ФГОС дошкольного образования. Обновление образовательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО.
методическая разработка на тему

Гусева Надежда Михайловна
Обновление образовательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obnovlenie_obrazovatelnogo_protsessa_po_fgos.docx655.04 КБ

Предварительный просмотр:

ЮГО-ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

                                   Untitled-1Untitled-1

         

Государственное бюджетное образовательное учреждение

города  Москвы

средняя общеобразовательная школа  №1948

«Лингвист-М»

                  -.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.

                             ГБОУ СОШ  №1948 «Лингвист-М»

           

ФГОС  дошкольного образования.

Обновление образовательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО.

Дошкольное отделение корп.6,7

Старший воспитатель

Гусева Надежда Михайловна

Москва, 2014г.

За последние годы система современного российского образования претерпела существенные изменения.

В связи с реформированием образования, на федеральном уровне были разработаны нормативные документы регламентирующие структуру воспитательно-образовательного процесса для дошкольного образования.

Применительно к дошкольному образованию можно выделить следующие документы:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • Государственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.)  «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»);
  • Постановление Правительства РФ от 07.02.2011 N 61 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы»;
  • Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»

Внедряя в образовательный процесс ФГОС ДО дошкольные образовательные организации сталкиваются с проблемой изменения структуры основной образовательной программы и реализации образовательного процесса в соответствии с новым стандартом.

Образовательный процесс в ДО должен строится, учитывая:

  • контингент воспитанников;
  • возрастные и индивидуальные особенности детей;
  • социальный заказ родителей.

При организации целостного образовательного процесса необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму».

Схему реализации ФГОС ДО в дошкольной организации можно представить в виде модели целостного образовательного процесса, главными компонентами которой являются:

  • Воспитательно-образовательный процесс в соответствии с программой образовательной организации, в которой реализуется цель программы.
  • Цель воспитательно-образовательного процесса: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.
  • Исходя из цели формулируются задачи воспитательно-образовательного процесса, которые у каждой образовательной организации заявлены в соответствии со спецификой и направленностью деятельности ДО.
  • Задачи определяют содержание работы воспитательно-образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО, которое включает в себя взаимодействие педагога и воспитанника, взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников и различными социальными институтами (такими как библиотеки, центры развития, музыкальные школы, музеи и прочее).
  • Содержание работы реализуется в режиме дня, в течении которого образовательный процесс можно условно подразделить на: организованную образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкальной, чтения); организованную образовательную деятельность, осуществляемую  в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей; взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников.

Образовательная деятельность должна строиться на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентируясь на интересы и возможности каждого ребенка, учитывая социальную ситуацию его развития, используя формы и методы работы с детьми, не допуская как искусственное ускорение, так и искусственное замедление развитие детей.

  • Средства обучения и воспитания; современные формы, способы, методы и приемы работы (в соответствии с выбранной технологией); предметно-пространственная развивающая образовательная среда, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. Выбор форм и методов работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольной организации, её специфики, культурных и региональных особенностей, а также от опыта и творческого подхода педагога.
  • Педагогическая диагностика (мониторинг), которая направлена на оценку индивидуального развития дошкольников, связанную с оценкой эффективности педагогических действий и лежащую в основе их дальнейшего планирования. Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Результаты такой диагностики используются для индивидуализации образования и оптимизации работы с группой детей.

Если в образовательной организации воспитательно-образовательный процесс будет реализован в соответствии со структурными частями такой модели, то педагогическая деятельность в ДО станет более эффективной.

Образовательный процесс, в соответствии с ФГОС строится на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей, что дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления. Цель введения основной темы периода (одна неделя, две-три недели) – интегрировать образовательную деятельность и избежать разделения детской деятельности по образовательным областям.

Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольной организации.

Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.

Дошкольная образовательная организация для учета особенностей своего дошкольного учреждения может по своему усмотрению частично или полностью менять темы или их название, содержание работы, временной период и т.д. (в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13).