Формы использования ИКТ – технологий в системе работы ДОУ.
статья на тему

Таланова Елена Викторовна

В статье представлен опыт работы МАДОУ – ЦРР - детский сад № 366 «Самоцветы» по внедрению информационно-коммуникативных технологий на всех уровнях и со всеми участниками образовательных отношений. Автор даёт ответы на вопросы: какие категории ИКТ используются в ДОУ, как внедряют и используют эти технологии, как педагоги организуют работу с применением ИКТ и каким образом организовано повышение их квалификации, какую роль в процессе играют родители, почему и как нам следует создавать и поддерживать партнерские отношения между ними и учреждением, какие иные функции выполняют ИКТ в ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Таланова Елена Викторовна

педагог-психолог МАДОУ-ЦРР-

детский сад № 366 «Самоцветы»

Формы использования ИКТ – технологий в системе работы ДОУ.

В статье представлен опыт работы МАДОУ – ЦРР - детский сад № 366 «Самоцветы» по внедрению информационно-коммуникативных технологий на всех уровнях и со всеми участниками образовательных отношений. Автор даёт ответы на вопросы: какие категории ИКТ используются в ДОУ, как внедряют и используют эти технологии, как педагоги организуют работу с применением ИКТ и каким образом организовано повышение их квалификации, какую роль в процессе играют родители, почему и как нам следует создавать и поддерживать партнерские отношения между ними и учреждением, какие иные функции выполняют ИКТ в ДОУ.

ИКТ в контексте образования, часто воспринимают с двух сторон: технологии как средство обмена информацией и технологии как средство создания чего-то. Как указывает С. Паперт, образование также имеет два аспекта, один из них можно назвать информационным или инструктивным (приобретение информации и навыков), а другой — конструктивным (он обеспечивает созидание, открытие, построение знаний). Хотя оба аспекта одинаково важны, конструктивный аспект иногда недооценивают. Поэтому все больше и больше исследователей понятию ИКТ предпочитают термин «цифровые технологии», стремясь подчеркнуть необходимость баланса между информационным и конструктивным аспектами их внедрения в образование (в термине ИКТ, очевидно, представлен только первый аспект). Таким образом,  можно толковать ИКТ в широком и сбалансированном смысле, охватывающем и информационный, и конструктивный аспекты, и использовать понятия «ИКТ» и «цифровые технологии» как синонимы.

Аналогичным образом следует рассматривать умение пользоваться ИКТ в столь же широком и сбалансированном смысле, как навыки, необходимые для правильного, безопасного и эффективного использования цифровых технологий для учения и познания, и применять этот термин как синоним часто используемого понятия «цифровая грамотность».

Цифровая грамотность - понятие охватывает знания, навыки и понимание, необходимые для должного, безопасного и эффективного использования цифровых технологий в целях обучения и познания в профессиональной деятельности педагогов и в повседневной частной жизни. Цифровая грамотность - это совокупность умений, позволяющая: успешно прибегать к разным цифровым инструментам для удовлетворения личных потребностей и персонального развития; использовать ИКТ для успешного решения задач и проблем в цифровой среде; выбирать и применять подходящие технологии для поиска, обработки, использования, распространения или создания информации; критически оценивать и анализировать информацию, полученную из цифровых источников; понимать социальные последствия, возникающие в цифровом мире (в том числе вопросы безопасности, неприкосновенности частной жизни и этических последствий).

Таким образом педагоги ДОУ:

- работают в поисковых системах;

- распространяют свой опыт работы по средствам ведения личного мини сайта, сайта ДОУ, размещают свои научно-практические статьи и  рабочие материалы в сети Интернет;

- планируют работу и заполняют рабочую программу в цифровом формате;

- участвуют в дистанционных конкурсах, онлайн и заочных конференциях и семинарах, вебинарах;

- создают цифровые образовательные ресурсы;

- проходят дистанционные курсы повышения квалификации;

- участвуют в Общероссийском проекте «Школа цифрового века» Издательского дома «1сентября». 
         
Общероссийский проект «Школа цифрового века» разработан в соответствии с Федеральной целевой программой развития образования на 2011–2015 годы и направлен на развитие инновационного потенциала образовательных учреждений: вовлечение педагогических работников в цифровое образовательное пространство, повышение эффективности использования современных образовательных технологий (в том числе, информационно-коммуникационных технологий) в профессиональной деятельности.

Все педагоги, искренне заинтересованы в вовлечении родителей в процесс интеграции ИКТ. Они стремятся установить настоящие партнерские отношения с родителями и приветствуют их участие в образовательных программах. Мы знаем, что процесс не может быть успешным без активной поддержки и участия родителей.

Родители воспитанников имеют возможность:

-  получать оперативную информацию о ДОУ с сайта учреждения;

- знакомиться с рекомендациями педагогов и специалистов ДОУ в области воспитания, обучения и развития детей разного возраста;

- участвовать в работе интерактивного клуба «Мудрый родитель»;

- знакомиться с фото и видеоотчётами о жизни группы,  которую посещает их ребёнок;

- создавать детско-родительские проекты с использованием ИКТ технологий.

Сегодня нам трудно представить образовательное учреждение (любого уровня), в котором не было бы ИКТ. Все больше и больше детей знакомятся с компьютером еще до школы, зачастую даже раньше, чем приходят в ДОУ. Естественно, мы замечаем, что дети подвергаются как позитивному, так и негативному воздействию цифровых технологий. Соответственно в дошкольном образовании нельзя игнорировать ни одну из этих сторон. Необходимо найти такие механизмы использования информационных технологий, которые позволят достичь образовательных целей наиболее эффективным, естественным и творческим способом, когда их применение является обоснованным. Многие педагоги уверены, что ИКТ могут помочь детям в получении необходимых компетентностей еще до того, как они пойдут в школу. И владение ими в свою очередь будут являться и одной из мер профилактики школьной дезадаптации.

Для организации работы с детьми ДОУ оснащено интерактивной доской, мультимедийным оборудованием, компьютерами, фото и видео техникой, МФУ, компьютерными обучающими, коррекционными и диагностическими программами. Всё это позволяет педагогам на более высоком уровне организовывать образовательную работу.

В ДОУ разработан авторский проект интеграции информационно-коммуникационных технологий в систему работы педагога-психолога «Познакомьтесь это - Я, а это мир вокруг меня». Цель проекта: Интеграция информационно-коммуникационных технологий в психолого-педагогическую систему работы дошкольного образования и с целью развития личности и формирования успешной социализации ребёнка дошкольного возраста в соответствии с требованиями  ФГОС ДО.

В завершении можно сделать вывод, что XXI век, диктует нам новые, постоянно развивающиеся технологии. Компьютерная грамотность педагога на сегодняшний день должна быть гораздо выше, чем степень уверенного пользователя ПК.  Возможности использования в своей работе сети Интернет, различных образовательных, коррекционных и диагностических программ позволяют не только повысить свой потенциал, но и расширяют возможности педагогической деятельности в целом. Мы видим, что в современный детский сад приходят дети нового «информационного» поколения. Дома, в семье они легко осваивают компьютер, ноутбук, планшет и многие другие гаджеты. Поэтому детский сад должен работать на достаточно высоком современном уровне и быть насыщен не только современной техникой, но и современными педагогами.

Используемая литература

  1. Васильева Е.А. «Роль педагога в формировании информационного пространства дошкольника», Управление дошкольным образовательным учреждением №9, 2011
  2. Иван Калош Возможности информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании.  Аналитический обзор Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании.  М. 2011
  3. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 2. М.:НИИ школьных технологий, 2006