятельности аттестуемого.
  • Если эксперту не представлена карта результативности для проведения экспертных действий, он составляет акт в свободной форме, передает его в течении одного рабочего дня секретарю аттестационной комиссии. Экспертные действия не производятся экспертами, аттестуемый, руководитель ОУ (в которой работает аттестуемый), назначенные эксперты приглашаются на заседание аттестационной комиссии (с портфолио) для проведения аттестации в присутствии заявителя.
  • Раздел содержит форму экспертного заключения экспертов по итогам осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников (2 экз.)  
  • После проведения экспертного оценивания копии карты результативности и экспертных заключений вкладываются в раздел 2.5. портфолио.
  • Оригиналы документов передаются секретарю аттестационной комиссии не позднее 7 дней до заседания аттестационной комиссии.
  • С документами по итогам оценки результативности профессиональной деятельности аттестуемый знакомится под роспись не позднее 10 дней со дня начала оценки Портфолио экспертами.

6.2 Документация и материалы портфолио педагогического работника;

ПОРТФОЛИО

Портфолио – отобранная систематизированная информация, отражающая профессиональный рост и развитие педагога, а также свидетельство эффективности его труда.

Портфолио – инструмент оценивания  профессиональной компетентности  и эффективности профессиональной деятельности, а также самооценки профессиональной деятельности педагога.

Перечень понятий, используемых при оформлении портфолио

  • Портфолио – отобранная систематизированная информация, отражающая профессиональный рост и развитие педагога, а также свидетельство эффективности его труда.
  • Самоанализ – анализ собственной деятельности как процесс осмысления профессионального педагогического опыта, выявления профессиональных затруднений и определения путей их устранения.
  • Инновационная деятельность комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению педагогических новшеств  (инновационная деятельность является одной из функций методической работы).
  • Педагогический опыт целостная характеристика практики решения педагогических задач и проблем, в которой отражаются устойчивые закономерности, способы, условия и личностные предпосылки получения тех или иных результатов.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПОРТФОЛИО

  1. Оценочно-стимулирующая.

2. Развивающая по отношению к образовательной ситуации. Структура портфолио представляет собой своеобразный ориентир возможных видов активности педагогических работников.

3. Демонстрационная по отношению к процедуре экспертизы профессиональной компетентности  педагога.

ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕРИАЛАМ ПОРТФОЛИО

Портфолио - папка-накопитель с файлами, в которой зафиксирована информация о профессиональных  достижениях аттестуемого.

Каждый отдельный материал должен датироваться, все сведения, включенные в таблицы, схемы и диаграммы должны подтверждаться документально.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПОРТФОЛИО ПЕД, РАБОТНИКА

  1. Титульный лист
  2.  Общие сведения
  3.  Самоанализ профессиональной педагогической деятельности
  4.  Результаты профессиональной педагогической деятельности
  5.  Методическая деятельность
  6.  Инновационная (опытно-экспериментальная) деятельность

ПОРТФОЛИО

РАЗДЕЛ Общие сведения

  • Ф.И.О. (полностью)
  •  Год и дата рождения
  •  Место работы (полное наименование образовательной организации)
  •  Занимаемая должность и дата назначения на эту должность
  •  Образование: полное наименование учебного заведения и год его окончания (подтверждается копией документа об образовании)
  •  Полученная специальность, квалификация по диплому
  •  Наличие квалификационной категории и дата ее присвоения  (подтверждается копией аттестационного листа предыдущей аттестации)
  •  Сведения о повышении квалификации за последние 5 лет: тема программы повышения квалификации, название № документа, подтверждающего повышение квалификации, дата выдачи документа, продолжительность курсов, полное наименование ОО дополнительного профессионального образования (повышения квалификации специалистов) (подтверждается копиями удостоверений о повышении квалификации)
  •  Стаж педагогической работы  (подтверждается копией трудовой книжки)
  •  Общий трудовой стаж  
  •  Наличие наград и поощрений за межаттестационный (доаттестационный) период
  •  Наличие ученой степени, звания
  •  Наличие опыта работы в экспертных комиссиях, апелляционных комиссиях, предметных комиссиях по проверке ОГЭ, ЕГЭ, в жюри профессиональных конкурсов (подтверждается копиями сертификатов)

*"Карта результативности" содержит полную информацию о документах, которые представлены в портфолио.

*Эксперты экспертных групп оценивают баллами представленные в портфолио результаты педагогической деятельности аттестуемого педагогического работника.

*Эксперт, принимающий участие в процедуре оценки портфолио аттестуемого, выставляет индивидуально баллы в карту результативности в оценочный лист после каждой таблицы с результатами профессиональной деятельности.  

*Эксперт в ходе оценивания результативности работы педагогического работника выставляет итоговый балл и оформляет экспертное заключение, которое содержит обоснование результатов своей экспертной оценки.

*Итоги оценивания портфолио вносятся в оценочный лист по указанным разделам.

*На основании анализа портфолио и карты результативности экспертами оформляются экспертные заключения по установленной форме.

6.3 Структура написания методической разработки.